Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Изучение общности культуры и языка народов финно–угорской группы ханты и мари

В последнее время уделяется большое внимание сохранению национальных традиций народов, населяющих Россию. Традиции — это своеобразная форма преемственности поколений. Материальные и духовные традиции сохраняются и обогащаются только в деятельности, переданные предшествующими поколениями, они повторяются последующими поколениями. Исчезновение традиций ведет к исчезновению культуры любого народа, и это отрицательно сказывается на судьбе мировой культуры.

Этнокультурные процессы являются важными в жизнедеятельности государств и народов. В современных условиях нельзя найти не одной этнической общности, которая не испытывала бы на себе воздействие других народов. Однако в результате проводимой государственной политики, которая объективно способствовала русификации, многие народы на территории России оказались без государственно-правового механизма самоуправления, на грани утери своей самобытности, языка и культуры. Поэтому в современных условиях необходимо повышать интерес к культурной самобытности своего народа и стремится сохранить и развивать свой культурный облик.

Финно-угры — одни из древнейших представителей на континенте, стоявшие у истоков мировой цивилизации. На территории России проживают 11 этносов относящихся к этой группе. Проблемы формирования и взаимодействия финно-угорских народов были и остаются наиболее дискуссионными во всей мировой науке о финно-уграх. Поэтому этногенез народов мира стал весьма притягательным и актуальным объектом исследований в современном научном мире.

Накопленный за последние десятилетия значительный археологический и этнографический материал по финно-язычным народам позволяет сделать более тщательное сопоставление их традиционной культуры. Большой интерес в этом плане представляет сравнение культуры финно-угров европейской и азиатской частях страны и преимущественно тех элементов, которые несут на себе ярко выраженную этнографическую нагрузку, что помогает пролить свет на некоторые до сих пор неясные вопросы их этнической истории. Историки, этнографы, лингвисты отмечают общие черты в хозяйственной, бытовой, языковой и духовной жизни народов относящихся к этой группе.

Угры,остяки, ханты- три названия одного и того же народа. В настоящее время основная масса хантыйского населения проживает в Тюменской области. Если учитывать административное деление, то основные районы их расселения — Нижневартовский, Сургутский, Октябрьский, Ханты-Мансийский, Белоярский и Березовский в Ханты-Мансийском автономном округе и Шурышкарский, Приуральский в Ямало-Ненецком автономном округе. Ханты подразделяются на этнографические группы: северные, восточные и южные. Общая численность хантов по последней переписи населения составляет- 22 тыс человек ( в ЯНАО 7,2 тыс. чел. )

Мари, черемисы, пор, чирмеш, марийцы – это народы, проживающие преимущественно на территории Среднего Поволжья и Приуралья, а наиболее компактно проживают в двух районах: в Ветлужско-Вятском междуречье (58%) , на северо-западе Башкирии и юго-западе Свердловской обл. свыше 21%. Небольшими группами марийские селения расположены в Татарии, Удмуртии и в Пермской обл. Марийцы подразделяются на три этнографические группы: луговых, горных и восточных. Общая численность марийцев по последней переписи населения составляет- 622 тыс.

Изучив литературу по проблеме взаимодействия этих этносов мы заметили, что этот вопрос мало привлекает внимание исследователей. Нас заинтересовало, что объединяет эти казалось - бы отдаленных народов в одну финно-угорскую группу. Поэтому настоящая работа посвящена изучению общности культуры и языка финно-угорских народов ханты и мари.

Формирование, взаимодействие финно-угорских народов в древности

1. Общепризнанным фактом является то, что к началу раннего железного века данную территорию заселяли народы, говорящие на финно-угорских языках, но время их появления исследователи расценивают по-разному. По мнению одних, данная территория становится финно -угорской практически с момента ее заселения человеком, другие полагают, что имела место постепенная финно-угризация территории в результате продвижения населения с Приуралья.

2. Среди наиболее вероятных претендентов на роль археологической общности финно- угорских народов следует назвать историко-культурную общность населения с ямочно-гребенчатой керамикой.

