Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Уровень общей коммуникативной толерантности школьников старшего школьного возраста

Обоснование выбора темы

Толерантность актуальна как качество, без которого невозможна полнота существования человека в полисубъектной среде: терпимость формируется, прежде всего, преодолением нетерпимости, как истинное добро - не в словах, а в действительном творении добра и непременном преодолении зла.

«Управляющей инстанцией» толерантного поведения является толерантное мышление. Его можно рассматривать как способ решения эмоциональных задач. Таких задач, которые связанны с выбором формы поведения и эмоционального реагирования в различных жизненных ситуациях.

Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, прежде всего, в опыте личности. Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (негативизм отношения), имеется у каждого человека. Школьники, обладающие разными характерами, представлениями, манерой поведения, вынуждены порой принимать (а то и терпеть!), скажем, школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, кого-то в классе.

Процесс воспитания толерантности происходит эффективней, когда он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях вероятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения. Наличие или создание такого поля - серьезная задача педагога и поэтому важно знать уровень общей коммуникативной толерантности своих школьников.

Объект: коммуникативная компетентность старшеклассников

Предмет: общая коммуникативная толерантность старшеклассников

Цель: Определить уровень толерантности учащихся старших классов Аксарковской ШИС(п)ОО и Харсаимской ШИС(п)ОО

Задачи:

1. Изучение научной литературы по данному направлению.

2. Проведение исследование методом анкетирования в старших классах Аксарковской и Харсаимской ШИС(п)ОО

3. Анализ полученных результатов.

Методы:

1. Изучение и анализ научной литературы по данной проблеме.

Социологический метод: анкетирование школьников старшего школьного возраста общеобразовательный учреждений с. Аксарка и с. Харсаим

2. Метод математической обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

3. Сравнительный анализ результатов изучения литературных источников, социологического опроса.

Гипотеза: Чем старше человек становится, и чем больше он узнает об окружающих его людях, приобретая опыт общения, тем толерантнее он становится.

Научная новизна в том, что исследование уровня общей коммуникативной толерантности в общеобразовательных учреждениях Приуральского района в подобном масштабе еще не проводилось.

Практическая значимость

Толерантность, в сущности, не столько качество, черта личности, сколько ее состояние, точнее - реализуемое состояние. Поэтому особенностью воспитания толерантности выступает теснейшее двуединство его задач: развитие а) готовности и б) подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, каковы они есть. Готовность - это внутреннее состояние, мотивация, желание и способность положительного отношения к объекту; а подготовленность - практические умения коммуникации и понимания, умения разобраться, постараться понять другого и его обстоятельства, динамичную - обновляющуюся или новую - среду. И школа, являясь общим пространством жизнедеятельности школьников, может быть тем местом, где этот процесс может осуществляться успешно. Результаты исследования могут оказать помощь педагогам в планировании воспитательной работы со старшеклассниками.

Толерантность – как основа психологического благополучия личности

Известно, что толерантность понимается как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни. Эта способность формируется у каждого человека как существа социального, у каждой общности, неизменно «соприкасающейся» с другими общностями.

По мнению Ю. М. Орлова, эмоционально-когнитивной основой толерантности выступает саногенное мышление. Саногенное мышление - это мышление, порождающее здоровье, согласие и мир. Оно позволяет контролировать эмоции, осознавать их происхождение из мыслей. Это мышление не допускает переживания патогенных эмоций, угашает их эмоциональный заряд и изживает из памяти.

Патогенное мышление ведет к болезням, страданию и конфликтам. Оно вызывает патогенные эмоции: обиду, вину, стыд, зависть, гордость, ревность и некоторые другие. Толерантность складывается при условии минимизации патогенных эмоций, а в отдельных случаях и их полного изживания из сознания и поведения человека. Одним из путей оздоровления наших чувств является осознание когнитивного механизма зарождения патогенных эмоций. Базовой патогенной эмоцией является обида. Она возникает у субъекта от несоответствия его ожиданий реальному поведению значимого другого. Человек обижающийся всегда ожидает от других большего, чем реально от них получает. Эмоциональные раны, наносимые обидой, лучше всего заживляет прощение. В основе прощения лежит любовь. «Не судите, да не судимы будете. То, каким судом судите, таким будете судимы» - широко известные христианские заповеди.

