Бизнес  ->  Строительство  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Роль современного скульптора в формировании облика Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург нельзя представить без монументов на площадях, без лепнины на стенах особняков, дворцов и даже доходных домов, без фигур атлантов и кариатид, поддерживающих балконы и фронтоны зданий

Все это создано руками скульпторов прошлого. Вплоть до конца XIX века скульптор всегда выполнял государственный заказ. В петровское время барельефы в аллегорической форме прославляли победы русских войск и укрепление российской монархии. В начале XIX века большинство скульптурных произведений были связаны с правлением героев Отечественной войны1812 года. Воздвигались триумфальные колонны и триумфальные ворота, украшенные скульптурой и барельефами, создавались памятники полководцам.

С конца XIX века появляется скульптура, создаваемая для частных лиц. С этого момента противовес официальной линии начинает развиваться скульптура малых форм, не имеющая громкого общественного звучания. Эта скульптура украшает нашу жизнь, воспевает красоту повседневности.

Конечно же, Санкт-Петербург не является единственным городом, в котором процветает современная скульптура. Но у каждого города есть свои особенности. Многие поэты, писатели, художники, музыканты во все времена пытались обозначить те или иные стороны "характера" города. Современная скульптура показывает особенности мировоззрения проживающих в нем людей.

В Москве самым выдающимся и известным скульптором на рубеже XX-XXI веков является президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели. Эго скульптуры монументальны, символичны, имеют неординарный художественный язык. Они призваны прославлять или противостоять. Их голоса звучат на весь мир. Размер этих скульптур огромен. Его творчество наиболее ярко показывает нам современные тенденции в развитие скульптуры Москвы. Наиболее известные работы Церетели в Москве: ансамбль на Поклонной горе, Манежная площадь, монумент Петру Великому. Скульптуры Церетели масштабны, величественны, грандиозны, они сразу притягивают к себе взгляд. Они служат для возвеличивания исторической личности или события, но не так затрагивают душу как петербургские скульптуры.

А в Санкт-Петербурге развивается в основном скульптура малых форм. В целом можно сказать, что скульптуры Петербурга веселые, добрые, чуть наивные. Они небольших размеров, компактные, не такие помпезные и масштабные как работы Церетели в Москве. Скульптуры естественно вписываются в архитектуру города. Они ненавязчиво украшают как исторический центр, так и окраины города.

В конце прошлого (2005 г. ) в Санкт-Петербурге подвели итоги Всероссийского краеведческого конкурса “Забавный памятник”, который организовал международный благотворительный фонд имени Дмитрия Лихачева. В нем приняли участие школьники и краеведы из разных уголков страны. Они собирали информацию о необычных произведениях монументально-декоративной скульптуры в родных городах и селах.

Именно этот конкурс наглядно иллюстрирует особенности миропонимания жителей различных городов России. Интересно, что больше всего "забавных" памятников предоставил Санкт-Петербург: огромное количество котов на карнизах, нос майора Ковалева на фасаде, памятник Фонарщику, Фотографу, Городовому, Собаке Гаврюше, Коту Елисею и Кошке Василисе. И это далеко не весь список.

Скульптурную группу “Дядя Яша и стажер” признали победителем в соревновании. Hа втором месте оказалась плита с отпечатками ступней человека-невидимки, лежащая около Екатеринбургской областной библиотеки, и петербургский Чижик-Пыжик, который “на Фонтанке водку пил”. Третье место также поделили две скульптуры: памятник котенку Васе и вороне, установленный в Воронеже, и “Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего “Каштанку”. Все эти работы показывают интерес современного зрителя простому человеку с его проблемами, чувствами, переживаниями, желание посмеяться над собой и над невеселой действительностью.

В нашем городе множество памятников. Но в каждый, даже самый маленький вложены души многих людей. Большие силы на создание памятника затрачивает не только сам скульптор, но и люди, о деятельности которых многие не задумываются. Мало создать скульптуру, необходимо найти идею и форму ее воплощения. Немногие знают о петербургском краеведе и историке Сергее Лебедеве. Но именно его стараниями в городе появились Фотограф, Кот Елисей и Кошка Василиса на Малой Садовой, Фонарщик на Одесской улице и другие.

Один из последних замыслов Лебедева - установка слоника на каждой станции петербургского метрополитена. По мысли Сергея Лебедева, слон станет центром большой скульптурной композиции. Он будет касаться двери вагона со всем известной надписью "Не прислоняться". На спину слону сядет ворона с золоченым клювом; она символизирует тетеньку в будке, которая следит в метро за порядком. А рядом разместятся 50 зайцев (в честь 50-летнего юбилея метрополитена) - символы безбилетников.

Хочется надеяться, что с каждым годом в Санкт-Петербурге будет появляться все больше и больше новых замечательных памятников, которые не только украсят наш город, но и помогут быть добрее всем нам.

