Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Вместе читаем и творим: «От сказки - к звездам»

Сколько выдумки, воображения нужно было нам и нашим родителям, чтобы выполнять подобные работы! Наши мамы и папы радовались «как дети», потому что учились видеть заново окружающий мир, наблюдать и анализировать, преобразовывать и комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе новые образы.

За время работы над проектами, мы поняли, что художественно-творческие способности не возникают на пустом месте. Чувство цвета и ритма, формы и композиции развиваются постепенно и кропотливо. В работе мы учились использовать самые разнообразные материалы: тесто, глину, ткани, ракушки, нитки, камешки, перья и многое другое. Мы творили свой мир и свои сказки, поэтому стали называть себя волшебниками, а занятия – Школой волшебства. Наша фантастическая страна Чудес стала способом приобщения к художественной культуре, а знания и умения, полученные в Школе волшебства, – средством освоения действительности.

Прошло уже 5 лет, как мы занимаемся в Школе волшебства. Создатели Чудесной страны пошли в школу (обычную), но все равно остались волшебниками и магами, потому что дар творчества не ослабевает с годами, он совсем не связан с возрастом, он дается навсегда.

Нужно продолжать занятия, решать, каким путем вести друг друга по бушующему миру фантазии и творчества, чтобы добиться “единства ума, сердца и рук”, чтобы создать наиболее благоприятные условия для их познавательной деятельности, сохранить мотивацию, не потерять радости от совместного творчества и, наконец, получить конечный продукт в виде знаний и умений, воплощенных в наших проектах .

Комментарии педагогов и ученых

Химич К. В. «Культурологизация процесса художественного образования и воспитания несет в себе идею не столько новую, сколько необходимую.

Оздоровление российского общества должно начинаться с формирования личности на основе названных подходов. Однако обучает этого ребенка взрослый человек ПЕДАГОГ. Его образование и культура требуют соответствующих времени корректировок, поэтому Программа включает в себя целостную СИСТЕМУ подходов к изменению личности обучающего: постоянное изменение культурологического и профессионального тезауруса педагога, активное участие в конкурсах профессионального мастерства на региональном и всероссийском уровне.

Самопознание и самосовершенствование— один из фундаментальных смыслов человеческой жизни. Этот процесс возможен только тогда, когда сознание выступает как творческий феномен. Формирование духовной культуры посредством развития творческих направлений просветительской социокультурной деятельности и образования в области одно из направлений работы Института культуры Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Художественная, эстетическая культура— фундамент духовности».

Кузнецова Е. С. «Содействие становлению и актуализации в повседневных практиках духовной культуры— задача трудная и для ученых, и для педагогов-практиков, прежде всего, потому что сегодня несказанно увеличился разрыв между рациональным и эмоциональным. Целенаправленная работа в этом направлении сотрудничества «Дома творчества рудничного района Кемерово» с КемГУКИ предполагает реализацию с 2006 года комплекса программ, которые, будучи выполненными, сработают как система. Ее задача — создать повседневные ЛОКУСЫ, в которых у кузбассовцев появиться осознанная потребность раскрыть в себе сущность человека порядочного, эмоционально богатого, разумного, спосубствуя тем самым становлению антропологической его целостности: эмоций— добра— интеллекта».

Безрученкова О. А. «В то же время, создание культуротворческих, культуросообразных локусов повседневности будет способствовать и эстетизации личности – той основы, на которой личность самосовершенствуется и самореализуется. В этой связи авторы данных инновационных программ кандидат культурологии, доцент КемГУКИ Кузнецова Елена Сергеевна и педагог дополнительного образования Дома творчества Безрученкова Ольга Анатольевна очень пристально изучают законы синергетики, которые позволяют им менять стиль мышления. Мы убеждены, что мир человеческих ценностей (эмоции) и мир культуры (культурные символы и знаки) должны быть главнейшими ориентирами в просвещении и воспитании, которые оцениваются, прежде всего, как саморазвивающаяся система».

