Развлечения  ->  Развлекательные журналы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Задания и ответы по стилистике русского языка

Первая группа вопросов

1. Можно ли представить директору завода характеристику на инженера Петрова?

Да, директору завода можно представить характеристику на инженера Петрова. Директору завода можно представить характеристику инженера Иванова.

В «Словаре трудностей русского языка» Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой находим две возможные формы управления при слове «характеристика»: на кого (канцелярское) и кого.

2. Сумел ли Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» дать блестящую характеристику на полководца Кутузова?

Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» сумел дать блестящую характеристику полководцу Кутузову.

В этом предложении при слове «характеристика» употребляется управляемое слово в дательном падеже без предлога.

3. Можно ли возмутиться на сравнение с ослом?

Можно возмутиться сравнением с ослом.

Глагол «возмутиться» требует дополнения в творительном падеже без предлога.

4. Можно ли возмутиться поведением хулигана?

Поведением хулигана нужно возмутиться, выразив своё отношение к его плохому поступку.

Вспоминается рассказ Сергея Довлатова о том, как в американском автобусе все «газеты читали», когда хулиганы нарушали покой людей, даже женщину толкнули. Однако нашёлся мужчина, далеко не сильный физически, и пошёл в наступление против грубости хулиганов, приведя их в замешательство. На ближайшей остановке обескураженные безобразники покинули автобус, а пассажиры продолжали «газеты читать»: им стыдно было за собственное безучастное отношение к хулиганским выходкам молодых людей.

5. Можно ли возмутиться в ответ на несправедливое замечание?

В ответ на несправедливое замечание можно возмутиться, но сделать это надо достойно, попытаться достичь взаимного понимания с партнёром по общению, использовать доброжелательный тон, чтобы, возражая и оправдываясь, не дойти до разногласия. Конструктивное реагирование на критические замечания поможет избежать утомительных споров.

6. Нужно ли показывать детям пример в уважении к труду?

Детям необходимо показывать пример уважения к труду.

При слове «пример» используется управляемое слово в родительном падеже без предлога.

7. Можно ли упрекать неряху в неуважении к труду уборщицы?

Нужно упрекать неряху в неуважении к труду уборщицы и приучать его(или её) к порядку.

8. Можно ли попрекать в плохих отметках?

Можно попрекать плохими отметками, но лучше помочь человеку справиться с проблемами, оказать ему деятельную поддержку.

Глагол «попрекать» требует дополнения в творительном падеже без предлога.

9. Должны ли друзья рассказывать друг другу обо всех своих радостях и печалях?

Бесспорно, друзья должны делиться своими радостями и печалями.

10. Можно ли с лучшим другом поделиться обо всём, что происходит в твоей жизни?

С лучшим другом можно поделиться всем, что происходит в твоей жизни.

Глагол «поделиться» требует дополнения в творительном падеже без предлога.

Вторая группа вопросов

1. Можно ли назвать автора романа «Евгений Онегин»?

Можно назвать автора романа «Евгений Онегин»: Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт.

2. Можете ли вы сказать автора поэмы «Руслан и Людмила»?

Я могу назвать автора поэмы «Руслан и Людмила»: это Пушкин.

3. Нужно ли говорить фамилию автора, когда знакомишь слушателей с его произведениями?

Надо называть фамилию автора, когда знакомишь слушателей с его произведениями.

4. Следует ли указать автора, приведя цитату?

Приводя цитату, следует называть фамилию автора.

В литературном языке не допускается смешение видов глаголов и деепричастий.

5. Нужно ли говорить цитату, если хочешь доказать справедливость своего суждения о литературном произведении?

Нужно привести цитату, если хочешь доказать справедливость своего суждения о литературном произведении.

6. Можно ли встретить человека, который говорит сплошными цитатами?

Да, встречаются люди, которые говорят сплошными цитатами.

«Говорить сплошными цитатами»- устойчивое сочетание, характерное разговорному стилю.

7. Нужно ли сказать своё имя, когда вас представляют незнакомцу?

Да, нужно назвать своё полное имя, когда вас представляют незнакомцу.

8. Кто при знакомстве должен первым говорить своё имя - младший или старший?

Первым при знакомстве называет своё имя младший, а затем старший. Старший мужчина является инициатором рукопожатия. Женщина подаёт руку мужчине.

9. Можно ли самому назвать своё имя, если вас забыли представить в новой для вас компании?

Да, я думаю, что можно назвать своё имя в такой ситуации. Если кто-то представился вам, следует назвать свою фамилию.

10. Можно ли одержать большие успехи в изучении русского языка?

Можно достичь успехов в изучении русского языка, если много заниматься изучением теории языка, выполнять практические задания, много читать.

В вопросе имеется нарушение лексической сочетаемости под влиянием близкого по смыслу выражения «одержать победу».

11. Можно ли проявить хорошие результаты на контрольной работе?

Можно проявить хорошие результаты контрольной работы.

12. Можно ли показать хорошие результаты в беге на 100 м?

Да, можно показать хорошие результаты в беге на 100 м.

13. Можно ли показать успехи в изучении математики?

Можно проявить или обнаружить успехи в изучении математики.

14. Можно ли ставить учеников парами?

Можно ставить учеников в строй парами.

15. Можно ли ставить ученикам пары?

Слово «пара» в разговорной речи означает отметку «2» и временной отрезок в ученичестве. Ставят «пары» студентам, которые не занимаются науками. Лекции в университете ставят парами.

16. Может ли художник отразить красоту русской зимы?

Да, художник может отразить красоту русской зимы.

17. Может ли берёзка отразиться в зеркале пруда?

Берёзка может отразиться в зеркале пруда.

18. Можно ли больному впрыскивать сыворотку?

Да, больному можно впрыскивать сыворотку, хотя это не всегда даёт положительный результат.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)