Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

ЖИЗНЬ, КОТОРОЙ ЧУЖД ПОКОЙ

Учитель! Как бесценно имя твое! Об учителе пишут стихи, книги, песни, учителя славят за его профессионализм, педагогическое творчество, умение найти общий язык к трудному ребенку.

Профессия учителя приобрела особое значение. Несравнимо богатым в духовном отношении стал школьный учитель. С каждым годом, по мере развития общества, расширяется социальная функция школы, все сложнее и ответственнее становится разносторонняя деятельность школьного учителя.

По своим целям и особенностям подлинный учительский труд – это всегда творчество, так как работы с растущим и развивающимся человеком не терпит шаблона и штампа. Воспитывать школьника сегодня – значит готовить к жизни, будить в нем желание всей своей жизнью улучшать мир вокруг себя, нести людям счастье.

Велика сила личного примера, яркого и убедительного. С ней трудно сравнить какое-либо иное средство воздействия на юную, формирующуюся личность, особенно в пору выбора жизненного пути. Учитель остается для нас учителем до тех пор, пока мы проявляем интерес к его личности, знаниям, советам.

Цель нашей статьи – показать жизненный путь талантливого человека, учителя начальных классов, которая работала в нашей школе со дня открытия.

Жизнь, которой чужд покой

Трудная жизнь

Разными бывают учителя

В человеческом общежитии,

Но на них держится наша земля,

Наши открытия

Они не ожидают от нас

Непременной известности,

Но предпочитают известный запас

Порядочности и честности.

Когда постигнешь, что в личной судьбе

Не все теоремы докажутся,

Старые учителя тебе

Такими родными кажутся!

Эти слова так подходят Попковой-Новиченко Лидии Кирсантьевне. Она родилась 22 сентября 1925 года в д. Семеновке Козловского с/с Татарского района Новосибирской области. Отец, Фетцов Кирсантий Григорьевич, работал агрономом. Мать, Фетцова Галина Павловна, работала в колхозе.

Лидия Кирсантьевна, закончив четыре класса в родном селе, поехала учиться в пятый класс в г. Татарск. В 1942 году окончила десятый класс. Дальше не смогла продолжить учебу, так как в семье не было средств. Отец и старший брат ушли на фронт, а мать с маленькими детьми осталась одна, ей надо было помогать. Поэтому Лидия Кирсантьевна пошла работать в колхоз. Заготавливали корм для скота, косили сено вручную, убирали хлеб, молотили его и отправляли в город, сдавали для фронта.

1 февраля 1943 года в Татарске был открыт филиал Куйбышевского педагогического училища. Когда она узнала об этом, то отпросилась у матери и поехала поступать. Но районо вместо училища направили работать в отдаленное село Кузнецовка заведующей школой. В то время не хватало учительских кадров, а так как она окончила 10 классов, то посчитали, что Лидия Кирсантьевна справится. С тех пор началась ее педагогическая деятельность.

«Работать было трудно, в деревне остались старики, женщины и дети. Школу некому было ремонтировать, приходилось все делать самим. На каникулах заготавливали дрова для школы, денег для ремонта не было, давали только на хозрасходы 20 рублей в год. А ведь надо было купить детям ручки, карандаши, тетрадки и учебники. Но я понимала, что никто не даст большего, надо было исходить из того, что есть. Помогали жители деревни, хотя самим было трудно. Чтобы добраться до мамы, приходилось идти пешком 80 километров с надеждой, что у мамы было что-нибудь поесть. Идешь бывало, а в дороге тебя застигнет пурга, метель, нападали порой волки, но видно родилась счастливой, спасали добрые люди».

Проработав год в данной школе, Лидию Кирсантьевну перевели в другую деревню, которая была поближе к месту жительства матери. До города было 12 километров и до матери то же самое. Здесь она почувствовала облегчение. Но все равно ходила пешком в район, т. к. машин не было, а лошадей забрали на фронт. Особенно было тяжело ходить весной и осенью. Ходили в кирзовых сапогах, осенью грязь чуть ли не по колено, постоянно шли дожди, холодно.

В деревне Знаменка была школа малокомплектная, там Лидия Кирсантьевна совмещала должность заведующей и учителя. Проработала там до 1947 года. В 1946 году вышла замуж за Попкова Михаила Николаевича, который вернулся с фронта домой. После свадьбы муж уехал на заработки в Татарск, а Лидия Кирсантьевна оставалась работать в школе д. Знаменка. В 1948 году ее переводят работать в Козловскую начальную школу заведующей, мужу пришлось уволиться и переехать к ней.

