Работа  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Из истории подковы

Каждое лето я приезжаю в гости к моей бабушке Любе в поселок Куватка Братского района. Там такие красивые места! И столько нужных и приятных дел: с бабушкой и дедушкой можно съездить в настоящей телеге, запряженной красавицей Ласточкой (так зовут дедушкину лошадь) по грибы и по ягоды, на покос, с друзьями можно сходить на Братское море, покататься на велосипеде. Можно узнать столько нового и интересного.

Очень меня заинтересовала подкова, прибитая над дверью нашего дома. Спрашиваю у дедушки: «Для чего нужна подкова?» Мой дедушка, Владимир Петрович Чебуранов, мне и рассказал, что подкова защищает копыта лошади от повреждений, и показал, как она к копыту крепится. Но тут у меня возникло еще много вопросов:

- А почему у маленькой лошадки Звездочки подков нет?

- Она еще маленькая - дед отвечает - только за матерью бегает, не трудится, копыта не нагружает.

- А почему форма у подковы такая? – спрашиваю.

- А формы разные бывают, от лошади зависят и от того какую она работу выполняет.

- А зачем подкова над дверью прибита?

- В народе говорят: подкова над дверью дом бережет, и всех кто в доме живет.

- Как же так, подкова и вдруг дом бережет? А как её делают?

- Как бережет, отвечает дедушка, точно не знаю, врать не буду, а куют подкову кузнецы, мастера своего дела. Тонкое это дело - подкову удачную для лошади выковать.

- А давно научились подковы лошадям ковать?

- А ты, внучек, книжки почитай, там все правильно написано: и когда придумали, и как делают, и зачем над дверью дома прибивают. В другой раз приедешь и нам с бабушкой Любой расскажешь, что в книжках про подкову написано. А когда я поехал домой, подарил мне дедушка подкову. Настоящую!

О лошадях написаны тысячи книг – и научных и художественных. О них сложено много легенд и преданий. И песни есть о лошадях и стихотворения и фильмы и целые поэмы.

Три с половиной тысячи лет тому назад царь Кипра послал египетскому фараону Аменхотепу письмо, которое он начал традиционным пожеланием: "Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим коням". Такое вступление в официальном документе совсем неудивительно: ведь лошадь с древних времен играла важнейшую роль в жизни человека.

На протяжении тысячелетий была лошадь не только помощником, но и верным другом человека. Она была незаменима в работе и в сражениях, она перевозила почту, пассажиров, различные грузы, пахала, боронила, сеяла, косила, одним словом – кормила человека. Она пасла других животных, участвовала в состязаниях, выручала в трудные минуты, лечила человека целебным кумысом.

Известно много историй когда лошадь самостоятельно находила дорогу домой в ненастную погоду, отыскивала брод в реке. Недаром народная мудрость утверждает: «Добрый конь из воды вытащит, из огня вынесет»

До сих пор существуют кавалерийские заставы. В Средней Азии, и в горной местности (Памир) без лошадей просто не обойтись - единственная "техника" и тягловая сила. Пограничники шутят, что на их заставах коней сохранилось больше, чем во всех колхозах и совхозах, вместе взятых.

Ученые до сих пор не могут точно установить, что человек сделал раньше – сел верхом на лошадь или запряг её в повозку. А до недавнего времени еще велись споры о том, кто был предком нашей лошади. Теперь ученые считают, что предками домашней лошади были тарпаны, дикие лошади, которые еще не так давно обитали в южных русских степях.

В мире существует сейчас более 200 пород лошадей, и каждая хороша на своем месте, в определенных условиях. Везде куда попадала лошадь, люди стремились вывести свои, местные породы. И вовсе не из тщеславия. Просто потому, что, обретя в лошади друга и помощника, разные народы хотели, чтобы этот друг и помощник лучше переносил местный климат, условия работы.

Породы лошадей выводят и по другим причинам. На одних лошадях ездят верхом – это верховые лошади. Есть и такие лошади: на них можно и верхом ездить, и запрягать в повозках. Называются они верхово-упряжные. Есть силачи – тяжеловозы, способные провезти груз свыше 20 тонн. Есть рысаки – их впрягают в легкие повозки, и отличаются они тем, что красиво и легко бегут рысью. Выведено еще около 20 пород пони. На островах они просто незаменимы. Есть пони высотой не более 65 сантиметров. Таких коней оставляют ночевать в комнате и водят с собой на поводке. Маленькие лошадки могут за себя постоять. Если они пасутся с крупными лошадьми, то сбиваются в табунок и сообща дают отпор обидчику.

