Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Пути расширения лексического запаса на уроках в начальной школе

В жизни люди выполняют разные специальные роли: каждый человек является членом семьи, членом производственного коллектива. Сферы общения, в которых оказывается человек, бывают широкие и узкие. Узкие сферы охватывают определённые, более или менее замкнутый круг участников. Это семейно-бытовые связи людей, производственно-специальные. Широкие сферы социального общения не столь замкнуты, в них участвует неопределённое множество людей. Узкие и широкие сферы общения людей отличаются содержанием коммуникации (своими темами).

Перемещение в целях общения человека из одной социальной группы в другую есть его естественное и необходимое состояние. Для успешного общения человека, попадающего в разные социальные группы (сферы), он должен владеть необходимым набором лексики, обслуживающей каждую из сфер коммуникации. Для общения в бытовой сфере человек вооружён лексикой с детства; для общения в производственной сфере он получает её вместе с профессиональными знаниями в специальных учебных заведениях. К общению в широких сферах человек лишь частично вооружён необходимой лексикой в детстве, общаясь в семье. Основной источник обогащения его – это школа, а в ней, в первую очередь, данную задачу выполняет русский язык как учебный предмет.

Для целей пополнения словарного запаса учащихся необходимы следующие тематические группы слов: общественно-политическая лексика, морально-этическая, спортивная, лексика гигиены и здравоохранения, искусства и культуры, военная лексика, лексика права, труда. Эти темы обеспечивают подготовку учащихся к жизни. Где бы во взрослой жизни им ни пришлось трудиться, в каком бы коллективе они ни оказались, по указанным темам так или иначе придётся общаться.

Каждый образованный человек должен научиться оценивать речевое поведение – своё и собеседников, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения.

Сегодня речь наших современников привлекает всё большее внимание журналистов, учёных разных специальностей (языковедов, философов, психологов, социологов), писателей, педагогов, она становится предметом острых дискуссий рядовых носителей русского языка. Ощущая речевое неблагополучие, они пытаются ответить на вопрос, с чем связано тревожащее многих состояние речевой культуры.

Свобода и раскрепощённость речевого поведения влекут за собой расшатывание языковых норм, рост языковой вариативности (вместо одной допустимой формы языковой единицы оказываются допустимыми разные варианты).

Особое влияние оказывают на состояние речевой культуры средства массовой информации. Каждый человек ежедневно испытывает мощное воздействие телевизионной речи, речи, звучащей в радиоэфире или представленной на страницах газет и журналов. Качество этой речи вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Именно газеты и журналы, радио и телевидение для многих носителей языка служат основным источником представлений о языковой норме, именно они формируют языковой вкус; со средствами массовой информации справедливо связывают и многие болезни языка.

Языковая раскрепощённость, временами, переходящая в разнузданность, тиражирование языковых ошибок, не встречающих должного отпора, притупляют чувство языковой ответственности. Речевая неряшливость, приверженность штампам, стремление прикрыть банальность мыслей «престижными» словами и словосочетаниями обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих на радиоволнах и экранов телевизоров. Многие передачи, прежде всего адресованные молодёжи, расшатывают представления о допустимом и недопустимом в публичной речи.

Современная периодическая печать пестрит немотивированными заимствованиями, неумело образованными окказиональными словами (единичными авторскими новообразованиями), жаргонной лексикой. Снятие идеологических запретов, стремление обновить лексико-стилистические ресурсы публицистики обусловливают высокую степень раскованности масс-медиа. «Постоянное присутствие жаргонизмов в письменных текстах ведёт к их «замораживанию» и, конечно, снижая их жаргонность».

Понимание языковой среды естественно связывается с тем местом, которое занимает в современном обществе книга. Круг читаемых и изучаемых текстов оказывает большое влияние на формирование личности. К сожалению, сегодняшняя молодёжь мало увлекается чтением книг. И с каждым днём всё больше и больше приобщаясь к современным технологиям (особенно бурно приобщаясь к компьютерной технике) походы в библиотеки значительно уменьшаются. И чтение учащимися литературы ограничивается лишь произведениями школьной программы. Это печально, ведь в процессе чтения мы не просто воспринимаем тексты. А их фрагменты присваиваются личностью, перерабатываемые слова и словосочетания формируют лексикон. Количество и качество прочитанных текстов непосредственно отражаются на тех речевых произведениях, которые создаёт носитель языка в разных сферах общения.

Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется, - очень важная и актуальная задача.

Поэтому мы выбираем эту тему для нашего исследования.

Объектом исследования является процесс формирования лексического запаса учащихся начальных классов.

Предметом – пути формирования лексического запаса.

Цель исследования: выявить эффективные пути формирования активного и пассивного лексического запаса младших школьников.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по проблеме, выбрать наиболее интересные и эффективные формы работы по пополнению лексики младших школьников.

2. Создать при помощи ИКТ сопровождение лексической работы на ряде уроков чтения и внеклассном занятии.

Лингвистические и психологические предпосылки работы по обогащению словаря учащихся

Лингвистические предпосылки

Сначала рассмотрим лингвистические предпосылки – это минимум базовых для словарной работы знаний школьников о языке, базовых учебно-языковых умений.

Важное практическое значение имеют и базовые лексикографические понятия (они введены в действующие учебники русского языка): толковый словарь, словарная статья, стилистическая помета. Знакомство с ними даёт возможность ученику самостоятельно выяснить значение и сферы употребления слов.

Базовыми учебно-языковыми лексикологическими умениями являются: а) толкование лексического значения известных учащимся слов; б) определение лексического значения, в котором оно употреблено в контексте; в) нахождение в контексте изученных лексических явлений; г) подбор и группировка изученных лексических явлений; д) пользование толковым словарём. Владение этими умениями существенно способствует расширению словарного запаса слов у учащихся.

Работа над изобразительными средствами языка (эпитетами, сравнениями, метафорами) идёт как в связи со специальными упражнениями по развитию речи, так и в связи с чтением художественных произведений.

Для овладения каждым из указанных средств выразительной речи необходимы и специальные упражнения.

Учитель, конечно, не ставит перед собой задачи, чтобы дети запомнили точное определение различных художественных средств (эпитет, метафора, сравнение и т. д. ). Здесь важно другое: научить детей пользоваться наиболее удачными словами в речи (устной и главным образом письменной). Так, например, чтобы подвести учащихся к умению пользоваться в своей речи наиболее яркое определение предмета (эпитет), нужное в данный момент речи, хороши такого типа упражнения: Осенью дуетветер. ветер гуляет на просторе. ветер гонит стаи туч на край неба.

Какие определения подберут учащиеся к слову ветер? Чтобы облегчить работу, учитель может дать несколько определений для выбора. Так, к первому примеру можно дать на выбор следующие определения: холодный, пронизывающий, сильный и т. п. Ко второму примеру – буйный и т. п. К третьему примеру – заунывный, вольный и т. п.

Психологические предпосылки

Психологами выявлены следующие положения, имеющие важное значение для организации словарной работы: слово усваивается быстрее и прочнее, если обучение его употреблению следует без перерыва за его семантизацией, если восприятие мира и слова окрашено эмоционально, если в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи, если специально формируется внимание к незнакомым словам.

Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у них интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Опираясь на сформированный у школьников интерес к урокам русского языка, можно успешнее решать задачи расширения их словарного запаса, в том числе формирования у них внимания к незнакомым словам в тексте – слышимом или читаемом. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обогащению их словарного запаса. Нередки случаи неправильного понимания смысла текста, так как дети при его пересказе игнорируют непонятные слова или неправильно их понимают.

Воспитание чуткости к слову, умение почувствовать точность и красоту образных выражений в связи со всем содержанием – всё это содействует развитию эстетического вкуса, облагораживает читателя.

Рассмотрев лингвистические и психологические предпосылки работы по обогащению словаря учащихся, перейдём к задачам лексической работы.

Задачи лексической работы

Дети, поступающие в школу, конечно, имеют известный круг представлений и знаний об окружающей действительности. Но, во-первых, этот круг реальных знаний о природе и обществе мал, и задача школы в первую очередь заключается в том, чтобы этот круг расширить и на этой основе расширить словарь ребёнка.

