Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Жемчужная риза поэта (Роль драгоценных камней в поэзии Н. Гумилёва)

Гумилев Николай Степанович 4. 1886, Кронштадт, — 24. 8. 1921, Петроград], русский поэт. Выступил в печати в 1902. Начинал как ученик символистов, в частности В. Я. Брюсова. В 1911 организовал литературную группу «Цех поэтов». В 1913 вместе с С. Городецким провозгласил акмеизм. Гумилёв много путешествовал, трижды был в Африке, увлекался Востоком. Основные произведения: книги стихов «Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916), «Костёр» (1918), «Шатёр» (1921), «Огненный столп» (1921); сборник рассказов «Тень от пальмы» (1922), сборник критических статей «Письма о русской поэзии» (1923); переводы вавилонского эпоса «Гильгамеш», произведений Вольтера, Т. Готье, С. Колриджа, Р. Саути, О. Уайльда, Г. Гейне, английских и французских народных песен. С 1914 Г. — на фронте; во время Октябрьской революции был в русском экспедиционном корпусе во Франции; в 1918 вернулся в Петроград; принимал участие в работе издательства «Всемирная литература», вёл занятия в поэтических студиях. Особенности поэзии Гумилёва — чеканность ритмов, красочность, гордая приподнятость тона. Недостатки его поэзии — экзотичность, уход от современности, культ силы, восхваление волевого начала. Николай Степанович не принял революции, оказался причастным к контрреволюционному заговору и в числе его участников был расстрелян.

Николай Гумилёв был одним из основоположников акмеизма. Это литературное течение собрало под своим знаменем выдающихся поэтов начала 20 века – А. Ахматову, О. Мандельштама, Г. Иванова, С. Городецкого, М. Кузмина. В статье «Утро акмеизма» Осип Мандельштам писал: «Акмеизм – это была тоска по мировой культуре». Статья пересыпана словами «строить», «зодчий», «долото», «гранитная глыба», «тютчевский камень в основе здания акмеистов», «архитектор», «готический собор». Культура античного мира и эпохи Возрождения, воплощённая в божественно прекрасных памятниках архитектуры, всегда волновала Мандельштама (и других акмеистов). Гумилёв отвёрг статью «Утро акмеиста» в качестве манифеста, однако в собственном поэтическом творчестве постоянно использовал темы Древнего Египта, Эллады, Рима. Достаточно сказать, что мрамор, любимый камень зодчих и скульпторов античности, встречается в стихах поэта намного чаще драгоценных алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров.

Основная часть.

Николай Гумилёв получил блестящее образование. Он слушал лекции в Сорбонне, изучал живопись. Его эрудиция охватывает самые неожиданные пласты науки и культуры. Он совершал трудные и опасные путешествия по Африке, храбро воевал, издавал литературные журналы. Он был не меньшим знатоком самоцветов, чем А. И. Куприн, - об этом свидетельствуют стихи и поэмы. В последнее время в различных изданиях вышло несколько книг Н. Гумилёва. При тщательном поиске мы обнаружили в них 189 упоминаний двадцати шести камней. Для сравнения скажем, что в знаменитой поэме Ш. Руставели (казначея царицы Тамар) имеется 201 упоминание пятнадцати самоцветов.

Сразу скажем о двоякой роли драгоценных камней в стихах Гумилёва. С одной стороны, они выступают в качестве собственно самоцветов во всех аспектах их применения (от ювелирных изделий до строительных материалов), с другой стороны – используются поэтом для построения метафорических рядов, часто традиционных (жемчужные зубы, хрустальные волны, гранитные крылья и т. п. ).

Итак, в доступных для нас стихотворениях и поэмах Н. Гумилёва минералы и горные породы встречены 189 раз. На первом месте стоит жемчуг, далее следуют мрамор, алмаз, рубин, изумруд, янтарь, хрусталь, коралл, гранит, лазурит, бирюза, кремень, яшма, аметист.

• Как видно, Гумилёв лучше всего разбирался в модификациях карбоната кальция.

Здесь мы видим жемчуг, мрамор, коралл, известняк. И это естественно, потому что жемчуг давно стал символом Руси, а мрамор – любимый камень античных скульпторов и русских акмеистов.