Немало местных пород, которые не имеют ярко выраженной специализации, но отлично приспосабливаются к определенным условиям. Их классифицируют по зонам распространения: северные, лесные, степные, горские. Только в нашей стране разводят около 60 пород лошадей.

Чистокровные верховые скакуны развивают на короткой дистанции максимальную резвость - свыше 60 километров в час.

С развитием во многих странах конного спорта в племенном коневодстве выделилось спортивное направление, специализирующееся на выращивании высококачественных верховых и рысистых пород. Российское племенное коннозаводство славится во всем мире. И подковывание лошадей стало специальной наукой.

Но сам процесс подковывания лошадей пришел к нам из глубокой древности.

Люди столкнулись с серьезной проблемой: при работе лошади на грунте копыта быстро изнашивались, что приводило к болезненным ощущениям, лошадь начинала хромать или вообще отказывалась наступать на больную ногу, тогда же появилась необходимость предохранения копыт от снашивания и обламывания.

Греки, римляне и другие народы древности при выборе лошадей для той или иной работы обращали внимание на твердость копыт; для повышения крепости копыт рекомендовалось содержать лошадей с молодого возраста на каменном или дубовом полу, а копыта, в зависимости от твердости, разделяли на группы. Однако даже повышенная твердость копыт не предохраняла роговой подошвы от чрезмерной порчи.

Во время похода Александра Македонского через Азию (IV в. до н. э. ) лошади вышли из строя, так как их копыта сильно износились и испортились. Потребовались какие-то специальные приспособления для защиты роговой капсулы от изнашивания и обламывания. Такие предохранительные приспособления вначале сплетались в виде чулка или башмака из лыка, тростника, растительных волокон и укреплялись над венчиком копыта под щеткой посредством веревок или ремней. У лошадей Чингисхана в XVIII веке копыта были обмотаны кожей. Однако эта защита была непрочной; кроме того, укрепление её веревками или ремнями вызывало заболевания кожи. Подошвенные поверхности копыт рабочего скота рекомендовалось покрывать смолой.

Римляне употребляли для защиты подошвенной поверхности копыта металлические пластинки, большей частью овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами, расположенными сзади, спереди и сбоку, для укрепления пластинки на копыте веревкой или ремнем. Такие пластинки для копыт лошадей назывались гиппосандалиями, для быков - бососандалиями. Описываются золотые подошвы у мулов Помпеи, супруги Hеpона, серебряные подошвы у лошадей Hеpона, запряженных в колесницы.

Однако мнение ученых о времени появления подков очень расходятся

Ряд исследователей утверждает, что применение подков было известно кельтам, населявшим территорию современной Франции, Швейцарии, отчасти Германии и Англии. При раскопках обнаружены подковы и гвозди, изготовление которых приписывают кельтам. Эти подковы имеют ветви толщиной 3-5 мм, шириной в 15-17 мм.

Современные подковы, прибиваемые гвоздями, изобретены римлянами (судя по многочисленным находкам в поздних римских военных лагерях) не позже 3 в. С тех пор подковы почти не менялись.

Имеется указание о том, что восточные народы Азии, Африки и Восточной Европы применяли еще до нашей эры подкову, которая похожа на современную восточную подкову.

Есть сведения о применении подков и их прикреплении подковными гвоздями в средние века. Имеются документы, что в VIII - IX вв. подковывание было известно отдельным народам (Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Дания), а в XII в. получило повсеместное распространение.

Обычным испытанием для молодого кузнеца в средние века было изготовление подковы без снятия мерки. Перед кузницей проезжали три раза на лошади, которую требовалось подковать, и кузнец по следу лошади ковал для нее подковы.

Подковывание лошадей получило научное обоснование только с XVIII в. , в связи с развитием анатомии, физиологии. Появляются сочинения о конструкции подков, о технике подковывания. Подковывание становится не только ремеслом, но и наукой.

В России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне после указа Петра 1 в 1715 году. «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по 2 человека и велеть им учить кузнечному делу русских».

В 1732 году в селе Хорошево, под Москвой была открыта первая в Европе ковальная школа.

Техника кузнечного ремесла на Руси тоже была известна давно. Из под молота кузнеца или коваля, как его принято было называть в старину, выходили самые разнообразные по назначению предметы: от небольшого гвоздя до многопудового плуга. О значении такой, казалось бы малой детали, как кованный гвоздь, С Маршак рассказал нам в шуточном стихотворении:

Не было гвоздя – подкова пропала,

Не было подковы – лошадь захромала.

