Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Задачи на вычисления площадей и объемов тел вращения и многогранников с использованием краеведческого материала

Издревле в Горном Алтае сложилось два хозяйственно-культурных типа: скотоводы-кочевники (южные алтайцы, кроме оседлых телеутов) и оседлые охотники и звероловы (северные алтайцы). В рукописи «алтайские калмыки» Г. И. Спасский говорит о южных племенах - скотоводов-кочевников: «Все они лето и зиму живут в войлочных юртах, перевозимых с одного места на другое».

Два века назад алтайцем был известен только один вид жилища - войлочная решетчатая юрта цилиндрического типа. Как источник знаний о алтайских жилищах, о пище, о людях, о одежде, о предметах быта, в сказаниях не приводятся точные описания того или иного предмета, но в сказаниях описываются жилища бедняка-пастуха, богача, богатыря и хана.

Вот, например, как описывается в сказании «К'озын-Эркеш» жилище Караты-хана как шестиугольный золотой дворец. В другом сказание «Козуйке» герой-богатырь вошел в юрту рядового аксакала «аланчык» - это деревянное конусообразное жилище. И еще во многих сказаниях упоминаются различные юрты, различающиеся между собой как по своей форме, таки по размерам и красоте. Следовательно, по данным алтайского героического эпоса в средневековье основными видами жилища были три разновидности юрт - конусообразная корьевая аланчык или чаадыр, шалаш дьапаш, и решетчатая войлочная кереге кuйuс айыл.

Южные алтайцы - теленгиты, телесы и алтайцы - вели экстенсивное хозяйство, основу которого составляло пастбищное скотоводство. Алтайцы кочевали с осенне-зимнего пастбища, которое называлось кышту, на весенне-летнее дьалу.

У южных племен юрты были

' двух типов: с конусообразным остовом из жердей, который покрывался корой лиственницы, и решетчатым остовом, обтянутый войлочными пластинами. Оба типа жилищ были круглые в плане (традиционные жилища у алтайцев в начале второй половины XIX в. ).

Коническая юрта делается из жердей, соединенных кольцами, свитыми из прутьев и обложенными корой сосны, лиственницы или бересты, или обтянутых войлоком. Вторая форма юрты, войлочная же,с решетчатыми складчатыми стенками, называется кереге. Многоугольные юрты считаются переходными от юрт (конусообразных и решетчатых) к срубной избе.

Конусообразная юрта

Состоит из 10-14 жердей длиной от 7 до 9 аршин. У нее есть различные названия: у алтайцев - чадыр (от древнетюркского catir - шатер, палатка), шанда (покрытая корой дерева), содон ( островерхая), а у теленгитов аланчык (покрытая войлоком или корой дерева, с древнетюркского alacu - шатер ).

Построить конусообразную юрту не так уж и просто. Кору заготавливали весной, срывали с дерева и складывали в штабеля. Но самым трудным было заготовить прутья для обруча. Для этого не толстый ствол дерева раскалывали пополам, после чего в землю по кругу нужного размера вбивали колья, затем части ствола выгибали по кольям. для основы юрты использовались толстые и тонкие жерди и штабеля коры. Прежде чем устанавливать основу юрты 0З0К. Для этого две толстые жерди с развилками на концах вставлялись в друг друга, затем к ним приставляли другие. Основа юрты состояла из пяти-девяти таких толстых жердей. Размеры юрты зависели от длины этих жердей. На основу юрты укладывали готовые обручи карачкы, обычно два или три. На обручи вплотную друг к другу клали тонкие жерди, иногда до 100 штук. Длина жердей, которые употреблялись на строительство конусообразной юрты, колебалось от 7 до 12 метров. Диаметр островерхих жердевых юрт обычно ровняется высоте юрты.

Для двери, всегда ориентированной на восток, оставалось отверстие эжuк. Затем остов юрты покрывали пластинами коры так, чтобы одна пластина заходила на другую. Начинали покрывать остов всегда снизу и по кругу, затем делали второй круг, третий и т. д. Поверх коры, чтобы ветер не сорвал крышу с юрты, клали жерди базыра.