По стихам поэта можно изучить биографию жемчужины и полюбоваться её портретом. На вопрос: «Где зарождается жемчуг?» - Гумилёв отвечает в стихотворениях «Открытие Америки» и «На горах розовеют снега», «Раковина я, но без жемчужин», «Для кого я собирал жемчуга в зеленеющей бездне морей?!» В стихотворении «Красное море» поэт не только указывает место сбора раковин – жемчужниц, но и рассказывает об опасностях этого промысла:

Здравствуй, Красное море, акулья уха,

Негритянская ванна, песчаный котёл!

На твоих берегах вместо влажного мха

Известняк, как чудовищный кактус, расцвёл.

С африканского берега сотни пирог

Отплывают и жемчуга ищут вокруг,

И стараются их отогнать на восток

С аравийского берега сотни фулук.

С того дня, когда в поисках сочной пищи человек открыл раковину устрицы и обнаружил внутри хрупкое серебристое зерно, мерцающее в лучах солнца, он был покорен жемчугом. Самый загадочный и удивительный природный материал, он еще в доисторические времена занял достойное место среди драгоценных камней и был первым ювелирным украшением человека. Рожденный живым организмом жемчуг совершенен. Его не чистят, не режут, не обрабатывают и не шлифуют, как другие камни. Он такой, какой есть, и в этом — его непревзойденная ценность. Первое свидетельство о жемчуге — шумерская глиняная табличка, датированная 2300 годом до н. э. , где он именуется "рыбьим глазом". В древнекитайской книге "Эръя" отмечалось, что главным из подношений легендарному императору Юю, который правил 42 века назад, был жемчуг. Именно в Китае сложилась традиция, перешедшая потом в Японию, — придавать драгоценным камням форму жемчужины. Ранг старого сановника обозначался шариком на его головном уборе, их вытачивали из нефрита, коралла, но именно жемчужный свидетельствовал о высшем статусе. Украшения из жемчуга были популярны во все века. Сначала серьги и ожерелья использовали как амулеты, для защиты от злых духов, или как талисман, придающий силы. И лишь позднее он стал украшением, прочно вошел в моду, а его ценность постоянно возрастала. За тысячу лет до рождения Христа древние цивилизации, расположившиеся вдоль берегов Нила, делали из жемчужных раковин простые украшения. Но древние культуры, находившиеся на Востоке, обнаружили внутри раковины диковинный камень — продукт огромного количества устричных раковин. Ими миллионы лет изобиловали воды Персидского залива, Красного моря и Индийского океана. Культуры Ближнего Востока и Азии чтили жемчуг как символ богатства, общественного положения и добродетели. С 550 до 300 года до н. э. могущественная Персидская империя ознаменовала свое богатство, облачив своих правителей в одежды и украшения, усыпанные жемчугом, что не могло оставаться незамеченным для внешнего мира. Ключевую роль в истории торговли жемчугом сыграл Александр Македонский, связав между собой Восток и Запад. По мере упадка Персидской империи он завоевал большую часть цивилизованного мира. С 336 по 323 год до н. э. империя Александра Македонского правила Грецией и Египтом на западе, и Индией — на востоке. Восточные и западные купцы производили обмен товаром. Восточный жемчуг вошел в жизнь жителей Средиземноморья, ввозимым камнем украшали алтари в храмах и дворы домов. Восток очень обогатился на этом страстном увлечении. Народы Древнего Китая, Японии и островов Тихого океана собирали свой собственный натуральный жемчуг. Китайцы искали его в реках и озерах, японцы и жители тихоокеанских островов находили жемчужины, прочесывая береговую линию. Когда торговые пути Александра Великого достигли Востока, его жители, уже обладавшие сокровищами из натурального жемчуга, увидели впервые чужеземный. История натурального жемчуга положила начало сегодняшнему этапу популярности всех типов этого чуда природы. Название жемчуга произошло от латинского слова Pernula — морская раковина. Русское слово "жемчуг" происходит от китайского "гжень-джу" и татарского "заньджау", что в старом русском произношении звучит "зеньчуг". Индийцы называют его "маньяра" — бутон цветка, а греки и итальянцы — "маргаритес". На Руси это слово появилось в 1611 году. Англичане, немцы и французы именуют его "перлом" (Perl). Драгоценный органический камень представляет собой твердые округлые образования в теле морских и пресноводных моллюсков, выделяющих перламутр (от нем. Perl — жемчуг и Mutter — мать, т. е. мать жемчуга). Жемчужина формируется в результате отвердения особых выделений, которые производят некоторые виды моллюсков при попадании в раковину инородного тела, например, песчинки, острого гравия или мельчайшего паразита насекомого (в последнем случае формируется особо дорогостоящий жемчуг). Моллюски обитают на больших глубинах и только в экологически чистых водах. Раковины извлекались специальными ныряльщиками (это были молодые женщины, которых называли "ама"). Одежда и снаряжение ловца включали набедренную повязку и проволочную корзину. Зажав нос защепкой, ныряльщик бросается в воду, а оставшийся в лодке помощник внимательно следит за ловцом и по его сигналу поднимает наполненную раковинами корзину. Чтобы обнаружить одну жемчужину, приходилось вскрывать сотни раковин. Из-за нежно мерцающего блеска этот драгоценный камень считается "лунным" и женским (всем известен факт огромнейшего влияния Луны на организм женщины). Круглая форма жемчуга означает совершенство. Еще в Древней Персии ярко мерцающая белая жемчужина являлась символом Девы. Найденные жемчужины сортируют по размеру, нанизывают на шёлковую нить и используют в качестве украшений: «Проезжают вожди из пустыни, в их тюрбанах жемчужные нити» («Судан»). Попутно укажем на строчки, в которых Гумилёв блистательно сблизил глаголы «унизать» и «унизить»:

И на миг, забывая покой,

Ты припомнишь закат и снега,

И невинной прозрачной слезой

Ты унизишь мои жемчуга.

Описывая физические свойства жемчуга, Гумилёв указывает на его блеск, выражающийся в свечении, сиянии, мерцании.

И зачем эти тонкие руки

Жемчугами прорезали тьму.

«Корабль».

И в этой метафоре всё - тоска, боль расставания, потеря любимого человека. Сияющие, сверкающие руки среди тьмы в сочетании с глаголами "прорезали" создают образ, аналога которому нет. Этот отрывок также показывает ещё одно свойство жемчуга - свет, чистоту помыслов.

Редкость и вытекающая из неё высокая ценность жемчуга подчёркивается Гумилёвым в строках:

Моя жемчужина, мой свет, позвольте мне вам жизнь отдать.

Из – за слов твоих, как жемчуга, я ведь безумным стал, красавица.

«Подражанье персидскому».

И недаром один из сборников Гумилёва так и назван "Жемчуга", хотя он и был встречен критически, якобы "Гумилёв смешивает мечту и жизнь. ", но поэт все веянья внешнего мира воспринимает через "магический кристалл" внутреннего. "Чувством пути" проникнут сборник. И "магический кристалл" внутреннего мира человека должен быть так же чист, как жемчуг. Жизнь должна стремиться к прекрасному, как в тех странах, "где в солнечных рощах живут великаны и светят в прозрачной воде жемчуга". В сборнике очень ощутимы и трагические мотивы - враги, "чудовищное горе". И поэт, отвлекаясь от скудного настоящего, свободно перемещает свой взгляд в пространстве и времени, напоминая людям, что жемчужные россыпи души человеческой тоже становятся видны лишь в прозрачной воде.

• Ещё больше сведений можно почерпнуть из стихов Гумилёва о мраморе. Можно даже сыграть в такую игру. Предположим, что нам ничего неизвестно об этом благородном металле. Единственный источник информации – книги Гумилёва. Внимательно читая отточенные строки, мы, прежде всего, узнаём о цветовых разновидностях мрамора.

Оказывается, он может быть белым:

Цветы склонялись с высоты

На мрамор брошенной плиты,

Дышали нежно, и была

Плита горячая бела.

«На Палатине»

Может розоватым:

И страшны угрожающие зубы

На розоватом мраморе могилы.

«Гиена».

А также чёрным:

Сады моей души всегда узорны,

В них ветры так свежи и тиховейны.

В них золотой песок

И мрамор чёрный,

Глубокие, прозрачные бассейны.

«Сады души».

И, наконец, жёлтым:

Солнце жжёт высокие стены,

Крыши, площади и базары.

