Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Изучение устного народного творчества и сохранение традиций "малой " Родины

Приобщение нас, детей, ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски до песни, от сказки до музыки и театра происходит не только во внеурочное время, но и в процессе учебных дисциплин – музыки, изобразительного искусства, природоведения, литературного чтения, развитие речи, технологии и физической культуры. Именно урочная и внеурочная деятельность является основой привития патриотических чувств и любви к Родине. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью нашей детской души, началом, порождающим любую личность.

Большое место в изучении и приобщении нас к народной культуре занимают народные праздники и традиции, такие как "Масленица", "Осинины", "Колядки", "Троица", "Пасха" и другие Именно здесь отслеживаются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, связь человека и природы, человека и человека. Праздники традиционного календаря стали традицией, украшающей, облагораживающей жизнь и старших, и младших. Не менее радостным, чем праздники, для нас становится их ожидание. Оно обычно проходит в полноценной, осмысленной и разносторонней подготовке и затем разряжается в эмоционально, эстетически, нравственно значимом для нас событии.

Мы встречаемся со старожилами нашего края, которые передают нам певческое наследие, обряды, пляски и игры, которые сопровождали их на протяжении всей жизни. Это помогает нам понять, что они часть великого русского народа.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии, верности.

Несмотря на все трудности нашей жизни, мы хотим жить полноценно, уважать и ценить традиции и обычаи нашей "малой" Родины. Не должен пропадать интерес к прошлому своего народа. Мы живем в такое время, когда на многое начинаешь смотреть по – иному, многое переоцениваем и открываем заново. На протяжении ряда лет у нас в школе ведется работа по возрождению народной культуры; создается школьный краеведческий класс - музей "СТАРИНА", где накапливается материал о местных умельцах и мастерах; собран богатый краеведческий материал ( ткацкий стан, посуда и домашняя утварь, вещи, одежда и т. д. ). Особое место занимает устное народное творчество ( частушки, предания, обряды, песни, пляски, гадания. ).

Очень много фольклорного материала мы берем из встреч с местными жителями. Нами записаны воспоминания Ефимовой Дарьи Никифоровны из д. Выскидно, Бойцовой Евдокии Филипповны из д. Лубенское, Фролковой Марии Фроловны из д. Лубенское, Васильевых Лидии Федоровны и Андрея Афанасьевича из д. Кабожа и другие.

ЕФИМОВА ДАРЬЯ НИКИФОРОВНА

Родилась в д. Долгое в 1930г. , т. Даша играет на балалайке с 12-ти лет, которую купила ей мама в финскую войну в магазине. Был дедушка-сосед, который умел играть на гуслях и настраивать балалайки. Он и научил играть, сначала "попросту", а потом более сложные наигрыши.

Цыганочка

Дорогой ты мой залетка,

Мое имя не забудь.

Мое имечко простое,

Меня Дашею зовут.

Подробить и подробить,

И чтобы подробилося.

И полюбить такого дролю,

Чтобы сердце билося.

Мы с подругой боевые,

Дроли не воровые.

Никогда не заведут

Любови речи новые.

А как выйду на деревню

Не деревня – Ленинград.

У нас девки, как малина,

А ребята – виноград.

Сероглазого залеточку

Любила, но не я.

Любили серые глазеночки

И молодость моя.

Я на палочку ступила,

Палочка на перелом.

Я недолго с ним гуляла, долго думала о нем.

Я иду, а мне навстречу

Едет трактор синенький.

Мне не трактор полюбился,

А тракторист красивенький.

Каменистая канава,

Серебристая вода.

И как бы мне такого дролю

Боевого, как и я.

Наклонилася, напилася,

Водицы моховой.

Ошибилася, влюбилася

В тебя, мой дорогой.

Неужель у ягодиночки

Любови не было.

Подруга, я его любила,

Темны ночи ни спала.

У залетки под окном

Ставила скамеечку.

Он меня, а я его

Забыли помаленечку.

Из колодца-то вода

Не разольется никогда.

Если дролечке люба,

Не засмеется никогда.

БЕСЕДЫ. ВЕЧЕРКИ

Собирались на беседу – пряли, а в воскресенье кружева вязали. Во все остальные прядешь, а в воскресенье как будто бы выходной, значит, и приходили без прялок.

Дом выкупали, и потолки мыли, и полы, и все-все клеили. Как кончится зима – беседа кончается, все вечерки эти. Беседа, значит, в этой деревне. Так мы все идем в этот дом, все свои, ну ухажер есть, так ухажер придет с другой деревни. Ну, а вечерки, значит, все знают, и собираемся отовсюду на кругу деревни. Сначала приглашения писали, а потом и так уже узнавали. Работу брали только на беседы.

Расплачивались картошечкой, деньгами немножечко, сколько хозяйка скажет. Выкупали избу девки.

Народу было много. В углу кто-то играет, кто-то пляшет. Здесь лампочка вот эта, и вот пляски пляшешь здесь. Ну, раньше были и пекушки, а потом лампы стали со стеклом, и привешивали. Вот лампы так и стояли в углу всю беседу.