Цилиндрические юрты

Другой тип жилища это - цилиндрические юрты с «наклоненными» (косыми) крышами и вертикальными стенками. Среди них выделяется две разновидности: переносимые и непереносимые юрты.

Стены непереносной юрты образуют высокий цилиндр высотой около 1,5 аршин. Цилиндрический остов непереносных стен образуются из вбитых в землю перпендикулярных стержней, которые на верхних концах скрепляются перекладинами, и уже на них укрепляются жерди, образующие крышу конической формы с отверстием для выхода дыма, дверное отверстие покрывается стеганым войлоком, как и сама юрта, в диаметре она составляет 4-6 саженей.

Переносное жилище - это полусферическая юрта, стен у нее бывает от 4 до 6, крыша состоит из шестов, один конец привязывается к решетке, другой вставляется в отверстие дымового круга.

Юрта этого типа состоит из отдельных деревянных разборных частей решетчатых звеньев кереге или керене (их обычно 5-6 штук); деревянного круга карачкы, в который вкладывается крестовина чанмрак; рамы двери эжuк, створки калгы, шестов уну, и войлочных покрытий (состоящих неизменно из шести пластин войлока: две для стен туурга, две - для крыши тебuр и две - для дымника дъабу).

Строительство решетчатой юрты кереге (керене, айл), изготовление как деревянных ее деталей, так и войлочных, связано с большими трудностями. Деревянные решетки, образующие стены юрты, делаются из перекрещивающихся тонких, преимущественно из талиновых прутьев. В местах соприкосновения прутья скрепляются через сквозное отверстие кожаными решетками или сухожильными нитками так, что их можно свободно раздвигать при ее разборке. Шесты для крыши подбираются из тонких жердей тальника, с которых снимают кору, после чего ножом срезают все неровности. Один конец шеста заостряют, на другой - в сквозное отверстие одевается петля. Деревянный круг, который служит опорой крыши юрты, выгибают из двух обтесанных жердей нужного размера. На них делают сквозные отверстия, количество которых соответствует количеству шестов, - от 80 до 100 штук. Два полукруга соединены способом шипа в паз, образуя круг дымового отверстия карачкы. Из двух перекрещивающихся согнутых тонких прутьев делается крестовина чанмрак, которая накладывается на этот круг.

Заготовка войлочных пластин используемых для покрытия юрты, связана с большими трудностями, которые объясняются как примитивностью техники, изготовления войлока, что отнимало много физических сил, так и необходимостью распологать большим количеством шерсти. Для изготовления войлока на одну юрту, состоящую из пяти звеньев, требуется шерсть более чем с 50 овец. А ведь это самая маленькая юрта.

После того как необходимые материалы заготовлены, устанавливают раздвижные решетки-звенья, концы которых связывают шерстяными шнурами канаттын буузы. Соединив все звенья решетки (их может быть 5-7 штук), к концу одного из них привязывают волосяную тесьму кожлан, которой опоясывают решетку вокруг, и закрепляют ее на другой стороне дверной рамы. Последнюю привязывают к двум концам решетки. Далее делается крыша.

Прежде всего устанавливает шест с развилкой бакан на одном конце, который служит опорой для дымового круга с крестовиной. Последний располагают в

' центре юрты прямо над очагом. Шесты составляют основу крыши, они имеет на одном из концов сквозные отверстия, куда продеваются тонкие шерстяные нити и навязываются петельки. Этим петельками закрепляются концы шестов к верхнему краю кереге, а другие концы шестов вставляются в дымовое отверстие, которое поддерживается на весу шестом с развилкой. После того как все шесты будут соединены с решеткой юрты и дымовым кругом, остов юрты покрывают войлоком. Этих целях используется четыре куска войлока - прямоугольной формы туурга, два трапециевидных тебuр и четырехугольный кусок войлока, независимо от размеров юрты. Размеры каждого куска различны, в зависимости от размеров юрты. Так, для юрты из пяти решеток размер войлока должен составлять 255хl15 см, из шести 310х130 см. На углах каждого куска туурга делают четыре завязки из шерстяных шнуров туурганын буузы, которыми войлок привязывают за решетку стены и крышу юрты. Снаружи ее в два-три ряда опоясывают волосяной веревкой арканом или тесьмой кожлан и таким образом фиксируют войлок на стенах юрты. Затем покрывают крышу юрты, для этого используют неизменно два куска войлока трапециевидной формы, сильносуженных на одном конце (21 х2м). К каждой войлочной покрышке пришивают по восемь длинных волосяных веревок, которыми укрепляют крышу юрты, опоясывая ими ее стены. И еще изготавливают крышку для дымового отверстия. Это четырехугольный кусок войлока, к концам которого привязывают волосяные веревки, чтобы закрепить один конец за крышу юрты, а другой оставляют свободным и по мере надобности отбрасывают, чтобы открыть или закрыть дымоход.

