Дом  ->  Домашние животные  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Уроки дрессировки в рассказах

Чтение – одно из моих любимых занятий. Особенно интересно читать о животных. В прошлом году я подробно изучил творчество Веры Васильевны Чаплиной и рассказы о её питомцах. Мне захотелось узнать, кто ещё из писателей пишет о животных.

Мама посоветовала прочитать произведения известной всему миру дрессировщицы Н.

Дуровой.

В школьной библиотеке мне предложили книги Н. Дуровой «Невкусные отметки»,

«Повести и рассказы».

Сюжет рассказов «Котька», «Матрена и Люлька», «Чавка» настолько захватил меня, что захотелось прочесть другие произведения и узнать об авторе подробнее. Я узнал, что Наталия Юрьевна Дурова – потомственная дрессировщица, и все её рассказы автобиографичны.

История возникновения цирка

Первые упоминания о далеких предках цирковых артистов мы встречаем в древнеегипетских папирусах (Фокусник и дрессировщик Джеди развлекал фараона Хеопса).

Цирковое искусство было популярно в различных странах: Древней Индии, Китае, Японии, Греции и Риме.

На народных гуляниях и ярмарках можно было увидеть выступления бродячих артистов – силачей, акробатов, канатоходцев, дрессировщиков, фокусников.

Первый в мире профессиональный цирк был основан в 1780 г. англичанином Ф. Астлеем. Его выступления проходили под открытым небом. Само же слово «Ц И Р К» впервые появилось в 1807 г. , когда братья Франкони построили в Париже здание для выступлений, имевшее круглую форму. На нём впервые появилась вывеска «Цирк». Цирк в переводе с латинского означает «круг».

Но слово «цирк» имеет другое, более широкое значение. Оно определяет особый вид актерского искусства, в основе которого лежит трюк – впечатляющее зрителей действие.

Дрессировка – дрессура, (от французского «обучать, натаскивать») – жанр циркового искусства, приручение и подготовка животных к публичному демонстрированию трюков на манеже или другой зрелищной площадке

Дрессировка сводится к выработке у животных стойких условных рефлексов, заставляющих животных реагировать на сигнал дрессировщика ответным действием.

Дрессировка как жанр была известна ещё в глубокой древности (Китай, Индия, Древний Египет, Греция и Римская Византия). В средние века в Западной Европе с дрессированными животными в ярмарочных театрах выступали странствующие комедианты.

Истоки дрессировки как самостоятельного циркового жанра – бродячие конно-акробатические группы ( 16-18 вв. ). С середины 19 века этот жанр стал неотъемлемой частью цирковых программ.

До 90-х годов 19 века применялась дрессировка групп однородных животных, позднее и так называемая смешанная дрессировка: хищников различных пород, домашних животных и хищников. Смешанную дрессировку ввел немецкий дрессировщик К. Гагенбек, её пионерами в русском цирке были Дуровы.

На протяжении развития цирка всего использовалось три метода дрессировки:

1. «Дикая», болевая: основывается на запугивании, устрашении животного, на причинении физической боли.

2. «Мягкая», гуманная: строится на приёмах ласкового обращения и пищевого поощрения.

3. Комплексная, в которой разумно сочетаются первый и второй методы, с преобладанием второго (у животных вырабатывают условные рефлексы, заставляющие их подавлять в себе нежелание работать)

В старом цирке господствовала «дикая» дрессировка (введена английским дрессировщиком Т. Батти, «мягкую» дрессировку ввёл К. Гагенбек, утверждающий, что «путь к сердцу животного лежит через его желудок».

В России основоположником и постоянным пропагандистом «мягкой» дрессировки был Дуров.

Гениальные личности из династии Дуровых

Род Дуровых очень древний, ему более 450 лет. Первые Туровские были выходцами из Польши, переселившимися на смоленские земли в России. Звать их стали «по-русски» - Туровы. А при Иване Грозном появляется первый Дуров. Он был постельничным, т. е. заведовал постельными принадлежностями царя, хранил печать самодержавца. В его ведении была канцелярия государя, и умер он через 1 час после смерти Ивана Грозного.

Род Дуровых дал много гениальных личностей.

Прапрабабушка Наталии Юрьевны –

Надежда Андреевна Дурова (1783 (по некоторым источникам – 1788) – 1866) с детских лет отличалась независимостью характера, силой, ловкостью, храбростью.

В 1806 году, переодевшись в мужское платье, тайно ушла из дома и вступила под именем

Александра Васильевича Дурова в казачий полк. Затем служила в армии под фамилиями

Александров, Соколов. Стала первой женщиной-офицером. Участвовала в сражениях, спасла от гибели русского офицера, за этот подвиг была награждена Георгиевским крестом.

