Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Знаешь ли ты о балалайке

У многих народностей есть такие музыкальные инструменты, которые являются своеобразными музыкальными символами. У украинцев – это бандура, у итальянцев – мандолина, у испанцев – гитара, у шотландцев – волынка. И уж все в мире знают, что символ русской народной музыки – балалайка.

Я учусь в музыкальной школе по классу балалайки. Мне очень нравится этот музыкальный инструмент. Но многие ребята меня не понимают, шутят надо мной. В музыкальной школе очень мало детей занимается на балалайке, а в последние два года никто не поступил учиться играть на балалайке. Тогда я поставил себе цель: привлечь внимание одноклассников к этому музыкальному инструменту и познакомить их с игрой на балалайке.

Когда я провёл опрос, то выяснил, что ребята почти ничего не знают об этом музыкальном инструменте. Некоторые (7чел) не могли даже назвать сколько струн у балалайки. Ребята не знают к какому виду музыкальных инструментов она относится. Но все-таки 10 человек хотели бы научиться играть на балалайке. Меня это вдохновило меня и я приступил к работе.

Я посетил школьную библиотеку, библиотеку им. С. Я. Маршака. Мне предложили энциклопедии и книги по данной теме. Ещё я побеседовал со своей учительницей по классу балалайки Поповой Алевтиной Борисовной.

Вот, что я узнал:

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАЛАЛАЙКИ

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от домбры. Есть ещё одна версия: возможно балалайка была придумана во времена татарского владычества или заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Большинство историков придерживается 1715 года, но и эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год.

Откуда же взялось название «балалайка»? Слово «балалайка» произошло скорее всего от русских слов «балакать», «балагурить», «болтать», в общем весело и беззаботно проводить время за разговором.

В конце XVII столетия о балалайке писали: «Сей инструмент в великом употреблении в России между простым народом».

«Мужицкую» балалайку дворяне и люди образованные часто презирали, не считая её музыкальным инструментом, достойным внимания. Хотя изредка балалайка звучала и богатых домах, даже при царском дворе.

Немногим более ста лет тому назад на балалайку обратил внимание любитель музыки и театра Василий Васильевич Андреев. Вот как это было: «Однажды он сидел на террасе своего дома и наслаждался тишиной деревенского вечера Совершенно неожиданно он услышал неведомые для него звуки Игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались всё ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске Василий Васильевич сорвался с места и побежал туда, откуда неслись звуки. На ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на балалайке. Андреев не мог понять как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может издавать столько звуков!» Василий Андреев задумал простонародному «мужицкому» инструменту дать новую жизнь: привести её в концертные залы. Прежде всего, Андреев решил балалайку усовершенствовать. Для того, чтобы это сделать ему пришлось собрать целую коллекцию балалаек. Были и вятские, и рязанские, и вологодские, и владимирские и многие другие. Они были и с треугольным кузовом и с овальным, долбленые и клееные, с длинным грифом и совсем короткой шейкой, с двумя струнами и с четырьмя Словом, была проделана огромная работа, прежде чем был сделан вывод: «Три струны и треугольный кузов-резонатор типичны!» По указаниям Василия Васильевича инструментальные мастера произвели изменения в конструкции балалайки, а кроме того создали не один инструмент, а целое семейство: балалайки большие и маленькие.

На балалайке новой конструкции Андреев играл, выступал с сольными концертами. В 1887 году он организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайках», а ещё через девять лет кружок этот был преобразован в Великорусский оркестр. Основными инструментами этого оркестра стали балалайки разного размера. Оркестр существует и поныне. Называется он теперь – Оркестр народных инструментов имени В. В. Андреева.

Иногда балалайку делали не из дерева, а из тыквы! Тогда балалайка получалась овальной формы, внутри тыквы приклеивали порошок битого хрусталя, тогда звук получался хрустально чистым и очень звонким. На ней даже играл композитор, скрипач, балалаечник и дирижёр Иван Евстигнеевич Хардошкин (1747 – 1804).

