Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Женское мировоззрение в постмодернистской литературе и его психологический аспект

Истинная любовь к литературе у меня появилась совсем недавно, когда я поняла, что русская литература - это не только Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Достоевский , но и Ю. Буйда, Ю. Мамлеев, В. Пьецух, В. Крупин, В. Пелевин. Многие, знакомясь с литературой «золотого» и «серебряного» века, знают содержание прочитанных произведений, но не испытывают живого интереса к книгам авторов давних лет. По их мнению, проблематика романов и повестей прошлого столетия безнадёжно устарела.

Я отношусь к числу тех счастливых читателей, кто понимает, что русская литература жива и сейчас, но принимает новые формы и содержание. В своём развитии литература прошла несколько этапов. Классицизм сменился сентиментализмом. Затем наступило время романтизма. После возник реализм.

Литературное направление приобретало определённые черты в зависимости от требований времени. Вот почему нельзя одинаково читать Пушкина и Бунина, Достоевского и Булгакова.

Хорошему читателю требуется определённое литературное образование, чтобы понимать особенности культурной и общественно-политической жизни страны различных исторических периодов.

На мой взгляд, очень важно осознавать и то, что литературный процесс, как и сама жизнь, непрерывен. Современная литература несёт в себе «гены» литературы классической. Внешняя непохожесть произведений XIX и XXI веков обманчива. Есть «вечные темы», которые объединяют книги разных эпох: тема женственности, взаимоотношений в семье и в обществе.

Знакомясь с понятием и термином «постмодернизм», я обратилась к статьям Маленьких С. И. «Постмодернистская русская литература 1990-2001г. г. », Степанян. К. «Постмодернизм».

Что касается рассказа В. Крупина «Мария Сергеевна», то в литературе, доступной мне, он вообще не освещён, потому я анализировала рассказ, опираясь на собственный читательский опыт и критическую литературу о постмодернизме.

Знакомясь с проблемами нежелательных отклонений в воспитании подростков, я обратилась к работам следующих авторов: Коростелёва Н. Б. «От А до Я», Кона И. С. «Психология ранней юности», Орлова Ю. М. «Восхождение к индивидуальности», Мостовой Л. «Женские хитрости. Программа формирования фемининного стиля поведения у старшеклассниц».

Век XXI. Постмодернизм.

Если говорить об изучении классики и литературы последних десятилетий в школе, то, безусловно, современную литературу и современных авторов мы практически не знаем. Большинство таких художественных текстов печатаются в «толстых» журналах, которые отсутствуют в школьных библиотеках, да и количество часов на уроки внеклассного чтения и современной литературы очень ограничено. Но ведь именно тексты последних десятилетий и дают понять нашему читателю, что русская литература – живое развивающееся явление. Например, в современных произведениях по-новому строятся взаимоотношения писателя и читателя. Если в литературе XIX , середины XX века почти всегда авторы чётко выражали свою позицию, в современных произведениях это отсутствует. В другом ракурсе смотрят на «вечные мотивы и темы» и сами авторы.

Я считаю, что благодаря современной литературе, мы начинаем лучше чувствовать живую связь между старыми и новыми книгами, а также начинаем понимать, что литература – это не памятник культуры, но явление дружественное, противоречивое, влекущее к себе – и живое.

Начиная с 70-х годов, радикальное изменение культурной ситуации отразилось в появлении и всё более широком использовании понятия «постмодернизм». Сегодня современная русская литература немыслима без него. В наиболее широком значении это обобщающее понятие, указывающее на перемены, которые произошли в сознании человечества и в значительной степени – в самом мире во второй половине XX века. В этом смысле постмодернизм – эвристическое понятие, поисковый термин, применяемый для анализа явлений, отличающих нашу эпоху, таких, как кризис прогрессивного мышления, разочарование в идеях, осознание угрозы самоуничтожения человечества.

Знакомство с лучшими образцами русского постмодернизма необходимо. Важно иметь представление о современной культурной ситуации, вписаться в сегодняшний непростой мир. Этому должно способствовать изучение современной литературы, выражающей определённый способ мышления, системы ценностей нашего общества. Размышление над сегодняшней литературой способствует самовыражению, так как мы сами являемся частью современной культуры. Отсутствие общепринятой «правильной» оценки современного искусства побуждает нас, читателей, отстаивать собственную независимую позицию, вырабатывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. У меня современная литература вызывает живой, непосредственный интерес. Вероятно, близость мироощущения или, наоборот, новизна и необычность, отличие от традиционной классической литературы, преподаваемой в школе, не позволяет нам оставаться равнодушными, заставляет горячо обсуждать прочитанное, спорить, размышлять.

«Одно из свойств современной литературы – её недооценочность: писатель никогда не делает окончательных выводов, не судит своих героев, оставляет читателю возможность собственного суждения, собственного выбора. В современной литературе привлекает, прежде всего, то, что автор не учит своих читателей, но остаётся с ними наравне, не даёт полезных советов, не читает морали, он просто рассказывает» .

Что же такое постмодернизм?

Первое, что бросается в глаза – это иноязычная приставка « пост», переводимая как «после». Таким образом, постмодернизм можно рассматривать как-то, что идёт после модернизма, то есть явление, следующее за модернистским искусством, в какой-то мере отличное от него, но обладающее и общими характеристиками, что подчёркивает само название.

В целом это направление характеризуется рядом принципов.

Во-первых, множественность истины. Факт, что постмодернизм не имеет одного чёткого определения, свидетельствует о том, что это явление, постоянно стремящееся к множественности, разнообразию. В качестве примера можно вспомнить притчу о мудреце, к которому на суд пришли две женщины. Они обвиняли друг друга в воровстве, и каждой из них мудрец сказал: «Ты права. Когда возмущённый зритель воскликнул: «Как же это может быть? Они утверждают совершённо противоположные вещи и не могут быть правы одновременно!»Мудрец улыбнулся ему и сказал: «И ты тоже прав». Современное постмодернистское искусство как раз и отражает эту парадоксальную ситуацию. Как пишет И. С. Скоропанова: «Постмодернисты стремятся показать реальную многоликость истин, множественность её смыслов».

«Абсолютной истины быть не может, и вообще очень сложно отдать предпочтение чему-либо перед чем-то иным: каждая религия, система идей, суеверий, любой образ жизни и поведения, вкусов и пристрастий, высокий стиль – равноценны и равноистинны (ибо единственной истины нет)».

Долгое время господствующая коммунистическая идеология «уберегла» нас от духовных проблем века. В последние два десятилетия эта защитная скорлупа оказалась пробита, духовные веяния овладели сознанием людей. И в России начинают осознавать множественность истин.

Во-вторых, особенностью постмодернизма является то, что он итожит накопления всех культурных эпох, подвергая в то же время их ценности сомнению, создавая из цитат, ссылок на чужие образы свой собственный, уникальный текст, обладающий особым замыслом и композицией. Постмодернизм по сути своей не сводим к использованию легко заменяемых декораций. Напротив, он требует, чтобы отдельные цитаты не звучали подобно словесным отрывкам, но наглядно представляли логику и специфические возможности того или иного используемого языка. Создавать что-то новое в духовной сфере можно лишь из осколков прошлого, используя различные фрагменты мировой культуры, совмещая самые разные пласты и явления в новых неожиданных комбинациях.

Когда мы начинаем анализировать тексты постмодернизма, то постепенно приходим к пониманию того, что «не так уж всё просто, как кажется с первого взгляда». И дело здесь не в «могу -не могу», а в целостном взгляде на мир, в постановке вопроса: «А о чём это?».

Опыт исследования постмодернистской русской литературы 1990-2000 г. г. настраивает читателя на обостренное восприятие современного искусства, активизирует интерес к самостоятельному анализу произведений и, что не менее важно, пробуждает самосознание.

Лев Гумилёв писал: «всякое новаторское искусство, если оно не выражает нового мироощущения, не искусство, а балаган. О постмодернизме потому-то и можно, и нужно говорить всерьёз, что он выражает новое мироощущение, сформировавшееся в последней трети XX века в сознании очень многих людей»

В-третьих, в текстах постмодернизма действительность непознаваема, её бытие и смысл имеют ту же реальность и ценность, что миражи, фантазии, миры, создаваемые воображением каждого из нас. Павший прежде целостный мир, основывавшийся на каких-то общих принципах, раскололся на множество различных миров, ничем не связанных между собой (теоретически каждый субъект на Земле живёт в своём особом мире). Реальность строится по законам художественного текста (мир – это большой текст).

Перечислю ещё некоторые особенности постмодернизма. Явная, тонкая скрытая ирония является наиболее характерным его признаком.

Другая характерная черта – внутренняя противоречивость текста, заранее запрограммированная невозможность прочитать его в одном, определённом смысле. «Мир есть хаотическое сочетание фрагментов, а потому произведение зачастую представляет собой сочетание отрывков разрозненных писем, воспоминаний или дневниковых записей. Из всех этих сочетаний родится новый смысл, а может, и нет – главное для автора не в этом, а в том неуловимом, что называется стиль, чтобы вызвать эстетическое наслаждение читателя».

Прежде чем перейти к рассмотрению рассказа В. Н. Крупина «Мария Сергеевна» литературы постмодернизма, необходимо остановиться на ещё одном, чрезвычайно важном моменте. Предположим, человек разделяет все те основные постулаты постмодернистского мироощущения, о которых шла речь выше. Но далее возможны два совершенно разных отношения к этому литературному направлению и две различные модели поведения современного читателя.