Начинались вечерки осенью, беседы – зимой, и заканчивались через три недели. Бесед не было летом.

Ремешок (тонет).

Ремень лежит на табуретке, берет ремешок и говорит, к примеру: "Иван тонет" (с кем дружишь) и ремень положил. Если желает взять этот ремень, значит, возьмет, а нет – так положит, то обратно кинет и топнет. Когда говорят слова "Иван тонет", берут ремешок и стегают девушку, и быстро кидают обратно на табуретку. Если ей нравится Иван, то она быстро берет ремешок, а если нет – она ногой топнет. Потом ремешок берет другой.

ВАСИЛЬЕВА ЛИДИЯ ФЕДОРОВНА

ВАСИЛЬЕВ АНДРЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ

Васильев А. Ф. родился в д. Гудково в 1924 г. , Васильева Л. Ф. – в д. Подол, в 1924 г. Андрей Афанасьевич проработал в школе 37 лет, а Лидия Федоровна – 50 лет.

Название д. Кабожа

"Ко Боже" – это вроде с Богом связано. Написано в книге Мясникова. Говорят, здесь кака-то битва была, вот на этом озере. В Гриневке есть кургана-то два: вот там находят кости, ножи такие, топоры. Говорят, там какой-то полководец Гринев был. Вот связано название то ли к Богу обращение.

Ой, церковь-то какая была. Я бегал по ней. Был батюшка, у него было много детей. Наше место принадлежало дьячку, потом мы его заняли, вот и назвали это место Дьяково. Меня признали хуторянином. сносить. А в 37-году было так: о всех хуторов делали деревни а мы в 57-ом году построились. Пришли с земельного отдела, сказали "сносить". Не, я лучше керосином оболью. Столько мы трудов затратили с бабушкой, сами строили-то.

Кладбище. (вблизи д. Кабожа находится ельник)

Выскидновский барин Обернибесов был какой-то давно. Окопаны были такие большие рвы, и посажены вокруг елочки. Внутри кладбища выросли же позже, внутри они не садились, а, может быть, кто на могилку посадит елочку. Только не дело наделали: на нашего отца такая ель упала и все посбило. И вот ограда была плотная, туда и скот не проходил. Теперь то ветром, то засохло, выпиливать тут вздумали одни. Ну там скоро и хоронить места мало будет.

Обычаи при строительстве.

Когда строили дом, положили какие-то копейки под матицу. Старые разбираешь: где там шерсть какая-то, где что. Говорят, банки с водой ставят трехлитровые. Если вода потеряется, значит строить можно. А если вода останется, значит место сырое.

ПРАЗДНИКИ

На Пасху стоят там баню, у нас семья большая была, а я самый маленький; эти все взрослые вымоются рано; вечером ко всенощной уходят, приходят только утром поздно. крестный ход.

Чистый четверг.

В Чистый четверг перед Пасхой , как сейчас ,мыли всё , дёгтем мазали крестики на дверях от всякой НЕЧИСТИ.

Егорьев день

В Егория берёшь на верёвочку свою скотинку ,и вон туда в Гребло : там традиционно делают обход всего стада деревенского. Один с ружьём приходит , другой с иконой "ГЕОРГИЯ –ПОБЕДОНОСЦА" и начинают обход делать. Пастух , затем с иконой второй идёт и у третьего мужика топор за поясом почему-то. Решето ,вербочки , хлеб да сухая щучья голова первый мужик несёт ,а тот ,что с ружьём стоит , стоит и ждёт сигнала особого. Как только обход подходит , и все три человека перед охотником , он начинает стрелять 3 раза. А это для того ,чтобы скотинушку трогали ни волки , ни медведи. Вот три раза скот обойдут и, чтобы каждая попала в обход , а кто не попадёт , так его скорее пехают и толкают. А уж после всего собирались все вместе : кто чай пил , большинство больше водочку , а ещё обязательно из решета хлебушка надо каждой скотинушке дать. ,да ещё пастуха надо обговорить : кто сколько платить будет ,кто первый молоко ему давать будет. А сами хозяева в Егория должны утром закормить скот , встать пораньше и задобрить ДВОРОВОГО. Поэтому и гостинцы особые в каждом дворе : кто ватрушку испечёт ,да вместе с яйцами и молоком положит , придёшь на двор из поля , а гостинцев-то нету ,и душа в спокое всё лето в полюшко ходит скотинушка.

Троица

А в Троицу у нас всё больше на кладбище ходили. В пятидесятый день после Пасхи ходят и в субботу, ходят и в воскресенье. Веточки берёзы домой приносили.

Иванов день

В Ивановскую ночь девки ходят в лес и ложатся, или садятся в папоротник. И до самого утра следят, когда же зацветёт цветочек папоротника. Если ты найдёшь этот цветочек, увидишь, значит клад найдёшь. Девки венки плели, в воду бросали. Всё суженого выбирали. на белом коне.