Чем же обуславливают скульпторы выбор формы и темы своей скульптуры? Чтобы узнать об этом, мы решили поближе познакомиться с современными скульпторами Санкт-Петербурга. В ходе беседы мы получили ответы на многие вопросы.

О творчестве Владимира Петровичева

В поле между комьями холодной земли проснулся

Жаворонок. Он вскочил на ножки, встряхнулся огляделся и полетел вверх.

В. Бианки.

Владимир Петровичев – один из Ленинградских скульпторов – анималистов. Он посвятил себя особому жанру – изображению зверей. Для достижения этой цели художнику необходимы такие черты характера и особенности художественного зрения, которые позволяют увидеть и передать нечто совершенно отличное от человеческого мира. Скульптор воссоздаёт диких, а не домашних животных. В диком звере нет, и не может быть того, что мы замечаем в домашней кошке или в поросёнке, то есть нас самих. Дикий зверь – это дочеловеческая природа, в которой едино и гармонично то, что в человеке раздельно и конфликтно. Петровичев тонко ощущает и передаёт в своих творениях чуткое величие носорога, грациозное любопытство жирафа, затаённую сосредоточенность улитки, ловкую птичью суету, мечтательность жабы, предательство хамелеона. Перечень воплощений можно продолжить, но как определить сокровенный смысл лукового пучка или клубня турнепса, отлитые скульптором так, как будто это сделала сама природа. Для своего творчества Петровичев избирает то, что способно жить само по себе, без человека. Все они созданы скульптором с большим мастерством и с тонкой иронией. Вкус к импровизации соединяется в работах мастера с афористичностью характеристик. В его работах всё ясно и всё ново. Скульптура поражает свободным владением объёмов и оригинальной фантазией. Серебристые пластические фигуры также нечто вне человеческое, но несущее на себе его бывшую принадлежность. Скульптурный мир Владимира Петровичева – это попытка оглядеться вокруг себя и увидеть мир таким, какой он есть. Владимир Петровичев родился 13 марта 1953 года в Кохтла – Ярве. В 1978 году окончил Художественное училище им. Серова в Ленинграде. С 1985 года – член Союза художников. Участвовал в 45 выставках до 1991 года. Его произведения находятся в музейных и частных собраниях Германии, Болгарии, Югославии, Швеции и Финляндии, в Государственной Третьяковской галерее в Москве. За последние 10 лет он участвовал во многих выставочных проектах. Петровичев совмещает творческую деятельность и педагогическую. Он постоянно находится в разъездах между Петербургом, где находится его скульптурная мастерская, и Сосновым Бором, где он живет и учит школьников видеть и передавать красоту природы, мастер считает, что общение с природой остро необходимо современному человеку, постоянно пребывающему в толкучке большого города, не имеющего возможности остановиться и оглядеться вокруг себя. Многие состоятельные петербуржцы покупают работы Владимира Петровичева.

В нашем городе установлено немало памятников его работы. Самыми известными являются памятник лягушке, бегемоту и кошке Василисе. У мастера в мастерской установлены модели еще двух памятников, которые не нашли своих спонсоров: это памятник верной вороне и цапле.

Владимир Петровичев является ведущим художником анималистического жанра. Что же такое анималистический жанр и почему он так популярен сегодня?

Анималистический жанр

Анималистический жанр (от лат. animal- животное), изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Анималистический жанр сочетает естественнонаучное и художественное начало. Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами. Его объектом являются изображения птиц и зверей.

Это, наверное, самый древний из жанров изобразительного искусства. Еще 40-45 тысяч лет назад появились первые статуэтки, барельефы, и графические изображения животных на стенах пещер, где обитали наши предки. Они выполнились краской, как, например, в пещерах Альтамира и Ласко, наносились резцом, (Бохусленские наскальные изображения). Человек рисовал сцены охоты на бизона, оленей, диких быков, лошадей. Эти рисунки имели магическое и практическое назначение.

Для древнего человека изображение животных играло иную роль, чем в современном мире. Изображения животного занимало важное место в искусстве Древнего Египта, Древней Индии и Междуречья. Начиная с эллинистической эпохи анималистический жанр приходит в забвение. Только в XVIIвеке он возрождается в искусстве голландских живописцев. В русской культуре было очень мало скульпторов-анималистов. Самый яркий П. К. Клодт. Его изображения коней грациозны, полны дикой необузданной силы. В век высоких технологий у человека исчезла потребность в охоте, любой продукт теперь можно найти на прилавках магазинов, отпала необходимость совершать магические ритуалы. Но тяга к изображению животных всё-таки сохранилась. В отличие от первобытного человека, современный человек рисует, лепит, отливает из металла, вырезает из дерева животных, для того, чтобы они радовали глаз. Скульптурные, живописные, графические изображения животных стали носить развлекательный характер. Анималистическая скульптура украшает пространство города, фасады зданий. Скульптура рубежа XX-XXI веков имеет небольшие, даже миниатюрные размеры. Она призвана оживить старое городское пространство, но не загромоздить его.