Первое – радостная эйфория: наконец-то свобода от любых ценностей, высших истин и идеологий, все жанры, все стили равноценны.

Вот, что пишет об этом французский исследователь Ж. Ф. Льотер: « постмодернизм хотя и трогается с места там, где первое условие – кончается время целого, но распускает свои паруса лишь в том случае – условие второе,- если позитивная оборотная сторона этого раскрепощения познаётся и схватывается как счастливый случай». В отечественной духовной традиции испытывать радостные ощущения от распада целостного мира едва ли возможно, потому у нас преобладающее настроение в постмодернистском искусстве - трагизм или странное желание удержать распавшиеся фрагменты мира, хотя бы скрепив их собственной кровью.

И последнее: возможно ли в русле постмодернизма создание подлинных литературных шедевров? Постмодернизм реально существует и будет ещё какое-то время существовать; это направление, пожалуй, наиболее адекватно современному состоянию человеческого сознания и таит в себе немалые интересные потенциальные возможности. Когда же сознание людей вновь обратится к высшим духовным реалиям, что обязательно и весьма скоро произойдёт – наступит время для другой литературы, которая будет существовать и с постмодернизмом, и с иными направлениями.

Творчество В. Н. Крупина.

Когда задают вопрос, что сегодня читать, ответы получают разные. Одни предлагают нескончаемый поток детективов, другие – фантастику, третьи – что-то «лёгкое» - бумажную продукцию, пестрящую на прилавках вызывающе ярким, однотипным макияжем лаковых обложек. Но читатель, знакомый с отечественной классикой, вряд ли отдаст предпочтение подобной продукции. Для него чтение – процесс неторопливый и глубокий, он ждёт упоения словом.

К счастью, библиотеки нашего города могут подарить радость общения с одним из таких писателей, чьё творчество – «явление чисто русское, национальное, корневое» - вошло в копилку классической прозы XX века. Его имя – Владимир Николаевич Крупин. Читаешь его произведения и вместе с автором незаметно погружаешься в раздумья о человеке, становишься участником «разговора по душам», когда появляется ощущение, будто со страниц книги звучит голос самого писателя. И это неудивительно, ведь В. Крупин – прозаик самобытный, мастерски владеющий словом. Он болезненно переживает духовный кризис в обществе, пристально изучает явления современной жизни, а находки тут же перерастают в сюжеты произведений («Янки, гоу хоум!», «Эти непонятные русские» и др. ). Повести «Великорецкая купель», «Прощай, Россия, встретимся в раю», «Как только, так сразу», «Крёстный ход», десятки рассказов, по словам самого автора, «проникнуты убеждением, что Россию спасёт только Православие». «Литература должна быть мостиком между жизнью мирской, светской, земной и жизнью вечной», - говорит писатель.

В. Крупин входит в редколлегии многих известных журналов («Москва», «Наш современник», «Роман-журнал XXI век»). Его творческая лаборатория – это богатый жизненный опыт, несущий отпечаток пережитого, опыт, который вмещает тяжёлое послевоенной детство, работу селькора районной газеты, армейскую службу, учёбу на факультете русского языка и литературы Московского областного пединститута им. Н. К. Крупской и одновременно – сотрудничество в многотиражках, преподавание литературы в школе, составление сценариев для телевидения, редакторскую работу в издательстве «Современник», в журнале «Москва» и неустанный писательский труд. Хорошо знающие В. Крупина современники отмечают целую россыпь душевных свойств, притягивающих к нему людей: искренность, открытость, прирождённую совестливость, готовность всегда прийти на помощь. А ещё – способность вести доверительный разговор.

Так о чём же произведения В. Крупина? О Вере, Надежде, Любви, будь то удивительно добрые детские рассказы цикла «Последние времена», лирическая и, на первый взгляд, печальная история Александра и Александры («Люби меня, как я тебя») или же контрастные картины современной жизни («Вася, отбрось костыли!» и др. ). Этим они и привлекают вдумчивого, неравнодушного читателя. Всматриваясь в жизнь, вслушиваясь в её голоса, русский летописец В. Крупин каждой новой работой вносит свой штрих в психологический портрет эпохи, веря при этом, что Отечество, которое переживает бесконечные потрясения, живёт не во времени, а в вечности.

В русской классической литературе сложился устоявшийся образ учителя. Прежде всего, у меня слово «учитель» ассоциируется с чем-то недосягаемым. Нас, учеников, поражает их эрудиция, умение передавать другим то, что знают и умеют сами.

Именно поэтому меня не оставил равнодушной рассказ Владимира Николаевича Крупина «Мария Сергеевна». Я долго не могла понять, соотнести два абсолютно противоположных понятия: «учитель» и «бомж». Мне захотелось разобраться в этой необычной для меня ситуации и в ходе интерпретации рассказа узнать, что хотел донести до нас, читателей XXI века, этой историей автор.

Интерпретация рассказа В. Н. Крупина «Мария Сергеевна».

По работам Владимира Крупина когда-нибудь будут судить о температуре жизни в окаянную эпоху конца столетия и о том, как эта температура из физического страдания постепенно переходила в духовное твердение.

В. Распутин.

Рассказ В. Крупина «Мария Сергеевна»- один из примеров литературы постмодернизма.

Название рассказа само по себе не удивляет. В русской классической, да и в современной литературе нередки случаи, когда произведение называется по имени главного героя. Вот и я сразу же предположила, что речь в этом произведении пойдёт о женщине по имени Мария Сергеевна, о её жизни. Кто она, чем занимается, счастливая ли у неё судьба? Всё это я постараюсь выяснить в процессе анализа рассказа. Но, прочитав его не один и не два раза, я поняла, что не так всё просто в этом произведении. Оно не даёт нам целостной картины жизни героини, мы ничего не знаем о её прошлом. Естественно, у меня сразу же возник вопрос: «О чём этот рассказ?» Многое в нём приходится домысливать и додумывать самой, согласно основным принципам постмодернизма.

Весь рассказ делится на три части. Композиция сюжета включает в себя своеобразную экспозицию и завязку, кульминационное событие и неожиданную развязку. Если обратить внимание на начало и финал рассказа, то можно заключить, что между ними есть взаимосвязь и что произведение имеет кольцевую композицию. А именно, начинается и заканчивается одинаковым пейзажем. «Город покрыл пушистый снег. Он шёл тихо и празднично. Дети вытаскивали ладошки из варежек и ловили снежинки. Снег всё шёл и шёл». Кроме того, автор использует символ - «дети». Этот символ - многозначный образ. Автор использует этот троп, чтобы наглядно показать, что дети (чужие и свои) являются неотъемлемой частью жизни Марии Сергеевны.

Начинается рассказ, как и положено, с экспозиции. Благодаря ей ,мы узнаём, в какое время года происходят события, описанные в рассказе. Говоря о хронотопе рассказа, мы видим, что события соотнесены с реальным временем и пространством. При изображении пейзажа Крупин использует сравнения: «московские мостовые были как лотки с грязной снежной жижей», «снег всё шёл и шёл, будто небо так долго копило его запасы», эпитеты: «воздух города, и без того тяжёлый, прессовался выхлопными газами» с определённой целью. Этим он подчёркивает важность какого-либо момента или события. А так как наше произведение относится к постмодернизму, то, по- моему мнению, автор специально использует такое начало. Этим самым он создаёт противоречивость текста и даёт простор нашим мыслям. Описывая природу именно такой, где всё таяло и хлюпало, где очень тяжело дышать , где всё в ожидании настоящей зимы и свежего воздуха , неустойчивой: то холодной, то тёплой, Крупин хочет достичь главного : показать душевное и физическое состояние Марии Сергеевны. Так это или нет, мы узнаем в ходе интерпретации текста.

И вот я знакомлюсь с ней – с Марией Сергеевной. Завязываются события в тот момент, когда я вижу, что это бездомная старуха, которая питается, собирая пищу из помоек и мусорных баков. Для неё наступила тяжёлая пора. Ей нужно было как-то пережить пять месяцев до тепла. Одно успокаивало её: какой- никакой, но ночлег у неё был. Её пускал ночевать в кочегарку знакомый пенсионер – Николай. И вот тут мы узнаём, что когда-то, в прошлой жизни, она была учителем, учила его детей. У меня возникает вопрос: «Что же с ней произошло?» Как могла женщина, имевшая семью, детей, оказаться на улице? Как мог учитель, много лет проработавший в школе и воспитавший не одно поколение детей, оказаться на самом дне жизни, среди бомжей? Ведь она, наверняка, была хорошим учителем, не жалевшим своего времени для обучения и воспитания детей. И тот факт, что Николай, не помня её имени, приютил у себя в кочегарке, доказывает нам это. Скорее всего, он помнит, как уважительно, с какой любовью отзывались его дети об этой учительнице, о её уроках, о её ласковом и добром отношении к ученикам.

И что меня удивляет больше всего, это то, как удалось бездомной старухе, оказавшейся на дне жизни, всё-таки не опуститься до уровня бомжей. Да, у неё нет жилища. Да, она питается из мусорных баков. И всё же она не такая, как другие бомжи. Надо отметить, что отличает её от остальных не только способность держать себя в чистоте. А это, надо заметить, была как навязчивая идея. Старуха боялась, что людям будет «с ней рядом и стоять-то, наверное, стыдно », боялась, как бы «запах от неё нехороший не пошёл». Пытаясь следить за собой, по мере возможности, она умудрялась стирать свои вещички у Николая в кочегарке, используя для этого грязное старое ведро, «стараясь не касаться стенок». Даже «сушила на горячих трубах своё бельишко». Это лишний раз доказывает нам, что в прошлой жизни у неё всё было благополучно, что она привыкла к порядку во всём и была «необыкновенной чистюлей». Вот поэтому я делаю вывод, что « телесная нечистота была самым ужасным испытанием для неё». Кроме того, Крупин особое внимание уделяет художественным деталям таким, как «чистые вещи», «как могла держала чистоту», «телесная нечистота», «чистая тарелка». Для чего же он это делает? Во-первых, чтобы придать произведению образность, а, во-вторых, с их помощью он заставляет нас обратить внимание на те вещи, которые способны навести читателя на правильный ход мыслей, для лучшего восприятия характера и душевного состояния героини.

