Отдых  ->  Туризм  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Уральская красавица Чусовая

Напряженный ритм жизни городов заставляет человека искать отдых вне своего обычного окружения, чаще всего за городом. Но большое скопление людей на той или иной территории не проходит бесследно. Беспорядочный туризм уничтожил немало уникальных памятников природы. И если мы хотим отдыхать с пользой для себя сейчас и в будущем, уже сегодня нужно задуматься о сохранении и окультуривании прекрасных уголков уральской природы.

На Урале есть уникальное место, привлекающее туристов со всех концов нашей страны – река Чусовая. В географическом отношении Чусовая имеет редкую особенность. Это единственная река, которая пересекла Уральский хребет с востока на запад, как бы соединив Азию и Европу.

Только сойдет снег и установится теплая погода, сотни людей приезжают сюда, чтобы насладиться прекрасными видами нашей реки и совершить увлекательный сплав вниз по течению реки. Вместе с родителями и мы отправились в это путешествие. По дороге вели дневник, записывая все, что с нами происходило.

Река Чусовая — левый приток Камы — удивительная река. Одна из крупных и красивейших рек Урала. Название реки происходит от двух корней — искаженного коми-пермяцкого чус или удмуртского чус (быстрый, проворный) (хотя среднее течение реки считается 3 км/час) и ва (вода).

Берет начало в предгорьях восточной части Среднего Урала из озера Сурны в Челябинской области. Впадает в Камское водохранилище. Протекает Чусовая по территории 2 областей: Челябинской, Свердловской и Пермскому краю. Города на реке: Первоуральск, Чусовой.

Главная красота чусовских берегов — это, конечно же, скалы, которые с небольшими промежутками тянутся сплошным гребнем. Такие скалы на Чусовой называются «камни», которые могут тянуться вдоль берега до 1,5 км. Самый высокий из них — это камень Великан (166 м). Зрелище незабываемое и в ясный солнечный день, когда скалы блестят на солнце и во время ненастья, так как каждый камень имеет свой цвет и структуру. В некоторых камнях есть пещеры. Русло реки чрезвычайно извилисто.

Река Чусовая

Река труженица.

В истории горнозаводского Урала река Чусовая занимает особое место. В 16 веке купцы Строгановы, владевшие на Каме соляными варницами , организовали промысел соли на Чусовой. В 1568 году по указу Ивана Грозного земли реки Чусовой от устья до истоков были пожалованы Якову Строганову. Вскоре новый хозяин основал нижнее-чусовские городки, которые явились форпостом колонизации чусовских земель.

Славу богатого рудного края Урал приобрел в 18 веке. Петр 1 направил на Урал тульского кузнеца Никиту Демидовича Антуфьева (Петр звал его просто Демидыч, и постепенно отчество знатока железоделательного и кузнечного дела стало его фамилией).

Никита Демидов

Металл, выплавляемый на демидовских заводах с маркой «Соболь». Не уступал знаменитому шведскому железу. До постройки железной дороги на Урал она являлась главной транспортной магистралью, по которой более полусотни заводов Урала, Сибири и Алтая отправляли уральский металл и другую готовую продукцию в европейскую часть России. Всю зиму к пристаням на Чусовой подвозилось железо, пушнина, хлеб. Многие пристани одновременно были и верфями. Обычно в течении зимы одна или две семьи строили барку –коломенку из столетних «коломенных» сосен. Барка представляла из себя лодку длинной 35-40 метров шириной 6-8 метров грузоподъемностью до 200 тонн. К весне Чусовая «оживала». На сплав бурлаки шли пешком сотни километров из вятской. Казанской, Уфимской губернии. После постройки нужно было спустить барку на воду –«спихнуть». Этот процесс называли «спищкой2 нагружали барки прямо на воде. На Чусовой короткий весенний паводок, поэтому работа велась круглосуточно. Лед взламывали. Выпуская в верховьях воду из прудов. Уровень воды поднимался на 3-4 метра. После прохода льда начинался сплав барок. Это опасное предприятие. Огромная скорость реки, ее извилистость, береговые скалы на поворотах, перекаты, подводные камни- все препятствовало сплаву.

