Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Здесь сердцу твоему найдется уголок!

«Кто владеет прошлым, тот владеет настоящим, кто владеет настоящим, тот владеет будущим».

Л. Н. Гумилёв

История Частинского района начинается с села Частые. Частые - поселение известно с 1646 г. как починок «На Частых» – селение осинских дворцовых крестьян. Свое название получило от Частых островов: Круглый, Таложанник, Большой (Тяглый), Мохнатик, Тюремоч(ш)ный, некогда (до образования Воткинского водохранилища) находившихся на реке Кама и мешавших судоходству. Первый поселенец Ивашка (Иван) Иванов был послан Осинским монастырем, чтобы организовать приход. Постепенно население увеличивалось – ведь природные условия этому способствовали. На протяжении веков сохраняется гармония человека с природой. Обращение к вековому опыту, к ценнейшим культурным традициям, выработанными многими поколениями и изучение их – наша задача.

Природные условия

Частинский район расположен в юго-западной части Пермского края, на возвышенном правом берегу реки Камы и ее притоков. На севере и северо-востоке Частинский район граничит с Оханским районом, на юго-западе - с Еловским, на западе - с Большесосновским районом и Удмуртской республикой. Восточная граница района проходит по реке Каме, за которой расположен Осинский район. На участке Камы вдоль Частинского района издавна славились своей красотой Частинские острова. Строительство Воткинской ГЭС изменило гидрографию Камы.

Во флористическом отношении район принадлежит к переходной зоне от однообразной елово-пихтовой тайги с бедным подлеском и слаборазвитым травяным покровом к поясу широколиственных лесов с богатым разнообразим растительных представителей европейского юга – липой, ольхой, осиной, вязом, кленом, дубом, орешником и др. Лес занимает 34% площадей. По мере движения с севера на юг меняется не только облик растительного мира, но и численный состав лесных массивов: лесов становится меньше, а древостой реже. Травяной покров естественных сенокосов и пастбищ разнообразен и состоит из злаково-бобового разнотравья: мятлика лугового, лисохвоста, клевера красного и белого, сныти, лютика и р.

Животный мир очень разнообразен. Из хищных животных в районе распространены волк, рысь, медведь, лось, кабан, иногда встречается косуля. Большим числом видов представлены грызуны. Здесь водятся: белка, выдра, хорь, норка, горностай, куница, ласка, енотовидная собака, зайцы. С 1986 года завезен бобр. Из охотничьих пернатых есть глухарь, тетерев, рябчик. По берегам реки гнездятся крупнейшие птицы России – орлан – белохвост, красный коршун, различные виды чаек, куликов, уток. Обитает здесь и серая цапля (знаменитое гнездовье), и полярная сова, и журавль, останавливаются на перелете гуси и лебеди. Многие представители животного и растительного мира нашего района занесены в Красную книгу природы РФ.

Некогда у села Частые были богатые рыбные места, где ловили тупоносиков – помесь осетра и стерляди. В Каме водились осетр, белуга, белорыбица. С развитием судоходства они постепенно исчезли. Недавно появилась деликатесная рыбка тюлька. В речках и прудах района обитают хариус, гольян, плотва, пескарь, карась, сом, щука, судак.

Доисторическое прошлое края

Человек современного типа появился в Частинском Прикамье в эпоху мезолита – среднекаменноговека, приходящегося на Урале на 12-7 тысячелетия до нашей эры. Данная эпоха представлена Верхнераздорной стоянкой, выявленной в 1953 году археологом О. Н. Бадером. Древнейший археологический памятник расположен на берегу Камы в 3 км от села Новокаменный век – неолит – характеризует стоянка Сенная, около села Ножовка, открыта также О. Н. Бадером.

Поздний энеолит представлен гаринской культурой, до нас дошли от нее 6стоянок и одно поселение. О. Н. Бадер близ деревни Суханово выявил поселение в семь полуземлянок. В них проживали пришельцы с запада, ассимилировавшие неолитическое население. Гаринцы вели комплексное хозяйство, основу его составляло рыболовство. Они умели плавить медь. Источники сырья – местные медистые песчаники.

