Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Забытые имена российских офицеров

«Вилькицкий Борис Андреевич. Забытые имена российских офицеров».

Очень многое в жизни школьника зависит от учителя начальных классов. От того, какие навыки и какие знания заложит первая школьная мама за первые четыре года учебы в головы своих подопечных. Зависит очень многое в дальнейшей жизни ученика.

Нашему классу повезло! Во-первых, нашей мамой была учительница начальных классов 1 категории - Надежда Митрофановна Кузьмина. Она – мудрый и опытный педагог с многолетним стажем и большим жизненным опытом. Во-вторых, мы занимались по развивающей программе Л. В. Занкова. Сочетание двух таких мощных факторов приучило нас к самостоятельной работе с источниками, развило умение анализировать предложенную проблему с разных точек зрения, поддержало желание формировать и отстаивать свою позицию. Именно с подачи Надежды Митрофановны, из-за ее методов преподавания дисциплины «Окружающий мир» я начал увлеченно читать книги по истории Российского государства. Считаю, что под влиянием учителей нашей школы и своих родителей, занимаясь подготовкой научно-творческих и научно-практических работ на протяжении нескольких лет, подошел в 9 классе к необходимости объединить свои знания и преступить к реализации проекта «Забытые имена российских офицеров».

Тем более, за последние 3-5 лет в нашей стране возрос интерес к истории русского офицерства. Обусловлено ли это политикой экс-президента России Владимира Владимировича Путина, как преподносят нам СМИ? Не знаю. Однако, для меня актуальность темы очевидна. Почему? При подготовке своих работ очень часто сталкивался с проблемой скудости информационных материалов о людях, чья жизнь вызывала интерес и, на мой взгляд, была достойна уважения и изучения.

А сколько таких ярких имен хранит наша история?! Созвездие выдающихся неординарных людей, чьи заслуги велики и неоспоримы перед Отечеством! И не только перед своим Отечеством - многие из них почитаются в научных кругах других стран и получили мировое признание. Про некоторых офицеров, исследователей, ученых (теоретиков и практиков) начали вспоминать – выходят новые книги, монографии, документальные передачи и художественные фильмы, открывается доступ к архивным документам. Информация об офицерах дореволюционного периода все чаще стала выноситься на уровень всеобщей доступности. Однако, ее ничтожно мало в сравнении со всем тем информационным шквалом о «дивах», «примадоннах» и «королях» поп-культуры. Я считал и считаю, что молодому поколению намного важнее иметь доступ к информационным материалам о славных страницах истории России, нежели растворяться в призрачных сиюминутных «ценностях». Считаю, что у моих сверстников не должно атрофироваться желание изучать истории своего Отечества и старание разобраться в ее хитросплетениях. Этого можно достичь внимательным анализом отдельных личностей, чья жизнь неразрывно связана с историей Российской империи.

В связи со всем выше изложенным, у меня сформировалась задача:

– самостоятельно находить материалы по ярким представителям российского общества (в частности, офицерства),

– готовить рефераты и презентации, информационные буклеты (которые, в общем-то, и являются проектным продуктом),

– выходить с докладами по выбранной тематике на аудиторию.

Важно просто адаптировать материал в зависимости от возрастного уровня слушателей:

- упростить материал для детей 8-10 лет,

- сверстникам же давать информацию со всей жестокостью фактов военной действительности.

Конечно, самое интересное – это общение с людьми высокообразованными, сведущими в данной проблематике. От них можно получить наиболее результативную рецензию и рекомендации к последующим действиям.

В разные периоды я готовил рефераты, презентации и буклеты о российских офицерах. Нежелание, чтобы все это «осело» на жестком диске домашнего компьютера подвигло меня на дальнейшие действия. Важным стало донести наработанную информацию до людей.

Первыми офицерами, жизненный путь которых меня заинтересовал, стали Б. А. Вилькицкий и А. Д. Засядько. Эти работы должны послужить отправной точкой для воплощения дальнейших планов. На данный момент я преступаю к формированию творческого проекта «Забытые имена российских офицеров» под руководством учителя истории и обществознания МОУ школы №122 Ларисы Николаевны Лапкиной. Нарабатываю информационную базу еще по двум офицерам российской армии. Это - перспективы, а на данный момент – конкретная работа по подготовке материалов о жизни Бориса Андреевича Вилькицкого.

