Бизнес  ->  Финансы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Зависимость экономического роста России от цен на нефть

Экономический рост – одна из основных целей макроэкономической политики страны, достижение которой обеспечивает опережающий рост реального объема продукции (ВВП) по сравнению с ростом численности населения, для повышения качества жизни. Только растущая экономика обладает способностью удовлетворять новые, постоянно растущие, потребности и полнее решать социально – экономические проблемы внутри страны и за её пределами.

Являясь следствием экономического роста, повышение реальных доходов населения увеличивает круг возможностей, без ущерба для других возможностей и благ. Позволяет достигать новых социально – экономических целей. Таких как повышение благосостояния граждан страны, улучшение качества оказываемых медицинских и образовательных услуг, борьба с загрязнением окружающей среды, оказание более полной поддержки наименее защищенным слоям населения и т. д. Без сокращения объемов инвестиций и производства, общественных благ.

Именно, характер экономического роста страны являются предметом очень пристального наблюдения экономистов и политиков. От того, какие структурные изменения происходят в национальной экономике, зависит многое в жизни страны и её дальнейших перспективах. Для России, которая совершает переход от плановой экономики к рынку, проблема экономического роста и увеличения объемов ВВП является доминантной задачей, от которой зависит будущее положение страны на мировой арене, и одна из главных целей политики страны - повышение уровня жизни её граждан.

Актуальность выбранной мной темы: «Зависимость экономического роста России от цен на нефть» обуславливается тем, что Россия является одним из лидеров мировой добычи нефти (Россия занимает второе место в мире по добычи нефти). В течение последних пяти лет, на долю России приходится более 55% всех поставок нефти на мировой рынок, осуществленных странами, не входящими в ОПЕК. Нефтяная промышленность играет одну из основных ролей, как в мировой экономике, так и в экономике нашей страны. Цены на нефть оказывают самое непосредственное влияние на экономику России и её экономический рост. Развитие нефтяной отрасли, которая является преобладающей в экономике страны, развивается по сценарию экстенсивного типа роста т. к. он в данной ситуации является наиболее простым и действенным решением для увеличения получаемых нефтяными компаниями прибылей. А увеличение прибыли становится следствием возрастания налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Ситуация сложилась таким образом, что экономический рост попал в зависимость от коньюктуры на мировом рынке нефти. Следствием этого является высокая уязвимость экономики перед внешними шоками, в частности перед значительными колебаниями цен на нефть.

История становления нефтегазовой отрасли в России

О залежах нефти на территории нашей страны было известно очень давно. Однако до середины XIX в. нефть не имела какого-либо значения для развития хозяйства.

Повышенный интерес в России к нефти возник в 1861 г. , когда с отменой крепостного права началось ускоренное развитие промышленного капитала. Этот период, с момента зарождения нефтяной промышленности в дореволюционной России и до ее национализации в 1918 г. , можно отнести к первому этапу развития нефтяной промышленности. Начальный период этого этапа характеризуется малыми объемами добычи нефти и примитивными способами эксплуатации нефтяных месторождений. В этот период казенные нефтяные земли сдавались промышленникам в аренду на четырехлетний срок. Такая система использования нефтяных земель, не заинтересовавшая промышленников в обустройстве площадей и приводившая к их хищнической эксплуатации, была отменена в 1872 г. Нефтяные земли стали продаваться в частную собственность. Если в 1872 г. было добыто 27 тыс. т нефти, то уже в 1900 г. годовая добыча нефти составила 10684 тыс. т. В этот период Россия по объему добычи нефти обгоняет Соединенные Штаты Америки и выходит на первое место в мире. В 1901 г. на Россию приходилось более половины мировой добычи нефти. Первая мировая война, а затем интервенция привели нефтяную промышленность России к упадку. Было почти полностью прекращено бурение нефтяных скважин, добыча и переработка нефти резко сократились. Октябрьская революция и национализация нефтяной промышленности (1918 г. ) положили начало возрождению нефтяной промышленности нашей страны. С этого периода начинается второй этап в развитии отечественной нефтяной промышленности.

