Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Из глубины веков

В нашем регионе существует некогда незаслуженно забытая культура. Раньше шорская культура процветала в живописных районах Кузбасса, храня своё драгоценное наследие. Но время беспощадно отсчитывало года и случилось самое страшное- шорцы просто забыли свою культуру. Но остались те люди, которые решили возродить драгоценное наследие.

Как-то раз мне попалась в руки книга <<Легенды горы зеленой>>, где рассказывались восхитительные легенды, завораживающие душу. Вдохновившись одной из них, я запечатлела её на листе красками. И отослала её на фестиваль детского творчества коренных малочисленных народов Кемеровской области <<Элим 2011>>. Получив одобрение жюри, я решила не останавливаться на достигнутом и тогда решила создать проект <<Из глубины веков>>. Глубже изучив исторический костюм, я попыталась создать свой этнический костюм для коллектива <<Алтын Куш>>.

Я опиралась на речь нашего губернатора Амана Гумировича Тулеева в которой, он говорит:

<< Единение народа, его силы Духа, стойкости, преданности.

Если мы будем помогать, беречь друг друга, если будем в одной связке, то преодолеем любые трудности. Не нужно забывать свои корни, малочисленные коренные народы Сибири. Нужно поддерживать и развивать их забытую культуру. Пусть во все времена надежным ориентиром будет для нас Любовь к родной Земле, уважение к своим историческим и культурным корням, к нашим национальным Святыням, Вера в свои силы и единение народа.>>.

По каменным страницам

Горной Шории

Как по истлевшим

Древним письменам

Гуляет эхо грозовой истории

И гул невнятный

Долетает к нам.

С. Печеник

Шорцы - тюркоязычный народ. Сегодня численность шорского населения составляет 11 550 человек. Живут они в живописнейших южных районах Кузбасса по берегам рек Кондомы, Мрассу, в верховьях Томи. Красива и щедра природа этих мест.

В середине ХIХ в. часть шорцев переселилась в Хакасию; впоследствии большинство этих переселенцев перешли на хакасский язык, - поэтому сегодня их потомки к шорцам обычно не относятся.

Издавна славились шорцы умением выплавлять и ковать железо. За это умение назвали их русские << кузнецкими людьми>>, а землю, на которой они проживали,- <<Кузнецкой>>.

Шорцы мудро приспосабливались к среде , в которой обитали. Их основными занятиями были охота, рыболовство. Важным источником пропитания были также дары тайги : кедровые орехи, ягоды, травы и коренья. Шорцы умели обрабатывать землю, занимались разведением лошадей.

Традиционная шорская одежда к началу XX в. шилась только в самых глухих южно-шорских улусах. Жильем для шорцев того времени служили многоугольные срубные дома с конической крышей, полуземлянки, летние шалаши, у северных групп - также русские избы.

Шорцы носили штаны, рубахи, куртки из хлопчатобумажных тканей, сукна, замши домашней выделки. Шубы шили из овчин, шкур коз и косуль, верх шубы покрывали бархатом, сукном, шелком, хлопчатобумажной ткани в зависимости от достатка семьи.

Праздничный наряд мужчин состоял из пальто или суконного сюртука с пуговицами. Сапоги с красными отворотами, завязанные пониже колена шерстяными шнурками с кисточками. Имелись особые элементы охотничье-промысловой одежды, которая шилась из войлока. Легкой верхней одеждой у шорцев были штаны кендырь штан и рубаха кунек.

Шорские женские рубахи шили из тканей домашнего изготовления или покупной недорогой материи. Они одевались в холодное время года под халат, а летом составляли единственную одежду. С появлением в конце 19 начало 20 века нижнего белья, такая рубаха еще сохранялась и служила платьем.

Традиционный мужской головной убор шорцев представлен холщовой шапкой порук в виде колпака, собранной на макушке в сборки, пришитые к кружку из холста или из другого материала. Нижний край шапки отворачивался наружу. Иногда поверх отворота нашивали полосу черного плиса и расшивали ее шерстяными нитками. Встречались шапки с тульей, сшитой из треугольных клиньев с отворотом и кистью или перьями глухаря на макушке. Зимой отворот обшивали шкуркой. В конце 19 - начале 20 века такие головные уборы начинают исчезать, и на смену их приходят заимствованные у русских картузы. Они были как покупными так и самодельными - из домашнего холста, кожи или бересты. У холщовых шов тульи и околыша украшался кантом из цветной ткани.

Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым халатом кендырь - шабыр , именуемый так по названию растения ,из волокон которого делали холст. Шабыр являлся повседневной и праздничной одеждой шорцев. Во время промысла шорцы-охотники надевали для тепла два халата и проводили в тайге не один месяц. Верзняя одежда женщин представлена халатом кеден, по покрою и материалу аналогична с мужским. Кроме этих халатов бытовал и другой - пантек с подкладом из черного плиса, по покрою и украшению не отличался от других. Кендырный халат не имел подклада. Запахивался левой полой поверх правой, подпоясывался поясом кур. В конце 19 первой четверти 20 веков, наряду схалатами, появляется верхняя одежда русского образца: овчинные полушубки, кафтаны. Овчинные шубы, покрытые сверху материей, назывались чыпча или тон.

Женская коллекция головных уборов включает всего две шапки. Это шапка из черного сатина, с плоским верхом. Околыш из одного куска ткани трапециевидной формы, расширен кверху, а передняя часть выдвинута нависающе вперед. Низ и верх околыша украшен нашитыми полосками цветного ситца. Сзади снизу околыша пришиты ситцевые ленты пуус. Внутри прокладка из газет. Вторая шапка с тульей округлой формы, меховая, снаружи обшита бархатом зеленого цвета. По краю нашита полоска из домотканого холста. В начале 20 века шорские женщины повязывали голову покупным платком, сложенным пополам на угол, завязывая его концы на затылке.

Для пошива современного сценического костюма могут быть использованы следующие ткани с учётом их свойств и цвета: бархат, тонкие шерстяные ткани, кашемир, парча, ткани с люрексом, капрон. Для орнамента и пошива отдельных деталей костюма можно использовать ткани: металлик и мотанин золотой и серебряный.

О шорской символике.

Вся наша жизнь состоит из символов, к которым мы настолько привыкли, что порой даже не задумываемся над ними: откуда взяли тот или иной знак и что он значит?

Мы предлагаем для вашего внимания шорскую символику и постараемся дать краткое объяснение указанным символам.

Журавль, <<турна>>. Эту птицу по праву можно назвать символом Шории, шорского народа. С ней связана шорская легенда, как в давние времена журавль принес умирающим от холода и голода людям огонь и тем самым спас их.

Название шорцев как этноса также связано с этой птицей, так как слово Шор переводится как журавль.

Береза, <<казын>> - в клюве журавля. Священное дерево шорцев. Оно имело широкое применение: из березовых кольев делали жертвенник, берестой крыли крышу. Но более широкое применение березы было в быту: туески, чашки, ложки, картузы, использовалась в качестве элемента в обуви. Из березы делали лыжи, нарты, каек, а также курительные трубки.

С этим деревом связана легенда, говорящая о том, как только появилась в Шории береза, ранее независимый и агрессивный народ чудь, убивает себя, тем самым живущие рядом народы освобождаются от воинственного соседа. Так можно сказать, что это дерево не только священное дерево, но и дерево-освободитель.

Солнце, <<кун>>. Символ востока. Жизнь начинается с восходом солнца.

Три круга, <<уш тегелек>>. Так в старые времена в Шории обозначали человека, как высшее создание природы, разум.

Круг, <<тегелек>> - бесконечность.

Ромб. Древние шорцы думали, что мир имеет четыре угла, то есть имеет форму четырехугольника. Если обратимся к шорскому костюму, то увидим, что преобладающим орнаментом является ромб, фигура, имеющая четыре угла.

Мы с вами рассмотрели конкретную символику, но кроме нее существует еще и другая цветовая.

Красный, <<кызыл>> - свободолюбие, непокорность.

Белый, <<ак>> (образ человек ромб) - чистота, разум.

Синий или голубой, <<кок>> (журавль) - жизнь, молодость расцвет. Цвет неба и воды. Цвет того, что дает жизнь на земле.

