Бизнес  ->  Строительство  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Прошлое и настоящее в архитектуре Краснодара

Василий Андреевич Филиппов ( 1843 - 1907 гг. ) вошел в историю кубанской архитектуры как один из самых плодовитых зодчих:

Родился Василий Андреевич Филиппов в 1843 году в Петербурге, в семье мещанина. Очень рано проявил свои способности в рисовании, мечтал стать художником. Шестнадцатилетний юноша после окончания городского училища поступает в Императорскую Академию художеств. В 1862 году совет Академии, по достоинству оценив его проект <<Гостиный двор в губернском городе>>, удостоил Филиппова малой серебряной медали.

На каникулах Василий ездит по древним городам Новгородской, Тверской, Калужской и Московской губерний, изучает оригинальные образцы русского зодчества, самобытную гармонию линий и грандиозность православных церквей и соборов, красоту старинных теремов и особняков. Филиппов в возрасте 26 лет приехал в Екатеринодар и занял почтенную должность. А некоторое время спустя, 15 декабря 1870 года, приказом Наместника Кавказского назначается Кубанским областным архитектором. Казачья столица всего три года как стала гражданским городом. Началась новая страница в жизни Екатеринодара. Быстро поднимались общественные и частные дома, строились школы, церкви, фабрики и заводы. Впервые имя Филиппова упоминается в официальных бумагах в связи с постройкой общественного собрания (клуба) - двухэтажного дома (угол улиц Красной и Екатерининской - он и поныне цел).

Казачий город рос. И строители его не теряли ни дня. За первой большой постройкой Филиппова последовали другие. В частности, строительство <<войскового тюремного замка>>. Замок, который строили 10 лет, под наблюдением Филиппов а был построен за два года. В это же время Василий успешно окончил другую работу в Екатеринодаре - двухэтажную войсковую мужскую гимназию. Она строилась около четырех лет, занимала квартал и стоила войску 266741 рубль (по тем деньгам это была баснословная сумма). Здание погибло во время Великой Отечественной войны.

Василий Андреевич принимал участие в общественной жизни Екатеринодара. 13 апреля 1876 года он пишет деловое письмо городскому голове, в котором поднимает животрепещущий вопрос об осушке улиц. Несмотря на многие траты и усилия, город тонул в непролазной грязи. И Василий Андреевич предлагал придать определенный уклон сточным канавам, прикрыть их и усыпать песком.

С развитием городской музыкальной театральной культуры жители города стали хлопотать о постройке Летнего театра. Но у города не было денег. Отзывчивый Василий Андреевич согласился сделать это бесплатно <<ради святого искусства>>. И в 1881 году состоялся первый спектакль в Летнем театре. Жители горячо благодарили архитектора и несколько раз вызывали его на поклон вместе с артистами. Два года спустя, ночью, театр сгорел. Дотла.

Как ни тяжело было Филиппову, но душу радовала новая работа - церковь во имя Святителя Николая Мир-Ликийского. Дела его шли успешно, он <<акклиматизировался>> среди казаков. Чего еще надо? На своем земельном наделе Филиппов разбил палисадник. Фруктовый сад его был самым первым и самым образцовым. На диком пустыре он создал зеленый оазис. И было чем гордиться! В 1901 году сад Филиппова снабжал фруктами и ягодами не только его владельцев, но и екатеринодарских обывателей. Кроме архитектуры Василий Андреевич занимался ценным товарным садоводством.

Земляки чтят память великого архитектора, так много сделавшего для процветания города. Возвращаются к жизни многие его работы. Детская художественная школа носит имя Василия Андреевича Филиппова.

Я горжусь тем, что учусь в этой школе. Нам рассказывают о Филиппове и часто приводят в пример его трудолюбие, усердие и бескорыстную любовь к своей работе и своему городу.