Разборка такой юрты происходит в обратном порядке. За один час три человека могут разобрать и установить войлочную юрт

Такие юрты строили четырех-, пяти-, шести-, семи-, восьми- и девятиугольными. Миссионеры, как правило, заставляли новокрещенных теленгитов строить избы, оставлять традиционное жилище - юрту - и переходить к оседлому образу жизни, и видимо вследствие этого у богатых теленгитов появлялись многоугольные юрты, ведь их строительство было очень трудоемким и это могли позволить себе только зайсаны.

Сруб такой юрты складывается из бревен, рубленных в паз; он состоит из семи - восьми венцов (высота 165-170 см, длина одного звена - 360-365 см).

крыша юрты могла быть двух видов: полусферическая и конусообразная. У юрты с полусферической крышей от последнего венца стены сруба кладка бревен продолжается, но длина их постепенно уменьшается и у дымохода составляет 100-110 см. При этом остов крыши напоминает клетку, суживающуюся кверху, алыйман. Поверх кладут кору лиственницы, в таком же порядке, как и у конусообразной юрты. На верхние концы углов стен улду кладет бревна, чтобы придавить кору к стене юрты.

Существует другая форма крыши. Юрта шестиугольная. Стены ее состоят из девяти венцов (высота - 172, длина звена - 364 см), остов крыши делают из тонких жердей, нижние концы которых укрепляют на верхнем венце сруба, а верхние вставляют в жерди с развилкой. К ним прикладываются такие же жерди, как и у конусообразной юрты. Сверху она покрывается корой лиственницы и придавливается жердями. Вверху оставляют дымовое отверстие тюнюк.

Монгольская юрта

Особым типом жилищем считается коническая юрта, юрта сделанная из коры, почти такие же, как жердевые, только они намного больше тех. Здесь остов юрты покрывается слоем березовой коры и слоем толстой коры дерева.

И так алтайцы имели три вида конусообразных юрт (жердевую покрытую войлоком и покрытую корой березы, и юрту аланчык, которая близка к жердевым, но имеет большие размеры) и два вида цилиндрических юрт (переносные и не переносные). Также в 60-ых годах на Алтае появляется многоугольное срубное жилище. Такие юрты строились наподобие русских деревянных домов.

Со временем юрта все более увеличивается в размерах и улучшается по форме. Она становится обтекаемой, приземистой, более устойчивой против сильных ветров. Все лишние детали и элементы утрачиваются. Так, трубообразная войлочная надстройка на верхушке юрты, существовавшая более 800 лет назад, из-за своей громоздкости перестала использоваться.

Юрта легко транспортируется, собирается и разбирается. Вся операция по разборке ее занимает час, а при сборке - максимум два часа. Такая оперативность при сборке и разборке достигалась тем, что все детали юрты строго унифицированы и стандартизированы. Юрта любого размера имеет при сущую только ей модульную систему, выработанную и проверенную самой жизнью в течение веков. Изучение монгольского жилища позволило монгольскому архитектору Дажаву разработать теорию конструирования юрты.