Чувством противоположным обиде выступает вина. Эта эмоция возникает у человека, когда его поведение не соответствует ожиданиям другого лица. В данном контексте ожидание - это представление другого о том, как я должен себя вести по отношению к нему. На ожидания влияют обычаи, традиции, но формируются они прежде всего под влиянием значимого другого. Путь избавления от вины - признать за собой право на ошибку.

Условием вины является стыд. Он возникает от рассогласования собственного поведения и его ожидания. Субъектом и поведения, и ожидания здесь выступает одно лицо. Объектом стыда предстают интериоризированные нормы поведения. Если вина представляет собой реакцию на осуждение вас другими, на их в вас разочарование, то стыд возникает даже, когда вас никто не осуждает. Условием нейтрализации стыда служит прощение себя, отказ от оценочной по отношению к себе позиции.

На пути к толерантности стоит зависть. Она возникает у человека, не обладающего ценностью, к лицу, ею обладающей. Предметом зависти может быть молодость, здоровье, красота, удача, материальный достаток и т. п. Зависть дополняется гордостью. Это чувство возникает у человека, обладающего ценностью по отношению к лицу, ею не обладающей. Источником этих двух чувств выступает логическая операция сравнения. Зависть и гордость взаимно усиливают друг друга. Ослабив одно из чувств, мы можем нейтрализовать и другое. Так, перестав гордиться, человек перестанет и завидовать.

Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его организация - основное поле деятельности педагогов, на котором только они и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности школьников, а также свой собственный.

Толерантность имеет и качественные границы. Диапазон этих границ широк: от полного приятия, согласия, в широком смысле дружественности в отношении того или иного объекта - до безразличия, равнодушия, так сказать, прямого или опосредованного контакта без отношения (когда глядят и не видят!) - до скрытого или явного неприятия людей, мнений, ситуаций, недопустимости мысли о возможном равенстве кого-то с собой, до нетерпимости, конфликта, в худшем случае - агрессии.

Нельзя не сказать и об этических, ценностных границах, требующих понимания и особенно четкой нравственной позиции, толерантности педагога в процессе воспитания этого качества у детей. Имеются в виду границы, за пределами которых то, что требует нетерпимости, что должно быть неприемлемо, с чем нельзя равнодушно сосуществовать: предательство, преступление, терроризм.

Толерантность - не равнодушие, а труд души! Она должна подвигнуть человека на альтернативу толерантности - действенное неприятие, доступную возрасту и статусу реальную борьбу с тем, что антигуманно, а потому неприемлемо, будь то разрушение природы или издевательство над слабым, неуважение старости или национальная вражда. Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности.

Методика диагностики толерантности

Толерантность входит в структуру коммуникативной компетентности, которая формируется у школьников при изучении гуманитарных дисциплин. В. В. Бойко выделяет в качестве показателя толерантности коммуникативную установку личности. Он различает несколько уровней толерантности, или ее форм: ситуативную коммуникативную толерантность, типологическую коммуникативную толерантность, профессиональную толерантность, общую коммуникативную толерантность.

1) Уровень ситуативной коммуникативной толерантности — фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку, например, коллеге, пациенту, случайному попутчику. Низкий уровень ситуативной толерантности проявляется, например, в высказываниях: «терпеть не могу этого человека», «он меня раздражает своим присутствием», «меня трясет от него», «меня все в нем возмущает».

О высоком уровне свидетельствуют выражения типа: «мне очень импонирует этот деловой партнер», «с этим человеком легко общаться». О среднем уровне говорят высказывания типа: «не все я принимаю в этом человеке», «иногда он невыносим», «кое-что меня в нем раздражает».

