Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Изучение и расчет биологических ритмов

Многие биологические процессы в природе протекают ритмично, т. е. разные состояния организма чередуются с достаточно четкой периодичностью.

Человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах: физическом (Ф), эмоциональном (Э) и интеллектуальном (И).

Физический цикл равен 23 дням. Он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения.

Эмоциональный цикл равен 28 дням и обусловливает состояние нервной системы и настроение.

Интеллектуальный цикл (33 дня) определяет творческую способность личности.

Гипотеза. Мы предположили, что физический, эмоциональный, интеллектуальный цикл и цикл интуиции индивидуальны для каждого человека.

Задачи статьи: изучить источники данных о биоритмах; изучить физический, эмоциональный и интеллектуальный циклы у учащихся нашей школы, сравнить результаты с известной теорией; исследовать интуицию у учащихся нашей школы, составить программу для расчета биоритмов на языке программирования Pascal, составить таблицы для расчета биоритмов в табличном процессоре Excel.

Для определения физического, эмоционального и интеллектуального состояния мы использовали самооценку учащихся. Для этого каждый учащийся в подготовленном бланке утром и вечером отмечал свое состояние по каждому из трех циклов, оценивая его от -1 до 1. Потом подсчитывали среднее значение. В исследовании приняли участие 20 учащихся в течение 40 дней.

Методика изучения интуиции. Мы разработали свою теорию определения интуиции. В отличие от определения физического, эмоционального и интеллектуального состояния, мы использовали не самооценку, а тестирование. Испытуемым предлагались различные тесты, которые оценивались от 0 до 6 баллов. Тесты менялись и постепенно усложнялись. Предлагались следующие виды тестов:

  • из 5 перевернутых карточек с изображениями геометрических фигур найти определенную фигуру, вместо геометрических фигур также использовались цифры, цвета, количество карточек постепенно увеличивалось;
  • из нескольких фотографий выбрать человека с определенной профессией;
  • угадать задуманный предмет из определенного набора.

Испытуемым предлагалось 2 попытки. Если тестируемый давал правильный ответ с первой попытки, ему начислялось 2 балла, со 2й попытки – 1 балл, если и 2я пытка не удалась – 0 баллов. 1 задание состояло из 3х тестов. Таким образом, максимальное количество баллов, которое мог получить участник – 6, минимальное – 0. Результаты заносились в заранее подготовленные бланки

Теория биоритмов

Многие биологические процессы в природе протекают ритмично, т. е. разные состояния организма чередуются с достаточно четкой периодичностью. Примеры быстрых ритмов – сокращения сердца или дыхательные движения с периодом всего в несколько секунд. У других жизненно важных ритмов, например чередования бодрствования и сна, период составляет около суток

Ритмы можно наблюдать в жизни растений. Особенно наглядные примеры – ежесуточные движения листьев и раскрывания-закрывания цветков.

Четко работают биологические часы у насекомых. Например, пчелы знают, когда раскрываются определенные цветки, и навещают их ежедневно в одно и то же время. Пчелы также быстро усваивают, в какое время им выставляют на пасеке сахарный сироп.

Теории "трех биоритмов" около ста лет. Интересно, что ее авторами стали три человека: Герман Свобода, Вильгельм Флисс, открывшие эмоциональный и физический биоритмы, а также Фридрих Тельчер - исследовавший интеллектуальный ритм.

Кроме того, Тельчер продолжал свои исследования, изучая жизнь творческих людей. В результате он нашел "пульс" нашей интуиции - 37 дней, но со временем этот ритм "потерялся".

Итак, от рождения до смерти каждый человек подвержен воздействию трех основных циклов - физического, эмоционального и интеллектуального. Эти циклы протекают независимо друг от друга и имеют периоды: физический - 23 дня, эмоциональный - 28 и интеллектуальный - 33 дня.

В день рождения человека каждый из циклов стартует от "нулевой точки" и начинает возрастать в позитивной фазе, в течение которой энергия и способности, связанные с каждым циклом, высоки. Постепенно уменьшаясь, циклы пересекают "нулевую точку" и переходят в негативную фазу, в которой все физические, эмоциональные и интеллектуальные возможности значительно снижены.

Иногда кривые двух, а еще хуже - трех циклов пересекают "нулевую линию". Эти дни называются "двойными" или тройными нулевыми днями.