Во время Отечественной войны 1812 года участвовала в Бородинском сражении, где была контужена. После Бородинского сражения Надежда Дурова – ординарец Кутузова.

Надежда Дурова является автором мемуарных записок «Кавалерист-девица, происшествие в России». До сих пор они сохраняют свое значение и как ценный исторический документ, и как яркое литературное произведение, которые принесли ей литературную славу. Она была похоронена в военном мундире с воинскими почестями.

Театральная династия Дуровых начинается с двух мальчиков – братьев Владимира и Анатолия. Братья Дуровы были чрезвычайно популярны в дореволюционной России. Они создали новый жанр циркового искусства – клоунада с участием диких зверей.

Анатолий Леонидович (1864-1916), начал артистическую жизнь в 1879 году в Москве, в балагане О. Ринальдо.

Владимир Леонидович Дуров (1863-1934), заслуженный артист республики (1927). О нём я прочитал в книге, написанной им самим «Мои звери». Эту книгу я нашёл в школьной библиотеке. Самым запоминающимся рассказом для меня оказался рассказ «Хрюшка-Финтифлюшка».

С самых ранних лет, его тянуло к зверям и птицам. Но он не так дрессировал зверей, как другие дрессировщики, а по-своему. До этого многие дрессировщики и укротители побоями, голодом, угрозами заставляли зверя или птицу выполнить определенное действие: курица маршировала потому, что железный лист, на котором она стояла, подогревался на огне; «кошачий концерт» вызвался струнами, привязанными к лапам животных, лягушка танцевала «канкан» под воздействием тока, пропущенного через аквариум. «Обычно обучая слона ходить по «бутылкам», кружиться и вставать на задние лапы, действуют болью. Если слон не слушается, они рвут ему уши стальным крючком или же втыкают шило под кожу» (из рассказа «Слон Бэби»).

Он первый в истории российского цирка стал применять новый способ не побоями и палкой, а лаской, хорошим обращением, лакомством. Дуров первый из клоунов заговорил со сцены, до него клоуны работали молча. Но Дуров был не только дрессировщиком, но и ученым. В своем творчестве он стал исходить из теории условных рефлексов академика И. П. Павлова. Владимир Дуров создал экспериментальную лабораторию по изучению психологии животных и создал новую теорию дрессировки, основанную на учении об условных рефлексах, на гуманном, безболевом методе. Он часами наблюдал за животными, фиксировал свои записи. В его уголке проходили научные заседания.

Театру зверей предшествовал Уголок Дурова, созданный в 1912 году. До 1917 года он назывался «Фабрикой зоорефлексологии». Владимир Дуров усмотрел в природе животного способности и понял: не надо принуждать насильно к трюкам. Он впервые перевел зверей на сцену, объединил в одном номере природных врагов.

«Звери, - любил повторять В. Л. Дуров, - не дикие по существу, а дикими их делает обстановка жизни, человек и голод».

Анна Игнатьевна (1868-1950) - жена Владимира Леонидовича, первоначально была дрессировщицей лошадей, позднее – ассистентка в аттракционе мужа, после смерти мужа была директором «Уголка имени Дурова».

Владимир Владимирович (1888-1912) – сын Владимира Леонидовича, дрессировщик.

Наталья Владимировна (1889-1918) - дочь Владимира Леонидовича (мать Юрия Владимировича, бабушка Натальи Юрьевны), работала в театре и на эстраде, снималась в кино.

Анна Владимировна (1900-1978) – дочь Владимира Леонидовича, дрессировщица морских львов, после смерти отца стала художественным руководителем «Театра зверей» (1943).

Юрий Владимирович (1910-1971) - (внук Владимира Леонидовича, сын Натальи Владимировны), дрессировщик.

Юрий Юрьевич (1954) – сын Юрия Владимировича, правнук Владимира Леонидовича, брат Наталии Юрьевны. Преемник отца, с 1971 руководит его аттракционом.

Владимир Григорьевич (1909-1972) – внук Анатолия Леонидовича, народный артист РФ, объединил в своих выступлениях клоунаду с показом дрессированных животных.

Тереза Васильевна (1926) - первая женщина-укротитель в знаменитой династии, единственная живая внучка основателя клана «дедушки Дурова» воскресила позабытые традиции клоунады с использованием животных, которыми прославился на весь мир Анатолий Дуров. Ее талант «очеловечивать» зверей, выполнять сложнейшие и осмысленные трюки, был похож на чудо.