Возрождения памяти о ГЕРОЯХ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Изучение историю Российской армии, поиск и возвращение долга памяти былым заслугам некогда громких фамилий. Возрождение незаслуженно забытых имен российских офицеров, отдавших жизнь на благо Отечества. Донесение информации до молодых людей.

Возрождение памяти об офицере Российской армии, чьи научные и воинские достижения признаны Ученым советом Русского географического общества, Советом Французского географического общества, чье имя звучало в мировых научных кругах, кого называли Русским Колумбом.

Сбор информации и фотоматериалов

– поиск и прочтение книг, монографий, статей о гидрографических исследованиях Северного Ледовитого океана в дореволюционный и советский период;

– изучение документов на научно-исследовательских сайтах в интернете, подшивок старых журналов и газет;

– переписка с единомышленниками на исторических порталах «Старый Владивосток», «Русский журнал. Рабочие тетради»;

– ознакомление с материалами проектов «Хронос» и «Военно-морская коллекция»;

– информационно-поисковые системы, такие как «Корабел. ru»;

– связь с Синодальным Отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями;

– «поход за кордон» - в библиотеку University of Chicago в гости к госпоже Дж. П. Фаррис - библиографу славянской и восточноевропейской литературы.

Подготовка статьи

В реферате сознательно прописываются все удачные и неудачные ходы проведения поиска и сбора информации. Зачем? Чтобы показать наглядно молодым людям, которые будут в дальнейшем опираться на данный реферат, что нельзя сидеть на одном месте и довольствоваться 2-3 монографиями. Необходимо использовать все возможности вплоть до переписки с культовыми организациями. Может оказаться так, что именно там сохранилась нужная информация, которой в музеях или архивах нет.

Помимо выполнения прямой задачи – повышения гражданского самосознания и патриотического воспитания молодого поколения, косвенно выполняется назидательная функция: «Не всегда выбранные методы и приемы влекут желаемые результаты. Зато приобретаются навыки общения с людьми, нарабатывается умение пользоваться информационными ресурсами разного уровня»

Работа над презентацией

На данном этапе пришлось решать творческий вопрос по выбору дизайна серии: «В каком ключе выполнить оформление обложки брошюры, обложки CD-дисков и буклетов? Правильно подобрать цветовую гамму для выполнения презентации»

Хотелось, чтобы продукция, разработанная мною в ходе исследовательской работы, имела достойный вид. То есть была выдержана стилистика, соблюдена строгость, но в тоже время внешний вид не отталкивал, а заинтересовывал школьников и учителей. Надо отдать должное инженеру-проектировщику Т. И. Федоровой, которая помогла определиться мне с решением данных проблем. Одно дело уметь работать в программах Microsoft PowerPoint или PhotoShop, совсем иное – создать макет дизайна для целой серии. Татьяна Ивановна долго и нудно придиралась к выбранным мною оттенкам фона слайдов, к толщине линий, шрифтам, прежде чем одобрила варианты макетов. Порой сводила своей критикой на нет все мои идеи по макетам. Но именно благодаря ее критике проектный продукт получил достойное, на мой взгляд, оформление. Критика – это не способ «загнать ученика в угол», это действенная форма поддержки. Она побуждает думать, выбирать, сравнивать. По данному вопросу я также получал консультации от своей одноклассницы Анаит Матинян. Мадмуазель в свои 15 лет окончила школу искусств №6 г. Самары и стала моим советником в плане дизайна.

При выполнении данного пункта плана я принял для себя несколько нехитрых правил:

– Оформление слайдов должно быть в сдержанной манере, но наглядное.

– Стиль обуславливается выбором темы.

– Каждый слайд должен быть законченным, как отдельное предложение. Из слайдов, словно рассказ из предложений, составляется презентация.

– Нельзя перегружать слайд информацией. Не стоит размещать много текстовой информации.

– Презентация – это только опорный материал, насыщенный ключевыми датами, цитатами, фотографиями. Остальную информацию должно доносить устно.

Необходимо учитывать:

– демонстрация слайдов может проходить не в компьютерном классе, где перед каждым слушателем стоит персональный монитор, а посредством проектора в актовом зале. Качество воспроизведение слайдов будет обусловлено техническими возможностями оборудования и освещенностью помещения;

– цвет фона и цвет шрифта выбираются по принципу максимальной контрастности (белый фон – черный шрифт, синий фон – желтый шрифт);

– использовать традиционные шрифты – они легче читаются, и уменьшается вероятность отсутствия редких видов шрифтов на разных версиях Windows;

– не использовать технику скрытой рекламы.

