Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Земная красота

Стихотворения о природе

В отличие от других поэтов, стихи "о природе" у Лермонтова никогда не представляют собой чисто пейзажной лирики, призванной воспеть красоту природы. Эти стихи несут в себе глубокий смысл - сопоставление с внутренней жизнью человека, будь то лирический герой или героиня. Без этого "очеловеченного" значения образы теряют свою глубину, "не живут".

Но вместе с тем, изображение поэтом природы сохраняет и самостоятельное значение: это не просто аллегории, они и действуют так, как в действительности. "«Анимизм» (одушевление явлений природы) Лермонтова всегда конкретен, непосредствен, идет от особой мифологизирующей наблюдательности, от внезапной поэтической догадки насчет «душевной истории» повстречавшихся облака, дерева, скалы. Подмеченное в природе никогда не остается у Лермонтова без самостоятельного, сердечно-душевного содержания, и в его образах-параллелях (скала, рассекшаяся надвое,— расставание родственных душ («Стояла серая скала. »); волны, разделенные утесом,— «разлука без печали» случайных попутчиков на жизненном пути («Графине Ростопчиной»); береза, выросшая в расщелине— последнее упорство в страсти вопреки душевному крушению («1831-го июня. 11 дня») оба члена сопоставления братски равноправны" ( Лермонтовская энциклопедия, 1981: 505).

В ранних стихах Лермонтов избегает изображения земной красоты, красоту, идеал возвышенного для него символизируют лишь «небо» и «звёзды».

В зрелом творчестве Лермонтова прежний аллегоризм заменяется глубоким символизмом («Утёс»), обусловленным особенностью Лермонтовского мирочувствия. Например, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» каждое из описаний конкретно, но в едином художественном пространстве соединено несоединимое: приметы разных времён года, и т. п. , все они объединены внутренним видением поэта.

Представляя собой романтическую традицию (прежде всего байроническую), лермонтовский пейзаж собирателен и абстрактен; поэт не вглядывается в предмет, а окидывает мироздание единым взором. Для поэзии Лермонтова характерен пейзаж-сравнение, приобретающий значение в рамке «психологического параллелизма», явного или скрытого. Так, бури природы соотнесены с бурями душевного мира в стихотворениях.

Сравнение как фигура поэтической речи

Сравнение - категория стилистики и поэтики, образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта речи свойства. Сравнение включает в себя сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения).

Ценность сравнения как акта художественного познания в том, что сближение двух разных предметов помогает раскрыть в объекте сравнения, кроме основного признака, также ряд дополнительных признаков, и это обогащает художественное впечатление.

Сравнение широко используется в фольклоре и поэзии; оно может выполнять изобразительную , выразительную («Прекрасна, как ангел небесный. » — М. Ю. Лермонтов) функции или совмещать их обе.

Выделяют простое, или одинарное сравнение: «Как в ночь звёзды падучий пламень, / Не нужен в мире я» (М. Ю. Лермонтов) - и сложное, или составное: «Исчезли юные забавы,/ Как сон, как утренний туман».

Как средство оценки эстетической и этической сравнения подразделяется на деэстетизирующие, «ухудшающие», и эстетизирующие, «улучшающие» (облака, как тряпки и как крылатые кони – в восприятии разных персонажей). Сравнение может окрашивать произведение как в трагические («горечь едкая , как горечь полыни), так и в комические тона (у запорожца шаровары шириной в Чёрное море). Разграничиваются С. «проходные» и «развёрнутые».

Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другим, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения.

Чаще всего сравнение оформляется в речи в виде сравнительных оборотов. С помощью этой синтаксической конструкции сравниваются предметы, действия, признаки. Состоит сравнительный оборот из слова или словосочетания с одним из сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, что): Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.

Выразительность речи придают также и сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, которое присоединяется к главной части с помощью тех же сравнительных союзов как, точно, словно, будто и т. п. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

Сравнение передаётся и другими языковыми средствами, например сочетанием глагола с существительным в форме творительного падежа: Радость ползёт улиткой, у горя бешеный бег. Лежал закат костром багровым. (А. Ахматова) Цепи гор стоят великанами.

Кроме того, сравнение передаётся с сочетанием сравнительной формы прилагательного и существительного:

Под ним струя светлей лазури. Правда дороже золота..

Сравнения в стихотворениях

Семантические группы сравнений.

с собой: Мчитесь вы, будто как я же (сравнительный оборот);

с другим человеком: Она увяла, как и ты (сравнительный оборот), Он был с безоблачным челом, как ты, всегда небес достоин (сравнительный оборот); Но, как к тебе, к нему ещё лечу; И хоть нельзя – смотреть его хочу (сравнительный оборот); Главу свою склонивши, он стоит, Как девушка в печали роковой (сравнительный оборот); Зима сходна в ней с первою зимой, Как с первыми людьми ее народы (сравнительный оборот). Каспий стихнул, будто спит. (сравнительный оборот).