В начале 50-х годов – открытие весьма своеобразной культуры эпохи бронзы – ерзовской (14-8 веки до н. э. ). Название дал один из первых исследователей О. Н. Бадер. В археологической науке закрепилось навечно имя частинской деревни Ерзовка, близ которой были раскопки. Ерзовское население сформировалось на основе позднегаринских племен при участии пришельцев из лесного Зауралья и Южного Урала. Они жили в наземных жилищах с глинобитными очагами. Основные виды их зантий – охота и рыболовство. Было развито и придомно-пастушеское скотоводство. Ерзовцы умели делать бронзовые украшения.

Ерзовскую культуру сменила ананьинская, носители которой традиционно считаются предками коми-пермяков, коми-зырян и удмуртов. В 4 открытых поселениях ананьинцы проживали в прямоугольных бревенчатых постройках с двухскатной крышей, помещения обогревали открытыми очагами. Каждое поселение - место обитания одного рода- 50-60 человек. Они занимались скотоводством - разведением лошадей, крупного рогатого скота, свиней. Было развито косторезное мастерство. С 3 века до наше эры – здесь жили носители гляденовской культуры, являвшиеся потомками ананьинцев. До нас дошли 7 селищ и 2 городища. Основной тип их поселения – селища. Наличие укреплений – городищ - свидетельствует о существовании для них внешней угрозы. В основе их хозяйства – придомовое скотоводство, земледелие подсечного типа. Охотились на пушных зверей. Их металлурги успешно осваивали местную рудную базу.

В 6 веке нашей эры, в эпоху Великого переселения народов, они ушли в верховья Камы. Сменившие их мазунинские племена оставили на частинской земле городище Верх-Рождество. Его площадку окружали три вала. Выявлены остатки жилища столбовой конструкции с очагами и ямой-кладовкой. В Частинском Прикамье известны памятники и более позднего времени, но пока исследователи определяют, к каким археологическим культурам они относятся. Возможно, их оставили готы, вытесненные из Причерноморья гуннами. О событиях в послнедующие годы можно говорить лишь в гипотетической форме. Скорее всего здесь кочевали угро-самодийские племена. Их прямые потомки – представители племени гайна – в 17-8 веках претендовали на частинские земли, хотя здесь и не жили. Данные топонимики подтверждают это: в регионе практически отсутствуют нерусские географические названия.

Век семнадцатый

Начиная с 13 века, территория Частинского Прикамья являлась частью Золотой орды. С 16 века с разгромом Казанского ханства завоеванные земли перешли в собственность царя и стали именоваться государевыми, а позднее - государствнными. В 1646 году в Частинском Прикамье было 5 деревень из 31 двора, в т. ч. починок «На Частых» из 2 дворов. Крестьяне пахали на государя «десятинную» пашню, и свою, крестьянскую, выращивая рожь и овес. Были большие домашние стада. Одновременно с развитием дворцового земледелия шло формирование монастырско вотчины при Осинском Спасо-Преображенском мужском монастыре. Монахи выпросили земли для своего «пропитания», однако на ней работали не монахи, а крестьяне, которые позднее были закрепощены. Преимущество частинцев заключалось в их защищенности, благодаря Каме, от нападений башкир.

