Производство  ->  Химическая промышленность  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Химия – наука удивительная

С одной стороны о на очень конкретная и касается бесчисленных полезных и вредных веществ вокруг и внутри нас.

С другой стороны о на очень абстрактная и имеет дело с мельчайшими частицами, которые не разглядишь в любой микроскоп, со сложными формулами и на первый взгляд непонятными законами.

Если считать первыми химиками древнегреческих жрецов, то химия наука-старушка, ей несколько тысяч лет. Тем не менее , в ней до сих пор так много неясного и неоткрытого.

Химия таит в себе величайшие возможности развития интереса школьников к предмету. Нужно только умело использовать яркие, неожиданные превращения веществ, сопровождающиеся изменением цвета, взрывом, воспламенением, с эмоциональностью преподнести страницы истории химии, в нужный момент сослаться на художественную литературу.

Изучать химию трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре все становится непонятно. Я учусь в 10 классе Закаменской районной гимназии и убедилась в этом на собственном опыте. С самого начала изучения данного предмета мне было очень сложно понять, запомнить, а главное, применить на практике многие понятия и законы химии. Но читая художественную литературу, я стала понимать, что химию легче понимать на эмоциональном языке. И тогда у меня родилась мысль: «Почему бы не создать сборник, в котором прямо по темам объединить отрывки из художественной литературы?». Материал для сборника я собирала в течение полутора лет.

Мой третий год изучения химии показывает, что уроки и внеклассные мероприятия, проводимые в ярких и живых формах, не только добавляют нам знаний, но и усиливают интерес к предмету.

Но все средства занимательности, применяемой учителем, я считаю, должны содержать полезную информац ию для понимания предмета, потому что, в противном случае занимательность может превратиться для нас в опасную игру. Если мы постоянно будем ожидать развлекательных уроков, то это приведёт к нежеланию мыслить самостоятельно. Поэтому мой сборник нужно применять не на каждом уроке, а по мере надобности.

Остановимся на некоторых примерах применения занимательности в школьном курсе химии.

При проведении химических викторин вопросы можно формулировать в стихотворной форме. Например:

Горит лиловым в кислороде

Свободным нет его в природе.

Но соль находит применение,

Как для растений удобрение.

(Калий).

Он тверд, тяжел и тугоплавок.

И сталь прекрасную дает,

От небольших его добавок

Она ржаветь перестает.

(Хром).

Он не боится окисления,

Пластичностью не превзойден.

В кислоте не растворяясь,

Может находиться он.

Чтобы легче догадаться,

Подскажу я вам, что он

Может только растворяться

В «царской водке» целиком.

(Золото).

В солях бесцветен, безопасен,

Полезен, безусловно, всем.

Но становится опасен,

Когда свободен он совсем.

Тогда он ядовит, окрашен,

И может стлаться по земле.

Удушливый и очень страшен

Как первый газ из всех ОВ.

(Хлор).

Красноватый будто цветом

Мягкий, ковкий тот метал.

Из кислот же он при этом

Водород не вытеснял.

Его соли принимают

Интенсивный синий цвет.

И для тех, кто что-то знает,

Угадать труда здесь, нет.

(Медь).

То я камень философский,

То огонь холодный я.

То вдруг белый, красный, черный

Представляю я цвета.

Я в России появился:

«Светоносцем» объявился.

С кальцием я очень дружен

Кукурузе, свекле нужен,

А поэтому, друзья,

Спешу скорее на поля.

(Фосфор).

Вызвать интерес к предмету может и использование м загадок. Например:

Простое вещество бежит по воде – растворяется, а остановится - взрывается. (Натрий).

Зароешь в землю – не гниет, а бросишь в воду – поплывет.

(Древесный уголь).

Что в воде родится, то воды боится?

(Хлорид натрия).

Когда говорят, что соль становится хлебом?

(Когда ее использует как удобрение).

Во мне есть вода, но не мокрая,

Огонь, но не жгучий.

Мое тело бесцветное,

Но в лучах многоцветное.

(Бриллиант).

Тот, о котором этот сказ

Горючий, самый легкий газ

Парацельс его открыл

Кавендиш свойства изучил

Лавуазье ему названье дал

Получившее признанье

«Рождаю воду» означает

Что за элемент, кто знает?

(Водород).

Изучая химию, я начала понимать, что многие правила, основные положения химии, требующие запоминания, вызывали у меня определенные затруднения. Поэтому я предлагаю использовать мнемонические правила , переводящие громоздкие формулы и трудные правила на язык смешных ассоциаций или созвучных фраз.

