Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Значение пословиц в повести М. Карима «Радость нашего дома»

Хуже мучений нельзя придумать на этом свете, как заставлять человека писать, выражая с величайшим напряжением всю сложность и глубину мыслей.

Л. Н. Толстой

Автор этих замечательных строк оказался совершенно прав. Чем больше стараешься сделать из мысли что-то невообразимое, тем больше запутываешься в словах, и вся ценность, основа мысли, теряются. А пословица решает сразу две эти задачи. Пословица – это кратко, доступно и ярко выраженная мысль.

Актуальность темы вызвана уважением и любовью к творчеству М. Карима.

Цель статьи – выяснить значение пословиц в повести М. Карима «Радость нашего дома». Для этого нужно выполнить поставленные задачи:

1) прочитать повесть;

2) найти пословицы в произведении;

3) понять их смысл.

4) определить, какую роль пословицы играют в произведении, это и будет их значением.

Практическая значимость моей научно-исследовательской работы состоит в том, чтобы выяснить значение пословиц в произведении и заинтересовать читателя, а может быть, и помочь ему с составлением плана и подбором материала.

Мустафа Сафич Каримов – народный поэт Башкортостана, Герой Социалистического труда, лауреат премии имени Салавата Юлаева, лауреат Государственной премии имени Ленина. Родился в башкирском ауле Кляш в 1919 году , когда была создана Башкирская Автономная Советская Социалистическая республика. Родился, подрос и стал в роде Каримовых вторым грамотным человеком. «Раньше, - рассказывает он, - вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу. Эта тамга была вроде родового герба. Ее можно было видеть везде: и на меже земельных наделов, и на сбруе, и на крупе коня, даже на топорище. »

М. Карим участвовал во Второй мировой войне. Он воевал от первого до последнего дня. На фронте его возмужавший поэтический голос влился в поэзию фронтового поколения, в общую судьбу, где встали рядом «война, беда, мечта и юность». Отстаивая в боях Родину, он сильнее, чем когда-нибудь, почувствовал цену человеческой доброты и великую мощь дружбы народов. Можно было бы подобрать обширную библиотеку только из книг, рассказывающих о жизни детей во время войны. Наверное, тогда и начал вызревать замысел книги «Радость нашего дома».

Вера в могущество человеческого единения вошла в его плоть и кровь с колыбельной песней матери.

Если капля ляжет к капле –

Будет море.

Если ж капля одинока –

Сгинет вскоре.

Понятие и слово «вместе» стали у него сквозными. Они в воспоминаниях о детворе, когда так много знали и видели, так мечтали «все вместе».

В детских повестях М. Карима нет плохих людей. Не потому, что, по его мнению, их нет вообще. «Может, и есть, - говорит он, - но я их не вижу. Если глаз и примет – душа не приветит».

Его душа привечает лишь доброе, счастливое. «Радость нашего дома» напоминает о долге людей беречь доброту, счастье, мир. Это напоминание звучит и в поэзии М. Карима, как постоянная тема его творчества, как долг его жизни.

О люди, вы не станете терпеть,

Чтоб слезы землю заливали впредь,

Чтоб землю ту, что так мы бережем,

Враг расколол, как яблоко ножом

При въезде на главную улицу аула Кляш над общественным колодцем молодые жители аула прибили металлический флажок с надписью: «Здесь источник поэзии Мустая Карима, не испив его, не проходите мимо!» Такие надписи – лучшие подтверждения всенародного признания писателя.

Значение пословиц в повести М. Карима

«Радость нашего дома»

- Упасть – не беда, беда – не подняться,

- Толочь воду в ступе.

- Умный молчит, когда болтун ворчит.

- Снаружи мило, а внутри гнило.

- Вор думает, что все на свете воры.

- Верная указка – не кулак, а ласка.

- Минутка час бережет.

Это пословицы, которыми богат наш великий, могучий, прекрасный русский язык. Пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное; это поучение, высказанное прямо или обиняком. Так говорит о пословицах О. Д. Ушакова – автор книги «Пословицы, поговорки и крылатые выражения». А вот что говорит о пословицах С. И. Ожегов: «Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм». Пословицы появились еще в Древней Руси. В них народ отражает свой опыт и знания. «Народные афоризмы» передаются из поколения в поколение. Поэтому мудрость прошлых веков сохранялась до наших дней. Мы находим эти «жемчужины народной речи» в произведениях многих писателей. А. Н. Островский, например, использовал пословицы и поговорки в названиях своих пьес: «Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани не садись» и другие. С пословичной мудростью тесно связано творчество И. А. Крылова. Строки многих его басен давно уже вошли в обиходную речь, став пословицами, поговорками и крылатыми выражениями. Пословицы делают рассказ более понятным и поучительным. Читая произведение, больше всего запоминается то, что передает смысл рассказа кратко и понятно. Пословицы и есть то самое.

