Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

«Жемчужина Урала» - поселок Висим

Когда говорят о России

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

А. Татьяничева

Родина начинается с любви к ней, любовь – с познания. Как можно любить не зная ничего о том, кого любишь.

Мы, ученики З «Б» класса, МОУ гимназии № 18, любим свой край, стремимся как можно больше узнать о своей малой Родине.

С удовольствием изучаем природу, историю, культурные традиции Урала.

Своими знаниями и впечатлениями нам хочется поделиться с юными россиянами, живущими в других областях нашей необъятной страны.

Путешествие из Азии в Европу

Вы хотите очутиться одновременно и в Европе и в Азии? Такое вообще возможно? Конечно, но для этого вам нужно отправиться в путешествие, как это сделал наш класс. А было это так. Осенью мы всем классом во главе с нашей учительницей Комлевой Еленой Ивановной поехали в посёлок Висим, чтобы посетить родину писателя Д. Н. Мамина – Сибиряка. По пути мы остановились у обелиска «граница Европа-Азия», который находится на перевале через хребет Весёлые Горы, вблизи поселка Уралец на шоссе Нижний Тагил-Висим. Мы узнали, что этот знак установлен в 1961 году и посвящён первым успехам советской космонавтики. Квадратную колонну шесть метров высотой венчает макет земного шара со схематичной сеткой параллелей и меридианов. Раньше вокруг металлической планеты Земля были стальные орбиты, на которых вращались мини-копии спутников и корабля «Восток». Это сооружение нас очень впечатлило, мы решили сфотографироваться. Здесь мы одной ногой в Европе, а другой - в Азии. Удивительно, но это так. Ощущения при этом очень необычные. Попробуйте и вы. Ведь таких пограничных знаков между Европой и Азией очень много. Каждый неповторим и имеет своё лицо. Установка знаков началась в прошлом веке и продолжается до сих пор. Точное количество знаков назвать трудно, их никто не нумеровал.

Вопрос, где проводить границу между Европой и Азией, с античных времён волновал учёных. В отличие от других материков на территории Евразии расположены две части света, из названий которых и образовано имя материка. Юго – западная граница Азии была фактом. Граница проходит по Эгейскому морю, Дарданеллам, Мраморному морю, Босфору, Чёрному морю. Но далее, начиная с Кавказа и заканчивая Новой Землёй, на всём своём огромном протяжении граница Европы и Азии не всегда считается точной и порой проведена условно. Граница Европы и Азии несколько раз перемещалась с запада на восток. Древние греки проводили её приблизительно в центральной части Средиземного моря. Позже границей стали считать Керченский пролив и реку Дон. В 18 веке границу между Европой и Азией проводили по Дону, затем по Волге, далее по Каме, по Чусовой, а от 55 параллели (уровень Нижнего Тагила ) по водоразделу Уральских гор, восточная граница проходит по Оби. В 1736 году В. Н.

Мы в Азии

Татищев в своей книге «Общее географическое описание всея Сибири» привёл ряд фактов и наблюдений, доказывающих, что границей между Европой и Азией является проходящий по Уральским горам водораздел. С этого времени вопрос о прохождении границы между континентами по водораздельной линии Уральских гор практически сомнениям не подвергался. Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. И на всем их протяжении установлены пограничные знаки между двумя частями света Европой и Азией.

А здесь мы уже в Европе

Мы живем на удивительном материке, где граничат две части света. И нам было интересно узнать, что мы живем рядом с этой границей.

Уральский поселок Висим

Вы когда-нибудь бывали на Урале?

Видели Уральские горы, любовались красотой здешних мест?

Если нет, то мы с удовольствием расскажем как мы побывали на экскурсии в одном из множества уральских поселков.

Это поселок Висим, который располагается в заповедных местах среди уральских гор. А история Висима исчисляется не одним столетием. Первыми поселенцами в этом краю были исседоны и гипербореи. Позже появились ханты и манси, селившиеся в лесах по берегам речек Шайтанки, Сулатки, Сисимки. Обилие дичи в лесах и рыбы в речках, удалённость от городов привлекала таёжных людей.

Реформа 1666 года, введение патриархом Никоном нового обряда крещения на Руси, возмутила приверженцев старых церковных обычаев. Демонстрируя свой протест, они с семьями пускались в бега по лесам Урала и Сибири. Так с речки Кержанки и появились в Висиме кержаки – переселенцы.