Но не только эта особенность отличает её от остальных бомжей. Давайте вспомним, что чувство собственного достоинства не позволили ей остаться в доме престарелых, когда она столкнулась с грубостью, недоброжелательностью, презрительным отношением к себе, пожилому человеку. «А там подавальщица шваркнула мне в грязную тарелку жидкой каши, прямо брызги полетели». Оскорбительные действия, оскорбительные слова, мат: « Подыхать пришла, ну и подыхай! И с чистой будешь жрать – сдохнешь, и с грязной сдохнешь!»- стерпит не каждый человек, не стерпела и Мария Сергеевна – «Я даже повторять не могу». Поэтому и ушла.

Эта женщина, а точнее, её поступки невольно вызывают у меня уважение. Даже на помойках она, собирая пищу для себя, не забывала думать о других: например, она всегда помнила о бездомных собаках. А как она радовалась, что отходов хватит не только для «помоечников» (к коим относила и себя), но и «свалочникам», живущим за городом. Всё это доказывает нам, что, несмотря на трудные жизненные обстоятельства, она не перестала быть человеком и не потеряла способности сопереживать другим людям и животным, не перестала думать о слабых и нуждающихся. Эти её поступки наводят меня на мысль, что она, не проявляя должной заботы и внимания своим детям в прошлой жизни, пытается искупить грехи, помогая таким же, как и она сама, в нынешней жизни. Но и это ещё не всё. Сопереживая другим , она ещё и молится за них. Таким образом, она пытается избавить от грехов людей, оказавшихся на дне жизни. Это, я считаю, поступок глубоко порядочного человека, способного чувствовать чужую боль, но переживающего серьёзную личную трагедию.

Кроме этого в тексте мы замечаем , что Мария Сергеевна не хотела, чтобы её видели знакомые, когда она уезжала в центр « искать еду в один из дворов рядом с Госдумой». Она перебиралась подальше, «в район, который находился на другой стороне Москвы от её бывшего жительства, то есть, встретить знакомых было маловероятно». Возможно, ей было стыдно, что её увидят в таком виде, так как раньше она была образцом для всех и в жизни, и на работе. А может быть, она боялась ещё раз убедиться в том, что никому не нужна. Больше всего на свете, по-моему, Марии Сергеевне не хотелось, чтобы знакомые, глядя на неё и видя в таком плачевном состоянии, плохо думали о её детях. Эта мысль, скорее всего, была невыносимой для неё и тревожила больше всех остальных.

Перечитывая рассказ, я начинаю понимать, что есть что-то более серьёзное, что тяготит её, хотя автор не говорит об этом ни слова. Мне кажется, что причины её такого существования нужно искать в ней самой, а не в несовершенстве общества, как может показаться на первый взгляд. Я замечаю одну из особенностей постмодернизма – внутреннюю противоречивость текста, заранее запрограммированную невозможность прочитать его в одном, определённом смысле.

Анализируя рассказ дальше, мы узнаём, что она никогда не думала о своих потребностях, да «ей уже и ничего почти не надо было», кусок хлеба и одежда. «А и того и другого в нынешних помойках было много». Хлеба выбрасывали много, иногда целые батоны. А клянчить чего-то, как другие бомжи, или просить милостыню- это было не в её характере. Природой заложенное чувство собственного достоинства, интеллигентность не позволяют ей просить помощи у других. По роду своей деятельности всю жизнь она привыкла сама помогать, а принимать чью-то помощь (даже помощь Николая) для неё было немыслимо и неприемлемо. Помощь этого малознакомого человека ей пришлось принять, так как некуда было деваться, и нужно было «как-то пережить пять месяцев до следующего тепла». А немыслимо принимать чью-то помощь ей было потому, что, по её мнению, жалеют обычно убогих, ущербных, а она себя такой не считала. Эта женщина считала себя сильной и потому полагала, что все свои проблемы должна решать сама. Мне кажется, она перестала бы себя уважать, если бы позволила просить милостыню ради себя. А вот ради других она могла и потерпеть. В этом и проявляется её душевная сила. Взять хотя бы Николая. Старуха настолько была благодарна ему и «считала себя обязанной» за ночлег, что каждый день старалась набрать на бутылку дешёвого вина. «Одна ежедневная забота была у старухи: как к вечеру набрать Николаю на бутылку. Это было как пропуск на ночлег». Однако она сразу же переставала стоять за милостыней, как только набиралась нужная сумма. Это ли не подтверждение её интеллигентности?

Я считаю, что через эти эпизоды Крупин хочет показать трагизм сложившейся ситуации. Он постепенно подводит нас к тому, что мы видим, каково психологическое состояние героини. Есть ли выход из данной ситуации? Почему она в ней оказалась? Есть ли ей место среди обычных людей? А мы? Сами ли мы решаем свои проблемы или нам кто-то помогает в этом? Можно сделать следующий вывод. Тяжело жить в современном обществе, где большинство людей думает только о себе (например, Лариса- жена Сергея Николаевича), и человек бывает вынужден оставить привычный для него мир и уйти в другой. Иногда это мир фантазий, но в данном случае этим миром оказался мир бомжей. Именно туда предпочла отправиться Мария Сергеевна, после того , как поняла, что никому не нужна и что у неё нет другого выхода сохранить чувство собственного достоинства.

В этом новом и необычном для неё мире она жила одна, ей никто не мешал. В свою жизнь она никого не пускала, но и никому не позволяла смеяться над собой, унижать или издеваться. Можно сказать, что здесь прослеживается один из принципов постмодернизма – раскалывание целостного мира на множество разных миров. К примеру, мы наблюдаем и мир Марии Сергеевны, и мир бомжей, и мир нового знакомого Сергея Николаевича. Мир Сергея Кожемякина - это его квартира и книги. Мне представляется этот человек культурным, высокообразованным, добропорядочным , у которого есть своё мнение, потому что в отличие от своей жены он «телевизор не смотрел, поэтому мыслил самостоятельно». И чаще всего за советом он обращался к своим книгам.

Далее следует вторая часть произведения. Здесь мы видим, как героиня провела Новогоднюю ночь. Эта часть самая маленькая, но, в моём понимании, самая важная. Эта ночь показалась старухе очень короткой. Она и не заметила, как наступил Новый год, так как хорошо выспалась и «только радовалась теплу и сухости кочегарки». Возможно, она близка к своей единственной мечте. А вероятнее всего , она, как и любой другой человек, живёт в ожидании чуда и надеется, что в Новый год с ней произойдёт что-то необычное. Создаётся впечатление, что автор умышленно приближает её к исполнению мечты. А мечта у неё была самая обыкновенная- помыться. Здесь, я полагаю, нужно подумать, почему у неё такая странная мечта. По её мнению, всё необходимое для жизни у неё было. «У старухи были крепкие зимние сапоги, кем-то вынесенные к бакам, тёплое пальто, тоже кем-то выброшенное, а может, из жалости будто бы специально ей подаренное». Она не голодала, так как «баки были полнёхоньки отходами, отбросами или, лучше сказать, приношениями с праздничных столов». Началась последняя неделя перед Рождеством Христовым. Мы помним, что Мария Сергеевна религиозна. «Хотя и не могла сказать о себе, что очень набожна. Но ведь у любого из нас в минуту внезапную или тревожную вырывается возглас «Господи!». Самым большим её желанием было желание сходить в церковь, чтобы хоть как-то замолить свои грехи, но этого она не могла себе позволить. Что же сдерживало её? Только ли телесная нечистота? Я полагаю, что главная причина не в этом. Конечно, по христианским канонам в церковь принято ходить чистым и опрятным. Но только ли это правило объясняет непреодолимое желание Марии Сергеевны помыться? Ответ на этот вопрос, я думаю, мы получим, проанализировав её знакомство с Сергеем Николаевичем.

Знакомство Марии Сергеевны с этим мужчиной происходит в III части. В ней я вижу, что этот человек давно наблюдал за бомжихой. Старуха мучительно напоминала ему его бабушку. «Он помнил, что она также тихонько и незаметно двигалась, была такая же худенькая ». Глядя на старушку, он вспоминал, наверное, своё детство, радость общения со своей бабушкой. А её он очень любил и никак не мог представить у мусорных баков. Он был бесконечно благодарен ей, «Когда у них с супругой родились, подряд, два ребёнка, старуха их вынянчила, а потом незаметно уехала». Он никак не мог свыкнуться с мыслью о том, что она умерла, «А перед смертью просила никому не сообщать, что умирает, чтоб никого не беспокоить».

В конце концов, он решился заговорить с Марией Сергеевной, помочь деньгами. Мне думается, что героиня была благодарна ему уже за то, что он просто по-человечески решился с ней (с бомжом) заговорить и предложил помощь. Этот поступок вызывает невольное уважение к герою. Читая дальше, мы видим, что он не отказал ей и в просьбе помыться в их ванной. Очень мужественный поступок с его стороны, а самое главное - человечный. Во-первых, он не испугался ссоры со своей женой, если та узнает, что в их ванной купалась бомжиха. Во-вторых, гнал от себя «мерзкую» мысль, что у старухи может быть какая-либо зараза. Разве это не доказательство его мужества?