Фролов день – ЗАВЕТНЫЙ ПРАЗДНИК

Како быть. варили пиво на поварнях. большие такие дошники здоровые, самогонку гнали. Ходили по гостям, приглашён ты, не приглашён. Сейчас из кружек пьют пиво, а там чаши деревянные были, но мы –то не ходили, а раньше – то. Потом собираются вечером гармошки, тут гармонист. где остановятся – там пляшут. Вобщем весело.

Святки

Ходили ряженые. Закрывали, заламывали дома. У кого крыльцо разберёшь. Тот только выходит, шагнул – и там уже. Кому заберёмся, стекло на трубу положим. Его не видно, а дым – то не идёт. Дым-то весь в комнату. Дровни угоняли, катались. И цыганами рядились, и попами. Да всяко, кто как придумает. Когда был маленькой, а я и не слышал коляду. На Святки девки гадали, туфелёк бросали на Крестах. Через плечо, уда попадёшь, оттуда и жди сватов. За деревню на Кресты ходили, слушали, не появится ли откуда колокольчик. Значит ребята сразу колокольчик в карман, и дальше в лес шли в каку сторону. ну девки слушают – забрякали. Значит сваты приедут вон из той деревни.

Масленица

В старину – то мы встречали её. Мы заранее, ребятишки, сколачивали санки из досок, потому что сгорят настоящие – то ( санки – от собир. ) не дадут дома. Наворуем дров, наносим за деревней ещё. Ну и вот встречали от Медведева и провожали туда, к Серёдке. Зажигаем костёр и везём на проволочнике, чтобы верёвочка не перегорела. На санках костёр горит, а ты кричишь что кому вздумается. Встречаешь в воскресенье первое и провожали также. По дороге –то едешь, а там всё сараи с сеном, мужики не пускали. С юга встречали, а провожали на север, туда в Серёдку. Но там никто не гнал, потому что лес. Провожали также, колотили санки. Куклу не делали. Припевки в Масленицу пели озорные.

БЕСЕДЫ, ВЕЧЕРКИ

Это уже после войны было даже. Беседы – это просто так приходили туда; кто вяжет, кто прядёт. А вечерок. там развешивают лампы, светлый вечерок называется. Не приурочен к празднику, как захотят. тогда и назначат. Ну со всей округи приходят парни, девки. На стенах развешивались лампы, десятилинейные, самые большие были. Редко у кого 25-линейная была. полотенца вышитые. занавески, шторы чистые – вобщем, убирают дом. Выговаривают помещение у кого- то по очереди. Где не очень хорошо в доме, туда не ходят. За избу не платили, дедка Афанасий ( отец Андрея Афанасьевича) говорил, чтобы утром всё чисто было, блестело. А ведь пол-то некрашеный был, тогда надо песочком да лаптями. На Вечерки работу с собой не брали, только развлекались. Плясали Барыню, кадриль, Русского, трепака, под испань, танцевали под гармошку, балалайку. В "Ручеёк" играли, в "Ремешок".

Ремешок. Сидят все, ремешок ложится на табуретку или стул. Выбирают водящего первого. Он берёт ремешок, понравилась ему девка, раз её ремешком и убегает в коридор. А она - за ним, а там надо что- то делать. Недаром он её шлёпнул, недаром она ему понравилась. Это обязательно. Ну, если не хочешь поцеловаться, может быть, куда денешься, увернёшься. А так она должна ещё поцеловаться с ним. Он садится на место, а эта девчонка выбирает парня и тоже ведёт в коридор.

Пели раньше на вечорках и частушки:

Гармонист, гармонист,

Я тебя надую.

Из резиновых сапог

В лапти перебую.

Что невесело играешь,

Видно, холодно рукам.

Поиграй повеселее,

С рук перчаточки я дам.

Гармонист какой хорошенький

В рубашке голубой.

Я хотела познакомится

Сказали "занятой".

Серу кепочку носил,

Под ней кудёрки вилися.

Хорошу девушку любил

Товарищи сердилися.

Ягодиночка уехал, И сестра уехала.

Заказные письма пишут,

Чтобы я приехала.

Скоро, скоро я уеду,

Увезу и славушку.

Пусть залёточка заводит

Новую сударушку.

Ты Германия, Германия,

Германия – змея.

Немцы дролечку убили-

Я осталася одна.

Я военных не люила,

Форму ненавидела.

Теперь дролечка – военный –

Форма стала милая.

Запевай, товарищ, песню

Самую угрюмую.

Хлеба нет, картошки нет-

Про сударку думаю.

Эх, лапти мои,

Лапоточки мои.

Две сопливые плясали –

Это дочки мои.

Мы – кобожские девчонки

Новгородской области.

Завлечем – гулять не будем,

У нас хватит совести.

Чернобровых я любила,

Белых – ненавидела.

У подруженьки отбила ,

Бедную обидела.

Носил белую рубашку,

Кепочку неважную

Разбежалися глаза

У трепача на каждую.

Выходи-ка ся на парочку

Товарищ дорогой.