Сборка и разборка юрты осуществляются по определенной технологической схеме

Сборка состоит из последовательных операций: установка пола и остова, покрытие деревянной конструкции кошмами, расстановка мебели и утвари. До начала сборки остова настилают полы. Для этого соединяют части ободков, потом внутри их расставляют поперечные и продольные шпалы, после чего кладут доски пола по часовой стрелке, начиная с коротких. Затем приступают к установке и растяжке решетчатых стен - хан, которые стыкуются между собой и закрепляются с помощью волосяных веревок. Установив дверь, ханы обтягивают внутренними (верхним и нижним) поясами, концы которых прикрепляются к кольцам, специально приделанным в притолоках двери.

Потом устанавливают крышу. Для этого сначала в отверстие в деревянном круге - тоно при поддержке человеком снизу вставляют деревянные шесты уни, а другие концы закрепляют в головках решетчатых стен. В первую очередь вставляют по четыре уни с четырех сторон, а затем с помощью внутренних стенных поясов и веревок, закрепленных на тоно, добиваются правильной формы юрты, после чего заканчивают вставлять остальные уни. Этим завершается сборка деревянной части конструкции юрты.

Остов юрты покрывают следующим образом: на верхнюю деревянную часть крыши натягивают материю белого цвета, нижние и верхние концы которой прикрепляют тесемками к ханам и тоно, затем накладывается верхнее войлочное покрывало. Боковые стены закрываются тоже войлочными покрывалами, сверху надевают чехол из белой материи и обтягивают наружными, верхними и боковыми поясами. Наконец, накладывают кошму на тоно и прикрепляют веревками к низу решетчатых стен.

До расстановки в юрте мебели и утвари привешивают к стене занавеску, пол покрывают кошмой или коврами. В центре устанавливают печку с дымоходной трубой, проходящей через верхнее отверстие тоно. В юрте расставляют кровати, сундуки, платяной и книжный шкафы, буфет, умывальник, столик и табуретки. Как правило, вся семья и гости садятся вокруг очага, находящегося в центре жилища. На северной стороне юрты (на самом почетном месте) помещается ящик, на котором обычно стояли позолоченные, серебряные или медные и другие скульптурные фигуры богов или изображения их в рисунках, аппликациях, жертвенные чашечки, лампады и прочие атрибуты ламаистской религии. Налево от входа (в юго-западной части юрты) размещаются принадлежности наездничества и бурдюки с кумысом. Направо от входа (юго-восточная часть) находятся кухонные принадлежности, там же место хозяйки. Западная и северо-западная части принадлежат гостям, а восточная - хозяину и детям. Ценное имущество хранится в ящиках напротив двери, а кровати по бокам. Охотничьи принадлежности хранятся вблизи хозяина семьи. Для сидения расстилаются войлочные ковры (ширдэки). Для почетных гостей припасают специальные коврики (олбоки), а теперь, например, и маленькие стульчики.

5 Размеры и объемы юрты определяются количеством хан, т. е. числом стенных решеток. Чем больше их, тем больше объем жилища. Юрта малого размера имеет 4 ханы. Она состоит из 4 сборных стеновых звеньев, средняя - из 5 - 6, а большая - из 8 - 12. Цифры 7 и 11 у монголов считались недобрыми, подобно числу 13 в Европе. Поэтому в юртах, ханы в таком количестве, старались не устанавливать, а цифры 81 и

108 монголы считали счастливыми.

Диаметр юрты среднего размера - примерно 7 м, высота же колеблется в пределах 3 м.

В алтайском эпосе говорится:

Среди прекрасных гор

Два белых одинаковых дворца стоят,

Ханские айлы поставлены,

Вышиты золотые узоры на них,

Под солнцем горят.

Внутреннее и внешнее убранство юрты раньше отражало классовую принадлежность владельцев. Юрты зажиточных отличались большими размерами, добротным белым войлочным покрытием, различными дорогостоящими украшениями, более богатым и нарядным убранством, большим количеством орнаментированных вещей. Богатые люди имели несколько юрт, которые предназначались не только для хозяина и членов его семьи, но и для гостей, новобрачных. Юрты же простых людей были скромны как внешне, так и внутри.