В древности шорцы называли себя <<кок турк>>, что значит <<голубые тюрки>>, то есть связывали свое происхождение с небом, с богом. Раньше слово <<кок>> означало <<небо>>, еще раньше <<Бог>>, а значит <<божественные тюрки>>.

Этот цвет является также доминирующим в национальном костюме и в шорских легендах. Поэтому его по праву можно назвать национальным цветом.

Зеленый, <<чажыл>> (ветвь) - молодость, жизнь, расцвет.

Анализ практики проектирования аналогичных проектов

Я несколько раз была на защите проектов по краеведению. Некоторые проекты делают уклон на быт, на изучение исторического костюма или на предание шорской культуры. Эти проекты показались мне скучными, и я решала в своем проекте соединить историю и современность. Прежние проекты носили рефератный характер, а я решила не только изучить их историю, но и разработать эскизы костюма для коллектива <<Алтын куш>>.

В 2010 году, я представила свои работы на областном фестивале, и посетила концерт коренных и малочисленных народов, где увидела разные грани представленной культуры. В рамках сотрудничества между коллективами Центра Детского Творчества руководитель <<Алтын Куш>> Таннагашева Ольга Валерьевна, обратилась к нам с просьбой разработать эскизы костюмов для выступления их коллектива, на Х областном фестивале детского творчества коренных малочисленных народов Кемеровской области <<Элим 2011>>. Ребята этого коллектива будут выступать с народными инструментальными композициями. Я разработав эскизы костюма, предложила их Ольге Валерьевне, она же дала отзыв и обещание, о том что костюм будет отшиваться в этом году (отзыв можно посмотреть в приложении № 5).

Анализ проблемной ситуации.

Люди, живущие в регионе, не знают культуры и искусства коренных народов. Многие шорцы живущие в городе, одеваются по- европейски, давно изжила себя традиция вести народный костюм. Не востребован национальный костюм, не используются элементы исторического костюма. Молодежь не знает, о символическом значении орнамента. Проведя анкетирование, я сделала вывод - знания своей культуры, потеряны!

Определение состава проекта.

Руководитель коллектива <<Алтын Куш>> Таннагашева Ольга Валерьевна

Художница Любовь Никитовна Арбачакова

Основой моего проекта является исследовательская часть, вторая практическая часть состоящая из: разработки эскиза костюма и проведения анкетирования среди учащихся.

Первакова Евгения Николаевна

Руководитель коллектива "Чедыген" Чульжанова Любовь Ильинична.

Проведение творческих встреч и мастер- класса, с членом Союза писателей России, кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником СО РАН филологии, старшим преподавателем кафедры шорского языка и литературы Кузбасской Государственной Педагогической Академии Арбачаковой Любовь Никитовной, с руководителем коллектива <<Алтын куш>> Таннагашевой Ольгой Валерьевной , Председателем общественного объединения <<Алтын Шор>> Перваковой Евгенией Николаевной, Членом союза писателей России и руководителем ансамбля <<Чедыген>> Чульжановой Любовь Ильиничной.

Концептуальное проектирование

Мою статью я разработала для того, чтобы помочь узнать больше о своем народе и о его культуре. И определиться с выбором костюма, и его цветовым решением.

Для того, чтобы определить, на сколько обучающиеся , осведомлены о культуре и костюме шорского народа я провела анкетирование. Результат оказался, не удовлетворительным. (Вопросы анкеты представлены в приложении № 4).

Данные анкетирования представлены в данных таблицах и диаграммах:

Вопросы анкеты № 1:

Ответы участников:

Не знают ( кол-во чел. )

Знают (кол-во чел. )

1. Какой народ шорцы?

а. Тюркоязычный б. Кавказский в. Горцы г. Чукчи

2. Основное занятие шорцев? а. Стрельба б. Земледелие в. Охота г. Вязание

3. Как называли шорцев? а. Кузнецкие люди б. Жители гор в. Стражники леса г. Дикие люди

4. Чем славились шорцы? а. Гончарством б. Охотой в. Умением ковать и выплавлять железо г. Изготовлением стекла.

