Развлечения  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Загадки нашей памяти

Под памятью понимают психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Если представления воспроизводят лишь одиночные впечатления от пережитых восприятий и ощущений, то память способна сохранить и воспроизводить цепи сложных событий. У человека процессы памяти тесно связаны с работой второй сигнальной системы. Обычно представления неустойчивы, они постоянно колеблются, и удержать их в сознании нелегко. Образы памяти, связанны с речевой деятельностью, напротив, обладают большой устойчивостью в продолжение многих десятков лет.

Благодаря пластичности нашего мозга, возникшие представления и их словесные сигналы не остаются в неподвижном виде, а связываются друг с другом, образуя сложные системы знаний. На основе безусловных и уже выработанных условных рефлексов образуются новые временные связи, или ассоциации, как называют их психологи. Они обладают разной прочностью и разными качествами, но каждое из них сохраняется определёнными структурами мозга и при повреждении этих структур утрачивается.

Цель работы: раскрыть влияние на память большого количества информации и последствия чрезмерной информатизации на работу головного мозга.

Исходя из цели нашего исследования, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Что такое память, виды памяти, механизмы её работы.

2. Какое влияние оказывает на память наш рацион питания.

3. Провести работу по проверке влияния на память стрессовых ситуаций.

4. Влияние разных жизненных ситуаций на память.

5. Влияние асоциальных явлений и наркоза на нашу память.

Запоминание и повторение

Запоминание может быть естественным, непроизвольным, когда виденный пейзаж, лицо человека или услышанная мелодия сохраняются в памяти без всяких усилий с нашей стороны. Обычно это очень яркие факты, которые чем-то заинтересовали, были важными. В другом случае мы должны употребить известные усилия, чтобы удержать в памяти то, что нам нужно знать. Такое произвольное запоминание возможно благодаря заучиванию, и оно в основном сводится к повторению того, что мы увидели или услышали.

Повторение может быть механическим и смысловым. Мы часто запоминаем номера телефонов или адреса путём неоднократного механического повторения. При логическом запоминании мы стремимся связать запоминаемое; событие с другими, устанавливаем его причины и следствия, отыскиваем правила и законы, из которых новый факт может быть выведен. Часто логическое запоминание мы дополняем механическим. Для чего нужно повторение. А для того чтобы не забыть. Ведь даже то, что хорошо запомнилось, может через какое-то время исчезнуть, если не повторять. «Повторение - мать учения», - гласит народная мудрость. Забывание может быть как кратковременным, так и прочным за давностью времени. Это происходит и при отсутствии повторения, и вследствие утраты мозгом, особенно в старческом возрасте, его драгоценного свойства - пластичности. При этом наблюдается парадоксальное явление. События большей давности всплывают в памяти довольно отчётливо, а недавно прошедшие не запоминаются. Старики любят писать мемуары, вспоминать далекое прошлое, но могут также несколько раз поздороваться на протяжении короткого отрезка времени с одним и тем, же человеком.

Двигательная или моторная это память, которая отвечает за наши движения, такие как движения при письме, речедвигательного аппарата, моторное запоминание маршрута, профессиональные движения, например, у музыкантов это игра на музыкальных инструментах и т. д.

Любое событие, связанное с эмоциональными переживаниями человека, сохраняется на более или менее долгий срок. Человек должен уметь извлекать уроки из ошибок и поражений. В этом и смысл чувственной или эмоциональной памяти.

Образная память крайне важна для людей с творческим воображением изобретателей, ученых, художников, артистов и т. д. Образная память помогает им не только воспроизвести виденные ими явления действительности, но и изобрести нечто новое в науке, технике и искусстве.

Наибольшее значение в практической деятельности человека имеет смысловая, точнее логическая память. Задача логической памяти разобраться в смысле происходящего, раскрыть внутренние связи и противоречия.

Среди различных качеств памяти выделяются быстрота запоминания, прочность сохранения, точность воспроизведения и способность вспомнить, актуализировать. Качества памяти могут быть неодинаковыми для разных видов памяти.