1) печь,

2) ящик для топлива (аргала),

3) низкий стол со стульями,

4) сундуки,

5) кровати,

6) шкафы,

7) полка кухонная,

8) кумысница,

9) умывальник

Однако и простые скотоводы стремились создавать в юртах своеобразный уют, заполняя их необходимыми в быту вещами и мебелью, стараясь сделать каждую вещь по-своему красивой и привлекательной. Предметы бытовой обстановки юрт всегда характеризовали исконные стремления кочевника к художественному оформлению жилища. Изделия из войлока и шерсти, разнообразные ткани, яркие ковры, вышивки, плетения, орнаментированные изделия, в том числе домашняя утварь, украшение обозримых деталей юрты и многое другое создавали неповторимый национальный колорит.

Пол покрывался орнаментированными войлочными коврами. По технике выполнения и художественной значимости типы подстилок различны. Древнейшим видом украшения войлока было орнаментированное прошивание, которое имело повсеместное распространение. Художественная особенность заключалась в разнообразии мотивов и порой очень сложных рисунков, наносимых вышивальщицей по своему усмотрению. Это рисунки зверей, животных, стилизованной океанской волны и пр. По тому, как был выполнен рисунок, судили о мастерице-хозяйке. И если качество было высоким, то хозяйка получала лестные отзывы гостей.

Творческий опыт народа в создании жилища, приспособленного к суровым природным условиям Центральной Азии, тщательно изучается сейчас монгольскими учеными и архитекторами, что дает возможность приступить с научных позиций к дальнейшему совершенствованию юрты (облегчение веса, создание более рациональных форм в статическом отношении, улучшение конструкций, их типизация и индустриализация в изготовлении). Очень важным является такое свойство юрты, как устойчивость в антисейсмическом отношении, ибо круглая форма и шарнирная система конструкций хорошо сопротивляются не только вертикальным, но и горизонтальным сейсмическим воздействиям и нагрузкам. Круглая и приземистая симметричная форма монгольского жилища выдерживает сильнейшие ветры, дующие в основном в северном и северо-западном направлении.

Зимой юрта утепляется: жилища покрывают двойным войлоком, низ решетчатых стен закрывают специальным утеплителем. Летом юрта охлаждается - открывают один слой войлока у низа стены и устраивают вентилируемые полы.

Если архитектурная форма юрты, ее конструкция, сборность, аэровентиляционная способность смогли выдержать испытание временем в условиях сурового монгольского климата, то, значит, юрта в определенных случаях может служить и прообразом цельной архитектурной формы, ее дальнейшим мотивом. Не случайно на Крайнем Севере в СССР в Канаде, где климат весьма суров, делаются попытки создания жилищ, круглых по форме, обтекаемых, легких и сборно-разборных.

Философия тюрков

Тюркские народы использовали жилища разных конструкций, как постоянные, так и переносные, с множеством вариантов и переходных типов: жердевой конический шалаш. с корьевым покрытием, срубный бревенчатый многоугольный дом, войлочная юрта и т. д. но, несмотря на большое разнообразие строений, был у них обобщенный образ жилища. Дом, будучи сосредоточением культуры, занимал особое место в жизнедеятельности человека. Дом наделялся теми же свойствами, что Вселенная в целом. Противопоставление верхнего и нижнего мира во многом определяло организацию вертикальной структуры жилища. Крыша юрты соотносилась с небесной сферой. Дымовое отверстие служило своеобразной дверью в запредельное пространство время. В срединной сфере пространство делилось на левую (мужскую) и правую (женскую) стороны. Пространственное членение жилища прямо переносилось на окружающий мир. У входа в нижний мир, у основания дома жили собаки, охраняющие земные пути". Жилища древних тюрков ориентировались входом на восток. У монголов была традиция строить жилища входом на юг. Обыкновенно южная, правая от входа сторона считалась мужской, противоположная женской. Еще двумя важнейшими элементами жилища были дверь - на востоке, окна и почетный угол - тер тур, расположенный за очагом. Функция двери и окна, как границы, были очерчены множеством запретов и предписании.