На барки в красной рубахе, подпоясанный кушаком, в шляпе с цветными лентами стоял сплавщик – лоцман и давал команды бурлакам, которые гребли двумя огромными веслами ( на носу и на корме), называемыми «потесями». На каждую налегали 20 человек «потесных». Ежегодно часть барок гибло. ударяясь о береговые камни, которые потом стали называть «бойцами». С 1880 года на барках стали применять «лоты» -чугунные слитки 20-25 пудов , которые на цепях волочились за баркой. Это улучшило управляемость баркой и снизило процент аварий. В целях безопасности –часть камней «бойцов» была взорвана, перекаты очищены. Срезаны острые мысы. Установлены причальные столбы.

Иногда барки не успевали пройти по большой воде и садились на мель. Бывало что «мелели» все караваны. Приходилось перегружать товар на более мелкие барки или платить большие деньги, чтобы владельцы прудов выпустили несколько вершков.

На каждой барке был флаг цветом, присвоенного заводу. Проплывая мимо пристани с «казенной» барки. Где плыло начальство, раздавался пушечный выстрел. С берега отвечали тем же. Барки за 5-6 дней приходили в Пермь, преодолевая в сутки 100 километров (дальше по Каме и Волге поднимались лямкой лошадьми и бурлаками. ) У Твери караван зимовал. И на следующий год , пройдя знаменитые Боровичские пороги на реке Мсте, озеро Ильмень, реку Волхов, Ладожский канал, караван входил в Неву. В Петербурге железо сдавалось в казну или продавалось за границу.

В 19 веке на Чусовой было 16 пристаней, от которых сплавлялось до 70 % всей уральской промышленности и сельскохозяйственной продукции, транспортирующейся водой.

С постройкой в 1878 году первой железной дороги на Урале. Которая прошла рядом с заводами и соединила Пермь и Екатеринбург. Через Нижний Тагил, транспортное значение Чусовой упало. Однако часть металла сплавляли еще по « инерции» на барках. Последний сплав на барках осуществлен в 1918 году. В период гражданской войны и в годы разрухи В. И. Ленин вспомнил о Чусовой как о частичном восстановлении по ней связи Урала с центром России.

В последующие годы Чусовая стала крупной лесосплавной рекой. Сначала лес сплавляли плотами, а потом «молем» (одиночные деревья). В дальнейшем постановления об охране природы на берегах реки прекращена рубка, а с 1973 года сплав леса, очищены берега от затонувших деревьев. Теперь Чусовая принадлежит туристам, рыболовам и охотникам.

Национальный природный парк «Река Чусовая»

Идея создания парка «Река Чусовая» возникла давно. Некоторые ученые еще в 60-70-е годы прошлого столетия предлагали превратить ее красивейшие берега в заповедник. Однако судьба Чусовой складывалась трагично. Реку долгое время преступно отравляли вредными стоками многие промышленные предприятия. Были случаи, когда Чусовая на целые сотни километров становилась мертвой. В ней погибала рыба, раки и другая живность.

В последние годы ситуация изменилась в лучшую сторону. Сейчас в реке вновь появились даже хариусы, а они являются индикаторами чистой воды.

В 2001 году вышел Указ губернатора области Э. Росселя «о мерах по стабилизации экологической ситуации и рациональному природопользованию в бассейне реки Чусовой», в котором была поставлена задача о создании природного парка. Его основная цель - охрана уникальных природных и культурно-исторических объектов, а так же развитие спортивно-познавательного туризма и отдыха. Учредителем парка является правительство Свердловской области. Площадь территории парка «Река Чусовая» составляет более 77000 гектаров. Парк расположен на землях сразу трех муниципальных образований - Пригородного и Шалинского районов, а так же поселка Староуткинск. Парк состоит их двух основных участков: «Висимского – от поселка Висимо-Уткинск до Висима и «Чусовского» от Софронинского камня и до границы с Пермским краем. На территории парка находится свыше 50 различных памятников природы, более памятников истории, археологии и архитектуры.

