Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Значение поведения при воспитании ребенка

Экология отношений дома, в школе, во дворе.

“Слово гнило да не сходит с уст ваших”

Апостол Павел

"Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру"

"словом оправдаешься и словом осудишься".

Священное Писание

Одни дети дома чаще слышат от взрослых:

-Ну что ты тут вертишься! Вечно тебе надо!

-У тебя все равно не получится, не берись!

- Плохо себя ведешь, я от тебя уйду!

- Не лезь! Упадешь!

Другие дети чаще слышат тоже слова, но какие!

-Иди, сынок (дочка), поиграй, да будь осторожней.

-Ты хороший мальчик, я в тебя верю.

-Ты сможешь, ведь ты сильный и добрый.

-У тебя все получиться потом!

-Не падай!

Как трудно поверить первым детям, что они талантливые, смелые, что их очень любят. Насколько быстрее другие будут возвращать добро и любовь к маме, папе и ко всему окружающему миру. И насколько они будут здоровы?

Из рассказов моей прабабушки Нины Андреевны:

-Все живое понимает добру и ласку. Вот цветок стоит на подоконнике, распустились красивые бутоны. Если около него будут ругаться, ссориться, то цветок скоро завянет. Также возле рассады нельзя допускать грубости. Надо перекрестить воду, а потом ею поливать росточки. Скотине, провожая утром в стадо, надо пожелать мысленно доброго дня, тогда и молоко, которое принесет корова, будет полезней, особенно деткам.

Мы хорошо ухаживаем за огородом, вовремя пропалываем сорняки и потом радуемся урожаю.

Душа ребенка – чистое поле, какие семена мы посадим, как будем за ними ухаживать, найдем ли время, чтоб не дать разрастись сорнякам, таким он и вырастет.

Голова болит – тут же даем таблеточку, ссадина на руке – тут же мажем зеленкой, а если обидели ребенка, ранили его душу, а рядом нет близких? А если не один раз? Тут слово лечит, но вовремя сказанное. Поэтому надобно чтобы маленькому человеку были доступны родные люди. Суетная жизнь в городах-то, хорошо, что телефоны вот у вас есть.

Нынче дети часто болеют, хлипкие они. Удивляются мамы: “В чистое одеваю, все чистое кушать даю, руки заставляю все время мыть, а с больничного не выхожу. ”

И то верно: никто не пьет тухлую воду, не ест гнилое яблоко. А каким воздухом дышим? Вот, говорят, от машин и заводов много вреда воздуху. Только ли от этого? Воздух- то заражен сквернословием! Дети слышат гнилые, грязные слова, их, как пеленой, невидимым туманом, окутывает плотный грязный воздух, в их головках не рождаются светлые картинки, а только серые и тусклые. А с какой силой сквернословят-то! Эта недобрая сила ведь проникает в ребенка и начинает его разрушать изнутри.

Вот посадили ребеночка за стол, а сами что - то обсуждают, да все с руганью. Полезна ли такая еда? Нет! Она не на здоровье детям.

Разговаривая со старенькой бабушкой, я часто слышу пословицы, поговорки, многие из них смешные и веселые, есть и грустные, поучительные, но ни разу, никогда не слышали мы с сестрой не то что мат, даже грубое слово. По ее рассказам, у них в семье не курили, не пили ни дед, ни отец, ни братья. А вот бога не забывали благодарить за то, что дает здоровье и силы работать. Семья была зажиточная, уважаемая. Ронять себя, по словам бабушки, было не позволительно ни в чем.

Ей 81 год, но она сохранила в памяти историю своего рода с тех пор, когда ее прапрадед Андратий служил в царской армии 25 лет. Мы с сестрой является восьмым поколением этого рода. Летом в каникулы мы по две-три недели живем в селе у старенькой бабушки и очень любим слушать ее рассказы.

Мне всегда было очень неприятно слышать брань за окном, во дворе нашего дома. Вот и снова, не успели вернуться из села, видим как снова у подъезда, сидя на лавочке, пожилые женщины, громко обсуждая свои и чужие проблемы, эмоции подкрепляют нецензурной бранью. А рядом, в песочнице, играют их маленькие внуки, кто постарше, тоже находятся не далеко и тоже громко матеряться. Во дворе тихо, тепло, открыты окна в квартирах и беспрепятственно разносится мат по кварталу. Мне становиться больно, я молча смотрю на маму. Дома она объясняет мне, что подобному поведению людей много причин.

