Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Изучая дедов, узнаём внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя

С чего начинается Родина? Для меня она начинается с самых близких людей - мамы и папы, бабушек и дедушек, других родственников. Очень давно встретились мои прадедушки и прабабушки, бабушки и дедушки. Они жили в трудные времена, жили для себя и своих будущих детей и внуков. В наше время не каждый может рассказать свою историю, историю своей семьи. Сразу же напрашиваются вопросы: <<Почему? Как могут люди не помнить своих родных и близких?>> Я решила заняться изучением своей семьи. Интересно, кто мои предки?

Ранее материалы по истории моей семьи не собирались и не публиковались. Моя работа представляет интерес для людей, изучающих историю своей семьи. Выбранная тема актуальна потому, что семья, род, любовь к ближнему, долг, служение Родине - это самые значимые и важные ценности, то, без чего мы не можем жить. Для написания работы я проанализировала документы, фотографии из семейного архива. Ценнейшим источником послужили рассказы моей прабабушки - Зайцевой Марии Ивановны Собранные данные были систематизированы и обобщены.

Моя прабабушка.

Моя прабабушка - Зайцева (Тарасюк) Мария Ивановна родилась 22 марта 1927 года в деревне Волчин Каменецкого района Брестской области. В семье сапожника. О своём детстве рассказывает скупо и мало. До 1939 года её родная деревня входила в состав Польши. <<Бабуся>>, так ласково называют Марию Ивановну в нашей семье, училась в польской школе. Закончила 6 классов. Знает польский язык.

В 1939 году Западная Белоруссия вошла в состав СССР. Началось социалистическое строительство. В деревне появился колхоз. Но всем планам помешала война.

22 июня 1941 года, в 8 часов утра в Волчине уже были немцы. Начались годы оккупации. О них прабабушка вспоминает <<со слезами на глазах>>. С 1942 года началось преследование евреев. Они жили в середине в деревне. Их место жительства обтянули высокой проволокой, по ней <<пустили ток>>. Выбрали старосту. Так появилось <<еврейское гетто>>. Весной 1943 года немцы взяли русских мужчин с повозками. Евреем сказали, что их перевозят в гетто в город Высокое. Однако на краю деревни были выкопаны три больших ямы. Именно туда и свозили евреев и расстреливали. По деревне стоял ужасный крик. Были расстреляны 350 евреев из Волчина и Чернавчиц. Память об этом событии проносит через годы обелиск, стоящий на краю деревни.

Именно в родной деревне прабабушка встретила свою любовь - моего прадедушку Зайцева Николая Михайловича. Он проходил службу в городе Высоком и деревне Волчин. В 1949 году Мария Ивановна, вместе с мужем, переезжает в город Пензу. В семье родился сын - мой дедушка Зайцев Владимир Николаевич.

Прабабушка поступает на работу - на завод <<Пензтекстильмаш>> - ученицей фрезеровщика. На родном заводе бабуся проработает до 1995 года. Её с трудовой стаж 45 лет. Мария Ивановна награждена медалями <<Ветеран труда>>, <<Ветеран завода Пензтекстильмаш>>.

Краткие биографические сведения о членах родословной по линии Тарасюк - Мазурик.

Над своим родословием я работаю уже два года. Сначала я освоила методы сбора информации: устный опрос ближайших родственников, живущих в городе Пензе; изучение ксерокопий личных документов. Именно моя прабабушка помогла составить мне ветвь родословного древа по линии Тарасюк - Мазурик, так как книг актовой записи о рождении (метрических книг) в деревне Волчин Брестской области не сохранилось, о чём свидетельствует справка, выданная Тарасюк М. И.

Мария Ивановна рассказала мне, что её бабушки и дедушки были крестьянами, обрабатывали землю. Хозяйство было небольшим. Отец был сапожником и печником. Жили в Западной Белоруссии (до 1939 года - в Польше). Родители по папиной линии жили в деревне Волчин, по маминой - в деревне Котера. Все мои деды и прадеды знали и белорусский, и польский языки.

Все полученные сведения помогли вырасти моему родословному древу.