3. Своеобразная орнаментация ямочно-гребенчатой керамики, резко выделяющая ее из свиты неолитических культур, позволяет исследователям бесспорно установить факт того, что территория широколиственных лесов Волго-Окского междуречья и сопредельных районов Урала в эпоху неолита входила в единую, согласованно развивающуюся область, которая на ранних этапах могла характеризоваться этнолингвистической непрерывностью, а на поздних - соответствовать праязыковой семье.

Основные методы исследования

Как и в любой работе, первый метод исследования - это работа с литературными источниками. Так как работа связана с человеческим фактором, второй метод - это обработка стат данных соцопроса населения - цель: выяснить отношение данного этноса к народному творчеству, ремеслам, традиционному костюму и языку. Третий метод, описательный, без которого невозможно проанализировать определенный объект - цель : описать женский костюм и его элементы И наконец, аналитический и сравнительный методы, которые использовались при анализе социологического опроса населения; при выявлении сходства и различия элементов костюма, а также при установлении марийских и хантыйских лексических параллелей. Для последнего мы использовали метод лингвистики, учитывая произношение и написание слов.

Сходства элементов традиционного женского костюма ханты и мари

Для марийцев и хантов одними из основных признаков этнической принадлежности служили традиционная женская одежда и «одари вера» (язычество). Например, марийское селение -считалось окончательно обрусевшим в том случае, если в нем не оставалось ни одной женщины, носившей марийский традиционный наряд. Известно, что народный костюм отражал этнические, возрастные, семейные , социальные особенности, которые отражались в формах одежды, головных уборах, орнаментации, украшениях, способах надевания элементов костюма. Он прежде всего подчеркивал принадлежность к этносу, хотя внутри этноса также имелись различия у разных этнографических групп.

Учитывая третью поставленную задачу нашей исследовательской работы, было проведено изучение традиционного женского костюма. Основная цель : описать женский костюм и его элементы. Описание велось с натуральных объектов костюмов, а также по фотографиям и картинам. Оценивался покрой изделий, орнаментация, вышивка, декоративное убранство, отделка, а также дополнения и аксессуары. Полное описание приводится в работе. Но мы заметили, что одной из характерных черт костюма этих народов является богатство декоративного убранства. Особое место в костюмном комплексе принадлежит вышивке и разнообразным съемным украшениям. Так как главным источником эстетических переживаний народа является поэтический мир связей с природой, поэтому вышивка представлена в зооморфной и растительной орнаментации.

Исследование традиционной женской одежды мари и ханты показывает, что в одежде этих двух крупных этнических групп прослеживаются, с одной стороны, различия, а с другой, — много сходного, составляющего общий колорит одежды.

Одежда у хантов и мари делилась на зимнюю и летнюю. Общих черт больше в летнем комплексе. Основным компонентом женского костюма была холщевая платье-рубаха, а также пальто-халат из сукна, тканевый халат поверх платья. Цвет мог быть самый разнообразный, но мари отдавали предпочтение белому. У восточных мариек, как и у хантов, была распространена пестрядинная рубаха с широким сборчатым подолом, которую нередко носили без пояса. Край подола обильно расшивался орнаментом. Рукав заканчивался манжетом, который был его непосредственной частью или нашивался отдельно. Его отделывали вышивкой, тесьмой, бисером и т. д. Характерной чертой костюма является грудной разрез скрепленный либо застежками, пуговицами, сюльгамы ( у мари), который также обязательно содержал элементы вышивки и украшений.

Очень похожими были и поясные украшения. Они выполнялись из ткани, шерсти, бисером (у хантов). В обоих случаях он шьется из сукна и представляет собой полосу шириной от 5 до 20 см. Длина пояса определяется размерами фигуры и ориентирована на то, чтобы оставшиеся после завязывания концы пояса достигали в длину 20-30 см. Мари обматывают пояс на талии два раза и подтыкают его концы по бокам спереди. Хантыйки обматывают пояс энтем три раза и завязывают его концы сзади узлом.