Рабочие моменты.

С научным руководителем Ларисой Николаевной

Лапкиной и соратником по дизайну Анаит Матинян.

Анаит сравнивает варианты презентаций

Принятый и утвержденный к производству вариант оформления серии исследовательских работ «Забытые имена российских офицеров».

Работа над буклетом

Буклет носит информативный характер. Раздается на руки слушателям до начала выступления. Слушатель имеет возможность ознакомится с краткими материалами по теме и во время самого выступления «опираться» на материал в буклете. При этом информация откладывается по теории И. Н. Мелихова.

На всех этапах - консультации с руководителем, так как есть проблема: «Жадность до информации». Мне всегда жалко убирать детали из реферата. Всегда мучаюсь: «Вдруг я не додам информацию, а слушателю/читателю будет нужна и интересна именно то, что вычеркну и удалю» Критика со стороны руководителя в данном аспекте просто необходима.

Реферат, презентация, буклет на данный момент выносятся для оценки по отдельной (узкой) исследовательской работе, как проектный продукт. Однако, предусматривается перспектива объединения нескольких проектов (проектных продуктов) исследовательской деятельности. И не только моих. Изложено подробнее в разделе «Перспективы развития проекта “Забытые имена российских офицеров”», как работы более глобальной, а, следовательно, требующей приложения усилий не одного человека, а группы.

Важным было найти людей, которые помогли с качественной распечаткой материалов и брошюровкой. Так как многое зависит от первых минут, когда читатель берет в качественный продукт, начинает листать, останавливает внимание на географических картах, технических схемах, документальных фото. Согласитесь, не интересно листать сплошной текст, набранный мелким шрифтом, отпечатанный на серой бумаге. Такая печатная продукция, навряд ли, привлечет внимание среднестатистического ученика в школьной библиотеке.

Публичные выступления

Первый шаг - перед аудиторией школьников. Так, например, Н. М. Кузьмина пролонгировала мое выступление перед ребятами ее 4 класса с демонстрацией презентации в качестве факультативного занятия. При отсутствии компьютера в кабинете - уход на вариант с распечаткой слайдов на листах форматом А2 или А3 на цветном принтере. С докладами об отце и сыне Вилькицких на лицейско-гимназических научно-исследовательских конференциях (городской тур).

Второй шаг – вынесение на обсуждение в «Школе юного историка» при историческом факультете Самарского Государственного университета (руководитель – старший преподаватель Вязов Леонид Александрович).

Шаг третий – поступление в СамГУ (по окончании школы) и изучение данной темы на более серьезном уровне.

Отправная точка – карта в журнале «Морской сборник», основанный Морским учёным комитетом под руководством известного русского мореплавателя и гидрографа адмирала Ф. П. Литке. Затем - обращение правительства Российской империи к правительствам союзных и дружественных стран от 20 сентября 1916г. ("Правительственный вестник" № 212 от 4 октября 1916 г. по старому стилю) о значимости открытий ГЭСЛО. Какие чудные названия "Земля Императора Николая II" и "Остров Цесаревича Алексея"! Что за экспедиция ГЭСЛО? Ответов не было.

На начальном этапе для определения линии исследования информации катастрофически не хватало. Только через полгода «свободного плавания» по различным сайтам и порталам я начал понимать: «В каком направлении мне двигаться?» Очень тяжело было находить публикации в журналах и газетах начала ХХ века. Какие-то попадались случайно, какие-то получал от единомышленников по переписке на «Старом Владивостоке» и «Русском журнале» по e-mail. В подлинности некоторых сомневаюсь до сих пор, так как получал просто перепечатку текста, а не сканированную версию. Поэтому не делал ссылки в работе и не опирался на подобное.

Работа пошла продуктивнее, после прочтения официальной информации на сайте Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, а так же статей в «Комсомольской правде» (18. 04. 2006г. ) и «Российской газете» (28. 05. 2007г. ). Дорогого стоила информация о воспоминаниях самого Б. А. Вилькицкого!

Большую роль в формировании мнения по вопросам освоения Россией Северно-Ледовитого океана выполнил полный электронный архив журнала «Вокруг света». В нем собраны материалы с 1861г. до наших дней. Публицистические статьи, фотографии прошлых лет с заветренными лицами исследователей Севморпути, карты – все с интересом изучал, сравнивал, копил. Спасибо создателям сайта. На данный момент могу посоветовать ученикам: «Зарегистрироваться на сайте http://www. vokrugsveta. ru/. Чем раньше это сделаете, тем лучше для вашего интеллектуального роста и расширения кругозора. Создайте свой личный кабинет, оформите подписку на получение новостей на свой электронный почтовый ящик».

