Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Изучение экологической обстановки в школе

Человеку необходимо знать, что в окружающей среде, будь то естественная, неизменная, или преобразованная им среда, полезно для организма, а что вредно, какие изменения среды благоприятны для здоровья и поддержания высокой работоспособности, а какие - нет. Рабочее место - это место, где человек непосредственно трудится продолжительное время (более 4 часов).

Существуют определенные санитарные нормы для школьных учреждений, направленные на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность.

Существуют определенные санитарные нормы для школьных учреждений, направленные на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность.

Целью данной работы было исследование и анализ того, на сколько реальные условия в нашей школе соответствуют санитарным нормам по ряду параметров.

Для достижения цели мы ставили перед собой следующие задачи:

- провести анализ расписания уроков и сравнить его с нормой;

- провести статистический опрос учащихся с целью выяснения затрат времени на выполнение домашнего задания;

- исследовать видеоэкологический фактор;

- исследовать освещенность учебных помещений;

В ходе выполнения работы использовались различные методики.

Для проведения анализа расписания уроков была использована таблица, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах, и рекомендации по распределению нагрузки по дням недели. В результате опроса учащихся было определено среднее время, которое они затрачивают на выполнение домашнего задания.

Был проведен подробный анализ организации УВП в школе.

Для исследования освещенности учебных помещений было проведено изучение естественной и искусственной освещенности в учебных классах. Искусственная освещенность исследовалась методом люксметрии.

1. Исследование режима учебно-воспитательного процесса.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма.

Согласно санитарно-гигиеническим нормам для школы в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся П-Ш ступени - на 2-4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность школьников и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале и в конце недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Домашние задания должны даваться обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1кл. (со второго полугодия) - до одного часа, во 2 кл. - до полутора часов, в 3-4 кл. - до двух часов, в 5-6 кл. " до 2,5 часов, в 7-8 кл. - до 3 часов, в 9-11 кл. ~ до 4 часов.

1. 1. Анализ суммарной недельной нагрузки учащихся

7 и 9 классов.

Одним из главных составляющих компонентов учебно-воспитательного процесса является недельная нагрузка учащихся. Анализ суммарной недельной нагрузки учащихся 7-Б, 7-В, 9-А, 9-Б, 9-В, 9-Г классов был сделан по расписанию на 2004-2005 учебный год. Сведения о времени, затрачиваемом на выполнение домашнего задания, были получены из статистического опроса учащихся данных классов.

Класс Недельная нагрузка, ч. Время выполнения домашнего задания, ч/день

Допустимая Реальная Мах Затрачен. в среднем допустимое

7-Б 34 32 3 2,5

7-В 34 32 3 2,25

9-А 35 34 4 3,5

9-Б 35 34 4 3,6

9-В 35 34 4 3,75

9-Г 35 34 4 3,5

По результатам работы видно, что школьники нашей школы не перегружены. Для исследования распределения недельной нагрузки были построены диаграммы.

Распределение нагрузки на неделе (в 9-х классах)

Сравнение диаграмм идеального и реального распределения нагрузки учащихся по дням недели показало, что для учащихся 7-Б, 7-В классов распределение нагрузки в течение недели полностью соответствует санитарно-гигиеническим нормам, а для учащихся 9-х классов практически соответствует (за исключением одного дня). Таким образом построение учебно-воспитательного процесса в целом в нашей школе соответствует предъявленным к школам санитарно-гигиеническим нормам.

2. Исследование режима освещения классных комнат.

Значительное физиологическое влияние на зрительный анализатор и общую работоспособность оказывает освещенность рабочего места. Все учебные помещение должны иметь как источники искусственного освещения, так и естественного. Необходимо учитывать также направленность светового потока. Целью данной работы являлось исследование и анализ того, насколько реальные условия в нашей школе соответствуют санитарным требованиям.

Согласно санитарным нормам для учебных заведений (1) в учебных помещениях следует проектировать естественное боковое левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6м необходимо двустороннее освещение. При этом не допускается направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся. Неравномерность естественного освещения помещений, не должна превышать 3:1.

Также в учебных помещениях должна применяться система общего освещения, состоящая из потолочных светильников и софитов над классной доской.

2. 1. Исследование освещенности рабочего места методом люксметрии.

Оборудование: люксметр УО 116.

Измерения освещенности учебных помещений производилось в шести учебных кабинетах третьего этажа.

№ кабинета место проведения вид освещенностиосвещенности уровень min кабинета измерений освещенности освещенности, допустимый

Лк уровень осв. ,

303 Пов-ть стола Комбиниров 912,75 300

Пов-ть кл. доски Комбиниров. 1034,70 500

306 Пов-ть стола Комбиниров 856,90 300

Пов-ть кл. доски Комбиниров. 756,70 500

307 Пов-ть стола Комбиниров 817,60 300

Пов-ть кл. доски Комбиниров. 765,00 500

310 Пов-ть стола Комбиниров 770,75 300

Пов-ть кл. доски Комбиниров. 745,70 500

311 Пов-ть стола Комбиниров 804,00 300

Пов-ть кл. доски Комбиниров. 681,70 500

316 Пов-ть стола Комбиниров 722,75 300

Пов-ть кл. доски Комбиниров. 702,70 500

Как видно из таблицы, санитарные требования по уровню освещенности на картах и классной доске соблюдаются полностью. Светло - коричневый цвет учебных столов также способствует увеличение освещенности рабочего места примерно на 20%

Окраска классных досок в зеленый цвет с поверхностью хорошо удерживающей мел полностью соответствует санитарным нормам.

2. 2. Изучение естественной освещенности класса.

Оборудование: рулетка.

Для расчета естественной освещенности класса были выполнены следующие измерения:

- высота и ширина окон;

- длина и ширина класса;

- высота верхнего края окна над полом

Используя эти данные были вычислены:

- площадь застекленной части окон (90% общей площади окна) Sо;

- площадь пола класса S;

- световой коэффициент (СК) по формуле

Где Sо - площадь застекленной части окон;

S - площадь пола класса,

Коэффициент заглубления, т. е. отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса.

Полученные данные позволили установить соответствие естественной освещенности классов санитарным требованиям.

кабинет Световой коэффициент Коэффициент заглубления

Санитарно-гигиеническая результат Санитарно-гигиеническая результат норма норма

303 0,174 0,520 0,5

306 0,172 0,250-0,166 0,530

307 0,172 0,530

310 0,171 0,550

311 0,202 0,545

316 0,178 0,530

Из таблицы видим, что естественная освещенность классов близка к санитарным нормам.

Заключение

В настоящее время большое внимание уделяется здоровью учащихся. Еще Жан Жак Руссо говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его здоровым». В нашей школе также этот вопрос является одним из главных при организации учебно-воспитательного процесса.

Возвращаясь к цели нашей работы и вытекающим из нее задачам можно сказать, что учебно-воспитательный процесс, режим освещения и воздушно-тепловой режим у нас в школе организованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

В ходе исследования среди учащихся школы была проведена профилактическая работа, разъясняющая необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм. С результатами исследования были ознакомлены администрация школы, учащиеся и их родители. У всех категорий слушателей это вызвало неподдельный интерес. Учащиеся школы теперь самостоятельно стараются следить, например, за соблюдением вентиляционного режима, режима проветривания. И это происходит осознанно, что способствует повышению качества выполняемой работы.

Таким образом, выполненное исследование интересно не только результатами, но и их практическим применением.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)