Идем в магазин, мимо проходит группа молодых девушек и парней. Они красиво одеты, сами красивы, но совершенно не стесняясь, во весь голос то удивляются, то радуются, то возмущаются несколькими одними и теми же словами, только меняют интонацию.

Я спросила маму: “ А дома они также разговаривают?” Мама ответила: ”Смотря в какой семье они воспитывались и живут сейчас. ” Стоим на остановке, в очереди – первое, что быстрее всего услышишь – все тот же мат. Я снова задаю маме вопрос: “ А так всегда было, когда и ты была маленькая? Взрослые не понимают, что это очень плохо?”

Этот же вопрос я решила задать всем, кому я доверяю: папе, сестре Юле, крестной Ирине, бабушке Шуре и своему учителю Тамаре Викторовне.

Мама мне часто читает перед сном сказки, рассказы, но в этот вечер она прочитала мне стихотворение:

А дом, заставленный добром – еще не дом,

И даже с люстрой над столом – еще не дом,

И на окне с живым цветком – еще не дом,

И даже с чайником с баском – еще не дом,

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладони до окна наполнен дом

Твоим теплом, твоим теплом.

Потом мама сказала:

- В доме, наполненном теплом, добротой, уютом, любовью ребенку расти хорошо. Но, кроме того, ребеночка надо постоянно учить.

Давай с тобой поиграем в Азбуку, в Азбуку всех мам. Я буду называть букву, а ты будешь отвечать, начиная с этой буквы, чему ты научилась дома, тебе скоро 10 лет и ты понимаешь, как это важно в жизни.

Это была очень необычная игра. Что же у нас получилось?

-А-аккуратность, но не всегда;

-Б-быть осторожной на кухне, беречь свои вещи и все в нашем доме, быть благодарной;

-В-вежливой быть, выглядеть приятно, выполнять домашнюю работу (надо бы, дополнила мама, быстро и радостно, но это далеко не так);

-Г-гигиену соблюдать стараюсь очень, грамотно писать на уроках русского языка;

-Д-доброту ценить и самой быть доброй, дружить уметь и дружбой дорожить;

-Е-если обидели, научилась достойно отвечать, а не только плакать ( вот что быстро получается, а ответить достойно не всегда сразу догадаюсь как);

-Ж-жалеть слабого, жалеть о плохом, что сделано;

-З-заботиться о своих близких, о животных, которые живут в доме ( у нас кошка Мышка и собака Жулька), о многочисленных цветах в доме;

Своих животных я очень люблю, и даже написала веселое стихотворение:

Искала я брошку, нашла потерянную ложку.

Взяла я кошку Ласку, она плюхнулась в краску.

Принесла тряпку, она вытерлась о шляпку.

Пожалела кошку - она нашла мне брошку

От мамы досталось, не выдала Ласку.

Но, что мне осталось – куплю я краску.

-И-извиняться, если ты не права, излучать тепло и свет, добавила мама, вспомни стихотворение;

-К-красивой учиться быть, красиво сидеть за столом, есть красиво, красиво носить одежду, причесываться;

-Л-любовь свою дарить, мама сказала, что вся наша семья благодарна мне, за то, что на каждый праздник я всем своими руками готовлю подарки. Мне это важно, ведь я их люблю!

-М-мешать взрослым не надо, когда они заняты (это у меня редко получается), мыть хорошо посуду;

-Н-настойчивость проявлять, если что-то не получается. Я научилась плавать, кататься на лыжах, на роликах, но боюсь кататься на велосипеде и учусь быстро читатьё не ныть;

-О-ответственно относиться к своему здоровью, к учебе, к поручениям родителей, учителя, обижаться меньше;

-П-правильно распределять время, чтобы не опаздывать, успевать до сна сделать уроки, то есть планировать, петь очень хочу научиться как моя сестра, поздравлять родных и друзей;

-Р-радоваться уметь, учиться решать свои проблемы (иногда ссориться с друзьями, с сестрой, чтобы отстоять свои интересы);