Купорос мой медный,

Почему ты бледный?

Потому я бледный,

Что нагрев мне вредный.

Воду поднеси мне –

Снова стану синим.

Что в пробирке? Нам не ясно,

Не теряй минут напрасно!

Распознать среду в два счета –

Индикаторов работа.

Если кислая среда –

Красный он, как от стыда.

В щелочной среде он синий,

Как в мороз на окнах иней.

Кто же выручил людей?

Это лакмус-чародей!

Индикатор лакмус – красный

Кислоту укажет ясно.

Индикатор лакмус – синий

Щелочь здесь, не будь разиней.

Когда ж нейтральная среда.

Он фиолетовый всегда.

Калий, натрий, серебро

С водородом заодно.

Кальций с магнием созвучны,

Барий с цинком неразлучны.

И по «аш» и по «о»

Двухвалентны все равно.

Алюминий, галлий, бор

В третьей группе на подбор,

А в четвертой углерод,

В пятой фосфор и азот.

Серу мы найдем в шестой,

А в седьмой хлор – газ простой. Фенолфталеиновый в щелочи малиновый,

Но, несмотря на это,

В кислотах он без цвета.

Сначала вода, а потом кислота,

Иначе случится беда.

Не хотите стать уродом,

Не бросайте натрий в воду. Кислоты нет лучше в мире,

Чем аш два эс о четыре.

Можно так же использовать и разные игры. Например:

ЛОГОРИФ – это игра, в которой буквы в слове не заменяются другими, а отбрасываются, либо прибавляются новые.

- Из названия , какого химического элемента, выбросив первые две буквы, можно получить название одной из распространенных игр?

(Золото – лото).

- Из названия , какого химического элемента, выбросив последнюю букву, можно получить слово - кличь, с которым солдаты идут в атаку, а мирные люди – на парад?

(Уран – ура).

- К названию, какого химического элемента можно добавить в конце две буквы и получить название корабля, который затонул, столкнувшись с айсбергом?

(Титан – Титаник).

- К названию , какого химического элемента можно добавить в конце три буквы, чтобы получить название героя древнегреческого мифа, отправившегося в Колхиду за золотым руно?

(Аргон – Аргонавт).

МЕТОГРАММА – задача, в которой, заменяя одну из букв слова, получают новое.

- Из названия , какого химического элемента, заменяя первую букву на другую, можно получить слово, обозначающее название :

- пролива между Европой и Азией.

(Фосфор – Босфор).

- Местность, где в почве много воды.

(Золото – болото).

- Название инструмента.

(Золото – долото).

- Из названия , какого химического элемента, заменяя последнюю букву на другую, можно получить слово, обозначающее название горной системы, являющейся границей между Европой и Азией?

(Уран – Урал).

АНАГРАММА – задача, в которой из одного и того же слова, переставляя слоги и буквы, а так же при обратном чтение, можно получить совершенно новые слова.

- Из названия, какого химического элемента, заменяя последнюю букву и читая с конца, можно получить слово, обозначающее название животного, которое может быть и домашним и диким?

(Азот – коза).

- Из названия , какого химического элемента, переставляя первую букву в конец, можно получить название:

- полезного ископаемого.

(Фтор – торф).

- одного из видов четырех угольника.

(Бром – ромб).

- Я газ и очень ядовитый,

Со мной не будешь ты шутить.

Но если букву переставишь,

То мною можно печь топить.

(Фтор – торф).

ШАРАДА – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, имеющих самостоятельное значение.

- Название, какого элемента говорит о радостном состоянии человека?

( Радон – рад он).

- Наш самый первый слог –

Известный всем предлог.

А второй и третий вместе,

Мы найдем на багаже,

Как ярлык на видном месте.

Вот и слово вам уже.

Отгадаешь или нет

Нужный в химии предмет?

(Про, бирка – пробирка).

- В лабораториях химических

Всегда посуда эта есть.

Название птицы и частицы

Сос тавят в сумме эту вещь.

В отряд воробьиных входит та птица,

Средних размеров, темных тонов.

Ну а частицу совсем не большую,

Черточкой мы отделяем от слов.

(Ворон, ка – воронка).

- В таблице Менделеева вы встретите его.

Из двух слогов коротеньких составлено оно.

Слог первый – отрицание – назвать немудрено

Второй – местоимение, а в целом – Вещество.

(Не, он – неон).