Юрта воплощает в себе идею круга, мягкости, обтекаемости, устойчивости: линия периметра основания юрты представляет круг подобно очертанию Солнца, планет. философия различных стилей японского каратэ и уйгурского кун-фу диктует и демонстрирует в пространстве в каждом своем движении идею круга или эллипса, тем более что суставы человека также округлы.

Юрта - это особый вид жилища. Она сделана из живых материалов шерсти, дерева, кожи - тем самым как бы символизирует саму жизнь, в то время как современные здания, построенные из бетона, цемента и металла символизируют мёртвость.

Юрта - это символ служения, потому что она служит человеку. Многие современные здания требуют себе дорогостоящего обслуживания и целой команды обслуживающего персонала. И сейчас, во времена бед, когда люди часто остаются без крова. Юрта как скорая помощь, - служит им, и не только в Киргизии и киргизам, но и в других странах, другим народам. Возьмем, к примеру, недавнее землетрясение в Турции. Туда из Киргизии-были отправлены именно Юрты.

Юрта - это символ долготерпения и гармонии. В Юрте самое отдалённое от входа место называется Тёр, который считается самым почётным. Сколько раз гости Тенгир Тоо рвались на Тёр, но хозяева Юрты терпеливо молчали, оставляя суд Высшему, Небесному Хозяину, который всё видит через Тюндюк. Пророк Иса в своё время своих учеников учил так: Когда приходишь в гости, не старайся занимать Тёр. Если вдруг придёт человек более уважаемый, чем ты, тогда хозяин дома скажет: Уступи место! И перед всеми придётся тебе уступить. Поэтому когда приходишь в гости занимай место ближе к Улага. И если хозяин дома придёт и скажет: Уважаемый, пройди, пожалуйста, на Тёр, то твой авторитет возрастёт перед всеми. И кажется, сейчас Небесный Хозяин Юрты расставляет всё на свои места.

Юрта - это символ согласия и сплочённости. Её каждый элемент связан с другим элементом и все части взаимно скреплены. Самый верхний элемент Юрты, через который проходит свет и который держит всю Юрту крепко, называется Тюндюк. Благодаря Тюндюку Юрта никогда не упадёт. Стены Юрты, которые называются Кереге, связаны с Тюндюком с помощью многочисленных длинных и остроконечных палок, называемые Ууками. Никакие ветры и ураганы не смогут развалить Юрту, потому что Ууки, которые связывают Тюндюк с Кереге крепкие.

Тюндюк - это символ Вечного, Сильного и Всевышнего Кёк Тенгира. Круглость формы Тюндюка символизирует вечность. Он цвета крови и имеет кресты в середине. Ууки и Кереге тоже имеют цвет крови. Потому что Хозяин Юрты омыл всю Юрту чистой кровью пожертвовав барана, чтобы освятить её и сделать своим. Сама Юрта вся одета белого цвета войлоком. Иными словами Юрта одета праведностью (белый цвет), Агнца (войлок- это символ того, что праведная одежда принадлежит Агнцу, так как он сделан из шерсти. )

Свет Кёк Тенгира проходя через эти кресты, освящает всех сидящих в Юрте. Ууки - это символ лидеров Тенгир Тоо, а Кереге - это народ Тенгир Тоо. Для того, чтобы Юрта стояла крепко, Ууки должны быть крепко соединены с Тюндюком (с Кёк Тенгиром) и Кереге (с народом). Только тогда никакие ураганы перемен и кризисов не смогут развалить Белую Юрту Тенгир Тоо.

Устройство юрты

Дом киргиза-кайсака приспособлен к его кочевому быту; юрта, говоря о средней величине и тяжести ее, может поместиться на одном верблюде. Она состоит из тонких решеток и палок и нескольких войлоков. Первые служат ей основанием (остовом), вторыми она закидывается от дождя и мороза.