Кузнецова Е. С. «Пути становления этой системы: формирование эстетической ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСА, ВКУСА, ВЫБОРА личности. Реализует эту задачу множество деятелей, важнейшими из которых являются культурологи ученые и педагоги. Наша задача – определяя инновационные направления работы с детьми и взрослыми в системе дополнительного художественного образования, выбрать культуросообразные времени и ожиданиям людей ориентиры.

Так, живущая в большом городе семья связывает с национальным образованием возможности приобщения ребенка к своим национальным традициям, культуре, языку. В современных условиях, характеризующихся регионализацией сознания, формированием потребности в национальной самоидентификации общностей, резко возрос интерес к национальному наследию, национальный традициям.

Однако упование лишь на систему образования в этом вопросе не дает ожидаемых результатов, поэтому сегодня семья во многом утратила эти возможности. Причины многообразны – растущая занятость и постоянная усталость, неустроенность быта и конфликт поколений.

Пожалуй, более всего дополнительное художественное образование призвано компенсировать то, что утеряно семьей. Приобщение к национальным традициям как элементу современной культуры в просветительских повседневных практиках — реальный путь не только возрождения национального самосознания, но и широкого гуманитарного сознания, потому что узко национальный подход реально разрушает гуманистические ценности.

Культурология семьи и детства особая сфера педагогической и социально-просветительской работы. Детство и семья талантливы и своей духовностью, и своей чистотой и свежестью восприятия мира, всем тем, что утрачивается по мере взросления».

Химич К. В. «Система дополнительного образования представляет ребенку возможности как можно дольше находиться в детстве и дает возможности для его многопланового развития. Для взрослых же членов семьи – это возможность увидеть своих детей в новом свете, но главное – это шанс установить диалог с «ребенком в себе», заново обрести себя. Именно поэтому конечная цель авторов мастер-классов - это создание культуротворческого пространства по воспитанию чувств: чувств человека к самому себе и окружающим».

Кузнецова Е. С. «Современная наука и практика особое внимание уделяют эмпатии, которая ориентрирует личность на понимание как целостное осознание устойчивого, равновесного духовного состояния. Такой тип образования имеет в себе элементы саморазвития творческих механизмов саморегуляции и саморегенерации, определяемых духовной природой человека, проявляющийся через его пристальный взгляд на окружающих и на самого себя.

В связи с этим главное, что стремятся сделать педагоги-исследователи в совместной Программе - это подготовить участников семейных мастер-классов к восприятию инаковости, настроить и ребенка, и взрослых на переживание и сопереживание при встрече с Другим, большим, чем каждый из нас (Культурой, Вечностью, Творчеством).

Именно культурология понимающего образования открывает мир человеку, а человека - миру; и именно дополнительное художественное образование располагает всеми необходимыми ресурсами и возможностями помочь и ребенку, и взрослому стремиться понимать жизнь ее повседневных, т. е. типичных, повторяющихся, ставших привычными проявлениях. Это дополнительный шанс каждому не поддаться рутине, не потерять себя в жизненных перепитиях.

В этой связи, чтобы состояться, личности необходимо стремиться овладеть навыками в равной мере творить и слушать, смотреть, читать, чувствовать созданное, а также содействовать востребованности созданного в обществе. Данное условие служит объединяющим фактором для различных звеньев и учреждений системы образования, имеющих в основе преподавания культурологические принципы.

В связи с выявленными целями культурологии образования, доминирующим становится выделение целей в философии дополнительного художественного образования.

Именно из детства, из дополнительного образования в школу и в жизнь приходит наше гражданское спокойствие и мир. И именно педагог дополнительного образования, в больше мере, чем иной другой педагог, моделирует, создает или не создает такое пространство - локус СОГЛАСИЯ».