В школьном курсе химии упоминаются имена многих ученых. Страницы их биографии содержат много захватывающих фактов, увлекательных ситуаций, которые также можно использовать для развития интереса к предмету.

Например (10 кл. Тема: «Теория химического строения органических веществ»):

« В один из таких дней 1837 года в подвале частного пансионата в Казани раздался оглушительный взрыв. Виновником его оказался воспитанник Саша Бутлеров , увлекающийся химией и тайно от начальства превративший подвал в свою «лабораторию». За это он был посажен в карцер и по «мудрому» решению педагогического совета был выведен в столовую с повешенной на груди доской, на которой было написано: «Великий химик».

Придумывая эту издевательскую надпись, незадачливые воспитатели Саши не допускали, конечно, и мысли, что она станет пророческой, что заклейменный ею «нарушитель пансионных правил» действительно станет великим химиком – Александром Бутлеровым.

Или другой пример (8 кл. Тема: «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева»):

« Однажды, проезжая по улице, Д. И. Менделеев увидел толпу, тащившую в полицейский участок двух неизвестных, и спросил извозчика, не знает л и он, кого это они тащат.

- Каких то химиков, наверно! – ответил извозчик – Их, этих химиков, нынче столько развелось, что житья не стало!

Великий химик был так огорошен этим ответом, что даже не попытался возразить на него, лишь горестно вздохнул по поводу того, что из-за отсталости России простые люди в ней не имеют даже понятия о химии и думают, что химик и мошенник одно и то же».

Я предлагаю материал, который можно применять при изучении химии в 8 классе.

Тема: «Предмет химии».

Философский камень

Алхимики считали,

Что ртуть в любом металле

Алхимики мешали

Буру и купорос

Мешали вместе с глиной

Толченый рог козлиный,

Пять перьев петушиных,

Один крысиный хвост.

Все в печке обжигали,

А после возгоняли

И снова очищали,

Добавив волчий ус. И, выпарив искусно,

Рассматривали сгусток,

И падали без чувства.

Попробовав на вкус.

Надеялись случайно

Раскрыть природы тайну

Нашли мышьяк и фосфор.

А это чем не клад?

За хитрые приборы,

Кислоты и растворы

Все химики алхимикам

Спасибо говорят!

Тема: «Кислород. Оксиды. Горение».

СЕКРЕТ ГОРЕНИЯ.

Ломоносов.

Ломоносовым подан репорт:

«Мне потребно десяток реторт, соли пуд, купоросу, угля – все химических опытов для.

И дубовых досок для полов».

Отпустили

Пятнадцать Рублев!

И вставал он ни свет ни заря – ни минуты потраченной зря.

Только опыт да точный расчет.

В канцелярию подал отчет.

Что потратил – в отчете есть.

А что сделал-

Потомкам не счесть.

Было ложное ученье.

Был неправильный закон:

«Что подвержено горенью, то содержит флогистон».

«Флогистон» -

«горючий» значит.

Он из печи в небо скачет.

Если дым со всех сторон –

Разгулялся флогистон.

Собирались мужи ученые,

Вдруг Ломоносов входит в зал.

О фартук вытер руки:

- Я все проверил, доказал.

Прошу, мужи науки!

- Куда? – По залу сразу шум.

- В лабораторию прошу!

- Зачем?

- Я ставлю опыт. –

А за спиною шепот:

- Мужик! Невежа! Что за тон!

Ломоносов. Смотрите и не спорьте!

- Но всем известно: флогистон

Ломоносов. В запаянной реторте свинец я грею. Отчего металла потемненье?

- Забрался флогистон в него.

С теплом проник он сквозь стекло.

Ломоносов. Не в этом суть горения!

Реторту запаял я сам.

Я верю числам и весам.

реторты раскаленной.

Нет, сквозь стекло он не пролез – ваш флогистон хваленый!

Молчат ученые мужи.

(Ты им попробуй докажи. )

- А все ж свинец темнее стал!

Ломоносов. Часть воздуха вошла в металл, Собирались мужи ученые,

Занимали кресла точеные.

Рукава белели манжетами, а на шеях цепочки с лорнетами.

Парики обсыпаны пудрою.

Говорили все речи мудрые.

Обсуждали вопрос горения, почерненья веществ, побурения.

Произнес один:

- В полной мере я соглашусь, что огонь – материя.

Теплород – флогистон по-научному. -

Рады слову все благо звучному.

- Флогистон объясняет горение. –

Все кивнули в знак одобрения.

