Общество  ->  Власть  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Загадка княжны Таракановой

Секция: История, археология

Загадка княжны Таракановой

Аннотация стр. 3

План исследования стр. 4

Введение стр. 5

Основное содержание: стр. 5-8

1. Происхождение княжны стр. 5-6

2. История жизни стр. 6-7

3. Наводнение в Петербурге стр. 7-8

Заключение стр. 8

Список литературы стр. 9

Приложение стр. 10-12

История 18 века достаточно подробно изложена в учебниках по истории России. Наибольший интерес для меня представляет тема «Дворцовые перевороты». Потому, что это история личностей, их взаимоотношений, история взлетов и падений множества выдающихся личностей, известных и малоизучаемых в курсе истории. История дворцовых переворотов наверняка скрывает в себе много тайн, загадочных и захватывающих историй этих личностей. На мой взгляд, одной из таких личностей и является легендарная княжна Тараканова, которая, как писали ее современники, прошла по Золотому веку европейской политики волшебным призраком.

Интерес к ней возник у меня после знакомства с картиной К. Д. Флавицкого

« Княжна Тараканова». На картине изображена молодая женщина, оказавшаяся перед лицом неизбежной гибели в мрачной, тягостной обстановке тюремной камеры, заливаемой водой. Позже в статье О. Савельевой «Три завещания Петра 1» (в журнале «История и обществознание для школьников»,2006г. ,№1) я прочла: « В 1864 году в Санкт-Петербургской академии художеств была показана картина К. Д. Флавицкого «Княжна Тараканова». Картина вызывала много шума, так как история «княжны Таракановой» была одним из тщательно охраняемых «секретов государственной важности». По распоряжению Александра Второго в каталоге выставки против картины Флавицкого, что «сюжет заимствован из романа, не имеющей никакой исторической правды». Но романа о несчастной женщине ещё никто не написал. Уже позже, в 1883 году увидел свет широко известный у нас роман историка и писателя Г. П. Данилевского «Княжна Тараканова».

Этот факт заинтересовал меня еще больше, и мне захотелось ближе познакомиться с личностью главной героини картины и выяснить, имело ли место в ее жизни событие, изображенное на картине. Это и стало целью моего проекта.

Для решения поставленных задач были использованы различные источники информации: журнальные статьи и исторические монографии, например, работу М. Аксёнова» История России и её ближайших соседей», - с помощью которых мне удалось восстановить исторические факты из жизни княжны, научно - популярные издания (И. И. Семашко«Сто великих женщин России») и литературные произведения (одноименные Г. П. романы Данилевского и Э. Радзинского), расширившие мое представление о личности героини, справочные издания, данные Интернета, а также искусствоведческую литературу (« Шедевры Государственной Третьяковской галереи» под ред. А. Т. Лыковой). В результате я пришла к выводу, что в русской истории вряд ли найдется более загадочная женская фигура, чем княжна Тараканова.

Происхождение княжны

Разные авторы совершенно по-разному отвечают на вопрос: кем была загадочная княжна. После знакомства с различными источниками мне удалось выделить несколько основных версий по этому поводу:

1. Княжна была дочерью пражского трактирщика или нюрнбергского булочника.

2. «Девушка действительно была дочерью Елизаветы Петровны».

3. Ее происхождение неизвестно, и сама она говорила о своём происхождении по-разному, очевидно, в соответствии со своим очередным «имиджем».

4. Тараканова или та, которая выдавала себя за нее, происходила из богатого русского рода князей Володимирских, воспитывалась у дяди в Персии, а по достижении совершеннолетия приехала в Европу с целью отыскания наследства, находившегося в России.

5. «Самозванка есть итальянская жидовка».

Наиболее вероятной мне кажется третья версия, так как первой версии противоречит явно незаурядное образование и воспитание Таракановой: манеры, такт, знание многих языков и др. Вторая вызывает горячие споры историков до сегодняшнего дня: кто-то называет ее «принцессой», кто-то самозванкой.

Четвертая версия опровергается многими сведениями биографического характера. Так, например, у некоторых авторов говорится о том, что «преследуемая кредиторами, она перекочевала из Киля в Берлин, из Берлина в Гент, оттуда в Лондон, затем в Париж».

И, наконец, многие справочные издания вообще обходят стороной вопрос о происхождении Таракановой. Например, автор книги «100 великих женщин» указывает на множественность мнений о происхождении княжны, не называя ни одной конкретной версии.

Интерес вызывает и имя княжны. Интересно, княжной Таракановой эта женщина не называла себя никогда, именуясь то девицей Франк, то Шель, то госпожой Тремуль. Поселившись в 1772 г. в Париже, Тараканова называлась султаншей Али-Эмете, Элеонорой, принцессой Азовской и, наконец, принцессой Елизаветой Владимирской. Имя Таракановой глухо упоминалось в различных слухах, ходивших тогда по Москве много лет. Впервые же оно было публично упомянуто в статье историка Михаила Лонгинова в журнале « Русская беседа» за 1859 г. , посвященной событиям почти вековой давности.