Во-вторых, часто бывает, что слова у ребёнка имеются, а за этими словами нет точных представлений и понятий, и задача школы состоит в том, чтобы наблюдения и знания ребёнка уточнить, обогатить, а вместе с ними уточнить и обогатить словарь ребёнка.

В-третьих, словарь детей не упорядочен и не систематизирован; слова живут отдельно друг от друга, не зная «родства» между собой, дети пользуются словами, не видя сходства и различия между многими близкими, но не тождественными по значению словами; кроме того, дети иногда соединяют несоединимые слова.

В-четвёртых, словарь бывает развит односторонне: в нём имеются конкретные, обиходные слова, но нет отвлечённых и обобщающих слов, мало терминов, относящихся к разным областям знаний.

В-пятых, ребёнок, кажется, понимает некоторые слова при чтении или при слушании, но не употребляет или употребляет неправильно в своей речи. Перед школой стоит задача – активизировать словарь детей, сделать так, чтобы они смогли употреблять слова, которые они получают в процессе обучения.

В-шестых, речь детей не только в I и во II классах, но и в III классе отличается часто вялостью, невыразительностью, повторением одних и тех же слов; в словарном запасе детей нет ярких, выразительных слов и выражений.

В-седьмых, учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарём или пишут их ошибочно. Необходимо помочь детям, чтобы они как можно полнее использовали свой словарный запас при самостоятельном письме.

Таким образом, одной из первых задач учителя – раскрыть значение незнакомых или новых слов.

Школа должна научить своих питомцев свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме. Речь не только средство выражения мыслей, но и орудие формирования их. Вместе с развитием речи учитель развивает и мышление учащихся. К. Д. Ушинский говорил, что «развивать в детях дар слова – значит почти то же самое, что развивать в них логичность мышления», предупреждая при этом, что «развивать речь отдельно от мысли невозможно, а развивать её преимущественно перед мыслью положительно вредно». Поэтому развитие речи – это задача не только уроков русского языка, но и всех других предметов учебного плана начальных классов школы.

Обогащение словарного запаса учащихся – важнейшая задача школьного курса русского языка.

Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка).

Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учёба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов. Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой.

Слова по-разному используются в функционально-стилистических разновидностях языка, что связано с особенностями их основных и дополнительных лексических значений. Понимание детьми этой связи – основа обучения школьников умению употреблять известные и новые слова в собственных высказываниях, стилистически дифференцированных. Перечисленные факторы определяют следующие цели обогащения словарного запаса учащихся.

Цели обогащения словарного запаса школьников

1. Количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов;

2. Обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

3. Обогащение словаря в связи с расширением представлений и понятий о предметах и явлениях действительности;

4. Уточнение значений слов, которыми дети пользовались;

5. Обогащение словаря словами в переносном значении;

6. Активизация словаря; употребление в своей речи слов и выражений, которые дети встречают в читаемых текстах, в речи учителя и т. д. ;

Усвоение правильного произношения и написания слов

Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов (уровень пополнения лексем). Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, во-вторых, в замене нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень совершенствования лексем). Наконец, особую сторону количественно-качественного совершенствования словарного запаса детей составляет работа над ознакомлением с неизвестными учащимся лексическими значениями уже имеющихся в их словаре многозначных слов (уровень пополнения лексем).

Каждый человек – взрослый и ребёнок – владеет незначительной частью лексики своего национального языка, которая является его личным словарным запасом. В психологии и методике преподавания русского языка (родного и неродного) в словарном запасе носителя языка выделяются две части: активная и пассивная. Есть ряд причин, в силу которых личный словарный запас учащегося делится на активный и пассивный: социальные, психологические и методические. Социальными являются табу, запрет на употребление отдельных слов. Он касается вульгаризмов, жаргонных слов, хотя в ситуациях общения друг с другом школьники довольно активно ими пользуются. К психологическим причинам относятся стеснительность детей употреблять те или иные хорошо знакомые слова (особенно слова с качественно-оценочным значением) и подсознательное стремление к экономии языковых усилий. Методическими причинами являются необученность школьников сочетаемости слов, выбору слов в зависимости от сферы коммуникации. Все эти причины в той или иной мере либо увеличивают, либо снижают вероятность употребления слов в речи учащихся.