В связи с острым недостатком топлива в стране ВКП(б) и Советское правительство прилагали все усилия к быстрейшему восстановлению и дальнейшему развитию нефтяной промышленности. В ноябре 1920 г. на заседании Центрального Комитета ВКП(б) специальной комиссией была разработана программа технического перевооружения бурения и эксплуатации скважин, переработки нефти. Техническое перевооружение нефтяной промышленности благотворно сказалось на темпах развития отрасли. В 1928 г. добыча нефти в стране достигла уровня 1913 г. Быстрые темпы развития промышленности и сельского хозяйства, автомобиле- и самолетостроения требовали дальнейшего наращивания и совершенствования способов добычи и переработки нефти в стране.

В 1932 г. годовая добыча нефти (в млн. т) составила 21,4; в 1937 г. объем добычи нефти возрос до 28,5, а в 1940г. — до 31,1. Развитию нефтяной промышленности способствовали широкие масштабы геологоразведочных работ на нефть и газ в различных районах нашей страны. Значительно возросло число открытых нефтяных месторождений. За 1920—1933 гг. было открыто 15 новых месторождений, в 1934 г. — 4, в 1935 г. — 5, в 1936 г. — 11, в 1937 г. — 15, в 1938 г. — 12. К 1935 г. в СССР эксплуатировались 59 нефтяных месторождений, из которых 40 были введены в разработку после национализации нефтяной промышленности. С 1939 г. развитию геологоразведочных работ в нашей стране стало уделяться большое внимание. В 1940 г. объем разведочного бурения по сравнению с 1938 г. возрос на 32,8 %. Наметилась тенденция к концентрации разведочных работ.

С первых же дней войны началось быстрое увеличение темпов добычи нефти в новых нефтеносных районах Урало – Поволжья. За короткий срок были смонтированы и освоены нефтеперерабатывающие заводы в Сызрани, Красноярске и других районах. Все это позволило, несмотря на значительное падение добычи и переработки нефти в южных районах, снабжать фронт необходимым количеством топлив и масел.

Послевоенный, третий этап развития нефтяной промышленности характеризуется прежде всего высокими темпами наращивания добычи нефти. С 1946 по 1977 г. объем добычи нефти в СССР возрос в 25,2 раза, а в США всего в 1,7 раза.

Открытие и последующая разработка месторождений Западной Сибири позволили в 1974 г. добыть 459 млн. т. В 1975 г. в нашей стране было добыто 491 млн. т нефти.

За десять лет на всей территории Западной Сибири появились нефтегазовые промыслы, магистральные нефте - и газопроводы, ставшие основой развития отечественной нефтегазодобывающей промышленности. Это позволило нашей стране к 1990 г. стать лидером в мировой добыче нефти (516 млн. т, максимум - 568,5 млн. т в 1988 г. ), природного и попутного газа (641 млрд. куб. м, максимум – 643 млрд. куб. м в 1991 г. )

В этом секторе экономики наша страна добилась значительных успехов, поэтому и распад Советского Союза и последующий переход России к рынку были обусловлены опережающими темпами развития нефтегазового сектора экономики.

Формирование нефтяной ресурсной зависимости Российской экономики

Оформление ресурсной зависимости Российской экономики от нефтяного сектора происходило в три этапа.

Для первого этапа (1992 – 98 г. г. ) была характерна передача нефтяной отрасли от государства в частные руки. Эта ситуация привела к сокращению нефтедобычи почти в два раза по сравнению с уровнем 1990 г. При этом сумма платежей и налогов на нефть поступавших в бюджет составляла всего около 4%.

Для второго этапа (99 – 01 г. г. ) характерно переосмысление роли государства в системе недропользования. Государство начало осознавать, что существующая система налогов и платежей за недра для бюджета неэффективна. Поэтому правительство начало подготовку поправок в Налоговый кодекс РФ в части налогов и платежей, поступающих в бюджет от недропользования. Первой мерой стало введение в 1999 г. Вывозных таможенных пошлин на нефть и повышение экспортных пошлин на сырую нефть. Это стало предпосылкой для проведения, в стране начиная с 2000 г. Политики бюджетного профицита.