Век восемнадцатый

Начало века не принесло жителям Частинского Прикамья заметных улучшений. Увеличение числа повинностей, привлечение крестьян с 1703 года к строительству северной столицы – Санкт-Петербурга, введение в 1705 году рекрутского набора – причины этого. Бегство и уклонение от налогов приняли массовый характер. Около 300 человек населения обитали в восьми населенных пунктах, но стали появлятья и новые поселения. В начале 18 века на территории Частинского Прикамья появилась новая категория русских крестьян – ясашные. Это были выходцы с русского севера. Их первый починок – «В вершине частой речки на трех россохах» (д. Шлыки). Численность населения выросла вдвое, появились починки Колесников и Шабуров. Положение ясашных крестьян ухудшилось, в 1757-59 годах они строили Воткинский завод генерала – фельдмаршала Петра Ивановича Шувалова, а после окончания были приписаны к заводу. К 18 веку относится появление в регионе первого промышленного предприятия – Рождественского железоделательного завода А. Н. Демидова. Рабочие кадры нового предприятия формировались из крепостных крестьян Демидова, переселенных из Нижегородсих, Казанских и др. земель. Экономические успехи Демидова, поставлявшего продукцию в С-Петербург, не давали спокойно спать Шувалову, решившему построить на речках Вотка и Частая три молотовых завода. На Вотке завод появился, а вот вместо Частой пришлось довольствоваться Ижем. А если бы получилось так, как планировалось, на реке Частой был бы сейчас город. При «пугачевском бунте» в пределах Частинского Прикамья основная часть населения не примкнула к восставшим, от простоя завода шли большие убытки. Для выхода из кризиса П. Г. Демидов, наследник, соорудил на речке Ножовка новую плотину.

Век девятнадцатый

В первой половине 19 века процесс расселения крестьян на территории Частинского Прикамья завершился. Численность крестьян составляла 5347 человек, они проживали в селе Частинское, 11 деревнях и 32 починках. А всего в Частинском Прикамье проживало 14932 крестьянина, с учетом мастеровых Рождественского завода их численность доходила до 18 тысяч, а к 1858 г. проживало около 26 тысяч человек. Над крестьянами был усилен контроль государства, крестьяне не могли уйти от дома на расстояние более 30 верст. Вся земля становилась удельной. Росли суммы платежей налогов. Урожаи зерновых были низкими. Лишь в конце 30-х годов появились некоторые улучшения. Открылись сельские банки в Частых и Змеевке, стали выдавать ссуды. Начали внедрять новые сорта и виды сельскохозяйственных культур: кустовую рожь, английский ячмень, картофель. Открытие в 1882 году Оханского сельскохозяйственного склада, где можно было приобрести орудия труда и машины, были первыми действиями Земства в этом направлении. В эти же годы в Ножовке открыли ветеринарно-фельдшерский пункт. 1 октября 1899 года земство открыло Меркушинскую сельскохозяйственную школу и ферму, чтобы знакомить крестьян с передовым опытом.

Все селения Частинской волости были построены с соблюдением правил строительного и пожарного уставов: широкие улицы, разбитые на кварталы, дома с тесовыми крышами. Это было административно-культурное наследие удельного ведомства. Разительный контраст с частинскими деревнями являли собой селения бывших государственных крестьян, в частности, Шабуры. Нищета начиналась с соломенных крыш и заканчивалась внутренней обстановкой в избе.

В 20 годах Рождественские заводы вновь вернулись Демидовым – ими владел Алексей Петрович. Управлющим являлся Мартемьян Перминов. Выходец из репостных мастеровх, он получил за счет Демидовых бразование, сумел добиться вольной, приобрел права дворянства и приобрел крепостных. Его денщик – Василий Дулепов при сыне Мартемьяна – Григории, закончив военное училище, служил штабс-капитаном на Кавказе, где и познакомился с А. Пушкиным(1829 г. ) и М. Лермонтовым (1841 г. ). В 1829 году Василий Дулепов присутствовал на встрече офицеров, в т. ч. Перминова с А. Пушкиным в Тифлисе, и, будучи искусным косторезом, сделал тайно на кости, брошенной кем-то из гостей, портрет поэта. Этот портрет с 1951 г. экспонат Всероссийского музея А. С. Пушкина.

