Крылатые выражения
Дивишься драгоценности нашего языка : что ни звук , то и подарок.
Н. В. Гоголь.
Одним из средств выразительно й литературной речи являются крылатые слова. Выражение « крылатые слова » впервые употребил Гомер в поэмах «Илиада» и «Одиссея» : « Он крылатое слово промолвил» , «Между собой обменялись крылатым и сло вами тихо». Гомер называл « крылатыми » слова потому , что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.
Впоследствии крылатыми словами стали называть краткие цитаты , вошедшие в нашу ре чь из литературных источников , образные выражения , изречения исторических лиц , имена мифологи ческих литературных персонажей , ставшие нарицательными. В своей работе я хочу рассказать о крылатых выражениях.
Ох , тяжела ты , шапка Мономаха !
Выражение впервые употреблено в трагедии Пушкина "Борис Годунов " (1831 г. ), в речи Бориса Годунова. Шапка мономаха-корона , которой венчались на царство московские цари , символ царской власти. Сейчас так говорят шутливо-иронически о каких-либо обязательствах , кажущихся неприятными и обременительным и.
В карете прошлого никуда не уедешь.
Это слова Сатина из пьесы "На дне " Горького. (1902г. ) Сейчас выражение употребляется иронически по отношению к людям , ориентирующимся на старые устои жизни , живущим старым идейным багажом и не желающим замечать ново е , пополнять свои знания.
Из искры возгорится пламя.
Выражение впервые употребляется в стихотворении А. И. Одоевского « Ответ Пушкину из Сибири». (1826 г. ) Так говорят про какое-нибудь дело , которое может явит ься на чалом других , важных , грандиозных по размаху дел.
Митрофан , Митрофанушка, недоросль.
Эти слова получили широкое распространение после выхода в свет комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль » (1781г. ) и используется сейчас в кач естве отрицательной характеристики людей , недалеких по умственному развитию и не желающих чему-нибуть учиться.
Желтый Дьявол.
Выражение взято из А. М. Горького "Город желтого дьявола " (1906 г. ) здесь автор описывает Нью-йорк , гор од чудовище , где жизнью людей правит золото – желтый дьявол. Нам золото - сердце города. В его биении - вся жизнь , в росте его объёма - весь смысл её. Теперь выражение « желтый дьявол » употребляется как символ золота , порабощающего людей , ка к символ власти капитала.
Лебединая песнь.
Выражение основано на древнем поверье , что лебеди поют только перед смертью , изливая в этой песне всю жажду жизни и тоску расставания с нею.
Сейчас это выражение употребляется в значении "последнее и самое яркое проявление таланта , лучшее творение ".
И вот они опять , знакомые места.
Слова из стихотворения Некрасова "Родина " напечатанного сначала под названием « Старые хоромы » (1856 г. ) употребляется сейчас шутливо при виде родных ил и знакомых мест , которые говорящий давно не видел.
Пришел , увидел , победил.
Эти слова принадлежат Юлию Цезарю , одном у из римских диктаторов , который известил друзей в Риме обыстро одержанной им победе над Форнаком при Зелев 47г до н. э. Сейчас эти слова употребляются обычно иронически по отношению к тем , кто утверждает , что им якобы удалось без труда осуществить трудные дела , разрешить какую-либо трудную задачу.
Делать из мухи слона.
Одним из ранних литературных источников , где встречаются эти слова , является сатирическое произведение греческого писателя Лукиана « Похвала мухе». Сейчас это выражение имеет значение «сильно преувеличивать что-либо».
Борьба за существование.
Это заключительные с лова труда Чарльза Дарвина « Происхождение видов путём отбора , или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за существование ». (1859 г ).
Принцесса на горошине.
Слова из сказки Андерсена «Принцесса на горошине» (1835 г. ) Употребляется по отношению к избалованному человеку.
Человек ! Это звучит гордо !
Слова С а тина – героя пьесы А. М. Горького «На дне» (1902 г. )
Перейти Рубикон.
Выражение означает принятие важных , имеющих определяющее значение решений.
Рубикон – река , являющаяся границей между Умбрией и Северной Италией. В 496 г до н. э. Юлий Цезарь , вопреки запрещению сенат а , перешел Рубикон и начал войну с сенатом , в результате которой он овладел Римом. Со гласно древнеримским историка м , при этом он произнес фразу « Жребий брошен » , которая стала крылатой.
Аника-воин.
Выражение употребляется в значении “задиристый, хвастающийся своей силой человек ”.
Имя воина “Аника” пришло из Византийск ой повести о герое Дигенисе , прозванном anikitos – не преодолимый. Затем этого героя встречаем в русской народной поэзии , где рассказывается о воине, гордившемся своей силой. Однако , встретив Смерть, он испугался её и был побежден.
Как белка в колесе.
Выражение имеет значение “ в напряженном темпе , прилагая постоянные усилия”. Выражение из басни И. Крылова “Белка” (1833 г. ), в которой рассказывается о белке , бегающей целыми днями в колесе на окне барского дома. При этом она считала, что целыми днями трудится.
Посмотрим на дельца иного.
Хлопочет , мечется, ему дивятся все ;
Он катится, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как белка в колесе.
Кисейная барышня.
Имеет значение “Неопытная , ничего не умеющая в жизни девушка”
(Выражение впервые встречается у Н. Помяловского в романе “Мещанское счастье” (1861 г. ): ”Кисейная девушка ! Ведь жалко смотреть на подобных девушек – поразительная неразвитость и пустота !. , вечно мечтают, вечно играют. Ничто не оставит у них глубоких следов , потому что они не способны к сильному чувству”.
Бумага все стерпит.
Употребляется в значении “содержание написанного не внушает доверия”. У римского писателя и оратор а Цицерона в одном из его писем встречается выражение : Epistola non erubescit - письмо не краснеет. Это выражение затем трансформировалось в “бумага все стерпит”.
Воевать с ветряными мельницами.
Имеет значение « вести бесполезную борьбу ».
В романе испанского писателя М. Сервантеса “Дон-Кихот” его главный герой принял за великанов ветряные мельницы и начал с ними сражение.
Таким образом , знание крылатых выражений позволяет нам обогащать свой словарный запас , расширять кругозор , делает наш у речь образной и вы разительной.
Восхищаясь богатством русского языка , великий русский писатель Н. В. Гоголь писал : “Дивишься драгоценности нашего языка : что ни звук , то и подарок”. Хорошее знание языка немыслимо без уважения к нему , по этому мы должны с уважением относиться к я зыку – бесценному богатству народа.
Комментарии