Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Жизнь и творчество Пауля Клее

XX столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности, но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. В начале века наука пересмотрела большую часть «бесспорных истин» Нового времени. Гуманистические ценности Возрождения и Просвещения больше не служили поддержкой человеку. Достижения прошлого казались бесполезными.

Разнообразие направлений – характерная черта искусства XX века. В первые его десятилетия многие мастера порвали со сложившимся художественными традициями. Огромную популярность в XX веке приобрело доисторическое искусство.

Творчество Пауля Клее с равным основанием относят к различным художественным течениям XX в. – экспрессионизму, кубизму, сюрреализму, абстракционизму. Но в то же время можно утверждать, что оно не принадлежало ни к одному из них.

Пауль Клее, немец по отцу, родился и вырос в Швейцарии, в семье музыкантов. Его профессиональным поприщем стало изобразительное искусство, но он ещё был скрипачом. Музыкой, её ритмами, её аккордами проникнуто большинство картин. Он учился в Мюнхенской академии художеств, совершал поездки в Италию, в Париж, путешествовал по Германии.

Первые годы жизни в Мюнхене Клее занимался не только графикой, но и продолжал экспериментировать с цветом. Содержание картины становилось всё более неважным. Только её форма имела значение. Он занялся в поисках тона в чёрной акварели: проблемой, к которой обратился ещё в своих «стекольных» рисунках. Художник, пытаясь добиться цвета, пишет полутонами. Кроме того, он комбинирует графические техники. Таков его рисунок 1907 года «В Остермундинченской каменоломне. Два крана». Здесь он использует угольный карандаш и акварель. Оттенки зелёной, голубой и коричневой красок наложены отдельными участками, не перекрывая друг друга. Клее не только разъединил линиями изображение на внутренние зоны, но также сформировал их границы, используя цвета различной степени светосилы.

В декабре 1899 года на музыкальном вечере в доме друзей своих родителей Клее встретил пианистку Лили Штумпф (1876-1946) и они поженились в сентябре 1906 года.

Пауль и Лили Клее жили в трёхкомнатной квартире в Швабинге и были относительно безразличны к событиям в мире искусства.

Их единственный сын, Феликс, родился в ноябре 1907 года. В основном отец его занимался домашним хозяйством. Каждое лето, вплоть до 1915 года, он вывозил Феликса в Бёрн и часто оставался там более чем на три месяца. В Бёрне у Клее было больше времени для собственных занятий, так как он мог доверить Феликса сестре или родителям.

Клее делает записи в дневнике об успехах малыша. В первый год жизни ребёнка он ведёт «Феликс-календарь», в котором отмечает вес ребёнка, появление первых зубов, его двигательное и речевое развитие.

С таким «разделением труда» между супругами семья Клее ломала буржуазные стереотипы. Подобное распределение домашних обязанностей было крайне необычно для начала ХХ века, но в наши дни Клее называли бы «мужем-домохозяйкой». Возможно, на искусство Клее оказали влияние годы, отданные воспитанию сына. Суть в том, что Клее в своём творчестве очень мало продвинулся вперёд. Домашние дела, конечно, отнимали у него много времени. Он возражает, желанию Лили взять больше уроков, написав ей из Бёрна: «Кто делает домашнюю работу, как не я? Так не пойдёт, но я не могу отдать весь свой день».

Пока он не достиг заметного успеха. Одна или две его работы экспонировались на выставках, и даже была персональная выставка в Швейцарии в 1910 году. Несколько картин, которые Клее продал, и работа в вечернем натуральном классе позволили ему внести свою скромную долю в семейный бюджет.

Знакомство с импрессионизмом сыграло в свою роль в поисках цвета. Клее изучает творчество импрессионистов, чтобы затем применить эти знания в поисках соотношения между тенью и светом в своих работах. Импрессионисты считали свет подателем всего видимого, для Клее свет не связан с феноменом цвета. Художник был сосредоточен на проблемах тональности. Клее определился в своём восприятии цвета и старался использовать его возможности в творчестве. С 1914 года Клее начал рассматривать себя как живописца, но он никогда не упускал из вида рисунок, который продолжал оставаться одним из главных компонентов его работы. Он сохранял интерес и верность к комбинированию различных техник и разрабатывал новые их сочетания. Такие заурядные условные обозначения использованной техники, как «холст, масло» или «акварель», редко можно найти на его картинах.

