Hi-Tech  ->  Компьютеры  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Зрение школьника - работа за компьютером и гигиена зрения

Я считаю, что здоровье это самое главное богатство. Сегодня компьютеризацию принято считать панацеей – только компьютер может повысить эффективность образования и промышленности, банковского дела и торговли, объединить через Интернет весь мир! Как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой и новые проблемы. И одна из наиболее важных – здоровье.

Бытует мнение, что глаза – зеркало души. Чистые, блестящие, яркие глаза детей – признак хорошего здоровья, а здоровье необходимо беречь, а глаза тем более, потому что свыше 80-85% информации окружающего нас мира, мы получаем через органы зрения. Особое значение это имеет в детском возрасте, когда специалист уже может предположить, грозит ли ребенку близорукость, дальнозоркость или нет. Что нам портит зрение – всем хорошо известно. И, тем не менее, зоркость теряют даже дети с хорошей наследственностью, редко болеющие и физически крепкие.

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через компьютер. Много слов в печати и в других СМИ сказано о вредном влиянии компьютера на здоровье пользователей. Некоторые авторы даже грозят вымиранием человечеству, сидящему за дисплеями.

Физиология глаза

Строение глаза

Глаза-это парные органы, представляющие собой два шара -глазные яблоки, защищенные с одной стороны костями черепа-орбитами, а с другой стороны-слоем кожи-веком. Глазные яблоки снабжены густой сетью кровеносных сосудов - их можно увидеть на белочной оболочке(склере), называемой в просторечье белками глаз. К глазным яблокам прикреплены мышцы вращающие глаза.

От попадания пыли и грязи глаза защищают брови и ресницы. К тому же глаза « умываются» слезами. Над каждым глазом расположены слезные железы, которые и вырабатывают слёзы. По слезным протокам ,начинающимся во внутренних уголках глаз, слёзы стекают в нос. Увлажняя глаза, слёзы уничтожают бактерии, не давая им проникнуть оболочку глаз- конъюнктиву.

В центре передней части глазного яблока находится отверстие – зрачок. Через зрачок в глаз проникают лучи света. Зрачок окружен радужной оболочкой, состоящей из лучевых и кольцевых мышц. Эти мышцы регулируют величину зрачка. Защищая глаз от ослепления при ярком свете, кольцевые мышцы сокращаются, и зрачок сужается. При недостатке освещения зрачок расширяется , что бы пропускать больше света.

Как устроен глаз

Структура глаза Что это такое Для чего нужно роговица прозрачная оболочка защищает глаза радужная оболочка окрашенная оболочка регулирует размер зрачка зрачок отверстие в радужной оболочке пропускает лучи света хрусталик выпуклая линза, удерживаемая маленькими мышцами делает изображение чётким стекловидное тело прозрачное полужидкое вещество поддерживает форму глаза сетчатка светочувствительный слой на задней стенке глазного яблока воспринимает свет и цвет и посылает сигналы в мозг зрительный нерв пучок нервных отростков передаёт сигналы от сетчатки в мозг зрительная зона мозга участок затылочной доли головного мозга превращает сигналы, полученные от сетчатки в изображение

Структура глаза

Структура глаза. Что это такое. Функции глазница углубление в черепе защита от механических повреждений веко и ресницы кожная складка защита от пересыхания, механических и химических повреждений брови скопление волосков, растущих дугой над глазами отводят в сторону стекающий со лба пот слезные железы железа, вырабатывающая слезную жидкость смачивание, обогрев, защита от пыли склера (белочная оболочка) наружная, непрозрачная оболочка защищает глаз от повреждений и помогает в передней части переходит в роговицу глазному яблоку сохранять форму сосудистая оболочка средняя оболочка снабжает глаз кровью ресничное тело часть сосудистой оболочки с расположенной в ней мышцей, регулирует кривизну хрусталика связанной с хрусталиком радужная оболочка часть сосудистой оболочки, содержащая пигмент меланин регулирует количество света, проникающего в глаз передняя и задняя камеры пространство, заполненное прозрачной жидкостью, между снабжают питательными веществами роговицу и роговицей, радужкой и хрусталиком хрусталик сетчатка внутренняя оболочка, содержащая колбочки и палочки воспринимает свет и передаёт сигналы в головной мозг

Дальнозоркость и близорукость

Зрение людей меняется с возрастом, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. В этом случае изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения – близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы; она развивается после длительного напряжения, неправильного освящения. Близорукость часто возникает у детей школьного возраста из-за неправильного режима труда, плохой освещенности рабочего места. При близорукости изображение предмета фокусируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. Причиной этих дефектов зрения могут быть и врожденные изменения глазного яблока.