Тереза Ганнибаловна Дурова (1953) - правнучка Анатолия Леонидовича Дурова. Работала вцирке дрессировщицей. В 1991году создает московский театр клоунады, которому в1993году был присвоен статус государственного.

Наталья Юрьевна – воспитатель, писатель, человек

Наталья Юрьевна – дочь Юрия Владимировича (13. 04. 1934), правнучка Владимира Леонидовича.

У Наталии Юрьевны, правнучки великого дрессировщика, было особенное детство. Ей было 4 года, когда отец – Юрий Владимирович вывел её на манеж. Многое о её биографии я узнала из её

рассказов. Так в рассказе «Как появилась у меня звериная семья» Наталия Юрьевна рассказывает, что с

6 лет мечтала стать дрессировщицей. «Мои родители отличались тем, что семья животных состояла из такого множества различных существ, что было трудно определить: кого же я, когда вырасту, возьму в свою семью».

В 9 лет начался её трудовой стаж – её имя вписали в трудовую книжку отца. Из-за гастролей отца она училась в ста школах! Это не приблизительная, а точная цифра. Училась она хорошо. Уже в начальных классах обнаружился гуманитарный «уклон».

Во время войны она вместе с родителями работала, выступала на передовой. Их слон выходил и, как бульдозер, расчищал завалы обвалившихся домов, вытаскивал детей. Её, малышку тоже брали с собой, потому что она шла как слоновожатый, это была известная всему миру Наташина няня, слониха Лили.

Ещё в детстве Наташа получила Уроки Доброты. Был у них в коллективе человек, старик Бено, который усыновлял детей-сирот и делал из них артистов. Не доедая сам, он отдавал им всё, что имел. Он усыновил 21 ребенка. После смерти артиста троих маленьких мальчиков усыновили Наташины родители.

С 1951 г. по 1956 г. она училась в литературном институте. И с самого начала своего творческого пути она видела свое предназначение быть детской писательницей, воспитывать детей с помощью книги. «Ребенка с детства нужно приучать к чтению, так же как к труду. Чтение - первая настоящая работа для мозга малыша».

В 1963 - 1973 годах в Союзцирке выступала с дрессированными морскими львами, моржами, обезьянами. Были и неудачи. Так на Всемирном фестивале в 1957 году ей откусила палец гиена. Выступая в Японии, повредила правую руку – пеликаны поработали, клюв у них – две опасные бритвы, зашивала сама себе, т. к. медицинская страховка не входила в контракт.

Дрессировщица создала в 1979 году «Театр зверей». Сейчас это единственное в мире, уникальное творческое объединение «Страна чудес дедушки Дурова». Впервые в этом здании прозвучало слово «ЭКОЛОГИЯ» - «Экос» – дом, «логос» - наука. Дом может быть разным, дом, в котором мы живем, дом – театр, дом – моя Родина, Дом – это вся планета, нужно вырастить хозяина этого дома, чтобы дом не давал трещин.

Слово «экология» - уже не биологический термин. Как говорят языковеды, «произошло расширение основного значения слова». И теперь можно говорить об «экологии души, экологии отношений».

«Вот оно, дело твое, театр! Разожги костер любви к четвероногим и пернатым, разожги костер любви ко всем деревцам и травинкам, которые пустили корни в землю, дающую жизнь».

Бережно хранят в музее Уголка Дурова чучела животных, которые работали в театре.

Муж Наталии Юрьевны - Михаил Петрович Болдуман - актер МХАТа. Они прожили с ним 30 лет, вот уже 20 лет его нет в живых.

Сын Дуровой - Михаил, - вундеркинд. С полутора лет читает. Знает 20 иностранных языков, имеет сертификат синхронного переводчика на 10 языках.

Сыну она тоже посвящает свои произведения - «Междугородняя артистка». Мальчику часто приходилось проводить дни без мамы, мама в постоянных разъездах. «Лишаю себя самого дорогого – связи с домом в Москве, где живет мой маленький сын Михайлушка». Он называет своего папу народным артистом, а маму – «междугородней артисткой». Маленький мальчик мечтает стать «географистом», «чтобы по карте искать маму». «Милый мой светловолосый сын, да, я сейчас далеко, в пути, на работе, о которой ты ничего не знаешь. В моем вагоне холодно, когда я думаю о тебе, Михайлушка, мне становится теплее, я забываю про усталость». «Когда ты подрастешь, Михайлушка, ты простишь маме свои первые обиды на неё, потому что поймешь много: что такое работа, что такое жизнь Я всегда с тобой, если ты ищешь меня на карте, я это чувствую». Мне горько становиться от мысли, что мой сын скажет, когда я приеду: «Мама, когда ты будешь всегда, а не как подарок. »

Джозеф Редьярд Киплинг

Джозеф Редьярд Киплинг – английский писатель. Родился в Бомбее. В то время Индия находилась в колониальной зависимости от Британской империи, одним из колониальных чиновников был и отец будущего писателя.