Я люблю твою походочку,

Качаешь головой.

Говорят, есть хулиганы,

Хулиганы – да не мы.

Есть такие хулиганы-

Не выходят из тюрьмы.

Запевай, моя подружка,

Запевай – тебе легко,

А мне не запевается-

Мой милый далеко.

Если б знала, что такая

Распроклятая любовь.

Не дала бы сердцу волюшки

С семнадцати годов.

Изменённую – то девушку

Узнаешь по глазам.

Изменённая девчоночка

Глядит по сторонам.

Я иду а мне навстречу

Едет трактор новенький.

Мне не трактор полюбился-

Тракторист молоденький.

Я плясала, шибко топала

У дролечки в дому

Я нарочно так и делала,

Чтоб хаяли ему.

Ягодиночка уехал

За Уральски горочки

Ему письма не доходят

От его девчоночки.

Частушки под драку.

Атаман у нас молоденький,

Не выдадим его.

Семерых в могилу вгоним

За него, за одного.

или ( Семеро в могилу ляжем

За него, за одного).

Атамана у нас нету,

Атаманом буду я.

Атаманова сударушка

Теперь будет моя.

Атаманова могилушка

В лесу среди черниц.

Умирал и нам наказывал:

"Люби (. ) учительниц!"

Быличка

. А вот где Тамара Морозова жила, здесь раньше жил Митя такой Бархатный, Михайлов. На место, где жил Бархатный, Валя Морозов перевёз свой дом. Жена говорила, что черти есть у мужа , что он в палке их держит. И вот однажды она эту палку. её кака-то полая была, толстая. вот она второй палкой эту палку толкала в реку: "Там, - говорит- черти. Я её в реку утопила". Когда он умирал в больнице, люди слышали какие-то звуки. Наверное, говорят потому, что он в лесу всё время был. Куда бы он не пошёл, он всегда несёт груздей полно. У других ничего, а ему, говорят, черти помогали.

МАСЛОБОЕВА МАТРЁНА ИВАНОВНА

Родилась д. Кобожа в 1913 году. В настоящее время проживает в доме ветеранов с. Мошенское ( д. КАБОЖА)

Последний нынешний денёчек

Гуляю с вами я, друзья,

А завтра рано, чуть Светочек

Заплачет вся моя семья. 2 р.

Заплачут братья мои, сёстры,

Заплачет мать и мой отец.

Ещё заплачет дорогая,

С которой три года гулял. 2 р.

Вести к венцу её сбирался, 2 р.

Любить до гроба обещал.

Коляска к дому подкатилась,

Колёса о землю стучат.

С коляски старшие кричали:

"Готовьте сына своего". 2 р.

Крестьянский сын давно готовый,

Семья вся замертво лежит.

Теперь помчуся к жизни новой,

Царю, отечеству служить. 2 р.

Лирическая песня.

У зори было у зореньки

Много ясных звезд,

А у темной, темной ноченьки

Им и счету нет. 2р

Горят, горят наши звездочки,

Пламенно горят,

Моему-то сердцу бедному

Что-то говорят. 2р

Говорят они о радостях,

О прошедших днях.

Говорят они о горестях:

Жизнь разбита в прах. 2р

Полно, полно вам, звездочки

На небе сиять,

Полно, полно вам прошедшее2р

Мне напоминать.

Не восходит солнце с запада –

Нет ему пути.

Моему-то сердцу бедному, счастья не найти

36 – 37-м. Разломали ее, перевезли и мастерские сделали. Ой, как ломали ее, никак не разбить было. Вот там ломали, все откапывали. Там было и кладбище.

(По словам местных жителей, был построен дом на месте разрушенной церкви и кладбища. Сначала в нем жил председатель Рябов. Трактором ему оторвало ногу. Операцию делали в смену Маслобоевой Матрены Ивановны, которая работал медсестрой 30 лет. Потом на это место была перевезена церковная сторожка. Там жили Леонтьевы. У хозяйки, Люды, умер муж, утонул сын. До сих пор на огороде находят кости со старого кладбища – от собирателя).

(В 17 лет Матрена Ивановна закончила семь классов, три года работала заведующей фермой, потом три года училась в техникуме и по распределению в 1938 году попала в Чудово – от собирателя).

Вечерки, беседы

А на посиделки ходили. Мои две сестры ходили. И у нас они по очереди ходили, и у нас в доме были (сама Матрена Ивановна не ходила на посиделки, училась – от собирателя). Ну, и все соберутся с прялками, все сидят, поют песни, у нас Женя такая песенница была. Они так пели хорошо! Сидят все, поют. Ну, вот приходят чужаки, ребята с других деревень, с гармошкой, играют на гармошке, пляшут. Вот лампа висит, с абажуром такая лампа, раньше были семилинейные, пятилинейные лампы. А здесь все кругом сидят с прялками, приходят ребята. Ну, у них тут пойдет все: и пляска, и танцы. И все. Краковяк, да тустеп, да вальс. И я танцевала под испань (под гармошку и под слова – от собирателя). Мы пели "Светит месяц, светит ясный". Плясали мы кадрель, когда учились в школе, так выйдем в коридор, и кадрель. У нас мало танцевали лансе. Посиделки назывались беседами, собирались по всем дням, кроме субботы.