Отличие активной части личного словарного запаса школьника от пассивной его части заключается в уровне владения словом. Владеть словом – это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно входит в активную часть его личного словарного запаса. Если слово в его сознании соотносится с реалией или понятием и он понимает его хотя бы в самом общем виде (знает родовую характеристику реалии или понятия), то такое слово входит в пассивную часть его личного словарного запаса. Вероятность употребления его в речи школьника невелика. Функция этих слов в личном словарном запасе – обеспечение понимания читаемого или слышимого.

Прежде чем перейти к рассмотрению источников развития словаря детей, остановимся на принципах отбора слов для тематических групп.

Принципы отбора слов для тематических групп

Каждая тематическая группа охватывает огромное число слов. Их минимизация для обогащения словарного запаса учащихся опирается на несколько принципов.

Отбор слов для лексико-семантических групп происходит следующим образом. Отбирается лексика, частотно употребляемая в текстах разных стилей (частотный принцип). Необходимо иметь в виду также и потребности коммуникации – обслуживание связных высказываний на темы, сопряжённые с подготовкой к жизни учащихся (коммуникативный принцип). Также необходимо руководствоваться стилистическим принципом, обеспечивающим включение в словник слов, выражающих отношение к предмету и отношение к слову, т. е. эмоционально окрашенных и стилистически окрашенных слов.

Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся должен составлять словарь-минимум. Чтобы отобрать эту часть словаря, необходимо, во-первых, получить достоверные данные о словарном запасе учащихся каждого школьного возраста, выявить принципы отбора слов для словаря-минимума. В методике преподавания русского языка эти задачи не реализованы.

В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся учителя опираются на словарь текстов учебников по русскому языку, на изучаемые литературные произведения, на словарь текстов для изложений и предположительный словарь тем сочинений.

Рассмотрев принципы отбора слов для тематических групп, перейдём к источникам развития словаря детей.

Источники развития словаря детей

Каковы источники развития словаря детей? Перечислим их:

1. Наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной и трудовой деятельностью людей, учебной и игровой деятельностью детей);

2. Общение со взрослыми и детьми (беседы, совместная работа);

3. Чтение классное и внеклассное, сопровождаемое обычно анализом и обсуждением содержания;

4. Изучение грамматики и правописания, сопровождаемое специальными грамматическими и орфографическими упражнениями;

5. Специальные речевые упражнения, связанные с анализом языка произведения, с пересказами, изложениями и сочинениями.

Эти источники обогащения словаря являются одновременно источниками развития речи (устной и письменной) вообще.

Источники расширения запаса слов у учащихся были выявлены в методике русского языка уже в XIX веке: учебная речь учителя, чтение книг, постижение учебных предметов, общение со сверстниками и с взрослыми, экскурсии. В XX веке к ним прибавились радио, кино, видео, телевидение, детские и юношеские газеты и журналы, посещение театров и других зрелищных учреждений, в том числе музеев, выставок.

Каждой группе источников свойственны определённые преимущества, но имеются отдельные недостатки. При зрительном восприятии ученик имеет возможность остановиться, задуматься, вновь вернуться к ранее прочитанному, запомнить прочитанное, выписать новые слова в собственный словарик. Недостатками источников этой группы являются отсутствие звуковых восприятий, применение новых слов в собственной речи (в говорении). Преимущество источников второй группы – живое восприятие на слух. К недостаткам источников данной группы относится отсутствие зрительных восприятий новых слов, невозможность повторных воспроизведений, если нет специальных записей на кассетах. Источники третьей группы могут одновременно восприниматься и зрительно, и на слух. Учащиеся имеют возможность неоднократно вернуться к просмотренному материалу, но в силу специфики ситуации дети не могут высказаться (отсутствует говорение); письмо как вид речевой деятельности в этом случае практически отсутствует.

По степени воздействия учителя на указанные источники пополнения словарного запаса учащихся они делятся на управляемые и частично управляемые. К управляемым источникам пополнения запаса слов детей относятся дисциплины, изучаемые в школе, и учебная речь самого преподавателя.