О янтарный мрамор Сиены,

И молочно-белый Каррары!

«Пиза».

В последнем четверостишии указаны также месторождения высококачественного мрамора. Сиена – город в Центральной Италии, основанный римлянами в 1 веке до новой эры. Близ него находятся мраморные карьеры, которые дали материал для выдающихся памятников архитектуры готического стиля: соборов, церквей дворцов. В той же области Тоскана почти на берегу Лигурийского моря расположен и город Каррара, Здешний белый мрамор известен с незапамятных времён. В настоящее время половина местных рабочих занята ломкой и обработкой мрамора, большая часть которого идёт на экспорт.

Что ещё можно узнать о мраморе из стихов Гумилёва? Например, то, что минерал способен образовывать крупные монолиты, из которых вытачивают надгробия и колонны: «Столпами из мрамора в пылающем небе укрепились мои сады» («Семирамида»). Или что твёрдость мрамора значительно ниже твёрдости стали, о чём указывается в стихотворении «Сон Адама» не только словами, но и изобретательной звукописью: «Он любит и скрежет стального резца, дробящего глыбистый мрамор для статуй». Или, наконец, то, что блеск полированного мрамора сравним с блеском жемчуга: «Там вечером и страшно, и красиво в тумане светит мрамор плит» («Памяти Анненского»).

• На втором месте по частоте упоминания после карбонатов кальция стоят минералы кремнезема. К ним относятся хрусталь (кварц), аметист, яшма, агат, кремень. К этому списку можно причислить и гранит, горную породу, состоящую в основном из кварца и полевых шпатов.

Как известно, аметист окрашен в фиолетовый цвет. В полированных изделиях в определённом положении иногда видны красноватые отблески, которые внезапно вспыхивают в калейдоскопической разгранке. Это свойство присуще лишь кристаллам аметиста высшего сорта. Именно об этом с большой поэтической силой и достоверностью пишет Гумилёв в поэме «Дракон»:

До глубин ночами и днями

Аметист светился и цвёл

Многоцветными огоньками,

Точно роем весёлых пчёл.

В Китае одним из популярнейших камней является яшма. Даже эпитет такой существует – «яшмовый» как синоним чего-то прекрасного, утончённого, дивного. Зная о точности Гумилёва при описании деталей быта, мы при первом чтении книги «Фарфоровый павильон (Китайские стихи)», конечно же, предвкушали встречу с яшмой. И не ошиблись. Уже в первом стихотворении, по которому названа вся книга, есть строки:

И ясно видно в чистом озере –

Мост вогнутый, как месяц яшмовый,

И несколько друзей за чашами,

Повёрнутых вниз головой.

Прозрачная чистота горного хрусталя позволяет Гумилёву строить такие образы: «Голос хрустальный казался особенно звонок» («Отказ»); «Выпускает ночь из рукава хрустальных нимф» («Фра Беато Анджелико»).

• В предисловии к одной из книг Гумилёва В. К. Лукницкая пишет о предвидениях поэта. Например, Н. Гумилёв предчувствовал свою гибель от пули, предвещал Африке высокое будущее. В 1920 году он написал: «В созвездии Змия загорелась новая звезда». Как ни поразительно, но 14 февраля 1970 года японские астрономы обнаружили в созвездии Змеи новую звезду пятой величины!

• Алмаз, царь самоцветов, в перечне камней Гумилёва стоит на третьем месте. Причём почти повсюду он участвует в построении метафорических рядов. Поэт пренебрегает высочайшей твёрдостью минерала. В этом смысле он может поставить алмаз рядом с гранитом: «И в глубине земли, точа алмаз, дробя гранит, ключи лепечут скоро» («Деревья»). Гумилёв приписывает алмазу необычайную прочность. Между тем минерал довольно хрупок. Изготавливать из него щиты и панцири совершенно бессмысленно. Но поэт то и дело занимается этим:

Над морем встал алмазный щит

Богини воинов, Паллады.

«Одиссей у Лаэрта»

Я встретил ангела, что пел

Про человеческий удел,

Алмазным панцирем звеня.

В приведённых строчках алмаз играет чисто декоративную роль. Он сверкает, переливается радужными огнями и ошеломляет размерами и ценой. Подобное же место занимает алмаз (бриллиант) в других стихотворениях Гумилёва. Некоторые из них столь же совершенны, сколь совершенна тонкая структура алмаза:

Звуки мчались и кричали,

Как виденья, как гиганты.