Не стану проводить анализ всех используемых материалов. Во-первых, каждая работа (книга, статья, монография или кинофильм) достойна объемной рецензии, как и каждая фигура того сложного периода в России. Историки до сих пор не решили: «Колчак – кто он? Деспот в окровавленных одеждах или пытливый исследователь Северного Ледовитого океана? Чего в нем больше?» Если попробовать сформулировать мнение в 2-3 фразах по каждому источнику, то получиться отдельный трактат.

Во-вторых, я считаю, что отразил данный вопрос в проектном продукте (реферате). Я - отнюдь не Леонид Млечин, не Леонид Парфенов и не Виталий Яковлевич Вульф, однако оставляю за собой право на личное мнение. Надеюсь достичь лет через 15-20 того уровня, на котором находятся выше перечисленные политолог, журналист и историк, чтобы выносить вердикты по научной или творческой ценности использованных мною источников. На данный момент я просто изучаю, сравниваю и суммирую информацию. Делаю шаги в процессе формирования своего взгляда на проблему. Хочу, чтобы данным путем прошли мои сверстники.

Описание проделанной работы

– Сказывалась удаленность г. Самары от северных морских путей. В родном городе не удалось отыскать знатоков морского дела по специализации «Севморпуть».

– Перечитывал с интересом Н. Черкашина, с жадностью изучал карты дореволюционных времен и послевоенные карты с измененными топонимами. “Отслеживал” изменения в разные годы Советской власти, убеждаясь, что история не подвластна политике. Однако «запорошить» ее следы на географических картах – дело вполне выполнимое Вспоминая второй закон Ньютона, не испытал удивления, что спустя десятилетия не только школьники, но и депутаты Красноярского края выступали с требованиями вернуть исторические названия ряду географических объектов. Такое в последние десятилетия – не новость. Так в паспортах моих родителей местом рождения указан г. Куйбышев, а местом проживания – г. Самара. При этом родители никогда не переезжали. Интересно, как именоваться будет мой город спустя еще один век? Переименовывать города, проливы, острова – это неиссякаемая потребность или прихоть в угоду правящему политическому конгломерату? Последние географическое открытие совершено в 1913 году, а географические карты до сих пор претерпевают изменения!

– Позавидовал детям, участвовавшим в постановке внеклассного мероприятия по географии для 6 класса "Воспоминания русских путешественников", разработанный петербургской учительницей Г. И. Буртмановой на основе книги Л. М. Старокодомского “Экспедиция Северного Ледовитого океана 1910 – 1915г». Данное произведение прочитал на одном дыхании.

– Вызвало удивление, что конкретную информацию оперативно получил через официальный сайт Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Удивительно, но именно оттуда я получил первые конкретные сведения по Б. А. Вилькицкому.

– Затем пришлось «сходить за кордон» - в библиотеку University of Chicago в гости к госпоже Дж. П. Фаррис - библиографу славянской и восточноевропейской литературы. Обнаружил там воспоминания Вилькицкого. Немного было трудновато из-за нехватки знаний английского языка. Работаю над этой проблемой – изучаю язык. Насколько я понял, любая научно-исследовательская работа очень сильно зависит от знаний иностранных языков. Владение хотя бы одним значительно расширяет область поиска информации.

– Было отступление от намеченного плана из-за желания разобраться в наградах России, полученных Вилькицким за заслуги на бранном поле и географические открытия. Очень увлекательным оказалось это занятие. Можно было делать отдельную работу по орденам и медалям, по звездам и наградному оружию. Только надо ли? Вполне исчерпывающую информацию можно найти в свободной энциклопедии «Википедии». Каких-то тонкостей по награждению того или иного человека в ней не найти, но обзор наград достаточен. Оценить данное отклонение от плана работы, как нарушение, не могу. Считаю, что изучение орденских знаков, орденских лент, оружия - это важная составляющая в общем объеме данной темы.

– Помню ужас и безысходность при прочтении списка «Судьбы адмиралов Российского императорского флота после 1917 года». Неужели многое ушло безвозвратно с уходом этих людей – героев своего времени Я счел необходимым разместить данный список в Приложении №5. Считаю, что для ребят 4 классов он нужен для ознакомления, а вот учащиеся старших параллелей будут испытывать тот же шок, что и я. Для чего? Нельзя оставлять наше поколение в беспечной неосведомленности – мы должны знать и фамилии с именами, и венец жизни этих людей, и страшную статистику того времени. Нельзя! Чтобы не допустить повторения.