Всего принимало участия 15 человек.

Вопросы анкеты № 2:

Ответы участников:

Не знают ( кол-во чел. )

Знают (кол-во чел. )

1. Что обозначает жёлтый цвет? а. Огонь б. Воду в. Свет г. Тьму

2. Каким символом обозначается водная стихия? а.

б. в. г.

3. Незамужнии женщины и девушки заплетали по. (сколько косичек)? а. 10-12 б. 3-7 в. 4-15 г. 1-2

4. Как называются ракушки, которые использовали для украшения? а. Морские б. Каури в. Цветные г. Деревянные

Всего принимало участия 15 человек.

Судя по данным диаграммам, можно сделать вывод, что, к сожалению, мало кто знает о культуре коренного народа Шорцах.

Художественно-образное проектирование

Колористическое решение проекта

Основными цветами моего проекта являются: красный, зеленый и оттенки желтого цвета. Цвета не броские, но яркие, они не вызывают негативных эмоций у людей. Красный, <<кызыл>> - свободолюбие, непокорность, цвет торжества. Зеленый, <<чажыл>> (ветвь) - молодость, жизнь, расцвет. Этот цвет является также доминирующим в национальном костюме и в шорских легендах. Поэтому его по праву можно назвать национальным цветом. Жёлтый цвет <<ак>>- символизирует третью стихию огонь, а так же солнце, жизненную энергию и процветание.

Добавление орнамента в части костюма

Орнамент носит большое значение, по нему можно узнать практически все: в какой местности проживаешь, к какому роду принадлежишь, замужем девушка или нет, сколько детей. Шорский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.

Карта сотрудничества.

Центральная библиотека.

Городской краеведческий музей.

Автор проекта

Коллектив ЦДТ <<Алтын Куш>>, рук. Таннагашева Ольга Валерьевна

Краеведческий музей в поселке Камешок.

Общественная организация <<Алтын Шор>> Первякова Евгения Николаевна

Студия <<Родник Творчества>>.

Чульжанова Любовь Ильинична

Художница Любовь Никитовна Арбачакова

После завершения работы над костюмом, наши эскизы утвердила руководитель коллектива О. В. Таннагашева и дала обещание о том,что по моим эскизам будет отшиваться костюм.

Что же касается морального отношения, я вынесла интересный опыт с общением уникальной шорской культуры, которая была забыта, а так же познакомилась с замечательными людьми, которые освежают шорскую культуру своими делами. Наша молодежь все чаще стала интересоваться культурой этого народа, а это значит что забытая культура не умрёт!

Сценарий встречи с художницей Л. Н Арбачаковой

Наш край наполнен сказаниями, легендами, сказками и преданиями. Наш край населяют люди разных национальностей: шорцы, телеуты, алтайцы и т. д. Здесь мы собрались узнать о одной из этих удивительных национальностей нашего края- шорцах. Этот народ богат талантливыми людьми: деятели балета П. и Н. Кусургашевы, чемпион мира по боксу Ю. Арбачаков, писатели С. Турбоков и Ф. Чиспияков, профессор А. Чудояков и талантливая художница и поэтесса Л. Арбачакова.

Мы собрались на творческую встречу, для того чтобы узнать больше о культуре нашего коренного народа. У шорцев своя уникальная культура берущая начало с древних времен, их корни уходят к тюркоязычным народам. Их культура передавалась в виде песен, преданий и легенд, которые сейчас забыты. С появлением талантливых поэтов, шорская культура приобряла новые силы и озарила свои светом и энергией красоту древнейшей шорской культуры. Это поэты Н. Е. Бельчегешев, Г. В. Косточяков, Т. В. Тудегешева, Л. И. Чульжанова и Л. Н. Арбачакова.

К приходу Любовь Никитовны, мы организовали мини-выставку наших работ по мотивам сказок и легенд шорской культуры.

Любовь Никитовна рассказала нам о своём пути в творчестве

Где родилась Любовь Никитовна?