Модернизация и расширение заводов улучшили положение демидовсизх рабочих, они работали по 248 дней в году, остальные дни – праздники и увольнения: пост, исповедь и пр. В середине века начали появляться торжки – ярмарки, кроме продовольствия на них были и привозные товары: бакалея, галантерее, мануфактура, скобяные изделия. Формируется и купеческое сословие. Торговля лесом и хлебом вызвала появление Бабкинской, Ерзовской, Частинской пристаней. Происходит рост кустарной промышленности: чеботарный (сапожный), мебельно-столярный, рогожно-кулеткацкий, кузнечный промыслы.

Начала развиваться с введением Земства почтовая связь. Первые шаги делала медицина. Начали создаваться временные детские приюты – ясли (1899 г. – Ножовка). В 1837 году первое учебное заведение – Частинское приходское училище удельного ведомства, где преподавали священники.

В 1886 году открылась первая библиотека. Культурные начинания не ограничивались народными библиотеками. В 1893 г. пихтовцы на средства церковноприходского попечительства воздвигли на базарной площади села памятник царю - освободителю Александру 2. Нравственно-религиозные устои частинцев в 19 веке были достаточно прочными. Они усердно посещают церкви, совершают обряды. Не было недостатка в пожертвованиях, благодаря которым в 1840 г. в селе Частые появилась каменная Воскресенская церковь, действующая и в наши дни, а в 1845 г. состоялось освящение каменного храма в Шлыках – Михаило-Архангельского.

Век двадцатый По данным статистики на 1 января 1904 года в Частинском Прикамье проживало 34511 человек постоянного населения и 723 не приписанных к сельским обществам. Они проживали в 6 селах, 2 заводских поселках, 103 деревнях, 31 починке, 4 выселках. В сельскохозяйственной жизни крестьян происходили серьезные изменения, связанные с появлением новых сельхозмашин и технологий. Распространилось травосеяние. Появилось сельскохозяйственное училище в Меркушах, число учеников – 68. Открыты курсы и для взрослых, где крестьян знакомили с передовыми методами ведения сельского хозяйства. Недостаток рабочей силы в годы первой мировой воны вынудил власти использовать труд военнопленных. Набирала силу торговля. Только через Частинскую пристань ежегодно проходило до 17 000 пудов ржи, овса и гречихи, до 25000 пудов кудели, миллион яиц. Рост торговли благоприятно сказывался как на общем виде селений, так и а благосостоянии жителей. На сельских улицах появились добротны купеческие дома, нередко кирпичные, так в Частых украшением села были особняки А. Ветошкина, В. Глухих, П. Кобелева, С. Панькова, И. Кознева (сохранился до наших дней).

Известный пермский публицист Н. П. Белдыцкий, побывавший на частинской земле в 1907 году описал внешний облик местных деревень как «очень чистеньких и зажиточных на вид». Развивались кустарные промыслы – их насчитывалось 167.

Беда русской деревни – пожары – вынудила искать выход в создании пожарных дружин. В качестве профилактических мер были высажены тысячи деревьев, устроены пруды. Началось строительство глиносоломенных крыш.

Построены и действовали больницы в Частых, Шлыках, Ножовке. Школьное образование достигло значительных успехов: так, число земских училищ увеличилось до 25, церковно-приходских до 9, где училось 1925 детей. Строились новые школы в Шлыках, Частых, Змеевке, Ножовке.

В начале века получает развитие библиотечное дело, появляются библиотеки-читальни. Немалую роль в становлении культуры в регионе сыграли пожарные дружины, которые помимо противопожарных мероприятий, занимались культурно-просветительной деятельностью: устраивали спектакли, беседы, чтения, лотереи, получая при этом средства на содержание дружин.

Говоря о культуре начала 20 века, вспомним имя замечательного русского фольклориста Валентина Николаевича Серебренникова (1881 – 1943 г. г. ). Его отец – священник – родился в Шлыках, имел приход в селе Андреевка, где и появился на свет Валентин. После окончания Пермской духовной семинарии он работал учителем земских народных училищ, в том числе в селе Пихтовка. С 1903 года он занимался собирательской фольклорной деятельностью, совершая пешие походы. Почти за 40 лет им была собрана огромная коллекция текстов фольклорных произведений. В книге «Меткое слово. Песни. Сказки», вышедшей в 1964 году, сказки, записанные в частинских селениях, укоренились в общефольклорных сборниках.