Близорукость и дальнозоркость исправляются специально подобранными очками или линзами.

Цветоощущение глаза

Мы привыкли к тому, что небо голубое, трава зелёная, цыплёнок жёлтый, а помидор красный. Мы даже не всегда замечаем краски окружающего нас мира. А ведь далеко не все животные могут наслаждаться многокрасочным зрением. Цветоощущение, мир красок доступен рыбам, амфибиям, рептилиям и птицам. Не воспринимают цвета собаки и копытные. Мир для них , как черно-белое кино. Так что вопреки установившемуся представлению, будто быки не любят красный цвет, они не могут различать, ни красного, ни зелёного, ни синего. Из млекопитающих только обезьяны и люди способны воспринимать цвета.

Достигается цветоощущение благодаря наличию в сетчатке светочувствительных клеток: колбочек и палочек. В палочках содержится особый пигмент родопсин, в колбочках йодопсин. Насчитывается около 7 млн. колбочек и 130 млн. палочек. Палочки обладают большей чувствительностью к свету, чем колбочки. Поэтому их ещё называют аппаратом сумеречного зрения. А колбочки, чувствительность к свету у которых в 1000 раз меньше, осуществляют дневное и цветное зрение.

Цвет-это отражённый от предметов свет. Свет-это волны. Волны могут быть разной длинны. Разная длинна волны определяет разный цвет.

Существует несколько типов колбочек, имеющих различную чувствительность к свету с разной длинной волны. Всего таких колбочек три типа. Они воспринимают красный, зелёный и голубо- фиолетовый цвета. Всё остальное многообразие красок мы видим за счёт комбинации этих трёх цветов.

Факторы влияющие на зрение

1. Печатный текст. Нельзя рассматривать печатный или написанный текст на близком расстоянии. В таких случаях хрусталик долго находиться в положении увеличенной выпуклости, что связано с напряжением зрения и приводит к развитию близорукости.

Во время чтения, письма, вышивания или другой работы надо располагать предмет на расстоянии 30-35 см. от глаза. Важно следить за освещением. При письме свет должен падать слева. Слишком яркое освещение чрезмерно раздражает рецепторы глаза и вредит зрению. Поэтому в быту и на производстве источники сильного прикрывают абажурами или плафонами из матового стекла.

Вредное действие оказывают на глаза и лучи солнечного света. Сталевары и электросварщики защищают глаза от ослепительного блеска и брызг раскалённого металла специальными очками. Нельзя читать и движущемся транспорте. Из-за постоянных толчков книга вибрирует. При этом всё время изменяется кривизна хрусталика, в результате чего зрение слабеет.

Наносит вред зрению и чтение лёжа.

2. Расстройство зрения могут возникать из-за недостатка в организме витамина А.

3. Вредное действие на зрение оказывает курение. Никотин и другие яды табака иногда вызывают тяжёлое поражение зрительного нерва.

4. В сильный ветер с пылью в глаза могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаза с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка и вызвать заболевание – конъюнктивит. Инфекционные заболевания глаз нередко приводят к ухудшению зрения, а иногда и к слепоте.

5. Особенности влияния компьютера на зрение детей.

Учитывая возрастающее число жалоб на неприятные ощущения в области глаз после работы с компьютером, проблема безопасности мониторов для зрения привлекает к себе большое внимание. Исследования, проведенные в государственных лабораториях свидетельствуют о том, что уровни опасного для глаз ионизирующего (типа рентгеновских лучей) и неионизирующего (ультрафиолетового) излучения, исходящего от экранов, достаточно низки. Например, уровень ультрафиолетового излучения, исходящего от монитора, составляет лишь малую часть по сравнению с продуцируемыми лампами дневного света. Эти дозы ультрафиолета не могут вызвать катаракту даже при воздействии в течение всей жизни. Иногда после работы с компьютером возникает ощущение "окрашивания" черно-белых предметов. Однако это не признак заболевания, а особенность нормального зрения. Это так называемый эффект МакКалаха, при котором предметы окрашиваются в цвета, дополнительные к тем, которые доминировали на экране.

Результаты исследований показывают взаимосвязь между работой на компьютере и расстройствами зрения у детей. Выяснилось, что около 30% из 37 миллионов школьников, которые сидят за компьютером дома или в учебном заведении, испытывают чрезвычайные нагрузки на зрительный аппарат, что требует специальных очков. При этом выявлена достоверная связь между длительным (несколько часов) временем, проведенным за компьютером, и развитием детской миопии.