Изысканным декоративным элементом являются шерстяные кисточки, чаще красного и зеленого цветов, унизанные бисером. Кисточки эти нашивались на край платка, на лопасть головного убора, на тканый, праздничный пояс.

У хантов и мари существовали разнообразные головные уборы. Девичий убор типа налобной повязки, головное полотенце мари аналогично хантыйской головной повязке, которая представляла собой венец, сплетенный из бисера или сшитый из ткани и украшенный вышивкой или бисером. Нижний край такого венца украшался бисерным плетением в виде петелек или сетки, а по бокам прикреплялись длинные подвески из бисера или бус. В качестве головного убора с 19 века стали широко использовать платки с широкой каймой и бахрамой, которые изготовлялись из холста и богато украшались вышивкой, но ношение их немного отличное. Так мари, завязывая платок, широко открывали лицо, а хантыйки делали напуск, т. к. по традиции полагалось концом платка закрывать лицо в присутствии мужчин или старших родственников мужа.

В традиционном народном костюме большое значение придавалось украшениям, которые подразделялись на головные, шейные, нагрудные, поясные, наручные и дополняли вышивку. Это были браслеты, серьги, шейные украшения, поясные подвески, которые состояли из разноцветных бус, бисера, ткани, бахромы, колец, пуговиц, металлических бляшек, монет, цепочек и т. д. Характерно использование в отделке костюма бисера.

В художественном арсенале у народов финно-угорской группы, особенно, таких как ханты и мари, на первом месте стоит орнаментация. По своим орнаментационным характеристикам мозаичные узоры ханты и мари попадают под определение геометрического орнамента, виде линий ломаной под прямым углом. В орнаменте вышивки преобладали геометрические фигуры, сочетающиеся со стилизованными растительными и зооморфными мотивами. В основе мотивов хантыйских и марийских орнаментов лежат шесть простейших элементов: полоса, зигзаг, треугольник, квадрат, квадрат на угол, крест. Цветовая гамма может быть самой разнообразной , но наиболее распространенные цвета – красный, белый, черный , синий, зеленый, но у мари цвета были более теплых тонов. Каждый символ орнамента имеет свое смысловое значение. Сравнивая узоры, мы обнаружили также сходства в их исполнении и толковании. К сожалению образцов одежды , фотографий было проанализировано мало ( в продолжении работы мы надеемся более полно отразить этот вопрос). Орнаменты «паутина» (льдинка), «голова», «люди» , «уши зайца», « крылья чайки», « утиные мотивы», «лягушка», «рога лося (оленя)» связывают хантов и мари. Некоторые узоры имеют ту же конфигурацию, но с другими, чаще всего похожими названиями ( н-р, березовая ветвь, поленица дров, щучья голова и др). Несомненно все эти образы запоминались, переживались, оттачивались , а возможно и в чем то изменялись и даже упрощались во времени.

Сегодня продолжают носить национальную одежду не потому, что нет другой, напротив другая доступнее и дешевле, а потому, что жив определенный комплекс понятий, эстетических представлений, верований, унаследованный от предков.

Марийские и хантыйские лексические параллели

При решении этногенетических проблем мы не должны забывать, что определяющим признаком любого этноса является его язык, а потом уже другие признаки - территория, культура, характер.

Марийский язык принадлежит к волжской группе финно-угорских языков. Выделяются четыре наречия марийского языка: луговое, горное, восточное и северо-западное, каждое из которых имеет от двух-трех до шести-семи говоров.

Хантыйский язык принадлежит к обско-угорской ветви финно-угорских языков. Одни ученые разделяют хантыйский язык на две крупные группы — западную и восточную, а другие еще подразделяют западные диалекты на южные и северные.

Что же дают языковые данные?

Хантыйский язык имеет общие элементы с марийским языком. В словаре хантыйских диалектов Н. И. Терешкина 168 слов имеют соответствия в марийском языке.