Мы узнаём, что мечта старушки сбылась. Это и является кульминационным событием рассказа. Она долго не решалась войти «в сверкающую зеркалами ванную», но её прямо так и тянуло на шум воды. И, наконец, она решилась. Героиня попала как в сказку- «обилие флаконов, бутылочек, тюбиков, тяжёлые махровые халаты, висящие на бронзовых крючьях, прозрачная, сияющая занавесь, электрические зайчики на узорных плитках стены и потолка из рифлёного белого металла». Она стала мыться. «Только никакого шампуня не взяла», взяла кусок мыла и старалась его поменьше расходовать. Даже «полотенцем не осмелилась вытереться, вытерлась своей рубашкой». Всё это ещё раз показывает нам хорошо воспитанного человека, её скромность и аккуратность, так как за собой она и ванну вымыла.

Можно сравнить этот неожиданный поворот событий с Рождественским чудом. Она и подумать не могла, что накануне великого праздника получит такой чудесный подарок. Рассматривая эту сюжетную линию, понимаешь, что именно с Рождеством у каждого из нас всегда связано много надежд. Так получилось и с Марией Сергеевной. Она верила, что этот великий праздник связан с рождением нового человека. Поэтому у неё в душе и теплилась надежда на исполнение мечты. Героиня понимает, что, выкупавшись в ванной, она не просто смывает с себя телесную грязь: «Я прямо как родилась, ожила, легко как, радостно прямо». Важнее всего то, что она проходит духовное очищение. Очистившись от грехов, старуха становится другой. Она понимает, что и жизнь у неё может быть другая, «чистая». Можно заключить, что, скорее всего, она не вернётся к прежней жизни, к мусорным бакам. Следующие слова доказывают нам это. Проходя «мимо мусорных баков, поглядела на них, оглянулась»- и, вероятнее всего, попрощалась. После того, как помылась, она стала другим человеком, и теперь у неё есть возможность сделать то, что она не решалась сделать, когда была грязной – сходить в церковь.

Естественно, у меня появился другой вопрос: «Какие грехи не давали ей покоя?» И действительно, какие грехи могут быть у женщины, много лет отдавшей школе ? Неожиданная догадка осенила меня. Это были грехи из её прошлой жизни и связанные с ней самой. Мы уже выяснили, что она была хорошим, добросовестным учителем. А хороший учитель, по моему мнению, всё самое лучшее отдаёт детям. Так, скорее всего, и произошло в жизни Марии Сергеевны. Живя жизнью чужих детей, передавая им свои знания, даря улыбки и ласку, уча любить и уважать старших, невольно она «забывает» о своих собственных детях. Вероятнее всего, будучи молодой, она не понимала, что нужна, прежде всего, своим детям, что им была необходима заботливая мама, которая встретит их из школы, накормит, приласкает. Детям нужна мать, а не издёрганный учитель, который поздно приходит с работы и срывается на своих детях. Осознание того, что именно им она многого недодала, многому не научила, пришло к ней гораздо позже. Время не стоит на месте. И вот - дети уже взрослые, а она старая женщина. Теперь ей нужна забота, ласка, внимание. А их нет. И, к сожалению, не могло быть. Вот когда наступил момент прозрения, что это она виновата в том, что ,отдавая всё время и все силы своим ученикам , не научила своих детей любить и уважать близких людей , заботиться о них. Это она прочувствовала на себе, когда дети выросли.

Можно пойти дальше в своих размышлениях и предположить, что и семья у них была неполная. Конечно, далеко не каждого мужчину устроит такая жизнь, когда жена поздно возвращается домой, когда обед не готов, а у детей не сделаны уроки. Детям нужна нежная, заботливая мама, а мужу – жена. Мне кажется, что Мария Сергеевна в молодости была сильной, решительной, энергичной, самостоятельной ,а многим мужчинам, как правило, тяжело жить с такой женщиной. Мы понимаем, что ей тоже было нелегко: она была детям и за маму, и за папу. Но итог печален. Добросовестно выполняя свою работу, всю без остатка отдавая себя школе и детям, она, сама того не подозревая ,лишила собственных детей самого главного. Может быть, это издержки профессии, не спорю. Но, спустя много лет, сработал «принцип бумеранга». И всё невнимание, равнодушие, безразличие она целиком ощутила на себе, когда дети выросли. Именно тогда она и решает пойти жить в дом престарелых, понимая и чувствуя, что детям она не нужна по собственной вине.

Чем же закончится вся эта история? Несомненно, тем, что Мария Сергеевна сходит в церковь. Для чего? Чтобы очиститься от своих грехов?

Возможно, но ещё ей очень хотелось помолиться за своих детей, за то, чтобы в будущем они избежали её участи и не узнали, что такое равнодушие и презрительное отношение. Героиня мечтала избавиться от чувства вины перед детьми, так как остро её чувствовала. Именно это не давало ей уйти в другой мир. А перед кем она могла повиниться? Только перед Богом. Мне кажется, что именно в церкви эта женщина попыталась решить свою проблему. Удастся ей это или нет? В постмодернистской литературе действительность непознаваема. Мы можем только предполагать, что с ней произойдёт. Скорее всего, она умрёт. Почему я пришла к такому выводу? Ответ ясен сам по себе: ей не за чем жить. Всё к чему она стремилась - желание сходить в церковь, желание помыться, духовно и душевно очиститься – всё это свершилось. Она одна, никому не нужна и теперь может обрести жизнь в ином мире.

Я прихожу к такому выводу, сопоставляя пейзаж в начале произведения и в конце, сравнивая цвето - световую палитру изображённого автором мира, её смысловое наполнение: если в начале они даны в серых тонах, где всё «таяло, хлюпало под ногами», «тяжёлый воздух прессовался с выхлопными газами» - всё это точно передаёт душевное состояние героини, её переживания. То в конце, когда все её мечты сбылись, природа показана нам совсем в другом цвете - в белых тонах, «с новогодним, лёгким, кружевным снегом».

Таким образом, Крупин показывает, что в современном обществе человек не всегда может чувствовать себя нужным другим. Очень часто он, в силу различных обстоятельств, оказывается одиноким.

Что же хотел сказать автор этой историей? Я думаю, что Крупин в этом произведении затрагивает очень важную тему литературы всех времён – сложность человеческих взаимоотношений и смысла человеческого существования. Читая рассказ, интуитивно соотносишь его с собой и понимаешь: он о каждом из нас. И главное не то, какая у тебя работа, а то, сколько времени и сил ты уделяешь своей семье, а особенно детям. На месте главной героини может оказаться человек любой профессии: врач, инженер Идея автора – показать, что стремление женщины сделать карьеру в жизни, достичь успехов, отдавая всю себя работе, пусть даже самой любимой – не главное. Главное - создать семью, научить жить своих детей в любви, доверии и взаимопонимании друг с другом.

Я могу предположить, что В. Крупин написал свой рассказ не только с той целью, чтобы заставить нас жалеть таких людей, как Мария Сергеевна, которым подобным образом приходится выживать в этом мире. А если так случилось, что ты оказался в трудной жизненной ситуации, то не надо опускать руки, надо бороться за себя ,за своё достоинство.

В результате своей работы, я сделала выводы не только как современный читатель, работающий над данным рефератом, но и как человек. Я думаю, что основное смысловое направление рассказа – психологическое. И передо мной, как и перед другими девушками, встают разные жизненные проблемы. Иногда я тоже чувствую себя одинокой, испытываю страх перед жизнью, думаю о будущем, рассуждаю, что важнее для женщины: семья или карьера. Именно с этими вопросами мне и предстоит разобраться в моём исследовании по психологии.

Психологический аспект формирования женских черт характера.

Влияние воспитания на формирование фемининного стиля поведения у девушек.

Подросток рано или поздно сам начинает задумываться над тем, какой он. В самом деле, кто он? Знает ли он самого себя?

Размышляя над тем, кто он и каков он есть, не избежать вопроса о том, из чего он состоит, из каких составных элементов. Из клеточек? Но из них состоит только тело. Из желаний? Но желание то возникает, то исчезает. Внимательно приглядываясь к людям, подростки без труда замечают, что они отличаются друг от друга, прежде всего тем, чего они хотят и как стремятся удовлетворить свои желания.

Если, познавая себя, человек стремится установить, чем он отличается от других, то важно все различия соединить в одном понятии и определить его. Таким понятием в психологии является понятие черты характера.

Что же такое черты характера? Человек обнаруживает свои свойства в поступках, в поведении. Посмотрите на то, как мы работаем. Один делает всё быстро; другой – медленно и основательно; третий – сразу же бросается в задачу, и уже, после того как приступил, осматривается и исправляет свои действия.

Эти различия проявляются как определённые особенности поведения. Ведь любая черта характера - некоторый устойчивый тип поведения. А поведение состоит из определённых действий, которые способствуют достижению определённой черты.

Знания черт человека играет исключительно большую роль в совместной жизни. Для чего же нужно знать черты характера? На этот вопрос ответить нетрудно: для познания себя и других, для воспитания и самовоспитания, для умения строить отношения с другими.

Окружающая среда, обычаи, нравы, общественные законы и порядки оказывают большое влияние на формирование подростков. Поэтому вопросы воспитания подростков, здоровье и образование подростков должны быть поставлены в нашем обществе как никогда остро.

