Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Жить стало лучше, жить стало веселей?!

В задачу исследовательской работы входит попытка характеристики советского общества 30-х годов XX века по материалам периодической печати.

«Жить ста́ло лу́чше, жить ста́ло веселе́е!»— эта фраза была произнесена И. В. Сталиным 17 ноября в выступлении на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц - стахановцев. Эта фраза надолго стала лейтмотивом советской истории. Вплоть до конца восьмидесятых годов 20 века (за исключением времени ВОВ и послевоенного восстановления) каждый человек в нашей стране ежедневно слышал эту фразу (или ее многочисленные вариации) на радио, телевидении, читал в газетах и журнала. Данный проект-исследование использует данную фразу в качестве утверждения, которое нужно доказать или опровергнуть, применяя методы анализа исторических источников, какими в данной работе является подшивка журнала «Огонек» за 1930 год.

Задача проекта: характеристика советского общества по материалам периодической печати.

Миссия проекта: определить историческую достоверность советских лозунгов 30-х годов, как пример, лозунга «Жить стало лучше, жить стало веселей!», по отношению к реальной советской действительности на основе исследовательской деятельности и развития умения анализа материалов советской периодики 30-х годов, в частности материалов журнала «Огонек», соотнести этот лозунг к условиям жизни советских людей.

Назначение проекта: выработать навыки исследовательской работы при изучении материалов периодики 30-х годов, попробовать оценить тенденциозность такого исторического источника, сделать выводы о его ценности и ответить на вопрос насколько можно использовать этот источник для выводов о состоянии советского общества 30-х годов.

Методы обработки информации: анализ исторических источников, сопоставление с известными фактами, обобщение исследуемого материала и его систематизация, аргументация выводов.

Теоретическая значимость проекта определяется полученными выводами в сфере общественных наук, таких как история, социология, политология, юриспруденция, характеризующими политический режим 30-х годов и методы психологического воздействия на человека в определяемый период.

Практическая значимость проекта выражается в дальнейшей возможности на основе полученных данных ориентироваться в политических процессах, происходящих, в том числе и в сегодняшней общественной жизни; умении правильно понимать причинно-следственные связи происходящих событий и явлений, а соответственно, умении принимать адекватные решения применительно к конкретной ситуации. Результаты проекта можно использовать и в учебном процессе при изучении тем, связанных с политическими процессами, взятыми как в историческом аспекте, так и применительно к современности.

Новизна проекта будет заключаться в том, что основные выводы будут сделаны при использовании материалов периодики без привлечения других дополнительных источников, а затем будет сделано сопоставление этих выводов с данными других источников, то есть будет предпринята попытка проникнуть в мастерскую историка и увидеть сложности в работе с историческими источниками.

Актуальность данной работы выражается в дальнейшей возможности на основе полученных данных ориентироваться в политических процессах, происходящих, в том числе и в сегодняшней общественной жизни; в умении правильно понимать причинно-следственные связи происходящих событий и явлений; в умении критически оценивать полученную информацию, в зависимости от того, из какого источника она получена. Результаты работы можно использовать в учебном процессе при изучении тем, непосредственно связанных с изучением жизни советского общества 30-х годов XX века.

Хронологические рамки рассматриваемого периода - это период на стыке двух десятилетий (конец 20-х-начало 30-х годов XX века), годы «великого перелома».

Основным источником по истории 30-х годов XX века для моей работы послужил журнал «Огонек», конкретно сохранившаяся подписка за 1930 г. Сам журнал возродился в 1923 году, когда несколько московских журналистов, писателей и издательских работников объединились вокруг Михаила Кольцова. Именно тогда сформировались основные принципы журнала: хороший литературный язык, с некоторой долей консервативного официоза, обязательный иллюстративный ряд и присутствие в каждом номере обязательных элементов. Журнал быстро набирал популярность и в 1930 г. его тираж составлял 430 тысяч экземпляров. Это был самый дешевый журнал в тогдашнем Советском Союзе: его цена составляла 10 копеек. Выходил «Огонек» раз в 10 дней (36 номеров в год). Вполне естественно, что такое мощное идеологическое оружие как дешевый декадный иллюстрированный журнал не мог не использоваться властью. Поэтому такой исторический источник необходимо воспринимать критически, с поправкой на тогдашнюю политическую ситуацию.