И метались в гулкой зале,

И роняли бриллианты.

«Маэстро»

В поэме «Дева солнца» поэт силу и власть человека снова подчёркивает драгоценными камнями:

В поэме "Дева солнца" поэт силу и власть человека снова подчёркивает драгоценными камнями:

Вокруг него сверкало злато,

Алмазы, пурпур и багрец.

"Дева солнца"

Но им он противопоставляет любовь девы, перед которой тускнеет блеск камней. И гордый царь не может купить любовь даже за свои несметные богатства, оставаясь "безмолвно-бледен и один". Холодный блеск сокровищ - солнечная теплота любви - на этой антитезе построена поэма, а вывод напрашивается сам: богатство и власть не несут счастья человеку.

В стихотворении "Царица" с помощью лаконичной метафоры создан образ, который сродни есенинскому шедевру - "стране берёзового ситца":

И я следил в тени колонны

Черты алмазного лица.

"Царица"

Сияющая красота, величие и недоступность показаны одной лишь строкой. Прочен и твёрд алмаз и непреклонна царица - вот такая аналогия с камнем позволяет кратко и четко обрисовать характер героини. Она с холодным сердцем и лицо её как маска. Ей безразлично всё, недаром в конце стихотворения говорится:

И ты лениво улыбнулась

Стальной секире палача.

"Царица"

И далее в стихах Гумилёва ещё много раз используется свойства алмаза: "Алмазные небеса", "печатями алмазными", "алмазным панцирем звеня", "алмазный щит". В одних стихотворениях алмаз играет декоративную роль, сверкая, переливаясь радужными огнями, а в других - сравнения с бриллиантами (обработанными алмазами) помогают достичь звучания слов, наивысшей точности звука (его совершенства):

Звуки мчались и кричали,

Как виденья, как гиганты.

И метались в гулкой зале,

И роняли бриллианты.

"Маэстро"

Значит, алмаз не только самый твёрдый камень, но и очень холодный, он холодит сердце и, только наполненный теплотой сердца (подаренный от чистого сердца, с любовью), он может повлиять на судьбу человека.

Совсем по-иному относится поэт к минералам группы корунда – рубинам и сапфирам. Гумилёв чётко различает красные рубины и синие сапфиры. «Синяя, как чаша сапфировая, сокровищница льва» («Норвежские горы»). Однако общий для обоих самоцветов славянский термин «яхонт» он, по-видимому, относит только к сапфиру.

Гумилёв знает цвет истолчённого рубина. Это следует отметить особо, так, как только минералогам известно, что цвет минерала и цвет порошка (цвет черты, как говорят они) не всегда совпадают. У густо-красного рубина цвет порошка розоват, что отмечает поэт в стихотворении «Помпей у пиратов».

Рубин символизирует безумную любовь, грех, запретное знание:

На русалке горит ожерелье,

И рубины греховно-красны,

"Русалка"

Я люблю её взгляд зоревой

И горящие негой рубины.

"Русалка"

Пять могучих коней мне дарил Люцифер

И одно золотое с рубином кольцо,

И я понял восторг созидаемых дней,

Расцветающий гимн мирового жреца,

"Сказка о королях"

Из минералов группы берилла в стихах Гумилёва нашлось место только собственно бериллу и изумруду. Изумруд нужен поэту лишь для построения метафор, основанных на цвете камня. Изумрудно-зелёными у Гумилёва могут быть волны Нила, змеи, крокодилы, рыбы, птицы, жуки, египетские равнины, сок травы. Ни одного самоцвета-изумруда в Гумилевских списках нет (за исключением строк, приведённых из «Гильгамеша») и это кажется достаточно странным.

А когда на изумрудах Нила

Месяц закачался и поблёк,

Бледная царица уронила

На него алеющий цветок.

«Заклинание»

Янтарь, как и изумруд, понадобился Гумилёву для определения одного из цветов спектра. В янтарно-жёлтый цвет он окрашивает смолу, различные плоды, рог носорога, зёрна ячменя, чубук курительной трубки и даже зрачки дракона. Лишь в трёх случаях Гумилёв украшает янтарным ожерельем своих героинь: «Я надела алый пояс, янтари и жемчуга» («Невеста льва»).