Иногда вяжет, что девушка: носки, чулки или вязали кружева. Много у нас было девчонок – около 20 штук. Не вместиться было.

У нас маленькие были беседки и большие. Маленькие девчонки на свои беседы ходили, а которые побольше – на свои. Лет с 17 – 18 – уже на большие. Снимали там дом, у нас тетя Анна была, у нее собирались. Ну, просили девчонки, чтобы она пустила, и в одну избу так и ходили. Ей там помогали. Избу откупали: ну, мыли там ее, керосин свой наносили. Деньгами не платили.

Игра "Письмо". Парню если нравится девушка, он вызывает ее в коридор, она идет, они там любаются.

ФРОЛКОВА МАРИЯ ФРОЛОВНА

( родилась в д. Лубенское в 1908 году )

Беседы, вечерки.

Три беседы было: маленькие ходили, середовыи ходили. Маленькие – годов, наверно, 11 – 12 вот такие подростки. Середовая - (я сама ходила) годов по 16 по 15, вот такие. Вот две (беседы), а большая беседа было, по 36 девок. А то и не пустят. Ведь вымучали раньше и на всю зиму ходить в этот дом, считай как куплена изба. Дом покупали. Вот у нас така старуха жила, зерном брала, носили хлеба мы ей. Вот заплатишь и ходишь всю зиму.

А больша беседа по 36 девок, ежли хозяин пущает эту беседу: "Чтоб меньше 36 не было!" Дак с нашой беседы добавляют. Вот с мине и кончилось все. Вышло много девок замуж–то. И нас трех взяли в добавок–то, наша-то беседа и кончилась. А потом, уж это будет на второй-то год, дак, жаланна моя, и совсем кончилась. Хто почередно, хто как. Больша-то беседа умирает, замуж-то выходят. У нас деревню-то любили, Лубинску-то. Женихов на девок-то много. Вот, один год, никак восемь свадеб было. Девки выходили, робята женились.

Устраивали вечерки. Мы как это намечать было, это вот вечерок этот, так хозяйка-то и говорит: "Девушки, не наказывайте, вы, много-то, широко-то". А мы никуды и не наказывали. А вот как с небу валятся и все, нашу деревню любили: вся Кобожа повернется втуль.

Большие ходили, а маленьки-то с меня и кончились, то по середам побегают, а потом то понемного брали на нашу беседу. Вот это беседа и кончилась и середовые кончились, вот с меня. А до меня было три беседы одновременно: в одном доме маленькие, в другом середовые, в третьем большие.

А хочется больших-то поглядеть, как большая: гармонь играет, там пляшут, все есть. Не пускают, а мы к окошку. Рядом было мы хоть так, хоть в том краю, а то через дорогу и наша, и мы ходили.

"Досуг ли играть, только прялки лоскочут". На вечерках не только там, чаво игры, каки, чаво, дак не разодвинутце. Вот у хозяйки-то оторвало на три пальца печку, вот большую печку. Она нарев заревела: "Ой, деушки, что нам делать-то?" Такая сила вошедцы в избу. А так на супротивку у нас тетя жила, вывалили. Вот тот край заполнили, а мы-то на крыльце-то стоим и говорим: "Неужель в избы были?" А где они были-то, в избы и были. Сколько народа! Вот в ту сторону ту не только наказывать, дак и на тихомолку сделаешь, как по духу.

Парни из-за девок не дрались (от собирателя). У нас девок-то было, хоть на вешальницу вешай. Дак ужель чего драцы оны будут. У нас этого не было, шоб драться. Которой ежели гуляет с девчонкой. Так он так и гуляет.

Девок было много, и робят было много.

Святки.

Ряженье – рядились овцами, овцам навяжутся.

"С водой ходили", озоровали (это было на большой беседе), "что озорство было, то и сила".

"У нас у бабушки была беседа, я еще небольшая была, на беседу не ходила. А как у бабушки беседа, пойду в Святки глядеть. Робята пришли: "Бабушка, Маньку девай куды-нибудь мы с водой придем". Вот бочка, завертят эту бочку, водой зарядят, как спустят (кинут в избу – от собирателя), воду-то по всем девкам-то, деться некуда.

"Булки пекли", которой хвоснут, дак оны и спину испортили. В мешок накладут снега, этот снег замочат водой. Вот мокрым-то снегом и охерачат.

Вот парень стоит, на парня подведут девку, девку садят на закукры. А по заднице-то как лопнут мешком со снегом-то.

"Коляда, ты Коляда!

Как ходила коляда

Накануне Рожества!

Как искала коляда

Манькиного двора,

А Манькин-то двор

На семи столбах,

На восьми верстах!

Столбы точеныи,

Позолоченыи!