При изучении историографии выявляются два основных подхода к изучению интересующего вопроса. Историки, относящиеся к первому подходу (его мы бы условно назвали классовым), рассматривают вопрос в контексте советской идеологии и лакируют советскую действительность, показывая ее полностью соответствующей лозунгу «Жить стало лучше, жить стало веселей». Издание работ подобных авторов условно можно отнести к периоду до 1989 г.

В советской историографии в исследованиях Кима М. П. «История СССР: эпоха социализма», Артемова Н. Е. «История СССР» в 2 томах, Сараевой С. А. «История СССР: эпоха социализма», и многих других работах проблемам жизни советского общества 20-30 годов уделяется большое внимание.

Особое внимание Ким М. П. уделил вопросам духовной жизни общества. Историк расшифровывает популярный лозунг того времени: «Овладел грамотой сам – обучи неграмотного!», пишет о включении в борьбу с неграмотностью сотен тысяч людей. В конце 20-х годов возникла новая форма активного участия общественности в борьбе с неграмотностью «культурный поход». Его инициаторами выступили москвичи, первыми организовавшие группы культармейцев – грамотных людей, способных обучать неграмотных .

Наряду с проблемой неграмотности ряд историков отмечает еще целый ряд важных задач тогдашнего периода истории. Одна из них – идеологизация населения страны. Артемов Н. Е. считает, что идеологизированный фронт в условиях новой экономической политики стал одним из главных участков классовой борьбы. Задачи социалистического строительства требовали подъема культурно- политического уровня рабочих масс .

Сараева С. А. в работе «История СССР: эпоха социализма» особое место уделяет проблеме борьбы с неграмотностью. Осуществление культурной революции, считает Сараева С. А. , предполагает прежде всего достижение всеобщей грамотности населения. Перелом в решении данной проблемы наступил в первой пятилетке, когда под руководством партии была развернута работа по ликвидации неграмотности. Автор отмечает значение привлечения к данной работе «более миллиона культармейцев» .

Ученые, относящиеся ко второму подходу, издаваемые после 1989 г. , стоят на принципиально других позициях. Для них характерен комплексный подход к вопросам развития отечественной истории, большее внимание уделяется влиянию идеологии, репрессий, тоталитарного режима. В качестве примера можно привести работу французского историка Верта Н. В обобщающем труде «История советского государства» он особую роль придает идеологической обработке масс, он пишет, что роль просвещения «чаще всего сводилась к поверхностной идеологической обработке», но вследствие повышения общего уровня грамотности, культурного уровня советских людей, становилось возможным «покончить с отсталостью страны и довести до сознания людей политические задачи». Верт Н. считал, что степень идеологизации возрастала с каждым годом правления советской власти и достигла своего апогея в период культа личности Сталина. По мнению историка, просвещение, повышение уровня грамотности, уровня культуры было необходимо советскому правительству для насаждения идеалов советского общества среди народных масс, так как воздействие искусства на людей оказывалось более действенным по сравнению с обычными средствами агитации .

Семенникова Л. И. в работе «Россия в мировом сообществе цивилизаций» большое внимание уделяет духовной сфере жизни советского общества. Историк считает, что советскому государству необходимо было создать «многочисленную интеллигенцию», необходимую в индустриальном обществе. Эта вновь созданная интеллигенция должна была, по мнению ученого, заменить в новом «технократизированном обществе» старую буржуазную интеллигенцию. Семенникова вводит понятие технократизм – построение общества по образу какого-либо двигателя, машины. Автор выдвигает идею влияния технократизма на культурную сферу советского общества. Семенникова пишет об изменении самой системы ценностей советского общества, о том, что «гуманистические ценности были изуродованы, а то, что сохранилось, выполняло служебные функции по оправданию технократизированной системы» .

Экономика СССР в 30-е гг. по материалам периодики:

«свет» и «тени» советского общества.