-С-создавать уют в своей комнате, стойко переносить неудачи, скромной быть, где надо, добавляет сестра Юля;

-Т-трудолюбивой быть, мама говорит, что счастье- это не лотерейный билет, надо много трудиться: хоть в учебе, хоть над собой, тогда и счастье становиться ближе;

-У-учиться искать выход в трудной ситуации, учиться быстро делать уроки, уметь обращаться к старшим, уважать себя и других;

-Ф-фантазировать, мечтать обо всем на свете, творчески подходить к любой задаче, заниматься творчеством;

-Х-хочу радовать маму, друзей, очень хочу снова на море, хочу снова танцевать;

-Ч-честно поступать, даже если очень трудно;

-Ц-ценить хорошие отношения, любовь и доброту, цели уметь ставить;

-Ш-школу свою радовать, учительницу радовать;

-Щ-щедрой быть со своими родными, особенно чувствами;

-Э-экономно расходовать свои силы, деньги- учит меня сестра Юля;

-Ю-юность сохранить в душе, добавила бабушка, интересоваться жизнью и находить в ней радость.

-Я-ясным пусть будет каждый день в нашем доме, в классе, и что-то в этом зависит и от меня;

Игру мы закончили на другой вечер, впервые я поняла, как многому я еще должна научиться, чтобы взрослеть с умом. Но рядом со мной моя мама, сестра, учитель они мне помогут, я знаю.

Папа считает, что в доме должен быть уклад, правила, которым подчиняются все члены семьи, дисциплина, к которой детей надо приучать с детства. Одно из таких правил в нашей семье: есть за столом, в столовой, что примыкает к кухне, а не перед телевизором в гостиной. Другое правило: есть, по - возможности, не разговаривая. Третье правило: дети отправляются спать после 21 часа (в выходные дни позже), благодаря чему мы с сестрой высыпаемся и бодрые идем с утра в школу.

На мой вопрос папа ответил так:

-Мужчины не вкладывают смысл в этот словесный мусор, они с помощью этих слов выражают свои эмоции, получают разрядку от напряжения на работе. Это не значит, что те мужчины, которые позволяют себе при детях и женщинах скверно выражаться, плохие люди. Но я согласен с тобой, их не должны слышать дети. Должен тебе сказать, что можно и мягко, и деликатно нанести человеку вред. На будущее тебе: в человеке разобраться сложно по его внешнему поведению, придет время - будешь понимать. Но одно, несомненно, правильно: если поведение человека мешает другим жить, влияет на здоровье отрицательно – надо его менять!

Наша бабушка Александра Ивановна, ей 60 лет, считает, что всеобщая зараженность сквернословием нашего общества - это признак бескультурья. Русский язык - один из самых богатых языков в мире, это национальное богатство. В большинстве стран мира к языку относятся как к сокровищу, говорит она.

Сегодня, продолжила бабушка, в нашей стране многие просто уже не замечают, как они говорят. Сделаешь замечание, редко от молодых услышишь: «Извините», чаще молча, и с недоумением смотрят на тебя, как бы говоря: «А что я такого сказал?». И ты веришь в его искренность, он действительно не заметил, что он сказал. Он просто привык так говорить. Это очень тревожно. Как изменить ситуацию?

Сквернословие – это грех. А многие в нашем обществе не научились еще отвечать за грехи, не осознают их. Надо всем миром и постепенно искоренять это позорное явление через телевидение, печать, литературу, школу, семью. Если каждый ребенок- это ценность, то надо и относиться к нему бережно, стоит расставить буйки: «Осторожно, дети!». Возглавить такое движение должны люди, авторитетные в искусстве, культуре, науке, их в России достаточно, и, конечно, родители.

А вот что сказал в телепередаче Митрополит Кирилл: да, грехи языка труднопреодолимы. Но общество наше должно, заботясь о духовном здоровье нации с детства придерживаться такого простого «кодекса»: Любящий никогда не будет бранить того, кого любит. Настоящий мастер своего дела никогда не опустится до сквернословия. Христианин не будет материться, и гневить Господа! Трезвому в этом нет необходимости! Счастливому тем паче!

Сестра Юля, ей 15 лет, попросила меня подождать с ответом и обратилась в Интернет. Сославшись на занятость, она не стала долго объяснять текст, который извлекла, но кое- что я поняла.