Для третьего этапа ( 2002 г. до н. в. ) характерно введение качественно новой системы налогообложения недропользователей, не имеющей аналогов в мире. С 1 января 2002 г. был введен плоский недифференцированный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который на прямую связан с ценами на минеральное сырье и продуктами его переработки. В результате, за четыре года с учетом вывозных таможенных пошлин на минеральное сырье, перечисления в федеральный бюджет увеличились почти в 44 раза. Что свидетельствует о повышении эффективности налогообложения в данном сегменте рынка. Характерной чертой третьего этапа является процесс частичной национализации крупной частной собственности в нефтяном секторе (76,79% акций «Юганскнефтегаза», 72,7% акций «Сибнефти» и т. д. )

После распада СССР в России и соответственно в нефтяной отрасли началась новая эпоха. За это столь небольшое время становления рыночной экономики, нефтяная отрасль прошла через многое: это и приватизация, и инфляция и кризисы. Нужно было найти понимания между государством и собственником.

Приватизация, политический и экономический кризис пагубно сказались на нефтяном секторе экономики. Выйти из кризиса ему помогло повышение цен на нефть и приход в отрасль частных собственников. Отрасль испытывала недостаток не только инвестиций, в которых она нуждалась, но и управленческого опыта. В стране не было четко работающей банковской системы, она только начинала формироваться и пытаться следовать принципам рыночной экономики. Это значительно затрудняло перемещение капиталов и создавало дополнительные трудности для инвестирования. Падение объемов добычи нефти привело к сокращению доходов, которое отразилось на экономике страны.

После 1998 г. цены на нефть стали постепенно повышаться. Прибыли нефтяных компаний увеличивались прямо пропорционально цене. Налоговые отчисления стали делаться более охотно, и размер их увеличивался т. к. у собственников появились средства. С 2002 г. был введен новый плоский недефференцируемый налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В данной ситуации старый налог был не эффективен и требовался новый эффективный механизм налогообложения нефтяного сектора доходы которого постоянно росли. Следствием введения нового налога и роста цен на нефть стало значительное увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Год от года продолжался рост цены на нефть бюджет получал все большее количество средств от этого сектора экономики. Именно это и определило зависимость экономики от нефтяного сектора и в частности от цен на нефть. Постепенно бюджет стал получать столько доходов, что доходная часть бюджета стала значительно превышать расходную. Такое мощное вливание средств в экономику нашей страны было чревато серьезными последствиями в частности инфляцией. Правительство приняло решение о стерилизации полученных сверхдоходов. Это и является причиной образования стабилизационного фонда, однако на него была возложена ещё одна важнейшая задача. В случае понижения уровня цен на нефть на мировом рынке финансы, накопленные в фонде позволят сделать соответствующие бюджетные корректировки менее болезненными и произвольными. Но стабилизационный фонд получает столько средств, что они превысили его запланированные размеры во много раз. Эти излишние средства было решено направить на национальные проекты, такие как доступное и комфортное жилье гражданам РФ, медицина, образование и другие.

В данной ситуации возникает так называемая «Голландская болезнь». Под ней обычно понимается ситуация, складывающаяся в результате неожиданного открытия крупных месторождений полезных ископаемых и начала их масштабного экспорта. Однако признаки «голландской болезни» могут появиться и тогда, когда удельный вес добывающего сектора в национальном экспорте растет относительно более высокими темпами. В любом случае увеличение доходов от экспорта природных ресурсов способствует повышению равновесного обменного курса и/или общего уровня заработной платы, ограничивая конкурентоспособность иных торгуемых секторов экономики. Укрепление национальной валюты, оказывающее сильное воздействие на несырьевые торгуемые сектора, может, в конечном счете, негативно сказаться на равновесном уровне занятости.

Осознавая эту ситуацию государство вынужденно сдерживать курс рубля на приемлемом уровне, чтобы не привести ситуацию в отрицательные для экономики страны последствия.

