Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2019-04-08

Женские образы в рисунках Часть 1

История возникновения образов

Александр Сергеевич Пушкин Это имя знакомо нам с самого раннего детства. Оно излучает тепло и доброту. Я люблю перечитывать произведения поэта и каждый раз открываю для себя что – то новое.

Однако, изучая на уроках литературы жизнь и творчество А. С. Пушкина, мы школьники открываем его в основном только с одной с одной стороны, он предстает перед нами как один из величайших поэтов прошлого и настоящего нашей огромной Родины. Он вошел в историю литературы как замечательный драматург – новатор, и как выдающийся историк литературы, литературный критик. А богатство этой личности невероятно. Например, дар рисования великий поэт пронес через всю свою жизнь вместе с любовью к литературному творчеству. Особенно многочисленными и любимыми на наш взгляд являются рисунки портретного характера. Они занимают одно из первых мест в его художественном творчестве – это огромная галерея профилей, голов, фигур. Он обладал настоящим даром портретиста.

Женщина - мать, жена, любимая. Поэт боготворил женщин, любовался их красотой, посвятил им многие свои творения. Сочиняя стихи очередной «прекрасной незнакомке», на полях рукописей он тут же создает живописный образ девушки, описываемой в стихах. Чаще всего рисовал Пушкин в своих черновиках портреты тогда, когда его преследовала какая-то неотвязчивая мысль об изображаемом человеке. Он словно освобождал, облегчал этим свое сознание.

К проблеме появления женских графических образов в творчестве Пушкина обращались в своих трудах многие исследователи, такие как А. Эфрос, И. Зильберштейн, Л. Керцелли, Р. Жуйкова.

Кто-то из них в рисунках поэта пытался увидеть тайнопись, кто-то по его рисункам восстанавливал круг его женского общения, кто-то пытался проследить отношение Пушкина к изображаемым им образам. На наш взгляд, выполняя графические рисунки людей, с которыми он общался, поэт пытался через них передать свое личное отношение к ним: доброжелательность или любовь, как бы дополняя ими свои стихи.

Проба пера. Первые рисунки А. С. Пушкина.

Художественное творчество или желание что-либо нарисовать сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Независимо от возраста и рода деятельности у человека, находящегося под сильным эмоциональным впечатлением полученного например, после прочитанной книги, увиденного заката или восхода солнца, а может быть, после первого свидания возникает неудалимое желание взять в руки пусть не кисть и краски, а карандаш и выплеснуть на белый лист бумаги те мысли и чувства которые переполняют его сердце и душу.

Как известно, многие известные писатели, такие как М. Ю. Лермонтов, В. В. Маяковский, М. М. Волошин, очень часто обращались к изобразительному творчеству, это была для них ещё одна возможность выразить и передать свои эмоции, мысли, настроение.

Это очень хорошо можно проследить и увидеть на примере творчества А. С. Пушкина. Он оставил нам, своим потомком, сотни рисунков, которые создавал в порыве своей творческой фантазии на полях рукописей. Хотя его рисунки, как для поэта, были любительскими, но и тут он оказался на высоте.

Рисунки Пушкина возникали главным образом вокруг стихотворных текстов. Так в поэме «Евгений Онегин», которая является вершиной его творчества, прототипом главного героя Онегина является, на наш взгляд, Александр Сергеевич Пушкин. Этот персонаж имел свой личный альбом с рисунками точно также как и великий поэт:

Он был исписан, изрисован

Рукой Онегина кругом

Меж непонятного маранья

Мелькали мысли, замечанья,

Портреты, числа, имена,

Да буквы, тайные письма,

Отрывки, письма черновые,

И, словом, искренней журнал,

В которой душу изливал

Онегин в дни свои младые

Но когда появились первые рисунки Пушкина?

Они начинают возникать на полях его рукописей приблизительно с 1817 года, времени, когда поэт начинает создавать своё первое масштабное произведение «Руслан и Людмила». Они были не единичны и отрывочны, а шли по пушкинским рукописям огромной сплошной массой, многими сотнями набросков, которые создавались вплоть до его смерти в 1837 году.