– С удивлением обнаружил, что спустя год после моего выступление на Х лицейско-гимназической конференции «Первые шаги в науку» г. Самары, в учебнике «Географии» за 8 класс (автор Дронова И. И. , изд. «Дрофа» 2009г. ) появилась фамилия Вилькицкий: «Кто-то в Министерстве образования и науки Российской Федерации услышал меня?!» Одноклассники поздравляли меня и подшучивали: «Ты шагаешь в ногу со временем и комиссией по утверждению учебников» Смешно? Может быть. Но я чувствовал свою маленькую победу. Радовался, что я не один - у меня есть единомышленники среди учителей. Мы не виделись, не общались, не переписывались, но преподаватели, выпускающие в свет авторские учебники, думают о тех же проблемах, что и я. Как же это здорово, когда твой призыв в абстрактное пространство: «Давайте включим материалы о Вилькицком в курс школьной программы! Ведь это так интересно!» - услышан и воплощен в жизнь. Конечно, его не слышали, просто так сложились объективные обстоятельства, но на душе теплее. Такой результат не сравниться даже с дипломом в номинации «Самое глубокое изучение темы» на городской научно-практической конференции. Работаю не зря!!!

Именно поэтому в 2010 году я берусь за проработку данной темы повторно и редактирую с учетом новых полученных за прошедший год данных. Результаты – перед вами на дисках.

Перспективы развития проекта «Забытые имена российских офицеров»

Считаю нужным прописать данный пункт. В нем отображено, что труды моих одноклассников, которые ставили перед собой задачу «Изучить жизненный путь (фамилия исторически значимой личности)» не пропадут всуе, не растворятся во времени. Они востребованы в стенах родной школы. Знаю, что вопросы о судьбах российских офицеров не единожды решались учениками МОУ школы №122 и конкретно учениками нашего 9-«Б» класса. Знаю, что молодые люди примут участие в работе над развитием проекта «Забытые имена российских офицеров». Материалы, накопленные в ходе наших научно-исследовательских изысканий можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках истории по согласованию с учителями. Что уже делалось неоднократно. Рефераты сброшюрованы в удобном формате (А5) в нескольких комплектах. Один комплект рефератов, СD-диски с презентациями доступны в кабинете истории, другие 2 комплекта - отданы в школьную библиотеку.

Думаю, что стоит рассказывать о российских офицерах ученикам 3-4 классов. Им интересно слушать наши лекции, смотреть презентации, изучать розданные на руки буклеты. Считаю, что возможно использование рефератов и презентаций так же на факультативных занятиях в 7-8 классе.

В декабре 2010г. я вынес реферат на обсуждение на занятиях «Школы юного историка» в Самарском государственном университете в плане обмена знаниями и получения конструктивной критики со стороны преподавателя курса истории (а так же директора Школы юного историка) Леонида Александровича Вязова и “сокурсников”. Там критикуют жестко, но по существу. Мнение преподавателя и «собратьев по перу» важно для меня. Кое-что пришлось доработать (внести уточнения), кое о чем поспорить. В одном и преподаватель, и будущие студенты сошлись без компромиссов: «История превыше политики».

Как один из путей развития проекта в дальнейшем - создание сайта, как информационного пространства для единомышленников. Впереди 2,5 года учебы в школе. Так что, все реально и выполнимо.

Работая на протяжении 5 лет по теме «Забытые имена российских офицеров», я понял, что молодежь должна получать информацию о значимых фигурах ученых, офицеров, политиков. И доступность этой информации, ее объемы должны быть максимальны. По крайней мере, не в меньшей степени, чем поток всей той псевдо-культурной мишуры, что в изобилии поступает с экранов, мониторов, из прессы. А уж решать: «Насколько молодому человеку важны и необходимы те или иные знания?» - удел самого молодого человека. На данный момент, я убежден в необходимости роста гражданского самосознания. Не бывает высокой самооценки у людей, живущих в государстве, не почитающем свою историю. Россия – это страна, о морских победах которой писали такие мастера, как В. Пикуль, В. Максимов, В. Канецкий! Это - страна, которая славится именами великих мореплавателей! Все имена героев СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ не подвластны времени. Я считаю их более живыми, чем навязываемые нам марионеточные куклы, называющие себя теледивами и примадоннами. Становиться обидно за Державу! Как подменяются истинные ценности - патриотизм и гордость за Отчизну на помпезные шоу и фееричные представления. Как мало информации о героях былых времен получает нынешний школьник, подхваченные шквальным новостным потоком, готовящийся к ГИА и ЕГЭ, вовлеченный в нескончаемый цейтнот!