Вот мы добрались и до эмали. Вообще говоря, это не драгоценный камень, а всего лишь цветное стекловидное покрытие на металле, образовавшееся в результате высокотемпературной обработки. На такое искусственное происхождение эмали указывает поэт:

Художник! Акварели

Тебе не будет жаль!

В купели

Расплавь свою эмаль.

«Искусство»

Эмаль была изобретена в глубокой древности. При археологических раскопках учёные часто находят металлические изделия, покрытые эмалью различных цветов. Любили эмаль в древнем Китае, на что намекает Гумилёв в стихотворении «Я верил, я думал».

Выдающийся средневековый учёный-энциклопедист Бируни в знаменитой книге «Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия)» описал эмаль наряду с алмазами и рубинами. В старину высокосортную эмаль уподобляли синему яхонту. Теофил Готье (1811-72) , французский писатель и критик, один из вдохновителей «Парнаса», обосновал теорию «искусства для искусства» и свою лучшую поэтическую книгу назвал «Эмали камеи». Не потому ли и Гумилёв (кстати, переводчик стихов Готье) украшает переплёты древних книг самоцветами и эмалью. Впрочем, ему известно и более будничное применение эмали:

Весь двор усыпан был песком,

Цветами редкостными вышит,

За ним сиял высокий дом

Своей эмалевою крышей.

«Два сна (китайская поэма)»

Почти с одинаковой частотой встречаются у Гумилёва популярные на Востоке лазурит и бирюза. Отличие одно: лазурит, или ляпис-лазурь – всегда камень, а бирюза идёт только на эпитеты. Бирюзовыми у поэта могут быть небо, море, глаза героини. Впрочем, в стихотворении «Лес», обращённом к Ирине Одоевцевой, упомянут зеленоватый самоцвет:

Я придумал это, глядя на твои

Косы, кольца огневеющей змеи,

На твои зеленоватые глаза,

Как персидская больная бирюза.

Действительно, под воздействием органических веществ (например, косметики) бирюза меняет окраску, как говорится «болеет». Она или обесцвечивается, или приобретает оттенки зелёного цвета.

О лазурите Гумилёв узнал, переводя «Гильгамеша». Из поэмы выясняется, что в древнейшие времена лазурит был так же ценен, как золото: «Вождь могучий развяжет над нею свой пояс, одарит её золотом и ляпис-лазурью». Его включали в формулу торжественной клятвы: «О боги, стоящие здесь, как я не забуду моего ожерелья из ляпис-лазури, так же и этих дней не забуду, всегда буду помнить!» На вес лазурита оценивался особо ценный товар, как в наши дни измеряют что-то на вес золота: «Они восхищались длиною рогов бычачьих, тридцать мин лазурного камня их масса».

Довольно часто в стихах Гумилёва называются просто драгоценные каменья или кристаллы. Из этого числа выделим только «чёрный камень» мусульман, противопоставленный кресту:

Завтра мы встретимся и узнаем,

Кому быть властителем

Этих мест.

Им помогает чёрный камень,

Нам – золотой нательный крест.

«Африканская ночь»

В Мекке, месте паломничества мусульман, находится Кааба – храм кубической формы. В нём хранится одна из главных культовых святынь – «чёрный камень».

Им помогает чёрный камень,

Нам - золотой нательный крест.

"Африканская ночь"

Согласно легенде, это обугленные останки ангела, посланного Аллахом на землю. Доказательством божественного происхождения «чёрного камня» является его необыкновенная лёгкость – он не тонет в воде. Длительное время считалось, что «чёрный камень» Каабы действительно упал с неба. Однако совсем недавно датская учёная Э. Томсен доказала, что крупный метеорит (или астероид) послужил лишь причиной. Энергия его удара расплавила кварцитовые породы, из которых затем и образовалось пористое стекло. Внедрившиеся мельчайшие частички метеорита придали стеклу чёрный цвет. И поныне в аравийской пустыне Руб-эль-Хали можно найти кусочки «чёрного камня».