Она привлекает туристов и радует горожан. В Санкт-Петербурге она иллюстрирует городские легенды, это делается для того чтобы привить детям интерес к литературе и истории. Сегодня скульптуры создают свои произведения для простых горожан. Сегодня скульптура, живёт нашей повседневной жизнью, а не обращена к вечности, как, например, львы и сфинксы. Современные скульпторы переосмыслили важность существования братьев наших меньших.

Из этого всего можно сделать вывод что, начиная с древних времён и до наших дней, человек обращался к анималистическому жанру, но в разные временные периоды этот жанр играл для человека разное значение

Сейчас мы предлагаем вам познакомиться с самыми интересными современными скульптурами анималистического жанра.

Памятники кошкам

Петербуржцы всегда славились своим особым отношением к кошкам, к этим грациозным, но гордым животным. Люди не забыли их многочисленные подвиги, их помощь науке, преданность.

Изображение кошки Василисы и кота Елисея

В 2000 году первые изваяния котов - Василисы и Елисея появились на карнизах Малой Садовой улицы. Имена бронзовые коты получили в результате общегородского конкурса. Этот памятник был открыт в Татьянин день. Он поставлен в благодарность этим благородным животным, принёсшим в дом уют и гармонию. Владимир Шилинский, бывший артист, написал стихотворение, посвящённое кошке Василисе и коту Елисею:

Кошка-сердючка хитра по натуре,

Сделала позу, подобно скульптуре,

Не без кокетства глядит на кота,

Жаль, что меж ними навек пустота.

Кот свободен, без цепи,

Может в магазин зайти,

Взять колбаски, водку, пиццу

И к красоткам закатиться.

Автор скульптуры “Кошка Василиса” – Владимир Петровичев, а кот Елисей был подарен нашему городу современным польским скульптором. Поиск образа длился достаточно долго. Сначала делались маленькие модели, а затем выбирался оптимальный вариант. Начиная с кошки Василисы, автор стал оставлять себе на память копии скульптур.

Кота Елисея с Малой Садовой каждый день в определенное время (ровно в 12 утра) предполагалось кормить: тетенька в чепце должна была высовываться из окна в определенное время и выставлять на карниз блюдце молока и муляж сосиски.

Идея не осуществилась, но кот и кошка и так очень знамениты. Вообще кот Елисей и кошка Василиса должны были символизировать двух влюбленных. Но это не удалось. Кошку Василису поставили на другой стороне.

С благодарностью всем кошкам

28 октября 2002 года в Санкт- Петербурге был открыт первый в России памятник кошке, несущий в себе собирательный образ всех кошек и задуманный как людская благодарность - одним из самых любимых и наиболее популярных в наш век домашним животных, живущих бок о бок с человеком с древнейших времен. Идея создания памятника принадлежит независимо друг от друга кафедре анатомии и физиологии Санкт- Петербургского государственного университета и старейшему петербургскому клубу любителей кошек « Феликс». Автор памятника - известный скульптор, заслуженный художник России, профессор Анатолий Дема. Памятник установлен во дворе главного здания СпбГУ на Васильевском острове.

Кошка в тельняшке

Есть в нашем городе и скульптура кошки в тельняшке установленная Митьками прямо под окнами своего творческого центра на улице Правды на уровне шестого этажа. По словам фотографа Дмитрия Горячева из “Митьков-ВХУТЕМАС”, первоначально металлическая скульптура была изготовлена для украшения пешеходной Малой Садовой улицы, но там были установлены другие памятники. Одни памятники увековечивают и прославляют, другие просто радуют глаз и улучшают настроение.

Петербургские легенды

Многие анималистические скульптуры связаны с петербургскими легендами, такими являются скульптура Чижика-Пыжика и изображение зайца.

Первый памятник Чижику- Пыжику, созданный грузинским скульптором Резо Габриадзе, был открыт осенью 1994 года на Фонтанке напротив дома номер 6, где в 1835 году по инициативе принца Петра Ольденбургского основали Императорское Училище правоведения. Это один из самых маленьких памятников не только в Санкт-Петербурге, но и в мире - его высота всего одиннадцать сантиметров. Вес Чижика-Ппыжика около 5 кг.

Будущие правоведы одевались в мундиры желто-зеленого цвета, а зимой носили пыжиковые шапки, за что и были прозваны "чижиками-пыжиками". Кстати, знаменитая веселая песенка "Чижик-Пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил. Выпил рюмку, выпил две – зашумело в голове" она так же обязана своим появлением студентам-правоведам, тайно посещавшим кабак, который располагался неподалеку.