Во время работы над темой был проведен небольшой опыт, в котором приняли участие учащиеся 9 и 10-го классов. Цель опыта зависит ли качество памяти от питания. Для начала работы всем учащимся данных классов были розданы журналы, где учащиеся должны были записывать свой ежедневный рацион питания в течение 2-х недель. И после этого на следующей неделе было проведено небольшое тестирование.

В конце 2-ой недели все заполненные журналы были собраны, и было проведено повторное тестирование. Во время обработки результатов, были выбраны журналы десяти учащихся, рацион которых на первую неделю сильно отличался от рациона второй недели. Тесты этих учащихся мы сравнили и выяснили, что питание на таком коротком отрезке времени на память существенно не влияет. Подтверждение нашего вывода мы нашли в научных литературах. Там же говорится, что при соблюдении определённой диеты, длительное время память действительно улучшается.

Для выяснения работы памяти в стрессовых ситуациях был проведён небольшой мини тест перед пробными ЕГЭ для проверки зрительной и смысловой памяти в группе учащихся 11 класса, у которых выборочный экзамен в формате ЕГЭ - биология. От результата пробного ЕГЭ зависело, получат ли они допуск к экзаменам. Через несколько дней среди тех же учеников был проведён подобный же тест. Результаты показали, что во время второго теста их память работала намного хуже, чем во время первого. И мы пришли к выводу: во время стрессов наша память работает намного лучше и качественнее, чем в обыденном состоянии. Для решения 4 задачи я провела небольшое анкетирование в 8 классе, где им задавались такие вопросы:

1. Когда вы лучше запоминаете, когда вам весело или грустно?

2. Вспомните, момент, когда вам было очень страшно.

3. Вспомните моменты из вашей жизни, когда вам было очень хорошо.

4. Вспомните, что с вами необычного произошло в прошлом году.

Из 18 учащихся, которые приняли участие в анкетировании на первый вопрос 14 человек (77%), ответили, что они лучше запоминают, когда им весело и только 2 (11%) когда им грустно, 2 человека (11%) не смогли ответить на этот вопрос.

На второй вопрос, 13 человек это примерно 71,5% от общего числа респондентов ответили, что им было очень страшно в детстве, в возрасте от 5-8 лет, а только 3-е, (16,5%) ответили, что в прошлом и позапрошлом году.

На третий вопрос, ответили, что им было очень хорошо недавно, в этом месяце, в прошлом месяце и 3 месяца назад 88%, (16 человек) и только 3-е ответили, что в прошлом году или указали ещё более давние сроки.

Самыми часто встречаемыми ответами на 4 вопрос были смешные и комичные моменты из жизни учащихся, это ответы 18 учащихся, и только один вспомнил плохой и трагический момент из своей жизни. В результате у меня получилась такая диаграмма:

Это диаграмма показывает, как стрессовые ситуации влияют на нашу память. Ширина основания каждой фигуры в треугольнике показывает промежуток времени. В самой нижней фигуре - ширина наиболее длинная и это означает, что самые плохие воспоминания учеников связаны с их дальним прошлым, а на задание вспомнить что-то хорошее, позитивное они сильно затруднились ответить в том же промежутке времени. Вторая фигура: основание короче первой, показывает весёлые моменты жизни учеников, это промежуток времени менее 4-х месяцев.

Третья фигура - это отрезок времени в несколько дней.

Проанализировав результаты мы пришли к выводу: отрицательные моменты нашей жизни в памяти сохраняются дольше положительных.

Как влияет наркоз на память?

Чтобы найти ответ на этот непростой вопрос, мы в ходе нашей работы побеседовали с главным врачом Гаргинской участковой больницы Ухилоновой Цыпилмой Доржиевной.