К сожалению мы не нашли такой словарь и при исследовании этого вопроса пользовались марийско-русским словарем и речью коренных мари (горных и луговых ) и ханты( казымских). Такими словами, например, являются:

СловаМари (г. горные, л. луговые)Ханты (казымские)
1кровьг. вур, л. вырвыр
2бабушкал. чича г. чучучечи
3ночьг. йет л. йудат (ит)
4рыбал. колкул
5медведьг. мескамеми
6искрал. тул шол тувтсулт
7кнутг. салехвалех
8отецл. ача (ачий)ачи
9ресницал. шинча пун сампун
10ушиг. пелэш л. пелышпул
11волосл. упт (юпт)опт
12рукал. кидкод
13котелг. пат л. потпут
14всегдаг. когенкачен
15сольг. санзалсалха
16дыравшивш
17моменттаттат
18мелодия(звенеть) виквита
19взятьвикташвитта
20мусор(сухие стружки) тортор
21открытьл. почашпунча
22лезтьл. кузашкунта
23быстрыйл. пысе г. писепест

Кроме слов мы проанализировали числительные и выявили их одинаковое произношение: Ханты- 1- еу(х) , 2- кяткен, 3 – колем, 4- неле, 5- веет, 6-куут, 7-лапет,

Мари- 1- икте, 2- кокыт (кокет), 3- кумыт (кумет), 4-нылыт (нелет), 5-визыт (везет), 6-кудыт,7- шымыт (шемет),8-кандаше (кендекш), 9- индеш (индекш), 10-лу.

Приведенный выше материал показывает, что лексика, встречающаяся в марийском и хантыйском языках, относится к основному словарному фонду. Она отражает домарийский, дохантыйский, финно-угорский образ жизни, и если принять во внимание первую половину нашей эры - время образования собственно марийских и хантыйских племен

5. Сохранение национально-культурных традиций народов ханты и мари

Учитывая цели и задачи нашего исследования нами был проведен соцопрос марийского и хантыйского населения по анкете « Отношение этноса к национальной культуре и языку» среди различной возрастной категории населения города ( 10-20 лет (1категория), 20-30 лет (2 категория), 30 и выше (3 категория). Основная цель опроса: выяснить отношение данного этноса к народному творчеству, ремеслам, традиционному костюму и языку. Анкета включала в себя 8 вопросов. Было опрошено 30 человек мари (10 -1 кат. ,10 -2 кат. , 10-3 кат. ) и ханты 10. После сбора данных и их обработки мы провели анализ полученных результатов, исходя из цели опроса.

Отношение народа мари

Наши респонденты отмечали, что национальная одежда им нравится (63. 3%), но не по нраву некоторые ее элементы (20%). Только 3 % ответили, что им в целом не нравится национальная одежда, 13. 3% безразличны к ней. Но тем не менее постоянно ее носят незначительное число опрошенных (13 %), некоторые надевают национальный костюм по праздникам (20%) Отношение к национальной одежде неоднозначно в зависимости от пола респондентов и места жительства. Больший интерес проявляют женщины -71,8% (мужчины — 55,3%). Естественно, что носят национальную одежду женщины больше: в будни—4,5% (муж—1,7%), в праздники—27,6% (муж— 10,1%).

В сравнении по месту жительства отмечается разница в отношении к национальному костюму городских и сельских марийцев. По нашим данным постоянно носят национальную одежду только сельские жители. По праздникам ее надевают 85,4% сельских жителей и 14,7% горожан. Сельским жителям она нравится больше (81,1%), чем городским (18,9%).

Что же касается возраста, то здесь наблюдается следующая картина: В возрасте до 30 лет респонденты не носят постоянно национальную одежду, причем 80% их отмечают, что не надевают ее и по праздникам. В основном постоянно (61,1%) национальную одежду носят люди старше 60 лет

Одной из традиций, передаваемой из поколения в поколение, является отношение к народному музыкальному творчеству. Так отвечали, что умеют и исполняют народные танцы 30 %, а знают и умеют танцевать, но не исполняют 20%. Знают и исполняют народные танцы больше женщины—60% (мужчины—55%). Причем большинство из них составляют респонденты в возрасте от 30 до 40 лет. Люди в старших возрастных группах отмечают, что знают танцы, но не исполняют их. Большая часть умеющих исполнять народные танцы живут в сельской местности (88 %), но горожане отвечали, что сожалеют о незнании и неумении исполнять народные танцы (41%).