Хочется спросить: «Весь этот калейдоскоп информации! Имеет ли он для тебя значение? Для чего ты учишься? Чем помогут тебе полученные знания в реальной жизни?»

Мое мнение? Знания об Андрее Ипполитовиче и Борисе Андреевиче Вилькицких заставили задуматься меня о многих проблемах нашей страны. И не только о тех, которые в прошлом. Корни любой сегодняшней проблемы - в нашем прошлом, вернее – в незнании этого прошлого. Так в двадцатые годы ХХ века отринули заслуги выдающихся людей царского режима, вычеркнули из энциклопедий, справочников, учебников. А в конце того же века развенчали многих героев социалистического периода нашей страны. Получается, что идеалы одной страны дважды опрокинули в течении всего лишь одного века. Кому верить? Каждый решает для себя сам! Только прежде, чем обсуждать ту или иную тему, ее необходимо изучить.

Можно сказать, что поставленные задачи в основном реализованы.

Выступления для учеников 4 класса проведены. Ребята больше слушали, чем сами высказывались по данной теме. Думаю, из-за того, что просто впервые услышали про Б. А. Вилькицкого. По презентации у ребят возникли вопросы о наградах. Так что мой «уход в сторону» от основного направления не пропал впустую. Буклеты кто-то рассматривал внимательно во время моего выступления, а кто-то бережно вложил в дневник. Я не увидел потом ни одного оставленного на парте или оброненного в коридоре. Что позволяет надеяться, что объем информации, ее преподнесение в буклете заинтересовали учащихся. 10-12 лет - это возраст, когда приведенные примеры реальных героев Отечества воспринимаются, как постулаты о чести и достоинстве. Надеюсь, что полученные материалы усилят мотивацию детей в плане изучения дисциплины «История Отечества». Проведены выступления с использованием рефератов и презентаций на факультативных занятиях в 7-8 классе.

Конечно, я делился информацией со своими сверстниками в школе. Кому-то было интересно, кто-то уходил от предложенной темы. Во время доклада слушали, но вне уроков разбор темы был только с теми, кто собирается сдавать историю на ГИА. То есть моими единомышленниками стали те, кто настроен на изучение истории России не только в рамках школьной программы. Я думаю, это просто потому, что в 9 классе учащиеся уже определяются с выбором профиля (физико-математический, филологический, экономический и т. д. ), в соответствии с которым делают упор на точные либо гуманитарные науки. Так мои одноклассницы, кто готовится поступать на архитектурный или нефтетехнологический факультет в Самарский государственный архитектурно-строительный университет, считают, что им достаточно поверхностного ознакомления с жизнью Б. А. Вилькицкого, и не станут более глубоко вникать в данную тему. Кто-то просто «отсекает» информацию за невостребованностью в их дальнейшем учебной программе и планируемом карьерном росте. Что ж, это - их выбор, их право. Впрочем, программа средней школы и не подразумевает глубокого изучения каких-либо дисциплин. Каждый решает для себя сам: «Какой из наук уделять больше времени и внимания?» Тем не менее, отношение со стороны одноклассников было с достаточной долей уважения к гидрографам Вилькицким. У многих вызвали недоумение изменения топонимов на картах. Кого-то больше заинтересовал период жизни Б. А. Вилькицкого во время гражданской войны. Думаю, это было спровоцировано выходом на экраны фильма «Адмирал» режиссера А. Кравчука. Много шло споров о правдивости отображения реальной действительности событий 1916—1920 г. - время крушения Российской империи, двух революций (Февральской и Октябрьской), а также Гражданской войны. Парни обсуждали значимость таких фигур, как генерал В. О. Каппель, контр-адмирал М. И. Смирнов, премьер-министра В. Н. Пепеляев. Многих ошеломила фраза, сказанная автором сценария фильма З. А. Кудрей: «Меня потрясла одна неизвестная ранее страница истории. Когда белая гвардия бежала от Красной Армии из Омска к Иркутску, союзники-чехи тоже торопились к границе. Они блокировали наши поезда, и в тайге просто замёрзли 24 состава с людьми— женщинами, грудными детьми, стариками Это русский „Титаник“, и про это никто ничего не говорил. Если бы у американцев была такая страница истории— они бы уже 18 фильмов сняли» (Amediafilm. com). Казалось, что наше поколение не удивить жестокостью сцен в кино. И все же Нельзя делать из всего шоу! Надо знать? Да! Но не превращать в очередной зрелищный мега-проект