Кто даст пирога,

Тому двор живота,

Кто не даст пирога,

Тому корову за рога!

Пели под окном, а одна в избу ходила, давали хлеба. У кого кальки напарено (брюква – от собирателя).

А робятишки вот озоровали, а я ходка была и запевать тожо. Ходили с котелкам, гушши накладут, хлеба давали. Подцапеня у нас такой был, у него никого не было, бобыльком так и жил, говорит: "Девчонки, вы никому хлеб не отдавайте". У нас деревня-то ведь большая была! Вот мы край пойдем, снесем этот хлеб Подцапене, продадим, на второй край пойдем. Вот, на три края. Куски продавали, карасину покупали. А которая девчонка не пела "Коляду" – неси с дома карасин.

На святки гадали, я гадать вот не любила.

Слухать ходили: прийдут с мелодом. Разок пошли слухать-то, за ворота вышли, я обрыхнулась с дороги-ты по топор в снег (т. е. провалилась в снег - от собирателя). А сусед: "Робята,зря идем! Каравод-то у нас, вы не заметили из снега лезет, да Господи помилуй!" Рази прислышиться! По семь человекМеня возьмут-не слушалось. А тут трое: Ванюшка, брат-то будет, потом Мушка Ванькина. "Ой, Манька! Подёмте, ну подёмте. " И как это зря. Робята осталися тут, а мы троё и пошли. И вышли-то вот за ворота, и недалеко и вышли-ты. Ешо тётка вон говорит: "Вы не ладно слухали. Эх, вас бы!". А кто слухает, так за чортой, а кто не слухает, так без чорты. Чорты чертили огарком, лучининой с обожжённым краем. Становишься, очертисси. Кто в чорты-слухает. И за чортой слышно. А вот тётка-то ещё: "В чорты-то ещё ничево, а вот за чортой-то стоите, тут-то бы вам жару дали!". Надо всим в чорты быть. А мы неладно ещё слухали, а всё равно слышалось.

Свадьба

Которая за любого-то идет – ничуво, которая не за любого – ревом ревит.

Расплетание косы. "Я ходка была, да любили мене большие-то девки. Не пущали такую мелузгу, а меня на плечо и посадят. Дак я вот всех-всех девок-то У меня косников тьма была. Мне первый косник давали: косу-то заплетали, а так первый косник мене давали. Косники одеяло ткала, бантила, дак разрезали ти косники-то.

Косник – по три тряпочки, тряпки-то. А хорошие тряпки, дак две тряпки. Вот косник.

Это у невесты коса заплетена была. Косу расплетать придут. Это днем расплетать косу девки идут. (Косу расплетали днем у невесты дома, а вечером были вечерины, все в один день – о собирателя). Расплетали ей косу, она не дает косу-то расплетать, она ходит и голосом плачет, матке приплакивает с батьком, потом и с подружками прощается. Девки запевают песню "На горе стоит елочка". Невесте подружки косу заплетают, косники-то тут, вплетают. Она (невеста) с этой косой-то и ходит и приплакиват, девкам приплачет, матке. А потом она походит по избы, плачет, к батьку и матки подходит, плачут все.

Девки сами себе косники разделят и все. Мне от кажной невесты косник был.

Вечерина. На вечерины невеста только сидит и все. На вечерину приходил жених, невесту закрывали, "Жениха обманывали – сажали другую девушку, тоже закрытую. Это было накануне венца".

Жених выкупал невесту. Жених приходил с дружкой. За столом дружка вымагает у родителей: "Щей погуще лей!"

Родители благословляли невесту и жениха, как к венцу идтить. Благословление с иконкой "Мать Пресвятая Богородица" да с хлебцем.

Стоят оны (жених и невеста) и на колешки их родители заставят встать, оны стоят на колешках. Оны наклонятце, да поцелуют иконку. Родители по кругу с иконкой и хлебцем над головами жениха и невесты. Если батька и матка есть. Так батька с хлебом впереди, матка с иконкой взади.

Днем к венцу. Как пойдут венчаться, невесте на голову одевали венец, "которая не венчались – так какой ей венец!"

К венцу. Ране свадьбу заведут, так конца, краю нет.

Летом к венцу едут на своих на двоих, а зимой – на санях, лошадей нарядят: вплетали ленточки. Вплетали в гриву ленточки, эти которыи лошади свадьбышныи, так оны долго не теряют тряпки. Как к венцу едут – невесту закрывают, и от венца невесту ведут закрытую. Дружка открывает невесту руками.

Дружку привяжут веревкой на чем сидит, да все! Вино вымагают, дружка должен дать, чтоб отвязали.

Ворота запрут, не пущают людей – ломятся, ломятся. За стол сядут, все сделают, дак и откроют.

Матка и батька хлебец да скатерть – встретят, да все (там родители жениха встречали жениха и невесту, которые приезжали от венца – от собирателя).

Гости и жених с невестой садятся за стол. Хотят, дак кушают, не хошь, дак как хошь.