Итак, мы выяснили отношение Гумилёва ко многим самоцветам. Мы увидели, что его любимыми камнями являются жемчуг и мрамор, что он знает свойства, историю и географию многих цветных камней, что красный, жёлтый, зелёный и голубой цвета ассоциируются у него с кораллом, янтарём, изумрудом и бирюзой. Однако поэт видел полезность драгоценных камней не только в построении метафорических рядов. Задолго до Г. Банка он очертил полный круг использования самоцветов в человеческом обществе. Как видно, западногерманский учёный-геммолог назвал следующие основные области применения драгоценных камней: предметы религии и культа; магия и древняя медицина; печати и перстни с печатями; ювелирные украшения, династические регалии; коллекции, сокровищницы и музеи; эквивалент валюты; наука и техника. В строчках Гумилёва читатель найдёт и блестящее поэтическое подтверждение тому, какое большое место занимают в нашей жизни камни-самоцветы.

Поэт Николай Гумилёв был расстрелян в 1921 году Петроградской ЧК, кстати, в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.

Через шесть лет другой русский поэт, отлучённый от Родины, посвятил ему сонет. В четырнадцати строчках Игорь Северянин (1887-1941), настоящее имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев, сумел с исчерпывающей полнотой дать портрет Рыцаря, Путешественника, Любовника, Зверобоя, Солдата. Не занимаясь кропотливым подсчётом самоцветов, Игорь Северянин с великолепной точностью указал главный камень Поэта:

Путь конквистадора в горах остёр.

Цветы романтики на дне нависли.

И жемчуга на дне – морские мысли –

Трёхцветились, когда ветрел костёр.

Теперь ясно видно, что в творчестве Гумилёва ярко выражены свойства камней не только как простых минералов, но и как чего-то одушевлённого, со своими характеристиками и особенностями. По металлам и драгоценным камням можно определить направление стихотворения, его скрытый смысл, тему и возможный исход, например:

РЫЦАРЬ С ЦЕПЬЮ

Слышу гул и завыванье призывающих рогов,

И я снова конквистадор, покоритель городов.

Словно раб, я закован, жил, униженный, в плену,

И забыл, неблагодарный, про могучую весну.

А она пришла, ступая над рубинами цветов,

И, ревнивая, разбила сталь мучительных оков.

Я опять иду по скалам, пью студеные струи;

Под дыханьем океана раны зажили мои.

Но, вступая, обновленный, в неизвестную страну,

Ничего я не забуду, ничего не прокляну.

И, чтоб помнить каждый подвиг, - и возвышенность, и степь, -

Я к серебряному шлему прикую стальную цепь.

"Конквистадор" Гумилёва завоёвывает не страны, а сердца, любовь. Весна его любви ступает "над рубинами цветов", где рубиновый цвет, символизирует великую, страстную, беспредельную любовь, которая ломает все преграды. Сильный конквистадор как раб закован в цепи памяти (воспоминаний), его держат будничная суета и мелкие заботы. Но никакие стальные цепи (оковы воспоминаний) не устоят перед Весной, Любовью. И вот освобожденный лирический герой вступает, "обновлённый", в свободную страну. Конквистадор готов совершать подвиги во имя Любви, и это подтверждает серебряный шлем, непредназначенный для жестоких расправ и кровавых убийств, ведь серебро служит Чести и символизирует её. Но на шлеме осталась стальная цепочка, цепочка памяти, напоминающая о "плене" и подвигах, то есть о том, что человек без памяти - мошка, ведь он не знает, ни откуда пришел, ни куда идёт, ни зачем творит! Зная же своё прошлое и помня о своих страданиях (зле, которое ему причинили) конквистадор никогда не причинит зла другим и всегда готов на подвиг и на защиту слабых. Гумилёв в этом стихотворении показал, что жить воспоминаньями нельзя, впрочем, как и без них и только тот, кто стремится в будущее, помня о прошлом, может считать себя человеком, тем более, если он творит добро. Пример, который привёл автор в этом стихотворении, как бы самый лучший вариант, в этом то и есть главная особенность творчества Гумилёва - он давал пример, пусть и фантастичный, но правильный, честь по чести.

Таким образом, моя работа даёт представление о роли камней в творчестве Гумилёва, предоставляет возможность угадать истинный смысл его стихотворений и может являться дополнительным пособием при изучении художественных особенностей творчества Гумилёва в школе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)