Безрученкова О. А. «Возможно, смысл именно этого принципа в основе семейной повседневной жизни был утрачен последними поколениями. Именно «СОГЛАСИЕ» – вот та идея, вокруг которой в Год семьи авторы кемеровских мастер-классов собирают единомышленников. Из такой концепции вытекает методология дополнительного художественного образования, на которую опираются педагоги-новаторы Безрученкова О. А. и Кузнецова Е. С.

По нашему мнению в словарь компетентного педагога дополнительного художественного образования должны входить:

1. эвристический и аксиологический аспект (многонаправленные поиски назначения человека и его жизненных смыслов и ценностей, свободы, демократической в том числе) как общие цели и ориентиры образования;

2. образованность и просвещенность (общая культура в сочетании с профессионализмом, готовностью противостоять и противодействовать предрассудкам, стереотипам невежеству);

3. креативность, отстаивающая свободное индивидуальное творчество как ведущий элемент содержания и развития образования;

4. разработка способов прогностического развития личности на любом этапе развития, отвечающего социальному заказу государства и общества.

Философия СОГЛАСИЯ в практике дополнительного художественного образования выступает

1. методологическим механизмом организации непрерывного обучения педагога;

2. андрагогика становится основой профессиональной жизни и роста педагога;

3. направляющим в диалоге и взаимодействии педагога и ребенка становится новое знание.

Из культурологических концепций в дополнительном художественном образовании, как и в школьном: общество получает реальную возможность получить как результат развития личности ее динамичность и эвристичность, открытость и искренность, неконфликтность и человечность, патриотизм и сострадательность как актуальные компетенции личности.

Повседневные семейные мастер-классы проходят в Доме творчества Рудничного района Кемерово по авторской программе Безрученковой Ольги Анатольевны «От сказки к звездам».

Так художественное творчество детей и родителей по притчам «Библейской истории» вносит свой реальный повседневный вклад в духовно-нравственное возрождение современного человека. Эта задача для педагогов-новаторов стала сегодня одной из главных задач воспитания и образования.

Говоря с участниками мастер-классов о духовности, Ольга Анатольевна вместе со специалистами КемГУКИ ведет диалоги о совести человека, и важности в нашей жизни его любви к отеческим гробам. И дети, и взрослые участники мастер-классов переживают в этом художественном акте:

1. потребность в свободном выражении своего мнения,

2. непрерывный поиск смысла жизни и

3. стремление к совершенству, к Другому, к Иному, преодолевая бытовщину.

Принципы культурологии образования, реализуемые в повседневных творческих практиках на этих встречах, открывают возможность каждому участнику самому пережить культурные традиции народов мира как некий феномен сохранности культуры в условиях современности, как некую истинную , не опошленные массовыми вкусами, форму культуры».

Кузнецова Е. С. «В то же время художественное, духовное начало в личности невозможно заложить без обращения ее к истокам народного самосознания. Знакомство и, главное, проникновение в суть народного обычая, традиции, ритуала, символики закладывают у участников мастер-классов:

1. нормативно-оценочные отношения к материальным, социальным и духовным ценностям общества, чем

2. обнажают уродство ряда национальных предрассудков и современных представлений, живущих в форме старых обычаев и традиций.

Именно со-действие, со-участие, переживание культурных традиций в современном ценностном и художественном пространстве получает определяющее развитие в культурологической программе «От сказки к звездам» О. Безрученковой.

Общество обращается к прошлому в поисках путей решения проблем сегодняшнего и завтрашнего дня. Традиции обращены более чем другие социальные механизмы к чувственным отношениям, обладают огромным потенциалом эмоционально-психического воздействия на будущего гражданина. Они воспитывают личность, прививают ей качества, крайне необходимые современному неустойчивому обществу и особенно семье. Речь идет об осознании

1. роли исторического родства и единства в жизни каждого человека,

2. готовности служить людям, быть эмоционально-щедрыми в своих поступках, а также

3. речь идет об осознании необходимости переживать важность моментов объединения всех и каждого вокруг идеи или общественно значимого события.