Меня зовут Мария. Я родилась и живу в городе Краснодаре. Я часто гуляю по улицам моего города, но всегда проходя мимо этого строения останавливаюсь, подхожу поближе, чтобы еще раз рассмотреть как оно построено, как украшено, как постепенно меняет цвет его медная крыша, покрываясь островками благородной зеленоватой патины. Это Александровская Триумфальная арка.

Это архитектурное строение особенное. У него очень интересная история и я решила побольше узнать про его прошлое. У Триумфальной арки две жизни, про них я и расскажу.

Жизнь Первая

25 июня 1888 года была введена в эксплуатацию ветка Екатеринодар - Новороссийск Владикавказской железной дороги. К этому времени закончилось строительство здания екатеринодарского вокзала - нарядного, под красной черепичной крышей. Екатеринодарцы знали, что вскоре из Владикавказа по железной дороге приедет в кубанскую столицу августейшая чета с детьми - государь император Александр Александрович с императрицей Марией Фёдоровной. И всем городом готовились к высочайшему посещению.

Интересно, что к приезду императора екатеринодарцами была создана народная охрана, в которую вошли представители разных сословий. В том числе особую караульную сотню, состоящую из почётных стариков - Георгиевских кавалеров, представлявших десятки кубанских станиц, и убелённые сединами воины встречали императорскую семью возле приготовленной для неё квартиры.

В течение довольно продолжительного времени екатеринодарцы хлопотали вовсю: готовили не только квартиру и подарки для высоких гостей, но и великолепную иллюминацию, и фейерверк, и праздничное убранство для городских улиц. Представителей от Ейска, Темрюка, Анапы, Майкопа, от селений Кубанской области, от 207 станиц, от горцев Екатеринодарского, Майкопского и Баталпашинского отделов тоже надо было где-то разместить! В честь приезда императора городское купеческое общество во главе с А. Ерохиным задумало воздвигнуть триумфальную арку.

Между купцами была объявлена подписка, и вскоре им удалось собрать солидную по тем временам сумму - 16625 руб. Архитектора пригласили своего, кубанского - Василия Андреевича Филиппова. Выпускник Императорской Академии художеств, Филиппов приехал в Екатеринодар в 1868 году и к 1888 уже исполнял обязанности областного архитектора. Работы Филиппова были хорошо известны екатеринодарцам: так, по собственным проектам он возвёл в кубанской столице здания двух гимназий - Кубанской войсковой и городской женской гимназий. Эти здания были тогда лучшими в городе, и, глядя на них, купцы не сомневались: у Филиппова триумфальная арка выйдет не хуже.

Место для арки выбрали <<на въезде>> в город, по дороге от вокзала в центр Екатеринодара, - на пересечении улиц Екатерининской и Котляревской (теперь это улицы Мира и им. Седина). Проектировалась арка с учётом пожеланий купеческого общества, строилась качественно, без задержек и была готова в срок. Наверное, нарядные Царские ворота казались екатеринодарцам сказочно красивыми - ведь в 1888-м и Екатерининская, и Котляревская ещё не имели мостовых, а стоявшие на этих улицах скромные обывательские домики были сплошь одноэтажными.

Вот одно из старинных описаний арки: <<При въезде в город красовалась арка, построенная иждивением Екатеринодарского купеческого общества. Построена она, по желанию общества, в древнемосковском стиле второй половины XVI века, по проекту архитектора В. А. Филиппова. Арка состоит из среднего, главного проезда и двух боковых проходов, по линии тротуаров, для пешеходов <.>. В средней части карниза, с обеих сторон арки, помещаются в нишах два образа, каждый под особой золочёной резной сенью. Со стороны въезда в город образ Александра Невского, с другой стороны - Св. Екатерины. Под образами, на бетонных досках, славянским шрифтом имеются врезные золочёные надписи. Со стороны въезда: <<АЛЕКСАНДРУ III. Да осенит Тебя, Великий Государь, Божиею Благодатью Твой Ангел Хранитель>>, с другой стороны: <<В память посещения города Екатеринодара ИМПЕРАТОРОМ АЛЕКСАНДРОМ III, ИМПЕРАТРИЦЕЮ МАРИЕЮ ФЕОДОРОВНОЮ и Наследником Цесаревичем НИКОЛАЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ в 1888 году>>.