Были сделаны следующие выводы:

• Дети не знают меры в играх. Они редко делают перерывы, в результате их взгляд длительное время сфокусирован на мониторе, что может повлечь нарушение аккомодации.

• Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше.

• Детям требуются мониторы меньших размеров, тогда как большинство использует "взрослые" мониторы.

• В последние годы за компьютером все чаще сидят и малыши. Если это происходит в детском саду, то время работы за ПК фиксировано. Но дома они практически бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру становится возбужденным, раздражительным, неуправляемым. И когда он, наконец, засыпает, то спит плохо, часто просыпается.

Напряжение глаз, вызываемое мониторами.

Установлено, что более 70% взрослых, работающих за компьютером, страдают особым заболеванием, известным как "компьютерный зрительный синдром". Можно только представить, насколько этот синдром затронул детей, многие из которых начинают пользоваться ПК в самом раннем возрасте. Даже не очень продолжительная работа за компьютером (не более 1-2 часов) вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков. Дети используют компьютер совсем в иных целях, нежели взрослые. В силу этого они гораздо более подвержены "компьютерному синдрому".

• Работа за монитором ребенка может вызывать необратимые последствия для глаз. Оптический аппарат в подростковом и молодом возрасте еще продолжает формироваться. И при длительной работе с дисплеями часто возникает и быстро прогрессирует приобретенная близорукость. Неблагоприятное влияние компьютерной работы на состояние зрительного анализатора у школьников 1-3-х классов отмечено в 45,4±3,0% исследований, экспертные опросы позволяют утверждать, что в дни работы на ПК 55-85% старших школьников жалуются на усталость глаз.

• Ребенок жалуется на боль в глазах, часто моргает, избегает света, у него ухудшается зрение и все плывет перед глазами. Глаза - одни из "ворот" для поступления информации об окружающем мире. Трудятся они столько, сколько трудится сам человек, отдыхают же немного - только во сне. Если рассматривать глаз с точки зрения оптики и физики, то он устроен как подвижная оптическая система, например фотоаппарат. Когда мы фотографируем, то для наведения на резкость двигаем линзы объектива взад и вперед. Так и хрусталик, поддерживаемый мышцами внутри глаза, двигается взад и вперед, фокусируя изображение на сетчатке. При частой смене фокусного расстояния или тогда, когда человек долго рассматривает детали удаленного предмета, мышцы глаз, "наводящие" изображение "на резкость", сильно устают. Иногда они теряют способность реагировать на смену фокусного расстояния. В ответ на перегрузку происходит спазм мышц, или "спазм аккомодации", как выражаются врачи. Это и есть то, что многие называют "усталостью глаз".

Как влияет монитор ПК на зрение:

• При работе с компьютером, в отличие от чтения книги, когда можно легко найти удобное положение, человека полностью зависит от положения монитора. Кроме того, экран, являясь источником света, считается прибором активного контраста (лист бумаги - пассивный контраст), который не столь сильно зависит от интенсивности освещения и угла падения света. Изображение на экране динамически обновляется. Низкая частота обновления (регенерации) вызывает мерцание изображения. Обычно человек долго смотрит на экран монитора. При этом глазные и внутриглазные мышцы остаются неподвижными, в то время как они нуждаются в динамическом режиме работы. Развивается зрительное утомление, способствующее возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса. Чтобы избежать этого, нужно помнить, что чем выше разрешающая способность монитора, тем точнее и четче изображение на экране, и тем оно меньше утомляет зрительную систему. Внешнее освещение в помещении снижает контрастность изображения, однако не стоит забывать, что увеличение яркости утомляет зрение.

• Блики на мониторе также сильно мешают воспринимать информацию с экрана, заставляют менять положение головы и корпуса, напрягать зрение. Увеличивается не только нагрузка на глаза, но и на шею, спину, плечи и руки, что приводит к быстрому утомлению. Источники бликов - расположенные рядом с экраном монитора источники света, светлое оборудование, яркие поверхности, незашторенные окна и даже светлая одежда самого пользователя.

• Если у вашего ребенка устают глаза при работе с компьютером – рекомендую обратить внимание на компьютерную программу для снятия зрительного утомления. Программа будет следить за режимом работы с компьютером, и предлагать упражнения для глаз, снимающие напряжение и помогающие сохранить хорошее зрение. Для школьников и студентов на всей территории России действуют санитарные правила и нормы СанПиН 2. 2. 2. 542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. №14.