Лучшие балалаечники-виртуозы: Н. Осипов – заслуженный артист РСФСР, Б. Феоктистов – заслуженный артист РСФСР , Л. Воинов – народный артист Мордовской АССР, П. И. Нечепоренко – народный артист РСФСР. Жизнь Павла Ивановича – пример вдохновенного служения музыке. Начав свой творческий путь в художественной самодеятельности, он достиг высот современного исполнительского и педагогического искусства. С его искусством знакомы слушатели многих стран мира. Его сочинения широко популярны среди балалаечников. Им создана передовая школа школа балалаечного исполнительства.

ВИДЫ БАЛАЛАЙКИ

Балалайка относится к струнным музыкальным инструментам.

Существует несколько видов балалайки: пикколо (самая маленькая), прима (обыкновенная балалайка), альт и бас – увеличенные балалайки, а также еще секунда и контрабас. Все эти балалайки трехструнные.

Посетив Интернет, я узнал ещё много интересного о балалайке.

ОКАЗЫВАЕТСЯ.

О популярности балалайки говорит довольно частое упоминание её во многих русских народных песнях и частушках.

Например: «Сделаю себе я три гудочка,

Четвёртую балалаечку»

«Балалаечка гудит,

Жалко милого будить»

«Балалаечка – гудок

Разорила весь домок»

«Как на эту балалаечку

Навешаю цветов,

Чтобы эта балалаечка

Играла про любовь. »

Многие пословицы и поговорки как бы оттеняют характер этого инструмента показывают характер и поведение того или иного человека: «Вывернулся, как Мартын с балалайкой», «Наш брат Исайка – без струн балалайка», «На словах, что на гуслях, на деле – что на балалайке».

Популярность инструмента отразилась и в творчестве писателей-классиков. У А. С. Пушкина в «Евгении Онегине есть такие строки:

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых:

Теперь мила мне балалайка

У М. Ю. Лермонтова есть стихотворение «Русская мелодия»

Так перед праздною толпой

И с балалайкою народной

Сидит в тени певец простой

И бескорыстный и свободный

УСТРОЙСТВО БАЛАЛАЙКИ

Балалайка, такая, как она существует сейчас, состоит из трех главных частей. Во-первых – корпус (или как он назывался по-старому кузов), состоящий из деки (передней части) и задней части, склеенной из отдельных деревянных сегментов. Обыкновенно этих сегментов шесть или семь. Во-вторых – гриф, на котором располагаются лады и, наконец, головка – верхняя часть балалайки, где находятся механика и колки, служащие для настраивания балалайки. На деке (передней части) находится резонаторное отверстие или голосник. Над ним располагается панцирь. Он служит для того, чтобы защищать деку от ударов во время игры. На многих балалайках панциря нет, и в основном эти инструменты рассчитаны на учеников детских музыкальных школ.

Традиционно играют на балалайке бряцаньем указательного пальца правой руки и щипком. Левая же рука, как и при игре на других струнных инструментах, прижимает струну в нужном месте. Еще есть прием игры на балалайке, который называется «дробь», - это когда бряцают по струнам четырьмя пальцами. Существуют способы игры: пиццикато, арпеджиато, вибрато.

Собрав очень много материала, я рассказал своим одноклассникам о возникновении балалайки, о В. В. Андрееве, об устройстве и видах балалайки. А чтобы заинтересовать их ещё сильнее, я показал им фотографии, видеоролики различных выступлений и дипломы, которые получил на конкурсах в нашем городе, г. Полевской и г. Великий Устюг. Я показал ребятам некоторые приемы игры на этом музыкальном инструменте, дал попробовать им самим сыграть некоторые аккорды.

После моего рассказа я снова задал ребятам вопросы из анкеты. Все правильно ответили сколько струн у балалайки, назвали виды балалайки и несколько человек пожелали на следующий год поступить в музыкальную школу.

В результате проведённой работы можно сделать вывод: балалайка – символ русского народного музыкального творчества. Она покоряет слушателей уже сотню лет. Петр Ильич Чайковский сказал: «Какая прелесть эта балалайка! Какой поразительный эффект может дать она в оркестре! Это просто незаменимый инструмент!»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)