Сюжет о ребенке, воспитанном зверями, хорошо известен в фольклоре многих народов. Древние греки рассказывали о боге Зевсе, которого вскормила волшебная коза Амалфея, римляне – о мальчиках Ромуле и Реме, вскормленных волчицей.

Красивая сказка о гармоничном сосуществовании человека и животных получила своё воплощение в книгах Д. Р. Киплинга. (Первая и вторая «Книга джунглей» (1894-1895).

Секреты дедушки Дурова в рассказах Наталии Дуровой

Собирая публикации о Владимире Дурове, читая его рассказы во многих источниках я находил материал, в котором рассказывалось о том, как нужно правильно дрессировать животных. Их называют «секреты» или «заповеди» дедушки Дурова.

Об этом он пишет в рассказе «Слон Бэби»:

«Я, обучая животных, стараюсь действовать лаской, лакомым кусочком, а не побоями». Подготовить любую сценку не так-то легко. Пришлось затратить много труда и терпения. Но и здесь, как всегда, я действовал только лаской и ни разу не ударил своего четвероного ученика Бэби. Слон любил меня и был послушен и добр».

Мы нашли 7 «заповедей». Все эти заповеди использовала в своей цирковой и литературной работе его правнучка Наталия Юрьевна Дурова.

1. В дрессировке нужно использовать природные особенности животных. «Надо лишь терпеливо и ласково «выманивать» из зверей Богом данные таланты и затем развивать и закреплять этот дар».

2. Метод «вкусопоощрения». За правильное задание животные получали лакомства.

«Если долго воздействовать на агрессивное существо сахаром, оно запляшет».

3. Настойчивость (ежедневное повторение одного и того же) и терпение.

4. Доброе отношение к животным, великая любовь к «братьям нашим меньшим»

5. «Случись у дрессировщика радость или горе, чувства такие, что он не может скрыть от животных, то такой дрессировщик не может выйти на манеж».

6. «Если ударить несколько раз по носу потенциального хищника потенциальной жертвой, хищник смирится».

7. «Если держать хищника и жертву вместе, но при этом хорошо кормить, - они не будут истреблять друг друга и объединятся для общего дела».

Я попытался раскрыть не все принципы дрессировки, а только те, которые мне самому было легко увидеть в рассказах, я выбрал 4 «заповеди» и проанализировал 9 рассказов.

Все свои наблюдения, впечатления я фиксировал сначала в «Дневнике юного читателя».

Дневник помог мне обобщить, систематизировать свои впечатления от прочитанных книг, глубже понять смысл рассказов.

Первый принцип дрессировки можно увидеть практически во всех рассказах Наталии Юрьевны, мне особенно понравились три рассказа, на них я остановлюсь более подробно.

Использовать природные особенности животных

«Надо лишь терпеливо и ласково «выманивать» из зверей Богом данные таланты и затем развивать и закреплять этот дар».

«Научить стирать Чавку легко. Ведь даже на воле, найдя лакомый кусочек,

О еноте, который в цирковых прежде, чем съесть, енот его обязательно ополоснет. Такова природная

Рассказ номерах выступал в роли прачки. особенность енота Сначала Чавка будет споласкивать в корыте кусочки мяса,

«Чавка». которые я ему буду бросать. Чавка, разворачивая платок обязательно сполоснет платок вместе с кусочком мяса.

«Для зайца такая работа (барабанить) была не трудной: барабанить,

Рассказ О зайце – барабанщике. раздражаясь по пустякам, он привык с детства в лесу. Только здесь, в цирке,

«И заяц способен на подвиг». барабанить нужно не со злости, а по знаку дрессировщика, лишь бы давали за это вкусную петрушку».

«Объяснялось все просто: черепная коробка у морского льва нежная и слабая,

Рассказ «Пашка». О дрессировке морского льва как у маленького ребенка, и, боясь летящих на голову предметов, морской лев

Пашки, который ловко отбивал мячивсегда старается все отразить своим ловким носом».

своим носом. Перед тем, как съесть рыбу он подбрасывает рыбу вверх для того, «чтобы поймать её с головы, иначе острый хвостовой плавник мог поранить горло»

Следующий метод дрессировки для меня не явился большим открытием, я часто хожу в цирк где, за каждое правильно выполненное задание животные получают лакомства. Об этом и рассказывает нам автор.