Цыпилма Доржиевна рассказала, что по статистическим данным в 20-25 процентах случаев после применения наркоза нарушается процесс запоминания и восприятия. В большей степени это зависит от того, какие препараты использовались для наркоза. Если применялся кетомин, в 60-ти процентах случаев будут отмечены нарушения памяти. Если использовались более совершенные препараты, например дипреван, крапофол, ригофол, то они окажут минимальное влияние на сердечнососудистую систему, на давление, на внутренние органы и нервную систему. Для них характерны быстрый ввод в наркоз и значительно легкий выход из него, без галлюцинаций, головных болей и прочих неприятных моментов, однако память все равно пострадает.

В посленаркозном периоде нужно применять ноотропные (пирацетам, ноотропил) и сосудистые (кавентон) препараты, которые улучшают мозговое кровообращение и способствуют процессу запоминания. Особенно эти препараты рекомендуется применять людям, которые получали наркоз несколько раз.

Какой именно наркоз будет применен во время операции, решает сам пациент совместно с врачом-анестезиологом. Учитывается наличие показаний и противопоказаний.

Причины ухудшения памяти

Инсульт или черепно-мозговая травма могут служить причиной потери памяти. Провалы в памяти бывают и при закупорке мелких сосудов мозга в результате атеросклероза, приступов мигрени, при болезни Альцгеймера, герпесом энцефалите, из-за недостатка тиамина (витамина В1), у алкоголиков, при длительном переутомлении, сильном стрессе, употреблении наркотиков. Но, пожалуй, самые распространённые нарушения случаются у стариков. Это связано не только с возрастными изменениями в мозге. Пожилые люди подвергаются особому риску ухудшения памяти, в том числе, из-за злоупотребления лекарствами.

Некоторые нарушения памяти связаны с охранительными свойствами психики. Так уж устроен человек, что непроизвольно стремится вытеснить из своего сознания неприятный факт, внутренне отрицая какое-то событие. На вас накричал начальник? Вы ему ответить не можете. Вымещаете зло на соседе по троллейбусу, тот на своём ребёнке и т. д. Психологическая защита замещает одну причину эмоционального всплеска другой, в итоге возникший конфликт вообще может быть забыт.

Потеря памяти может возникнуть из-за взаимодействия препаратов и передозировки. Так что, если хотите сохранить свои способности воспроизводить прежние впечатления, не увлекайтесь успокоительно-снотворными лекарствами, откажитесь от транквилизаторов, феназепама, радедорма, димедрола. А от бессонницы положите рядом с подушкой двухслойный марлевый мешочек, наполните его шишками хмеля, корневищем валерианы, душицей (по столовой ложке сухой травы), хорошо бы ещё добавить лаванды, и сон от подобного сеанса ароматерапии не заставит себя долго ждать.

Профилактика и лечение расстройства памяти

Что же делать при расстройстве памяти? Естественно, что надо установить причины и пройти диагностическое обследование. С помощью компьютерной томографии, электроэнцефалографии, фиксирующей биотоки мозга и рентгеновского исследования сосудов мозга (ангиография) выясняется, нет ли инсульта, опухоли или отёка мозга. Процесс неизлечимой деградации личности можно затормозить или остановить за счёт лечения сопутствующей гипертонии или сахарного диабета. По нейропсихологическим результатам назначаются те или иные препараты, которые целенаправленно воздействуют на определённую область мозга. Это улучшающие энергетику и питание нервных клеток и мозга, эффективные и безопасные ноотропы. Но все эти лекарства имеют побочные действия.

Зелёный чай должен быть настоящим. Только тогда он является лекарством. Кальций гораздо эффективнее усваивается с тремя ложками творога, а не в виде аптечного препарата. Среди других продуктов, необходимых для поддержания работоспособности головного мозга, можно перечислить говядину, рыбу, почки, печень, молоко, овощи (картофель, морковь, огурцы, цветная капуста), зелень, фрукты (яблоки, абрикосы, апельсины), грибы, оливковое масло.