Лошадь захромала – командир убит.

Конница разбита, армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя,

Потому что в кузнице не было гвоздя.

Современные подковы изготавливаются из мягкой стали. Подковы бывают летние и зимние. Зимой, и в случае передвижения по скользкой дороге для большей устойчивости животных на нижней поверхности подковы делаются шипы (выступы). Подковы, в зависимости от назначения, (горная, зимняя, для верховых и упряжных лошадей и т. п. ), обеспечивают высокую работоспособность лошади в разных условиях. Ортопедическое (лечебное) подковывание применяется при некоторых заболеваниях копыт.

Подкова представляет собой металлическую пластинку изогнутую по форме подошвенного края роговой стенки копыта

В подкове обычно бывает 8 отверстий — по 4 на каждой ветви.

Стандартные подковы изготавливают заводским способом. Их делают со съемными (винтовыми) шипами для верховых и упряжных лошадей, для передних и задних копыт отдельно. В соответствии с размерами копыт по стандарту выпускаются подковы 13 размеров, подковные гвозди шести основных размеров. Но каждая лошадь индивидуальна, и стандартные подковы не всегда обеспечивают хорошую защиту копыт.

Всю работу по подковке лошадей выполняют мастера-кузнецы в специальном месте – кузнице.

Ковочная кузница располагается вдали от жилых помещений. В помещении устанавливают постоянный горн, имеющий вид очага, сложенного из кирпича или камня. На очаге устраивают горновое гнездо, представляющее собой чашеобразное углубление диаметром 20—25 см, глубиной 10—15 см, в котором сжигают уголь для нагревания металла. В боковой стене горна проделывают отверстие, через него в горновое гнездо, с помощью электровентилятора, подают воздух для усиления горения и создания необходимой температуры для нагрева металла. Над горном устраивают железный зонт с выводной трубой для удаления дыма и газа.

Кроме горна, в горновом отделении имеется наковальня для обработки металла. Наковальню изготовляют из чугуна или железа. Наиболее желательна наковальня с выступом на одном конце и небольшим утолщением на другом. На этих выступах отделывают детали подков и придают им соответствующую форму.

Мастер в кожаном фартуке ловко выхватывает из горна докрасна раскаленный кусок железа и, бросив его на наковальню, сильно бьет молотом. Веселая россыпь искр озаряет кузницу и лицо молотобойца. Оно в этот момент сосредоточено и серьезно: потеря пусть даже нескольких секунд (и впрямь, куй железо пока горячо!) может отразиться на качестве сработанной мастером вещи — будь то нехитрый крестьянский ухват, либо предмет посложнее, что также доступно умельцу, который, по устному преданию, мог даже блоху подковать!

Вызывает удивление, восхищение, когда у тебя на глазах кузнец совершает ежедневное чудо, придавая размягченному огнем металлу форму задуманного им предмета. В самом деле, такая простая вещь - подкова, а изготовление ее требует ювелирного мастерства.

Но, может быть, мы не очень-то практичны: не проще ли пустить изготовление подков на поток, доверив их производство машинам? Вот что об этом думают кузнецы, мастера по изготовлению подков и подковывания лошадей:

— Попытки доверить машинам изготовление лошадиной обуви, то есть подковы, делались неоднократно, но практически всегда кончались неудачами. Ни отливка, ни штамповка подков желаемого результата не приносили, и профессия кузнеца-коваля продолжает жить, оставаясь крайне необходимой и нужной в практике коневодства и конного спорта.

Ковка лошади требует от кузнеца-коваля хорошего навыка, силы, находчивости. Труд этот очень тяжелый. По-разному ведут себя наши меньшие братья во время смены «обуви». Одни — спокойно, почти не реагируя, либо слабо реагируя на действия коваля. За другими нужен глаз да глаз. Если лошадь молодая или сильно горячится, не дается ковать, то в первые дни лишь постукивают по подошвам копыт, поднимают одну за другой её ноги. Затем куют две ноги, а на другой день вторую пару ног.

Подковывание производят в такой последовательности. Сначала осматривают конечности лошади и устанавливают наличие или отсутствие признаков той или иной болезни копыт, препятствующей подковыванию. Иногда при осмотре выявляют трещины копытного рога, в этих случаях требуется специальное подковывание, направленное на устранение патологии.

После осмотра лошади в покое осматривают ее в движении. При этом обращают внимание, на походку лошади, если есть отклонения, лошадь подковывают на специальную подкову и применяют защитные приспособления.