Особенности и характер ресурсной зависимости Российской экономики

Экономический рост представляет собой долговременное, увеличение объема потенциального ВВП, как в абсолютных показателях, так и в расчете в среднем на каждого жителя страны. Общим показателем динамики экономического роста обычно считается увеличения валового внутреннего продукта, но в странах-экспортерах нефти из-за особенностей воспроизводственного процесса он оказывается не достаточно информативным, и имеет две важные особенности: избыток сбережений и положительное сальдо баланса текущих операций, разрыв между производством и ростом ВВП может быть существенным. В месте с тем данные показатели не всегда позволяют судить о качественной стороне экономического роста. Для этого необходимо сопоставить темпы экономического развития с темпами прироста населения.

Развитие и расширение общественного производства может осуществляться двумя типами: экстенсивным и интенсивным.

Экстенсивный экономический рост означает простое наращивание, как правило, в уже сложившихся пропорциях (соотношениях) всех факторов производства: земли, капитала и труда. Для экстенсивного роста показательны: технический застой, консервация существующей структуры производства, его затратный характер и ограниченность ресурсов. Высокие цены на нефть провоцируют увеличение ее добычи и экспорта нефтяными компаниями. Они ради увеличения прибыли начинают освоение новых месторождений нефти. Принимая во внимание ресурсно-зависимость экономики, то есть в нашей ситуации преобладание в ней нефтяного сектора является причиной экстенсивного роста экономики в целом (т. к. рост в нефтяном секторе идет в основном экстенсивно). В условиях устойчивого спроса экономический рост не меняет прогрессивную структуру народнохозяйственных пропорций, а увеличивает масштабы уже сложившейся структуры. В этом случае экономика может развиваться высокими темпами в течение определенного периода, но каждый процент прироста обходится дороже, возрастают затраты всех ресурсов на единицу производимой продукции, т. е. усиливает затратный характер экстенсивного роста. Высокие темпы сопровождаются увеличением ограниченности всех ресурсов и, прежде всего природных. На первых этапах обострения сырьевой проблемы эта преграда преодолевается за счет освоения отдельных, труднодоступных сырьевых ресурсов, что удорожает добычу ресурсов и сами ресурсы, создает транспортные проблемы и повышает цену на конечную продукцию. Рано или поздно ограниченность ресурсов ставит заслон дальнейшему экономическому росту, наступает кризис. Проблема ресурсно – зависимости встает тогда когда в экономике начинает доминировать сырьевой сектор (по некоторым высказываниям к ресурсно-зависимым экономикам относятся те, в которых на природные ресурсы приходится более 10% ВВП и 40% экспорта). При этом экономика страны становится зависимой от любых изменений в данном секторе, в том числе и от цен на сырье. Экономика вместо того чтобы опираться на множество отраслей и не зависеть от изменения ситуации в одном из них становится зависимой только от одного. Она превращается из мозаики (которая состоит из множества частей и при проблеме в одном из них первоначальный рисунок практически не меняется то есть экономика остается в стабильном положении) в цельную картину (которая при кризисе в одном (основном) секторе теряется полностью), то есть приобретает многие черты доминирующего в ней сектора. Это является причиной её нестабильности, так как экономика может переживать значительные колебания и часто выходить из состояния равновесия, вызывая в стране кризисы. Такая ситуация весьма опасна для страны в целом. Итак, экстенсивный рост имеет пределы. Их преодоление требует переориентации развития на энерго-, материало- и фондосберегающие направления, т. е. перевод экономики на интенсивный экономический рост.

Интенсивный экономический рост основан на применении прогрессивной (ресурсосберегающей) техники и технологии, достижений науки, научно-технической и экономической информации, росте квалификации работников.

Разделение экономического роста на экстенсивный и интенсивный типы условно, ибо в чистом виде они практически не встречаются, а действуют в сочетании. В связи с этим принято говорить о преимущественно экстенсивного и преимущественно интенсивного типе экономического роста или типе расширенного воспроизводства.

