Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

За чистое небо Родины

Бессмертный подвиг во имя свободы и независимости Родины совершили советские люди в годы Великой Отечественной войны. Подвиг этот стоил жизни многим миллионам советских граждан - воинов и партизан, мирных жителей, мужчин, женщин, детей.

За чистое небо Родины

Видавший виды газик, пропылённый, с протёртыми сидениями и охрипшим мотором, вёз нас мимо полей совхоза <<Одон>>. Солнце уже склонялось к западу. Навстречу бежали зелёные холмы, с которых живыми волнами спускались овцы. Где-то здесь пасёт свою отару чабан Еши Санжиевич Ринчиндоржиев. Вот и небольшая избушка-вагончик.

Невысокий, сухощавый человек ловко спрыгнул с коня и подал тёмную от загара руку. Глянул пристальным взглядом степняка, потом улыбнулся и сказал: - Поезжайте ко мне домой, да не сюда, а в село. Я скоро буду, только вот овечек пересчитаю.

И вот мы в просторном и опрятном доме Еши Санжиевича. На столе только что полученная почта: <<Неделя>>, <<Известия>>, <<Правда>>, <<Пионерская правда>>, <<Вокруг света>>, <<Пионер>>.

Сын Еши Санжиевича, четвероклассник, и дочь, выпускница средней школы, помогают матери во дворе. Пригнали коров, нужно их подоить, накормить овец. Обычные заботы сельчан. Но очень скоро мы разговорились с его женой - Ринчиндоржиевой Янжимой Тыкшиевной, тоже чабанкой. Янжима Тыкшиевна рассказала о себе, о том, что очень хотела бы, чтобы их дочь стала учительницей.

- Еши тоже мечтал стать учителем, да война помешала, - сказала Янжима Тыкшиевна.

Из книги <<В боях за Родину>>,

Бурятского книжного издательства г. Улан-Удэ, изданной в 1970 году под редакцией:

Будажабэ Ф. Т, Натаева П. Л. и Цыремпилова Д. Ц.

В моей большой семье всегда с огромной теплотой и особенной гордостью вспоминают о моем прадеде - Ринчиндоржиеве Еши Санжиевиче , который, как и многие другие, будучи совсем молодым человеком прошел всю Великую Отечественную войну с самого начала и до конца. Был награжден правительственными наградами - многими орденами и медалями. О нем написаны многие очерки, книги, писали в газетах, некоторые из которых сохранились до настоящего времени.

Мне бы хотелось ниже изложить некоторые события, связанные с жизнью моего прадеда в годы Великой Отечественной войны и известные мне из публикаций и рассказов моих родственников.

Шёл 1939 год. В воздухе всё больше пахло порохом, всё чаще произносилось слово <<война>>. Мой прадед Еши Ринчиндоржиев учился в Хабаровской школе младших авиационных специалистов, потом - в Рязанской высшей школе лётчиков. Здесь его и застало начало войны.

В числе сорока трёх лётчиков - курсантов, посланных на фронт, был и Еши Ринчиндоржиев.

Июль, 1941 год. Немцы уже на Днепре. <<Силы были неравны, - вспоминал он, - наши самолёты немцы называли <<этажерками>>. Фашисты хвастливо заявляли, что советская авиация полностью уничтожена уже в первые дни войны. Наши лётчики развеяли этот миф>>.

В труднейших условиях, в тяжёлых боях советские соколы проявляли беспримерное мужество и стойкость, бились насмерть с врагом. Именно в первые дни войны совершили свои бессмертные подвиги герои М. П. Жуков, С. И. Здоровцев, Н. Ф. Гастелло и наш земляк П. Т. Харитонов, имя которого также навечно вписано в героическую историю нашей армии.

Бои на Днепре. Немцы строили переправу, наводили мосты. По три-четыре вылета в день совершали наши лётчики: штурмовики, истребители, бомбардировщики. Мой прадед, стрелок- радист, состоял в штурмовой авиации. Только за один август лётчики части совершили 12500 боевых вылетов и сбросили на врага тысячу тонн бомб.

Гвардии старшина Еши Санжиевич навсегда запомнил свой первый бой. Приказ был один: как можно дольше задержать немцев, всеми силами помешать им форсировать Днепр. Самолёт деда шёл в тройке, где ведущим был Гаманейко. Бомбить нужно было переправы немцев с высоты 200 метров. Наши самолёты попали в зону зенитного огня. Мой прадед видел, как самолёт Гаманенко загорелся, но пошёл на мост через Днепр. Горящим факелом врезался самолёт в мост. Продвижение немцев было задержано на три часа - три долгих, как жизнь, часа!

Еши Санжиевич помнил ночные дальние вылеты, когда двухмоторные тяжёлые бомбардировщики совершали полёты на Кенигсберг, Тильзит, бомбили Берлин.

Полгода летали наши самолёты над Керчью, где засели немцы в надежде на нефть Северного Кавказа. Бомбили немецкие базы днём и ночью. Немцы поднимали в воздух целые эскадрильи. Нашим лётчикам приходилось летать по 12 часов каждый день. И всё-таки они выматывали немцев, нанося им большой урон.