К частично управляемым источникам пополнения словарного запаса учащихся относятся чтение, слушание радио, просмотр телепередач, кино и т. д. , общение со взрослыми и сверстниками. Они являются неосновными в связи с их факультативностью, стихийностью выбора учащимися.

Перейдём к рассмотрению основных линий словарной работы.

Основные линии словарной работы

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных линии:

Во-первых, обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. Чтобы успешно овладеть словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8-10 новых словарных единиц (в том числе на уроках родного языка – примерно 4-6 слов).

Во-вторых, уточнение словаря – самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя: а) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путём включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т. п. ; б) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах; в) усвоение иносказательных значений слов, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом; г) усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

По-иному уточнение словаря может быть определено как словарно-стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.

В-третьих, это активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный (пассивный словарь человека содержит лова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой деятельности). Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

В-четвёртых, это устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду лова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Формирование понятия о литературной норме приводит к тому, что учащиеся разграничивают те условия, в которых может быть использовано, например, диалектное слово, и те, где требуется соблюдение требований литературного языка. По мере укрепления навыка литературной речи, диалектные, просторечные и жаргонные слова полностью исключаются из активного словаря учащихся.

Естественно, что все названные направления работы над словарём постоянно взаимодействуют.

Благодаря этому необходимо остановиться на формах работы на уроках чтения

Формы работы на уроках чтения

Уроки чтения больше всего призваны способствовать расширению и обогащению словаря учащихся как в процессе анализа читаемых произведений, так и во время наблюдений. Объяснение новых слов также постоянно имеет место на уроках чтения. На уроках обучения грамоте идёт объяснение новых и непонятных слов в связи с чтением по букварю; в этот же букварный период применяются логические упражнения. Подготовительные упражнения типа классификация целесообразно проводить перед занятием по грамматике и правописанию.

Для формирования у школьников умения видеть незнакомые слова используется следующая методика: до выполнения основного задания учащиеся читают упражнение и называют непонятные слова (обычно это профессиональные, устаревшие, слова с переносным значением, стилистически окрашенные слова), их значение разъясняет учитель; после выполнения задания и проверки детям предлагается объяснить некоторые слова, не названные в числе непонятных, но в знании которых учащимися учитель сомневается.

В начале учебного года преподаватель рекомендует школьникам записывать на листах непонятные слова из прочитанных книг, газет, журналов, из прослушанных радио- и телепередач. Листочки эти учитель через какой-то промежуток времени собирает, составляет небольшие тематические словники, которые можно использовать на уроках, на внеклассных занятиях, для уголка русского языка «Знаешь ли ты?», «История слов» и т. д.

Существенное значение имеет формирование у детей восприятия слова как особого объекта действительности – языкового средства наименования реалии. В связи с этим необходимо, используя специальную методику, «развести» в сознании детей реалию (предмет, признак, действие) и слово, его называющее, так как они их отождествляют. Для решения данной задачи можно использовать следующие упражнения:

1)называние изображённых предметов и чтение слов, называющих эти предметы (делается вывод о том, что есть предметы – мы их видим – и есть слова для называния этих предметов – мы их слышим, читаем);

2)рисование предмета по загадке и подписывание под ним слова, его называющего;

3)запись слов, называющих предметы;

4)узнавание слова, пропущенного в загадке;

5)называние предмета разными словами;

6)называние одним словом разных предметов.

На уроках учащиеся получают как языковые, так и неязыковые знания. Знания о языке дети приобретают в процессе его изучения, и вместе с ними они пополняют свой словарный запас, усваивая лингвистическую терминологию. Внеязыковые (экстралингвистические) знания (об окружающем мире) учащиеся черпают частично из текстов, а также на экскурсиях в природу, в результате знакомства с произведениями искусства, участия в спорте, посещения театров, музеев, производственных объектов и т. д. , где они вместе с новыми знаниями усваивают новые слова.

Словарная работа на уроках чтения

В уроке чтения чаще не выделяется специального этапа для словарной работы, но с ней неразрывно связаны все виды занятий. Она необходима для правильного восприятия содержания текста. В процессе чтения дети встречаются не только с новыми для них словами, но и с новым значением знакомого слова.