Начало XXI века характеризуется повышением цен на мировом рынке на нефть. Цены росли с ускоряющимися темпом, и каждый год характеризовался новым рекордом, но даже на фоне возрастающих постоянно цен, потребители не только не в состоянии отказаться от неё, но и постоянно увеличивают спрос (т. к. бурно развивающемся экономикам, в частности стран юго-восточной Азии требуется все большее количество энергоносителей). Такая ситуация благоприятствовала дальнейшему её повышению. Вместе с ростом цен производители стремились увеличивать объем предложения, это провоцировало некоторые замедления её роста, но все они длились весьма короткое время, а затем на смену им приходили затяжные периоды роста. На цену влияют не только выше сказанные факторы но также и ситуация в странах которые являются крупнейшими поставщиками и потребителями. В России сложилась ситуация ресурсно – зависимости экономики в следствии того что нефтяной сектор стал играть огромную роль в экспорте и ВВП. Это можно четко увидеть, если посмотреть на структуру бюджета. Мы увидим, что самыми крупными в доходной части бюджета является статьи связанные именно с этим сектором. В частности, по словам министра финансов А. Кудрина, доходы бюджета в 2006 году составили 22,6% ВВП, из них только 9-10% не нефтегазовые доходы. Таким образом, 52. 2% бюджета на 2006 год составляют доходы от реализации нефти и газа и газа. Это говорит о том, что экономика нашей страны стала, зависима от ситуации в этом секторе в частности от цены на нефть, т. к. доходы бюджета страны зависит во многом от неё. Как было сказано выше, экономический рост страны зависит от роста в доминирующем в ней секторе. А по указанным выше причинам в России нефтяной сектор, который является доминирующим в экономике, имеет экстенсивный тип роста. Сложившаяся ситуация зависимости порождает множество проблем: непропорциональное развитие отраслей экономики, инфляцию, не устойчивость экономики перед внешними кризисами, которые вызываются скачкообразными изменениями в нефтяном секторе, а также из – за постоянной угрозы крупным кризисом экономики, из – за возможного падения цены на нефть. Российская экономика, истощенная годами реформ, просто не может эффективно распределять избыточные доходы для последующего целенаправленного их использования. Тут сказывается так же и отсутствие опыта. Экономика страны называется переходной, но ситуация сложившаяся в ней понуждает государство заниматься частичной национализацией, того что так недавно было передано в частные руки. Государство привлекают те высочайшие доходы, которые получает этот сектор и к этому прибавляется желание не допускать к энергоносителям иностранные компании которых государство не сможет в полной мере контролировать и за которыми могут стоять государства, желающие получить хотя бы частичный контроль над нефтяным сектором, а значит и над обстановкой в стране. Это сказывается негативно на экономике, которая и так довольно нестабильна. Сложившаяся ситуация очень сложна потому-то ни государство, ни тем более частные компании не имеют четкой стратегии развития из-за крайней не уверенности в том, что завтра подкинет им ситуация на мировом рынке нефти, в этой ситуации строить планы на будущее крайне трудно. Государство стремиться контролировать достаточно большую часть нефтяного сектора, не задумываясь о том, сможет ли оно действительно эффективно им управлять. А высокий уровень коррумпированности чиновников и вовсе заставляет задуматься о целесообразности таких решений. Государство делает множество попыток, которые, по его мнению, могут смягчить ситуацию, но этих попыток явно не достаточно, т. к. они не имеют нужной четкости и направленности и во множестве случаев не достигают своей цели. По прогнозам многих аналитиков в будущем прогнозируется падение цен на нефть. Такая ситуация может вызвать в России глубокий экономический и политический кризис, в этих условиях придется резко менять картину бюджета страны. И производить ускоренную адаптацию к данной ситуации.

Методы решения проблем и дальнейшие перспективы

Ресурсно-зависимой экономике для ее успешного развития и смягчения потенциального негативного эффекта, который сырьевой сектор оказывает на экономику, необходимо:

- Переходить с экстенсивного типа роста на более предпочтительный и эффективный для экономики интенсивный. В первую очередь следует проводить мероприятия направленные на увеличение эффективности в несырьевом секторе, и увеличение его доли в совокупном экономическом росте.

- Обеспечивать значительную гибкость обменного курса, чтобы адаптироваться к изменениям условий торговли. Требуются меры по преодолению избыточного укрепления национальной валюты, особенно в условиях, когда цена на основной экспортный товар высока и велик приток иностранного капитала. Вместе с тем в данной ситуации нужно быть весьма осторожными, потому что такая политика при не продуманных действиях может привести к усилению инфляции. Это - еще один аргумент в пользу создания стабилизационного фонда.