В 1961 году семья переехала жить в город Киселевск. Лидию Кирсантьевну направили работать учителем в школу № 11, которая находилась в районе Брущаты. Через год ее назначили директором школы № 19. В 1964 году эту школу закрыли и Лидия Кирсантьевна стала работать в школе № 5, которая была по улице Толбухина, завучем начальных классов. В 1967 году умирает ее муж, Лидия Кирсантьевна очень тяжело перенесла эту утрату,заболела, перенесла операцию. Вскоре, дом в котором она жила с малыми детьми, снесли и ей дали квартиру в районе шахты № 12 и тогда она опять пошла работать. На этот раз она стала работать учителем начальных классов в школе № 11. Здесь она проработала до 1971 года, затем по семейным обстоятельствам переехала в г. Новгород.

Поиск могилы отца

С Новгородом она связала свою судьбу из-за гибели отца, который воевал в этих местах и пропал без вести. Здесь она познакомилась с Новиченко Александром Назаровичем, который был родом из Сибири, родился и вырос в одной деревне с Лидией Кирсантьевной. Он воевал на Волховско-Ленинградском направлении в районе «Мясного бора», встречался с отцом Лидии Кирсантьевны. Долгое время она искала его, много ездила по местам боевых действий. Встречалась с ветеранами Волховского фронта,ежегодно посещала места сражений, присутствовала на захоронении погибших останков в районе «Мясной бор»,побывала на Синявских высотах, «Пятачке», «Орешке», на братских могилах в городе Чудово, Пскове, Выборге. Об отце она так и ничего не узнала, но в душе всегда надеялась, что когда-то он найдется. Собрала большой материал о Второй ударной Волховско-Ленинградского фронта.

Заслуженные награды

Работая в школе учителем в Новгороде, Лидия Кирсантьевна выпустила очень много ребят, которые до сих пор помнят свою любимую учительницу. За время своей педагогической деятельности она была награждена медалями: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны, «Ветеран труда», юбилейными медалями «50 лет Победы над фашистской Германией», «60 лет Победа над фашистской Германией», Почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР и ЦК профсоюза работников просвещения РСФСР, Отдела учебных заведений и методического кабинета «За активное участие в педагогических чтениях по проблеме «Коммунистическое воспитание учащихся в процессе овладения основных наук» г. Ленинград, 1978. и мн. другими.

Изучая газетные статьи, мы увидели, что часто писали о Лидии Кирсантьевне, как о замечательном педагоге, талантливом учителе. Она всегда решала проблему второгодничества. Ученики посвящают ей стихи. В одной из газет мы читаем статью, которая называется «Жизнь, которой чужд покой». Эта статья о Лидии Кирсантьевне.

Ах, если б мы имели право

Вас наградить за то,

Что детям Вы отдали.

Мы б первыми на грудь Вам прикрепили

«За материнство» гордые медали

Потом за годы тяжкие войны

Мы, не колеблясь,

Вас бы наградили.

Потом за то, что Вы своей рукой

От близких и детей все беды отводили.

За каждый школьный день,

Где Вы премудростям детей учили.

За то, что жизнь богатую свою

Вы людям посвятили.

Вот такие стихи были посвящены Лидии Кирсантьевне от ее учеников. Несмотря на ее болезнь, старость, она остается в строю, встречается со школьниками, бывает на мероприятиях в школьном музее.

Собрав материал о Лидии Кирсантьевне, учителе начальных классов, мы поняли насколько интересна ее биография.

У полководца Александра Македонского спросили: «Почему ты уважаешь своего учителя больше, чем родного отца?» Он ответил: «Отец подарил мне жизнь преходящую, а учитель – вечную». Эти слова мы можем отнести и к нашей героине. Для большинства – это первая учительница, которая стала второй мамой.

Это знающий свое дело работник, любит свою профессию, уважаема учениками, родителями и коллегами. Несмотря на то, что она часто меняла школу, она никогда не разделяла, что там-то было лучше, а здесь хуже.

Ту цель, которую мы поставили перед собой, выполнена. Данный материал был апробирован на городском конкурсе поисковых материалов, был отмечен Почетной грамотой, присуждено второе место и находится в городском архиве. А также данный материал находится в школьном музее.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)