Проанализировав журналы «Огонек» можно увидеть проявления того, что тридцатые годы XX века – это годы великих исторических побед советского народа. И с этой точки зрения фраза «Жить стало лучше, жить стало веселей!», несомненно, имеет под собой определенные основания. В «Огоньке» №3 за 1930 г. фраза «Советская страна проводит в жизнь Ленинские заветы» иллюстрирует коллективизацию, индустриализацию. Каждое направление экономической политики сопровождается яркой фотографией (например, индустриализация - фотография стройки завода, коллективизация – ряд тракторов движущихся по полю), под которой в свою очередь идет соответствующая теме цитата из работ Ленина и далее идут статистические данные, показывающие достижения СССР в каждом из вопросов. Пропаганде основных направлений того времени посвящены фоторепортажи с кричащими названиями: «Колокола на с. -х. машины» (индустриализация), «Всем селением в колхоз» (коллективизация) .

Красной нитью в каждом номере «Огонька» проходит мысль о постоянно растущих успехах советского строя. Броские заголовки статей и репортажей тоже не давали читателю пройти мимо темы индустриализации. «Победы советской авиапромышленности» , «Тракторострой открывается до срока» , «СССР автомобильный» , «Электрический Урал» - вот лишь некоторые заголовки статей и обложек.

Журнал был богато иллюстрирован (по меркам того времени), фотографии занимали (по нашей оценке) примерно 65-70 % объема всего журнала. Это во многом объяснялось достаточно большой долей неграмотных в стране, да и поговорку «Лучше один раз увидеть» советские власти с удовольствием взяли на вооружение. Фотографии давали возможность советским людям почувствовать тот огромный размах, которое приобрело строительство фабрик, заводов, колхозов. Например, фоторепортаж «СССР автомобильный», который занял целую страницу . Перед глазами читателя проходит колонна автомашин, строительство новых жилищ американского типа, конвейер по сборке автомобилей, первый советский «Форд», выезжающий из ворот первого автосборочного завода в Нижнем Новгороде.

Отдельно хотелось бы отметить удачный ход редколлегии журнала – для пропаганды индустриализации была придумана (точнее модернизирована) интеллектуальная игра «Индустриана». Сознательность читателей определялась очень просто: если вы не набрали хотя бы половины очков, значит, вы отстаете от жизни, слабо разбираетесь в ней. «Индустриана» печаталась в каждом номере, ответы давались в следующем выпуске еженедельника. Задания «Индустрианы» также подчеркивали достижения СССР. Экономическим достижениям посвящались, например, такие вопросы: «Какая мощная электростанция была открыта 4 июня 1922 года?», «Назовите общую длину Турксиба» , «Где в СССР будет применена вспашка электричеством?» «Какая отрасль тяжелой промышленности дает в этом году рост больше чем на 700%?» .

Вторым по значимости достижением начала тридцатых годов согласно официальным источникам информации того времени была коллективизация. Ежедневник описывал этот процесс краткими, но емкими характеристиками. Вот наиболее интересные заголовки статей в номерах за 1930 г. : «Новая эпоха – колхозы по всей стране. Конец кулачеству» , «Гигант»- красноармейский колхоз» , «К весне всем селением в колхоз» .

В № 10 от 10 апреля 1930 г. большая часть материалов посвящена сельскому хозяйству. Номер начинается с фотографии, посвященной начинающемуся севу. Далее следует очерк Ал. Терского «Земля жаждет» о возделывании хлопка в Голодной Степи (Средняя Азия): «Ширится колхозное строительство. В этом году оно охватит половину хлопковых площадей Средней Азии В будущем путем вытеснения зерновых культур, усиленного завоза хлеба, риса, фуража, путем расширения ирригации Средняя Азия даст хлопка на 80% больше довоенного» . Очерк «На родине Аксакова» посвящен отнюдь не творчеству писателя, а проблеме обучения молодежи тракторному ремеслу .