Чижика-Пыжика, наверное, можно назвать одним из любимейших памятников петербуржцев. Правда, иногда эта народная любовь принимает не совсем адекватные формы: Чижика не раз похищали охотники за цветными металлами и обычные хулиганы, мечтавшие установить крошечный памятник у себя дома. Бывало и так, что особо "практичные" петербуржцы, пытавшиеся достать брошенные на постамент Чижика монетки, случайно сбрасывали памятник в Фонтанку.

Как бы то ни было, после каждой кражи, памятник удавалось найти и вернуть на прежнее место, хотя иногда его поиски длились достаточно долго. Украденную в апреле2002 года, птичку найти не удалось. Власти даже выдвигали предложение заменить бронзового Чижика гранитным, однако скульпторы Санкт-Петербурга посчитали, что каменный Чижик будет выглядеть менее изящным, чем металлический, и сотрудники Музея городской скульптуры решили восстановить крохотную птичку из сплава бронзы и олова. По словам заместителя директора по научной работе Государственного музея городской скульптуры Надежды Ефремовой, памятник восстановили по сохранившейся модели. Средства на это, несколько десятков тысяч рублей, выделил москвич, плененный красотой северной столицы. Свое имя он пожелал оставить в тайне. За новым "чижиком" установлено видео наблюдение. Но, на всякий случай, мастера отлили ещё одну скульптуру, чтобы, в случае чего, быстро заменить пустующее место. Хотя эту бронзовую фигурку известного персонажа в комитете по градостроительству и архитектуре не числят в основном перечне монументальных произведений, она полюбилась горожанам и гостям Санкт-Петербурга.

После появления в Петербурге Чижика-Пыжика у горожан появилось поверье: если брошенная к бронзовым лапкам птички мелкая монетка удержится на миниатюрном подножии, то тебе обязательно повезет. В ночь с6 на 7 июля 2003 года бронзового героя украли в 7 раз. Директор музея городской скульптуры грустно пошутил: “Если в последний раз Чижика украли с бронзовым постаментом, то теперь его украдут, наверное, вместе с набережной, потому что птичку привинтили намертво”.

В своем письме художник Резо Габриадзе, находящийся сейчас в Грузии, сообщает: "Чижик-Пыжик помогает студентам и студенткам, от неразделенной любви, путешествующим зайцами, от дурного глаза, укрепляет семейные узы".

Скульптура «Зайчика, спасшегося от наводнения»

Скульптура «Зайчика, спасшегося от наводнения» (установлена 17 мая 2003) находится у Петропавловской крепости на одной из свай, предохраняющей опоры Иоанновского моста от ледохода. Своим появлением на свет скульптура Зайца обязана петербургской легенде, согласно которой Петр I однажды отправился на Заячий остров наказать плотников, плохо работавших на строительстве Петропавловской крепости. Плотников выручил заяц, прыгнувший императору на ботфорты, после чего Петр Алексеевич развеселился и сменил свой высочайший гнев на милость. Куратор проекта Валерий Савчук идею памятника объяснил по-другому: “У нас есть вина перед зайцами, которые стали жертвами этой крепости и города”. Ведь триста лет назад не сметное количество ушастых зверьков населяло территорию нынешнего Петербурга. Историку Лебедеву пришла в голову идея запечатлеть память о наводнениях в скульптуре. Эта задача была сложно осуществима, так как следовало учитывать наводнения и ход льда. Лед необходимо было обрубать, иначе бы скульптуру завалило. Скульптура стала своеобразным памятником петербургским наводнениям. На его невысоком постаменте указаны метки всех питерских наводнений. Автор скульптуры— Владимир Петровичев, архитектор— Сергей Петченко. Прежде, чем заяц появился на Заячьем острове, автору пришлось пройти восемь инстанций. Арсений - так назвал его художник в честь своего внука, стал любимым творением. В позапрошлом году при наводнении была повреждена одна из свай. Больше всего Владимир Петровичев расстроился, когда в прессе стали говорить о том, что автор не хочет восстанавливать скульптуру. Автор скульптуры Зайца говорил: «У меня первый порыв был – забрать его, кинуться с больничной койки, сварить ему ухо и пусть он будет у меня в мастерской». Скульптура сделана из селена (материал менее прочный, чем бронза), покрыта титановым покрытием. Надо отметить, что заяц хорошо сохранился, только стерлось титановое покрытие. Сейчас заяц весь в рубцах, но это неудивительно, ведь существует традиция бросать монетку и загадывать желание. Поэтому ему каждый день приходится выдерживать целый «град» монет.

«Зайчик, спасшийся от наводнения» продолжит череду таких миниатюрных петербургских памятников, как памятники Чижику-пыжику, Кошке и Доброй Собаке Гаврюше.