Отношение к народному песенному творчеству так же неоднозначно. Число респондентов, знающих и часто исполняющих народные песни 16 %. Знают, но не исполняют народные песни 23 %. И к этому виду народного творчества больший интерес проявляют женщины—59% (мужчины —42 % ) и жители села– 90,4 % (гор- 9%). В основном это представители возрастных групп 20-30 лет и 30-40 лет.

Проанализировав отношение мари к языку мы выяснили, что уже до 64% не умеют говорить, хотя знают и понимают язык, причем большинство среди таковых мужчин и лиц в возрасте до 30 лет. Писать умеют только 24 % опрошенных, и то это люди в возрасте старше 40 лет, хотя читать могут 37 %. Среди опрошенных хуже выглядят городские жители. На вопрос о знакомстве с традициями и обычаями других финно-угорских народов мари знакомы достаточно хорошо, в основном это соседние народы коми и мордва.

Отношение народа ханты

Наши респонденты отмечали, что национальная одежда им нравится (100 %) учитывая все элементы, но из чувства удобности и целеобразности пришлось заменить некоторые его элементы на современные. Но тем не менее постоянно ее носят незначительное число опрошенных (33 %), некоторые надевают национальный костюм по праздникам (80 %). Все-таки большая часть респондентов ответила, что не носят национальную одежду. Отношение к национальной одежде неоднозначно в зависимости от пола респондентов и места жительства. Больший интерес проявляют и женщины — 80 % и мужчины— 75 %. Носят национальную одежду женщины больше: в будни— 30 % (мужчины—20 %), в праздники—80 % (мужчины— 60 %).

В сравнении по месту жительства отмечается разница в отношении к национальному костюму городских и сельских хантов. По нашим данным постоянно носят национальную одежду только сельские жители. По праздникам ее надевают 100 % сельских жителей и незначительно горожан. Сельским жителям она нравится больше, чем городским.

Что же касается возраста, то здесь наблюдается следующая картина: чем старше респонденты, тем в большей степени их внимание к национальной одежде и в будни и в праздники. В возрасте до 30 лет респонденты не носят постоянно национальную одежду, причем большинство их отмечают, что не надевают ее и по праздникам. В основном постоянно ( 80 %) национальную одежду носят люди старше 40 лет. В качестве праздничной национальную одежду приемлют почти все возрастные группы в равной степени, даже лица до 20 лет.

Одной из традиций, передаваемой из поколения в поколение, является отношение к народному музыкальному творчеству. Так отвечали, что умеют и исполняют народные танцы 26 %, а знают и умеют танцевать, но не исполняют 53 %. Знают и исполняют народные танцы больше женщины, чем мужчины. Причем большинство из них составляют респонденты в возрасте от 20 до 30 лет и от 30 до 40 лет. Респонденты в младших возрастных группах до 20 лет ответили, что не знают и не умеют исполнять народные танцы, но сожалеют об этом 22 %. Большая часть умеющих исполнять народные танцы живут в сельской местности, но горожане отвечали, что сожалеют о незнании и неумении исполнять народные танцы.

Отношение к народному песенному творчеству так же неоднозначно. Число респондентов, знающих и часто исполняющих народные песни 26 %. Знают, но не исполняют народные песни 56 %. И к этому виду народного творчества больший интерес проявляют женщины, чем мужчины и жители сельской местности, чем горожане. В основном это представители возрастных групп 20-30 лет и 30-40 лет.

Отношение к собственному языку, письменности у хантов более трепетное. Знают язык, свободно говорят , умеют писать и читать ответили все 100 % респондентов. Но вот о других финно-угорских народов, их языке, культуре, обычаях и традициях ханты практически не знают нечего, но очень сожалеют об этом.