Наряду с фоторепортажами, хвалебными материалами о размахе коллективизации печатались и статьи-учебники, в которых простым языком объяснялось широким массам трудящихся и колхозников что такое коллективное хозяйство, какие виды колхозов существуют, какие оно несет выгоды для страны в целом. В качестве примера можно привести статью А. Аршавского «Как организован колхоз?» . Вот как автор разъясняет понятие колхоза: «По существу, колхоз является сельскохозяйственной фабрикой с различными цехами и единым центром управления. В дальнейшем колхозы будут управляться по системе зубчатых колес из единого центра объединенной промышленности сельского хозяйства Во главе всего колхоза стоит выборное центральное правление, а в каждом отделении (экономии) – свое особое правление, председателем которого обычно является член правления центрального правления колхоза» .

Журнал раскрывает атмосферу великих строек первой пятилетки, атмосферу рудового энтузиазма. Нет ни одного «Огонька» без фотографий улыбающихся, веселых людей, вступивших в новую жизнь.

Но, с другой стороны более глубокий анализ нашего исторического источника с позиции экономической сферы, позволяет прийти к выводу, что атмосфера великих побед социализма скрывает негативные проявления в экономической сфере. Пролетарское государство опирается на «высокоразвитую и электрифицированную государственно–социалистическую индустрию» . Таким образом, подчеркиваются преимущества социалистической промышленности и командно-административной экономической системы. С этой позиции анализируемая фраза «Жить стало лучше, жить стало веселей!» является пропагандистской, так как у человека должно быть право на частную собственность, а командно-административная система лишает его этого права. Об этом праве говорится в уничижительном тоне: «Некогда среди разных королей промышленности были и сахарные короли-графы Бобринские, купцы Бродские. Сейчас пролетарским наследником. всех сахарных заводов является Союзсахар» , то есть говорится о национализации промышленности, которую провело государство, лишив человека права развивать свою собственную инициативу и предприимчивость в экономической сфере.

Централизованное управление экономикой имеет свои преимущества только в отдельные исторические периоды, поэтому говорить об успехах советского строя с этой позиции было бы неправомерным. В номерах журнала публикуются оперативные сводки с фронта пятилетки. Например, в одном из журналов из семи сводок только три рапортуют о превышении планов, четыре заметки подчеркивают неудовлетворительные цифры выполнения планов. «Красный путиловец» выполнил августовскую программу только на 54,1%. Расценивая прорыв на «Путиловце» как проявление правого оппортунизма в системе хозяйственного руководства, партактив Нарвского района объявил «боевую мобилизацию всех коммунистов района на проведение в жизнь обращения ЦК» .

Материалы журналов, отражающие экономическую сферу, наряду с достижениями советского строя свидетельствуют о таких негативных проявлениях в экономической сфере как централизация управления экономикой, полный контроль государства над экономикой, а, соответственно, об отсутствии экономической свободы и конкуренции, о полном контроле над производством.

Духовная сфера СССР в 30-е гг. по материалам периодики:

«свет» и «тени» советского общества.

Третьим по счету (но, по нашему мнению, отнюдь не третьим по значению) достижением Советского государства в исследуемый период была ликвидация неграмотности. Всеобщая неграмотность становилась препятствием не только для массовой индустриализации и коллективизации, но (что самое опасное) и для успешного продвижения в широкие массы идеологии социализма, принятия этой идеологии в качестве основного смысла государственной политики. Таким образом, от идеологической работы (в том числе и от ликвидации неграмотности) во многом зависела судьба первого государства рабочих и крестьян.

Статья «Золотые семена» рассказывает о ликвидации неграмотности в Центрально-Черноземном крае. «Общее количество неграмотных от 9 до 40 лет достигает рекордной цифры в 3 млн. , в том числе 2 млн. взрослых неграмотных. При этом безотрадном фоне Советы начали вышивать невиданные пестрые узоры. Лапотники под руководством коммунистической партии двинулись миллионной лавиной в поход за грамоту и культуру» . Но работа по ликвидации неграмотности имела и более широкие цели, это и политическое просвещение («Сотни саней, разукрашенные портретами Ленина и Сталина прибыли на конференцию по культпоходу», и помощь коллективизации («Большую роль в разоблачении кулацкого агитпрома играют присланные в деревню на 3-4 месяца городские культармейцы», и учеба элементарным санитарным нормам .

