Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Технология междисциплинарного обучения

Дети с интеллектуальными и творческими способностями нуждаются в предоставлении им повышенных познавательных возможностей. Большие возможности для удовлетворения индивидуальных познавательных потребностей детей открываются при использовании второй половины дня (дополнительного образования), как неотъемлемой части единого образовательного пространства, обеспечивающего оптимальные условия для развития таких учащихся. Важным шагом в создании такого образовательного пространства может стать организация многофункционального учебно-исследовательского центра для учащихся начальной школы.

Альтернативой функциональному и индустриальному хаосу может быть только художественная деятельность, но не разрозненная и случайная, а всесторонняя и систематическая. Успех такой деятельности- в комплексном средовом подходе, в способности охватить все стороны эстетического преобразовании предметно-пространственного окружения

С. Б. Базазьян

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, тогда исчезнут всякие недоразумения,

Г. Лихтенберг

Основными принципами программы междисциплинарного обучения являются следующие:

* создание условий для духовного и личностного роста учащихся;

* глобальный, основополагающий характер тем и проблем для изучения;

* интеграция тем и проблем;

* высокий уровень насыщенности содержания обучения;

* активные методы обучения;

* направленность на развитие творческой личности и мышления ребенка;

* совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися;

* высокий уровень самостоятельности в процессе обучения.

Такой подход в обучении обеспечивает широту и насыщенность содержания образования, которые позволяют каждому ребенку найти свою область интересов, изучать ее и представлять итоги своей работы в качестве социально значимого результата на занятиях. При этом работа с учащимися не сводится только к интеллектуальному развитию, а предполагает такое построение процесса обучения, который охватывает всю личность ребенка. Таким образом, технология междисциплинарного обучения (МДО) не заканчивается на уроках, а продолжается в перерывах между уроками, после уроков в группах продленного дня. В соответствии с рекомендациями психологов кроме учебных комнат необходимо наличие комнаты «сенсорной» (для создания эмоционально-моторных реакций у ребенка) или комнаты - исследовательской лаборатории (многофункционального учебно-исследовательского центра). Дети нуждаются в предоставлении им повышенных познавательных возможностей. Большие возможности для удовлетворения индивидуальных познавательных потребностей открываются при использовании второй половины дня (дополнительного образования), как неотъемлемой части единого образовательного пространства, обеспечивающего оптимальные условия для развития таких учащихся. Такой центр может обеспечить решение целого ряда актуальных задач обучения и развития одаренных детей:

- развитие и удовлетворение избирательных интересов учащихся;

- удовлетворение широких познавательных интересов;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие способностей к самостоятельному познанию и обучению: развитие исследовательских навыков и умений, навыков планирования и саморегуляции;

- развитие коммуникативной сферы: способностей к совместной работе, умений вести диалог, дискуссию, понимать точку зрения другого человека.

Правильная организация учебно-исследовательского центра позволит удовлетворить и развить повышенную исследовательскую активность одаренных учащихся, обеспечивающую становление самостоятельной исследовательской деятельности.

В сентябре 2006 года МОУ «Гимназия №2» заключила договор о сотрудничестве с Институтом Психологии РАО (г. Москва), встал вопрос о крайней необходимости многофункционального учебно-исследовательского центра. Таким образом, настоящий проект вызван заказом психолого-педагогической службы гимназии.

Цель исследования: создать проект многофункционального учебно-исследовательского центра для учащихся начальной школы на имеющихся площадях, при минимальных капитальных затратах в соответствие с требованиями к данным помещениям со стороны психолого-педагогической службы, а именно:

- целесообразно планировать работу по разным направлениям:

I. Групповая работа, направленная на расширение и углубление знаний, полученных на уроках (по традиционным предметам и междисциплинарному обучению в первой половине дня), развитие мыслительных и исследовательских умений;

II. Индивидуальная работа с детьми в соответствии с их познавательными потребностями и возможностями: а)сбор коллекции в рамках индивидуальных интересов ребенка, и подготовительная работа по ее представлению другим детям; б)самостоятельные занятия детей с различными играми и заданиями; в книжном уголке; в исследовательской лаборатории,

В помещении многофункционального центра самостоятельного и группового обучения содержится все необходимое для проведения элементарных опытов и исследований; для расширения знании об окружающем мире, развития познавательных процессов: текущая информация, выходящая за пределы изучаемого обязательного содержания; задания для самостоятельной работы; разнообразные познавательные и развивающие игры; подсобные материалы для самостоятельной работы.

