Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Жизнь после смерти

У каждого египтянина было желание перейти в «почитаемую страну» после долгой жизни на земле, достигнув в добром здравии 110 лет. Он хотел быть перенесённым посмертно в его богатую гробницу на Прекрасном Западе, среди траура и возлияний, сопровождаемый его семьёй и друзьями.

Смерть для египтян являлась лишь переходом в другую действительность, которая могла быть блаженной и длиться настолько долго, насколько покойный оставался невредимым и обеспечивался необходимыми вещами – пищей и культовыми ритуалами. Придворные, приближенные фараона, должны были служить своему хозяину также и в загробном мире, то есть они также надеялись продолжить своё существование после смерти. Для того, чтобы получить возможность вечной жизни, человек должен был себя подготовить к смерти. Каждый знал, что сердце покойного (согласно вере, его имели все, кто мог думать и чувствовать), взвешивалось по строгим стандартам Маат (моральный кодекс поведения в соответствии с желаниями богов и приказами царя). Лишь тот, чья земная жизнь была признана праведной, объявлялся «оправданным» богом Тотом, и был допущен в царство Осириса, хозяина преисподней.

Прочная гробница строилась для того, чтобы предохранить мумифицированное тело от возможного повреждения. Поэтому лучшим строительным материалом считался камень, а не кирпич – сырец, либо, что ещё предпочтительнее с точки зрения безопасности, гробница высекалась в скале. Обычно гробница приготавливалась при жизни её владельца. Мумификация выполнялась специалистами, и весь процесс занимал семьдесят дней. В течение этого периода тело очищалось от внутренностей, наполнялось благовониями и опускалось в обезвоживающий раствор. Затем тело покойного омывалось, полностью обвивалось повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывалось камедью, гипсом или битумом. Множество маленьких амулетов вкладывалось между слоями полотна для предохранения различных членов и органов тела. Обвязанную голову мумии накрывала маска.

Извлечённые внутренности распределялись по четырём сосудам, известным под названием «балдахинные», ящик с которыми помещали затем в погребальную камеру. Крышки этих сосудов были сделаны либо в форме человеческих голов, либо в виде голов четырёх сыновей Хора: сокола, человека, павлина и шакала. Высушенное сердце возвращалось на своё место в груди. Мозг извлекался из черепа через ноздри.

Во время погребальной церемонии мумия лежала на катафалке, который в сопровождении песнопений, окуривания и рыданий, торжественно прибывал ко входу в гробницу. Друзья и семья, провожавшие мумию, несли различные вещи покойного, которые затем оставляли в его гробнице для того, чтобы он мог пользоваться ими и после смерти.

Тяжёлая мебель, так же как коффины и саркофаги, были принесены в гробницу заранее. Группа наёмных женщин – плакальщиц вносила дополнительный колорит. Жрец или наследник покойного стоя у входа в гробницу, выполнял последние ритуальные обряды церемонии, из которых ритуал «Открывания Рта» являлся наиболее важным. Он представлял собой прикосновение к чувственным органам на маске (рта, носа, глаз и ушей) особой формы кремневыми и медными предметами и одновременным чтением молитв для магического восстановления у покойного этих чувств. Наконец, коффин с мумией закрывался, могила запечатывалась, и возле неё в честь покойного проводилась быстрая поминальная церемония.

Переход в рай – мир Осириса был слишком сложным и опасным, чтобы перешедший границу смерти мог проделать его сам, без соответствующего проводника. Им являлся свиток папируса, называемый «Книга мёртвых», - руководство по преодолению трудностей перехода. В отличие от Книги Мёртвых, тексты пирамид вырезались на стенах их внутренних камер.

Даже в загробном мире древние египтяне были обязаны тяжело трудиться по велению бога. Работы включали в себя очистку засорившихся каналов и перевозку песка с одного берега реки на другой. Во избежание подобных трудностей и одновременно – греха отказа от работы, в гробнице находились заместители покойного – маленькие фигурки ушабти, сделанные в форме мумии. Магическая надпись, с помощью которой ушабти заменял хозяина, была вырезана или нарисована на его теле, инструменты для работы и плетёный мешок были нарисованы на его руках и плечах. В гробнице находилось 365 ушабти, по одному на каждый день года.

В обязанности семьи покойного входили периодическое посещение его гробницы, приношение пищи, починка повреждений и служение культа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)