Деревянная часть юрты состоит из трех частей: кереге (решетка), уука (стрелок) и чангарака (круг). Нижняя часть, или кереге есть решетка, слегка скрепленная в перекрестках ремнями так, что удобно складывается, когда нужно везти юрту, и раздвигается, когда юрту ставят. Окружность юрты состоит от двух до восьми решеток, связанных вместе и называемых канат. Ууки, или выгнутые стрелы, составляют свод юрты, нижние концы их привязываются к кереге, а верхние, заостренные, запускаются в дыры, пробитые на боку чангарака, составляющего самый венец юрты. Чангараком называется деревянный круг, скрепленный несколькими выгнутыми кверху поперечинами. Он служит в юрте отверстием для прохода дыма и света и закидывается отдельной квадратною кошмой, по нужде снимаемой и закидываемой.

Войлоки, которыми закрывается юрта сверху, имеют различный вид и потому носят разные названия. Нижние кошмы, закрывающие кереге, называют туурлык; верхние, лежащие на стрелках, - узюк; кошма, имеющая четырехугольный вид с удлиненными концами, накидываемая на чангарак, называется тюндюк. Для выхода дыма из юрты в ненастную погоду тюндюк поднимается на бакан, т. е. жердь, которая зацепляется за угол его изнутри и подымается против ветра, чтобы заградить его. Особенный небольшой продолговатый войлок, подшитый чием, закрывает дверь. Для большей теплоты кереге одеваются снаружи между ним и кошмою еще чием - тонким тростником, обмотанным разною цветною шерстью.

У киргиз-кайсаков существует еще другая юрта, называется кос (кош), или джулум-уй. Она употребляется у них для табунщиков лошадей или во время походов и в этих случаях для перевозки вьючится на лошадей. Кошей немного, и если в ауле иногда и встретится кош, то он, вероятно, принадлежит торговцу. Кош отличается от юрты прямыми ууками и отсутствием чангарака, вследствие чего имеет коническую вершину, нижние концы ууков вместо завязок заменены короткими петлями, которые скоро надеваются на головки кереге; кош редко бывает больше двух отделений решеток.

Этот кош перешел к торговцам, которые признали его удобным во время хода караванов.

Есть еще третий род юрты, которая называется калмак-уй (калмыцкий дом). По значению названия уже видно, что этот дом перешел от калмыковторгоутов. Этот калмак-уй, или иначе торгоут-уй, от кайсацкой юрты отличается только тем, что ууки его длиннее и менее выгнуты, чангарак в диаметре не более пяти четвертей, и вообще эта юрта имеет более коническую форму.

Задачи на тему «Тела вращения и многогранники» l-ая задача: Зная, что диаметр основания юрты равен 4м. Найдите сколько м2 коры лиственницы и какой длины жерди потребуются охотнику для строительства конической юрты, если учесть, что диаметр основания юрты равен ее высоте.

Ответ: S = 28,3м2; L = 4,5м

2-ая задача: Дана цилиндрическая войлочная юрта, площадь основания которой равна 48м2. Для покрытия юрты используют войлок прямоугольной формы размером 2,55м х 1,55м, для крыши используются два куска войлока, формы трапеции с основаниями 21м и 2м, высотой 3м и 1 кусок для дымового отверстия размером 1,5м х 1,5м. Сколько м2 войлока понадобиться для покрытия такой юрты?

Ответ: Sюрты = 141. 35 м2

3-ая задача: Дана бревенчатая шестиугольная правильная юрта, высота сруба которой равна 1,5м, а длина одной стороны основания равна 3,5м. Диаметр основания юрты равен ее высоте.

Найдите: а) площадь крыши юрты с боковым ребром, который на 1м больше стороны основания; б) полезную площадь, если учесть, что зона очага занимает 1м2; в) сколько кусков обоев, размером 0,5м х 7м, потребуется для оклейки стен юрты, при том на обрезки достаточно иметь запас равный площади дымового отверстия и двери;

Ответ: а) 43,1 м2; б)30,8 м2; в)9 кусков.

- а) деревянная конструкция - каркас; б) верхнее матерчатое покрывало; в) боковое и верхнее войлочное покрытие; г) настенный внутренний занавес; д) покрывало на верхнее отверстие - тоно; е) внешний вид юрты;

Многоугольные юрты

Юрты такого типа называются по-разному: по-теленгитски - черте айл (рубленная), по алтайски - чеден( городьба) и агаш айл(деревянная юрта).

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)