Говорит другой:

- Я поверю вам.

Все видали горение дерева – потемнеет оно и скрючится: флогистон из него улетучится.

Флогистон объясняет горение! –

Все кивнули в знак одобрения.

И от того он чёрный !

(Не знали слова КИСЛОРОД.

Но видел далеко вперед великий наш ученый. )

Он был ученый и поэт.

Он размышлял про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучил и цвет.

Он создал Университет.

Своей рискуя головой.

заряд измерил грозовой.

Был в красноречии силен.

Историк он, географ он.

И как сказал о нем поэт:

«Он сам был – университет!»

Тема: «Кислород»

ОТКРЫТИЕ КИСЛОРОДА.

Та история простая

Джозеф Пристли, как-то раз окись ртути нагревая, обнаружил странный газ.

Газ без цвета, без названья.

Ярче в нем горит свеча.

А не вреден для дыханья?

(Не узнаешь у врача!)

Новый газ из колбы вышел – никому он не знаком.

Этим газом дышат мыши под стеклянным колпаком.

Человек им тоже дышит.

Джозеф Пристли быстро пишет:

«Воздух делится на части».

(Эта мысль весьма нова. )

Здесь у химика от счастья и от воздуха отчасти

(от его важнейшей части) закружилась голова

Кошка греется на крыше.

Солнце луч в окошко бьет.

Джозеф Пристли с ним две мыши открывает КИСЛОРОД.

Из атомов мир создала Природа.

Два атома легких взяла Водорода, прибавила атом один Кислорода, и получилась частица Воды.

Море воды, океаны и льды

Стал кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород, как ни странно, из голубой глубины океана.

И на земле появились растения.

Жизнь появилась: дыханье, горение

Первые птицы и первые звери.

Первые люди, что жили в пещере

Огонь добывали при помощи трения, хотя и не знали причины горения

Роль кислорода на нашей Земле понял великий Лавуазье.

Тема: «Закон сохранения веществ».

АНТУАН ЛАВУАЗЬЕ.

До истины был труден путь

В реторте закипала ртуть и стала ярко-красной.

Газ кислород вошел в металл – вот почему он красным стал.

Ученому все ясно, он понял смысл горения: горенье – окисление.

И дальше, к самой сути.

Соскреб окалину.

Нагрел и взвесил: газ «пропавший» цел, на месте – капля ртути.

Что было – осталось.

Ни гран не исчез.

А это – ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ВЕЩЕСТВ.

Тема: «Атомно-молекулярное учение».

Цивилизация Атомов

. В один из солнечных весенних дней Роберт отправился в путь, чтобы найти самое маленькое из того, что есть на свете Адам Андрзрейвиски и Роберт Гадомски.

Роберт сел в свою маленькую зеленую ракету, и она помчалась в космос. Через несколько часов Земля была уже очень далеко, но Роберту предстояло еще долго лететь к своей цели. Его маленькая зеленая ракета летела не очень быстро, но топлива было достаточно. Внезапно Роберт увидел в иллюминатор инопланетный корабль, который вдруг выстрелил в его ракету. Ракета перевернулась и начала стремительно падать на неизвестную планету

Роберт пришел в себя и выбрался из своей разбитой ракеты. Он увидел, что сбивший его корабль приземлился неподалеку. Когда инопланетяне приблизились, Роберт спросил, для чего они сбили его ракету?

- Мы знаем, что ты полетел в космос в поисках самого маленького во Вселенной. Атомы есть повсюду, но они - не самые маленькие частицы вещества. Ты узнаешь это позднее, Роберт - ответил один из инопланетян.

- Откуда вы знаете, что меня зовут Робертом? И как вы догадались, что я ищу атомы? И откуда

- Мы знаем все! - перебил его инопланетянин.

- Что вы имели в виду, когда сказали, что атомы есть повсюду? - поинтересовался Роберт

- Наберись терпения, и ты скоро все поймешь. Один из инопланетян выкатил из корабля большую линзу и направил ее сначала на Роберта, а потом на себя. У мальчика закружилась голова, когда он почувствовал, что становится все меньше и меньше.

- Где мы? - удивился он, глядя по сторонам.

- Мы в Цивилизации Атомов! - ответил Инопланетянин.

- Но я не вижу никаких атомов - растерянно пробормотал Роберт. В тот же самый момент к ним подошел маленький толстый человечек, похожий на шарик. Он был одинакового с Робертом роста.