Сегодня ХУДОЖЕСТВЕННОЕ воспитание рассматривается в единстве с вопросами гуманитаризации образования, гуманитарного обучения и гуманного обращения с ребенком, формирующими в результате интеллигентного, нравственно честного человека с развитой культурой чувств и высоким уровнем интеллекта.

Итак, обобщим методологические положения Программы сотрудничества Безрученковой Ольги Анатольевны со специалистами КемГУКИ в направлении культурологи дополнительного художественного образования:

— Она нацелена на личностно-ориентированное развитие разновозрастных участником процесса самообразования, обеспечивающее осознанный выбор в определении предметов, мотивацию выбора, позволяющую свободу выбора каждым участником своей траектории развития по индивидуальному плану, совместно составленному с педагогом. Приоритетным является развитие у всех участников мастер-классов способности к самооценке и самоконтролю;

Научно-методологический подход к непрерывному художественному образованию реализуется через

—Объединение усилий специалистов науки и образования в области культурологии образования для создания единого культуросообразного и культуротворческого ЛОКУСА – культуротворческого ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА для взаимодействия членов семьи между собой и опытом жизнедеятельности и созидания предыдущих поколений.

—Формирование в процессе СО-творчества на мастер-классах ЭМОСФЕРЫ, которая организуется посредством всего образовательного пространства и условий художественно-эстетического развития детей. Особую роль при этом играет ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ СРЕДСТВАМИ мировой литературы, изобразительного и декоративно-прикладного ИСКУССТВА, где ИГРА с пластическими формами и образами выступает как фундаментальная методика посредством работы в техниках тестопластики и экодизайна.

—Создание в семейных творческих практиках АКТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ. Становление эмоционального и коммуникативного уровня культуры личности как основа формирования духовного мира человека на всех жизненных этапах его нравственных, политических, эстетических и художественных взглядов и ценностей – определяющая задача мастер-классов.

—Формирование общительности и У детей, и у взрослых как условие их сближения между собой и с другими людьми.

—Приобщение ребенка к миру выработанных человечеством культурных ценностей осуществляется посредством ПЕРЕЖИВАНИЯ ИМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМЫСЛОВОГО И ЦЕННОСТНОГО БЫТИЯ, в котором сливаются воедино коммуникативная, познавательная, преобразовательная, просветительная, конструктивно— моделирующая и ценностно— ориентационная деятельности и общение .

—Актуализация ЭВРИСТИЧЕСКИХ ПРИМЕРОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ через презентацию ОТКРЫТОГО, ГИБКОГО отношения личности к миру и к самому себе - отношения практически действенного и эмоционально-нгасыщенного, в котором личность стремится сообщить эстетическую ценность всему тому, что она делает, чувственно переживает, всему тому, с чем она сталкивается. Таким образом, именно задача содействия актуализации навыков социальной активности в сфере эстетической, художественной культуры сограждан первостепенная задача в реализации Программы.

—В то же время непременным условием формирования гуманитарной культуры современной семьи является ОПЫТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОМ ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, а предоставить условия для получения имеет возможность только система дополнительного образования. В основу его положен полисубъектный, диалогический подход, предполагающий качественно иные, в отличие от традиционных, структуры взаимодействия педагога и ребенка.

—ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, ЛИЧНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР отношения педагога ко всем субъектам творческой совместной деятельности это позиция педагога в акте его ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОГДА КАЖДЫЙ ДЛЯ НЕГО НЕ ТОЛЬКО ЛИЧНОСТЬ, НО ЛИЧНОСТЬ, ЗАБОТА О ФИЗИЧЕСКОМ, НРАВСТВЕННОМ И ДУХОВНОМ ЗДОРОВЬЕ КОТОРОЙ смысл человеческой и профессиональной жизни педагога.

—Отсюда ОСНОВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ активно работающий субъект (И РЕБЕНОК, И ВЗРОСЛЫЙ), оптимально раскрывающий свой интеллектуальный потенциал; педагог-координатор отрабатывает технологию помощи».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)