В нулевые дни (когда происходит переход из одной фазы в другую) человек может ожидать для себя наибольших опасностей. Необязательно считать, что если у вас нулевой день, то случится несчастье. Просто в этот день надо быть начеку, так как ваши физические, эмоциональные и интеллектуальные возможности снижены.

Согласно вышеизложенной теории трех биоритмов, физический, эмоциональный и интеллектуальный циклы могут быть рассчитаны по формулам.

Физический циклФИЗ(х)=sin(2πx/23)

Эмоциональный циклЭМО(х)= sin(2πx/28)

Интеллектуальный циклИНТ(х)= sin(2πx/33)

Где x – количество прожитых человеком дней. Вычисляется как (текущая дата – дата рождения).

В табличном процессоре Excel мы рассчитали значения трех биоритмов по этим формулам для исследуемого периода времени и для каждого участника, по этим формульным значениям построили графики. К этим данным добавили результаты исследования, отобразили их на графике.

Кроме значений по формуле, на графиках мы изобразили результаты нашего исследования, которое мы проводили в течение 40 дней у 4 учащихся нашей школы. Ребята отмечали свое физическое, интеллектуальное, эмоциональное состояние. Средства табличного процессора позволили нам сравнить результаты исследований с графиками биоритмов, составленными по формулам. Мы пришли к выводу, что самооценка биоритмов не совпадает с данными расчетов по формуле, так как самооценка своего состояния всегда субъективна, зависит от личных качеств человека, одни оптимисты, другие пессимисты, некоторые люди непостоянны и неуверенны в себе.

Применение теории биоритмов заключается в следующем:

I. Устанавливается критерий опасности в зависимости от специальности или вида выполняемых работ.

II. Производится прогнозирование нулевых дней (возможных дней травмирования) рабочих на будущий период.

III. Осуществляется разработка мер профилактики в критические (нулевые) дни.

На I этапе на основе анализа данных травматизма устанавливается, какой цикл (физический, эмоциональный или интеллектуальный) оказывает большее влияние на травматизм. В дальнейшем определяется величина (интервал) критерия опасности. Например, при анализе травматизма слесарей, стропальщиков, бетонщиков, машинистов заводов железобетонных изделий принимается интервал 0±1 день от критического нулевого дня.

На II этапе определяются критические (нулевые) дни на весь год для каждого рабочего предприятия. Нулевые дни отмечаются в индивидуальной карточке, календаре рабочего и вывешиваются в диспетчерской или других служебных помещениях и на рабочих местах.

На III этапе начальник цеха, участка, прораб, мастер, получив данные о возможных днях травмирования рабочих, проводит профилактическую работу для предупреждения травматизма:

❖ группирует индивидуальные карточки по опасным дням;

❖ составляет график проведения инструктажа с установленными группами рабочих;

❖ при инструктаже, который должен проводиться до наступления опасных дней, выдает каждому рабочему карточку, где указаны его опасные дни и меры предупреждения травматизма при выполнении данного вида работ (желательно, чтобы такие карточки были красочно оформлены);

❖ осуществляет усиленный контроль за работой в течение опасных дней для данной группы рабочих;

❖ при выполнении опасных работ в период возможного травматизма может переводить рабочего на другое место работы.

Наибольший эффект по предупреждению несчастных случаев может быть достигнут, если работы будут вестись с учетом рекомендуемой методики, а также если сами рабочие при проведении профилактической работы будут предельно внимательны.

У теории биоритмов есть много приверженцев, но немало и противников. Однако, что же говорят факты и проведенные исследования.

Главный ревизор Управления пассажирского транспорта г. Москвы сообщает, что для профилактики аварий в "критические" дни всех трех циклов водитель освобождается от работы вообще. Когда совпадают два критических дня, ему выдается путевой лист с красной полосой и дополнительное время на рейс. Результат: аварий по вине водителей стало меньше на 40 % ! С 1978 г. издан приказ о введении этой системы во всех трамвайных депо, автобусных и троллейбусных парках г. Москвы.

У японской фирмы "Оми рейлвей компани" результат тот же: количество происшествий снизилось в 2 раза. Ряд американских исследователей выяснили, что 58% аварий, происшедших по вине водителей попадает на их "критические" дни.

При анализе выступлений шахматистов выяснилось, что успех в шахматном турнире очень зависит от фаз трех биоритмов. Не случайно, при планировании серьезных выступлений в международных турнирах и на чемпионатах мира выдающиеся гроссмейстеры всегда учитывают фазы своих биоритмов.