Журналисты Пермской «Земской недели» писали, что за 40 лет уровень жизни крестьян неузнаваемо изменился: ежедневно пили чай в каждой избе, исчезли черные избушки (курные), бывшие обычным жилищем. Домашнюю набивную ситцевую одежду, являвшуюся прежде праздничной, сменила покупная одежда. Резиновые галоши – большую редкость, теперь можно было найти каждой избе, причем по несколько пар. То же самое произошло с гармошкой – теперь она имелась в каждом доме. Эти данные наглядно свидетельствовали о прогрессе в сельской глубинке. Вместе с тем на селе сохранялись и негативные традиции, о чем писал в 1909 г. в «Пермской земской неделе» анонимный корреспондент.

Земство, пытаясь отвлечь население от пьянства и хулиганства, стремилось развивать на селе культуру, создавая народные театры. Шло строительство Народных домов – своего рода клубов, в которых бы имелись библиотеки-читальни, проводились народные чтения, спектакли, увеселения, посиделки и прочие культурные мероприятия. Падению нравов в регион противостояло и религиозное возрождение, сопровождавшееся открытием новых храмов, к 1908 их было 9.

Первая мировая война породила в частинском обществе всплеск патриотических чувств, проводились сборы пожертвований для лазаретов, отправка подарков на рождество воинам. Для детей воинов устраивали приюты-ясли. В 1915 году прибыли около 200 беженцев из оккупированных немцами губерний и осели в Змеевке и Меркушах. Патриотические чувства населения смеялись усталостью, недовольством, нежеланием воевать.

Годы испытаний

В марте 1918 года в Перми и Оханске были ликвидированы земские органы самоуправления, создавались Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Из-за недостатка продовольствия в стране, большевики установили продовольственную диктатуру. Комитеты бедноты – комбеды – перераспределяли в деревнях земли, сельхозинвентарь, заготавливали хлеб. Комиссар по заготовке продовольствия Андрей Васильевич Лузин, уроженец деревни Ново-Заболотово, 26 июня в Частых выступил на митинге, призывая селян помочь голодающим рабочим центральных губерний, следующее его выступление уже не состоялось – он был застрелен ночью пальниковским крестьяниным Ельшиным – это явилось сигналом к расправе с продотрядами. В 1957 году именем Лузина назвали улицу в селе Частые, а в селе Шлыки была установлена мемориальная доска. К весне 1919 года в истории Гражданской войны в нашем регион наступил новый период – началась братоубийственная война, когда обе стороны проводили мобилизацию в одних и тех же семьях. Массового белого террора в регионе не было.

Обезлюдели целые деревни. Начина с 192 года возникли проблемы с хлебом.

В 1920 году начитывалось 8593 хозяйства и 3931 жителей и 4106 временно проживающих. Сеяли рожь, пшеницу, гречиху, из технических – лен, коноплю. Был введен продналог с 19321 года – настроение крестьян было подавленным, ведь лето выдалось засушливым. Половина населения голодала. В пользу голодающих устраивались спектакли, аукционы, велся сбор пожертвований. В Частых и Ножовке открылись временные детские дома. Люди покидали Частинское Прикамье в поисках лучше доли. У бюджетников – медиков, учителей – начались многомесячные задержки выплаты зарплаты. Росли налоги и обнищание крестьян. Немногие оставшиеся коммуны и сельхозартели не имели технической базы. Весной 1929 г началась массовая коллективизация на селе.

С введением НЭПа началась оживленная торговля, создан потребсоюз. Возрождались базары.

Школы работали в тяжелейших условиях, но к 1930 г. было уже 24 школы, учились 78% детей.