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, чем те, которые пришли в голову другим.

Б. Паскаль

Проблемы развития способного ребенка - этот проблема «четырех»: ребенка, родителей, учебного заведения и общества. В идеале - иметь их союз, на практике - цели каждого из участников решения проблемы чаще не совпадают. Ребенок не реализует свой талант, потому что за талантом стоит неимоверный труд, а результат этого труда отдален во времени и не всегда ощутим. Родители не хотят, чтобы их ребенок был «одаренным», потому что за этим стоят дополнительные усилия их, как родителей. Учебное заведение не почитает «не таких как все» детей, потому что они нарушают общий порядок. А общество в очередное трудное время скорее безразлично к детям. Несколько лет назад один из несостоявшихся спонсоров, далекий от педагогики задал нам вопрос, на который до сих пор не находится ответ: «Куда исчезают талантливые дети?» Негуманность общества, смена духовных ценностей личности при переходе из детства во взрослую жизнь, материальные трудности в получении высшего образования, поиск ответа на вопрос: «А зачем все это мне нужно?» - вот возможные причины, которые приводят к тому, что бывшие «одаренные» теряют себя, вырастая. И, тем не менее, учительский коллектив моей гимназии занят поиском и развитием способных детей.

В воспитании талантливого ребенка имеет огромное значение уровень культуры той среды, которая окружает ребенка, мотивационная сфера и бескорыстное сотрудничество со старшими. С одаренным ребенком может работать только одаренный учитель, учитель с положительной концепцией, увлеченный и умеющий увлекать, имеющий хобби, открытый в общении. Одаренных детей отличает высокая самооценка, желание самовыражения, им необходим эффект «признания». Конечно, талантливые дети вырастают и могут состояться как личность и не только «благодаря», но и «вопреки». Но в том и состоит задача профессионалов: помочь ребенку в поиске самого себя. Работа с детьми в моей гимназии выстроена по схеме: Междисциплинарное обучение и работа по программе «Школа 2100» в начальном звене. Малая академия и «Школа 2100», эвристические и проблемные уроки для среднего звена, спецкурсы, факультативы, исследовательские работы, уроки философии (по типу «сократовских бесед») и психологии в старшем звене. Один из принципов развития способностей учащихся - принцип создания многообразной развивающей среды, т. е. ребенка должны окружать обстановка высокой интеллигентности и информационности. Долгое время этот принцип решался недостаточно из-за катастрофически малого финансирования образовательных учреждений. Междисциплинарное обучение в начальной школе третий год используется не в полном объеме по программам РАО, в сентябре 2006 года был заключен договор о сотрудничестве Института психологии РАО (г. Москва) и гимназией. Наполнение второй половины дня учащихся начальной школы занятиями корректирующего и развивающего характера станет возможным при открытии многофункционального лаборатории-центра. В этом центре все занятия организуются по принципу добровольности, модульные группы игр предусматривают стимулирующий и расслабляющий характер, на фоне стимуляции базовых чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных рецепторов) происходит коррекция личностных особенностей, их релаксация при повышенном интересе, движении, познании. Обстановка лаборатории — повышенно комфортная, она способствует установлению эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым. Оформление интерьера, цвет оборудования подбирается с учетом психотерапевтического воздействия на здоровье ребенка.

Создание условий, располагающих к исследованиям, способствует внедрению метода исследований или открытий, о котором говорят все педагоги мира в последние годы.

Организация работы учащихся начальной школы в учебно-исследовательском центре

В разработке I этапа я опирался на требования к данному центру, а так же на запросы и пожелания администрации школы и педагога, который будет работать в данном центре.