- Пожалуй, не легче было под Курском, - вспоминал Еши Санжиевич. - Зато уж после Курской битвы мы стали хозяевами неба. Тогда уж и у нас появились и самолёты другие - мощные, послушные. Замечательными машинами были <<яки>>.

Но Еши Санжиевич летал на <<иле>>, как и раньше. Под Курском он сбил в одном бою немецкий истребитель <<мессершмидт>>. Хорошо запомнил он этот день - это было 10 августа 1943 года.

На Курской дуге наши самолёты развернули настоящую охоту за фашистами. Уничтожали их и в воздухе, и на земле. Только за 1943 год немцы лишились на советско-германском фронте более 20 тысяч самолётов; наши лётчики атаковали одновременно до восьми крупных аэродромов противника.

Никогда не забыть таллиннской эпопеи. Таллин тогда был базой немцев в Прибалтике. Лётчики - балтийцы и моряки сражались, не щадя жизни. Крепким орешком был Таллин, но всё-таки раскусили его советские воины. На своём <<иле>> бомбил Таллин и мой дед. Пилотом, командиром экипажа был Василий Михайлович Карташов. Задание было такое - уничтожить крупнейший бензосклад немцев, расположенный под Таллином. Экипаж Карташова прямым попаданием уничтожил вражеский бензосклад. Пламя было такое, что ночью стало светлее, чем днём, когда, полыхал склад. Пожар был виден на 150 километров. <<Вот вам фрицы, получайте! - радовался Еши Санжиевич, глядя на пламя. - Не зря мы старались!>> За эту операцию весь экипаж самолёта представили к награде. В. М. Карташов, командир экипажа, был награждён орденом Ленина, Еши Ринчиндоржиев - орденом боевого Красного Знамени.

Война полыхала ещё на западе. Еши Ринчиндоржиев летал в чужом небе. Летал над Бухарестом и Будапештом, Прагой, Люблином. Шли бои в Восточной Померании. Немцы из последних сил пытались сохранить связь с портами Штеттином, Данцигом. Через них они держали связь с курляндской и восточно - прусской группировками. Нужно было во что бы то ни стало нарушить эту связь. Наши лётчики и моряки сражались, не щадя жизни, советские самолёты бомбили немецкие объекты в самое неожиданное время; они помогали нашим морякам громить немецкий флот, топить их транспорты от Вентспилса до Свинемюнде. Немцы лишились возможности вывозить танки, автомашины, орудия. От Кенигсберга до Ростока протянулось <<кладбище>> немецких судов. Здесь были и те суда, которые уничтожили Еши Ринчиндоржиев и его товарищи. А в начале мая уже кружились в небе над Берлином.

Август, 1945 год. Для гвардии старшины Еши Санжиевича и многих его товарищей война продолжалась. Нужно было разбить японскую Квантунскую армию. Еши Ринчиндоржиев бомбил Харбин, Чанчунь, уничтожал склады, транспорт противника; бомбили, как раньше, и днём и ночью. ОБ этих днях Еши Санжиевичу напоминают старые, пожелтевшие от времени снимки. Вот парень в гермошлеме и лётной меховой куртке. Это Александр Вифьянцев, тоже стрелок - радист, с ним воевали в небе Маньчжурии. Однополчане Ринчиндоржиева: стрелок - радист Юрий Макаров, Василий Галуцкий, штурман Леонид Александров - с ними вместе бомбили Берлин. Казах Борис Кимендаев - с ним летали в небе Польши. На каждом снимке короткая надпись: <<Другу Яше>>. Бурятское имя Еши в полку переделали на русское Яша. Так и звали всё время - Яша.

После войны мой прадед Еши Ринчиндоржиев вернулся в родные Кусоты. Пошёл работать в совхоз, в овощеводческую бригаду. Выращивал хорошие урожаи картофеля, капусты, моркови. Его хвалили, в газетах о нём писали, но ему больше по душе был труд чабана.

К сожалению, мне не пришлось с ним общаться, он рано ушел из жизни, но его жизненная путь ярким отпечатком легла на судьбы его близких. От природы он был одарён и великолепной творческой способностью, ораторским мастерством. Сохранились по сей день нарисованные им картины, полотна, украшавшие когда-то стены домов односельчан. Память о нем не померкла и ныне. В его родном селе улица, где он жил, переименована его именем - улица Еши Ринчиндоржиева.

Как дорогая память хранятся в нашей семье ордена и медали моего прадеда, символ мужества и доблести, гордости и преклонения.

Награжден орденами и медалями:

  • Орден Красного Знамени
  • Орден Красной Звезды
  • Медаль <<За победу над Германией>>
  • Медаль <<За победу над Японией>>
  • Медаль <<За оборону Кавказа>>
  • Медаль <<За оборону Ленинграда>>
  • Медаль <<В память 250-летия Ленинграда>>
  • Медаль <<Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.>
  • Медаль <<50 лет Вооруженных Сил СССР>> и др.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)