1911 год принёс Клее важные знакомства. В сентябре, в Бёрне, он встретился с Августом Макке (1887-1914), а поздней в Мюнхене – с Василием Кандинским, с которым прожил рядом три года. Кандинский представил Клее своим друзьям, которые в 1909 году общими усилиями учредили Новое мюнхенское художественное объединение. Среди них были Габриэлла Мюнтер (1877-1962), Алексей Явленский (1864-1941). Завязалась тесная дружба Клее с Францем Марком (1880-1916).

В 1911 году, когда Клее копирует и издаёт свои первые дневники, он составляет список своих произведений. Клее писал в своём дневнике: «Каким должен быть художник: поэтом, натуралистом, философом! Сейчас я стал ещё и бюрократом, составив большой каталог всей моей художественной продукций, начиная с детских лет. Я должен только выкинуть из него мои школьные рисунки, потому что они творчески недостаточно самостоятельны». Он последовательно пронумеровал картины за каждый год. Отметил, какие писал с натуры, а какие считал чистым вымыслом. Особенно важные работы, а также те, которые считал основополагающими некой тенденции, он обозначал как «Особый класс» и хранил. Большинство из них сейчас находятся в Бёрне, в фонде Пауля Клее и в собрании Феликса Клее. У проданных картин были обозначены цены и сведения о владельцах.

Филипп Лотмар, профессор права из Бёрна, отец его бывшего школьного товарища и близкого друга Фрица Лотмара, познакомил Клее с принципами социализма. Он заявил, что он «в целом революционер». Работа Оскара Уайльда «Душа человека при социализме», которую Лотмар дал ему прочесть, так потрясла художника, что в письме Лили он воспроизвёл её содержание, добавив свои собственные соображения о предмете. Хотя Клее скептически относился к вопросу реализации социалистической идеи, он, тем не менее, писал: «Если социализм хочет обустроить подходящую среду для каждого таланта, тогда я тоже социалист. Но я мало верю в это. Я никогда не буду против социализма, потому что социализм – приличное течение».

Революционное движение в России, подавленное с большим кровопролитием в январе 1905 года и послужившее Клее поводом для прочтения эссе Уайльда, вызвало бурное обсуждение в доме Лотмаров. Струнный квартет, в котором играли Клее и Лотмар, участвовал в благотворительном вечере в пользу родственников погибших в Петербурге. В том же году Клее заинтересовался революцией как художник. Лили он объяснил своего «Феникса», гравюру из цикла «Выдуманное». После окончания работы он должен был изменить эту интерпретацию. «Обновлённый» Феникс изображён стариком («Состарившийся Феникс») и подобно всем «Выдумкам» сопровождён пояснением: «Состарившийся Феникс как символ противоречивости человеческих дел. Веркмейстер видит в фигуре, с единственной грудью и одной ступней, полностью лишённой перьев, олицетворение неудавшейся революций. Изображением черепа мёртвого феникса, венчающего посох в руке чудовища, утверждается, что революция не может быть успешной

В августе 1914г. «замкнутый» художник записал в списке своих, и в дневнике: «Начало мировой войны». Он ожидал быстрой победы Германии. Казалось, он был мало впечатлён войной. Это означало, что Клее был мало впечатлён мировыми событиями.

В феврале 1916г. Клее, который ожидал призыва ещё в 1914г. , был, наконец, сочтён годным к военной службе. Он получил начальную военную выучку в Ландсхуте и затем, 20 июля, был отправлен во второй резервный пехотный полк в Мюнхене. Как он понимал, это означало прямую подготовку к активной службе на фронте. Но в августе Клее был отозван в Военно – воздушную запасную часть в Шлейссхайме. В скором времени ему стало известно, что с помощью друзей его отец сделал, что было в его силах, чтобы получить для его освобождения от службы на фронте. Друзья знали, что после смерти Франца Марка (1878 – 1915) и других художников баварский король приказал перевести художников в резерв. Вместо фронта он, как приличествовало его профессии, красил самолёт.

16 января 1917г. Клее был снова перемещён, на этот раз в летную школу в Герстхофене, где работал клерком в казначействе. Он оставался там до конца войны. Клее смог не прерывать своих занятий искусством в течение своей военной службы.

К концу 1915г. Клее отказался от работы на военную тему. На своей первой выставке в галерее «Штурм» Герварта Вальдена он дал своим работам новые сюжетные наименования. Вальден продал некоторые из них и даже просил Клее обеспечить их большое количество. Клее работал на рынок искусства. Первый коммерческий успех его картины имели в 1917году. Тогда, он либо писал фигуративные картины, либо давал свои работам названия, словесно поясняющие Парадоксально, но его первый успех, который он хотел бы представить как решительное отрицание войны, пришёл в тот самый момент, когда он был призван на военную службу.

