Условия систематизации геометрических фигур
В начальной школе ученик учится читать, писать, считать, логически думать, принимать решения. Все эти умения нужны для того, чтобы хорошо учиться и усваивать новые знания в старших классах. Мы считаем, что данная тема: «Условия систематизации геометрических фигур» является актуальной: чтобы изменить жизнь в нашем обществе надо увеличить количество интеллектуальных людей. Решить эту задачу смогут молодые люди, если уже в школе будут готовить себя к овладению интеллектуальным трудом. Интеллектуальный человек – это человек, овладевший достаточным объемом знаний и способностью эти знания использовать. Основными интеллектуальными умениями являются логические умения, их развивают больше всего на уроках математики. Ученик должен уметь обосновывать и доказывать суждения, формулировать четкие определения, сравнивать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Объект исследования - геометрический материал на уроках математики, предмет - логическое умение (систематизировать), формируемое на основе геометрического материала курса математики начальных классов.
При исследовании проблемы мы исходили из следующей гипотезы: если применить умения обобщать, систематизировать и классифицировать, то можно найти необходимые условия и привести в систему изученный геометрический материал.
Проблема исследования потребовала решения следующих задач:
1) выявить, что такое система, где ее используют, какие виды систем бывают;
2) рассмотреть условия, по которым можно построить систему геометрического материала,
3) проверить экспериментально действие наших логических построений.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования.
Теоретическое исследование проблемы включало:
- изучение и анализ специальной литературы по математике и логике в свете сформулированной проблемы исследования;
- анализ геометрического материала в учебниках математики.
Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего наблюдения.
Если теоретическую часть работы мне помогали сделать взрослые, то практическую часть выполнена самостоятельно.
Системы и их применение
Система это приведение разрозненных знаний в какое-либо единство.
Системы бывают разные естественные и искусственные. Естественные это системы, существующие в природе, независимо от деятельности человека: круговорот воды в природе, система дыхания у человека, а искусственные системы созданы человеком, например: таблица сложения, система отопления в домах и другие.
Искусственные системы создаются для удобства деятельности, для рациональности, для логики мышления.
Условия систематизации геометрических фигур
В начальной школе мы изучили следующие геометрические фигуры:
1. квадрат 5. треугольник 9. отрезок
2. круг 6. прямоугольник 10. шар
3. прямая 7. куб
4. кривая 8. угол
Для того, чтобы их систематизировать мы рассуждали следующим образом:
1. находим первое условие, по которому различаются эти фигуры – это объемные и плоские;
2. среди плоских и объемных фигур выделяем - имеющие углы и не имеющие углы;
3. среди плоских фигур отделяем состоящие из линий и имеющие площадь.
Выполняя умственные действия сравнения, обобщения, анализа, вычленения у меня получилась вот такая система геометрических фигур.
Систематизация геометрических фигур
линейные плоские объемные
Наличие углов 1
2 3 4 4 8
Отсутствие углов
Таким образом, выявляя признаки, сравнивая объекты по их признакам, классифицируя их, подмечая закономерности варьирования признаков в совокупности однородных объектов, мы построили некую систему, которую в дальнейшем при изучении геометрического материала и расширении знаний о геометрических фигурах можно будет расширить, дополнить и продолжить построение системы на основе логического анализа.
Такая работа развивает логическое мышление, умения и навыки, которые помогают успешно учиться по разным предметам школьного курса и способствует лучшему усвоению знаний, обработке и сохранению информации, что в наш информационный век, является очень важным показателем современногочеловека.
Комментарии