Я составила биографические карточки о семи прямых представителях моей семьи по линии Тарасюк - Мазурик. Данные я располагала в форме таблицы по графам: ФИО, год рождения, место жительства, образования, награды. К сожалению, данные о моих прадедах не совсем полны, так как удавалось узнать только Ф. И. О. Однако мне удалось дойти до моих прапрапрадедов, т. е до шестого поколения в своём родословии.

История семьи в истории страны.

С какими событиями в истории страны связаны мои деды и прадеды по линии Тарасюк - Мазурик?

1917- июнь 1940 года:

Вхождение Западной Белоруссии в состав СССР.

Великая Отечественная война (1941- 1945):

Освобождение Белоруссии;

Мирное время (май 1945- до наших дней):

Восстановление и развитие сельского хозяйства Брестской области.

Восстановление и развитие промышленности Пензенской области.

Цена победы была тяжёлой. СССР потерял 27 миллионов человек, уничтожена треть национального богатства. Однако благодаря героизму советских людей восстановление промышленности и сельского хозяйства шло быстрыми темпами. Это заслуга всех живших тогда граждан СССР, в том числе и моих родственников.

<<Легенды>>, рассказанные прабабушкой.

Я очень люблю слушать рассказы моей прабабушки, о её детстве, о родной деревне.

Мне хочется узнать как можно больше. Иногда рассказы очень интересны. Вот некоторые их них.

<<На краю деревни Котера, на возвышенности, росла очень высокая красивая липа. Старожилы деревни говорили, что это - <<липа Наполеона>>. Она выросла на месте шатра, где находился полководец в далёком 1812 году, во время начала похода на Россию. Считалось, что её посадили французские офицеры. За липой ухаживали местные жители, срезали старые ветки. В 90- е годы XX в неё попала молния. Рядом с липой находилось кладбище наполеоновских солдат. Местные жители, когда копали погреба, часто находили кости, говорили, что это останки наполеоновских солдат>>.

<<В годы войны дед Мазурик, чуть не попал в еврейское гетто. Он носил бороду. Немецкий солдат подумал, что он еврей и приказал его схватить. Спас деда нательный крестик, который он успел вытащить>>.

<< В деревне сохранился старый костёл, говорили, что в старые времена рядом находился замок, и в нём родился последний король Речи Посполитой Август Понятовский. До 1939 года в деревню приезжало очень много экскурсантов. Именно в этот костёл>>.

Меня очень заинтересовал рассказ прабабушки о старом костёле. И я решила проверить его. Информацию я искала в книгах и на сайтах Интернета. Вот, что мне удалось найти о родине моих дедов и прадедов.

Волчин - родина моих прабабушек и прадедушек.

Волчин - это местечко Гродненской губернии, Брестского уезда, в 35 верстах к северо-западу от уездного города, на реке Пульве, притоке Западного Буга. Существовал еще в XVI столетии. Князья Чарторыжские построили здесь замок, в котором родился Станислав Понятовский. Волчин сделан местечком в 1764 г. Жителей 578 (1890). Православная церковь, костел, ярмарка.

Первым Волчиным владел Иван Александрович Солтан - весьма почётный в Великом

Королевстве Литовском религиозный деятель, в 1494 году отошедший навсегда в параллельный мир (этот год и есть одно из первых упоминаний о Волчине). Праправнук упомянутого в 1586 году основал в Волчине церковь св. Николая и Георгия.

Ещё множество раз местечко меняло своих владельцев: Солтаны - > Госевские - > Служки - > Сапеги - > Флеминги и т. д. Александр Госевский в 1639 году построил тут деревянный костел Пресвятой Богородицы, а Казимир Сапега выделил большие деньги на восстановление Волчина после шведских войн; сведения о принесенной пользе или вреде другими его владельцами весьма скудны и малозначительны

А в 1720 году местечко попало в руки Казимира Чарторыйского. Волчин становится культурным и политическим центром времен правления семейного клана Чарторыйских-Понятовских. Гражданин Станислав Понятовский (отец будущего короля) женился на Констанции Чарторыйской. Поселившись в Волчине, Станислав занялся расширением границы своих владений, скупая соседние деревни у обедневших князей. Волчин расцвёл: на реке Пульве и Лесной работало семь мельниц, велась оживлённая торговля зерном с Гданьском (по Пульве через Буг и Вислу), разводилась породистые животные

18 июля 1729 года был заложен угловой камень нового костёла на месте старого деревянного. И в 1733 году перед людьми явилось чудо инженерной мысли Якуба Хемпеля в виде архитектурного творения, аналогичного римскому костелу Санта-Мария Маджоре.