Успех Пауля был обусловлен двумя факторами. Во-первых, важную роль играли экономические причины. Доходы от роста производства оружия для войны увеличили покупательную способность состоятельных людей. Они начали инвестировать свои капиталы, чтобы уберечь их от инфляций. Современное искусство выигрывало от этого факта. Во-вторых, художник в своём творчестве начал идти на поводу у зрителя. Положительная реакция публики на изменение им стиля в 1916г. побудила его продолжать работать в этом направлении.

Начиная с 1917 года, у Клее проходят выгодные коммерческие выставки, за ними, в 1920, последовала первая большая ретроспективная экспозиция в галерее художественного директора Клее Ганса Гольца в Мюнхене. Две монографии были опубликованы в 1920 году, третья вышла на следующий год.

В 1920 году после своего первого большого успеха Пауль Клее был приглашён в школу искусств под названием «Баухауз». Он был основан в Веймаре в апреле 1919 года под руководством архитектора Вальтера Гроппиуса. В начале обучения в Баухаузе все «подмастерья» должны были посещать предварительный, или элементарный курс, являвшийся своего рода испытательным сроком. Он сопровождался работой в мастерских металлоизделий, типографской, гончарной, ткацкой, скульптурной. Клее был форм-мастером в переплётной мастерской до её упразднения в 1922г. После этого вместе с Василием Кандинским, который в том же году был приглашён в Баухауз, он возглавил мастерские художественного стекла и стенной росписи. Клее принял назначение в Веймар в январе 1921 года. До этого он курсировал между Мюнхеном и Веймаром. Назначение Клее было совершенно логичным решением. Поколебавшись некоторое время, Клее принял левые политические взгляды, и сам был признан левыми кругами. Художники, работающие в Баухаузе, были знакомы с Клее или с его творчеством. Все они были приверженцами того современного искусства, которое выставлялось в берлинской галерее «Штурм», и все они спонсировались Гервантом Вальденом. Это было чем – то вроде большого общего знаменателя.

В апреле, после трёх месяцев, проведённых за улаживанием дел, Клее начал теоретические занятия, на которых показывал свои картины и анализировал их. В лекциях Клее разбирал идеи, сформулированные Йоханнесом Иттеном в октябре 1922 года и его окончательным уходом в 1923, из – за ссоры между Гропиусом и Иттеном. Но в скором времени он отказался от такой формы обучения.

В 1924 году на выставке своих работ в Йенском объединении искусств Клее выступал с докладом о своей работе. Следствием этого выступления было публичное признание Баухауза. В своей речи он ссылался на замечания сделанные Гропиусом.

В этом же году новое правое правительство аннулировало контракты с Баухаузом и его преподавателями. После трудных переговоров администрации института с несколькими городами, власти Дессау согласились принять Баухауз. В течение года студенты и учителя должны были строить импровизированные дома. В 1926г. регулярные занятия были возобновлены в спроектированном Гроппиусом здании. Гропиус также создал проекты домов для мастеров. Их строительство было закончено к лету 1926 года.

Но и в Дессау начались конфликты с городской властью. В 1928 г. Гропиус покинул Баухауз. Его преемник, Ханнес Майер (1889 -1954), к этому времени провёл в Баухаузе около года, работая в мастерских, свободного искусства и науки.

Разделение на форм – мастеров и ремесленников было отменено ещё при Гропиусе. Выросло поколение студентов, способных принять на себя мастерские. В то же время, Клее и Кандинский пытались проложить свой путь, организовав «свободные живописные классы», которые, впрочем, не имели большего значения для школы в целом. Идеи, когда-то бывшие основополагающими для Баухауза, теряли свою связующую силу.

