Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Золотой век воздухоплавания

Человек с незапамятных времён мечтал летать как птица. Вспомним хотя бы один из древнегреческих мифов. Он повествует о том, что при дворе Миноса, царя Крита, проживал художник Дедал. По приказу могущественного властителя он построил на острове лабиринт, для чудовища Минотавра, в который впоследствии был заточен вместе со своим сыном Икаром. Выбраться на волю по воде или по суше было невозможно. Оставалась только одна возможность: бегство по воздуху. Дедал сделал для себя и для сына крылья из птичьих перьев, скрепленных вместе при помощи воска. Но во время полета Икар приблизился к Солнцу столь близко, что воск растаял. Юноша упал в море и погиб.

В письменных источниках довольно часто встречаются описания полетов. Первое описание летательного аппарата встречается датированное 1256 годом. По замыслу английского философа Бэкона он должен иметь форму пустотелого шара. Но это были всего лишь описания, а как же все началось?

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи великий художник и учёный «1452-1519» занимался конструированием различных летательных аппаратов. Известен, например, его проект орнитоптера. В котором, машущие крылья приводились в движение мускульной силой человека посредством хитроумных механизмов.

Леонардо да Винчи любил наблюдать за полетом птиц, не раз ему говорили, что «машина никогда не сможет взлететь, так как она всегда будет тяжелее воздуха». А он отвечал: «Орел тоже тяжелее воздуха, но, однако же, он летает!»

Так постепенно он подошел к созданию летательных аппаратов. Он спроектировал воздушный спиральный винт, который можно считать прообразом будущего вертолета, а также пирамидальный парашют

Первые аэростаты

В 1783году французские изобретатели Жозеф Мишель (1740-1810)и Жак Этьен Монгольфье(1745 – 1799) построили свой первый аэростат.

Он имел вид шара диаметром 11,5 м, был сделан из оклеенного бумагой холста, сверху которого была натянута веревочная сетка. Шар наполнялся горячим воздухом. 19 сентября 1783 г. Аэростат был запущен с животными на борту, а через месяц в Париже в воздух впервые поднялись люди. Полет длился 20 минут, шар пролетел 9 км.

В то же время ученый Жак Шарль (1746-1823) построил и запустил собственный шар. Он был наполнен водородом и имел более совершенную конструкцию.

С тех пор шары, наполненные горячим воздухом, стали называть монгольфьерами, а наполненные водородом – шарльерами.

В конце 1783 г. В Леоне был построен монгольфьер больших размеров: его вместимость 14000 куб. метров. Он поднялся на высоту 800 м. В гондоле находилось семь человек. С тех пор, полеты на воздушном шаре стали обыденным делом.

Использовать гондолы было практически невозможно из-за их неуправляемости.

В 1784 году появились первые проекты управляемых воздушных шаров. Француз Ж. Бланшар установил на аэростат крыльчатые весла и паруса.

В 1785 году Ж. Б. М. Ш. Менье предложил применить воздушные винты, которые приводились в движение членами экипажа. Также он предложил изменить форму аэростата и сделать его более вытянутым. Практически это был первый проект дирижабля. В этом же году Бланшар на своем управляемом аэростате пересек пролив Ла-Манш. Через несколько лет после этого дирижабль стал применяться для военной разведки.

Французский аэростат образца 1785 г.

Аэростаты на Руси

На Руси первое упоминание об аэростате встречается в рукописи, озаглавленной «о воздушном летании в России» (1819). В ней говорится: «1731года в Рязани, при воеводе, подьячий нерехтец Крякутный фурвин зделал как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него зделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше берёзы, и после ударила его о колокольню, но он уцепился о верёвку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, он ушел в Москву».

Первые научные наблюдения с управляемого аэростата были осуществлены также нашим соотечественником- академиком Я Д Захаровым (1765-1836) в июне 1804 г. «Рапорт в имп. Академию наук от академика Захарова о последствие воздушно путешествия, совершившегося июня 30 дня 1804г».

Первый русский учёный- воздухоплаватель взял для исследований на борт воздушного шара «. дюжину склянок с кранами для взятия проб воздуха», барометр, термометры, компас, секундомер, колокольчик, рупор известь негашеную и некоторые другие вещи. Захаров изобрел и успешно применил при полете прибор для показания всех изменений направления полета шара. Это изобретение академик назвал путеуказателем.

В 1818 г. в Москве совершила подъем на шаре г-жа Ильинская – первая русская женщина, занявшаяся воздухоплаванием. Аэростат был наполнен «простым дымом от аржаной соломы». Высота подъема 600 м.

В 40-х годах XIX века курский изобретатель Снегирев предложил снабдить аэростат плоскостью, которая могла изменять угол наклона. Кроме того он рекомендовал применять насос для изменения объема газа, для того чтобы за счет изменения объема газа можно было увеличивать или уменьшать подъемную силу.

С замечательным предложением собственного проекта управляемого аэростата выступил в 1866 году российский военный моряк Н. М. Соковнин. Он предложил соорудить большой дирижабль жесткого типа.

Вся его конструкция должна была быть разделена продольной и поперечными переборками на изолированные отсеки. Внутри каждого из них должны были находиться «отдельные баллоны, сделанные из легчайшей ткани». ( Через 30 лет это предложение Соковнина было использовано немецким конструктором Ф. Цеппелином (1838-1917), получившим первый патент на это изобретение в 1895году). Еще Соковнин предложил реактивный мотор, работающий на сжатом воздухе.

Аэростаты 1778г

Дальнейшее развитие конструкций аэростата неразрывно связано с именем Д. И. Менделеева (1834-1907). В 1875 году он изобрел стратостат, опередив своим предложением время на полвека. Правительство, к сожалению, не дало Менделееву возможности построить этот стратостат. Ученый разработал проект управляемого аэростата с баллонетом, рулями, воздушным винтом и произвел необходимые расчеты.

Проект дирижабля объемом 5000 куб. метров предложил в 70 х годах XIX О. С. Костович. Этот воздушный корабль должен был приводиться в движение гребным винтом, вращаемым двигателем внутреннего сгорания. К началу 1889 года почти все детали были готовы, но для завершения строительства не хватило денег.

Интересный проект цельнометаллической конструкции предложил в 1911 году «отец русской космонавтики» К. Э. Циолковский (1857-1935). В письме в Военное министерство он писал: «Не согласится ли Главное инженерное ведомство принять этот последний проект безвозмездно или за ничтожную сумму по усмотрению ведомстваПри том я берусь предварительно с небольшими расходами устроить непроницаемую металлическую оболочку для управляемого аэростата любого объема от 1 до 100000 куб. метров вместимостью». Предложение это было отвергнуто.

В начале XX в. специалистам – воздухоплавателям стало ясно, что дальнейшее развитие в освоении воздушного океана за моторными летательными аппаратами тяжелее воздуха. Но это уже другая история.

В наши дни аэростаты возвращаются – к большой радости тех, кто не переставал ими восхищаться. Их используют для развлечения и спорта. Современные технологии дают нам эластичные материалы для оболочек, невоспламеняющийся гелий, а для любителей – пропан-бутановые горелки, необходимые для эксплуатации нового поколения монгольфьеров. Похоже, что мы вновь прикоснулись к золотому веку воздухоплавания.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)