- Роберт, посмотри вокруг! Атомы везде! Я тоже атом, меня зовут Углерод. Интересно, сколько ты весишь, ведь ты такого же роста как и я?

- Я вешу 32 килограмма. - ответил Роберт.

- Да, конечно! Я совсем забыл, что вы, люди, измеряете свой вес в килограммах! Мы здесь измеряем его в а. е. м. - атомных единицах массы. Например я вешу 12 а. е. м. Тебя мы тоже скоро взвесим на Больших весах

. К ним подошел красивый ярко-голубой Атом Кислорода, который был чуть повыше их обоих и весил 16 а. е. м. Прежде, чем Роберт успел что-либо сказать, Атом Кислорода исчез у него в носу.

- Как это могло произойти? - испуганно спросил мальчик у Атома Углерода. - Ты вдыхаешь кислород каждый день у себя на Земле! - вмешался Инопланетянин и продолжал:

- Атомы одинакового вида имеют один и тот же размер. Пойдем дальше! Вскоре они увидели еще два атома, которые шумно ссорились друг с другом. Это были Атом Кислорода и Атом Магния.

- Некоторые из нас очень любят ссориться и даже драться! - пояснил Атом Углерода. - Люди говорят, происходит бурная реакция. Вот, например, если Атом Натрия встретится с Молекулой Воды

- А что такое молекула? - удивленно спросил Роберт.

- Это когда два или более атомов держатся вместе. Например, если два Атома Водорода встанут рядом с Атомом Кислорода, то получится Молекула Воды.

Они шли дальше по дороге к Большим весам. Им встретился светящийся атом, и Роберт сразу же поинтересовался, кто это такой. Атом Углерода ответил, что это Неон, и люди используют его в светящихся трубках для рекламы. Потом они увидели еще один атом, и Роберт узнал, что это был Атом Хлора. Его новые друзья рассказали, что соединения хлора люди используют для отбеливания тканей и добавляют в воду в бассейнах, чтобы она оставалась чистой. Наверное, поэтому Атом Хлора выглядел таким чистым и аккуратным.

Внезапно земля под их ногами раздвинулась, и они провалились куда-то вниз. Вокруг было темно, но (какая удача!) тут и там засветились Атомы Неона, и друзья смогли осмотреться. Рядом с ними стоял большой неизвестный атом, он показался Роберту похожим на воздушный шар.

- Это Атом Плутония - тихо сказал Атом Углерода Роберту.

- Простите пожалуйста! - крикнул мальчик, - Вы не знаете, как нам пройти к Большим весам?

- Конечно, знаю! Но что вы делаете здесь? Это - Королевство больших атомов. Таких как Уран, Золото, Платина и Радон! Конечно, здесь можно встретить и тех, кто намного меньше нас. - и он показал на Атомы Неона

- Мы попали сюда случайно. - сказал Инопланетянин, - земля расступилась у нас под ногами, и мы упали сюда.

- Ха-Ха! Эти глупые Атомы Гелия снова проказничают! Они думают, что это должно быть весело! Ну да ладно. Смотрите, на земле нарисованы стрелки. Они-то и приведут вас к цели, здесь недалеко.

- Спасибо! - вежливо ответил Атом Углерода. Они продолжили свой путь и вскоре вышли прямо к Большим весам. Вдруг откуда-то вынырнул Атом Кремния и преградил им дорогу. Он начал рассказывать что-то про физику и химию, и, хотя он говорил занудно и скучно, Роберту было интересно. Правда, мальчик мало что понял из сказанного Кремнием.

Роберту помогли забраться на Большие весы.

- Ну что, сколько он весит? - спросил Инопланетянин.

- Он весит 12 а. е. м. ! Какое совпадение, столько же сколько и я! - радостно закричал Атом Углерода.

- Здорово! Но я все думаю об одной вещи - задумчиво сказал Роберт - Вы сказали, что атомы - не самое маленькое, что только может быть. А что же тогда?

- Мы попросим Атом Углерода объяснить - ответил Инопланетянин.

- Понимаешь ли, Роберт, я ведь не просто круглый шарик. Внутри меня есть маленькое ядро. Ядро состоит из протонов и нейтронов. А еще во мне есть маленькие-премаленькие электроны, которые так быстро бегают вокруг ядра, что ты не можешь их различить. Недавно ученые обнаружили, что протоны и нейтроны состоят из кварков. Стало быть, кварки и есть самое маленькое, что известно человечеству.

- Я не все понял- ответил Роберт.