Общие сведения о понятии память

Процесс обучения неразрывно связан с памятью. Под памятью понимают свойство живых систем воспринимать, фиксировать, хранить и воспроизводить следы ранее действующих раздражителей. Память характерна не только для ЦНС; существует генетическая память, иммунная память. Нервная память, осуществляемая ЦНС, характеризуется тем, что хранение информации о прошедших событиях внешнего мира и об ответных реакциях организма на эти события используется организмом для построения модели текущего или будущего поведения. "Запись" информации, которая хранится в ЦНС, получила название энграммы. Слово "запись "употребляется здесь весьма условно. Поступление и записывание информации в мозге существенно отличается от аналогичных процессов в ЭВМ. Для того чтобы понять наиболее важные различия этих двух процессов, рассмотрим простые примеры. Во-первых, хорошо известно, что короткий список не связанных друг с другом слов запомнить легче, чем длинный. Это банальное утверждение свидетельствует о том, что у человека образование памяти не аналогично сбору информации на магнитной ленте или в электронном блоке машины, когда процесс накопления информации продолжается до тех пор, пока не прекращается внешний "ввод" или не исчерпывается информационная емкость. Второй важный пример заключается в том, что мы запоминаем не столько подробности, сколько суть, наиболее общие положения, а затем из центров речи извлекаются необходимые слова. В этом отношении память человека также значительно отличается от электронной. Мозг человека отбирает, сортирует и хранит лишь наиболее важную общую информацию, т. е. память человека селективно, тогда как ЭВМ хранит без разбора всю введенную информацию. Таким образом, важнейшей характеристикой памяти является ее избирательность. Свойство избирательности, равно как и свойство забывания, позволяют мозгу не быть "затопленным" потоком непрерывно поступающих сигналов, позволяет избежать своего рода "информационной катастрофы". Проиллюстрируем сказанное.

Специальными методами рассчитано, что информационная емкость человеческого мозга равна приблизительно 3х10 в 8 степени бит. Поток сознательно воспринимаемой информации от всех сенсорных систем в среднем составляет 20 бит/с (варьирует от 40 бит/с при чтении до 3 бит/с при счете). Таким образом, при бодрствовании около 16 часов в сутки и продолжительности жизни 70 лет общее поступление информации в мозг составит около 3х10 в 10 степени бит, что в 100 раз превышает информационную емкость мозга. Отсюда следует, что храниться в мозге может не более 1% от общего потока информации, т. е. в долговременную память отбирается, прежде всего, наиболее важная информация, например, та, которая имеет значение для выживания индивидуума и т. д.

Чтобы понять над, чем нам придётся работать, нужно усвоить самые главные понятия данной темы. Что такое память, виды памяти, работа памяти и гигиена памяти.

Память - это психический процесс запечатления (запоминания), сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память проявляется в процессах запоминания, удержания и сохранения того, что мы прежде восприняли, в воспроизведении и узнавании того, что было раньше в нашем опыте, а также в забывании того, в чём нет необходимости в какие-то моменты нашей жизни. Последнее положение о забывании, как функции памяти может показаться парадоксальным. На деле оно необходимо, для того чтобы могло актуализироваться, быть приведённым в действие то, что существенно для нашей деятельности. Не случайно в народной речи слово «запамятовал» означает, забыл. Есть люди с редкой памятью, эти люди с фотографической точностью запоминают любую информацию, которую увидят, услышат и т. д. в зависимости от того какая память у них более развита. Их называют людьми с феноменальной памятью. Многие из нас, уже начали им завидовать, ведь для того, чтобы выучить ту же поэму Пушкина «Евгений Онегин» нам, людям с обычной памятью, потребуется не один битый час, а им нужно меньше одного часа. Я даже не говорю об экзаменах в формате ЕГЭ, и об огромном количестве терминов в нём, которые нужно выучить. Но не стоит спешить, ведь их редкая способность для них стала настоящим бичом. Чтобы вспомнить нужный факт, они вынуждены перебирать много бесконечных ненужных сведений, которых они не в состоянии забыть.

