Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Употребление в речи гламурных фразеологизмов

Вопрос о лексике

В последние годы в нашей стране резко возрос интерес к лексике, пришедшей из других языков и других культур – иноязычным словам и устойчивым выражениям. Последние всё больше и больше употребляются в речи современных россиян, особенно подростков и так называемой «элиты», «света», с которых и берут пример наши сверстники.

Телевидение, радио, Интернет, СМИ – всё это «пестрит» не всегда понятными нам словами и фразеологизмами, в значении и употреблении в речи которых интересно разобраться. Больше всего меня заинтересовали современные фразеологизмы «ГЛАМУР КРЕПЧАЛ» и «ЗВЕЗДА В ШОКЕ». Эти фразеологизмы вошли в тенденцию « гламуроманию ». (1, 109).

Отсюда вытекает цель данного исследования: выяснить значение фразеологизмов «ГЛАМУР КРЕПЧАЛ» и «ЗВЕЗДА В ШОКЕ» , их происхождение, частоту и случаи использования.

Мы ставим перед собой следующие задачи:

• Понять значение данных устойчивых сочетаний;

• Проанализировать употребление их в речи подростков;

• Выяснить, почему эти фразеологизмы входят в наш словарный запас.

Объект нашего исследования – так называемые «гламурные фразеологизмы» ( термин наш – Р. Б. ) «ГЛАМУР КРЕПЧАЛ» и «ЗВЕЗДА В ШОКЕ».

Предмет нашего исследования – употребление данных устойчивых сочетаний в речи.

Методы исследования: анализ языкового материала, анкетирование и статистическая обработка результатов.

Данное исследование является, на наш взгляд, прикладным, так как позволяет увидеть особенности происхождения и употребления нашими ровесниками «гламурных фразеологизмов». В этом же заключается, на наш взгляд и его новизна: информацию о происхождении данных выражений и использовании «звёздами» мы встретили в Интернет-источниках (3), а вот об употреблении данных фразеологизмов подростками информации нами обнаружено не было.

Прикладная ценность полученных результатов заключается в возможности их практического использования другими лингвистами, интересующимися данной проблемой, учителями русского языка и преподавателями лингвистики, что и было уже сделано в МОУ «СОШ № 42» Кропман Е. Г. и Батуевой Г. В. , которые предлагали материалы нашего исследования как рабочие и дидактические материалы на своих уроках.

Употребление в речи гламурных фразеологизмов.

Фразеология – наука, изучающая значение и происхождение устойчивых выражений.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие крылатыми (« Как в воду опущенный», « Бегать как белка в колесе» и т. д. )

Под словом «фразеология» подразумевается:

1. Раздел языкознания — наука о фразеологизмах и идиомах.

2. Совокупность фразеологизмов и идиом какого–то языка, фразеологизмы русского литературного языка.

3. Красивые, напыщенные фразы, скрывающие бедность или лживость содержания (книжн. ). За пышной фразеологией нет никакой мысли.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями («Много снега - много хлеба»);

Другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями («Пусто, словно Мамай прошёл»);

Третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений и т. д. («Страшнее кошки зверя нет»).

О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям и различным надписям на памятниках, глиняных черепках, служивших вместо бумаги. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они - живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть азы, более сознательно им пользоваться. Вашему вниманию представим несколько распространённых фразеологизмов:

БИТЬ БАКЛУШИ - безделдельничать

ЛОМАТЬ КОМЕДИЮ - притворяться

РУБАХА-ПАРЕНЬ - общительный, открытый человек

ЧЁРНЫМ ПО БЕЛОМУ - ясно, чётко.

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче наш словарный запас, тем интереснее и ярче выражает свои мысли человек.

Обратимся к заинтересовавшим нас фразеологизмам, так называемым – «гламурным».

Значение и происхождение гламурных фразеологизмов « Гламур крепчал» и « Звезда в шоке ».

Итак, что же значат «гламурные фразеологизмы» (термин наш –Р. Б. )

« Гламур крепчал» и « Звезда в шоке »?

Концентрация гламура действительно достигла в наши дни предельных величин. Гламурными были уже 1980-е годы, в 1990-е гламур проник во все сферы нашей жизни без исключения. Ну а в начале нашего века уж то и дело можно было услышать рассказ о том, как «на лужайке возле виллы по-курортному и в то же время в высшей степени гламурно проводили время отдыхающие: пили шампанское, вдыхали аромат свечей и цветов, расправлялись с лангустами и личи, соперничая в искусстве светских бесед», и все мало - помалу оказались во власти «гламурной томности».