История жизни княжны Таракановой

Однако, то, что такой персонаж в истории был, факт неоспоримый.

Современники писали о ней: «Принцесса сия имела чудесный вид и тонкий стан, возвышенную грудь, на лице веснушки, и карие глаза» Эта экзотическая женщина стреляла из пистолетов как драгун, владела шпагой, как мушкетер, талантливо рисовала и чертила, разбиралась в архитектуре и драгоценных камнях, играла на лютне и арфе. Тараканова всегда имела немало поклонников, средствами которых беззастенчиво пользовалась, доводя некоторых до разорения и тюрьмы.

Ее появление в России становится началом конца, и достаточно подробно описано современниками и авторами различных изданий по русской истории екатерининской эпохи, в том числе в романе Г. П. Данилевского «Княжна Тараканова» и одноименном романе Э. Радзинского.

Екатерина Вторая впервые услышала о ней в самый разгар пугачёвского бунта – в конце 1773 года. Ей доложили, что в Европе явилась красотка, желающая сесть на её место. Называет себя дочерью Елизаветы и родной сестрой Емельяна Пугачева. Имя «брата» она произнесла как Эммануил Пукашофф, а своим отцом называла гетмана Кирилла Разумовского, даже не потрудившись выяснить, что фаворитом «матушки» был старший брат гетмана - Алексей Разумовский.

В Европе неизвестная красавица вела себя с действительно царской наглостью. Служители римского ломбарда были растеряны, когда появилась молодая красавица с внушительным эскортом из богатых панов, негра и араба. Бренчащие экзотическим оружием слуги несли тяжёлые ящики. Красавица сказала, что соблаговолит за тысячу цехинов отдать заклад фамильные драгоценности русских царей.

Когда же служители ломбарда со всей почтительностью попытались, удостовериться в содержимом ящиков, царственная особа разгневалась. В ящиках оказались булыжники, а женщина, ни капли не смутившись, горделиво удалилась в сопровождении пышной свиты.

Когда же служители ломбарда со всей почтительностью попытались, удостовериться в содержимом ящиков, царственная особа разгневалась. В ящиках оказались булыжники, а женщина, ни капли не смутившись, горделиво удалилась в сопровождении пышной свиты.

Все эти проделки были слишком незначительны для внимания русского престола, однако аферистка не удовлетворилась разорением престарелых любовников, а начала политическую игру, то ли всерьёз позарившись на русский трон, то ли набивая себе цену. Впрочем, слишком сведущей в высшей политике её трудно было назвать, а общество пылких поляков, которые меняли своих королей, как бутылки с вином, внушило ей, что любой трон падёт к её ногам, стоит лишь хорошенько раскинуть свои чары.

Тараканова послала турецкому султану душистую записку, в самых кокетливых выражениях взывая его о политическом и военном покровительстве. Призывая к славе «маркиз Пугачёв», она невольно поддерживала его претензии на загадочное венценосное происхождение.

Тут уж Екатерина рассердилась – « конфуз» с Пугачёвым и без сестрицы – княжны сильно подрывал её авторитет в европейских делах.

Увы, пышная свита быстро разбежалась, когда пылкие поклонники один за другим покинули красавицу, опасаясь за свои состояния и жизни (гнев российской императрицы был страшен), а с ними утекло из сундуков самозванки и золото. Вот тогда – то предприимчивая дама впервые обратила свои взоры на русскую эскадру, стоявшую в итальянском порту Ливорно.

Командовало эскадрой Алексей Орлов, старший брат экс-фаворита Екатерины, Григория Орлова. К нему самозванка обратилась уже не просительницей, а высокомерной повелительницей: Божьей милостью, мы , Елизавета Вторая, княжна всея России, объявляем верным подданным нашим». К манифесту (копию второго Тараканова переслала и в Петербург) прилагался текст подложного завещания Елизаветы, якобы оставлявшей русский престол своей дочери от Разумовского.

Орлов не пал к ногам красавицы. По-русски смачно он высказывался о прекрасной « Елизавете Второй» так: «Какова стерва! Ведь извещена, подлая, что Орловы от государыни обижены стали» Теперь уже не Тараканова охотилась за русской эскадрой, а наоборот. Алексей Орлов получил от Екатерины категорический приказ доставить соперницу в Петербург. Красотка, обладавшая хорошим чутьём, успела улизнуть от верноподданнических проявлений главнокомандующего, но вскоре объявилась в Риме. А через неделю казнили Пугачёва.

Пока Тараканова отсиживалась в римском отеле, пила ослиное молоко (от чахотки) и заигрывала с папской курией, Алексей Орлов подыскивал ловкого молодого красавца, способного проникнуть в окружение «княжны Елизаветы». Его выбор пал на статного испанца Осипа де Рибаса, который еще не был почётным дюком, заложившим Одессу, а был молоденьким, но ловким лейтенантом, полным энергии и честолюбивых планов.