- Не расстраивайся, скоро ты начнешь изучать в школе физику и химию и все поймешь!

- Нам пора отправляться в обратный путь и возвращаться домой! - сказал Инопланетянин.

- До свидания, Углерод, и - спасибо! Передавай от меня привет другим атомам! - поблагодарил Роберт. Они оказались на поверхности и совсем недалеко от места, где стоял корабль инопланетян. С помощью линзы они снова вернулись к своим нормальным размерам. У Роберта снова закружилась голова, но тут он увидел, что инопланетяне починили его маленькую зеленую ракету, и мальчик отправился домой, очень довольный своим путешествием.

Тема: «Атомно-молекулярное учение».

Сказка о молекуле воды

. Жила-была на свете маленькая и очень симпатичная Молекула воды

Жила-была на свете маленькая и очень симпатичная Молекула воды. Жила она в прозрачной капле вместе с миллионами других таких же, как и она молекул воды. Других молекул в их капле не было, и поэтому капля носила название Страны чистого вещества, так они сами ее называли. Все жители этой страны были устроены одинаково - их тело состояло из атома кислорода и двух маленьких атомов водорода.

В Стране чистого вещества было три времени года. При комнатной температуре молекулы вели свой обычный образ жизни - старались держаться вместе, двигались и разговаривали друг с другом. Но если становилось холоднее, подружки-молекулы уже не могли бегать и играть, а сидели, каждая на своем месте и скучали, и чувствовали себя усталыми. Они называли этот сезон ледяным. Едва лишь первые солнечные лучи касались замерзшей капли, жизнь в ней пробуждалась - сонные молекулы разминались и прихорашивались, встречая самое замечательное время года - время путешествий. Согретые лучами солнца молекулы одна за другой отправлялись в увлекательные путешествия, навстречу опасностям и приключениям.

Молекула совсем ничего не знала о Мире. Том мире, что был за пределами Страны чистого вещества. От своих многочисленных подружек она слышала, что на свете есть много разных стран и много разных веществ. Что в других, далеких странах обитают молекулы, совсем не похожие на нее. Эти иностранки имеют разнообразное строение и состоят из других атомов. Как только начинало холодать, из путешествий возвращались ее подружки и новые молекулы воды и начинали бесконечные рассказы о местах, где они побывали и о чужестранцах, которых встречали на своем пути. Молекула слушала их, затаив дыхание.

Разве могла она представить, что на следующее утро сама отправится в странствие с первыми лучами солнца! А было это так. Молекула проснулась и увидела, что ее подружки жизнерадостно болтают, бегают и суетятся вокруг. Она чувствовала себя очень легко. Так легко, что вдруг начала взлетать!. Страна чистого вещества вскоре осталась далеко внизу, и Молекула даже не могла ее разглядеть. Тогда она начала смотреть по сторонам и заметила вокруг себя множество разных молекул, которые так же свободно летели, предоставленные сами себе, в поисках приключений. Некоторые были чем-то похожи на нее и, приглядевшись, Молекула заметила, что они состоят из двух атомов кислорода. Другие же настолько отличались, что она никак не могла их узнать и определить, из каких атомов состоят их тела.

Рядом с Молекулой летела другая, похожая на маленькую собачку.

- Эй, постой - закричала Молекула - Как тебя зовут?

- Я молекула Этанола, но некоторые называют меня просто молекулой спирта - ответила она, вертясь во все стороны и демонстрируя свое строение. Дальше они летели вместе. Молекула едва успевала запоминать то, что тараторила ей на ухо новая знакомая.

- Вот летит молекула Азота, люди обозначают ее N 2. Азот необходим всем живым существам. Так же как и Кислород, который входит в твою и мою структуру. А это летят Благородные газы. Они не дружат с другими атомами и молекулами, и даже друг с другом общаются очень сдержанно - летают себе в виде свободных атомов. Наша Молекула внимательно слушала и была очень довольна собой - ведь и кислород и вода - жизненно необходимые вещества!

Чем выше они взлетали, тем холоднее становилось, и наша Молекула призналась, что устала. Она распрощалась с молекулой Этанола и полетела медленно дальше вместе с красивым белым облаком, которое проплывало над лугами и озерами.

Другие молекулы вокруг нее тоже жаловались друг другу, что устали и пора лететь на землю, присесть и отдохнуть.

- А не опасно ли приземляться в неизвестных странах? - поинтересовалась Молекула.

