Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Знаки

ЭКСЛИБРИС

Загадочное и непривычное, похожее на название тропической бабочки, слово ЭКСЛИБРИС в переводе с латинского означает «из книг».

Так называют книжный знак, на котором указаны инициалы или фамилия владельца книги или библиотеки и воспроизведен какой-либо рисунок, образно рассказывающий о профессии, интересах, увлечениях книголюба или о тематике его библиотеки.

Отлично выполненный экслибрис, наклеенный на внутренней стороне обложки книжки или поставленный при помощи клише, является не только «охранной грамотой», но и оригинальным украшением книги.

Таков современный печатный книжный знак, применяемый на протяжении пяти веков.

Но история экслибриса насчитывает несколько тысячелетий. Еще в древнем Египте фараон Аменофис III повелел прикреплять специальные пластинки к папирусам своего архивохранилища. Одна из них сохранилась до наших дней и находится в Британском Музее в Лондоне. Это – небольшой фаянсовый прямоугольник голубого цвета, закругленный сверху с указанием имени фараона и кратким содержанием папируса.

В середине XIX века английские археологи, производя раскопки на холме Куюнджук, обнаружили в развалинах дворца царя Ассирии Ашурбанипала библиотеку – тридцать тысяч глиняных табличек, испещренных клинописью. На некоторых из них был нанесен знак круглой формы с текстом: «Принадлежит Ашурбанипалу – царю Ассирии».

По своему оформлению и технике выполнения экслибрисы делятся на геральдические, вензельные, сюжетные, шрифтовые.

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

На серебряных окладах старых рукописных книг находят чеканные надписи их владельцев; на первопечатных – оттиснутые золотом на кожаных переплетах гербовые знаки. Экслибрис царя Ивана Грозного на переплете первопечатного «Апостола» Ивана Федорова. В центре композиции государственный герб – двуглавый орел, увенчанный короной – и надпись о принадлежности книги царю: «Иоанн Божиею Милостию Господарь Царь и Великий Князь всея Руси».

Первое упоминание о применении геральдического знака относится к 1373 году, когда в Польше архиепископ Гнезненский Ярослав из Скотников приказал нарисовать его родовой герб и украсить им экземпляр Библии, хранящейся ныне в Публичной библиотеке г. Гнезно.

В середине XV века великое изобретение И. Гуттенберга - книгопечатание – дало импульс для появления первых гравированных экслибрисов. В Германии рыцарь Бернгард фон Рорбах в 1460 году специально для книг своей библиотеки заказал гербовый экслибрис граверу Бартелю Шену, выполнившему миниатюру в технике резцовой гравюры на меди. Так впервые в мире оттиски в технике глубокой печати украсили книги в библиотеке немецкого рыцаря. В настоящее время этот знак хранится в Музее экслибриса г. Нюрнберга, в котором собрана уникальная коллекция всех выполненных в Германии экслибрисов.

В XVI веке гербовый книжный знак получил распространение по всей Европе, а в начале XVIII столетия появился и в России у сподвижника Петра I Я. Брюса, образованнейшего государственного деятеля петровской эпохи. Граф Яков Вилимович Брюс (1670 – 1735) – генерал-фельдмаршал, сенатор, Берг- и Мануфактур-Коллегии президент, участник Азовских и Крымских военных походов, устроитель Навигационной школы в Москве, один из создателей русской артиллерии – был сыном выходца из Шотландии, родился в Москве, получил прекрасное образование, состоял ученым секретарем у Петра Великого. В Полтавском сражении командовал артиллерией и удостоен ордена Андрея Первозванного. За выдающиеся услуги ему был пожалован графский титул и на гравированном геральдическом знаке изображен герб, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного, на котором читаем слова: «За веру и верность» Внизу композиции на ленте девиз: «Были». Это был один из первых гербовых печатных экслибрисов России, представляющий сложную и торжественно-пышную символическую композицию, присущую большинству геральдических книжных знаков XVIII века.

В XIX столетии геральдические композиции значительно упрощаются, становятся свободнее, в них меньше торжественности и пышности.

ВЕНЗЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

До 19 века большая часть личных библиотек принадлежала к привилегированным сословиям, поэтому большинство экслибрисов были геральдическими с изображением родового герба владельца. Но наряду с этим популярными были также вензелевые книжные знаки. Яркий пример – вензельные книжные знаки семьи императора Николая II.

Начиная с Николая I все члены Царствующего Дома имели свои экслибрисы. А. К. Соколовский, впервые описавший большинство книжных знаков Императорской фамилии в Трудах Ленинградского общества экслибрисистов (вып. IX -X, 1927), насчитал их более 270, принадлежавших 67 представителям Дома Романовых. Почти на всех этих экслибрисах имелась императорская корона, расположенная, как правило, над вензелевыми инициалами владельца. Для семьи последнего русского Императора все книжные знаки выполнил художник-любитель барон Арминий Евгеньевич Фелькерзам. Скромный экслибрис в виде перекрещивающихся букв Н и А был у Николая II. Известны две его разновидности, выполненные тиснением и литографически. Экслибрисы Александры Федоровны и четырех ее дочерей очень изящны - под императорской короной начальные буквы имени и отчества, выполненные в старорусском стиле на листках бумаги ромбической формы.

СЮЖЕТНЫЕ ЗНАКИ

В середине XIX века владельцами библиотек все больше становились писатели, ученые, художники, просвещенная буржуазия, наметившийся спад в искусстве гербового и вензельного знаков ощущается все более и более и в начале XX века геральдический знак почти полностью себя исчерпал, а на смену ему пришел сюжетный (художественный) экслибрис, который сейчас полностью доминирует в искусстве графики малых форм. Достаточно указать, что коллекция сюжетных книжных знаков составляет более 100000 экслибрисов только в русской графике. Разнообразна как техника исполнения, так и многообразные художественные приемы решения темы и композиционного построения, оригинальная разработка и использование многочисленных элементов символики – вот что отличает сегодняшний экслибрис. При создании современных экслибрисов использованы все известные приемы художественной графики: в сюжетах экслибрисов применены декоративно-орнаментальные композиции, архитектурные и ландшафтные пейзажи. Широко использовано включение в экслибрис портретов и жанровых композиций, имеются интересные примеры разработки шрифтовых экслибрисов.

ШРИФТОВЫЕ ЗНАКИ

Шрифтовые экслибрисы включают в себя только имя и фамилию владельца или же название какой-либо библиотеки.

Некоторые владельцы личных библиотек, домашних библиотек или работники публичных библиотек заказывают экслибрисы, отражающие интересы, увлечения, профессию, принадлежность библиотеки к какому-нибудь обществу или организации, тем самым пополняя коллекцию современных экслибрисов.

ЭКСЛИБРИСЫ И ПУШКИНИАНА

Александр Сергеевич Пушкин был и остается одним из наиболее читаемых и почитаемых русских писателей. Разнообразны и неисчислимы свидетельства его популярности в нашей стране и за рубежом. Переводы и переиздания пушкинских произведений, статьи и книги о нем, спектакли, концерты, кинофильмы, литературные вечера, конкурсы чтецов, музейные экспозиции, картины, сувениры. Этот перечень можно продолжать и таким сугубо книжным явлением, как экслибрисы на пушкинскую тему.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)