Особенно сейчас, когда девушки и юноши называют желательными у женщин воспитывать такие черты характера, как мужественность, целеустремлённость, независимость, уверенность в себе. Что такое черта характера – мы говорили выше, и знаем, что это устойчивый тип поведения. Все же перечисленные черты, которые называют желательными у женщин, традиционно мужские. Сами по себе они очень достойные, но только не для женщин, так как они явно указывают на мужской тип поведения.

Когда-то неверно понятые идеалы, навязанные обществом стереотипы, заставили женщину забыть о таких чертах характера, как нежность, хрупкость, ласковость. Женщине пришлось отстаивать равенство с мужчиной, добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитие психологического пола, становлении половой идентичности. Русские женщины, больше чем западные стремились не только по физическим параметрам догнать мужчин и стали грузными, физически крепкими, потеряли женственность, хрупкость. Они также стремились перенять мужской тип поведения, освоить мужское положение к миру, овладеть мужскими профессиями (женщины – грузчики, дорожные рабочие, водители).

В современном обществе больше ценятся мужские качества, поскольку женщина вынуждена бороться за своё существование. Особенно это обострилось после II Мировой войны, когда мужчин осталось мало, и женщины были вынуждены взять их функции на себя.

Но прошло много лет, а привычка осталась. Дочери перенимают у своих матерей умение постоять за себя, властность, привычку всё решать самой. И мужчинам осталось нечего делать рядом с властной и мужественной женщиной.

« Коня на ходу остановит, в горящую избу войдёт» - зачем ей защитник.

И мужчины становятся пассивными. Хотя подсознательно мужчина ощущает себя вопреки всему хозяином, главой семьи, и, когда в реальной ситуации это не оправдывается, он (опять же не осознавая, почему чувствует себя униженным, плохим) часто начинает пить, спасаясь бегством.

С женщиной то же самое: властвуя, она хочет подчиняться, хочет, опереться на чьё-либо плечо. А не на кого! В результате оба несчастны.

Процесс феминизации мужского пола и маскулинизации женского широко затронул все стороны нашей жизни, но особенно ярко это проявляется в семье, где дети и осваивают свои половые роли.

Воспитание ребёнка начинается, как известно, с рождения. Но что происходит в семье? Многие ли родители знают, как воспитать своего ребёнка? Каждый родитель решает эту задачу, как умеет, в меру своего жизненного опыта. Как часто приходится сталкиваться с глубоким расхождением во мнении по такому вопросу, например, можно ли бить детей? А ведь допустимо только одно – то, которое категорически отвергает этот воспитательный приём, унижающий человека. Выходит, те мамы и папы, которые с этим не согласны, не умеют воспитывать детей и тем самым битьём наносят ущерб своим детям. Ведь очень часто дети, которых били в детстве, вырастают с отклонениями, и это мешает их будущей личной жизни.

Наблюдая за активной и властной матерью – главой семьи и пассивным отцом, проводящим жизнь на диване, ребёнок не в состоянии сформировать тип поведения, свойственны полу.

Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, то есть воспитывать в себе чисто мужские черты характера. Причём сделать это нетрудно – достаточно лишь подражать взрослому. А не будь мужчины в семье, мальчику многого не доставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее, и девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У неё складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, и она узнаёт, как мужчины относятся к женщинам, являясь невольным свидетелем ежедневных взаимоотношений мамы и папы. Она понимает природу мужчины, наблюдая множество нюансов в поведении родителей. Например, супруг, который вносит в семью уверенность и покой, даёт своим детям совсем иное представление о мужчинах, нежели муж, который ищет опору в жене. Это уроки первостепенной важности и для девочки, и для мальчика. Они имеют огромное значение для их будущей половой и семейной жизни, так как у них создаётся модель собственного поведения.

Испокон веков женщина являлась хранительницей домашнего очага. Для исполнения столь сложной роли ей необходимы терпение, мудрость, осторожность, хитрость и большая гибкость. Вот те главные качества, которые тысячелетиями считались фемининными, и которые необходимы как никогда женщине в наше время, когда семьи чаще распадаются, чем создаются.

В школе этот процесс ещё больше усугубляется, так как девочки опережают мальчиков в своём развитии в среднем на 2,5 года. Поэтому они не видят в них своих защитников и демонстрируют по отношению к ним дискриминационный характер отношений, что в сою очередь у мальчиков вызывает защитный, самоутверждающий тип поведения. А это ведёт к тому, что конфликты между девочками и мальчиками ухудшаются.

В последнее время учителя всё чаще говорят о дискриминационном отношении девочек к мальчикам в 7-9 классах, то есть в активный период полового созревания, когда видны различия в социальной роли.

Если раньше девочки унижали мальчиков только словесно (называли их «придурки», «ненормальные», и т. д. ), то сейчас совершают даже агрессивные нападения, то есть бьют (иными словами проявляют стиль «силового» поведения, который раньше был не свойственен девочкам).

Такой «силовой» стиль поведения и в дальнейшем может помешать, девочке правильно построить супружеские отношения. Конечно, в сложившейся ситуации нельзя обвинять школу. Известно, что психика ребёнка, образцы поведения, нравственные и социальные установки – всё это формируется в семье.

В настоящее время складывается такая тенденция, что женщины подсознательно (неосознанно) не хотят быть женщинами, а некоторые так и говорят: «Мужчинами быть проще!» Они забывают, что любая мысль – это пожелание, и таким образом дается команда подсознанию развивать внутреннего мужчину.

Так чем же мы, славяне, создали эту нездоровую ситуацию с превращением женщин в мужчин и наоборот? Причин для этого достаточно много.

На первый план выходят программы, передающиеся из поколения в поколение. В программах этих славянские женщины традиционно обладают и недюжинной силой, умеют «и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти»! Началось это, возможно, с насильственной христианизации Киевской Руси. Была развязана ужасная гражданская война на рубеже первого и второго тысячелетий, унесшая, по историческим данным, более двух третей населения. Этим занимались определенные структуры, которым это было необходимо и выгодно. Искоренилась Древняя Русская Религия, религия вольных людей – внуков богов, а не рабов Божьих.

Естественно, что у людей возникал внутренний протест, особенно у мужчин, носителей энергии огня. У мужчины-воина появляется потребность взяться за оружие, чтобы отстаивать традицию своего народа. Одновременно с этим появляется и агрессия к окружающему миру, порождающая, в свою очередь, подсознательное нежелание жить в этом «несправедливом» мире, где на государственном уровне происходит резкая смена вероисповедания.

В последующие годы с определенным постоянством возникают периоды социальной напряженности, проявляющиеся в революционных ситуациях. Это и многочисленные междоусобицы, и Отечественная война 1812 года, и восстание декабристов, и другие войны и революции. Не последнюю роль в этом деле сыграл Петр I, который насильно вводил свои реформы. Переодевал мужчин в платья по западному образцу, брил бороды, часто вместе с головами, надевал парики, сделанные из женских волос и обладающие соответствующей энергией, лишая при этом мужчин традиционных проявлений мужественности.

Подсознательное нежелание жить огромного количества людей, не видящих выхода из сложившейся ситуации, приводит к тому, что их жертвенная психология порождает тиранов самого разного уровня. При этом во время массовой гибели мужчин на разнообразных фронтах женщины берут на себя мужские обязанности.

Женщине нужно выносить и родить ребенка, которого зачал перед войной ее муж. Нужно ребенка вырастить и воспитать. Как говорится – поставить на крыло, вывести в люди. И всё это, как правило, в одиночку. При этом её мужские качества разрастаются всё больше и больше. Она снимает ответственность со своих детей и перекладывает её на свои «хрупкие» плечи. При этом она лишает инициативности сыновей, стимулирует развитие мужских качеств у дочерей. Подобный образ передаётся из поколения в поколение. В результате подобных многовековых воздействий на подсознательном уровне и сформировался этот дисбаланс, при котором в современной женщине и проглядывается «офицер внутренних войск, вооружённой обоюдоострым копьём».

В норме у полностью проявленного гармоничного мужчины имеются преобладание мужских черт характера над женскими, соответственно у женщин преобладать должна женственность.

Многие наши проблемы мы создаём себе сами тем, что понятия не имеем, куда стремимся, как будет выглядеть наше счастье. Это порождает внутреннюю дисгармонию, перекос между женским и мужским началом.

Как правило, домашняя война, ссоры, скандалы возникают после рождения ребёнка. Молодые родители, которых не научили любить ни себя, ни друг друга, жили в дефиците любви. А после рождения первенца этот дефицит увеличивается ещё больше.

Женское избыточное внимание переключается на ребёнка, мужчина чувствует себя обделённым. Любви здесь очень мало, но много избыточного внимания. Молодой муж находится, как под микроскопом, под пристальным вниманием своей юной супруги. Такой манере взаимоотношений она научилась у своей мамы, у бабушки. А поэтому и возникают многочисленные конфликты, которые понравится, никому не могут. И люди пытаются найти пути выхода из сложившейся ситуации.

Интересно, что с нарастанием бытовых проблем происходит нарастание мужских черт характера, как у мужчин, так и у женщин. Женщина берёт на себя больше ответственности и за ребёнка, и за мужа, и за себя. При этом она лишает инициативы своего супруга, обижаясь на него и забывая, что именно такого мужа привлекла в свою жизнь по образу и подобию своего отца. Постепенно она становится более решительной, более жёсткой, более властной. И дома, и на работе, а иногда и на работе мужа.