К январю 1924 года сеть культурных учреждений района состояла из 4 библиотек, 2 Народных домов и 8 изб-читален. Жители райцентра в 1928 году 12 раз побывали на киносеансах. Интерес вызывала периодическая печать, в 1930 году появилась и своя районная газета «Путь колхозника». Закрывались церкви, репрессировали священников. Вводились новые налоги. Создавались МТС, организовывались курсы трактористов.

Началась добыча волконскоита – трудилось 150 рабочих, использовалось 200 лошадей.

Начиная с 1936 года возобновилась ярмарочная торговля, в Частых благоустроили базарную площадь.

Привели в порядок сквер, высадили 5000 деревьев. А к 1940 году существовали в селе Частые парикмахерская и фотография. В 194 г. открылась и больница. На берегу Камы открылся стадион, проводились велогонки, легкоатлетические эстафеты.

В 1936 году открылась первая средняя школа, которая размещалась в новом двухэтажном здании.

В 1935 году Частинский район располагал 15 избами-читальнями, а в Частинской библиотек е было 22 передвижки. В 1939 году в переоборудованной церкви открылся Дом культуры со звуковой киноустановкой, был бильярд, устраивались танцы под баян и ставились спектакли. Силами местной интеллигенции поставлена пьеса А. Н. Островского «На бойком месте».

Великая Отечественная война

Новые испытания принес 1941 год жителям Частинского района. В армию призвали более 4 тысяч человек, из которых 2609 погибли или не вернулись (в местном краеведческом музее в настоящее время идет создание электронной книги Памяти всех участников Великой Отечественно войны), на фронт ушли лучшая техника и лучшие механизаторы.

Уже в августе начали прибывать эвакуированные, к 1943 году их число достигло 1750 человек. Кроме взрослого населения прибыли и дети – около 600 - из Москвы и Ленинграда, для них было организовано 14 детских домов. В Частинском детском доме жили дети ответственных работников и профессоров.

Подростков района отправляли в ФЗО по мобилизации, а колхозников отправляли на сплавные работы – более 440 человек трудились на лесосплаве. Все трудовые ресурсы были направлены на помощь фронту. Шел сбор средств, теплых вещей, обуви для фронтовиков. Жизнь земляков ухудшалась, росли и добавлялись налоги. Были проблемы с обеспечением населения продовольствием.

В августе 1944 года в районе вновь стали обучать зоотехников и ветфельдшеров в Меркушинском сельхозтехникуме.

Начала возрождаться культурная жизнь района, в декабре 1944 года было объявлено о проведении районного и сельских смотров художественной самодеятельности. Очень большую помощь оказывали эвакуированные специалисты из Москвы и Ленинграда.

Возрождение

В послевоенный период заметно активизировалась культурно-просветительная работа. Более чем в три раза увеличился фонд библиотек. Почти во всех деревнях открывались сельские клубы. Районный Дом Культуры и сельские клубы превращались в очаги культуры, где развивалась художественная самодеятельность – 29 коллективов к 1952 году. Особую известность получил драмкружок, руководителем которого была Н. А. Азанова. Частинцев нередко можно было встретить на областной сцене. В районе к 1953 году было 10 киноустановок.

Большое переселение

С образованием Воткинского водохранилища часть села попала в зону затопления и в 1957–1961 гг. перенесена на более возвышенное место. От старой части сохранилась 1 улица, 2 каменных здания – Воскресенская церковь и дом торговца Кознева. Согласно проекту детальной планировки села Частые, подготовленного Московским республиканским институтов по проектированию городского и сельского строительства, отводились земельные участки для строительства нового жилья.

Процесс переселения завершился к 1962 году. Под воду ушли все старые улицы села Частые: Первомайская, Набережная и др. Село начинает интенсивно строиться: 7 восьмиквартирных домов на улице Ленина, универмаг и столовая, трехэтажное здание средней школы, чуть позднее в 1969 году – пущен сыродельный завод, в конце 1973 года – районный Дом культуры и районная библиотека.