Вот так арка выглядела в начале 1890х:

21 сентября 1888 года, приблизительно в четыре часа пополудни, царский поезд остановился возле платформы екатеринодарского вокзала. Когда закончилась церемония встречи <<высочайших путешественников>>, император с императрицей сели в открытую коляску, запряжённую парой вороных коней, и направились в город. За родителями - тоже в открытой коляске - следовали цесаревич Николай и великий князь Георгий. Царский экипаж проехал под триумфальной аркой, и, миновав Екатерининскую, свернул на Красную, а затем остановился возле войскового Александро-Невского собора. <<По окончании литии>> августейшая чета проследовала к приготовленному для неё атаманскому дому, близ которого высоких гостей ожидали много - численные депутации. Теперь Триумфальная арка получила второе название - Царские ворота.

23 сентября высокие гости отбыли в Новороссийск. Праздники миновали - настала пора заняться делами рутинными.

12 ноября 1888 года состоялось собрание купеческого общества. На этом собрании староста Ерохин скрупулёзно отчитался обо всех тратах, связанных с сооружением <<каменной триумфальной арки>>. Оказалось, что на сооружение Царских ворот было израсходовано 12787 руб. 38 коп. , каковой расход общество признало правильным и утвердило. <<Засим Купеческое Общество, желая увековечить>> сентябрьское торжественное событие <<ещё открытием учебного заведения на средства купечества, постановило: 1) открыть в III части г. Екатеринодара, на площади, начальное женское училище; <.> 3) на постройку училищного дома, по нормальному чертежу, обратить остаток в 3837 р. 62 к. , образовавшиеся от подписной суммы на сооружение арки, а недостающие для постройки деньги отчислить из купеческого капитала.>>. Так арка уже будучи построенной помогла городу расти и развиваться.

10 декабря 1900 года состоялось открытие <<Екатеринодарской Городской Электрической железной дороги>>, то есть трамвая. Первые трамвайные вагоны проехали по Екатерининской улице. Рельсы проложили под Александровской аркой. Отныне всякий, кто, сидя в трамвайном вагоне, направлялся от вокзала Владикавказской железной дороги к центру кубанской столицы, въезжал в город, как триумфатор.

В июне 1909-го на Екатерининской был уложен второй трамвайный путь. Он тоже пролёг под Царскими воротами. В тёмное время суток арка освещалась не только трамвайными огнями и фонарями, установленными на фаэтонах извозчиков: близ неё стояли столбы с уличными фонарями - не электрическими, конечно, а керосиновыми. С наступлением сумерек эти светильники зажигались фонарщиками.

На вряд ли кто-то мог предположить, какая судьба ожидает Царские ворота. В 1922-м Екатеринодар стал Краснодаром. В ту пору давно уже действовало постановление <<О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг>>. Памятники разрушали вовсю: к примеру, памятник императрице Екатерине II был демонтирован осенью 1920-го. А вот триумфальная Александровская арка всё ещё стояла на своём месте, хотя со страниц <<Красного Знамени>>, газеты Кубанского окружного комитета РКП(б), уже раздался призыв разрушить <<неуклюжие ворота Александра III>>. Они, утверждал корреспондент этой газеты, <<исторического значения не имеют>>, <<никакой художественной ценности>> не представляют, зато <<загромождают улицу, затрудняют движение>>. Та же газета сообщала, что <<уже приступили к изъятию всего, что было в воротах сколько-нибудь ценного>>. О каких ценностях шла речь, догадаться нетрудно: <<изымались>> иконы, золочёные решётки, венчавшие гребни шатровой кровли, и золочёные же имперские орлы.