Для ликвидации неграмотности использовали даже идеи социалистического соревнования. «Неграмотные Московского металлургического завода имени Войкова вступили в социалистическое соревнование с неграмотными завода «Изолятор» на лучшую посещаемость школы ликбеза, участие в общественной работе, повышение политической грамотности и качество учебы

Обучение грамоте строится на большевистских лозунгах, на занятии на тему о колхозном строительстве на доске написан лозунг: «К весне всем селением в колхоз!»

Проанализировав данный исторический источник по духовной сфере, можно увидеть, что она полностью находилась под диктатом коммунистической идеологии. Советскому государству были нужны граждане, воспитанные в коллективистском духе, в духе коммунистической идеологии. Для молодого поколения коммунизм должен был стать новой религией.

Статья о пьесе «Выстрел» в театре Мейерхольда посвящена комсомольской ударной бригаде» . Один из членов бригады застрелился. В пьесе осуждается этот поступок, поскольку выстрел прекратил нужную именно для коммунистического строительства жизнь. На этом примере ярко видно, что литература должна была внушать коммунистическую идеологию (в частности принцип приоритета интересов коллектива над интересами одной личности). Здесь же рассказывается о пьесе «Первый кандидат» на тему о чистке партии и соваппарата. Таким образом, видно, что журналисты выполняли заказ партии писать статьи не о том, что их более всего волновало, а о героях труда, о предприятиях тяжелой промышленности, о счастье Советской страны.

Особая значимость и чрезвычайность принятых мер по ликвидации неграмотности подчеркивается использованием военной терминологии – ликвидация, наступление, борьба, культармейцы, но нельзя строить новое справедливое общество, используя жестокие несправедливые военные методы.

Особую роль Советское государство отводило борьбе с религией, поскольку религия сама по себе является мощнейшей наднациональной и надгосударственной идеологией, имеющей огромное влияние среди простых обывателей.

В прессе 30-х годов развернулась мощная пропагандистская кампания против религии. Вот типичные заголовки, которыми «Огонек» боролся с религией: «Вместо крепости церковного мракобесия – рабочий Дворец культуры», «Колокола на сельскохозяйственные машины», «Против церковников – агентов мировой буржуазии». Двенадцатый номер еженедельника открывается статьей Ем. Ярославского «Пять лет борьбы против религии», которая посвящено пятилетию со дня организации Союза Воинствующих Безбожников

Особую роль официальная идеология отдавала пропаганде атеизма среди подрастающего поколения. Статья, посвященная демонстрации детей против религии выходит под названием «Маленькие безбожники против верующих отцов». На целую страницу размещена фотография, где учащиеся несут лозунги «Пионеры! Бейте тревогу, ваши родители молятся богу!», «Религиозность и преступность - вон из СССР!» . Внушаемая на всех уровнях и со всех сторон (школы, митинги, газеты, радио, семья) детям мысль о том, что они являются борцами со старыми пережитками и созидателями новых форм общественной и личной жизни изменяло детское сознание. На смену религиозным обрядам приходили новые коммунистические обряды – посвящение в пионеры, октябрята, участие в митингах и демонстрациях.

Политическая сфера СССР в 30-е гг. по материалам периодики:

«свет» и «тени» советского общества.

Анализ представленного источника в политической сфере позволяет увидеть положительные стороны советской власти: рост политического самосознания народа, овладение политической терминологией, увеличение рабочих и колхозников среди представителей соваппарата. Но значительно больше политическая сфера дает проявлений негативного характера, и это, в первую очередь, формирование культа личности.

Из популярной научно-публицистической литературы культ личности ассоциируется в первую очередь с именем Сталина. Однако в исследуемый нами период (1930 г. ) говорить о сформировавшемся культе Сталина еще не приходится, хотя определенные предпосылки к его зарождению уже начинают вырисовываться.