- Избегать привязки к иностранным валютам, устанавливая цены и указывая стоимость контрактов в национальной валюте. Широкое использование иностранной валюты в хозяйственных целях подразумевает серьезный риск для экономической стабильности в случае значительных колебаний обменного курса.

- Избегать «голландской болезни» и содействовать развитию несырьевых отраслей. Для этого нужно использовать возможности налоговой системы. Так, следует, увеличить прямое обложение нефтяного сектора, сохраняя при этом era прибыльность на уровне, обеспечивающем дальнейшее развитие. Возросшие налоговые поступления в бюджет нужно использовать для снижения общего налогового бремени в экономике.

- Нужно принимать меры по сглаживанию существенных диспропорций в уровнях дохода. Так как увеличение удельного веса сырьевого сектора в экономике часто сопровождается усилением неравенства доходов, что негативно сказывается на темпах долгосрочного роста.

- Оказывать поддержку со стороны государства как мелким и средним предпринимателям, так и целым отраслям которые имеют огромный потенциал роста. Для многих секторов не требуется долгосрочная государственная поддержка им нужна помощь на этапе первичного становления. Через короткое время эти сектора могут дать плоды, которые не только укрепляет экономику страны в целом, но и помогут ей начать более интенсивный рост и снизят зависимость экономики от сырьевого сектора. - формулировать стимулы для инвестирования в не сырьевые сектора и создание в стране благоприятного делового климата. - Развитие венчурного финансирования т. к. Россия имеет серьезный научно – технический потенциал. Создание крупных научно - производственных центров, технополисов. - Развитие банковского сектора. Создание эффективного законодательства в банковской сфере: создающего препятствие отмыванию денег, создание добросовестной конкуренции в данном секторе. А так же проведение мер по увеличению доверия банкам со стороны населения страны. Таких как государственное страхование депозитов. - Более плотная интеграция в мировое хозяйство. Путем вступления России в международные торговые организации, такие как ВТО, и соответственно наращивание товарооборота с другими странами. В частности находящийся в непосредственной близости от России, Китай является не только крупнейшим производителем, но и потребителем.

- Четкое определение роли стабилизационного фонда. Установление адекватных его размеров, индексирования на инфляцию, целевого уровня в относительных показателях, например в % ВВП - создать полную систему базовых и комплементарных институтов, определяющих нормы, правила и процедуры вовлечения ресурсов недр в хозяйственный оборот.

В ходе проделанной работы на тему: «Зависимость экономического роста России от цен на нефть» были поставлены и рассмотрены задачи: провести теоретический анализ современного экономического состояния нефтяного сектора, проследить этапы становления ресурсно-зависимой экономики России в рамках исторического времени, изучить её особенности и характер выяснить последствия данного явления экономики России, рассмотреть возможные варианты решения и перспективы. Выдвинутая гипотеза о том, что экономический рост зависит от цены на нефть на мировом рынке, подтвердилась.

Теоретическое подтверждение того, что цены на нефть их характер и темпы влияют на экономический рост России мы рассмотрели подробно экспериментально, подтвердив это с предъявлением фактов.

Опираясь на опыт успешных ресурсно-зависимых экономик можно сделать вывод о том, что им были присущи развитое гражданское общество, хорошо функционирующая и независимая судебная система, высокий уровень независимости прессы и низкий уровень коррупции. В мировой практике имеются также свидетельства того, что ресурсно-зависимое развитие в целом успешно в случае, если государственная собственность в сырьевом секторе или незначительна, или полностью отсутствует. Однозначно изменения в структуре экономики идут довольно медленно и ситуация складывающаяся на мировом рынке нефти, способствуют тому что Российская экономика будет оставаться ресурсно-зависимой еще достаточно длительное время. В любом случае перед современной российской экономикой стоит большой круг проблем, которые так или иначе придется решать. Поэтому нужен максимально продуманный подход, так как каждое принятое сегодня решение скажется завтра на будущем нашей страны.

[

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)