2) Уровень типологической коммуникативной толерантности — выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии. Определенная энергия эмоций выражается во взаимодействии с конкретными человеческими типами. Низкий уровень типологической толерантности заключен, например, в словах: «меня раздражает такой тип людей», «я не стал бы жить в одной комнате с нацменом», «лучше не иметь дела с клиентами — пенсионерами». Средний уровень проступает в оборотах речи: «такие люди вызывают противоречивые чувства», «если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера». О высоком уровне типологической толерантности свидетельствуют выражения: «обычно представители этой нации — хорошие люди», «обожаю такой тип мужчин».

3) Уровень профессиональной толерантности — проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. В этом случае дополнительная энергия эмоций обнаруживается у личности, главным образом в рабочей обстановке.

Так, можно говорить о терпимости врача или медсестры в отношениях с больными — капризными, преувеличивающими тяжесть заболевания, нарушающими больничный режим и т. п. У стюардесс есть понятие «хороший» или «плохой» пассажир. У официантов, парикмахеров, водителей такси — «хороший» или «плохой» клиент, у педагогов «хороший» или «плохой» ученик.

4) Уровень общей коммуникативной толерантности — в нем просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека.

Общая коммуникативная толерантность в значительной мере предопределяет прочие ее формы — ситуативную, типологическую, профессиональную.

Для проведения исследования была выбрана методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко.

Характеристики уровня общей коммуникативной толерантности по В. В. Бойко

Как же узнать, в какой мере вы способны проявлять терпимость к другим? Об этом свидетельствуют определенные поведенческие признаки и умонастроения.

О низком уровне общей коммуникативной толерантности свидетельствуют следующие особенности поведения:

1. Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей.

Индивидуальность другого — это, прежде всего то, что составляет особенное в нем: данное от природы, воспитанное, усвоенное в среде обитания. Мера несовпадения личностных подструктур партнеров и составляет различия их индивидуальностей.

Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя. В этом случае вы отказываете партнеру в праве на индивидуальность и, словно в прокрустово ложе, втискиваете партнера в ту или иную подструктуру своей личности. Более того, в прямом или завуалированном виде вы считаете себя «истиной в последней инстанции», судите о партнерах, руководствуясь своими привычками, установками и настроениями.

3. Вы категоричны или консервативны в оценках людей.

Таким способом вы регламентируете проявление индивидуальности партнеров и требуете от них предпочтительного для себя однообразия, которое соответствует вашему внутреннему миру — сложившимся ценностям и вкусам.

4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров.

Качества личности партнера, которые определяют положительный эмоциональный фон общения с ним, назовем коммуникабельными, а качества партнера, вызывающие негативное отношение к нему — некоммуникабельными. Человек с низким уровнем общей коммуникативной толерантности обычно демонстрирует неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнера. Неприятие в другом чаще всего вызывают некоммуникабельные типы лиц, некоммуникабельные черты личности и некоммуникабельные манеры общения.

5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера.

В сущности, вы беретесь за непосильную задачу — вознамерились изменить ту или иную подструктуру личности, обновить, переподчинить или заменить ее элементы. Попытки перевоспитать партнера проявляются в жесткой или мягкой форме, но в любом случае, они встречают его сопротивление. Жесткая форма отмечается, например, в привычке читать мораль, поучать, укорять в нарушении правил этики. Мягкая сводится к требованиям соблюдать правила поведения и сотрудничества, к замечаниям по разным поводам.

6. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным.

В данном случае вы как бы «обтесываете» те или иные качества личности партнера, стремясь регламентировать его поступки или добиться сходства с собой, настаиваете на принятии вашей точки зрения, оценивая партнера, исходите из своих обстоятельств и т. д.