Она родилась в самом центре шорской культуры. Всё своё детство она пребывала в атмосфере удивительного и мудрого шорского фольклора: трогательных народных песен, проникнутых восхищением и грустью, мудро наставительных пословиц, шаманских обрядов, героических сказаний. Всё это богатство, воспринятое в детстве, станет её путеводной звездой в последующем творчестве. Вот одно из стихотворений Л. Н. Арбачаковой:

Автопортрет (2002 г. )

Я в мае родилась.

По-шорски- кандыкам цвести,

По-русски вечно- маяться,

По жизни- беды и цветы переплетаются.

Где же училась, эта художница?

<<Древний апп>> ( 2002 г. )

Пожалуй, смысл её божественного призвания начал активно раскрываться в 1989 году, когда Л. Н. Арбачакова поступила учиться на только что открывшееся отделение Новокузнецкого педагогического института и скоро стала одной из самых преуспевающих выпускниц этого отделения. Её, как перспективную выпускницу оставили на кафедре шорского языка и литературы, она стала преподавать родной фольклор. Каков же её творческий путь?

Её смысл призвания стал раскрываться в 2001 году, когда в Новокузнецке, в Доме творческих союзов, была организована её первая персональная выставка.

Стали появляться первые награды за её талант художника. В Мысках в 2001 году она получила грамоту ежегодной городской выставки- конкурса <<Сезон- 2001>> за лучшую живописную работу.

Какой же художественный стиль использует Любовь Никитовна?

Изучив стиль её картин я взяла на себя смелость обозначить художественный стиль Л. Н. Арбачаковой, как схематический символизм, насыщенный солнечными красками.

Для художницы всякая изображенная фигура прежде всего символ. Созданный линией и цветом, а соотношение отдельных символов- символическое событие, выразить и передать которое и призвана картина.

Тайная встреча (1999 г. )

Изображения на её картинах тяготеют к абстрактности, отвлеченности в том смысле, что они не стремятся стать полным подобием реальности, имеют силуэтное, плоскостное схематическое решение. Их схематичность орнаментальна. Не случайно в ряде картин художница как бы сбивается на почти чистый орнамент, например <<Прогулка>> (1997г. ) , <<Первые шаги>> ( 1997 г. )

Большинство сюжетов картин художницы- своеобразно притчи, когда схематические символы образуют некий немой рассказ, проникнутый светлым нравственным смыслом. Скажем, <<колыбельная дождя>>,-притча о матерее и ребёнке, <<Тайная встреча>>,- притча о любви.

Л. Н. Арбачакова не только впечатляющая художница, но и поэтесса. Вот несколько стихов, из её лирики:

Шории серебряные снега

Щедро разбрызгивают свой блеск

Так что глазам больно!

Твои же обидные строчки- слова

Не могу прочесть я из-за слез,

Что мне глаза застят.

Обряд "Шачыг" (2003 г. )

О, как прекрасен

Этот весенний подснежник!

Он даже из-под снега тяжёлого

"Путешественники" (1996 г. )

Счастье в мир излучает.

Хранители семейного очага (2003) г. )

"Зимняя ночь" ( 2003 г. )

Проведение мастер- класса Л. Н. Арбачаковой

Так, как ребята мало чего знали о символике шорской культуры, например, каким символом обозначается река или горы. Любовь Никитовна, открывала тайны символов народной культуры шорцев, и ребята даже пытались повторять за ней.

Под символом художницы подразумевается многозначный, многосмысленный образ. Но это множество смыслов Любовь Никитовна, не выдумывает, а берет уже готовые символы из арсенала своей шорской культуры, добавляя к уже имеющимся смыслам свои про помощи штриха, красок и композиции. Символизация, таким образом, имеет как бы порождающий новые смыслы характер.

Выполнение задания

Я предложила ребятам, собрать национальный шорский костюм, из заранее приготовленных лекал. Вторым этапом, этого задания было выполнение костюма в определенном цвете и добавление орнамента в части костюма. Любовь Никитовна рассказала, ребятам о значении цвета и орнамента в украшении костюма.

Выполненное задание дало обучающимся знания о составляющих костюма и орнамента.

В завершении нашей творческой встречи, мы подарили Л. Н. Арбачаковой настольный перекидной календарь, разработанный нашим коллективом по мотивам Шории.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)