Как долго можно работать за компьютером?

Для школьников и студентов на всей территории России действуют санитарные правила и нормы СанПиН 2. 2. 2. 542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. №14.

• Студенты первого курса могут работать на компьютере 1 час, старшекурсники - 2 часа с обязательным перерывом на 15-20 минут.

• Для учащихся 10 -11-х кпассов должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов - 1 урок в неделю с использованием компьютера.

Сколько времени можно непрерывно сидеть за компьютером?

  • для учащихся 1-х классов - 10 минут;
  • для учащихся 2-5-х классов - 15 минут;
  • для учащихся 6-7-х классов - 20 минут;
  • для учащихся 8-9-х классов - 25 минут;
  • для учащихся 10-11-х классов на первом часу учебных занятий - 30 минут, на втором - 20 минут.

• Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из кабинета.

• В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут, а для детей 6 лет - 10 минут.

• Занятия в кружках с использованием компьютеров должны проводиться не раньше, чем через 1 час после окончания уроков в школе и не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

• - для учащихся 2-5 клссов (7-10 лет) не более 60 минут;

• - для учащихся 6 классов и старше до 90 минут.

• Через 20 минут работы на компьютере следует проводить гимнастику для глаз.

• Технический уровень современных мониторов не позволяет полностью исключить существование вредных воздействий. Однако это воздействие необходимо минимизировать, регламентировав ряд параметров, для чего в 1996г. были разработаны и выпущены новые санитарные нормы, действующие и поныне. Основная цель их внедрения - облегчить адаптацию к непривычным для организма человека факторам, сохранив тем самым работоспособность и здоровье.

Рекомендации для улучшения зрения

Гигиена зрения

Глазами мы видим разные предметы, их форму, величину, окраску, видим весь окружающий мир, читаем книги, смотрим телевизор. Закрой глаз - и всё словно исчезает, остаётся одна чернота. Открой глаза – и всё опять появится. А ещё говорят, что глаза – зеркало души. Это зеркало может отражать характер человека. Хорошее зрение очень важно. Поэтому нужно бережно относиться к глазам. Природа побеспокоилась об этом: веки и ресницы защищают глаза от яркого света и пыли; если в глаз попадает соринка, её смывают слёзы; брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают попасть им в глаза. И мы тоже должны позаботиться о том, чтобы надолго сохранить хорошее зрение. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органов зрения, и сохранение их полноценной функции на будущее.

К сожалению, есть семьи, где этим правилам не уделяется внимание или даже поощряется, когда дети подолгу сидят за ПК, дети заняты и не мешают взрослым.

В течение учебного года мы напряжённо работаем с книгой, учебником, персональным компьютером на близких расстояниях, что, конечно провоцирует возможность развития различных патологических изменений глаза. Расстояние от учебной поверхности до глаза чаще всего составляет 25-30 см, или того меньше 6-10 см. Такие зрительные нагрузки провоцируют, по мнению специалистов медиков, физиологов, в начале функциональные, а затем и структурные изменения глаза. В конечном итоге возникает близорукость, и глаз теряет способность к чёткому видению вдаль.

• Вокруг глаз расположены 3 пары окологлазных мышц. Одна пара – косые мышцы, которые опоясывают глазное яблоко и при необходимости сжимают его в поперечнике, как бы удленняя. Две пары прямых мышц при работе делают глазное яблоко немного сплющенным. Когда по каким либо причинам происходит спазм косых мышц, развивается близорукость. Если перенапрягаются прямые мышцы, формируется дальнозоркость. В состоянии расслабления здоровый глаз будет правильно функционировать, подобно фотокамере, сокращая свою ось при рассматривании удалённых предметов и удленняя при рассматривании близких предметов за счёт изменения формы глазного яблока.

Гимнастика для глаз.

• Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд , затем открыть глаза на 3-5 секунд. Краткость повторений 5-7 раз.

• Моргать быстро в течение 20-30 секунд. Упражнение улучшает кровообращение глаза.

• Тремя пальцами каждой руки легко нажать верхнее веко, через 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляции внутриглазной жидкости.

• Закрыть веки, массировать их с помощью легких, круговых движений пальца. Повторить в течении 20-30 секунд. Упражнение расслабляет мышцы глаза и улучшает кровообращение.

• Смотреть перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаза, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 5-6 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

• Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец не сводя с него глаз до тех пор. Пока палец не начнёт двоиться. Повторить 4-6 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Первая помощь при повреждении глаз.