7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

Это означает, что ваше сознание «застревает» на различиях между личностными подструктурами — вашей и партнера. Таков источник взаимных обид, стремления усложнить отношения с партнером, придавать особый неприятный смысл его поступкам и словам.

8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер.

Такое наблюдается в тех случаях, когда партнер недомогает, жалуется, капризничает, нервничает или ищет соучастия и сопереживания. Человек с низким уровнем коммуникативной толерантности — душевно черствый и поэтому либо не замечает подобных состояний, либо они его раздражают, по крайней мере, вызывают осуждение. При этом он игнорирует то, что сам тоже бывает в дискомфортных состояниях и обычно рассчитывает на понимание и поддержку окружающих.

9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других.

Данное обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для вас функционально важнее и достигается проще, чем адаптация к партнерам. Во всяком случае, вы постараетесь менять и переделывать прежде всего партнера, а не себя — для некоторых это непоколебимое кредо. Взаимное существование, однако, предполагает адаптационные умения обеих сторон.

Толерантность входит в структуру коммуникативной компетентности, которая формируется разными источниками, но в общеобразовательной школе – это гуманитарные предметы.

Различают несколько уровней толерантности, или ее форм: ситуативную коммуникативную толерантность, типологическую коммуникативную толерантность, профессиональную толерантность, общую коммуникативную толерантность.

Для проведения исследования была выбрана методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко, так как общая коммуникативная толерантность в значительной мере предопределяет прочие ее формы — ситуативную, типологическую, профессиональную.

Результаты эмпирического исследования

Для обследования были выбраны старшеклассники двух школ - Аксарковской ШИС(П)ОО и Харсаимской ШИС(П)ОО, так как первая является местом учёбы автора исследования и в этой школе учится много(школа находится в районном центре) детей, а вторая школа является малокомплектной и находится в удалённом месте от районного центра.

Наша анкета состояла из 45 вопросов, которые разделены на 9 шкал. Каждая шкала определяет уровень толерантности по отдельным темам. Необходимо отметить, что вопросы составлены так, что чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности.

Максимальное число баллов, которое можно заработать — 135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так же невероятно получить ноль баллов — свидетельство терпимости личности ко всем типам партнеров во всех ситуациях.

Результаты исследования общего уровня толерантности старшеклассников Аксарковской ШИС(п)ОО

Изучение уровня общей коммуникативной толерантности старшеклассников проводилось в письменно форме.

На вопросы анкеты ответило 79 учащихся 9-11 классов Аксарковской ШИС(п)ОО (практически все старшеклассники). Сводная таблица представлена в приложении 2.

Если рассматривать результаты опроса по отдельным шкалам, то это выглядит следующим образом:

Шкала 1. «Неприятие или непонимание индивидуальности человека» (график 1).

Больше всего баллов набрал 10К и тем самым, можно сказать, что у них самый низкий уровень толерантности у 10К, а самый высокий у 9Б класса.

Шкала 2. «Использование себя в качестве эталона при оценке других» (график 2).

Чаще всего используют себя в качестве эталона учащиеся 10К, а более толерантны 11В.

Выводы: По результатам этих двух шкал мы можем сказать, что наименее толерантны 10К.

Шкала 3. «Категоричность и консерватизм в оценках людей» (график 3).

Наиболее категоричны в оценке людей школьники 11Б, а наименее 11В

Шкала 4. «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнёров» (график 4).

Самый низкий уровень толерантности у ребят 10К, а самый высокий у 11В.

Вывод: По результатам 3 и 4 шкал наиболее толерантны школьники 11В класса.

Шкала 5. «Стремление переделать, перевоспитать партнёра» (график 5).

Самый высокий балл у школьников 11Б, а самый низкий у 10К. Таким образом, школьники 11Б класса стремятся переделывать своих партнёров по общению.

Шкала 6. «Стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным» (график 6).

Самый низкий уровень толерантности у школьников 9Б класса, а самый высокий уровень толерантности у 11В.

Шкала 7. «Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности» (график 7).

