Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Условия систематизации геометрических фигур

В начальной школе ученик учится читать, писать, считать, логически думать, принимать решения. Все эти умения нужны для того, чтобы хорошо учиться и усваивать новые знания в старших классах. Мы считаем, что данная тема: «Условия систематизации геометрических фигур» является актуальной: чтобы изменить жизнь в нашем обществе надо увеличить количество интеллектуальных людей. Решить эту задачу смогут молодые люди, если уже в школе будут готовить себя к овладению интеллектуальным трудом. Интеллектуальный человек – это человек, овладевший достаточным объемом знаний и способностью эти знания использовать. Основными интеллектуальными умениями являются логические умения, их развивают больше всего на уроках математики. Ученик должен уметь обосновывать и доказывать суждения, формулировать четкие определения, сравнивать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Объект исследования - геометрический материал на уроках математики, предмет - логическое умение (систематизировать), формируемое на основе геометрического материала курса математики начальных классов.

При исследовании проблемы мы исходили из следующей гипотезы: если применить умения обобщать, систематизировать и классифицировать, то можно найти необходимые условия и привести в систему изученный геометрический материал.

Проблема исследования потребовала решения следующих задач:

1) выявить, что такое система, где ее используют, какие виды систем бывают;

2) рассмотреть условия, по которым можно построить систему геометрического материала,

3) проверить экспериментально действие наших логических построений.

Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования.

Теоретическое исследование проблемы включало:

- изучение и анализ специальной литературы по математике и логике в свете сформулированной проблемы исследования;

- анализ геометрического материала в учебниках математики.

Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего наблюдения.

Если теоретическую часть работы мне помогали сделать взрослые, то практическую часть выполнена самостоятельно.

Системы и их применение

Система это приведение разрозненных знаний в какое-либо единство.

Системы бывают разные естественные и искусственные. Естественные это системы, существующие в природе, независимо от деятельности человека: круговорот воды в природе, система дыхания у человека, а искусственные системы созданы человеком, например: таблица сложения, система отопления в домах и другие.

Искусственные системы создаются для удобства деятельности, для рациональности, для логики мышления.

Условия систематизации геометрических фигур

В начальной школе мы изучили следующие геометрические фигуры:

1. квадрат 5. треугольник 9. отрезок

2. круг 6. прямоугольник 10. шар

3. прямая 7. куб

4. кривая 8. угол

Для того, чтобы их систематизировать мы рассуждали следующим образом:

1. находим первое условие, по которому различаются эти фигуры – это объемные и плоские;

2. среди плоских и объемных фигур выделяем - имеющие углы и не имеющие углы;

3. среди плоских фигур отделяем состоящие из линий и имеющие площадь.

Выполняя умственные действия сравнения, обобщения, анализа, вычленения у меня получилась вот такая система геометрических фигур.

Систематизация геометрических фигур

линейные плоские объемные

Наличие углов 1

2 3 4 4 8

Отсутствие углов

Таким образом, выявляя признаки, сравнивая объекты по их признакам, классифицируя их, подмечая закономерности варьирования признаков в совокупности однородных объектов, мы построили некую систему, которую в дальнейшем при изучении геометрического материала и расширении знаний о геометрических фигурах можно будет расширить, дополнить и продолжить построение системы на основе логического анализа.

Такая работа развивает логическое мышление, умения и навыки, которые помогают успешно учиться по разным предметам школьного курса и способствует лучшему усвоению знаний, обработке и сохранению информации, что в наш информационный век, является очень важным показателем современногочеловека.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)