Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Жизнь, смерть и возрождение храмов-близнецов

Какие похожие храмы - какие разные судьбы! В своей статье я хотела бы проследить и сравнить истории московского храма Христа Спасителя и нашего томского Троицкого кафедрального собора. У них общий создатель, они одинаково выглядят. Но, я думаю, это не единственные факты, объединяющие их.

Начнём с того, что храм Христа Спасителя построен не по первоначальному проекту. История создания этого сооружения началась с издания манифеста и объявления в 1813 году конкурса на проект Храма Христа Спасителя Александром I. Он задумал воздвигнуть собор во имя Христа Спасителя как памятник славы России, как молитву благодарения человечества за искупление России. Основным участником конкурса являлся Александр Лаврентьевич Витберг - выдающийся художник и архитектор. Именно за его гениальные и в то же время безумные идеи он и стал победителем этого конкурса и обрёл покровительство царя. Главнейшие мысли Витберга о храме сводятся к трем основным положениям: "1-е, чтобы он колоссальностью соответствовал величию России; 2-е, чтобы свободно от рабского подражания имел в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы все части храма составляли не произвольные только формы архитектурной потребности, не мертвую массу камней, но выражали бы духовную идею живого храма - человека по телу, душе и духу - следуя изречению Христову. Витберг предложил соорудить храм между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьевых горах. Вот несколько доводов к этому: это и желание Императора соорудить храм за городом, ссылки на примеры расположенного за городом собора св. Петра в Риме и удаленного собора св. Павла в Лондоне, это и удачное географическое расположение, расстилающееся у подножия Воробьевых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека целиком, и последний довод - Воробьевы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.

На втором этапе проектирования зарождается идея тройственного храма, т. е. "храм тела, храм души и храм духа, но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един". Храм должен был занять все Воробьёвы горы вместе с подножием. Это была бы грандиозная и величественная постройка с многочисленными арками, ужасно длинными лестницами, колоннами и т. п. Возведение храма началось в 1817 году. Сама закладка началась 1 сентября (был поставлен крест на месте будущего храма). Немного позже в октябре произошла церемония закладки, но ещё не строительство. Камень для этого начал заготавливаться только в 1823 году, через 2 года камень начал только доставляться к храму. Но Витберг внезапно остановил постройку до дальнейших распоряжений царя. Вскоре Александр I умер, а его брат Николай I сомневался в правильности этой постройки. В связи с этим в 1826 году им был создан особый комитет, которому предстояло решить судьбу проекта Витберга. Да и его тоже. Ведь архитектора обвиняли в растрате, а концепцию храма - в масонских грехах. В итоге строительство была закрыто, объявлен новый конкурс на постройку храма Христа Спасителя. Победителем стал не столь грандиозный архитектор Константин Тон. С ним же последовали многочисленные изменения храма вплоть до его расположения. Тон предложил Николаю I на выбор три варианта размещение храма Христа Спасителя: за воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой, на Тверской улице на месте Страстного монастыря (ныне Пушкинская площадь), на месте Алексеевского женского монастыря, которое было недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой. Император выбрал последнее. В этом найденном Тоном варианте счастливо соединялись все преимущества выбора места: размещение на высоком берегу Москвы-реки и в близости от Кремля. В феврале 1832 г. в связи с отменой прежнего места размещения храма был прекращён дальнейший приём проектов.

В Томске у Троицкого собора есть тоже одна особенность: это был первый храм, построенный на почти два столетия раньше московского «брата». По сути , тогда они ещё не были «братьями», так как наш собор был изначально построен деревянным и имел также другой облик. Однако просуществовал в нем достаточно долгое время, заслуженно «уйдя не пенсию». В промежутке с 1621 по 1640 годы Троицкая церковь перестраивалась и обновлялась. К 1652 году церковь порядком обветшала, и в 1653 году начали строить для нее новое здание. Высота его без главки составляла 43 метра. Сюда собирались местные власти и горожане на молебны по торжественным дням, здесь, прежде всего, выставлялись чудотворные иконы, приносимые из Семилужков и Богородского, находилась икона Живоначальной Троицы, присланная к нам самим Борисом Годуновым. С годами постройка всё более и более ветшала, и в 1820 году прекратила своё существование первая томская церковь. А восстановлена она была лишь через 25 лет в 1845 году, когда и «породнилась» с Москвой. И этот храм теперь стоял на другом месте.

Храму Христа Спасителя повезло, я думаю, меньше, так как относительно ландшафта он очень хорошо и величественно смотрелся, однако это единственное удачное в его расположении.

Во-первых, для постройки храма пришлось перенести Алексеевский монастырь на другое место. Такой ход был характерен для Тона, и многие его здания возводились именно на местах, уже занятых церквями или монастырями. Кроме этого было необходимо разрушить несколько кладбищ. С этого началось недовольство горожан. Главное, что я хотела бы выделить, это неоднократные самоубийства прямо напротив храма. Также жители окрестных домов доносили в полицию о странных стуках, беспокоящих их по ночам, о тайных подкопах, которые якобы ведутся. Все это увязывалось с репутацией самого места - Чертолья. Оно было названо так по реке Черторый (словно черт ее рыл) и пользовалось славой дьявольской. Церемонию открытия храма планировали провести в 1881 году, приурочив её к 25-летию царствования Александра II. Но незадолго до нее на монарха было совершено покушение. Объявили траур, празднование перенесли.

Когда хвалят храм Христа Спасителя, аргументы приводят все больше количественные: стоимость, площадь, высота, масса золота. А знаменитости, приложившие руку к созданию храма, тоже берут не столько качеством, сколько количеством - Суриков, Маковский, Семирадский, Верещагин, Клодт, Васнецов, Бруни. А. Герцен тоже очень резко высказывался: «Новые церкви дышали натяжкой, лицемерием, анахронизмом». А И. Грабарь говорил, что храм Христа Спасителя является образцом ложнонационального вкуса. Кроме этого, напротив храма находилась пристань Общества рыболовов. В общем, ничего святого не было. Поэт Петровский тем прославился, что, украв в Румянцевском музее редкие гравюры и спасаясь от городового, трижды обежал вокруг храма Христа Спасителя. И это здание стоит здесь до сих пор. Но, однако, давайте взглянем на «томича».

Троицкий собор в Томске строился исключительно на добровольные пожертвования граждан в общей сложности 55 лет - с 1845 по 1900 год. Строительство прекращалось сначала из-за обвала купола, а потом из-за нехватки средств. Однако и здесь несчастья, преследовавшие храм, не закончились. Самое главное, что в 1934 году полностью его снесли, уже во второй раз. Но собор смог сохранить честным и чистым своё имя.

Таким образом, мы можем подвести итог: истории обоих храмов в общем похожи, однако судьбу Томского Троицкого Кафедрального собора я считаю более чистой. Но не потому что я томичка, а потому что возле него не совершались убийства, самоубийства и воровство.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)