В массовой периодике того времени значительно большую роль играла личность Ленина. Например, в третьем номере «Огонька» от 25 января 1930 г. из 16 страниц более половины посвящены памяти вождя, однако необходимо учитывать, что номер был посвящен шестилетию со дня смерти Ленина. Фигура Ленина с характерным жестом уже вошла в жизнь советского общества. Фотография с заседания Академии наук СССР показывает нам, что официальное заседание проходит на фоне фигуры Ленина, украшающей сцену. Даже доклад академика А. М. Деборина называется «Ленин и кризис новейшей физики» Бюсты Ленина становятся привычным убранством для проведения официальных мероприятий - фоторепортаж со второй областной Московской партконференции

Лишь один из номеров содержал на главной обложке портрет Сталина. Справедливости ради надо сказать, что в разных номерах печатались также портреты и других видных деятелей эпохи .

Однако первые признаки зарождения культа личности Сталина уже можно проследить в 1930 году. Так, в статье, посвященной десятилетию Первой Конной армии, И. В. Сталин назван инициатором создания и руководителем организации Красной конной армии (хотя на самом деле эта честь принадлежит А. Егорову и К. Ворошилову).

С выходом в свет в 1929 г. работы И. В. Сталина «Год великого перелома» в стране официально провозглашалось начало обострения классовой борьбы. На практике это означало окончательную ликвидацию капиталистических отношений в экономике, а в области социальной – старт очередной массированной кампании пропаганды классовой ненависти. Прообразом массовых репрессий середины и второй половины тридцатых годов XX века на наш взгляд явилась компания по чистке советского аппарата. Старт данной кампании был дан 2 июня 1929 г. Постановлением ЦИК СССР и Совнаркома СССР «О ходе проверки и чистки советского аппарата».

Статья в шестом номере «Огонька» «Рабочий класс проверяет» дает представление о ходе данной кампании. Любопытна статистика по первым итогам чистки, приводимая в статье. По союзным учреждениям: НарКомФин – из 1153 сотрудников вычищено и снято в порядке орабочения (новый термин в пролетарском словаре- Г. Д. ) и освежения аппарата 169 человек, или 14,6%; НарКомТруд - из 392 сотрудника вычищено 25; Академия Наук – из общего числа сотрудников 1040 вычищено и снято без категорий -128 человек, или 12 %. Какие мотивы представлялись значимыми для чистки людей? Ответ на этот вопрос также дает статистика. За связь с кулацкими и нэпманскими элементами уволено 17,3%, за искривление классовой линии в работе – 13,3%, за бюрократизм, волокиту и грубое отношение к населению – 13,3%, бывшие фабриканты, помещики, служители помещика – 10%, за вредительство – 9%, за активную борьбу (правда не указано против кого или чего) – 6%, за проявление антисоветских действий – 5%, за бесхозяйственность – 4% .

Таким образом, даже из официальной статистики можно сделать вывод, что по политическим и классовым мотивам увольняли порядка 57%, за нарушения, связанные с неисполнением трудовых обязанностей только- 26%. Заключительные строки указанной статьи («С самого начала чистки любого учреждения должна проводиться резолюция ноябрьского пленума ЦКК ВКП(б) о замене вычищаемых, в первую очередь, принимающими участие в чистке рабочими, молодыми специалистами и т. д. ») наталкивали на мысль, что зачастую чистка могла превратиться в банальное сведение счетов, а обвинение в принадлежности к «бывшим» стало расхожим и зачастую довольно действенным способом занять место в соваппарате или орудием мести.

Таким образом, по материалам еженедельника «Огонек» в 1930 г. можно сделать следующие выводы. Во-первых, в это время более уместно говорить о культе личности Ленина. Во-вторых, возвеличивание Ленина несомненно являлось «хорошей школой» для внедрения в широкие массы идеи культа личности. В-третьих, прослеживается в СМИ и появление «малых культов» (Ворошилов, Молотов, Калинин и т. д. ), что также являлось ступенькой для подготовки «большого культа».

Кроме того, анализируя содержание «Огонька» можно увидеть отличительные черты тоталитарного общества, например: господство единственной массовой партии, создание «образа врага» и постоянная борьба с ним, политические репрессии, господство официальной идеологии.