Туристический маршрут по реке Чусовой

Маршрут начинается у села Усть-Утка. Это одно из старинных и больших сел на Чусовой. Оно возникло в 1703 г. Здесь когда-то была одна из крупных пристаней. Сюда поступала продукция из Нижнетагильского, Нижнесалдинского, Черноисточинского и Висимоуткинского заводов. В двух километрах от села стоит камень Красный, а на другом берегу – Желтый. Камни получили такое название по цвету лишайников, растущих на них. Протекая через длинный перекат, Чусовая ударяется о камень Харенки. А напротив находится памятник Акинфию Демидову.

Далее перед нами встает один из самых значительных камней – бойцов реки Чусовой – Омутной. Отвесная скала взметнулась из воды на 70 м. По преданию, камень зовется так потому, что река около него очень глубока. В камне есть несколько пещер. А с вершины открывается удивительный вид.

Вид со скалы на реке Чусовой

Слева по течению реки виднеется камень Дыроватый, который тянется по берегу на целый километр. В одной из выступающих из леса скал зияет отверстие на высоте 20 – 25 м над уровнем реки. Пещеру посещают почти все туристы. Заглянули туда, конечно, и мы. В 1978 г. экспедиция Свердловского архитектурного института провела обмеры и дала ей и гротам названия. Теперь эта пещера Туристов. Первый, главный, грот назван Жертвенным.

В 1958 – 1960 г. г. , когда маршрут стал функционировать, весь грот был заполнен костями животных. Очевидно, это было жертвенное место аборигенов Чусовой. Сейчас костей, к сожалению нет. Они развезены туристами в качестве сувениров и реликвий. Из Жертвенного грота ведут два ответвления. Правый постепенно сужается и завален камнями. За высоким барьером небольшой грот – Мешок. Левое ответвление через несколько метров образует еще один грот – Окно. Через него открывается вид на Чусовую. Отсюда каменный коридор поворачивает вправо и, постепенно снижаясь и сужаясь, превращается в узкую щель – грот Идола. На стенках грота имеются причудливые потеки, которые заканчивались раньше сталактитами. К сожалению, их тоже постигла учась «сувениров». Камень Дыроватый заканчивается огромной 80 м стеной. В этом камне одна из крупнейших пещер Чусовой. Но побывать нам там не удалось, т. к. подъем и спуск требует специального снаряжения и владения навыками скалолазания. Пещера так и называется – Пещера Скалолазов.

А вот за камнем Дыроватым находится остров, омываемый протоками реки. На правом берегу виден красивейший камень – Олений. 70-метровая глыба характерна неповторимым контуром, сочетанием заросших лесом логов и гладких красновато- желтых камней.

За камнем Синим видны несколько отдельно стоящих скал камня Конька. Средняя скала напоминает коня с вытянутой шеей. Этот камень удивительное творение природы.

По левому берегу видны дома деревни Пермяково. За камнем Пермяков начинается длинный остров, разрезанный в конце несколькими протоками с сильным течением. Здесь предпочтительнее идти в слева. Повернув на юг, Чусовая подходит к историческому и геологическому памятнику – камню Писанному.

На противоположном берегу установлен единственный в своем роде монумент на Чусовой – памятный крест, выполненный из цельного камня высотой 165 м. Поставлен он 31 мая 1779 г. на месте рождения в 1724 г. сына Акинфия Демидова – Никиты, о чем свидетельствуют записи на кресте.

За камнем Писанным – перекат, слева нас встречает оригинальный камень – Столбы. Он как бы выходит из воды сказочными богатырями. В камне несколько слепых пещер. Высота камня от 20 до 50 м.

У камня Самаринского река входит в пределы Пермского края. Впереди виден остров Осиновый, справа одноименный камень. Далее встречается низкий, с характерными ровными горизонтальными окаменелыми волнами камень Пластинки.