Памятник лягушке

Дворец был построен на месте, которое называли "Лягушачье болото". Здесь произошла встреча Екатерины II с послом, приславшим весть о победе над турками. Радостная весть о Чесменской победе застала Екатерину II на берегу Лягушачьего пруда, когда она направлялась в Царское Село. " В старину на месте нынешнего Чесменского дворца стояла деревянная дача под названием Кикерейскино, или Кикерико. На этой даче останавливался двор и важные особы при проездах в Москву. Эта дача стояла по левой стороне дороги от Петербурга в Царское Село, на седьмой версте, на плоском месте, покрытом кустарником и диким лесом, близ большой дороги, от которой два главных входа ведут к замку. Императрица Екатерина II, желая сохранить воспоминание о победе, одержанной 24 июня 1770 года русским флотом над турецким, под Чесмой, повелела архитектору Фельтену в том же году соорудить этот дворец (Чесменский), который и был выстроен по его плану в азиатском стиле по образцу существующих замков, находящихся на берегах Босфора и Дарданелл.

Скульптуру Лягушки установили в Тронном зале, который отреставрировали к 235 годовщине победы российского флота в Чесменском сражении. Сейчас в этом здании на улице Гастелло хозяйничает университет аэрокосмического приборостроения.

Существует легенда, что по вечерам Екатерина II любила выходить на балкон слушать пение лягушек. До сих пор на гербе дворца присутствует изображение лягушки. Говорили, что у Екатерины были даже туфли с лягушачьими пряжками.

В 1773 году знаменитый английский мастер Д. Веджвуд получил заказ Екатерины II на изготовление сервиза из фаянса. На каждом из предметов, которых всего в сервизе было 952, нужно было изобразить архитектурные виды и пейзажи Англии, а также зеленую лягушку, ставшую эмблемой Кикерикексенского - Чесменского дворца. Этот уникальный сервиз, кроме всех его художественных достоинств, представлял и познавательный интерес, так как насчитывал "1244 подлинных вида Англии", сделанных с натуры или по изображениям и ни одно изображение не повторялось. Сейчас этот столовый фаянсовый сервиз с изображением лягушки находится в Эрмитаже. Автором Этой скульптуры является Владимир Петровичев.

Памятник бегемоту

У Большого Университета на крыльце здания литературного факультета развалился очаровательный бегемот. Идея его установки принадлежит ректору литфака. Придя к своему старому приятелю Владимиру Петровичеву, он увидел скульптуру, которая очень ему понравилась. В ней была вальяжность, склонность к философским раздумьям, без которой нельзя стать истинным писателем. Очень долго не могли найти место для установки скульптуры, чтобы она органично вписалась в пространство и не противоречила архитектурным формам здания. Лишь когда взгляд скульптора случайно остановился на выступе парадной лестницы, ограниченной решеткой, он сразу понял, что бегемот должен лежать здесь. С тех пор каждый день он встречает студентов. За это время возникла новая традиция. Каждый студент перед экзаменом потирает животик хранителю литературных традиций Петербурга. Лет через 20-30 эта скульптура обязательно обрастет многочисленными легендами.

Тема «маленького» человека в большом городе в современной петербургской скульптуре.

Скульптура 19в. ставила в центре человека - политика. Современная же скульптура ставит в центр простого человека с его проблемами, чувствами, переживаниями. За 2 последних десятилетия было установлено немало памятников простым людям. Скульпторы создали обобщенные образы петербуржцев – представителей жизненно важных и распространенных профессий. Молочница, фонарщик, городовой, водовоз, фотограф – разве можно представить жизнь горожан без этих людей! Эти скульптуры, несмотря на обобщенный характер их образов, имеют свои прототипы. В начале XXI века впервые была достойно оценена роль простого человека в истории. Давайте подробнее поговорим об этих памятниках.

Фонарщик

Недалеко от Смольного и запруженного автомобильным потоком Суворовского проспекта есть небольшая и тихая Одесская улица, на которой в 1996-1998 годах установили необычный памятник Фонарю - своеобразную сюиту из шести старинных петербургских фонарей разных эпох и скульптуры фонарщика, своего рода музей петербургских фонарей под открытым небом.

Окрестные жители, особенно бабушки с внуками, любят гулять возле фигуры фонарщика, которому дети регулярно гладят нос и бороду до блеска металла, и возле полосатых фонарных столбов, на которых крепятся светильники первых десятилетий существования Санкт-Петербурга.

Напомним, что первые фонари зажглись по приказу Петра I в 1718 году "у Зимнего дому" (Зимнего дворца). Изготовлены они были, как гласит предание, по проекту Жана Батиста Леблона при участии и по указанию самого царя. Петербургские фонари сначала были масляными, затем газовыми, керосиновыми, спиртовыми. Разумеется, сразу же появилась и новая петербургская профессия - фонарщик. А в 1873 году именно на Одесской улице Санкт-Петербурга были проведены первые опыты по электрическому освещению улиц.