Особо интересна история возникновения железоделательного завода в Висиме, где предприимчивая династия Демидовых добывала, выплавляла и поставляла в государственную казну высококачественный металл со знаменитой всему миру маркой «Старый соболь». В 1734 году слобода Висим уже значится на картах. Население посёлка в ту пору составляли старообрядцы и беглый люд из вотчин промышленников Строгановых. Значительное количество рабочих рук соблазнило практичного Демидова на присвоение Висимских земель. В 1741 году им был основан завод. Висимо-Шайтанский завод располагался при впадении речек Шайтанки и Висима в реку Межевая Утка. Заводское селение и фабрики возведены были самовольно, без установленного разрешения. Основателем завода являлся Никита Акинфиевич Демидов. Но чтобы строить завод, выплавлять железо, транспортировать его в государственную казну местного народа не хватало. В 1815 году уже Николай Никитич Демидов переселил сюда своих крепостных из Тульской и Черниговской губерний. Так и образовались в Висиме три конца: тульский, хохляцкий и местный кержацкий. Разные обычаи и различная вера разделяли людей. При Демидовых в Висиме процветало не только железоделательное производство. Развивались ремёсла, строились богатые дома. С открытием в этих местах залежей платины и золота появился старательский промысел. Позже на смену старательских артелей пришли драги – плавучие фабрики по добыче драгметаллов.

Сохранить это прошлое и старались создатели музеев в Висиме. А их в посёлке целых два: это дом-музей писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка, церковно-приходская школа. И сейчас мы отправимся на экскурсию в эти музеи.

В гостях у Д. Н. Мамина-Сибиряка

До этой экскурсии мало кто из нас знал о жизни и творчестве уральского писателя Мамина-Сибиряка.

И вот мы уже стоим у дверей дома-музея этого писателя.

На стене дома мы увидели мемориальную доску, на которой было написано, что музей был открыт в 1979 году.

Музей располагается на главной улице поселка Висим в деревянном доме, где родился, провел детские и юношеские годы будущий известный писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Волнуясь мы зашли в дом. Удивительное ощущение, что мы окунулись в среду жилого дома, где бережно хранятся вещи писателя, где тикают часы, накрыт стол, как-будто сам писатель, гостеприимно встречает своих гостей. Во многих комнатах сохранилась обстановка того времени: мебель, книги, посуда. В детской комнате на стене висит картина из бисера «Мужчина в синем кафтане», вышитая матерью Дмитрия Наркисовича. В музее также выставлены прижизненные издания произведений писателя и его фотографии.

«Как сейчас вижу старый деревянный дом Он был замечателен тем, что с одной стороны, окна выходили в Европу, а с другой – в Азию» - написал Дмитрий Наркисович в очерке «Из далёкого прошлого». «Моё детство прошло в далёкой глуши Уральских гор Небольшой горный завод с пёстрым населением точно был вставлен в зубчатую раму вечнозелёных гор». Через всю жизнь пронесёт Д. Н. Мамин-Сибиряк любовь к Висиму. Всё, всегда и везде будет он сравнивать с дорогим и близким ему местом, повторяя: «Разве может быть что-нибудь лучше Висима?».

Уральский писатель родился в 1852 году в ноябре месяце в семье молодого священника Наркиса Матвеевича Мамина.

Дом, в котором родился писатель, не принадлежал Маминым, он был собственностью Демидовых. Несмотря на бедность семьи, дом был устроен так, чтобы всем было в нем тепло и уютно. И самое главное, что нас всех поразило, в доме было очень много книг. Это была читающая семья и еще очень дружная семья.

Анна Семёновна вела домашнее хозяйство, вышивала, занималась четырьмя детьми. У Дмитрия Наркисовича было два брата и сестра. Наркис Матвеевич был очень образованным человеком для того времени, он много знал, умел читать и писать. В доме всегда было много народу, люди приходили к отцу писателя, беседовали с ним. Наркис Матвеевич был строг, но справедлив: в его рассудительности искали спасения, защиты и утешения многие прихожане. В комнате отца рядом с кухней всегда теплилась лампада и горела свеча. Если не было посетителей, то здесь читали журналы и книги – они хранились в большом книжном шкафу, который Мамин-Сибиряк увековечил в своих воспоминаниях. Очевидно, именно тут зарождался у Мити интерес к писательству: он с интересом слушал, как отец обсуждал с матерью или своими гостями литературные новинки.