Алкоголизм и наркомания являются самыми частыми способами ухода от конфликта в семье. В такой семье, где сложные противоречивые отношения между родителями, у детей возникает потребность выпивать, курить, колоться.

Эту же модель поведения молодые люди переносят в свою новую семью. Здесь в результате внутреннего мужского - женского перекоса они начинают находить выход из проблем в рюмке, шприце. Мы уже говорили о том, что любое событие в нашей жизни – это коллективное творчество. Так и алкоголизм, наркоманию супруги создают вместе. Подсознательно алкоголизм создаётся как самим алкоголиком, так и его родными. Женщине на подсознательном уровне даже бывает нужно, чтобы её муж пил ( как это ни парадоксально звучит). Ведь на сознательном – вряд ли кому-то понравится муж – алкоголик. Уже давно психологами выделен такой женский психотип – жена алкоголика. Будучи женой алкоголика, такая женщина создаёт вместе со своим мужем программу алкоголизма. Таким образом, она повышает свою самооценку, свою значимость на фоне пьющего мужа. Следующий путь ухода от домашних проблем – трудоголизм как мужской, так и женский. Трудоголики находят любые предлоги, чтобы как можно меньше находиться дома, меньше попадаться на глаза жене (мужу). Зачастую трудоголизм сочетается с бытовым пьянством.

Уходом от межличностного конфликта можно объяснить и огромное количество супружеских измен, а потом и разводов. В этом нет ничьей вины, а есть ответственность каждой стороны. Просто такой мужчина и такая женщина с внутренним перекосом пытаются найти себе нового партнера, чтобы изменить ситуацию.

Крайней степенью несоответствия между проявленными половыми признаками и поведением человека являются такие расстройства сексуального влечения, как гомосексуализм, бисексуализм, трансвестицизм, вплоть до желания хирургическим путем сменить пол. В основе таких глубоких внутриличностных изменений лежит все тот же мужско – женский перекос. Как правило, юноши с гомосексуальными наклонностями вырастают в семьях, где мать – жесткая, властная, с преобладанием мужских черт характера.

Вывод: Таким образом, факт присутствия в природе разделения мужского и женского пола очевиден.

Половые различия проявляются в поведении людей, в темпераменте, в мышлении, в выборе профессии, в различии социальных ролей.

Ребёнок, у которого не сформированы адекватные полоролевые стереотипы поведения, столкнётся с трудностями общения со сверстниками как своего, так и противоположного пола.

Неверно усвоенные половые роли могут явиться причиной депрессии, неврозов, социальных психотравм, ведут к девиантному поведению, чувству неполноценности и одиночества, нестабильности семейных отношений.

Можно предположить наличие отклонений половой идентификации учащихся нашей школы, поскольку существуют неполные семьи.

Процесс маскулинизации девочек и феминизации мальчиков отмечается среди учащихся нашей школы и подтверждается исследованиями данной работы.

Экспериментальное изучение женского поведения у современных подростков.

Организация и методики исследования.

Эксперимент проводился в три этапа. Время проведения – октябрь 2005 – январь 2006.

I этап. Констатирующий эксперимент (октябрь 2005 год).

Цель: выявление степени сформированности фемининского поведения у девушек - подростков 14-15 лет.

II этап. Формирующий эксперимент (ноябрь – декабрь 2005 года).

Цель: формирование и закрепление фемининского поведения у девушек.

III этап. Контрольный эксперимент (январь 2006 года).

Цель: отследить степень эффективности проведённого тренинга по формированию фемининского стиля поведения.

Эксперимент проводился на базе МОУСОШ №15, г. Губахи, Пермской обл.

Всего приняли участие 28 человек, в возрасте 14-15 лет.

Опираясь на теоретический материал, представленный в первой главе, по мнению Мостовой Л. , половое различие людей проявляется в поведении людей, в темпераменте, в мышлении, а также зависит от уровня тревожности людей. Поэтому мы предполагаем, что на начальном этапе нам необходимо определить уровень тревожности подростков, т. к. измерение тревожности важно, оно обусловливает поведение субъекта. Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный (желательный) уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Определение и анализ личностного уровня тревожности Ч. Д. Спилбергер.

Цель: изучить уровень тревожности девушек – подростков.

Материал: шкала личностной тревожности на каждого подростка по методике Ч. Д. Спилбергера (на русский язык адаптирована Ю. Л. Ханиным).

Содержание:

Бланк включает 20 вопросов . Исследование проводится в группе. Экспериментатор предлагает ответить на вопросы шкал, на каждый вопрос возможно 4 варианта ответа.

Инструкция:

Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните справа, определённую цифру в зависимости от того, как Вы себя обычно чувствуете.

Обработка результатов:

Итоговый показатель по шкале может находиться от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности. Можно ориентироваться на следующие оценки тревожности: а) до 30 баллов – низкая; б) 31-44 балла – умеренная; в) 45 и более – высокая.

Анализ результатов:

Высокий уровень тревожности, 19 человек (68 %). Дети с преобладающими эмоциями: напряжением, беспокойством, нервозностью. Эти дети относятся к категории высокотревожных. Значит, они не уверены в себе.

Средний уровень тревожности, 9 человек (32 %). Возникновение тревожности носит ситуативный характер. Возможно, тревожность оправдана.

Низкий уровень тревожности, 0 человек (0 %).

Таким образом, значительная часть учащихся имеет высокий уровень тревожности.

Иногда повышенная тревожность обуславливается генетически. Определив ведущий тип темперамента, мы можем предположить возможные формы поведения.

Следующая методика поможет нам определить тип темперамента девочек-подростков. Это на наш взгляд, является очень важным, т. к. свойства нервной системы являются одним из определяющих факторов поведения подростка. А при изучении свойств нервной системы обычно и говорят о том или ином типе темперамента.

Методика «Изучения свойств нервной системы» (определение типа темперамента). А. А. Полежаев .

Цель: изучить свойства нервной системы, таким образом выявить тип темперамента.

Материал: текст задания и бланк ответов для каждого участника.

Содержание:

В текстах задания даны особенности нервной системы, по 20 вопросов для каждого типа темперамента. В бланке ответов необходимо последовательно заполнить графы, отвечая «да», «нет» на все вопросы. Столбцы с наибольшей суммой будут показывать Ваш темперамент.

Инструкция:

Прочитайте внимательно ниже приведённые особенности нервной системы. В каждом из приведённых пунктов методики описаны 4 варианта поведения твоих сверстников в различных ситуациях. Нужно выбрать из них только один, который больше всего напоминает тебе твоё собственное поведение. В таблице, помещённой после вопросов, последовательно заполните графы, отвечая «да», «нет». Подсчитайте количество ответов «да» и поставь внизу в графе «Итого». Столбцы с наибольшей суммой ответов «да» будут показывать твой темперамент.

Обработка результатов:

Количество холериков –11 чел. ,(39 %) - характеризуется подвижностью и неуравновешенностью нервных процессов. Он быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Легко включается по содержанию работу, но одновременно не умеет распределять свои силы; ему свойственна низкая точность движений.

Количество сангвиников – 10 чел. (36 %) - характеризуется силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов. Он, как правило, способен на длительную и напряжённую работу, легко перестраиваются с одного вида деятельности на другую, точно рассчитывает свои силы и обладает хорошей координацией движений. Общителен, легко вступает в контакт. Необязателен.

Количество флегматиков – 3 чел. (11 %) - характеризуется силой и малоподвижностью нервных процессов. Он способен на длительную и напряжённую работу, но с трудом перестраивается с одного вида деятельности на другой. Отличается постоянством в отношениях. Практичен, хорошее развитие предметно-следственных связей.

Количество меланхоликов – 4 чел. (14 %) - характеризуется слабость нервных процессов, быстрой истощаемостью, невысокой работоспособностью при высокой интенсивности труда, большой впечатлительностью и ранимостью.

Преобладающее большинство девушек имеют ведущий тип темперамента – холерика и сангвиника. Это предполагает, что девушки инициативны, работоспособны, целеустремленны, предприимчивы. Лидеры. Что в большей степени соответствует мужским чертам характера.

Анкета-диагностика Айзенка.

Цель: исследовать отношение к семье, к противоположному полу.

Материал: анкета-диагностика для девушек-подростков.

Содержание: девушкам предлагается анкета-интервью с 16 вопросами и несколькими вариантов ответа, в которых они должны выбрать ответ конкретно для себя.

Инструкция: прочитайте внимательно анкету-диагностику. В каждом вопросе есть несколько вариантов ответов. Отметь тот, который подходит тебе.

Анализ результатов:

Преобладание мускулинного стиля поведения - 10 человек (36 %). Указывает, что присутствует преобладание мужских черт характера. Девушками ценится лидерство в отношении, подчинение окружающих своей воле. Считают, что главой семьи должна быть мать.

Нет четкого разделения – 4 человека, (14 %). Стиль поведения складывается ситуативно.

Преобладание фемининного стиля поведения – 14 человек, (50 %). Считают, что главой семьи является муж. Основные черты характера свойственные девушкам – это терпение, эмпатия, нежность и т. д.

Тест-опросник «На сколько % вы являетесь женщиной?». Фаренберг Й. , Зарг Х.

Цель: диагностировать протекание психической деятельности по мужскому и женскому типу.

Материал: Тест-опросник с инструкцией для каждой девушки по шкале маскулинизм-феминизм .

Содержание: содержит 15 вопросов, высказывания, касающиеся способов поведения, состояний, на которые испытуемый может ответить «да», «нет».

Большинство ответов «да» свидетельствует о протекании психической деятельности по - мужскому типу; меньшинство – по - женскому.