17 января 1732 года в семье Понятовского прямо в здании библиотеки родился четвёртый сын.

По легенде в этот день в Волчин приехал астролог и предсказал ему звание короля Речи Посполитой. Летом этого же года его крестили в старом деревянном костёле по имени Станислав Антоний Понятовский (впоследствии Станислав Август).

В 1738 году Волчин переходит в руки Михаилу Чарторыйскому: хороший хозяин сменился ещё лучшим. Михаил стремился сделать из местечка великосветскую резиденцию (по плану французского архитектора Пьера Рико де Тиргая), поэтому, достраивая костёл св. Троицы, он начал строительство дворца из лиственницы на 36 комнат длиной 120 метров и двух кирпичных флигелей на 52 комнаты. Как же изменился костёл? Крышу приподняли и перекрыли жестью; внутри теперь можно было увидеть лепку в виде растений, фигурных и орнаментных декораций; деревянные вазы заменили скульптурами евангелистов Матвея, Марка, Иоанна и Луки; проведено завершение крыши башенкой с железным позолоченным крестом, в которую поместили часы с четырьмя циферблатами по сторонам горизонта (часы каждую четверть и каждые полчаса отбивали тоном низким, а каждый час - более высоким). В костеле имелся девятиголосый орган, семейная ложа для сидения волчинских хозяев во время богослужения, а также родовая крипта для захоронения почетных членов семейства.

А вот описание построенного Михаилом дворца: <<. обширный деревянный дом и каменные официны, к которым примыкает большой парк, пересекаемый длинным и широким каналом, в конце которого располагался Нептун в окружении мифологической свиты, напоминая Версаль>>. А какие названия использовал Пьер Рико: <<грот Нептуна>>, <<Великий канал>>! По парку свободно бегало небольшое стадо благородных оленей

Михаил Чарторыйский организовал в Волчине профессиональный театр (первый и последний на Каменетчине). Его труппа пополнялась артистами из Франции и выпускниками актёрско-балетной школы Иеронима Радивила из Белой Подляски. Волчин расцвёл! Михаил не гнушался приглашать иконописцев, портретистов, пейзажистов, архитекторов, скульпторов, садовников для воплощения в жизнь его культурных задумок. А посему комнаты дворца украшали картины итальянских художников. Французский художник Ян Петр Норблин де ля Говрдайн находился здесь на постоянном жительстве, пребывая в беспрерывном творческом рвении.

Наступил роковой для Волчина 1775 год - год смерти Михаила Фредерика Чарторыйского, яркий цвет местечка начинает гаснуть. Наследник племянник Михаила Адам Казимир Чарторыйский и его сын Адам Ежи (будущий министр иностранных дел России) лишь изредка наезжали сюда - они отдавались большой политике, участвуя во всевозможных восстаниях и войнах, предпочитая жить в Пуловах.

25 ноября 1795 года Станислав подписал акт об отречении от престола. Через три года-12 февраля 1798 года он скончался и был похоронен в костёле Святой Екатерины в Санкт- Петербурге.

В 1828 году Волчин был продан дамочке Каролине Пусловской. Местечко ей не понравилось, и первым делом она распорядилась разобрать дворец и перевезти его в родное поместье Леошки около Берёзы. Вскоре Волчин перешел во владения Морочевских. В конце XIX века Луциана Морочевская поставила жирную точку в истории волчинского величия: всё, что ещё оставалось от богатства, она продала за бесценок Брамсу. За парк Брамс заплатил 1700 рублей, высек его под чистую и продал. Остатки фундамента дворца тоже были оценены в 1000 рублей - кирпич продан.