Результаты исследования и их обсуждение

Этнокультурное обследование мари и хантов в области культуры и языка позволили получить следующие результаты:

1. Анализ литературы показал, что археологические и палеолингвистические данные свидетельствуют об общем происхождение предков современных народов ханты и мари. Учитывая это мы решили доказать это и найти на конкретных примерах общие элементы культуры и языка данных народов. Исходя из цели нашей работы, мы поставили соответствующие задачи и приводим ниже полученные результаты исследования.

2. Учитывая третью поставленную задачу нашей исследовательской работы, было проведено изучение традиционного женского костюма. Мы заметили, что одной из характерных черт костюма этих народов является богатство декоративного убранства. Особое место в костюмном комплексе принадлежит вышивке и разнообразным съемным украшениям. Традиционная вышивка имеет не только смысловую, но и эмоциональную нагрузку. Так как главным источником эстетических переживаний народа является поэтический мир связей с природой, поэтому она представлена в зооморфной и растительной орнаментации.

3. Внешнее чисто визуальное знакомство с традиционным костюмным комплексом народов ханты и мари позволил выделить сходство в конструктивных особенностях покроя одежды, способах ее декоративно-художественного оформления, что говорит об их схожести:

1. Прямоспинный, туникообразный покров верхней одежды, украшение ее ленточными аппликациями, металлическими бляхами и монетами. 2. Использование в отделке костюма бисера. 3. Наличие грудного выреза. 4. Присутствие пояса ( наличие кисточек на нем ) 5. В качестве головного убора использование платка и налобной повязке. 6. Наличие вышивки по краям рукава, подола, кокетке. 7. Общие черты орнамента 8. Большое количество украшений.

4. Изучая ,марийские и хантыйские лексические параллели мы выявили следующее:

1. 23 слова встречаются и в марийской и хантыйской лексике.

2. Некоторые числительные ( от 1 до 6 ) имеют одинаковое произношение

5. Изучив данные соцопроса населения по сохранению культурно-национальных традиций народов ханты и мари мы выявили что :

1. Хантам национальная одежда нравится гораздо больше, чем мари. 2. Мари гораздо реже ее одевают и по будням и по праздникам. 3. Знают и исполняют народные песни и танцы гораздо больше мари, чем ханты. 4. Умеют говорить, писать и читать больше ханты, чем мари. 5. Практически ничего не знают о культуре, традициях и обычиях других финно-угорских народов ханты. 6. Носителями и хранителями национально-культурных традиций народа были преимущественно сельские жители.

Много еще остается белых пятен в тысячелетней истории хантов и мари, но ее основные вехи в науке все-таки обозначены. И обозначены благодаря труду этнографов, археологов, лингвистов, фольклористов и, конечно, рассказчиков из народа. Отношение и связи зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегались традицией, закреплялись в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях. Разумеется, какие- то утраты были неизбежны, но стремление к постоянству оставалось, поэтому сейчас мы можем говорить и проследить взаимосвязь и историю этносов. Мы надеемся, что знакомство с культурой малых народов ,таких как ханты и мари, поможет нам лучше понять их традиции и обычаи и соответственно попытаться решить те проблемы , которые возникли сейчас.

Тенденция исчезновения декоративных традиций особенно проявляется там, где рушатся сами основы традиционной культуры –ее система жизнеобеспечения. Следующим шагом может стать упрощение элементов культуры, а затем и их забвение. И чтобы культурные традиции малых народов не ушли в небытие, предстоит еще долгая работа.

Рекомендации

1. Материалы данной работы могут быть использованы на уроках краеведения, истории, обществознания, литературы, трудового обучения, рисования, а также в учреждениях дополнительного образования ( школе искусств, художественной школе, центре технического творчества ).

2. Данная работа только начата и имеет очень большое продолжение, поэтому к ней будут привлечены специалисты разных дисциплин и направлений, что позволит более глубже и разностороннее осветить данную проблему.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)