Социальная сфера СССР в 30-е гг. по материалам периодики:

«свет» и «тени» советского общества.

При изучении содержания нашего исторического источника можно увидеть проявления тотального контроля и в социальной сфере. Анализируя статьи, можно увидеть, как государство постепенно проникает в семью, берет в свои руки воспитание детей, организует социалистический быт.

В «Огоньке» №6 говорится об организации первой бытовой коммуны, где ударники живут новой жизнью. «Личное имущество каждого обобществлено вплоть до одежды. В столовой на столе стоит ящик с деньгами – каждый коммунар может взять отсюда на карманные расходы» . Смысл организации таких коммун в том, что в коммуне коллективизировалась личная жизнь, а принцип обобществления - один из принципов коммунистической идеологии

Одна из основных мыслей официальной идеологии о постоянно улучшающейся жизни советских граждан подтверждается не только фотографиями, лозунгами, статистикой, иногда она доводится до людей в виде рассказов в духе романов социалистов-утопистов. Статья известного культурного деятеля того времени А. В. Луначарского («СССР строит жизнь достойную человека») описывает будущее города Магнитогорска, который должен быть возведен для обслуживания металлургического комбината. «Жизнь их будет протекать в огромных домах-коммунах, где они будут освобождены от индивидуального хозяйства. До 16 лет все дети будут воспитываться общественно. В идеале мы имеем перед собой перспективу постепенного заслонения терминов «родители» и «дети» терминами – «взрослые граждане» и «дети». Апофеозом этого мини-романа-утопии являются следующие слова: «Научные мечты Маркса и Энгельса, через ленинскую железную коммунистическую партию начинают осуществляться уже не только в области политики, но и в области создания новых форм повседневной жизни. Мы подходим к эре построения жизни, достойной человека .

Даже грамоте в школах учили на примере лозунгов, например: «К весне всем селением в колхоз» . В одном из номеров рассказывается о детском конкурсе на лучшего ребенка (от 6 месяцев до 2-х летнего возраста). Показательно в этом конкурсе то, что он, как говорится в журнале, «является одним из методов соцсоревнования по воспитанию детей и способствует разрушению старого быта» .

Итак, в социальной сфере, при анализе статей журнала прослеживается тенденция унификации личной жизни, что является одной из черт тоталитаризма в социальной сфере.

Анализ еженедельника «Огонек» показывает, что жизнь советского общества 30-х годов можно оценивать с двух позиций, так как это один из самых противоречивых периодов в истории политического, экономического и культурного развития Советского государства. С одной стороны, периодическая печать (в том числе еженедельник «Огонек») являлась средством пропаганды, поэтому данное периодическое издание очень наглядно и доступно показывает достижения советского строя: в экономике - индустриализация, коллективизация, электрификация, первая пятилетка; в политической сфере – это невиданный прорыв в политическом самосознании целого народа, завоевание политических прав для всех жителей огромной страны; в духовной сфере – это время ликвидации неграмотности у десятков миллионов человек, введение всеобщего образования.

Главной идеологической задачей советской власти было формирование людей такого типа, которое заставляет их в важных для общества ситуациях поступать одинаково и так, как это желательно правящей группировке. Для осуществления данной задачи на службу идеологии ставятся все стороны культурной жизни общества. Власть, используя одно из средств массовой информации, обращалась к основному своему контингенту – малограмотному (порой неграмотному) рабочему и крестьянину. Классовое идеологическое воздействие на население проводилось по всем направлениям, происходила полная замена всех фундаментальных основ морали и вместо них вводились новые идеологически выдержанные понятия.

Но с другой стороны, исторический анализ данного источника позволил увидеть проявления негативных сторон в жизни советского общества: в экономической сфере - государственная собственность на средства производства, плановое управление экономикой, раскулачивание; в политической сфере - наличие официально господствующей идеологии, однопартийность, зарождающийся культ личности, массовые повторяющиеся репрессии; в социальной сфере - унификация личной жизни, насаждение коллективизма, растворение личности в массе (народе, классе, нации).

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)