Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Значение слова в современной песенной поэзии

Издавна люди обменивались мыслями с помощью слов, чтобы выразить свои эмоции писали романы, рассказы, стихи. С появлением музыки стало возможным сделать это более точно. Мелодия придавала стихам напевность, наделяла особым звучанием. Человечество развивалось, и появлялись всё новые изобретения. Теперь в ΧΧІ веке после того, как в каждом доме появились телевизоры и радиоприёмники, песни прочно вошли в нашу жизнь. Каждый день мы слышим их независимо от того, где находимся!

Все они несут какой-то смысл, но зачастую его не так просто определить.

Актуальность предпринятого мной исследования обусловлена тем, что в современной песенной поэзии слово утрачивает своё значение как лексическая единица. Это происходит потому, что авторы популярных песен не задумываются над их смыслом и звучанием, хотя это очень важно. Каждый день мы слышим новые хиты, в которых используются сниженная лексика, неправильно подобранные художественные средства – всё это неблагоприятно действует на нашу речь. К сожалению, приходится отметить, что общество утрачивает способность общаться и выражать свои мысли грамотным литературным языком.

Новизна исследования обозначена тем, что сейчас мало говорится о положительном или отрицательном влиянии современной песенной культуры. Сведений, подобных моему исследованию, обнаружить не удалось.

Издавна люди обменивались своими мыслями, чувствами и переживаниями друг с другом. Единицей такого обмена служило слово. В. И. Даль даёт ему такое определение в своём словаре: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Сочетание звуков, составляющее одно целое, которое, по себе, означает предмет или понятие; реченье» Но даже тогда, когда слов не было, в далёкие времена, когда люди ещё не научились говорить, существовала музыка. Конечно, она была не такой, какую мы привыкли слышать сейчас, но всё же со своей особой ритмичностью. Человечество развивалось, и со временем появилась речь. Музыку и слова стали совмещать, и рождались песни. Этот род словесно-музыкального искусства тоже претерпел большие изменения. Появлялись новые музыкальные инструменты, новые слова. Песни уже можно было классифицировать по содержанию на лирические, патриотические, сатирические и т. п. , по социальной функции на обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п. ; по исполнительному составу на сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 — начале 20 вв. произошло разделение песни на профессионально-академическую и популярную (в т. ч. эстрадную и массовую). Последняя в большей степени известна нашему поколению. Мы слышим музыку повсюду. В автобусе, в машине, в магазине, в кафе, в спортивном клубе – везде песни сопровождают нас. Но часто ли мы вслушиваемся в слова? Стремимся ли понять смысл того или иного слова, использованного в песне? Несёт ли текст песни смысловую нагрузку?

Таким образом, мне представлялось важным провести своеобразный эксперимент, чтобы найти ответы на эти вопросы. Рассматривались три песни популярных сегодня исполнителей:

1. «Где буду я?» (Стас Пьеха)

2. «Ты узнаешь её» (группа «Корни»)

3. «Ресницы» (группа «Братья Грим»)

Первым этапом моего исследования был социологический опрос. Я опросила 93 человека возрастом от 13 до 34 лет. Им предлагалось прочитать тексты вышеназванных песен и ответить на вопросы: «Можете ли вы определить основную мысль предложенных текстов песен? Как вы считаете, что хотел донести до слушателя автор? Что вы думаете о метафоричности песен группы «Братья Грим?» Результаты опроса были отражены в диаграммах (приложения №1, №2 №3), данные показывают, что мнения разделились. Многие, с удивлением обнаруживали, что не могут определить смысл песни, хотя много раз слышали её. Другие утверждали, что смысл присутствует, но зачастую не могли точно установить его. Вот некоторые отзывы о песнях группы «Братья грим»:

«Первая мысль была – наркоманский бред». «Хлопай ресницами и взлетай», «губы, словно конопля», «тебе мои дозвоны».

«Вторая - в этом что-то есть».

«Третья- это же здорово!»

«Тексты группы звучат - очень складно. Слуха не коробит, хотя с первого раза не всегда понятно, о чем поют. А если начать разбирать подробно, можно найти столько внутреннего смысла Это эмоции в чистом виде! Очень необычно. »

Остальные же обозначали смысл того или иного произведения несколько обобщенно.

На втором этапе исследования, я попыталась сделать анализ текстов песен, которые предлагались в качестве материала для опроса.

Я обратилась к различным словарям, чтобы найти толкования таких понятий, как:

• музыка

• песня

• слово

И обнаружила такие толкования:

МУЗЫКА (от греч. musike, букв. — искусство муз) вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки — культовая (древнейшая из сохранившихся ныне — музыка буддистского ритуала). С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную (см. Музыкальные инструменты) и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды — театральная (опера, и т. п. ), симфоническая, камерная и др. ; на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

1. род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п. ; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п. ; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.

2. стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами.

1. Одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств. В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава; значения; морфологического строения; словообразовательного характера; участия в той или иной парадигме; принадлежности к какой-либо части речи; роли в предложении; стилистической функции; происхождения.

2. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.

1. единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения; сама так организованная художественная речь.

2. мн. художественное произведение, написанное такими строками, стихотворение.

Проанализировав лексические значения, я пришла к выводу, что каждое слово, где бы оно не использовалось: в речи, песне, тексте или стихах, должно нести определённую смысловую нагрузку. Зачастую, слушая новую либо уже знакомую песню, мы подвержены влиянию легко запоминающейся мелодии. Но не всегда хорошая музыка – показатель хорошей песни.

Если рассматривать текст песни группы «Корни» «Ты узнаешь её», то становится очевидным, неуместное использование эпитетов и метафор.

Как следствие, у человека, слушающего эту песню, перед глазами возникает образ не совсем реальный.

И её изумрудные брови колосятся под знаком луны

Песня длится всего 3 минуты, и за это время слушатель не успевает осмыслить текст, однако незамысловатая мелодия заставляет подпевать и даже подтанцовывать.

Также прослеживается ещё одно распространённое явление: в текстах над значением слова доминирует рифма, например в песне Стаса Пьехи «Где буду я?»

Глупый вопрос, пряди волос.

Помнишь, спросила ты?

Автор ведёт речь о «прядях волос», хотя в контексте о них даже не упоминается.

Начало песни звучит так: «Не ведая печали, летел по небу белый самолет», я считаю, данное олицетворение использовано неудачно.

И память затянуло весной

«Затянуло» – закрыло старые ощущения, увлечения, эмоции. Но зачем же герой задаёт вопрос: «Помнишь, спросила ты?» снова? Не для того ли, чтобы вернуться к припеву?

В современной эстрадной песенной поэзии наблюдается использование сниженной лексики. Чтобы показать это, я обращусь к стихам песни группы «Братья Гримм» «Ресницы». Если рассматривать текст песни отдельно от музыки, то станет очевидным, что рифмы здесь не наблюдается.

Губы у тебя

Вкуса миндаля

Словно конопля -

Но это не помешало песне стать хитом, по итогам хит-парада двух столиц за 2005 год песня заняла двенадцатое место, а сама группа «Братья Гримм» стала открытием года (по итогам того же хит-парада). В тексте песни «Ресницы» также отсутствует связь между предложениями, они различны по смыслу.

Хлопай ресницами и взлетай.

Присниться не забывай.

Это лишь несколько примеров неправильной организации текстов современных песен. Мною рассматривались и другие примеры, в которых прослеживаются те же особенности, исследуя и перечисляя их недостатки, можно написать не одну научную работу. Почти в каждой современной песне можно услышать неправильное употребление тех или иных выразительных средств языка.

В ходе работы над темой критического материала на данные песни не обнаружено. В многочисленных изданиях, периодике предлагаются либо анонсы на ту или иную песню, либо диск с этой песней. Но подробного анализа или хотя бы оценки текстов песен в таких изданиях не найдено. С развитием коммуникаций, появлением общедоступного Интернета тексты песен стали обсуждаться на сайтах исполнителей и различных Интернет-форумах. Я просмотрела множество из них, но так и не нашла грамотной, подкрепленной знаниями литературной критики.

Таким образом, проанализировав песни, которые предлагались в качестве материала для опроса, можно сделать определённые выводы.

Заключение.

Попробую дать более точные предположения о результатах исследования:

1. Проанализировав результаты социологического опроса, я обнаружила, что люди, читая тексты песен, часто не могут определить основную мысль, тему. Это говорит о том, что во время прослушивания современный человек порой не задумывается над её смыслом.

2. После лексического разбора текстов стало очевидным, что в некоторых из них наблюдается отсутствие логической связи между предложениями.

3. Анализ слов на песни «Ты узнаешь её» и «Где буду я», показал, что некоторые художественные средства языка: эпитеты и метафоры употребляются неуместно и порой даже неумело.

4. В песнях группы «Братья Гримм» текст выгляди гармоничным и складным, он быстро запоминается, но при его рассмотрении без мелодии становиться очевидным, что в нем отсутствует рифма. Можно сказать, что в некоторых песнях наших дней рифма отходит на второй план – над ней доминирует мелодия.

Также хочется отметить, что, не смотря на все перечисленные факторы, современная эстрадная песня продолжает оставаться популярной. Критики не берутся за разбор текстов современных произведений. А старшее поколение, не принимает современные песни лишь из-за внешнего вида исполнителей и их публичной жизни, которая является предметом пристального внимания прессы.

Вышеперечисленные выводы обуславливают практическую значимость исследования, которое дает возможность расширить представления об особенностях современной песенной поэзии. Работа представляет практическую ценность при подборе музыкальных произведений для прослушивания. Материалы исследования могут быть использованы при проведении факультативных знаний по литературе и русскому языку.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)