Небрежность и неумение пользоваться приборами домашнего обихода ( электрокипятильниками, скороваркой, сифонами для газированной воды) могут привести к тяжёлым бытовым травмам глаз. Неосторожное забивание гвоздей, резание проволоки, колка дров также могут стать причиной травмы глаз. Так как ранящие предметы обычно загрязнены, травма может осложниться инфекционным заболеванием с угрозой частичной или полной потери зрения.

Опасные для глаз виды работ нужно выполнять в очках с простыми стёклами: они ослабляют любой удар и защищают глаза от попадания химических веществ. Если произошло несчастье, нужно уметь оказать первую помощь.

Если в глаз попала соринка, промойте его и удалите с века соринку чистой влажной ватой или чистым носовым платком. Предварительно вымойте руки.

При ушибе приложите глазу вату или чистый носовой платок. Смоченные холодной водой. При тяжелых ранениях глаза ( при разрывах его оболочек ) нельзя промывать глаз и пытаться удалить инородное тело. В этом случае на глаз нужно наложить чистую повязку и отправить пострадавшего в больницу. Правильно оказанная помощь предотвратит тяжелые последствия травмы и потери зрения. При попадании в глаза щелочи, кислоты, ядовитых веществ немедленно промойте глаза чистой проточной водой в течение 15-20 минут, затем срочно обратитесь к врачу.

Это интересно

Глаз - означало в русском языке камень- кругляк или шарик , для обозначения глаза употреблялось слово «око» , сохранившееся и поныне в русском языке и в поэтической речи, в том числе и в пословицах и поговорках.

Почему же совы могут охотиться в темноте, а люди нет? Мы, люди, считаем тьму непроглядной , однако темнота всё равно не полная. Вот животным незаметного нам света вполне достаточно.

Фразеологизмы:

В мгновения ока - моментально, сразу же;

Бросаться в глаза – невольно останавливать на себе чьё-либо внимание;

Глаз да глаз (нужен) - строгий присмотр;

Глаз наметан – кто - либо достаточно искусен, опытен, чтоб безошибочно определить, распознать кого-либо, что-либо;

Глаза разбегаются - кому – либо трудно остановиться, сосредоточиться.

1. Почему зрачок изменяет свой размер? При ярком свете зрачок уменьшается, не пропуская в глаз слишком много света, чтобы не повредить сетчатку. При слабом свете мышцы зрачка приоткрываются, пропуская больше света.

2. Почему людей глаза разного цвета? Радужная оболочка-это цветное кольцо вокруг зрачка. Цвет ее формируется пигментом, называемым меланином - у людей с темно-коричневыми глазами большое количество меланина, а у голубоглазых его значительно меньше.

3. Какого размера глазное яблоко? Глазное яблоко взрослого человека имеет диаметр около 24мл. Большая часть глазного яблока скрыта во впадинах черепа.

4. Что такое «слепая точка»? Слепая точка – это место на сетчатке, откуда отходит зрительный нерв. В этом месте нет светочувствительных клеток, и потому ее называют «слепой».

5. Вредит ли глазам яркое солнце? Солнечный свет содержит ультрафиолетовые лучи, которые могут повредить не только кожу, но и глаза. При ярком свете нужно носить солнцезащитные очки и, конечно же, никогда не смотреть прямо на солнце.

6. Зачем человеку два глаза? Два глаза позволяют определять отдаленность предмета. Каждый глаз по-своему воспринимает изображение, а мозг преображает сигнал в обычный трехмерный образ. Трехмерное изображение имеет глубину(перспективу), высоту и объем.

7. Для чего нужны ресницы? Ресницы защищают глаза от попадания в них пыли и микробов.

8. Почему человек может вращать глазами? Глазное яблоко прочно удерживают шесть мышц, укрепленных сверху, снизу и с каждой стороны глаза. Все вместе эти мышцы позволяют глазу двигаться.

9. Почему человек плачет? Когда пыль или соринка попадает в глаз, слезная железа, расположенная над ним, выделяет слезную жидкость, чтобы смыть попавшую частицу. Еще глаза наполняются слезами, когда ты чем-то расстроен.

10. Как человек различает цвета? Нервные клетки сетчатки реагируют только на красный, синий и зеленый цвета. Из сочетания этих цветов составлены все остальные цвета.

11. Почему ночью все кошки серы? Клетки сетчатки, различающие цвет, - колбочки - хорошо функционируют только при ярком свете. Большинство клеток глаза, действующих ночью, - палочки - различают только черный, серый и белый цвета.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)