Давайте разберём первое свойство памяти - это запоминание. В последнее время всё большее число учёных приходит к выводу, что оно осуществляется в два этапа. На первом этапе включается кратковременная память, действующая лишь ограниченное время. Как часто, узнав по справочнику нужный номер, мы без труда запоминаем 5 цифр и безошибочно набираем их, но в случае сигнала «занято» мы оказываемся не в состоянии набрать номер. По этой же причине мы вынуждены несколько раз обращаться к словарю для перевода одного и того же слова, встретившегося в иностранном тексте.

Кратковременная и длительная памяти связаны друг с другом: в начале действует кратковременная память, затем постепенно возникает длительная. Такое двухступенчатое запоминание имеет большой биологический смысл. Оно позволяет отделить жизненно значимые сведения от массы случайных. Истинные сигналы важного события обязательно повторяются, случайная связь между событиями не будет повторяться и потому не перейдет в длительную память.

Современная теория памяти

Важный вклад в создание современной теории памяти внес канадский физиолог Хебб. Он предположил, что внешний стимул сразу приводит к образованию лабильного следа памяти в мозге, который вскоре исчезает. Переход информации в долговременную память связан со стабильными структурно-функциональными изменениями в нейронах. Доказательствами такой двойственности механизмов памяти служат результаты опытов с применением электрошока. Действие на мозг электрического импульса в 120В и 120 mА в течение 1с. приводит к развитию судорог, потере сознания и последующей потере памяти на события, непосредственно предшествовавшие электрошоку. Развивается, так называемая, ретроградная амнезия, при которой утрачивается память только на события в течение лишь нескольких секунд перед воздействием, память же на более давние события, напротив, не страдает и хорошо сохраняется. Это говорит о том, что кратковременная и долговременная памяти используют различные механизмы фиксации информации.

Итак, механизмы кратковременной памяти. Основой для гипотезы о функциональном механизме кратковременной памяти послужили морфологические данные Форбса и Лоренте-де-Но, которые детально описали замкнутые нейронные цепи на всех уровнях

ЦНС. Ряд физиологов, в частности, Рашевски, на основании этих морфологических данных создал модель памяти. Согласно этой модели, импульсы от сенсорных путей попадают в замкнутые нейронные сети, где длительное время они циркулируют (реверберируют) без какого-либо дополнительного подкрепления. Эти самостимулируемые замкнутые цепи, в которых реверберирует поток импульсов, являются основой кратковременной памяти.

Механизмы долговременной памяти связаны со структурными изменениями в нейронах. Можно выделить несколько нейрохимических механизмов, связанных с образованием, консолидацией и хранением энграмм.

Остановимся более подробно на функции так называемых информационных молекул. В 50-ых годах шведский исследователь Хиден установил тесную связь между степенью выработки двигательных навыков и содержанием РНК в нейронах соответствующих моторных центров. В ходе обучения содержание РНК в нейронах заметно повышалось. Хиден обнаружил, что нейроны - самые активные продуценты РНК в организме. В одном нейроне содержание РНК может колебаться от 20 до 20 000 пикограмм, причем, нейроны, содержащие наибольшее количество РНК, оказывались ответственными за хранение большого объема информации. На основании этих данных Хиден высказал предположение, что именно молекула РНК является главным нейрохимическим субстратом памяти.

Гипотезу Хидена развил Мак-Коннелл. Им были выполнены знаменитые опыты на белых червях - планариях по "переносу памяти". У планарий вырабатывали условный рефлекс избегания света. Для этого их подвергали действию электрического тока, если они попадали в освещенный участок специально сконструированной камеры. После выработки устойчивого навыка избегания света планарий умерщвляли, размельчали и затем скармливали порошок "обученных" планарий необученным. После этого у необученных планарий появлялся навык избегания света. Однако, если порошок "обученных" червей предварительно обрабатывали раствором

РНК-азы, а затем скармливали его другим необученным планариям, то у них навык избегания света не появлялся.