Ниже выдвинулся камень Сплавщик. По преданию, около этого камня одна из барок село на мель, и во время спуска якоря один из сплавщиков утонул. Перед поворотом влево река течет мимо красивейшего камня Дужного, похожего на пирамиду. Пласты породы, сжатые во время горнообразования, представляют из себя огромные дуги, достигаюие высоты 60 м.

Из-за крутого поворота справа виден второй по величине на Чусовой камень Ростун. Сосны и ели облепили его. Темно-оранжевый от лишайников. Ростун особенно красив в лучах заходящего солнца.

Справа впадает в Чусовую река Серебряная. От этой небольшой речки Ермак начал перевал через Уральские горы в 1581 г. , когда поднимаясь по Чусовой, искал выход в Сибирские реки. Добравшись до устья реки Кокуй, казаки зимовали, весной спустились на плотах до реки Тагил, а оттуда – в Иртыш. Поход Ермака открыл русским путь к заселению и освоению Зауралье. Вот в каком историческом месте мы побывали!

Через несколько километров мы увидели на правом берегу уникальный камень Кирпичный. Не верится, что этот камень творение природы. , а не рук человеческих. Перед глазами разрушенный временем и заросший лесом древний замок. Как в разрезе предстают башни, внутренний дворик, крепостная стена.

За поворотом виден камень Печка. Во время сплава нужно пересечь быструю струю, чтобы судно не отбросило к камню Великану. Великан поднимается на высоту 115 м и тянется на правом берегу почти 1,5 км. Мрачная стена прогнулась в середине и словно плачет от непосильной тяжести: в центре его постоянно просачивается вода. В начале камня есть пещера, где течет ручеек. Именно здесь мы набирали воду.

За Великаном маленький, выступающий в реку камень Воробей. Во время сплава он не разбивал плоты, а «отклевывал» по бревнышку. За это и получил такое прозвище. На повороте видно село Кын. Это старинное уральское село, название которого переводится как «холодный». Возникло оно в 1706 г.

Камень Мултык напоминает огромную пирамиду, поросшую лесом. Здесь очень звучное эхо. Раньше камень был очень опасным бойцом. Через несколько километров пути мы подплыли к деревне Верхняя Ослянка. Раньше здесь была пристань Горноблагодатских заводов.

Здесь и закончился наш маршрут.

Проблемы национального парка «Река Чусовая»

Путешествуя по удивительной по красоте реке, мы увидели не менее удивительное небрежное отношение к этой красоте некоторых туристов. На местах стоянок используется живой лес, не потушив костров, группы отправляются к следующей стоянке, очень много мусора остается там, где отдыхали туристы, а часть попадает в воду.

На Чусовой раньше существовала турбаза «Коуровская». Но потом эту базу прикрыли, т. к. государство в наше время не имеет возможности ее содержать.

В настоящее время река Чусовая взята под контроль Министерства Природных ресурсов, однако контроль за использованием прибрежных территорий не осуществляется.

Поэтому мы предлагаем, в первую очередь, осуществлять организованный туризм. Организаторы должны нести ответственность за сохранение чистоты на стоянках, охрану леса, редких растений и животных.

А места стоянок привести в более культурное состояние.

Также необходимо вести постоянную разъяснительную работу среди туристов, которые также должны нести персональную ответственность за нанесение ущерба национальному парку. Необходимо планировать количество людей, которые посещают это уникальное место.

Экология реки находится в опасном состоянии и поэтому важно сегодня сохранить ее как национальное достояние. А это значит:

  • Сохранить Чусовую как источник пресной воды;
  • Сохранить Чусовую как археологический и исторический памятник природы;
  • Сделать туризм комфортабельным, но безопасным для природы.

Как показало наше путешествие, главной проблемой является вопрос защиты и охраны природной среды. Нас поразила природа скал, их неповторимая мощная величественная красота. Уникальность их форм, складок, расположение вызвали восторг и навсегда останутся в нашей памяти. Мы узнали много интересных фактов об истории мест, где побывали. Нам захотелось поделиться своими впечатлениями со своими одноклассниками.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)