С 1965 года на территории района развернулись масштабные поиски нефти. В ноябре 1972 года был построен нефтепровод 103 км, по которому нефть шла на экспорт за границу.

В Частых в 1964 году на площади 9 га разбили парк, в котором высадили 2560 деревьев и кустарников. Здесь же установили гипсовые скульптур и каменные чаши с цветами. В сентябре 1965 года у летнего кинотеатра появились детские качели и карусель, пользующиеся огромным успехом. В 1971 году на берегу Камы по инициативе школьного лесничества разбили новый лиственничный парк из тысячи саженцев.

В 1973 г. построена новая больница. Во всех сельских советах открылись типовые здания детских садов.

В 1973 году открылась в райцентре музыкальная школа, но популярностью поначалу она не пользовалась – так, на 1 сентября 1978 года здесь было всего 3 ученика.

Все сельские Дома культуры - в типовых зданиях. В конце 2000 года в районе 47 хоровых коллективов, 27 танцевальных, 24 театральных, 26 фольклорных, 6 народных промыслов и другие. Некоторые уроженцы района стали профессионалами в области культуры, как Валентина Сарапулова – была принята в труппу театра С-Петербурга.

В восьмидесятые годы построен новый микрорайон многоквартирных благоустроенных домов. Асфальтировали дороги, в домах появился природный газ. Появились 40 частных домов в новом микрорайоне «Юго-западный».

В 1999 году возродился народный музей.

Памятники скорби и славы

Памятники скорби и славы. Памятники величайшей в истории войн Победы.

Сколько их по всей стране и за ее пределами! У их подножий цветут цветы, звучат реквиемы, проходят минуты молчания, их обжигают горячие слезы.

Люди идут и идут к памятникам отовсюду.

Завершился еще один год Великой Победы — ее 65-летний юбилей. К отреставрированным и обновленным мемориалам и обелискам россияне возлагают венки.

Глаза отыскивают на черных плитах родные фамилии, губы шепчут неслышные, но понятные всем слова.

У памятника-мемориала села Частые Частинского поселения Пермского края тоже часто можно кого-нибудь увидеть. Почтить память погибших приходят не только частинцы, но и жители соседних сел и деревень. Приезжают родные, близкие и однополчане павших воинов.

Мемориал в Частых

▪ Памятник установлен в центре села в красивом березовом парке в 1975 году к 30-летию победы советского народа над фашистской Германией.

▪ Автор памятнка: художник Лесников Анфиноген Алексеевич.

▪ Мемориал представляет собой 4 бетонные стелы, облицованные мраморной крошкой, с установленными на них чугунными мемориальными досками, на которых набраны фамилии более 200 частинцев, не вернувшихся с войны.

▪ Центральной фигурой мемориала является солдат, склонивший голову

▪ Стелы декорированы: слева - барельефом ордена Отечественной войны I степени и надписью «Частинцам, ушедшим в бессмертие»; справа - указаны годы начала и окончания войны и надпись «Вечная память павшим за свободу и независимость нашей Родины». Перед мемориалом вечный огонь в виде пятиконечной звезды. Размеры мемориала 2,5 х 10,0 метров.

▪ Мемориал является центром общественно-политической жизни райцентра: митинги и возложение цветов

Жизнь кипит не только в крупных столичных городах. В глубинке России тоже немало мест, способных удивить даже видавших виды путешественников.

Наш Частинский район занимает по праву одно из таких мест. Главный потенциал района – его жители. Частинские люди имеют свои отличия и достоинства, заключенные в таких качествах, как гостеприимство, добропорядочность, радушие. Эти качества родились и упрочились в просторах наши полей, красоте лесов, чистоте родников и необъятной широте матушки-Камы.

Возрождение народных промыслов, создание интересных маршрутов, таких как «Сказания Прикамской Земли» с использованием легенд и сказаний, экологические маршруты, - это будущее района. Это поможет сформировать у подрастающего поколения культуру использования свободного времени для духовного, интеллектуального, нравственного и физического развития.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)