Не менее важна и другая сторона сварной работы – обогащение активного словаря школьника. С этой целью учитель не ограничивается объяснением нового слова и проверкой его понимания детьми, но, выделив слова, которые нужно ввести в речь учащихся, создаёт условия и потребность их употребления детьми на всех этапах урока и даже вне урока.

Учителю необходимо помнить о связи словарной работы с жизнью, с конкретными представлениями детей. При встрече во время чтения с новым словом нужно стремиться выявить имеющиеся у детей представления, связанные с этим словом.

Обязательным требованием к методике словарной работы является восприятие слова в контексте. Это требование вызывается, во-первых, многозначностью слова. Так, глагол «клюёт» дети встречают в разных значениях: «птица питается» и «рыба идёт на приманку». Во-вторых, слово, воспринятое и объяснённое в определённом предложении, лучше усваивается учениками.

В процессе чтения слово объясняется сразу по прочтении предложения. Слова, необходимые объяснить до чтения, учитель стремится включить в свой рассказ или беседу. До чтения учитель объясняет лишь те (немногие) слова, незнание которых помешает сознательному восприятию текста. Остальные новые для детей слова осмысливаются в процессе работы над содержанием. Особое внимание надо уделять тем словам, которые помогают понять идею произведения.

Стихотворения и лирическая проза богаты поэтическими выражениями (сравнение, метафора) и яркими эпитетами, которые вызывают образные представления и углубляют эмоциональное переживание. В поэзии подбор слов особенно целенаправлен: они содействуют раскрытию идейного содержания, оттеняют авторский замысел. Анализ художественных образов до чтения бесцелен и невозможен. Наблюдения над поэтическим языком лучше всего проводить при повторном чтении.

Кроме этого необходимо остановиться на приёмах раскрытия лексического значения слов на чтении.

Приёмы раскрытия значений слов

Методика знает немало приёмов раскрытия значения слова:

1. Наблюдение предмета в естественной обстановке или показ его в классе с пояснениями о его особенностях и назначении. Много для образования конкретных представлений даёт экскурсия.

2. Рассматривание предмета на картинке или рисунке.

3. В процессе чтения объяснение слов часто проводится помощью синонима: косуля – соха, корысть – выгода, рать – войско.

4. Встречаясь с неделимыми словосочетаниями, нужно объяснять их путём синонимической замены: куда ни глянь – везде: мириться с судьбой – покориться, терпеть; насмотреться не могут – любуются. Но при пересказах следует избегать такой замены, обучая употреблению в речи характерных для нашего языка словосочетаний.

5. Полезно объяснение слова путём обращения к его морфемному составу. Постановка вопроса типа: «Какой корень в слове привольная? Почему степь можно назвать привольной?» - развивает в школьниках вдумчивое отношение к слову, и учащиеся накапливают опыт для грамматических наблюдений на уроке русского языка.

6. Часто приходится прибегать к элементарному определению предмета: называем родовое понятие и отличительные признаки, например: первопечатник – человек, которые впервые ввёл книгопечатание.

7. Если трудно дать логическое определение предмета или явления, мы кратко описываем его, т. е. называем некоторые его признаки (обледенение – на большой высоте самолёт снаружи покрывается толстым слоем льда, становится очень тяжёлым, лететь уже не может).

8. Для объяснения отвлечённых понятий (героизм, забота, преданность) мы пользуемся примерами, рассказываем о фактах их жизни. Обычно знакомство с такими словами происходит после чтения в беседе о прочитанном.

9. Приём самостоятельного включения нового слова в иной контекст, составленный самими детьми. Это приём активизации, о чём будет сказано ниже, но в то же время это прекрасный приём глубокого раскрытия значения слова (в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель).

10. Объяснение значения слова путём показа картинки, макета, чучела или иного наглядного материала, как средство развития познавательной активности учащихся, зависит от степени самостоятельности привлечённых к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова ландыш, школьники подобрали сами, либо использовали гербарий, или, наконец, нарисовали, то их познавательная активность в объяснении слова достаточно высока.

11. Одним из наиболее используемых приёмов является объяснение этимологии слов.