Рассматривая физический, эмоциональный и интеллектуальный циклы, нельзя забывать о «потерянном» цикле интуиции, который занимает не последнее место в жизни человека.

Согласно определениям в современных энциклопедиях, интуиция ( от латинского - пристально смотрю) - способность постижения истины, без основания доказательствами, чутьё, тонкое понимание, предвидение хода событий, способность быстро находить верные решения и ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, жизненных ситуациях. В некоторых течениях буржуазной философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления. Интуиция позволяет подвергать сомнению то, что кажется очевидным, открывая новые возможности. Не стоит путать интуицию с экстрасенсорными способностями.

Шестое чувство – это не физическое прикосновение, не звук, не запах. Это даже не зрительный образ. Это что-то нематериальное, но вполне реальное. Прежде чем доверять интуиции, необходимо научиться её чувствовать. Несомненно, она есть у всех людей, но сложность в том, как она развита и как «сделать её лучше»? Существует множество тренажёров, помогающих выявить, на каком уровне находится ваша интуиция и, по возможности, развивающих её. Способность использовать подсказанные интуицией решения является одной из составляющих успеха и показателем того, насколько человек развил свое внутреннее "Я". Сократ говорил, что подчиняется своему внутреннему голосу. Эйнштейн, Эдисон, Маркони, Генри Форд, Лютер Бюрбэнк, мадам Кюри - этот список можно продолжить именами многих и многих известнейших людей, которые непосредственно связывали свои успехи с интуицией. Прислушиваясь к своему внутреннему голосу, человек принимает самые правильные решения, выдвигает наиболее творческие идеи и глубже смотрит на вещи, находя кратчайший путь от осознания своего желания до его реализации. Люди, которые всегда оказываются в нужное время в нужном месте и которым с поразительной частотой везет в жизни, - не просто счастливчики. Они развили интуицию, которая подсказывает им, что и когда делать. Подсознание может подсказывать решения каждый раз по-разному, но вы всегда почувствуете, что получаете интуитивную информацию, по качеству идей, а также по возникающему ощущению. Радость, уверенность и переполняющее вас чувство: "Вот оно!" - именно эти ощущения отличают интуитивные идеи от остальных мыслей, возникающих в вашем мозгу.

Факты об интуиции

Современные западные экономисты и социальные психологи отмечают резкое возрастание цены таланта и понижение спроса на аналитические способности. Впервые это проявилось после того, как статистика показала, что подавляющее большинство успешных бизнес-проектов последнего времени имеют в своей основе вовсе не расчет, а интуицию.

Лишь 3% людей обладают сильно развитой интуицией и сознательно ею пользуются, а примерно 20% — прислушиваются к внутреннему голосу время от времени.

Ученые из американского Центра исследования сознания установили, лучше всего интуиция развита у музыкантов, художников, писателей и актеров. У некоторых же людей эта способность ярко проявляется в определенные периоды жизни, а потом исчезает. Таким образом «интуичат» матери детей до 7 лет и влюбленные пары.

Промышленные гиганты, например, такие, как Майкрософт, вкладывают в развитие интуиции своих сотрудников огромные средства.

Гениальный финансист Джордж Сорос считал, что рынок не поддается анализу, так как ситуация на нем непрерывно меняется, поэтому он полностью доверялся своей интуиции.

Американский психолог Марша Эмери несколько лет проводила наблюдения за людьми с повышенной интуитивностью. И выяснила, что они:

  • в 5 раз реже попадают в аварии;
  • в 7 раз реже получают травмы;
  • в 2 раза реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • в 5 раз реже получают внезапные инфаркты на нервной почве (они более готовы к реальному ходу событий и не воспринимают его как гром среди ясного неба);
  • в 3 раза реже страдают неврозами (благодаря интуитивному предчувствию просто меньше паникуют);
  • в 2 раза реже получают пищевые отравления и подхватывают заразные болезни, в том числе грипп и половые инфекции.

Нас заинтересовала информация о цикле интуиции, и мы провели исследование по определению интуиции. Здесь мы использовали не самооценку, а тестирование. Испытуемым предлагались различные задания, которые оценивались от 0 до 6 баллов. Эти результаты мы тоже отразили в своей работе.