Электротехник Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923), один из основателей журнала "Электричество", решил испытать первые уличные электрические фонари у бывшего дома гвардии поручика К. Телешова, в котором снимало помещения для опытов общество "Лодыгин и Ко".

Первые опытные электрические фонари с угольными лампами накаливания системы А. Н. Лодыгина зажглись на Одесской 11 (23) сентября 1873 года.

Как справедливо надеялся изобретатель, они сменили прежние керосиновые лампы. Обычно пустынную и тихую Одесскую улицу в те вечера было не узнать - сюда со всех концов города устремились десятки людей, желавших увидеть изобретение А. Н. Лодыгина. "Вдруг из темноты, - писал современник, - мы попали на улицу с ярким освещением. В двух фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет. Собравшиеся с восторгом и удивлением любовались этим огнем с неба, светом без огня, как его тут же окрестили петербуржцы".

Изобретение оказалось столь успешным, что завоевало весь мир. Электрическое освещение в прошлом веке пришло в страны Европы и Америку из России и именовалось тогда "русским светом". Где же еще, как не в Санкт-Петербурге, можно и нужно было создавать необычный музей? Ведь фонари Петербурга - это не только устройство для освещения улиц, это целый пласт культуры, истории.

Их проектировали Клодт, Монферран, Росси, Стасов.

В 1995 году было объявлено о создании музейно-пешеходной зоны на Одесской улице.

Фонари создавались по чертежам, найденным в архивах. Проект памятника разрабатывался в мастерской архитекторов Вадима Спиридонова и Екатерины Васильковской при непосредственном участии тогдашнего главного архитектора города Олега Харченко и главного художника Ивана Уралова.

Первую очередь Музея фонарей на Одесской пустили 25 октября 1996 года: тогда был установлен первый старинный фонарь, отремонтированы фасады, усилиями метростроевцев диабазом и гранитом вымощен новый тротуар, установлены декоративные решетки на окнах.

Затем на улице появилось еще несколько светильников более поздних эпох.

Небольшая тихая магистраль стала постепенно превращаться в уютный уголок старого Петербурга. Сегодня здесь установлено шесть фонарей разных эпох, а на фасаде здания, у которого они стоят, укреплена мемориальная доска с текстом: "11 сентября 1873 года на этой улице впервые в мире зажегся электрический фонарь, изобретенный А. Н. Лодыгиным".

В 20-х числах мая 1998 года у фонарей установили скульптурное изображение бронзового фонарщика, который сидит на небольшой ограде, сооруженной рядом с фонарями, и держит в руках лестницу.

Автор бронзовой фигуры - известный петербургский скульптор Борис Сергеев.

Сюита "исторических лампионов" на Одесской улице, которых сторожит "вечно бронзовый" фонарщик, открыла собой целую серию петербургских скульптурных групп, посвященных повседневной городской жизни старого Петербурга.

В их числе памятники «Городовому» на Малой Конюшенной улице, «Фотографу» на Малой Садовой, скульптуры «Охтинской молочницы» на Среднеохтинском проспекте , «Водовоза» на Шпалерной улице, «Остапа Бендера» на Итальянской.

Бронзовая молочница

Скульптурная композиция "Охтинская молочница" установлена в сквере на пересечении шоссе Революции и Среднеохтинского проспекта. Скульпторы - В. Свешников, Я. Нейман и С. Короленко воплотили в бронзе собирательный образ простой девушки - жительницы бывшей окраины города - Охты, воспетый Пушкиным в романе "Евгений Онегин".

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Во времена великого Пушкина молочный промысел был наиболее распространен на Охте. До 1911 года в зимнее время по льду, а летом - на яликах охтинские молочницы с тяжелыми кувшинами перебирались через Неву к Смольному монастырю, чтобы доставить молоко в дома петербуржцев. Скульптура установлена как раз в том месте, откуда начинался их путь к переправе.

Хрупкая девушка, несущая кувшин, - бронзовая скульптура 2,5 метра высотой, установлена на гранитном камне полметра высотой.

Памятник водовозу

В петербургской скульптуре увековечена в бронзе и такая профессия, как водовоз.

Памятник водовозу установлен на Шпалерной улице у водонапорной башни, в которой сегодня располагается замечательный музей "Мир воды Санкт-Петербурга" с диковинными экспонатами – от китайских водяных часов до ночных горшков с глазами. Музейная экспозиция знакомит с развитием системы водоснабжения в Санкт-Петербурге на протяжении нескольких столетий. Сама башня, построенная в 1858-1863 годах, является уникальным памятником промышленной архитектуры 19 века. Памятник, выполненный по проекту скульптора С. Дмитриева и архитектора В. Васильева, изображает водовоза за работой: он тянет бочку с водой; впереди бежит собачка.