За столом невеста сидит уже отрытая. За столом песен не было. Рази, мысленно, за столом песни петь. Сидели просто так, посажены молодые, посажены так. Не ели ничуво. Если уж там кормили их наверно.

Там вот гуляют у жениха, на второй день на отводыни придут к этим родителям (к родителям невесты – от собирателя).

Часовня. Святой родник. По словам местных жителей в деревне рядом стояла часовня и был столб сделан, и там икона под стеклом была (мать пресвятая Богородица).

"Сколько к заветным из дали приезжали к столбику-ту, сколько накидано было денег-то туды. Управляющий этим столбиком-то деньги-то подберет, а потом церковные-то придут там. И он сдавал эти деньги. По завету давали все на церкву. Зато красавица-то кака церква. Лучшей нашей не было в округе. И все батюшко-то до последней ниточки, бедный, служил, все клал на церкву. Батюшко звали Миколаюшко.

Родников много было. Был один родник, который сейчас зарос, Святой источник. Пока старики-то были, да чистили, водица – как янтарь. Вот на Городке зимой хоть в какой мороз из родника пар валит. Никогда не мерзла, она водица-то матушка. Придешь за водой-то зимой-то, шелепник-то обмерзши, вот около-то. Как первую лейку махнешь туды, в шелепник-то, как кипятком, только лед-то тресь-тресь-тресь. Пока до деревни до дома едешь, и лед оттаял. Вот водица-то матушка кака была.

А как почистили, как попало. Там делают сходку и на ходке : "Робята, надо родник почистить". Ведь питалась вся деревня родником. Приедешь, только камушки внизу беленькие, да пар столбом валит, хоть какой мороз.

Ну вот,каких мужиков выберут, они припахиваютце чистить родник. Кому надо, дак и лечились водой.

Микола. Заветный праздник в д. Лубенское.

В Миколу служили на дворе – у нас заветный праздник по скотинке. На дворе поставят стол, на дворе и служили. Бартюшко приходил служить

Смоленская. В Балашове и в Горелом праздновали Смоленской (в этих деревнях заветный праздник был Смоленской Божьей Матери).

А потом эту Смоленскую бросили праздновать. У них откуль-то направило тиф. Баба померла. В гроб не мыли, не чуво, в половики завернули, да так, кое-как. А мужик лошадь снимал, мужика муха укусила и етот окочурился. Мужик молодой. После этого случая опять стали праздновать.

Домовой. У меня не так давно: тожо слышу. Вот у умывальника брякочот. Я думала кто-то пришел сюда, руки моет. Побрякотал у умывальника, не отходит, брякочот. Я так повернулась на избу-то, в избы вот от месяца-то светло-светло Никого нету. Встала – никого на печке – никого, никого нету. Бог его знает, все есть.

Был крестный ход, ходили по избам. Христа пели:

"Христос воскресе из мертвых,

Смертию смерть поправ,

И сущим во гробе живот даровал. "

По домам ходили с батюшкой, с иконой "Мать Пресвятая Богородица" большая. Двое так бегут за икону, а вперед с Евангелем идут.

В Пасху яички красили. После Пасхи катали яички. Я не любила катать. Вот как ради Христа и яйцо-то! Я вот с которой девчонкой гуляю, дак: "Пойдем, я тебе два сварю!" И стоит переживать: "Ой, покатилось – покатилось – покатилось!" Переживать не надо.

БОЙЦОВА ЕВДОКИЯ ФИЛИППОВНА родилась в 1929 г.

Рожена на хуторе (Филиппов хутор), а переехала в 38 году. Хутор находился примерно в трех километрах от д. Лубенское. Мы переехали, и я стала ходить в школу, образование 1,5 класса.

А мама, вот, родивши в Лубенском.

Часовню я не помню, а говорили, что была. Кладбище было на родниках. Песок стали возить на дорогу, дак черепа выкапывали. Дак вот я не захватила.

Престольные праздники: Никола - 22 июля, Спас – 19 августа.

Беседы.

На беседы збирались не каждый день. Если время есть – пойдут. А молодежь была, если клуб был – ходили в клуб.

На беседах кто вяжет, кто прядет, кто чего делает. А на вечерки ходили безо всего. Сговорятся девчонки: "Давайте завтра делаем вечерок". Збитрають лампы, збирають зеркала. И скажут, что в Лубенском вечерок. И с Курилова, с Балашова, с Медведева, Кабожские придут. Другой раз вечерок гуляют – погуляют и домой.

Накажут с кем, что приходите на вечерок.

На вечерках плясали по две, в четыре, в кадрили. Выходят две пары, становятся друг против друга (могли быть в паре парень с девушкой, а могли быть две девушки). Выходят с пары по человеку и пляшут, пока не устанут, а потом два им на смену. Ребята плясали, мастера плясать были.

Пели всякие песни и коротенькие. Плясали "С остановочкой" и пели:

Ты, товарочка, пляши, пляши с остановочкой

Не советую тебе гулять со старым дролечкой.