После проведения эксперимента мы сравнили полученные данные с расчетами по формуле и сделали ряд выводов.

- Графики, полученные в результате эксперимента, и графики, полученные по формульным значениям, имеют точки соприкосновения, но их недостаточно, чтобы подтвердить теорию трех биоритмов (физический, эмоциональный и интеллектуальный), а именно периодичность в 23, 28 и 33 дня. Тем не менее, наблюдается циклический синусоидальный характер биоритмов. На результаты исследования, несомненно, повлияло то, что состояние подростка определялось с помощью самооценки, а она не всегда соответствует истинному состоянию, так как самооценка субъективна, зависит от личных качеств человека, одни оптимисты, другие пессимисты, некоторые люди непостоянны и неуверенны в себе. Из графиков видно, что каждый из циклов не имеет постоянного периода. Благоприятный период так же, как и неблагоприятный может иметь разную продолжительность.

- Более интересные результаты мы получили при исследовании интуиции. Интуиция так же, как и физический, эмоциональный, интеллектуальный циклы, имеет синусоидальный характер, периодичность у цикла интуиции различна у разных людей.

• Физический, эмоциональный и интеллектуальный циклы имеют индивидуальный характер для каждого человека;

• У разных людей разные периоды по каждому циклу;

• Каждый из циклов не имеет постоянного периода (благоприятный период так же, как и неблагоприятный может иметь разную продолжительность). Это относится и к физическому, и к интеллектуальному, и к эмоциональному состоянию человека.

• Интуиция человека имеет возможность развития. Уровень интуиции повышается благодаря регулярным тренировкам.

• Уровень интуиции зависит от эмоционального состояния человека.

Приложение.

Мы решили проблему расчета биоритмов двумя способами. Средствами языка программирования и средствами табличного процессора.

Приводим результаты расчетов биоритмов в табличном процессоре Excel.

Далее приведены результаты опроса одного человека.

Как видно, значение, полученное в ходе опроса, отличается от расчёта по формуле. Но следует заметить, что некоторые соответствия всё же есть, а так же то, что оценивалось субъективное состояние, зависящие от многих причин, не поддающихся контролю со стороны человека.

Ниже приведены результаты эмоционального и интуитивного состояния. Можно заметить, что некая взаимосвязь существует между ними.

Для составления программы на Паскале, прежде всего надо найти число дней, прошедших со дня рождения человека до начала рассматриваемого месяца. Нетрудно убедиться, что это значение равно сумме четырех величин.

-число дней, прошедших от дня рождения до конца месяца рождения (s1);

-число дней, прошедших с начала месяца, следующего за месяцем рождения, до конца года, в котором человек родился (s2);

-число дней, прошедших с начала года, следующего за годом рождения, до начала года, для которого строится календарь (s3);

-число дней, прошедших с начала года, до начала месяца, для которого строится календарь(s4).

При расчетах приходится часто использовать количество дней в том или ином месяце, для этого составили функцию «число дней в месяце».

Как известно, год является високосным, если он кратен 4, однако последний год столетия считается високосным только в том случае, если его номер делится на 400. Учитывая, что мы будем оперировать периодом времени на границе XX и XXI веков, и, принимая во внимание, что 2000 год является високосным, мы эту проверку не делаем.

После нахождения числа дней, прошедших со дня рождения человека до начала рассматриваемого месяца, мы рассматриваем каждый день этого месяца и определяем, в какую фазу того или иного цикла попадает этот день.

Дни, для которых значения синусоид незначительно отличаются от нуля, будем считать нейтральными, а остальные либо положительными, либо отрицательными.

В случае, если какой-то день оказывается благоприятным, он обозначен знаком «х», нейтральный день – «н», а отрицательный - «п».

program bioritmy; uses crt; var dr, {День рождения человека} mr, {Месяц рождения человека} gr, {Год рождения человека} m, {Номер месяца (функция)} g, {Номер года (функция)} d1, {Число дней, прошедших, от дня рождения до конца месяца рождения} d2, {Число дней, прошедших с начала месяца, следующего за месяцем рождения, до конца года, в котором человек родился} d3, {Число дней, прошедших с начала года, следующего за годом рождения, до начала года, для которого строится календарь} d4, {Число дней, прошедших с начала года, до начала месяца, для которого строится календарь} ds, {Число дней, прошедшее со дня рождения человека до начала рассматриваемого месяца} tm, {Номер месяца, для которого рассчитывается календарь} tg, {Номер года, для которого рассчитывается календарь} di, {номер дня, для интеллектуального цикла, которому соответствует той или иной день исследуемого месяца} de, {номер дня, для эмоционального цикла, которому соответствует той или иной день исследуемого месяца} df, {номер дня, для физического цикла, которому соответствует той или иной день исследуемого месяца} i:integer; {Номер числа в массиве}