с явлением природы: Буре плач его подобен (краткая форма имени прилагательного с существительным); Слёзы брызгами летят (творительный падеж имени существительного); И над ним, как снег бела, (сравнительный оборот) Голова с косой размытой, Колыхаяся всплыла; Могучий, как гроза (сравнительный оборот); Лёд рекой взволнованной идёт (творительный падеж имени существительного); Зима сходна в ней с первою зимой(краткая форма имени прилагательного с существительным). Ясна, чиста любовь твоя, Как эта звонкая струя, Как этот свод над нами ясный (сравнительный оборот); Вились сужденья клеветы, Как вкруг скалы остроконечной Губитель-пламень, вьёшься ты? (придаточное сравнительное). Еще прекрасней ваши непогоды (степень сравнения прилагательного).

с предметом: Стеной умели так высоко громады скал нагромоздить (творительный падеж имени существительного), Шёл, колыхаясь, как в море челнок (сравнительный оборот), Чуб заветный вьётся чёрною космой (творительный падеж имени существительного), Степью лазурною, цепью жемчужною, мчитесь вы(творительный падеж имени существительного); Как металл язвили голубые очи (сравнительный оборот), Один меж них приметил я цветок, Как будто перл, покинувший восток (сравнительный оборот); И степь раскинулась лиловой пеленой (творительный падеж имени существительного); И хлещут пеною кипучей, Толпятся, волны меж собой (творительный падеж имени существительного); Огнистой лентой вьётся печальной молнии змея (творительный падеж имени существительного), Снегом сыпучим одета, как ризой она (сравнительный оборот).

с животным И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, поражённый стрелой (сравнительный оборот), Мрачных туч огнистые края рисуются на небе, как змея (сравнительный оборот).

с абстрактным понятием: Звёзды, вы ясны, как счастье моё (сравнительный оборот); Ясны, как счастье ребенка (сравнительный оборот), И так она свежа, и так родня с душой, Как будто создана лишь для свободы (придаточное сравнения); И Финна грозные сыны Ей храмины сооружали, Как грозной дочери богов(сравнительный оборот).

В 24 рассмотренных нами стихотворениях обнаружено 33 сравнения. Из них 29 простых, 2-сложных. В 24 рассмотренных стихотворениях в 13 есть сравнения, в 11-нет.

По форме выражения сравнения мы выделили несколько групп: сравнительный оборот – 20 (60%), придаточное сравнения –2 (6 %), краткое прилагательное с существительным – 2 (6 %), творительный падеж имени существительного – 8 (24 %), степень сравнения прилагательного - 1 (3 %)

В группе «сравнения с собой» обнаружено 1 сравнение, что составляет 3%; «сравнения с другим человеком» - 6 (18%); «сравнения с явлением природы» - 9 (27%); «сравнения с предметом» - 10 (30%); «сравнения с животным» - 2 (6%); «сравнения с абстрактными понятиями» - 4 (12%).

Поэт не очень активно, но умело использует сравнения в своих стихах. Так, например, в стихотворении «Три пальмы» Лермонтова встречается два сравнения:

И шёл, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок

Поэт создаёт с помощью сравнения яркий, зримый образ. Караван верблюдов в пустыне навевает ассоциации с морем и кораблями (неслучайно этих животных называют кораблями пустыни). Поэт передаёт их размеренное, неторопливое движение.

Контрастом к этому сравнению выступает второе:

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, поражённый стрелой

Это художественное средство предаёт характер движения восточного коня, горячего и нетерпеливого. Придаточный оборот, которым осложнено сравнение, вносит свой смысловой оттенок: как барс, пораженный стрелой, прыгает из последних сил, так и конь тяжело переносит движение по пустыне.

В стихотворении «Вид гор из степей Козлова» Лермонтов использует сравнение:

Аллах ли там среди пустыни

Застывших волн воздвиг твердыни,

Притоны ангелам своим;

Иль дивы, словом роковым,

Стеной умели так высоко

Громады скал нагромоздить,

Чтоб путь на север заградить

Звездам, кочующим с востока?

Автор хочет показать, что скалы представляют не просто груды камней, а плотную, неприступную стену. Творительный падеж, которым выражено это сравнение, передаёт величественность гор. Слово «стена» вызывает ассоциации с чем-то непреодолимым.

В стихотворении «Дары Терека» два сравнения:

Буре плач его подобен

Лермонтов использует данное сопоставление, чтобы показать, что Терек не просто плачет - его плач похож на бурю. Сравнение передаёт силу плача, его значимость.

Совместно с этим сравнением выступает второе:

Могучий, как гроза

Лермонтов использует это сравнение не только с целью описания могущества Терека, но и для сравнения его с величием грозы. Художественный образ создаётся с помощью конструкции «как + существительное» - сравнительного оборота.

Итак, мы рассмотрели, как использует Лермонтов сравнение в своих стихах о природе, и сделали следующие выводы.

Самая распространённая форма выражения сравнений в стихах Лермонтова - сравнительный оборот. Нам кажется, это можно объяснить двумя причинами: в языке это наиболее часто встречающаяся конструкция сравнения, недаром её приводят как основную форму. Кроме того, такой способ позволяет поэту создавать яркие образные параллели: человек – явление природы.

Чаще всего Лермонтов сравнивает картины жизни природы с каким-то предметом. Мы думаем, что это подчёркивает символичность пейзажной лирики Лермонтова. Ведь символ – это чаще всего какой-то предмет, который служит условным знаком чего-либо.

Таким образом, первоначальная гипотеза нашла свое подтверждение. Нам кажется, что результаты нашей работы можно использовать при подготовке к урокам литературы, классным часам и внеклассным мероприятиям.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)