Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

«Устами младенца глаголит истина», или Поиски жизненных истин в сказке А. С. Экзюпери «Маленький принц»

Для кого эта сказка написана – для детей или взрослых?

В чём её смысл? Чему она учит?

В работе сопоставлены два мира: мир детей, представленный образами шестилетнего Экзюпери и маленького принца, и мир взрослых героев сказки; даны эпитеты-определения, характеризующие героев, выделены род их занятий, определено их жизненное кредо и отношение Маленького принца к ним, т. е. детский взгляд на жизнь взрослых людей. Также в работе есть личное мнение автора как ребёнка 10-летнего возраста к идее сказки.

Первое разочарование, которое постигло Экзюпери, случилось в 6 лет. Взрослые «помогли» ему утратить веру в себя, так как «ничего не понимают сами» и «очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать». Приобщившись к миру взрослых и его понятиям, он всё же оставался одинок. И вот однажды он впервые за долгие годы встречает, наконец, малыша, с которым ему «пришлось поговорить по душам». Что сроднило эти две души? Гуманистическое понимание мира, умение видеть прекрасное, видеть смысл жизни и ценить её.

Проанализировав встречу лётчика с Маленьким принцем и их беседу, сопоставив восприятие мира их душами, я нашла точки соприкосновения: одиночество, тоска по родине, рисунки, умение летать, родство с небом, смеются над номерами и цифрами, забота о мире, отношение к миру взрослых, восхищение красотой природы.

Но Экзюпери в момент встречи с Маленьким принцем уже человек взрослый, и его многое роднит с близким ему «миром взрослых людей» и отличает от «мира детей».

Мир взрослых в сказке представлен через образы Короля, Честолюбца, Пьяницы, Делового человека, Фонарщика и Географа. В работе дана сравнительная таблица. Как видно из таблицы, из всего мира взрослых Маленькому принцу симпатичны только Фонарщик и Географ, так как они заняты, по его мнению, настоящими делами, в которых есть смысл.

По совету Географа, Маленький принц отправляется в путешествие на планету Земля, которая имеет «неплохую репутацию». Но на этой планете с «неплохой репутацией» насчитывается сто одиннадцать королей, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев, то есть количество «странных взрослых», занимающихся бесполезными делами умножено в миллионы раз. Хотя они занимают на Земле не так уж много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы, которые на самом деле, как сорняки, могут уничтожить планету.

И животный мир обеспокоен этим. Неслучайно Маленький принц попадает на планете земля в пустыню. Это предупреждение всему взрослому миру честолюбцев и деловых людей: «Не превратите планету в одинокую пустыню». И это предупреждение не случайно, в работе дано сопоставление жизненных истин Маленького принца и взрослых.

Познание мира взрослых, живущих на Земле, приходит к Маленькому принцу через знакомство с обитателями планеты.

В сказке два женских образа – Цветок и Змея. И в этих образах воплощён мир женщины: женщины любимой, кокетки и мудрой женщины-матери, которая решает все загадки. С особой нежностью описаны в сказке отношения Маленького принца со своим цветком, розой, для которого она была единственная в мире, какой больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд. За видимой храбростью скрывалась слабая, простодушная, ранимая женская душа.

Нелепыми исключениями выглядят в этом мире «взрослые», у которых духовные связи с другими людьми отчуждены и извращены, обращены в пустоту: они показаны не просто достойными жалости, но гротескно-комическими фигурами1.

Именно поэтому, мы приходим к выводу, что эта сказка А. С. Экзюпери – напоминание взрослым о том, для чего существует этот мир и дети, живущие в нём. Очень часто взрослые в своих бесконечных «серьёзных делах» и озабоченности не находят времени даже для ответов на вопросы своих детей, которые не отступаются, пока не получат ответа.

В качестве дополнения к работе даны личное отношение автора к прочитанному и правила погружения в мир детства из книги Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)