Вот и М. Карим использует этот прием в своей повести «Радости нашего дома».

Действия повести развиваются в послевоенное время. Время, в которое люди всегда были готовы к неудачам, к дальней дороге, испытаниям Герой повести отправляется в дальний путь, и, как правило, там его могут настигнуть разные беды. Да и сам путник не ждет от этого путешествия золотых гор и море счастья. Поэтому Мустай Карим использует в своей повести пословицу: «В дальнем пути человека ждет сорок бед». Герой повести Кюнбике, мать Ямиля, отправляется в дальнюю дорогу, навстречу войне. Есть такая пословица «Кто знает дорогу, тот не спотыкается». Кюнбике, конечно, представляет себе, что такое война. Это голод, одиночество, гибель людей Но все же она не может знать, какие беды встанут на ее пути. В таком случае говорят: «Самая трудная дорога та, которую не знаешь».

Во время войны в деревнях оставались одни старики и дети, да и те работали с раннего утра и до позднего вечера. И не было у них другой радости, кроме как собираться всем вместе и вспоминать прошлые времена, в которых все было ярко и солнечно. Об этом говориться в повести: «Вместе и горе легче переносится». А если не заходит к тебе никто, то весь день усталость и скука одолевают. Еще автор использует такую народную мудрость: «Редкому гостю двери настежь» или «Желанному гостю – горячий привет, незваному гостю – хозяина дома нет». И то правда. Если гость человек добрый, хороший, понимающий, то его визит – только радость. Правду говорят: «Кто не видит в своем доме гостя, тот не знает радости». В доме главного героя – Ямиля всегда были рады гостям: и старым и молодым: «Много гостей, много и новостей».

В военное время многим людям приходилось покидать свои дома. Они бежали в тихие места, где могли бы спрятаться от войны, поэтому в деревнях можно было встретить людей, говорящих на разных языках и разного материального достатка. Но в годы войны и тяжелых испытаний для людей все это не имело никакого значения. М. Карим: «И чужое горе душу тяготит». Всех объединяла одна работа, одно несчастье. У взрослых – своя работа, у детей – своя. Даже маленький Ямиль совершает подвиги. И пусть эти подвиги совсем незначительные. Он, жертвуя собой, защищает свою маленькую сестренку от огромного злого гусака, спасает Оксанин башмак, несмотря на то, что за ним гналась злая собака. Может быть, для кого-то эти поступки ничего не значат, но для маленького Ямиля и его семьи эти подвиги имеют огромное значение. В это тяжелое время люди жили практически под одной крышей, помогали друг другу. Есть пословица: «Ручьи сольются – реки, люди соединяются - сила». А вот как об этом говорит М. Карим: «Людей роднят не зык и богатство – людей роднит сердце».

Пословицы в этой повести выполняют так же роль опорного материала. По ним легко можно составить план, а по нему уже и пересказ текста. Например, часть первая: «В дальнем пути человека ждет сорок бед» - герой отправляется в дальнюю дорогу и, возможно, что там его ждут беды.

Часть вторая: «Кто не видит в своем доме гостя, тот не знает радости» - в доме героев часто бывают гости, и для них это не забота, а радость.

Часть третья: «Людей роднят не язык и не богатство – людей роднит сердце» - в жизни героев происходят события, при которых язык и богатство не самое главное.

Пословицы и в наше время играют огромную роль в жизни людей. Даже самые незаинтересованные в языке люди знают хотя бы несколько пословиц. Ну а что говорить о любителях и ценителях русского языка, который наполнен сотнями мудрых и ценных пословиц. Уж они умеют использовать «народные афоризмы» в речи. Пословицы во многих случаях применимы и в бытовых ситуациях. Про лень говорят: «Труд всегда дает, а лень только берет» или «Ленивому и лениться лень». В случаях с лестью применяли пословицы: «На словах медок, а на сердце ледок», «Голос соловьиный, а жало змеиное» или «У лести нет чести». Есть известное высказывание: «Надежда умирает последней». Оказывается, про надежду есть и пословицы: «Где жизнь, там и надежда», «Колотись, бейся, а все надейся». А где надежда, там и вера, и любовь: «Верь не силе, а правде», «Больше верь своим очам, нежели чужим речам», «При любви сердце сохнет, а без любви чахнет» или «Сердцу любить не прикажешь».

Пословицы – это части, единицы нашей речи. Без них нам никуда. Так что «берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в умелых руках оно в состоянии совершать чудеса!» - так сказал один из великих ценителей русского языка И. Тургенев.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)