Читать и писать Анну Семёновну научил Наркис Матвеевич. Всю жизнь она вела хозяйственные тетради, дневники, записывала полюбившиеся стихи. С матерью дети общались чаще, чем с отцом. Хлопотала ли она по хозяйству, сидела ли за любимым рукоделием или над томиком обожаемого ею Гоголя, у неё всегда находилось время для детей. Митя любил мать, но считал строгой, а потому всегда ждал отца, его справедливости. Этот желанный час наступал вечером, когда все собирались за большим семейным столом. Обиды, страхи исчезали сами собой, наступали мир, покой и счастье. Вечерами дома часто читали вслух, и это становилось одним их самых любимых занятий детей, не считая бесхитростных игр. Игрушки редко покупались, чаще их делали сами.

Когда дети подросли – настала пора учёбы. Дети Маминых начальное образование получили под присмотром родителей. Так что и здесь семья была вместе. У Мити страсть к чтению проснулась довольно рано. Правда, по его признанию, детских книг в доме не было, первую он получил только лет в десять. А потому читать он учился на книгах замечательных русских писателей. Потом он вспоминал: «Мне пришлось начать чтение прямо с классиков, как дедушка Крылов, Гоголь, Пушкин, Гончаров и т. д. ».

Школьные годы будущего писателя

После дома, где жил маленький Дмитрий мы отправились в школу, в которой он учился и где работал учителем его отец.

Школа находилась в деревянном одноэтажном доме, раньше она называлась церковно-приходская. Нас поразило помещение школы. Это была большая комната, в которой не было привычных школьных парт. Вдоль окон стоял длинный деревянный стол, по обе стороны которого находились лавки. В этой школе учителем был отец Мити - священник Наркис Матвеевич Мамин. Вместе с будущим писателем в школе обучались дети заводских рабочих.

В школе сохранилась та обстановка класса, которая была при жизни Дмитрия Мамина-Сибиряка. В левой части до сих пор стоит большой книжный шкаф – это школьная библиотека, в которой около 100 томов различной литературы. В правой части класса находится большая печь, на которой стоял глиняный горшок. Нам рассказывали, что когда у детей был обед в школе, то они ели кашу из одного горшка. От этого старого обычая и произошло слово «однокашники». Ученики изучали славянский алфавит, который был очень трудным. Мы рассматривали буквы алфавита, они показались нам сложными, необычными, а некоторые буквы совсем непонятными и странными. Наряду с арифметикой, правописанием, естествознанием обязательны были в школе уроки Закона Божьего. Дети изучали Старый и Новый завет, церковное богослужение, учили молитвы.

Начинались уроки всегда с молитв. Всего в день было по четыре или пять уроков. Между вторым и третьим уроками была большая часовая перемена. Ребята могли на ней побегать на улице, поиграть в различные игры, а зимой даже покататься на санках и коньках. Подвижные игры поощрялись на перемене.

В те далекие времена дети занимались при свете лучины или свечах, поэтому уроки старались проводить в начале светового дня. Для девочек были устроены занятия по рукоделию. Вышивать и шить их обучала мама Дмитрия - Анна Семеновна. Нам показывали работы учеников этой школы. Дети учились писать не шариковыми ручками, а чернилами, которыми очень трудно писать без помарок.

Окончив четыре класса церковно-приходской школы, Дмитрий Наркисович сначала уезжает учиться в Пермь, а затем в Екатеринбург, а дальше в Санкт-Петербург, но где бы не жил писатель, он с теплотой описывал в своих произведениях людей, природу и животных Уральского края.

После экскурсии нам подарили листочки с церковно-славянскими буквами, по которым, в те далекие времена, будущий писатель учился читать и писать.

Дорогие ребята и взрослые, ознакомившиеся с нашим проектом, если Вас заинтересовал наш край – приглашаем в гости.

Вместе с нами Вы откроете для себя много удивительного, незабываемого и родного, ведь Урал – это часть нашей огромной страны, это наша Родина.

О, Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благославляя.

В. А. Жуковский

И в наше время жительница посёлка Висим Вера Шик с такой же любовью отзывается об уральской земле и о самом посёлке:

Прекрасна отчая земля.

Здесь горы небо подпирают,

Здесь реки силу набирают,

Висим наш надвое деля.

Давайте гимн земле споём.

Мы гимн споём ей не напрасно,

Для нас она всегда прекрасна,

Прекрасна отчая земля.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)