А какова судьба костёла?

С 1866 года по 1918 костёл принял ипостась православной церкви, а с 1918 года он опять костёл. После 1939 года Троицкий костел, оказавшийся на советской территории, был закрыт. В послевоенное время местный колхоз использовал его как склад для удобрений, что ускорило процесс разрушения здания.

А вот, что стало с останками Станислав Понятовский неизвестно.

В конце 1930- х годов советская власть решила, что костёл на Невском нужно снести. Сталин предложил Польше <<забрать своего короля>>. Поместить останки в Вавельский костёл в Кракове, поляки не решились. И решили, тихо без почестей поместить останки в костёл Святой Троицы, в Волчине.

На одном из сайтов я обнаружила следующую информацию.

<<В местном костёле Святой Троицы 14 июля 1938 года упокоились останки правителя, после доставки из костёла Св. Екатерины в Петербурге, по личному приказу Сталина. Несмотря на секретность, все местные жители участвовали в этом: <<Поздно вечером приехали 2 или 3 машины с жандармами, из одной машины достали гроб. Гроб был большим, красивым с ручками. Внутри лежал гранатовый мундир, расшитый золотыми эполетами. Там, где должна быть голова, лежала шестиугольная шляпа с польским орлом. Нижняя часть гроба была покрыта темным бархатом. Был виден череп с прической, похожей на парик. В гробу было много ценных вещей>>. В 1945 году гроб начали растаскивать, за что были наказаны 3 местных жителя и 2 пограничника сняты с должности. После этого костёл закрыли до 1949 года. В 1949 году увидели, что гроб был полностью разграблен и на его дне были лишь кости фаланг пальцев и остатки ткани, расшитой золотом, а также красивая корона. В1 954-55 году проводились исследования костёла польской группой учёных. От жителя Волчина ими была получена анонимка о том, что он похоронил останки и может указать где. А затем вначале 90-х годов к польской экспедиции снова подошел местный житель и сказал, что нечего здесь искать я уже всё перезахоронил. Также некоторые свидетели утверждали, что всё содержимое гроба похоронил житель Волчина Антоний Протасюк с помощником. В 1992 году к ксендзу Яну Василевскому подошел человек и сказал, что знает человека (живущего в Казахстане), который похоронил останки короля на кладбище.

Совершенно точно обо всем, что происходило в Троицком костеле, знают, пожалуй, только немые свидетели, но и от них мало что осталось. Речь о четырех скульптурах евангелистов, более 200 лет наблюдавших со стен костела за тем, как текла жизнь у его подножия. Костел не без оснований относят к числу архитектурных шедевров. Строил его итальянский скульптор, и аналогичная церковь с красивым названием Санта-Мария Маджори есть в самом Риме. Массивные скульптуры евангелистов, сами по себе являвшиеся произведениями искусства, возвышались над храмом еще в начале 80-х годов. Сейчас наверху остался только Иоанн. Упавшие с небес на мраморный пол Марк, Лука и Матфей лежат в костеле, словно солдаты на поле боя, разбитые и разбросанные по кускам. Опознать их можно только по традиционным атрибутам: ноги Марка с примостившимся у них львом, плечо Матфея, прикрытое ангельским крылом, часть Луки с бычьей головой.

В 2008 принято решение о начале реставрации костёла. В государственном проектном институте <<Белинформреставрация>> минскими архитекторами и реставраторами уже разработан проект его реконструкции, для проведения работ изыскивают средства.

Мне удалось составить смешанную восходящую родословную до шестого поколения по линии Тарасюк - Мазурик. Я узнала много интересного о своих предках: их имена, местожительство, <<легенды>> маленькой белорусской деревни - Волчин - родины моих дедов и прадедов.

Я не заканчиваю свою работу. Предстоит ещё много выяснить и узнать, работать в архиве. Так как остались <<Белые пятна>> в моей родословной по линии Ягодиных, Кирилловых, Пузариных. Уже сделан запрос в архив города Саратова.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)