{Составим функцию, определяющую число дней в заданном месяце} function Chislo_dney_v_mesyatse(nm,ng:integer):integer; begin if (nm=1) or (nm=3) or (nm=5) or (nm=7) or (nm=8) or (nm=10) or (nm=12) then Chislo_dney_v_mesyatse:=31; if (nm=4) or (nm=6) or (nm=9) or (nm=11) then Chislo_dney_v_mesyatse:=30; if (nm=2) then begin if (ng mod 4)=0 then Chislo_dney_v_mesyatse:=29; if (ng mod 4)<>0 then Chislo_dney_v_mesyatse:=28; end; end; begin clrscr; writeln('Введите день, номер месяца и номер года вашего рождения:'); readln(dr,mr,gr); writeln; writeln('Введите номер месяца и год, для которого определяются биоритмы:'); readln(m,g);

{Определяем число дней, прошедших с дня рождения, до конца месяца рождения} d1:=Chislo_dney_v_mesyatse(mr,gr)-dr;

{Определяем число дней, прошедшихс начала месяца, следующего за месяцем рождения до конца года рождения}

{Считаем что человеку больше 1 года} d2:=0; tm:=mr+1; while tm<=12 do begin

{Учитываем число дней в текущем месяце} d2:=d2+Chislo_dney_v_mesyatse(tm,gr);

{Переходим к следующему месяцу} tm:=tm+1; end;

{Определяем число дней, прошедших с начала года, следующего за годом рождения, до начала года, для которого строится календарь} d3:=0; tg:=gr+1; while tg<=(g-1) do begin

{Учитываем число дней в текущем году} if (gr mod 4)=0 then d3:=d3+366 {Текущий год - високосный} else d3:=d3+365;

{Переходим к следующему году} tg:=tg+1; end;

{Определяем число дней прошедших с начала месяца, для которого строится календарь} d4:=0; tm:=1; while tm<=m-1 do begin

{Учитываем число дней в текущем месяце} d4:=d4+Chislo_dney_v_mesyatse(tm,g);

{Переходим к следующему месяцу} tm:=tm+1; end; ds:=d1+d2+d3+d4;

{Выводим календарь} writeln; writeln('Календарь биоритмов на указанный месяц:'); writeln('"х" - благоприятный день'); writeln('"н" - нейтральный день'); writeln('"п" - неблагоприятный день');

{Физическое состояние} writeln; writeln('Физическое состояние:'); for i:=(ds+1) to ds+Chislo_dney_v_mesyatse(m,g) do begin df:=i mod 23; if ((df>=0) and (df<=2)) or (df=22) or ((df>=10) and (df<=14)) then write(i-ds,'-н ')

{День нейтральный} else if ((df>=3) and (df<=9)) then write(i-ds,'-х ')

{День благоприятный} else write(i-ds,'-п ');

{День неблагоприятный} end;

{Эмоциональное состояние} writeln; writeln; writeln('Эмоциональное состояние:'); for i:=(ds+1) to ds+Chislo_dney_v_mesyatse(m,g) do begin de:=i mod 28; if ((de>=0) and (de<=3)) or (de=26) or (de=27) or ((de>=12) and (de<=17)) then write(i-ds,'-н ')

{День нейтральный} else if ((de>=4) and (de<=11)) then write(i-ds,'-х ')

{День благоприятный} else write(i-ds,'-п ');

{День неблагоприятный} еnd;

{Интеллектуальное состояние} writeln; writeln; writeln('Интеллектуальное состояние:'); for i:=(ds+1) to ds+Chislo_dney_v_mesyatse(m,g) do begin di:=i mod 33; if ((di>=0) and (di<=3)) or (di=31) or (di=32) or ((di>=14) and (di<=20)) then write(i-ds,'-н ')

{День нейтральный} else if ((di>=4) and (di<=13)) then write(i-ds,'-х ')

{День благоприятный} else write(i-ds,'-п ');

{День неблагоприятный} end; readkey end.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)