Сравнительно недавно русские считали мат богохульством. (А самый страшный грех – это хула на Бога, как говорила старенькая бабушка). Попусту такими словами не разбрасывались, их категорически нельзя было произносить при иконах, при детях. А в 148 году по царскому указу предписывалось не петь и не говорить никаких срамных слов. В середине 17 века при царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагались телесные наказания. На рынках и площадях матерщинников хватали и тут же наказывали розгами. В 19 веке на матерщинников смотрели как на безбожников. Брань больше распространялась в бедных районах городов. Далее после революции в октябре 1917 года брань бушевала, как грозное море, в Красной Армии. И понятно почему: было объявлено безбожие, все, что связано с религией, разрушилось. И утвердилось в народе: нет бога, значит, и наказания за многие деяния нет. А ведь в Новом завете сказано: «истинно глаголю вам, за всякое праздное слово, которое изрекут человеки, дадут они отчет в день суда». Из всего этого я поняла одно: за плохие слова человеку придется рано или поздно ответить.

А вот что еще рассказала мне сестра: несколько лет назад японский учёный Масару Эмото сделал поразительное открытие. Оказалось, что замороженная вода при размораживании образует кристаллы, форму которых можно наблюдать под микроскопом. Вид этих кристаллов, в зависимости от информации, с которой соприкасалась вода, в том числе и произносимых перед ней слов, разительно меняется от безобразного, например, от слов "дурак" и "идиот" до удивительно красивых: от слов "любовь" и "признательность". Другими словами, вода является хранителем и носителем информации, меняющей ее свойства. Это свойства воды - способности воспринимать, запоминать и передавать информацию. На уроках мы проходили, что тело человека на 80 % состоит из воды. И от того, какая эта вода, зависит, будет ли организм здоровым или больным.

Это подтвердила в своем ответе и моя крестная Ирина. В ее семье растет 4-х летний сын Виталий. Крестная уверена, что того, кто произносит бранные слова, они заражают болезнью, ведь человеку, произнесшему недобрые слова в адрес другого, становиться как-то не по себе, любое нечистое, слово оставляет черное пятно в нашем же собственном сердце. Выходит, что злая стрела поражает и того, кто ее выпустил, и того, в кого она попала. За плохое пожелание человек не может остаться безнаказанным, это в божьей власти.

-А если тебе ни за что сказали плохие слова, возразила я крестной, надо терпеть, не отвечать?

Подумав, она ответила, что защищать свое достоинство надо, но достойно, не опускаться до обидчика, а быть выше его. Средства защиты в разных случаях бывают разные, надо советоваться со взрослыми, вспомнить литературных, сказочных героев, своих друзей, какой выход они находили. Но без ответа обидчиков оставлять нельзя! Если это касается твоего здоровья, не стесняйся обратиться за помощью.

Я поблагодарила всех за ответы. Но вопрос остался открытым. Почему же, если так важно для здоровья чистая речь, люди допускают такую словесную грязь? И эта болезнь не требует дорогостоящего лечения, и даже целебные травы не нужны, которые мы собираем каждое лето.

Моя учительница, Тамара Викторовна говорит, что посеешь привычку - пожнешь, посеешь характер – пожнешь судьбу. Все люди могут стать здоровыми и счастливыми, если изменят отношение к себе и к другим. «Что это значит?», спрашиваю я. Не сквернословить, даже в мыслях никого не осуждать, желать добра и в мыслях и в словах. Прежде всего, уважать себя и уважительно относиться к другим – запомнила я крепко.

А вот какую историю из своего детства рассказала мне мама об уважении к себе и к другим:

-В начальной школе с 1 по 4 классы я училась в г. Новый Узень на полуострове Мангышлак, ныне это Казахстан. Позже моя семья переехала в Россию, в Татарстан. Класс был очень большой (42 человека) и удивительно многонациональный. С нами училась девочка-казашка Мульдир, ростом она была меньше всех, но у нее был самый звонкий и сильный голос в классе. Она заболела, у нее отказали ноги. Полгода лечилась в санаториях, и когда она вернулась в класс, у нее еще продолжались головные боли. Наша учительница Тамара Ивановна попросила нас не шуметь в классе на перемене: Мульдир трудно переносила шум, болезнь могла обостриться и тогда девочка снова не смогла бы ходить в школу. Я помню, как наши хулиганистые, как все мальчики в этом возрасте, мальчики, предупреждали друг друга: «Тихо, у Мульдир голова болит!», и на цыпочках выходили в коридор или на улицу, где носились уже от души. И не удивительно, что при внимательном отношении наша одноклассница вскоре поправилась совсем.