Мы много раньше пели песен:

Мы с тобой, товарочка,

Ни чем не занимаемси,

Только ходим на реку

Водицей умываемси.

Какой у тебя голос есть, такой и поешь. Раньше гармонь была, так гармонь и подпеваешь.

Ремешок. На вечерке играли в ремешок: "Поставишь табуретку, парень вызывает – стегает девушку, а девчонка стегает мальчишку какого.

"Газеты читать". Потома вызывали в колидор "газеты читать". Которой парень с девкой дружит, вызовет ее и уйдут на коровод. Говорят: "Долго нет, уж они короводятся".

На беседы, ето, говорят, играют, если вызывают ее в сени, стойно, прялку кладешь, побудешь, приходишь.

Я 20 лет отжила в Хвойнинском районе. Там в пасху сбираются все, яйца на стол, там наготовишь, и поют в первый день, а на второй день и мужики и бабы – все.

Потом катали яйца. Если покатила яйцо, катишь ты: по очереди катали. Если ты угадала, т. е. твое яйцо подкатилось к яйцу предыдущего человека, то ты забираешь свое яйцо и яйцо этого человека.

Егорьев день.

Скотинку выгоняешь первой раз, пастуху яйца варишь, колобушки печешь, т. е. тесто раскатываешь, налаживаешь творогу. Это называли кто колобушки, кто обарником – кто как.

На обходе первый пастух идет с решетом и с боженькой, а в решете яйца, ватрушки. Второй ходит с фонарем. И стреляли при обходе, чтобы волки не съели стадо.

Похороны, приметы

Жительница Медведева говорила, что вы молодые будете жить никогда слезы в гроб не роните. Будет вот покойник весь в воды лежать и вам тяжело будет. И будет он к вам ходить.

Одна женщина, говорит, похоронила мужа. Она так говорит, плакала. К ей говорит, повадился в 12 часов ночи ходить. Вот, а разве покойник придет, если он померши. А потом она до чего дошла, что все не может ходить, а бабы ее спрашивают: "Ты чего ходишь такая?" Она говорит: "Не знаю, чего делать ко мне муж и ходит". Ее научили, раньше говорит, что положить топор и хомут в избу в дверь и не ходить. А утром встали вся крыша снесена у этой бабы.

Старые говорили, что не надо плакать; когда покойника выносят там, стулья пообкидать, т. е. перевернуть все стулья и лавки; покойник если в доме зеркало чтоб закрыто было. Покойника выносят – открывай, полы мой.

Ставили покойника головой к боженьке ставят, а ногам в дверь, чтоб покойник ходит он умерши своим ногам шел вперед, чтоб не видел обратной дороги.

Покойнику в гроб кладут наволочку, шьют рукам и набивают ватой, когда обтягиваешь гроб листья березовые и стружку вниз ложат. В д. Лубенское ложат стружку, а в д. Кабожа листья и стружку. Листья "сошмыгивают" с веника.

Если покойник умер, то не надо теплым рукам дотрогаться – сразу станешь чернить.

Раньше кутьей поминали. Пшеницу запаришь, песочку сыплешь. Приходят ложки 2 -3 берешь и споласкиваешь, что поминайте кутьей.

БЕЛЯЕВА МАТРЁНА НИКОЛАЕВНА родилась в 1927 г. д. Городок, умерла 19. 09. 2009 года

Вечерки, беседы.

Заветные праздники – Спас, Никола (летний).

В молодости мы вечерки делали, гуляли. И с чужой деревни приходили, и с гармоням, и все.

На беседу ходили с прялкам, пряли. А на вечерки придут из чужих деревень, молодежь придет. Мы к людям ходили, к молодежи.

На беседы собирались, а вечерки не очень часто были.

У кого беседа была вымучена, вот у того и собирались. Выпросимся, заплатим за дом, что ходим мы туда. Платили деньгам – много не брали. Платили девчонки.

"Цыганочку" плясали, пели песни. Пойдем "во кружок" штуки три, друг за дружкой пляшем. Вот такая пляска была.

В "ремешок" играли. В сени выгоняли к ребятам. Стегнут, выходишь. Парень выходит, поговоришь, поговоришь, парень уходит, вызываешь другого. Парень приходит другой, я ухожу. А парень вызывает другую девчонку, там с ей разговаривает.

Собирались по вечерам, гуляли то по деревне с гармошкой, идет гармонист, поет, играет, а мы за ручки взади идем, песни поем.

Святки.

Снарядником наряжались. Давали специальну еду: то пироги с капустой, то каку ватрушку спекут. Когда давали и деньги. Когда просят, дак и дают и деньги.

Угощений собирали много. Соберемся ды еще и стол соберем. Назбираем всякой всячины дэк, кто чуво даст. Если вместе ходим, артелью, под окошко подойдем. В дом заходили, когда пропоем, чтобы нам дали.

В результате всей проводимой нами деятельности, становится все шире круг наших потребностей, способностей, умений нас детей и взрослых, рождается устойчивая мотивация к жизни в системе культурных ценностей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)