Ограбленный и изуродованный памятник на несколько лет оставили в покое, однако 5 сентября 1928 года газета <<Красное Знамя>> опубликовала почти крошечную заметочку о том, что на Пролетарской улице (бывшей Екатерининской) завершается <<снос <<триумфальных>> ворот>>, что <<2/3 ворот уже снесено>> и <<идёт уборка битого кирпича>>.

Построенная на века, Александровская триумфальная арка была разрушена в год своего сорокалетия

Но это был не конец, это был конец первой жизни.

Жизнь Вторая

В 2007 году краснодарской городской Думой году была принята целевая программа <<Воссоздание исторических памятников города Екатеринодара-Краснодара>>. В списке объектов, подлежавших воссозданию, значилась и Александровская триумфальная арка. Так началась вторая жизнь Александровской Триумфальной арки.

Проектированием воссоздания арки стал заниматься известный архитектор С. Снисаренко. Времени на работу, как и в 1888 году, было мало. Кроме того, в отсутствии какой-либо документации, единственными источниками оставались старинные фото, открытки, описания очевидцев, книги.

Проектировщику предстояла непростая работа. Например, для более точного понимания стилистики екатеринодарской арки был выполнен анализ арок, возведенных в разных регионах России в XVIII-XIX веках.

К сожалению, среди найденных источников графические материалы отсутствовали. Это неудивительно, так как чертежи обычно выполнялись в единственном экземпляре (если это было не централизованное финансирование и утверждений и согласований не требовалось). Попав непосредственно в руки строителей, чертежи, как правило, до окончания работ не доживали.

Фотодокументы, обнаруженные в архивных, музейных фондах и частных коллекциях, дали детальную информацию об архитектуре триумфальной арки, и ее положении в существовавшей городской застройке. Фронтальные фотографии триумфальной арки позволили выявить общие пропорциональные отношения сооружения в целом, его частей и архитектурно-декоративных деталей. Но фронтальные фотографии были выполнены под большим углом и не давали полного представления о боковом фасаде арки.

Учитывая ограниченность источников информации, а также отсутствие графических материалов, единственно возможным решением воссоздания триумфальной арки стал метод восстановительной стилистической реставрации. При разработке отдельных элементов обращались к аналогам, известным по сохранившимся постройкам архитектора В. А. Филиппова и триумфальным аркам его времени, а также к типовым элементам зданий той поры.

Точные данные о размерах сооружения отсутствовали.

Основные габариты арки удалось определить после детального анализа всех имеющихся фотографий. На нескольких фотографиях встречалось изображения трамвая и четко прорисовывалась его колея. Исходя из того, что колея первых екатеринодарских трамваев была метровой, и предположив, что фотограф располагался посредине арки, архитектор, пользуясь методом пропорции и аналогии, получил первый размер - ширину среднего пролета. Вычислить остальные горизонтальные уже было просто на основе пропорциональных измерений.

Для того, чтобы снять сомнения относительно полученных этим методом габаритов арки, решено было проверить расчеты другим способом. Отличное качество одной из первых фотографий арки позволило просчитать на компьютере, при большом увеличении, количество рядов кладки. В результате - после многоразового пересчета - в арке оказалось 110 рядов. Казалось бы, все просто, если брать за основу современный кирпич: умножил высоту на количество кирпичей, добавил высоту швов - и получена высота здания. Но оказывается, все сложнее - в Екатеринодаре, в период строительства арки, существовало около 10 кирпичных заводов, причем каждый из них выпускал кирпич своих габаритов. Длина тогдашнего кирпича составляла от 260 до 275 мм, ширина - от 120 до 135 мм, высота - от 60 до 75 мм. Кроме того, габариты кирпича зависели и от года выпуска. Приходилось решать задачу: какой именно кирпич использовался при строительстве?