Метод «вкусопоощрения»

«Если долго воздействовать на агрессивное существо любовью и сахаром, оно запляшет».

О том, как Обезьяна Матрена

Рассказ «Матрена и Люлька». разыгрывала роль благовоспитанной«Она должна была перелистывать страницы большой книги, где незаметно для и умной обезьяны. зрителя находила себе лакомства».

Рассказ о том, как мальчик Никита«Положи под счёты мучных червячков. Глупында с какой стороны ни подойдет к решил дрессировать ворону, счетам, все червячков достать не сможет. А потом передвинула косточку на которую звали Глупында. Он пришелсчетах клювом и достала червячка. Уперлась Глупында лапкой, сразу

Рассказ «Глупында». к дрессировщице, и она передвинулись две костяшки. Так и пошла работа. Наелась Глупында, а заодно и рассказала мальчику, как добитьсянаучилась костяшки передвигать».

результата. В конце рассказа мальчик переименовывает ворону, дает ей имя Кара. «Такую умницу Глупындой называть просто обидно».

Работа дрессировщика требует огромного терпения и сильной воли. Об этом следующие два рассказа автора.

Настойчивость и терпение

«Целыми днями я пропадала около клетки. Мне сделали палки с острием на

Автор рассказывает о приручении конце. Я насаживала на них мясо. Первые дни Котька не брала мясо и глухо рыси, которую раньше приняли за ворчала, завидев палку. Но голод, в конце концов, заставил её подойти».

камышовую кошку. Мама «Я хотела её погладить, она ответила недовольным ворчанием. Я настойчиво отговаривала юную дрессировщицу, протянула к ней руку. Точным и легким ударом Котька отбросила мою руку».

Рассказ «Котька». так как с рысями в то время еще «День за днем я кормила её на манеже, приручала ходить на цепочке, сидеть со никто не работал. мной спокойно на барьере, лежать на опилках, ложиться со мной на ковер».

И вот долгожданный результат : «Вскоре Котька привыкла ко мне настолько, что ходила за мной как собака».

«Попытка соблазнить львицу рыбкой ни вызвала ни малейшего впечатления.

«Как появилась у меня звериная Тревога вытеснила у Купавы аппетит Буду сидеть как вкопанная, чтобы вы меня семья». О приручении морской львицы не боялись и привыкли. Так прошло около часа, еще час. Устала спина от игры

Купавы в окаменелость, быстро-быстро я наклонилась к тазику с рыбой и начала бросать её в воду, я настолько увлеклась, что не заметила, как опустел тазик. Знакомство состоялось наполовину».

«В нашей жизни не хватает витамина Д, или иными словами доброты», -говорит в одном из интервью Наталия Юрьевна. И эту любовь к животным и доброту она пытается передать детям через свои рассказы. Вот один из них.

Доброта

Безграничная любовь к животным

Рассказ о морже Вите, которого « Мне казалось, что все смеялись надо мной из-за имени, которым я нарекла

«Витязь Дурова привезла с севера и малыша. Любой малыш, чей бы он ни был, не может не вызывать умиления и с острова Врангеля». который в свое время был нежности.

единственным в мире Пока мой морж ещё мал – я его приемная мама. Он настолько привязался ко мне, дрессированным моржом. что когда я пыталась отойти, поднимал тревогу, громко ухая и колотя по стенке деревянного ящика. »

Они вместе учатся плавать в бассейне, Наталья Юрьевна готовит ему кашу, удаляя все косточки в рыбном филе и промалывая его на мясорубке.

Итак, из каждого рассказа я узнал что-то новое о дрессуре животных, а все вместе рассказы Наталии Юрьевны Дуровой – это настоящая энциклопедия уроков дрессировки.

Дурова - писательница неотделима от Дуровой артистки. Мир литературного творчества связан с её театрально-цирковой деятельностью.

«Без понимания и любви к меньшему брату, зверям и птицам невозможно стать уверенным в себе, что ты сам человек, да и другим помогаешь найти правильную дорогу».

«Наша работа живая. У неё есть лапы, хвост, а главное говорящие глаза. И это свое отношение к животным ты должен передать тому, кто входит в наш бурный и прекрасный мир».

Она постоянно своей работой, своим литературным творчеством говорит о сосуществовании всего живого на Земле, о неприкосновенности нашего дома.

Об этом впервые со страниц книг заговорил английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг (1865 – 1936), нобелевский лауреат. Красивая сказка о гармоничном сосуществовании человека и животных получила свое воплощение в его книгах.

«Мы с тобой одной крови, ты и я» -

(слова Редьярда Киплинга) – стали идеей всей её жизни, работы и литературного творчества.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)