Из результатов этих опытов Мак-Коннелл делал вывод о том, что молекула РНК, являясь носителем информации в ЦНС, способна передавать память на конкретные события.

Опыты Мак-Коннелла неоднократно пытались воспроизвести многие исследователи. Результаты чаще не повторялись, однако, несомненно, что существует некая связь между накоплением информации в нейронах и повышением в них содержания РНК.

Американский физиолог Унгар связывал хранение информации в ЦНС с функцией целого ряда пептидов и белков. Он открыл, выделил из мозга крыс и расшифровал структуру одного такого нейропептида - скотофобина, состоящего из 15 аминокислот. Для того чтобы отличить вновь синтезируемый при обучении пептид от множества других, имеющихся в мозге, Унгар вырабатывал у крыс неестественный для них условный рефлекс - избегания темноты. Крыса как ночное животное в норме избегает света и стремится в экспериментальном открытом поле скрыться в какую-либо затемненную норку. Но как только она забиралась в темную норку, она получала удар тока. В конце концов, такая крыса приучалась избегать темноты, чем существенно отличалась от своих сородичей, лишенных данного навыка. Из мозга обученных крыс Унгар выделил особый пептид (котофобин: скотос - темнота, фобия - страх), который никогда не встречался в мозге нормальных животных. Однако вскоре выяснилось, что и скотофобин не явился той молекулой памяти, которая была бы способна записывать ту или иную конкретную информацию. По своей структуре скотофобин оказался похож на молекулы, которые также обладалают способностью улучшать формирование памяти, но не являлась специфичной, ни для одного навыка.

В последние годы был открыт еще ряд веществ, влияющих на образование и консолидацию энграммы. В частности, белки - 100 и 14-3-2. Белок -100 взаимодействует с системой сократительных белков и системой транспорта кальция в нейронах и глиальных клетках, а белок 14-3-2 участвует в процессах гликолиза в нервных клетках. Установлено, что при различных видах обучения количество этих белков в нейронах коры и гиппокампа значительно возрастает.

Некоторые гормоны также способны влиять на процессы формирования памяти. Так, вазопрессин улучшает обучение и консолидацию следов памяти, а окситоцин, напротив, вызывает забывание той или иной информации, амнезию. Эндорфины и энкефалины ухудшают формирование условных рефлексов и запоминание, но улучшают хранение уже имеющейся информации.

Память в умственной и физической деятельности человека – качество высокой ценности. Её нужно не только развивать и укреплять, но и беречь, не отравляя мозг никакими ядами в особенности алкоголем и никотином. Эти яды, вызывая преждевременное склерозирование сосудов мозга, содействуют разрушению памяти.

Также самым важным, что гарантирует прочность памяти является понимание смысла происходящего. Логическая связь событий, имевших место в действительности или в литературе, понимание их значения для жизни или искусства – таков надежнейший способ воспитания памяти.

В заключении мы пришли к следующим выводам:

1. В настоящее время лучше всего изучены проблемы хранения информации в нейронах. Вопрос о том, каким образом происходит

"считывание" записанной информации, т. е. как осуществляется извлечение из памяти и воспроизведение той или иной информации, остается открытым. Можно лишь констатировать, что воспроизведение информации - активный процесс, затрагивающий те же структуры мозга, что и реакция внимания, и его осуществление сопряжено иногда со значительными умственными усилиями.

2. Питание на коротком отрезке времени на память существенно не влияет, но на более длительные отрезки времени играет важную роль.

3. Во время стрессов наша память работает намного лучше и качественнее, чем в обыденном состоянии.

4. Отрицательные моменты нашей жизни в памяти сохраняются дольше положительных.

5. Сильное отрицательное влияние на память оказывает наркоз или его производные.

6. Ежедневные тренировки памяти.

7. Соблюдение правильного ритма жизни.

Плохие, страшные и трагические воспоминания.

Весёлые моменты жизни.

Почти всё

Чувствительная (эмоциональная)

Смысловая или логическая

Образная

Двигательная или моторная

Типы памяти

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)