Материалы в кабинет начального образования (4класс), кабинет истории и школьную библиотеку отданы совсем недавно - несколько дней назад. Надеюсь, что будут востребованы и читаемы, не станут праздно пылиться на полке. Это тот пункт, по которому я не могу написать ничего конкретного. Время покажет.

Если же рассматривать выступления за рамками родной школы, то это были выходы на более специализированную аудиторию. Естественно, что с данной темой не выступал на секциях математиков или биологов. Я участвовал в межшкольных районных мероприятиях по истории Отечества, с подготовленными материалами выходил на городские и областные конференции. С большим интересом участвовал в областном конкурсе «Речь лидера. Глобальные проблемы человечества в ХХI века» в ноябре 2008 г. Он проводился в рамках программы Российской ассоциации содействия ООН в Самарском регионе. Четкий ценз, строгий регламент, отсутствие праздных фраз. Каждый участник освещал интересующий его вопрос, который, по его мнению, должен выноситься на обсуждение в правительственные круги, на уровень общественно-политических организаций, в том числе и ООН. Я выступал с темой «Проблемы с памятью. Болезнь белых пятен». В выступлении я затронул актуальность данного вопроса в рамках мировой истории, и в частности - для России. Конкретно выделил вопрос о забвении талантливых представителей российского офицерства, коими являются Б. А. Вилькицкий и А. Д. Засядько.

Я видел, что мои выступления находили отклик. Слушателям было интересно открывать новые для себя имена и факты. То есть у меня получилось донести информацию до размышляющих оппонентов с объемным багажом знаний. Я чувствовал ответную заинтересованность людей. Случалось, что оставались в аудитории после конференции и обсуждали вопросы, поднятые в докладах. Организаторы уже покидали лекционные помещения, мы выходили в коридор и продолжали вести споры, обсуждения, обменивались источниками, обсуждали перспективы. Наверное, выплеск такого живого общения и является самым ярким результатом проделанной работы. У каждого – своя тема, но после выступлений, когда завершены притязания на победу, молодые люди сходятся для подведения итогов вне рамок конкурсной программы. Им не важны уже балы и номинации, они хотят ликвидировать «свои белые пятна».

- Здесь надо точнее сформулировать, так как явно не отслеживается

- Тут упустил деталь

- А в каком номере «Вестника» прописан состав экспедиции? – и так далее.

Жаль, что конференции длятся всего несколько часов, а не проводятся в виде выездной сессии на базе какого-либо лагеря для историков! «Повариться» в такой среде дней 5-6.

Выводы непосредственно по теме «Вилькицкий Борис Андреевич» изложены в разделе 4 «Севморпуть сегодня» и в разделе 5 «Осилить век безумный» реферата «Борис Андреевич Вилькицкий».

При изучении темы освоения Северно-Ледовитого океана у меня сложилось впечатление, что она нескончаема. Сколько имен! Сколько самоотречения! Сколько потерь Не знаю, что же более захватывающее:

- свершение географических исследовательских экспедиций,

- изучение истории этих экспедиций спустя сто лет.

Для меня пока важна наработка материалов по данной теме. Свершение плаваний по водам Северно-Ледовитого океана требует особой подготовки. Достойным поступкам должно предшествовать специализированное образование в достойном учебном заведении. Как минимум – это окончания арктического факультета Государственной морской академии им. адмирала С. О. Макарова в г. Санкт-Петербурге или окончания факультета судовождения на морских и внутренних водных путях Одесской национальной морской академии. Кого же из мальчишек не влекут ледяные торосы, шквальный ветер в лицо? Однако я поставил себе иную цель: «Рассказать о забытых российских офицерах» - и не хочу от нее отступать. С возрастом учишься отделять фантазии от реальных задач. Хочется, чтобы российские школьники знали о Вилькицких не меньше, чем любой скандинавский мальчишка рассказывает на зубок вехи биографии Н. Норденшельда вплоть до мельчайших подробностей. Давайте помнить открытия своих соотечественников, а не выбеливать их из школьных курсов истории и географии, и не умолять в энциклопедических изданиях их значимость в угоду конъюнктуре. Перестанем вычеркивать из памяти ради сиюминутных политических расчетов фамилии династий, которые у других народов почитались бы национальной гордостью.