Перековывание лошадей следует производить через 1,5-2 мес, независимо от того, сносилась подкова или нет.

Форма подковы со временем изменилась мало, но делают ее теперь не только из железа. Нельзя ожидать от лошади победы на скачках, если на ней тяжелые подковы. Поэтому скаковые лошади носят очень легкую алюминиевую "обувь".

Интересная новинка - подковы, не прибиваемые, а приклеиваемые к копыту. Одна фирма выпустила специально "под клей" пластмассовую подкову с несколькими металлическими набойками

Все моё исследование началось с вопроса: для чего старая подкова висит над дверью дедушкиного дома?

Оказывается, что на протяжении веков подкова считалась приносящим счастье и защиту амулетом во всех странах, где изготавливали и использовали подкову. Частично это происходило оттого, что она сделана из железа и выкована кузнецом, а частично от того, что она своей формой напоминает, а потому и символизирует, молодой месяц. Человек, подобравший в дорожной грязи одну из первых подков, чувствовал себя счастливым не без основания: в его руках оказывался предмет из довольно дорогого по тем временам материала — железа. В крестьянском хозяйстве железо было большой редкостью, а из подковы можно было изготовить что-либо для дома – нож, скребок или просто гвоздь.

Кузнец, да и вся кузница пользовались у народа большим уважением. Простой кусок металла в кузнице приобретает любую форму по желанию мастера. Конечно, в глазах народа кузнец был сильным и надежным, способным даже от дьявола защитить, как рассказывает нам Английская легенда. По этой легенде кузнец Данстен заставил дьявола оставить в покое дома, на дверях которых были прибиты подковы. А сделал он это так: когда однажды к нему в кузницу пришел дьявол и попросил подковать ему хромую ногу, кузнец привязал черта к наковальне и стал бить его молотком до тех пор, пока черт не взмолился о пощаде, и только тогда отпустил его, но с условием, чтобы он никогда не переступал порог дома, на дверях которого прибита подкова.

В небольшом Шотландском городке Гретена – Гри до сих пор сохранился обычай скрепления семейных уз в кузнице. Во время бракосочетания молодых кузнец время от времени ударяет молотом по наковальне. Считается, что такие браки самые крепкие.

По мнению других историков представление о том, что подкова приносит счастье, пришло из Древнего Египта. По легенде лошадей для колесниц фараона подковывали золотыми подковами и за мчащимися колесницами неслась толпа в надежде на то, что подкова из золота полетит и достанется счастливцу.

Царь Николай II считал себя человеком исключительно счастливым, потому что часто находил подковы. Во дворце была устроена специальная комната, куда он помещал всякую вновь найденную подкову, снабжая ее примечанием: где, когда и при каких обстоятельствах найдена. «Счастливый» император так и не узнал, что все подковы подбрасывала ему свита, стремившаяся обеспечить хорошее расположение духа своему государю.

Вера в подкову широко распространена и сейчас. Люди считают что присутствие подковы в доме отвращает злые силы и приносит счастье. Множество настоящих или игрушечных подков, висят над дверью в городских и сельских домах по всему миру.

Моряки тоже верили в силу подковы - прибивали подкову на мачту, чтобы отвратить шторм и кораблекрушение.

Торговцы верили, что подкова, прибитая к порогу торгового заведения, приносит хозяину прибыль в торговле"

Оказывается, важно еще и расположение подковы, прибитой над дверью дома: нужно чтобы она висела строго определенным образом, а именно концами кверху.

Насколько крепко люди верили в силу подковы, свидетельствует одно из добрых пожеланий, распространенных в начале прошлого века. "Пусть Ваш порог никогда не лишится своей подковы!"

Найти подкову на дороге — очень хорошая примета, и особенно если она отлетела от задней, ближайшей к прохожему ноги серой кобылы. Нечего и говорить, что оставлять такую редкую и счастливую находку без внимания ни в коем случае нельзя. В некоторых регионах говорят, что, как и в случае с гвоздем или угольком, правильная последовательность действий при находке такова: поднять предмет, плюнуть на него, загадать желание, бросить через левое плечо и идти своей дорогой не оглядываясь. Впрочем, более общепринятая практика — взять подкову с собой и прибить над входной дверью или к порогу. Так и поступил с найденной подковой, которая меня заинтересовала, мой дедушка.

Теперь у меня появилась масса других вопросов. Например когда появилась первая повозка, и как она менялась со временем? Для чего под дугой колокольчики?

Но это уже тема следующих исследований.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)