Слово «гламур» в переводе с английского и французского – роскошь, блеск, оно пока не занесено в словари, но все его знают,.

А неутомимые исследователи болезней уже нашли болезнь – гламуроманию. Но порой под этим словом подразумевают совершенно разные вещи – от безупречной и даже строгой элегантности до разнузданной экставагантности.

«Гламур крепчал» – это одно из языковых новшеств, рождённое глянцевыми журналами (так называемая «глянцевая лексика»). Один из журналов так и называется «Гламур». Фразеологизм «Гламур крепчал» расшифровывается как «Сделайте мне красиво».

Фразеологизм «Звезда в шоке».

В последнее время катастроф столько, что общество испытывает одно потрясение за другим, и состояние его, наверное, сродни тому, что возникает при «болевом шоке». Только этим можно объяснить вольное обращение с глаголом «шокировать» С английского шокировать переводится как «потрясать», «поражать» и уж потом «возмущать».

Фразеологизм «Звезда в шоке» чаще всего употребляется Сергеем Зверевым (певцом и стилистом) в случаи приятной неожиданности. Одно можно сказать точно: ЯЗЫК МЕНЯЕТСЯ С НАМИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

Чтобы выяснить, что по этому поводу думают люди, был проведён опрос учеников нашей школы. 51 учащемуся 6, 8 и 11 классов были заданы следующие вопросы:

1. Как ты думаешь, в каких случаях и кем употребляется фразеологизм «Звезда в шоке»?

2. Употребляете ли вы этот фразеологизм?

3. Как ты думаешь, что значит фразеологизм «Гламур крепчал»?

4. Употребляете ли вы этот фразеологизм ?

5. Как часто и где ты слышишь или читаешь эти фразеологизмы?

3. Статистические и аналитические результаты анкетирования.

6а 8а 11а

Как ты думаешь, в каких случаях и 14% людьми, когда с ними случается 84% Сергеем Зверевым 5О% Сергеем Зверевым кем употребляется фразеологизм что-то плохое 14% когда человек удивлён 20% одноклассниками

«звезда в шоке»? 9% когда звезде что-то не нравится 2% когда люди хотят обратить на 30% мной когда я удивлен(а)

3% Ксенией Собчак себя внимание

24% Сергеем Зверевым

12% когда ты видишь что-то смешное

Употребляете ли вы этот 91% нет 84 % нет 89% НЕТ

фразеологизм? 3% употребляю, если мне что-то не 16% да, когда нечего говорить 20% да, для прикола нравится

6% да, для прикола

Как ты думаешь, что значит 65% не знаю 2% круто оделся 100% не знаю фразеологизм «гламур крепчал»? 5% это значит, что гламура 98% не знаю становится больше

3% значит, что звезда выглядит супергламурно

27% важный переворот в гламурной жизни

Употребляете ли вы этот 100% нет 100% нет 100% нет фразеологизм ?

Как часто и где ты слышишь или 65% по телевизору 12% почти не слышу 20% в школе читаешь эти фразеологизмы? 5% от брата 3% везде и всегда 60% по телевизору

5% в классе 3% в кино 20% в современной речи

25% не слышу 64% по телевизору

6% от друзей

12% никогда не слышу

Опрос показал, что респонденты знают неточное или не совсем точное значение фразеологизмов «Гламур крепчал» и «Звезда в шоке».

Эти фразеологизмы в основном употребляют подростки и знаменитости (звёзды).

Частота и случаи употребления этих фразеологизмов бывают разные в зависимости от ситуации общения. В основном опрошенные слышат их от друзей (знакомых).

Появление стойкой тенденции

«Гламурные фразеологизмы» (термин наш – Р. Б. ) – веяние нашего противоречивого времени, когда в жизни людей (особенно в столице) появляется стойкая тенденция «гламуромании».

Эту тенденцию подхватывают и активно развивают средства массовой информации, особенно телевидение и некоторые каналы («МузТВ», «Style» и другие».

Вслед за СМИ носителями «гламурных фразеологизмов» становятся подростки, не всегда знающие значение данных устойчивых сочетаний и употребляющие их, часто не зная значения.

В последнее время в связи с активной «раскруткой» стилиста Сергея Зверева и его гламурного образа жизни увеличилась частота употребления данных фразеологизмов.

Предполагаем, что в провинции она значительно меньше, чем в столице, поэтому планируем в дальнейшем, анализируя Интернет-источники и «гламурные журналы», продолжить наше исследование.

Кроме того, интересно было бы проследить ( и это тоже наши ближайшие планы), насколько употребление «гламурных фразеологизмов» зависит от пола участников общения и их возраста.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)