В подобных бочках в 19 веке по городу развозили воду.

Фотограф

Обещание: "Смотри, сейчас вылетит птичка!",- наконец-то исполнилось для петербуржцев, которые в детстве позировали перед фотокамерой на штативе. Вылет птички из-под покрывала, сопровождаемый фейерверком и аплодисментами, явился кульминацией церемонии открытия памятника "Фотограф", ставшего еще одной достопримечательностью Малой Садовой улицы.

Скульптура работы петербургского ваятеля Бориса Петрова установлена неподалеку от дома, где в прошлом веке располагалась фотомастерская легендарного мастера светописи Карла Карловича Буллы. Бронзовый джентльмен в котелке, поднявший зонтик над ящиком фотокамеры, олицетворяет память обо всех фотомастерах, которые останавливают для будущего мгновения истории. А в окнах дома, где ныне располагается ресторан, занимают место фотографии дореволюционной поры.

Говорят, что если сфотографироваться рядом с фотографом, то в жизни начнется счастливая полоса!

Городовой

Когда в 1988 году жанровая скульптура «Городовой» работы Альберта Чаркина появилась на Малой Конюшенной, объявили, что это— временно, что место ему ищут, возможно, вкаком-нибудь парке. Предлагали публике высказывать предложения, уподножия даже лежала книга отзывов, куда активные горожане заносили свои соображения. Но Городовой все же остался.

Творчество Альберта Чаркина, одного из крупных художников в современном искусстве монументальной скульптуры, неразрывно связано с нашим городом. Санкт-Петербург по воле Петра I возник и строился как столица империи. Сам замысел определял особое отношение к архитектуре и монументальной скульптуре. Великие исторические события нашли в них свое воплощение. Символами Санкт-Петербурга стали Петропавловская крепость и Адмиралтейство, Александровская колонна и Медный всадник. Сохраняя традиции, каждая эпоха одновременно вносила нечто новое, присущее только ей, в сложившийся облик города. Подобные изменения происходят и в наше время. В определенной мере они связаны с творчеством Альберта Чаркина. С полным правом Альберта Чаркина можно считать родоначальником в нашем городе монументальной уличной жанровой скульптуры. Его работы, соответствующие стилю Санкт-Петербурга, стали неотъемлемой частью города.

Скульптор уловил настроение людей, почувствовал, что все уже устали от «риторики» политиков и хотели, чтобы и монументальная скульптура не смотрела с высоты постаментов, а появлялась на тротуаре, в сквере, «как бы вступая в непосредственное общение».

Таков «Городовой» на Малой Конюшенной. Скульптор, создавая обобщенный образ, отразил характерное и в выражении лица и, главное, во внешних данных. В имперской столице в городовые принимали далеко не всех, а только людей, обладающих определенной «благородно-дворянской» внешностью. Получилось так, что городовой оказался похож на известного актера и кинорежиссера Никиту Михалкова (р. 1945). Может быть, это случайность, связанная с внешними данными Михалкова, а может быть, здесь проявился мягкий, с украинскими интонациями юмор, свойственный Альберту Чаркину.

«Городовой» стоит в глубине улицы, но, кажется, что лучше было бы поставить его ближе к Невскому проспекту, ближе к людской суете.

Памятник Василию Корчмину

Совсем недавно на 7-й линии Васильевского острова поселился хозяин - легендарный Василий Корчмин, бомбардирский поручик петровского времени. Существует несколько преданий. Одно из них гласит: пока строилась Петропавловская крепость, напротив, на Стрелке, была установлена артиллерийская батарея - для того чтобы шведы в Неву свой нос не совали. Как пишет историк А. Богданов, Петр посылал приказы и распоряжения: "Василию на остров", а после смерти Василия Дмитриевича остров был переименован в его память.

Скульптуру решили изваять к 300-летию нашего славного города. Еще в 2001 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника, символизирующий образ "родоначальника" Васильевского острова. Его участниками стали студенты и преподаватели архитектурных и художественных учебных заведений. Победил проект шестикурсника из Академии художеств Григория Лукьянова. На последнем этапе работы к нему подключился его коллега Сергей Сергеев. Открыли памятник 24 мая 2003 года.

Памятники героям литературных произведений

Если в XIX веке в Петербурге появились памятники деятелям культуры: писателям, музыкантам, актерам, композиторам, художникам – то на рубеже XX-XXI веков впервые появились памятники героям литературных произведений. Скульпторы выбирали те литературные произведения, которые пользуются наибольшей популярностью у горожан. Это книги, которые помогают нам с юмором взглянуть на окружающую действительность: “Двенадцать стульев” И. Ильфа и Е. Петрова, “Нос” Н. Гоголя, “Похождения бравого солдата Швейка” Я. Гашека. Горожан всегда привлекала тема любви. Она интересно раскрыта в памятнике “Ромео и Джульетта”. Давайте поближе познакомимся с ними.