- Нет, только берегись сердитых Кислот. Некоторые из них очень любят ловить молекулы воды! Тогда жить тебе в кислой среде, пока кто-нибудь из Оснований не нейтрализует эту кислоту. Кислоты и Основания давно враждуют между собой. Но стоит им вступить в битву - как и те и другие тут же исчезают, образуя соль и воду. Так что в этой битве, которая называется Реакцией нейтрализации, всегда образуются молекулы воды, точно такие же, как мы с тобой.

Вместе с летним проливным дождем наша Молекула и ее новые подружки летели вниз, к земле. Они приземлились в большое озеро, населенное молекулами самых разных веществ. Но больше всего все же было молекул воды. Внезапно наша Молекула растерялась и почувствовала себя одиноко, несмотря на многочисленное окружение. Ее новые знакомые смешались с чужими молекулами, а поскольку все молекулы воды выглядят одинаково, уже невозможно было отыскать недавних собеседниц. Она увидела несколько молекул этанола и поспешила к ним, чтобы спросить, как ей отыскать дорогу домой, но те только весело засмеялись и начали показывать в разные стороны. Молекула долго бы еще блуждала среди незнакомых веществ, если бы порыв ветра не вынес ее на сушу, выплеснув, вместе с водяными брызгами.

Оглядевшись по сторонам, она увидела неподалеку красивые прозрачные кристаллы и поспешила к ним. Это были кристаллы хлорида натрия, как они представились Молекуле.

- Я слышала, что Соли получаются в реакции нейтрализации! Кислота и Основание взаимодействуют, образуя соль и воду! - прокричала Молекула как можно громче, чтобы кристаллы услышали ее.

- Ты очень образованная молекула - ответили они, продолжая подставлять сверкающие грани лучам только что выглянувшего после дождя солнца.

- А как мне попасть домой? В Страну чистого вещества? - с надеждой спросила Молекула, но кристаллы, казалось, не услышали ее. Расстроившись, она побрела дальше.

- Снова эти неугомонные молекулы воды! - проворчал кто-то над самым ее ухом, - Вода и кислород! Безобразие! Скоро вся моя армия развалится на части.

Молекула испуганно оглянулась и увидела рядом целую толпу незнакомых атомов. Один из них, который стоял ближе всех, был похож на старого генерала-ворчуна. Но лицо у него все же было доброе.

- Вы кто такие? - спросила она.

- Мы - атомы железа. - ответили они хором.

- Но ведь кислород и вода - самые нужные вещества для жизни! - попыталась возразить Молекула.

- Да, это так - ответил атом, который ворчал больше других - Для жизни животных, растений и людей, но не для нас, атомов железа. Железо разрушается при контакте с водой и кислородом, и образуется ржавчина. Ты знаешь, что это такое?

- Нет, это мое первое путешествие, и я еще так мало всего знаю о Мире!

- Не так уж и мало для маленькой молекулы. - задумчиво сказал атом железа.

- Я заблудилась и ищу дорогу домой, вы случайно не знаете, как мне отыскать ее?

- Нет, этого никто тебе не может сказать. На свете существуют миллионы и миллиарды капель воды, многие из которых могут называться Страной чистого вещества. Но ты не расстраивайся, у тебя впереди еще много увлекательных путешествий, во многих странах ты побываешь и найдешь много друзей! Много раз будешь подниматься к облакам, чтобы потом, вместе с каплями дождя, лететь на землю и дарить жизнь всем живым существам.

- Вы рассказываете так интересно! Неужели мне действительно предстоит столько всего замечательного?

- Конечно, ведь ты не простая молекула, ты молекула одного из самых уникальных и загадочных веществ. Люди до сих пор не знают до конца всех твоих возможностей!

- Как это здорово! Спасибо Вам! Может быть, еще увидимся! - Молекула почувствовала, что снова взлетает, и помахала на прощание атомам железа.

Она летела вперед, навстречу удивительным приключениям и открытиям и была очень рада, что уже узнала и поняла свое главное предназначение на Земле - дарить жизнь.

Пер. закон и пс ДИМ

Тема: «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева».

"ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН!"

Как-то раз встречаются молекула водорода и атом серы. Начали разговаривать. Но просто так ничего не бывает.

А дело все в том, что у атома серы 6 электронов на внешнем уровне, а у молекулы водорода всего 2 (т. к. ее состав H 2 , два атома водорода).

Молекула водорода с легкостью отдает свои 2 электрона сере, а сера с радостью предоставляет им свободное место на своем внешнем энергетическом уровне.