Активизация словаря

Активный, т. е. используемый в собственной речи, словарь у человека всегда уже общего объема понимаемых слов, и разница между вторым и первым составляет словарь пассивный. Активизацией в методике называют перевод слов из пассивного словаря в активный, т. е. употребление новых слов в собственной речевой практике – в беседе, в составляемых предложениях, в пересказе и рассказе, в письменном изложении и сочинении.

Известны следующие формы активизации словаря:

1. Составление словосочетаний с нужными словами. Например, встретилось слово хлопьями (Снег повалил хлопьями). Учитель спрашивает: «Какими хлопьями?» - «Большими хлопьями, белыми хлопьями». – «О чём можно сказать – хлопья?» - «О снеге: хлопья снега». – «Как же говорят, когда идёт крупный, тихий, спокойный снег?» - «Говорят: «Снег идёт хлопьями», или: «Снег повалил хлопьями», или: «Падают крупные хлопья снега».

2. Составление предложений с заданными словами или с одним заданным словом. На уроках русского языка с задачей активизации словаря сочетаются задачи активизации грамматических форм: например, составляется предложение, где нужно не просто употреблять слово, но и в заданном падеже, если это существительное, в заданном времени и лице, если это глагол. Таким же способом активизируются слова с различными приставками, суффиксами (например, составить предложение со словами высказать, предсказать, пересказать, подсказать, рассказать).

3. Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала. Пересказ, с одной стороны, должен быть самостоятельным, в противном случае он превратится в механическое зазубривание текста. С другой же стороны, пересказ помогает активизировать лексику; следовательно, в нём должны употребляться слова и обороты речи, употреблённые автором. Первая задача решается введением заданий, выборочного и сжатого пересказа.

4. Рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов с использованием так называемых «опорных слов», т. е. заданных для обязательного употребления. Эти упражнения сводятся к тому, чтобы учащиеся обязательно употребили в своих рассказах и сочинениях необходимые слова, либо усвоенные в процессе подготовки к рассказу и сочинению, либо даже записанные учителем на доске перед началом рассказа или письма сочинения.

Таким образом, система в словарной работе состоит в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его оттенками и окрасками, усвоено, т. е. вошло бы в его словарь и воспроизводилось в нужных случаях, чтобы оно прошло через специальные упражнения, в которых углубляется его понимание, усваивается его сочетаемость, подготавливается его употребление, и, наконец, чтобы оно было употреблено школьниками самостоятельно в собственных высказываниях.

Также необходимо рассмотреть допущение лексических ошибок учащимися и работу над ними.

Использование ИКТ в работе по обогащению лексического запаса

. Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, делая при этом обучение не формализованным и интересным. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, компьютер поможет детям ярче представить значение каждого нового слова и быстрее овладеть лексикой.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит вполне естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребёнка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов — всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдаёт им себя.

Нами разработано приложение, выполненное с использованием ИКТ для наглядного сопровождения работы с незнакомой лексикой на уроках чтения и внеклассных занятиях и закрепления в игре с использованием компьютера.

Таким образом, можно сказать, что основной целью словарной работы в начальной школе должно быть обогащение словарного запаса учащихся. Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря. Обогащение словарного запаса учащихся должно идти в двух направлениях: парадигматическом и синтагматическом. Парадигматическое обогащение идёт путём узнавания учащимися новых лексем у известных им слов, путём перемещения слов из пассивного в активный словарный запас. Качественное совершенствование словаря младшего школьника происходит посредством уточнения значения уже известных им слов, путём замены в словарном запасе школьников нелитературных слов эквивалентными литературными. Синтагматическое обогащение словаря младших школьников предполагает их обучение сочетаемости слов, умению правильно и точно употребить слово в речи.

Основным приёмом словарной работы, рассчитанным на осознанное понимание значения и орфографии слова, является использование этимологии. Элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников, так как этимологический анализ открывает первичные, образные значения слов, а мышление ребёнка, пришедшего в начальную школу, образно. Применение этимологического анализа как методический приём направляет способность младших школьников к этимологизации в научное русло, способствует формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок.

Работа с терминами, обозначающими научные понятия, будет для младших школьников значительно облегчена, если строить её с опорой на этимологию.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)