Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Из истории изучения иностранных языков в Забайкалье

Начальный этап в изучении иностранных языков 17 века

Языковой плюрализм в нашей стране – следствие произошедших дней общественно – политических и социально – экономических преобразований. К ним относится всё большая открытость нашего общества, вхождение в его мировое сообщество, развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни в нашей стране.

Это способствует тому, что иностранные языки становятся реально востребованными в современном обществе.

В школах Забайкалья изучаются не только языки ведущих стран мира (английский, немецкий, французский), но так как Забайкалье пограничный регион с Китаем – китайский язык.

Каждый регион нашей страны имеет свою социально – экономическую специфику, свои приоритетные международные связи, свои образовательные возможности, свои потребности в кадрах, для которых тот или иной иностранный язык может быть приоритетным.

Забайкалье имеет тесные связи с Китаем, имеется много совместных предприятий, и от будущих специалистов требуется в первую очередь владение китайским языком.

А как начиналась история? Когда и где впервые в Забайкалье начали изучать иностранные языки? Об этом я хочу рассказать в своей работе.

В XVII веке школ в Забайкалье не было. Грамотой дети овладевали дома под руководством родителей или приглашённых учителей, чаще из числа священников. Обучение состояло в том, что их учили читать, писать, считать. Развитие школьного дела началось только в XVIII веке, который называют веком просвещения.

Первая школа в Забайкалье появилась в Петровскую эпоху в 1724 году в Нерчинском заводе. Императрица Екатерина II, увлечённая идеями французского Просвещения, приняла меры, способствующие развитию школьного образования в Забайкалье. Был подготовлен закон, утверждённый Екатериной II. В нём предусматривалось обучать детей: «читать и писать, арифметике, геометрии, механике и маркшейдерству, а офицерских и приказных служителей детей, сверх того, и немецкому языку».

Значительное влияние на развитие народного образования Забайкалья оказали каторга и ссылка.

Наиболее ярким примером просветительской деятельности в крае служат декабристы. Это были высокообразованные люди, сведущие в различных областях знаний, владеющие различными языками. Так, например декабрист Василий Давыдович написал своей жене два стихотворения на французском языке. В музее декабристов среди книг, которые читали декабристы, есть книги на иностранных языках. На каторге они не только продолжали заниматься самообразованием, но и стремились передать свои знания другим, распространяли идеи Просвещении. Они открыли школу в Петровском заводе, их выпускники успешно сдавали экзамены в столичные вузы.

В начале XIX века в Кяхте была создана частная русско – монгольская школа, в которой помимо других предметов изучали монгольский язык. В Забайкалье интерес изучения иностранных языков возрос к концу XIX и начале XX веков.

В Забайкалье иностранные языки изучали в семьях, в гимназиях. Языки не были допущены лишь в церковно – приходские школы. Считалось, что для детей бедных языки не нужны.

Языки предназначались лишь для привилегированного обучения. В среднем изучалось 4 языка – два мёртвых и два новых. Из первых – это латинский, греческий, а из новых – немецкий, английский. Занятия продолжались по четыре, пять часов в неделю.

Шли годы, века сменяли друг друга. XX век внёс свои изменения в языковую политику. Набирает популярность английский язык, сначала в Европе, а в 30 – годы в нашей стране, а также и в Забайкалье. Фашизм приносит новую расстановку: в качестве иностранного начинают изучать испанский и итальянский. В нашей стране сказали своё слово в выборе языков репрессии – негласный закон запрещал изучать немецкий язык, как иностранный местах, куда ссылались российские немцы. Нашли ему замену и в Забайкалье, появилось больше школ с английским языком.

Единственно положительное было то, что немецкий язык всегда был обязательным и ему уделялось до 1967 года достаточно внимания, особенно в тяжёлые военные годы, руководствуясь, наверное, правилом чтобы выиграть войну, нужно знать язык врага. Учителям немецкого языка приходилось тяжело, ведь Германия вероломно напала на нашу страну, и к немцам русские испытывали только ненависть. А учителю нужно говорить о Гёте, Шиллере, изучать военную лексику, готовить будущих разведчиков. Говоря об истории становления иностранных языков в нашей области невозможно не сказать о школах с углубленным изучением иностранных языков. История языковых школ началась в 60 – годах. В 1959/ 60 учебном году была открыта школа № 38 с преподаванием ряда предметов на немецком языке. Спустя 6 лет была открыта английская школа (№ 49). Появилась в Чите и школа с преподаванием китайского языка, это гимназия № 4. целью открытия языковых школ была, во – первых, подготовка будущих специалистов со знанием иностранных языков, во – вторых, разностороннее развитие детей.

Кузницей педагогических кадров, а именно учителей иностранного языка является факультет иностранных языков Забайкальского Государственного Педагогического университета имени Н. Г. Чернышевского, которому в 2007 году исполнилось 55 лет.

Факультет иностранных языков был основан в 1952 году. Он начинался с двух отделений: английского и немецкого языков.

С глубоким уважением выпускники факультетов вспоминают своих первых наставников, которые стояли у истоков английского и немецкого отделений.

Это преподаватели английского языка С. Л. Амбразевич, Н. А. Замошная, С. И. Крикун и Л. И. Острая. Надежда Александровна Замошная, была первой заведующей кафедрой английского языка.

Первыми преподавателями немецкого языка были Н. М. Синякина, И. М. Кемежук, М. А. Илгунова, И. Н. Масленникова, О. А. Пальгов. Мета Андреевна Илгунова вышла из семьи русских немцев, великолепно знала немецкий язык, много работала со студентами, работала деканом факультета (1961 – 1967 гг. ).

Факультет рос, набирал силу. В начале 60 – х годов в связи с обострением советско – китайских отношений, появилась необходимость китайского языка. С этой целью в 1960 году в ЧГПИ было открыто китайско - английское отделение. Первым заведующим кафедрой китайского языка, а затем и деканом был А. Ф. Никитин, а затем ректором ЧГПИ.

Преподавателями китайского языка работали семья Тын – Калерия Вениаминовна и Виктор Алексеевич, они приехали в Читу из Шанхая.

Стремительно меняется время, меняется облик одного из самых престижных факультетов педуниверситета. Сегодня он объединяет преподавателей и сотрудников 6 кафедр: английского, немецкого, французского, китайского иностранных языков. Здесь осуществляется подготовка учителей, а также переводчиков. Факультет дал путёвку в жизнь сотням высококвалифицированным специалистам, которые трудятся в разных отраслях народного хозяйства Забайкалья и нашей страны.

Стремительно меняется время. Меняется отношение к изучению иностранных языков.

Иностранный язык призван сыграть сегодня одну из ведущих ролей в расширении образовательного кругозора личности и в подготовки её к жизни в условиях плюролингвизма.

Языковое образование приобретает важное значение в процессах налаживания глобального общения, взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных культур, говорящих на разных языках.

Значение иностранных языков на культуроведческой основе в социокультурном контексте в состоянии оказать эффективное воздействие на многие процессы, происходящие в обществе: на процессы социализации в детской и молодёжной среде, на процессы воспитания, на формирование человека и гражданина, и интегрированного в современное общество, на интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Поэтому языковое образование занимает одно из главных мест, ибо нам предстоит жить в условиях многонационального и поликультурного мира и знание хотя бы одного иностранного языка это просто жизненная необходимость.

А закончить мне бы хотелось словами великого Гёте «Кто не знает иностранного языка, тот ничего не знает о своём родном языке».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)