Немного о «не очень удавшемся»

И еще одним из минусов данной работы – это вынужденное дублирование информации, собранной в реферате, в отчет о проделанной работе. Так, например, в реферате я постарался некоторые вопросы, которые потребовал мой внутренний ценз. От руководителя (после получения письма от организаторов конкурса «Портфолио 2010/2011г. ») я получил указание о необходимости привести все свои черновые записи и пометки в порядок, составить на их основе отчет. В нем пришлось дублировать ход поисков источников информации, прописывать анализ используемой литературы. Пришлось выполнять данный пункт, изложенный в брошюре М. А. Ступницкой «Что такое творческий проект?» (стр. 31-34). С авторитетами пока не спорят. Но для себя вынес урок – в дальнейшем делать все свои записи на компьютере и хранить на компактном электронном носителе. Зачем? Что бы потом не пришлось экстренно искать, пересылать по почте, наскоро выверять, редактировать, прихорашивать мысли 5-тилетней давности. Значит, экономить время, которое смогу использовать для работы в другом направлении. М. А. Ступницкая делает акцент на развитии способностей у современных школьников в плане адаптации под требования быстро меняющегося окружающего мира. Может быть, мне в будущем действительно понадобится навык быстрого переложения основных задач, методов их решения из одного источника (в данном случае – реферата) в другой (в данном случае – отчет). Все в этой жизни возможно.

Понятно, что необходимо было вести журнал с самого начала. Просто работать над темой я начал в 2004/2005 учебном году, и тогда никто не подсказал мне про написание журнала и отчета. В ноябре 2010г. научный руководитель рекомендовал выполнить отчет, «как важнейшую составляющую всей работы». Я постарался соответствовать.

И еще один минус работы связан с технической стороной – в разных организациях на компьютерах установлены разные пакеты программного обеспечения. В связи с чем, презентацию пришлось упростить. Я удалил все эффекты анимации после одной не очень удавшейся демонстрации проектного продукта. При нажатии на клавишу мышки на слайде каким-то образом сбился порядок действий. Чтобы не останавливать выступление, я прокрутил данный слайд и перешел к следующему. Но после мероприятия пропустил все слайды через режим «фотографирования» - комбинация клавиш «Ctrl»+ «Prt Sc Sys Rq» и стандартная программка «Paint». Теперь каждый слайд – это просто изображение, на котором нельзя ничего сдвинуть, удалить или исправить. Такой способ обработки обезопасил от всевозможных накладок при воспроизведении на разных компьютерах. Конечно, жаль придавать статичность слайдам, лишать спецэффектов, но так спокойнее работать во время выступлений перед аудиторией. Есть другой выход - возить с собой ноутбук, на котором воспроизводятся все заложенные технические эффекты вплоть до музыкальной «подложки». В данном случае музыкальным сопровождением должна звучать тихим фоном песня «Андреевский флаг» в исполнении Вики Цыгановой. Данная песня - из ряда современных патриотических песен, в котором заняли свое место «Москва» Олега Газманова, «Слава России» группы «Пилигрим», «Небо славян» группы «Алиса». К сожалению, организаторы конференций, конкурсов не всегда позволяют подключать свое оборудование.

В качестве подведения итогов хочу сказать, что я просто делаю самостоятельные шаги в процессе формирования собственного взгляда на выбранную проблему, используя максимально или развивая в процессе работы

– умение продуктивно и уважительно общаться с людьми разного возраста, социального положения в обществе, различных гражданских позиций и вероисповеданий, людьми, имеющими паспорта разных государств.

– умение вести официальную и личную переписку с владельцами сайтов, коими могут оказаться частные лица, светские или культовые организации, научные или учебные учреждения, отделы культуры, молодежной политики, физкультуры и спорта, правовые организации, архивы и библиотеки и т. д. ;

– владение компьютерными технологиями и азами дизайнерского творчества по оформлению серии материалов, выполненных на разных носителях (бумажных и компакт-дисках);

– стараюсь увлечь, если хотите, «заразить» окружающих потребностью изучить историю сверх курса школьной программы, которого мне лично не достаточно.

Выражаю надежду, что не утомил почтенного читателя.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)