Можно предположить, что В. А. Филиппов, много проектировавший и строивший в Екатеринодаре, работал с определенны - ми заводами и при строительстве арки пользовался кирпичом от уже проверенного производителя. Необходимо было найти здание, построенное В. А. Филипповым в годы, предшествовавшие строительству арки, и выполнить замеры кирпича. Таким зданием оказался дом генерала И. К. Назарова, расположенный на углу улиц Красной и Комсомольской. На фасадах были выполнены замеры кирпича.

Итак, за модуль был принят кирпич следующих размеров: 260х125х60мм. Работая с этим размером, были определены габаритные размеры арки. По ходу проектирования возникали многочисленные вопросы, касавшиеся выполнения той или иной детали фасада. Чертежи изготавливались на каждый ряд, для каждого элемента. По фотографиям было сложно, а иногда и просто невозможно определить, как эти детали сделать. Приходилось прибегать к аналогам - искать аналогичные элементы на фасадах старинных зданий. В качестве аналогов использовались элементы фасадов бани купца М. М. Лихацкого (ул. Длинная, 120), Свято-Георгиевской церкви (угол улиц Северной и им. Седина), бывшего Дома трудолюбия (ул. им. Кирова, 9), жилых домов на улицах им. Седина (№93,134) и им. Горького, Свято-Екатерининского кафедрального собора (ул. Коммунаров, 52).

Итак строительство. Но снова сложности. Большинство предприятий, производящих строительные материалы, выпускает пустотелый кирпич. Для Царских ворот он не подходил: такой кирпич нельзя обтачивать, а арка имеет большое количество точёных элементов. Было рассмотрено много вариантов, даже варианты с использованием кирпича иностранного производства. Окончательный выбор был сделан в пользу кирпича производства Невинномысского завода и по фактуре, и по цветовой гамме он вполне подходил для работы.

При строительстве был реализован ряд решений, отражающих современные строительные нормы: в качестве фундаментов арки использована плита из монолитного железобетона, в кирпичную кладку введены монолитные железобетонные сердечники; стропильная система кровли изготовлена из металла, а не из дерева.

Параллельно с работой над фундаментами, элементами перекрытия, фасадом, кровлей шло проектирование особых деталей - мраморных досок с надписями, декоративных ограждений на крыше, гербов.

Ни на одной из найденных фотографий не читался орел - государственный герб, на каждой из четырех башенок крыши. Так как за столетие - от конца XVIII до конца XIX века - государственный герб Российской империи менялся 11 раз, возник вопрос: что принять за основу? Принят был рисунок среднего Государственного герба, который <<Государь Император, по всеподданнейшему докладу бывшего Министра Юстиции, Статс-секретаря Набокова, в 23-й день Февраля 1883 года, Высочайше утвердить соизволил>>.

Декоративное ограждение кровли разработано, исходя из стилистики ковани и литья, присущих Екатеринодару последней четверти позапрошлого столетия. В ту пору город славился своими кузнецами. Еще и сейчас на краснодарских улицах можно увидеть удивительной красоты старинные кованые козырьки. Их элементы послужили прообразом рисунка ограждения арки.

В мае, июне и июле 2008 года архитекторская мастерская трудилась без выходных. Рабочий день начинался в 8 утра, а закончиться мог спустя сутки. Наконец, проект был готов, и чертежи переданы заказчику. После этого началось строительство. И вот 24 апреля 2009 года, в 12:00 в Краснодаре на пересечении улиц Красной и Бабушкина состоялось торжественное открытие Триумфальной Арки "Царские ворота" и скульптурной композиции Святой Великомученицы Екатерины с фонтаном.

В Мариинское женском училище готовят квалифицированных специалистов-шифровальщиков для Вооруженных Сил России.

Еще 26 декабря 1860 года Государь Император Александр Второй утвердил Положение об этом учебном заведение на Кубани. Но только 25 октября 1863 года оно было торжественно открыто. Это специальное женское училище явилось <<первой ласточкой>>. До этого времени офицерские дочери воспитывались в институтах на стороне - в Харькове, Одессе, Керчи и Новочеркасске.