Де Рибас явился к Таракановой вовремя. Щедрый дар в виде тяжёлого кисета с золотом был опытной мотовке как нельзя кстати.

Молодой испанец рассыпался в комплементах и уверениях пылкой любви своего патрона – Алексея Орлова. Золото и поклонение сильного мужчины снова были у ног красавицы. Могла ли она устоять?

Её подняли на борт на троне, обтянутом розовым бархатом, под звуки оркестра, пушечный салют и троекратное «ура». Спустя три месяца морского путешествия вокруг Европы Тараканова, зябко поёживаясь и кашляя, увидела на берегу мрачную крепость Крондштадт.

В Петербурге её доставили прямо в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Умерла она от чахотки 4 декабря 1775 года, скрыв тайну своего рождения даже от священника. Обрядов при её погребении не было совершено никаких.

Только спустя 8 лет после смерти узницы Петропавловской крепости французский посол в России составил депешу, которая ныне хранится в архивах Французского Министерства иностранных дел. Именно он выражал уверенность в том, что «девушка действительно была дочерью Елизаветы Петровны».

Наводнение в Петербурге

Что касается изображенного на картине наводнения, то это факт исторический: действительно, в 1777 году в Петербурге, произошло сильное наводнение. Оно началось внезапно ночью и сопровождалось сильным ветром.

Уже к 12 часам дня вода стала спадать, но этих нескольких часов было достаточно, чтобы принести жителям города неисчислимые несчастья. По сведениям, обнародованным после наводнения, больше всего была затоплена Коломна (район между устьями Мойки и Фонтанки) и Галерная гавань в западной части Васильевского острова. Здесь глубина воды была наибольшей. Именно в этих местах селились самые бедные петербуржцы - матросы, строители, именно здесь находились самые непрочные постройки. Очень сильно пострадали петербургские сады: множество деревьев было вырвано с корнем, а в Летнем саду напор воды уничтожил фонтаны. Незатопленными оказались только Литейная часть и Выборгская сторона.

Накануне наводнения императрица Екатерина вернулась из Царского села в Зимний дворец и ночью оказалась в самом центре стихии.

Позже она писала: "Порыв ветра разбудил меня в пять часов. Я позвонила, и мне доложили, что вода у моего крыльца и готова залить егоЖелая узнать поближе, в чем дело, я пошла в Эрмитаж. Нева представляла зрелище разрушения Иерусалима. На набережной, которая еще не окончена, громоздились трехмачтовые купеческие корабли". Когда стало известно о количестве жертв, Екатерина вызвала к себе начальника петербургской полиции Чичерина и обвинила его в том, что именно из-за нераспорядительности властей наводнение имело такие страшные последствия. Видимо, обвинения императрицы были настолько серьезными, что через два дня Чичерин умер.

О страшном бедствии напоминает мраморная плита под аркой Невских ворот Петропавловской крепости, на ней отмечен уровень подъема воды в 1777 году - 321 см выше ординара.

Вполне возможно, что княжна, находившаяся во время наводнения в Петропавловской крепости на Васильевском острове, могла стать жертвой стихии. Однако, до наводнения она не дожила. Княжна Тараканова умерла от чахотки за два года до описанного наводнения. Писатель- историк Г. П. Данилевский, с большим сочувствием относившийся к своей героине, так описывает ее смерть: «Вечером 4 декабря 1775 г. Княжна Тараканова, dame d`Azov, Али Эмите и принцесса Владимирская - скончалась. Ее оследних минут не видел никто. К ней вошли, - она лежала тихо, будто заснула, неприкрытые тусклые зрачки были устремлены к образу Спаса». Но, как пишет в своем романе Э. Радзинский, легенда оказалась живуча. Спустя много лет, в 1864 году, на художественной выставке было представлено впоследствии знаменитое полотно Флавицкого «Смерть княжны Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге в 1778 году».

А это означает, что художник Флавицкий пренебрег исторической правдой ради красивого сюжета своей картины.

Таким образом, проведенное мной исследование позволило мне сделать следующие выводы:

1. Персонаж, изображенный на картине Флавицкого, является подлинным.

2. Имя княжны, отраженное в названии картины, скорее всего вымышленное, но исторически «узаконенное», так как в русской истории она известна именно под этим именем.

3. Закрытость информации о княжне Таракановой объясняется ее притязаниями на русский престол.

4. Факт наводнения, отраженный в картине, не имеет никакого отношения к ее пребыванию в Петропавловской крепости.

Это, на мой взгляд, означает, что обращаясь к легенде о княжне Таракановой, «художник выразил нелегкие раздумья о современном ему мире, где красота обрекается на мучения и гибель», пренебрегая исторической реальностью. Красивый сюжет был для него важнее, чем суровая правда жизни. Но, думаю, мы должны быть благодарны ему за то, что романтическим сюжетом своей картины он привлекает внимание к главной героине, побуждает нас проявлять к ней интерес как к историческому персонажу, а значит глубже и тщательнее изучать историю своей страны.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)