Инструкция: прочитайте внимательно ниже приведённые вопросы и отметьте, соответствует или нет данное утверждение каким-то особенностям Вашего поведения, отдельных поступков. Дать ответ «согласен», «не согласен». Просьба не разговаривать друг с другом. Успешной Вам работы!

Анализ результатов:

Преобладание женских черт характера – 6 человек, (21%).

50% на 50% - 11 человек, (39%). Нет четкой позиции.

Преобладание мужских черт характера – 11 человек, (40%).

Таким образом, мы видим, что почти 1/3 всех испытуемых имеют преобладание мужских приоритетов в жизни: сила, излишняя самоуверенность, агрессия, желание быть лидером.

Опираясь на теоретический материал, представленный в первой главе, по мнению Фромма А. , подростковый возраст очень сложный. Возникает вопрос – все ли подростки способны сопереживать и понимать других. Поэтому нам необходимо проанализировать – есть ли у девушек – подростков эмпатия (греч. – сопереживание) – способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать в процессе межличностных отношений.

Экспресс-диагностика эмпатии.

Цель: диагностировать способность сопереживания у подростков 13-15 лет.

Материал: лист- опросник, содержащий 18 вопросов

Содержание: 18 утверждений.

Инструкция: Вам нужно оценить 18 утверждений и своё мнение отразить в таблице крестиком. Если у Вас нет собственного мнения, то ставьте крестик в графе «не знаю». Вы должны быть предельно откровенны. Над утверждением не стоит долго задумываться.

Анализ результатов: каждому варианту ответов соответствует числовое значение:

«не знаю» - 0;

«никогда или нет» - 1;

«иногда»-2;

«часто»-3;

«почти всегда»-4;

«всегда или да»-5.

Чтобы получить общий уровень эмпатия, просуммируйте ответы по каждой графе отдельно, а затем выведите общую сумму в соответствии с указанными баллами по всей таблице.

При этом следует руководствоваться следующими правилами:

82-90- очень высокий уровень;

63-81-высокий уровень;

37-62- средний уровень;

12-36- низкий уровень;

5-11- очень низкий уровень.

Определяем уровни эмпатия по отдельным шкалам:

1 шкала – эмпатия с родителями, утверждения: 4,5,6;

2 шкала – эмпатия со стариками, утверждения: 1,2,3,17;

3 шкала – эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми, утверждения: 12,14,15.

Просуммируйте баллы по каждой из шкал. Здесь величины следующие: очень высокий уровень эмпатия – 15 баллов; высокий уровень эмпатия – 13-14 баллов; средний уровень эмпатия – 5-12 баллов; низкий уровень эмпатия – 2-4 балла.

Полученные результаты можно представить наглядно следующим образом: перед Вами З линии длиной по 15 см. Каждая линия символизирует одну из шкал. Отложите на каждой линии полученную величину эмпатия в см. и выделите этот участок другим цветом.

Анализ результатов.

Высокий уровень эмпатии - 2 человека, (7%).

Средний уровень эмпатии – 24 человека, (86%).

Низкий уровень эмпатии – 2 человека, (7%). Сложные отношения с миром. Возможны внутриличностные и межличностные конфликты. Агрессивность.

Таким образом, развитие эмпатии у девушек не очень высокого уровня. Поэтому возможны конфликтные ситуации, которые создаются самими девушками. Известно, что недоверие к миру начинается, если у человека нет адекватной самооценки. Поэтому считаем целесообразным изучить уровень самооценки девушек-подростков.

Методика выявления соотношения эталонной самооценки и реальной оценки учащегося по формуле Спирмена.

Цель: оценить степень адекватности самооценки уровню эталона и реальной оценки учащегося.

Материал: список для каждой участницы .

Содержание: список, содержащий 15 качеств личности.

Инструкция: «Испытуемому предлагается, внимательно просмотрев список, проранжировать их по убывающей степени привлекательности относительно собственного эталона. То качество, которое у Вашего эталона должно быть главным, поставьте на первое место, второе по значимости качество на второе место и т. д. ,» - такова конкретная инструкция ученику. После завершения данного этапа испытуемому предлагается повторить задание с новой инструкцией: «Поставьте на первое место то качество, которое Вам наиболее свойственно, на второе место то, которое выражено в несколько меньшей степени и т. д. ».

Результат: затем вычисляют коэффициент связи (корреляции) полученных рядов по формуле Спирмена:

R=1- 0, 00075*Ed2 n - Число качеств личности.

- разность мест одного и того же качества в двух рядах.

Ключ к интерпретации результатов: R от 0-0, 4- заниженная самооценка,

R от 0,4-0,7- средний уровень, R от 0,7-1,0- высокая самооценка.

4 чел. (14%)- с завышенной самооценкой. Это может привести к тому, что человек склонен переоценить себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате может сформироваться «аффект неадекватности», проявляющийся в негативизме, озлобленности, подозрительности и агрессии к окружающим.

16 чел, (57%)- с низкой самооценкой. Это может привести к возникновению комплекса неполноценности, что проявляется в неуверенности, безынициативности, безразличии, тревожности.

8 человек, (29%) – адекватная самооценка. Человек видит свои сильные и слабые стороны. Меняя обстоятельства, старается измениться сам, а не старается обвинить окружающих.

Таким образом, мы видим, что большинство подростков не имеют адекватной самооценки, что и приводит к девиантности в поведении.

Проведя констатирующий эксперимент и получив рефлексию о результатах теста, мы пришли к выводу, что многим девушкам было бы интересно поговорить о женском и мужском типах поведения, поучаствовать в упражнениях, направленных на формирование фемининного стиля поведения. Поэтому мы решили создать группу девушек по формированию женских черт характера.

Методика формирующего эксперимента.

Пояснительная записка.

Цель программы: формирование чувств женственности у девушек-подростков 14-15 лет; развитие эмпатии к своим сверстникам, старикам, родителям; развитие таких черт, как ласковость, нежность, понимание – создание соцально-психологических условий для дальнейшей семейной жизни. Достижение этой цели возможно, с нашей точки зрения, в процессе реализации следующих задач:

1. Формировать устойчивую «Я-концепцию» девушек, самооценку и понижение уровня тревожности;

2. Развивать у девушек доброжелательное отношение к сверстникам, необходимые для неагрессивных отношений в школе.

3. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками, и со своими родителями.

Основной метод, используемый в формирующем эксперименте – тренинг, позволяющий с помощью упражнений создавать проблемные ситуации и находить гибкие пути их решения, повышая этим заинтересованность участниц тренинга.

Мы считаем, что снять агрессию у подростков. Воспитать доброжелательное отношение к сверстникам и противоположному полу, можно только путём постоянных упражнений, т. к. на занятиях девушки увидят необходимость развития общечеловеческих черт характера, таких как: трудолюбие, ум, настойчивость. И поймут необходимость развития чисто женских черт характера: нежность, понимание, забота, внимание, как компонентов для их будущей семейной жизни.

Последнее и является главным мотивом для тренинга.

Мы предполагаем, что систематические занятия помогут в решении поставленных задач; и дадут девушкам возможность создать счастливую семейную жизнь, т. к. занятия должны помочь девушкам научиться понимать противоположный пол.

Эксперимент проводился в ноябре-декабре 2005 года.

ноябрь- 2 раза в неделю; декабрь – 1 раз в неделю.

Форма организации – групповая (коррекционно-развивательная работа в круге).

Численность группы – 12 человек (девушки).

Количество занятий – 12.

Показания для тренинга:

1. Отрицательное и крайне отрицательное отношение к сверстникам.

2. Отрицательное отношение к противоположному полу.

3. Развитие черт характера по мужскому типу.

Отбор участниц проводился по результатам констатирующего эксперимента.

Мы полагаем, что в настоящее время существует небольшое количество методик по формированию фемининского стиля поведения девушек подросткового возраста, т. к. должное внимание этому вопросу уделяется только в последнее время. Наше внимание привлекла одна из последних программ «Формирования фемининного стиля поведения у старшеклассниц», которая и вошла в основу тренинговых занятий . В работу были включены психологические упражнения на развитие эмпатия; упражнения на формирование фемининского стиля через танцевальную, телесную терапию с привлечением специалистов.

В предлагаемой программе игровая мотивация, которая часто превалирует, без особых затруднений перерастает в учебную. Участницы становятся заинтересованной стороной в развитии своих женственных черт характера, т. к. уже сейчас они могут попробовать свои возможности в общении, в жизненных различных ситуациях.

Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные черты женственности неоднократно.

Одним из достоинств данной программы мы считаем то, что, она имеет широкий адаптационный спектр в работе с учащимися разного возраста и уровня развития. Наличие основного каркаса в программе позволяет ведущему наполнять занятия содержимым из заданий, отвечающих интересам конкретной группы учащихся. Более того, ведущий, использующий данную программу, не ограничен временными и тематическими рамками. На своё усмотрение он может либо углубить тему на несколько занятий, либо сжать её, а также включать дополнительные темы.

Структура занятий:

1. Приветствие в интересных различных формах.

2. Упражнения на формирование эмпатия.

3. Теоретический блок.

4. Упражнения на формирование фемининского стиля поведения.

5. Рефлексия.

После проведения формирующего эксперимента. Нами были получены положительные отзывы. Девушки не пропускали занятия, все упражнения выполняли с желанием. Вот несколько отзывов участниц групповой работы.

Для определения эффективности проводимой работы, нами был проведен контрольный эксперимент.