Тогда же при Кубанском Мариинском училище был создан пансион. Помимо общеобразовательных предметов в объеме 6 классов, девочек обучали рукоделию, кулинарному искусству, огородничеству, пчеловодству и умению вести домашнее хозяйство. Училище готовило будущих матерей и хозяек.

К сожалению, своего помещения новое учебное заведение не имело и разместилось в трех арендованных домах Александра Посполитаки. С каждым годом число воспитанниц увеличивалось. И, естественно, встал вопрос о постройке собственного большого здания. Для строительства выбрали весьма удобное место (с западной стороны бывшей Екатеринодарской крепости). Строительство решено было вести <<хозяйственным способом>> (на экономические суммы самого училища), поэтому учредили Строительную комиссию, которая и взяла на себя полномочные права по постройке.

Закладка училища состоялась 26 апреля 1868 года. Оценивая <<данное событие>>, газета писала: <<По внутренней своей важности и вещественной стоимости>> это будет первое здание в нашем обновленном городе.

Строительство здания протяженность почти на целый квартал вдоль улицы Посполитакинской было закончено точно в срок - 1 сентября 1870 года, то есть к началу занятий.

Около 40 лет это добротное здание вполне отвечало своему назначению. Затем Мариинское училище при Атамане Я. Д. Маламе в 1092 году было преобразовано в институт с 7-летним курсом обучения (в 1910 году открыт дополнительный 8-й, педагогический класс). Начальство Кубанского казачьего Войска решило построить более красивое и вместительное здание для преобразованного учебного заведения. Проект 3-х этажного дома с полуподвальным помещением и домовой церковью составил областной архитектор А. П. Косякин, по рассказам старожилов, получивший премию на выставке в Париже. В 1906-1909 годах шло строительство этого здания, которое и до сего дня цело. В нем размещается ныне военного учебного заведения.

А первое здание Мариинского женского училища (института), построенное архитектором Е. Д. Черником, стало Кубанской мужской учительской семинарией, а затем, в советское время, детским домом №1.

Около 40 лет Мариинское женское училище служило своему назначению: растило и воспитывало юных казачек в духе любви к земле отчей, к русской культуре, к семье, к родному очагу. Но в связи с ежегодным увеличением воспитанниц и возникновением дополнительных и параллельных классов начала ощущаться теснота помещений.

В 1900 году Главное управление казачьих войск были посланы проект и смета на постройку нового училища.

16 сентября 1906 года состоялась закладка здания. Проект здания составил областной архитектор А. П. Косякин.

При постройке института Александр Косякин стремился к тому, чтобы каждая часть здания точно соответствовала техническому чертежу, тем размерам и формам, которые были задуманы зодчим. И поэтому приходилось денно и нощно лично следить за правильностью и гармоничным сочетанием отдельных деталей декора, дабы <<получилась полная иллюзия>>.

Мариинский женский институт, построенный <<хозяйственным способом>> под наблюдением Косякина, одно из красивейших зданий кубанской столицы. Войско не поскупилось, когда строился институт, издержав из своей казны 590 694 рубля 24 копейки золотом.

<<По красоте своей, величине и богатству архитектуры, - справедливо писала газета,- здание института является в Екатеринодаре одним из лучших и производит приятное впечатление, прямо-таки ласкает глаз зрителя>>. Это здание действительно являлось высокохудожественным произведением кубанского зодчества, большой творческой удачей Александра Петровича Косякина.

В 20-е годы в нем, увенчанном огромной пятиконечной звездой, размещалась партийная школа. В последующие десятилетия (после восстановления его в 1950 году) и по сей день в этом здании Высшего военного училища имени С. М. Штеменко, готовятся квалифицированные специалисты-шифровальщики для Вооруженных Сил России.

Вот такие чудеса происходят в нашем городе. Мы, конечно же, продолжим наше путешествие из Екатеринодара в Краснодар, но это будет уже совсем другая история.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)