Таким образом, внешние уровни у всех атомов оказались завершенными.

Оба остались очень довольны, так как теперь они стали. ионами: атомы водорода разъединились и превратились в катионы, а сера превратилась в анион.

Оба атома осуществили свою заветную мечту - столь желанную восьмерку электронов на внешнем уровне. Но какой ценой?.

Разноименно заряженные ионы в полном соответствии с законом притяжения противоположных зарядов тут же соединятся. И ничего не поделаешь: ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН.

Тема: «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева».

Строение атома и Периодический закон

Он бежит по проводам,

Он бывает тут и там.

Свет зажег, нагрел утю г

- наш лучший друг.

Если в атом он попал -

То, считай, почти пропал:

Он с утра и до утра

Носится вокруг ядра. Очень положительный,

С массою внушительной.

А таких, как он, отряд

Создает в ядре заряд.

Лучший друг его - нейтрон.

Догадались? Он !

Зарядом я похвастать не могу,

А потому сижу в ядре и ни гу-гу.

А то еще подумают: шпион.

А я нейтральный и зовусь. !

По-античному наивно,

Откровенно простовато

Совершенно "неделимым"

Называли греки атом.

Но теперь твердит наука:

Атом - непростая штука

И устроен он хитро.

В центре - плотное ядро,

А вокруг, как роем мошки,

Пляшут электроны-крошки

В электронных облаках,

Как кораблик на волнах,

Плыть стремится каждый атом

По своим координатам

В Менделеевской таблице.

Дочитаем всю страницу

Три буквы плода треугольного,

Две буквы от стола, от школьного,

"П" между этими фрагментами

Все вместе - столбик с элементами!

Птичий мех, но не пух, и без букв последних двух,

Плюс раствор для смазки ссадин, что сажают дети за день;

Вместе - ряд горизонтальный получаем моментально.

Тема: « Количество вещества».

История про хитрого Колю

(а на самом деле - про закон Авогадро)

В магазин приходит Коля:

"Взвесьте десять молей соли!

Деньги сразу вам отдам я.

Сколько это будет граммов?"

Отвечает продавец:

"Ай да Коля! Ну, хитрец!

Если учишься ты в школе,

Знаешь массу моля соли!

Соль, конечно, взвешу я -

Здесь ее у нас полно!"

Тема: «Галогены». Галя, Гена и галогены

Брат с сестрою, Галя с Геной

Проходили галогены.

Дома брат кричит сестренке:

"Суп несолон! Где солонка?"

Отвечает брату Галя:

"В школе нам вчера сказали,

Галогены - это яды!

Соль в солонке, помнить надо,

Это натрия хлорид, -

(Галя брату говорит), -

Значит, в соли много хлора

И отравишься ты скоро"

Все мы знаем, несомненно,

Что сестре ответил Гена.

Тема: «Типы химических реакций».

Реакции двойного обмена идут до конца :

Если выделится газ -

Это раз ;

И получится вода -

Это два ;

А еще - нерастворимый

Осаждается продукт

"Есть осадок " - говорим мы.

Это третий важный пункт.

Химик правила обмена

Не забудет никогда:

В результате - непременно

Будет газ или вода ,

Выпадет осадок -

Вот тогда - порядок !

Тема: «Обобщение по классам неорганических соединений».

Давайте-ка изучим номенклатуру неорганических веществ

Вот анионы кислородных кислот хлора:

ClO 4 - - перхлорат-анион

ClO 3 - - хлорат-анион

ClO 2 - - хлорит-анион

ClO - - гипохлорит-анион

В хлориде хлор совсем один.

Зато себе он господин.

И отрицательным зарядом

Делиться с братьями не надо.

Перхлорат с хлоратом -братом

И хлорит с гипохлоритом

Заявляют всем открыто:

"Мы скромны и небогаты,

Хлор у нас - центральный атом,

Но слывем вояками

И окислим всякого!" А вот анионы кислот, содержащих серу:

S 2- - сульфид-анион

HS - - гидросульфид-анион

SO 3 2- - сульфит-анион

HSO 3 - - гидросульфит-анион

SO 4 2- - сульфат-анион

HSO 4 - - гидросульфат-анион

Сульфит не путайте с сульфидом ,

Чтоб места не было обидам:

Сульфиды - сероводорода

Родня. И нет в них кислорода!

А вот сульфит. Скорей смотри:

В нем кислорода сразу три!

Добавим кислорода атом -

И познакомимся с сульфатом !

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)