Остап Бендер

Рядом со скульптурой «Остап Бендер» работы Альберта Чаркина на Итальянской всегда людно. Женщины садятся на стул, мужчины обнимают, повторяя его позу. Пожалуй, «миллион» любительских (фотографий с ним разошелся по всему свету. «История начиналась в 1992 году - вспоминает скульптор, – когда прошел первый Всероссийский фестиваль сатиры и юмора «Золотой Остап». Генеральный спонсор – Балтийская строительная компания во главе с И. А. Найвальтом. В связи со столетним юбилеем Бендера (астрологи высчитали, что Остап Ибрагимович родился 25 июля 1900 года), А. И. Найвальт предложил установить в Санкт-Петербурге памятник Бендеру, а исполнение заказа - мне».

Альберт Чаркин еще раз перечитал роман, посмотрел фильмы и создал собирательный образ: «Из книги появился римский чеканный профиль, фуражка-бендеровка, старый, подаренный мамой шарф, штиблеты. Прототипом литературного Остапа Бендера был одессит Осип Шор, с которым авторы романа были хорошо знакомы. Его судьба не менее сложная и извилистая, чем у самого Остапа – с фотографии Шора я позаимствовал уши и губы».

В памятнике есть то, чего нет, и не может быть в скульптуре. Бендер кажется живым, общительным, улыбающимся. На его груди бронзовеют завитки волос, под бронзовой кожей как будто бьется горячее сердце. В штиблеты, как при открытии, всегда вдеты новые шнурки. Он даже кажется зрячим и по-разному смотрит на мужчин и женщин. На женщин, присевших на стул, – сверху вниз, любовно и снисходительно. На обнимающих его мужчин – с улыбкой, тоже снисходительной, но не допускающей излишней фамильярности.

Что хотел сказать скульптор? Он сам говорит об этом так: «Остап потратил всю свою жизнь на поиски счастья, гоняясь за «золотым тельцом»: он не ставил перед собой великой цели – в конце его ожидала только пустота. Однако, время показало, что племя комбинаторов неистребимо – Остап жив и сегодня!».

Мне кажется, что Остап хотел бы возразить, сказать, что для него главное не деньги, а радости жизни, волнения, удовольствия, круговерть. А богатство, так – не основное. Может быть, поэтому его любят молодые, у которых, как и у него, пока еще, нет денег в избытке. «Работу – делал без гонорара, как подарок», – обронил Альберт Чаркин.

«Остап Бендер» – это действительно подарок – подарок судьбы. В нем множество чисто профессиональных открытий. В нем – и чаркинское мастерство, и чаркинский теплый юмор. С полным правом Альберта Чаркина можно считать родоначальником в нашем городе монументальной уличной жанровой скульптуры.

Памятник солдату Швейку

Он расположен на Балканской площади в начале улица Ярослава Гашека. Памятник этому “герою” первой мировой войны был поставлен на площади, с которой берет начало улица, носящей имя автора книги.

Нос майора Ковалева

На фасаде дома №11 по Вознесенскому проспекту был установлен мраморный барельеф с изображением носа. В 2002 году его постигла участь Чижика-Пыжика – нос был украден. В 2003 году барельеф был найден на лестничной площадке дома №15 на Средней Подьяческой улице и установлен на прежнее место. Фантастичность образов и сюжета повести позволило Гоголю беспощадно осмеять карьеризм, самодовольство, лицемере, корыстолюбие петербургских чиновников. Гоголь показал, что в чиновном Петербурге человек ценится не по своим внутренним и деловым качествам, а по внешним признакам. Потеряв самую приметную особенность своей внешности, Ковалев потерял всякую общественную ценность. Эта проблема остро актуальна для нашего города и сегодня.

Ромео и Джульетта

Фонтанирующий бронзовый барельеф с изображением влюблённых, разделённых потоком воды, появился на стене одного из зданий факультета по инициативе декана Сергея Богданова. Однажды он увидел работу скульптора-модельера Георгия Постникова, героями которой стали вечные влюблённые, и попросил автора превратить бронзовый медальон в фонтан. Как всем известно, Ромео и Джульетта – два влюбленных, разделенных враждой семей. Не зря из памятника сделали фонтан, ведь вода имеет двойственное значение: с одной стороны она разделяет вечных влюбленных, с другой – герои выходят навстречу друг другу и могут соединиться только через очищающий поток. Позади герои оставляют свои враждующие семьи. Самое любопытное, что, уходя от своих семей, влюбленная молодёжь оставляет родственникам одежду. По мнению автора, обнажение подчёркивает греховность юности. Скульптура имеет «человеческие размеры» (чуть возвышается над головой). Высота бронзового барельефа – 2м 10см; ширина – 55см; диаметр каменной чаши – 70см.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)