Предстоял смотр строя и песни – конкурс, к которому готовились абсолютно все классы в каждой школе. У нас и форма была хороша, и песня получалась, и строй ровный, но командира у нашего пионерского отряда не было. И тут Мульдир предложила себя, давайте попробуем. Ростом она была ровно наполовину стоявших в первой шеренге, но как же красиво у нее получился и шаг, и команды, и как мы все были счастливы, когда заняли первое место. На 9 Мая в День Победы наш 4 «А» от нашей школы с блеском прошел с песней перед трибуной. Всех изумила Мульдир. После парада мы долго не могли расстаться, были наполнены радостью, счастьем.

Моя мама пригласила всех оставшихся, шестнадцать человек, к нам домой. Мама и девочки испекли торты из сухой смеси, и мы весело пили чай. А потом я играла на пианино все что умела, и никогда больше не было у меня таких благодарных зрителей. То тепло, уважение к друг другу, которое я вынесла из своего класса, я пронесла через все школьные годы и не забываю в зрелые годы, во многих жизненных ситуациях эти чувства мне помогают. Вот как важно учиться уважению к себе и другим именно в детстве.

Мама говорит, что от хорошего отношения, внимания к друг другу выигрывают все.

Как сделать, чтобы дети относились к друг другу хорошо? Может быть они не должны долго оставаться одни? Я тоже не люблю долго быть одна, звоню подругам, приглашаю к себе или они приглашают меня.

Как сделать, чтобы у детей не было желания обижать других детей, животных? Ну не брать же пример с той мамы, которая сказала своей двухлетней дочери во дворе: «Не трогай кошку! Прогони! На камушек, брось в нее!», и протянула крохе камушек. Не трогай – да, но зачем учить малышку обижать животное?

Может быть вместе с классом, с ребятами со своего двора ходить на экскурсии, в походы, ухаживать за клумбами, как делал мамин класс – в связи с засушливым климатом вырастить дерево было очень трудно, и каждый класс маминой школы ухаживал за несколькими деревьями и кустарниками на территории школы; коллективно играть в футбол, баскетбол или друг с другом в шахматы, теннис, как считает моя учительница Тамара Викторовна и водит нас и в шахматный клуб и на теннисный корт, ведь здоровому соревнованию тоже надо учиться, в отличии от драки во дворе; ухаживать вместе за животными, как делают школьники в Московском зоопарке, о чем я узнала, побывав там летом и пообщавшись с красивой лошадкой полюбившей детей раз и навсегда или как ученики нашей школы, когда посещают конноспортивную школу.

Иногда я слышу от взрослых, что раньше люди помогали друг другу больше. И оправдывают себя тем, что у людей было больше свободного времени, ведь не было Интернета, не было сотовой связи, не было интересных передач и книг. На все это нужно много времени. Но ведь временем своим можно распорядиться иначе: мои родные успевают очень много – сестра Юля, например, занимается в театральной студии, выступает в команде КВН, дополнительно занимается по четырем предметам, успевает и учиться и в Контакте писать и книгу интересную и журнал модный почитать, и даже помочь маме на кухне время найдет, а я беру с нее пример: начала заниматься спортивным плаванием, учусь кататься на коньках, учусь играть в шахматы, готовлюсь выступать на конкурсе «Школьная звезда», готовлю работу для фестиваля «Портфолио», пишу стихи и сказки, каждый день гуляю с собакой и с удовольствием ухаживаю за домашними цветами, и выращиваю их.

У меня еще много планов, ведь у нас, у детей так много возможностей заняться интересным делом! Каждый ребенок может выбрать свой образ жизни, для этого нужно только одно: кто-то должен всегда быть впереди, показывать пример. Пусть будет много взрослых достойных примера, деловых, воспитанных, умных, добрых и любящих.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)