Преданность Баухаузу служила препятствием для художественной работы самого Клее. В 1926г. , когда он уже преподавал в Дессау, а его семья оставалась в Веймаре, он вёл занятия через неделю, что возмущало как коллег художника, так и студентов. В 1927 Клее разделил свой курс на теоретическую и практическую части. Предполагалось, что с практикой студенты будут справляться самостоятельно. Но к занятиям Клее так и не приехал – не известив при этом ни коллег, ни доктора. Он просто исчез: сначала в Швейцарию, потом – во Францию. Пока он там находился, ему были посланы телеграмма и два письма: его просили немедленно вернуться. 22 сентября он ответил, вежливо, но твёрдо: «Первое, и самое главное – это то, что я – работающий художник, но как преподаватель я рискнул, повинуясь долгу, принять на себя обязанности, которые трудны. В моём случае подобное положение – бремя, которое может быть уравновешенно только моей творческой продуктивностью при определённых условиях. Эти условия таковы, что моя преподавательская деятельность сама по себе продуктивна, и отдых в форме отпуска предоставляется возможным Я определённо вернусь 3 октября». Затем он позволил себе ещё две недели, не отвечая на обращения коллег, и продолжая следовать своим планом.

Причина недостатка внимания к коллегам была не в том, что Клее более не поддерживал целей Баухауза. Просто он был не в состоянии соединять их со своими собственными целями. Это ясно по письмам к Лили: «Требования, и изнутри, и извне, столь велики, что я прямо – таки потерял чувство времени Моя нечистая совесть не даёт мне покоя; всегда что-то ноет во мне – искусство, школа, нормальная творческая жизнь». А годом позже он писал своему сыну «Баухауз никогда не успокоится, в противном случае он престанет быть Баухаузом. А если ты – его часть, то должен работать вместе с ним».

Клее начал переговоры с другими учебными заведениями и в 1930 году был приглашён в Дюссельдорф. Дессау предложил лучшие условия с меньшим объёмом работ. Он отверг это предложение, отметив, что сокращение часов преподавания было бы несовместимо с принципами Баухауза. В письме к Лили от 24 июня 1930 года он подвёл итог десяти годам деятельности в Веймаре и Дессау: «работа в Баухаузе легка, если ты не чувствуешь себя обязанным что – то делать как художник. Сдвинется это обстоятельство – и я прекрасно заживу, работая. Сама по себе работа будет достаточно легка. Если бы я мог передать её кому-то, кто не должен ничего не делать. Я бы его осчастливил. Но тогда эта личность не была бы художником».

Клее начал преподавать в группе, состоящей из четырёх студентов, в Дюссельдорфе осенью 1931 года. Вплоть до 1933 года он не мог найти для себя и Лили квартиры

Клее беспокоила политическая ситуация в Германии. Он предвидел возможность путча. Пауль Клее написал своей жене письма, в котором анализирует новое положение в рейхстаге. «Это демократический кабинет, который сможет найти большинство у правых в парламенте, коль скоро не будет стараться управлять слишком радикально». В тот же день 30 января 1933 года Адольф Гитлер был назначен канцлером германского рейха. Пауль Клее выразил свои опасения в том, что «Гитлера относит от Папена, и он полностью сойдёт с рельсов». Потом замечал: «Но человек имеет своё собственное мнение и старается дать своё собственное объяснение », а затем добавлял смиренно: «Я больше не верю, что можно что-то изменить. Массы не способны к реальным действиям, глупы в этом отношении».

И, хотя художник был очень прозорлив, предполагая вероятность персональных гонений, он, тем не менее, не смог сделать необходимые выводы.

Их дом в Дессау был обыскан в его и Лили отсутствие, но это не остановило Клее от аренды относительно дорогого дома в Дюссельдорфе и заявления о намерении освободить дом в Дессау. Он писал Лили: «Я признаю, что вся эта неопределённость с моей работой и доходом может стать ещё более разрушительной. Но бесполезно доводить всё это до ума; напротив заболеваешь, если так делаешь». Он сделал это заявление за сутки до того, как вошёл в силу закон о восстановлении германской гражданской службы, исключающий всех так называемых «неарийцев» с государственной службы и фактически следующим за ним их увольнением. Всего за несколько дней до того, как они должны были переехать, Паулю было прислано извещение о его немедленном увольнении. В декабре семья Клее эмигрировала в Швейцарию.

Клее должен был доказать своё происхождение, если хотел остаться в Академии. Он обратился за соответствующими документами, подтверждающими его происхождение. Но они оказались для него малополезны, так как, соответственно этому закону, даже те служащие, чья «предшествующая политическая деятельность не гарантирует того, что они будут во все времена откровенно поддерживать национальное государство», могли быть также уволены. Эта формулировка широко открыла дверь деспотическим капризам. Иронией судьбы было то, что сертификат «арийского» происхождения не был прислан на его адрес в Бёрне.