Сюжеты его рисунков были весьма разнообразны: деревья, кустики, птицы, лошади, женские головки и ножки. Но самыми интересными, на наш взгляд, являются рисунки портретного характера – профили и автопортреты. Василий Туманский в письме своему другу Александру Бестужеву от 18 сентября 1823 года так восхищался рисунками поэта: «Скажу тебе, любезный Бестужев, что мы лишились поэта Пушкина, но что в замену есть у нас Пушкин – живописец. Ему на всё счастье, и теперь его карандаш столь же хорошо рисует антик Гнедича, сколько перо его описывало прежде первую ночь Людмилы или последнее свиданье пылкой Черкешенки»

Пушкин – портретист.

Портреты в рисунках Пушкина занимают довольно большое место. Подавляющее их большинство, по воспоминаниям современников, были сделаны по памяти, часто спустя годы после встречи с людьми. Пушкин никогда не был просто копиистом натуры. Двигаясь по белому листу бумаги, перо поэта выражало не просто механическую память о том или ином лице, а отношение к нему – любовь, дружбу, страсть, насмешку, отчуждение, ненависть.

Острый взгляд Пушкина, его удивительный графический талант создал тонкие и характерные портреты друзей, виднейших деятелей русской поэзии и общественной мысли: Д. Давыдова, Дельвига, Пестеля, Вяземского, Анны Керн, Елизаветы Хитрово, которые предстают перед нами в достоверных, живых, острых набросках. Если случалось, что профиль не удавался (редкий случай!), художник не исправлял его, а небрежно зачеркивал также легко, как мгновенье назад создавал. Рядом повторяет его уже безошибочно, А бывало так, что, радуясь своему новому удачному рисунку, он повторял его по нескольку раз, только немного изменяя детали, бывало так и с портретами женщин.

Портреты женщин рождались под пером поэта, когда бывал он, влюблен, когда Муза его замолкала:

Но я любил, был глуп и нем.

Прошла любовь, явилась Муза,

И прояснился темный ум

Пишу, и сердце не тоскует,

Перо, забывшись, не рисует

Близ неоконченных стихов

Ни женских ножек, ни голов.

Хоть Пушкин был награжден великим даром любви, все же он относился к каждой своей знакомой по – разному, с неповторимым чувством. Кого - то он пылко любил, кого – то ненавидел и избегал встреч, пытался не замечать, а кого – то он воспринимал только как прекрасного друга и собеседника. Практически всем он посвящал свои стихи, которые, как правило, сопровождал рисунками.

Женские образы в рисунках А. С. Пушкина.

По воспоминания современников, Пушкин далеко не был красавцем: маленький рост, курчавые темные волосы, «длинный нос»- все это выдавало в нем африканские корни. Дарья Федоровна Фикельмон, внучка Кутузова, записала в дневнике: «Невозможно быть более некрасивым - это смесь наружности обезьяны и тигра: он происходит от африканских предков, и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что – то дикое во взгляде». Но все эти внешние недостатки восполнялись красотой его душевного мира. Умение вести себя галантно в обществе, с одной стороны, а с другой – отчаянный весельчак и завсягдатый шумных компаний – это всегда привлекало к нему внимание представительниц противоположного пола. А. П. Керн так сказала про него: «Надо сказать, что он не умел скрывать свои чувства, выражал их всегда искренне и был неописано хорош, когда что-нибудь приятное волновало его Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи». Исследователи жизни и творчества Пушкина подсчитал, что его Дон – Жуановский список составлял около 130 человек.

К каждой из представительниц списка он относился по – разному, среди них были и мимолетные влечения – пылкие и страстные, но кратковременные; возлюбленные – девушки, которых Пушкин любил всем сердцем и душой, однако не связавший с ними свою дальнейшую жизнь. Исключением из них стала Наталья Николаевна Гончарова, которая впоследствии стала его женой.

К особой группе можно отнести тех женщин, которым поэт испытывал личную неприязнь и отчуждение.

В начале жизни много правил

Прелестный, милый женский пол:

Тогда в закон себе я ставил

Его единый произвол

Так записал поэт свое отношение к женщинам в стихах 4ой главы «Евгения Онегина», которая не вошла в поэму

Продолжение следует...

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)