В тренинге участвовали 28 девушек. Можно отметить, что довольно часто при выполнении упражнений на общение и формирование женских качеств вызывали у участниц затруднение. Меня порадовало то, что участницы не стеснялись друг друга. У них не было недоверия друг к другу, хотя конечно же участницы иногда переживали, как они будут выглядеть в глазах партнёров по тренингу.

Особо меня радует, что живой интерес вызывал теоретический блок, желание поговорить на предложенную тему подольше. Однако полученные знания применялись с трудом и не всегда. Я предполагаю, что участницы, получая знания, как и в школе, в реальной жизни не умеют их применять.

В процессе занятий девушки учились общаться, доверять друг другу, отдыхать вместе. Ко второму занятию у девушек полностью исчезло стеснение, и все упражнения они выполняли с удовольствием и легко.

Девушкам давали домашние задания, пообщаться с членами семьи, с друзьями, используя полученные знания. Я предполагаю, что такие задания вызывали трудности у девушек. А вот друг с другом у них получалось неплохо. Значит, информация о конструктивных методах общениях и тренировка этих методах, пришла на пользу. В ходе тренинга девушки также узнали об особенностях интуитивного понимания своего эмоционального состояния и состояния другого человека. В результате в поведении некоторых девушек можно отметить положительную динамику в отношениях к мужскому и женскому полу, к семье, к отцу и матери. Особенно заметно изменились отношения к мужскому и женскому полу. Это можно объяснить тем, что девушки увидели особенности развития и проявления обоих полов в реальной жизни. Теперь они стараются не требовать от представителей противоположного пола того, что им не свойственно.

Хочется отметить, что девушки стали замечать у себя и идеализировать женские качества в большей степени, чем общечеловеческие. А это значит, что мы можем говорить о положительной динамике в формировании половой идентификации и категории маскулинности-фемининности.

Несомненно, то, что в этом возрасте девушек интересует тема взаимоотношений с противоположным полом. Поэтому, вероятнее всего, они будут использовать полученные знания в реальной жизни, что поможет им установить нормальные семейные отношения и избежать конфликтов в других сферах. Полученные результаты говорят об эффективности предлагаемого тренинга и желательности его применения.

Контрольный эксперимент.

1. Определение и анализ личностного уровня тревожности Ч. Д. Спилбергер.

2. Методика «Изучения свойств нервной системы» (определение типа темперамента). А. А. Полежаев .

3. Анкета-диагностика Айзенка

4. Тест-опросник «На сколько % вы являетесь женщиной?». Фаренберг Й. , Зарг Х.

5. Экспресс-диагностика эмпатии.

6. Методика выявления соотношения эталонной самооценки и реальной оценки учащегося по формуле Спирмена.

Результаты контрольного эксперимента.

После проведения тренинга был проведён контрольный эксперимент. Снова исследовались отношения в семье, своему и противоположному полу; сформированность категорий маскулинности-фемининности; самооценка.

Выяснилось, что:

1. Определение и анализ личностного уровня тревожности Ч. Д. Спилбергер.

. Высокий уровень тревожности – 9 чел. (50%). Было 14 чел. (78%).

Таким образом, уровень тревожности благодаря проводимым занятиям можно понизить, т. к. учащиеся овладевают новыми техниками саморегуляции. Выполняя различные упражнения, и наблюдая за сверстниками, повышается уровень самооценки и личной идентификации.

Таким образом, тревожность у старших подростков присутствует в значительной степени. Что соответствует возрастным особенностям.

2. Методика «Изучения свойств нервной системы» (определение типа темперамента). А. А. Полежаев .

При повторном изучении свойств нервной системы, мы видим, что результаты не изменились. Это, возможно, указывает на то, что к результатам теста участницы отнеслись серьёзно, стараясь честно ответить на поставленный вопрос.

3. Экспресс-диагностика эмпатии.

Высокий уровень эмпатии к окружающим отмечен у 1чел. (6%). Было

1чел. (6%). Средний и низкий уровень по количеству человек не изменился. Это, возможно, связано с эгоцентризмом подростков, а также стилем воспитания.

4. Методика выявления соотношения эталонной самооценки и реальной оценки учащегося

Адекватность самооценки повысилась у 6чел. (33%). Что указывает на динамику. Следовательно, через совместную групповую работу со сверстниками повышение самооценки возможно. Для сравнения, низкий уровень самооценки в констатирующем эксперименте наблюдался у 16 человек (89%), а в контрольном только у 9человек (50%).

5. Анкета-диагностика Айзенка

Женский стиль поведения наблюдается у 9 испытуемых(50%). Что на 33% выше, чем в констатирующем эксперименте. Задумались о своём стиле поведения (мужской/женский) ещё 2 участниц(11%). Это говорит о том, что процесс изменения личных черт характера происходит постепенно, медленно. Но с чисто мужским стилем поведения у девушек не хотят мириться уже 5 человек(28%).

6. Тест-опросник «На сколько % вы являетесь женщиной?». Фаренберг Й. , Зарг Х

Последняя методика одновременно позволяет выяснить, какие качества личности девушки ценят выше всего и наличие каких качеств и в какой степени отмечают у себя.

В характере наблюдается больший % женских черт у 8чел. (44%). В констатирующем эксперименте этот показатель был на 17 % ниже. Поэтому, женский стиль поведения вполне возможно формировать.

Полученные результаты подтверждают не только наличие конфликтов, но порой и неадекватную половую идентификацию, которую невозможно сформировать, демонстрируя негативное отношение к своему полу. Положительное отношение и идентификацию к женскому полу мы пытались сформировать во время групповых занятий. Отметили, что данная работа необходима. Но, возможно, её проведение было бы более целесообразно в 8 классе (13-14лет).

Заключение.

Итак, проанализировав произведение постмодернизма и проведя исследовательскую работу по психологии, я замечаю, что их можно объединить одной общей темой – темой формирования женского мировоззрения. Действительно ли это так?

В процессе интерпретации художественного текста я выяснила, что наша героиня создаёт свой собственный мир, когда осознаёт, что детям она не нужна по собственной вине, и когда уходит из дома престарелых, не желая мириться с хамством, грубостью и унижением. Этим миром стал мир бомжей, в котором она и попыталась сохранить достоинство и своё собственное «Я». Каковы причины её несчастной женской судьбы?

Что касается Марии Сергеевны, то мы выяснили, что большая часть её жизни была посвящена работе, которой она отдавалась вся, без остатка, порой забывая о своих детях. Анализируя поступки героини, я делаю вывод, что многие черты её характера больше свойственны мужчинам. Например, упорство, сила духа. Относительно её внутреннего мира, я могу сказать, что это человек благородный, скромный, чрезвычайно интеллигентный, который не терпит, когда над ним смеются и издеваются. Наша героиня, ко всему прочему, старается оказать помощь таким людям, которые находятся, по её мнению, в ещё более бедственном положении, чем она сама.

Мы понимаем, что героиня не всегда была такой, какой мы её сейчас видим. В прошлом, это был человек, которым восхищались и которого уважали, но в силу обстоятельств такая жизнь закончилась, и ей пришлось многое в ней изменить. Говоря о её прежней жизни, мы можем с уверенностью сказать, что она не прошла даром, хотя бы для чужих детей – её учеников. Как случилось, что она не обрела настоящего земного счастья, счастья общения со своими собственными детьми? Таким образом, я замечаю, что проблемы, поднятые в рассказе, достаточно своеобразны.

Как можно, имея богатый духовный мир, способность понимать и ценить окружающих людей, не найти понимания в своей семье и не быть оценённой собственными детьми? Возможно, всё кроется в неумении быть настоящей женщиной и матерью, и в первую очередь заботиться о тех, кто находится рядом с тобой. Да и иначе быть не могло, так как прежде чем в старости она ощутит на себе заботу и ласку своих детей, ей необходимо воспитать эти качества личным примером, даря материнскую любовь.

Важность решения этой проблемы в наши дни заставила меня обратиться к ней в исследовании по психологии. Я пришла к выводу, что человек не должен стоять на месте, он должен саморазвиваться, совершенствоваться. Это важно для каждого из нас. Безусловно, человек многого добьётся в жизни, если будет настойчив и целеустремлён. Я понимаю, что образование необходимо, но не для того, чтобы сделать карьеру, а для того, чтобы передать что-то ценное своим детям. Я ещё раз убедилась в том, что для каждой женщины важно создать семью и сохранить семейный очаг, что невозможно без развития женских черт характера, без желания и умения быть внимательной, заботливой, ласковой, нежной.

Проведя диагностику сформированности фемининного стиля поведения у сверстниц, я пришла к выводу, что женские черты характера проявляются у них в малой степени. По желанию участниц и в результате проведённой мной диагностики возникла необходимость проведения формирующего эксперимента по развитию эмпатии, сочувствия, понимания и т. д. Я поняла, насколько важен психологический аспект в формировании женского мировоззрения. А счастливые лица участниц групповых занятий стали свидетельством того, как важно каждой девушке почувствовать идентификацию с собственным полом. Тем более, что результаты контрольного эксперимента имели высокую динамику.

В результате проведённой аналитической работы в области литературы и синтеза теории и практики в области психологии я обогатила свой читательский и жизненный опыт, получила удовольствие от доверительного разговора с Владимиром Крупиным и незабываемой и трогательной встречей с его героиней Марией Сергеевной и от живого общения со сверстниками во время проведения формирующего эксперимента.

Данная тема не оставила меня равнодушной , и поэтому в следующей своей работе мне хотелось бы продолжить изучение психологических аспектов постмодернистской литературы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)