Самый низкий уровень толерантности у 10Б, самый высокий у 10 В.

Шкала 8. «Нетерпение к физическому или психологическому дискомфорту партнёра» (график 8).

Самый высокий уровень толерантности у школьников 11Б, самый низкий 11В.

Шкала 9. «Неумение приспосабливаться к партнёру» (график 9).

Самый высокий балл у 11Б, а самый низкий балл у 11В класса, значит ученики 11Б класса более толерантны в общении с партнёрами.

Самый высокий балл у школьников 11Б класса, значит, они наименее толерантны и им необходимо учиться общению с людьми, а самый низкий у школьников 11В класса. Можем сказать, что уровень толерантности в 11В классе оптимальный и у них нет больших проблем в общении с людьми (график 10).

Результаты исследования общего уровня толерантности старшеклассников Харсаимская ШИС(п)ОО

Изучение уровня общей коммуникативной толерантности старшеклассников проводилось в письменно форме.

На вопросы анкеты ответило 25 учащихся 9-11 классов Харсаимской ШИС(п)ОО (практически все старшеклассники). Сводная таблица представлена в приложении 3.

Если рассматривать результаты опроса по отдельным шкалам, то это выглядит следующим образом:

Шкала 1. «Неприятие или непонимание индивидуальности человека» (график 11). Самый высокий балл у школьников 11 класса значит они менее толерантны, а самый низкий у 10 класса значит они более толерантны.

Шкала 2. «Использование себя в качестве эталона при оценке других» (график 12). Самый высокий балл у школьников 11 класса, а самый низкий у 10 класса. В качестве эталона используют себя ученики 11 класса, а более толерантны ученики 10 класса.

Шкала 3. «Категоричность или консерватизм в оценке людей» (график 13). Наиболее категоричны в оценке людей школьники 10 класса, а наименее учащиеся 11 класса.

Шкала 4. «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнёров». Самый низкий уровень толерантности у школьников 10 класса, а самый высокий у 9 класса.

Шкала 5. «Стремление переделать, перевоспитать партнёров» (график 15). Стремятся переделать партнёра ученики 10 класса, а более толерантны ученики 11 класса.

Шкала 6. «Стремление подогнать партнёра под себя, сделать его удобным» (график 16).

Самый низкий уровень толерантности у школьников 10 класса, а самый высокий уровень толерантности у школьников 9 класса.

Шкала 7. «Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности» (график 17).

Самый низкий уровень толерантности у 10 класса, самый высокий у 9 класса.

Шкала 8. «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнёров» (график 18). Самый низкий балл у 11 класса, а самый высокий у 9 класса. Самый высокий уровень толерантности у 9 класса, самый низкий 11 класса.

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к партнёрам (график 19). Не умеют приспосабливаться к партнёру ученики 10 класса, а ученики 9 класса более толерантны.

Самый высокий балл у 10 класса, это значит, что они менее толерантны и им надо учиться общаться с людьми. А самый низкий балл у учеников 9 класса, у них нет проблем общению с людьми (график 20).

Высокий уровень коммуникативной толерантности показали 9-классники обеих школ, а из 11-классников высокий уровень коммуникативной толерантности показали только учащиеся 11В Аксарковской ШИС(п)ОО.

Если сравнить количество школьников с низким уровнем толерантности в классах то идёт по возрастающей следующим образом 11В, 10В, 9Б,10Б, 10К, 11К, 11Б в Аксарковской ШИС(П)ОО, а в 9, 10, 11 классах Харсаимской ШИС(П)ОО детей с низким уровнем толерантности нет, все дети показали либо средний либо высокий уровень толерантности.

Предположения сделанные в гипотезе не подтвердились, так как строгой закономерности возрастания уровня общей коммуникативной толерантности по мере взросления и приобретения жизненного опыта старшеклассниками, не подтвердился так как высокий уровень общей коммуникативной толерантности показали 9-классники обеих школ, а из 11-классников высокий уровень общей коммуникативной толерантности показали только учащиеся 11В Аксарковской ШИС(п)ОО.