За последние годы жизни в Германии Клее создал много картин и рисунков. Список его работ в 1933 году доходит до 482 произведений. Его личное потрясение от событий, происходящих в Германии, выражено в одной из последних картин, написанных в этот год. Так же как в прошлом, когда после неудачной революции 1919 года он выразил свой отход от политики и реальности в автопортрете, названном им «Поглощённость», художник написал автопортрет. Рваная фактура поверхности передаёт неопределённость. Глаза закрыты, рот плотно сжат. На голове слева, перечёркивая лоб и щёки, изображён большой крест. Название работы – «Вычеркнут из списка» – говорит нам о значении картины. Клее не только потерял своё профессорское кресло в Академии как художник; он был более никем в Германии. Тёмные тона, выражение лица – всё говорит о горе и отчаянии, которые Клее никогда не облачал в слова. В письмах он удачно отделывается банальностями.

В Бёрне Клее въехали в трёхкомнатную квартиру, возобновили старые знакомства. Художник продолжал работать, хотя и не так много, как раньше. В 1934 году он насчитал 219 картин, на следующий год их было только 148. В 1937 году Пауль Клее написал одну из своих самых известных картин. Сейчас она находится в Кунстхалле Гамбурга. Общеизвестно, что это политическая, историческая картина. Однако существуют разные мнения о том, как её можно интерпретировать.

В 1937 году нацистские начальники «по культуре» организовали в Мюнхене выставку «Дегенеративное искусство». На ней были показаны пять картин Клее, туда входила и картина «Бунт виадука».

Маленькая вертикальная картина имеет относительно монохромный синий фон, который местами переходит в розовато-лиловый. На этом фоне изображены отдельные друг от друга арки моста различного цвета и величины, «шагающие» на «зрителя». Они не маршируют стройными рядами, а надвигаются как беспорядочная толпа, и это впечатление усиливается от многообразия их красок и размеров. В течение долгого времени исследователи согласились с тем, что Клее выразил в этой картине опасность, исходящую от тоталитарного массового движения.

В эссе, написанном в 1987 году, Веркмейстер справедливо подвёрг сомнению обоснованность подобных интерпретаций. Жёлтые, оранжевые, розовые и красные арки, одни приземистые, другие высокие и тонкие, или же с «ножками» разной толщины, не представляли с его точки зрения «тоталитарного массового движения», которое было бы обозначено однообразием и регулярностью, без подчёркивания индивидуальности. Клее назвал предпоследнюю версию этой работы «Арки моста выходят из строя». Этот рисунок, очень похожий на картину, передаёт впечатление отвергнутого порядка.

У Клее арки моста отказываются быть только звеном в цепи, каждая хочет жить по-своему. Для этого они «ломают строй», «бунтуют». Они идут маршем на зрителя каждая по-своему и не держат шага. Их многочисленность придаёт им уверенность в своей силе. Если есть, что они хотели бы сокрушить, так это порядок, закрепляющий их подчинение.

Картина, со всей содержащейся в ней угрозой, - это объявление войны нацистам, которые, если были не в состоянии добиться от художников полного послушания, то, по меньшей мере, успешно подавляли все индивидуальное в искусстве.

Кажется, Клее не был слишком счастлив в Бёрне. Он постарался оформить швейцарское гражданство немедленно по приезде, однако ему было сказано, что он должен ждать 5 лет, прежде чем он сможет это сделать. Швейцарские власти одобрили ходатайство художника, но сначала бёрнскому муниципальному начальству нужно было просто дать ему гражданские права, для чего Клее должен был составить отдельное прошение. Он сделал это 15 января 1940 года. Последовали дальнейшие расследования, и, наконец, окончательное решение «дела Клее» было назначено городским собранием на 5 июля 1940 года, а в мае художник уехал в Тичино для медицинского обследования. 8 июня Клее был госпитализирован в Локарно, где и умер 29 июня. Его желание «быть гражданином этого города (Бёрна – прим. автора)», которое художник выразил в последней, записанной 7 января 1940 года фразе своего жизненного плана, осталось неосуществлённым. Кремация состоялась в Лугано, а поминальная служба была проведена 4 июля 1940 года в Бёрне. Урна с прахом художника была захоронена на бёрнском кладбище только после смерти его жены Лили.

В 1940 году при Кунстмузеуме был создан фонд Клее, куда вошли 2500 его работ (всего художником создано 9000 полотен). Позже в Бёрне открылся Центр Пауля Клее, основу которого составили работы из фонда. К ним добавились картины, прежде хранившиеся у наследников художника, а также работы из ряда частных коллекций. Сегодня это крупнейшее собрание творчества Клее в мире.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)