Учащихся с низким уровнем толерантности не оказалось в Харсаимской ШИСО(п)ОО, а в Аксарковской ШИСО(п)ОО во всех обследуемых классах этот показатель был.

Толерантность - динамичный феномен, за которым ценностные основания, нравственные ориентиры, которые тоже динамичны и для которых могут создаваться объективные возможности и пространство воспитания.

Среди источников формирующих толерантность на первом месте, конечно же, семья, т. е. живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Действенны и такие источники, как личные впечатления от отдельных людей, читаемых книг, образовательное пространство школы, потока «образцов», показываемых СМИ. Все эти и другие источники и создают, формируют жизненный опыт детей, а в нем и их опыт толерантности.

Стихийность не исключает направленности. Любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности - целенаправленной организации позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, т. е. создания пространства взаимодействия с другими - иными по взглядам или поведению - людьми, коллективами, иначе говоря - сосуществования разного. Каким бы это разное ни было, в любом случае педагогу необходимо быть готовым к нему, а для этого в наибольшей мере необходимо знать не только источники, но и факторы, зоны, содержащие саму возможность того, что вызывает необходимость толерантности.

Таким образом, можно сказать, что организация жизнедеятельности ребят должна быть организована так, чтобы создавались ситуации, побуждающие толерантность и отдельного ученика и коллектива, т. е. нужно создавать образ жизни, продуцирующий толерантность.

1. Баллы

1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы _

2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди_

3. Шумные детские игры переношу с трудом_

4. Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно_

5. Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня_

2. Баллы

1. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник_

2. Меня раздражают любители поговорить_

3. Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, если он проявит инициативу_

4. Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры_

5. Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня_

3.

1. Немодно одетые люди вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды)_

2. Так называемые «новые русские» производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством_

3. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне_

4. Есть тип юношей (девушек), который я не выношу_

5. Терпеть не могу одноклассников, которые хорошо (плохо) учатся _

4. Баллы

1. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же_

2. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен_

3. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем_

4. Мне неприятны самоуверенные люди_

5. Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного человека, который толкается в транспорте_

5. Баллы

1. Я имею привычку поучать окружающих_

2. Невоспитанные люди возмущают меня_

3. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо_

4. Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания. _

5. Я люблю командовать близкими.

6.

1. Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах_

2. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка_

3. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня_

4. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают_

5. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется_

7. Баллы

1. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам_

2. Меня часто упрекают в ворчливости_

3. Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю_

4. Нельзя прощать одноклассникам бестактные шутки_

5. Если одноклассник непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь.

8. Баллы

1. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку_

2. Внутренне я не одобряю одноклассников (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих проблемах_

3. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою жизнь_

4. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)_

5. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей_

9. Баллы

1. Как правило, мне трудно идти на уступки друзьям_

2. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер_

3. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым одноклассникам_

4. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми_

5. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что приятель (подруга) прав_

Уровень общей коммуникативной толерантности старшеклассников Аксарковской ШИС(п)ОО по отдельным позициям

Компоненты установки 9Б

Компоненты установки 9 10 11

В опросе участвовало 14 4 7

1 Неприятие или непонимание индивидуальности человека 5,2 5,5 4,1

2. Использование себя в качестве эталона при оценке других 3,5 5 2,9

3. Категоричность или консерватизм в оценках 3,9 6 3,1

4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров 5 6,5 6,1

5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров 2,9 4,5 1,9

6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным 3,6 7 4,6

7. Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности 2,5 6,8 4,3

8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера 3,6 4 4,7

9. Неумение приспосабливаться к партнерам 4,9 5,3 4,7

В сумме: 35,1 50,6 36,4

В среднем по классу 3,9 5,6 4,0

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)