В целях оптимальной организации работы многофункционального учебно-исследовательского центра целесообразно составить график работы кабинета, выделить специальные дни и часы посещения центра детьми, каждого класса. Примерная схема организации работы учащихся предполагает сочетание групповых и индивидуальных форм работы с учениками.

Целесообразно планировать работу по разным направлениям:

I. Групповая работа, направленная на расширение и углубление знаний, полученных на уроках (по традиционным предметам и междисциплинарному обучению в первой половине дня), развитие мыслительных и исследовательских умений;

II. Индивидуальная работа с детьми в соответствии с их познавательными потребностями и возможностями; а)сбор коллекции в рамках индивидуальных интересов ребенка, и подготовительная работа по ее представлению другим детям; б)самостоятельные занятия детей с различными играми и заданиями; в книжном уголке; в исследовательской лаборатории.

Групповая работа с учащимися

Групповая работа с учащимися по теме «Изменения» может включать в себя, например, такие виды заданий:

Изменение одинаковых предметов (спичечных коробков, баночек из- под йогурта и т. п. ). Дети должны придумать как можно больше интересных вещей из предложенных предметов и представить свои работы в виде, каких- либо моделей;

2. Поиск путей решения проблем. Этот вид работы включает: а)обсуждение вредных изменений, вызываемых какими-либо событиями, процессами и т. п. ; б)поиск решения проблем — предотвращение вредных изменений. В качестве примеров таких проблем могут быть: вредные изменения, связанные с употреблением сладостей; вырубкой деревьев; посыпанием дорог солью и др.

3. Обсуждение способов изменений вещей:

Сочинение новых сказок с помощью изменения старых. Например, детям можно предложить сочинить сказку «Дюймовочка в бумажной стране».

Учитель спрашивает детей: «Что произойдет с Дюймовочкой, если она еще не научилась управлять крылышками и её отнесёт порыв ветра в Бумажную страну?» Далее учитель просит придумать окончание такой сказки. Можно также предложить детям сделать к своей сказке макет-иллюстрацию из бумаги и картона; и так далее.

5. Установление последовательности изменений по разрозненным данным из жизни животных и людей. Например, детям предлагается несколько листочков овальной формы, на каждом из которых приводится один факт из жизни животных (например, моржей). Дети должны внимательно ознакомиться с разрозненными фактами и установить логическую последовательность событий (или фактов) и наклеить их в соответствующем порядке на большом листе бумаги;

6. Изменение заданной формы. Это задание предполагает индивидуально-групповую работу. Всем детям дается какая-либо исходная неправильная форма из цветной бумаги и предлагается придумать интересную картинку с использованием этой формы. Дети выполняют работу на одной половине альбомного листа. Далее устраивается выставка работ. После этого ученикам предлагается выбрать понравившуюся работу другого ребенка и на второй половинке листа придумать, как можно изменить этот рисунок, преобразуя заданную форму;

7. Придумать и сделать макет символа, отображающего какую-либо мысль, идею, например, в символической форме представить работу на тему

«Изменения неизбежны» (т. е. хотим мы или не хотим — изменения происходят всегда). Дети выполняют работу из «бросового» материала (коробочки, баночки, проволока, палочки, крышки, катушки, пробки и т. п. ) или природного материала.

8. Установление хронологической последовательности возникновения и употребления различных предметов (устройств). Например, школьникам дается задание установить хронологическую последовательность возникновения и употребления охлаждающих устройств (от ямы-подпола до холодильника). После введения информации ученикам предлагаются рабочие листы, на которых изображены некоторые из охлаждающих устройств и те, которые к ним не относятся. Детям нужно вырезать необходимые изображения, наклеить их на чистый лист бумаги в хронологической последовательности и дорисовать то, чего не было представлено на рабочем листе.

Следует подчеркнуть, что задания по подгруппам необходимо предлагать детям в соответствии с их интересами, уровнем развития, возрастными и индивидуальными особенностями.

Когда школьникам даются задания с повышенным уровнем проблемности, целесообразно предлагать одинаковые задания двум (трем) различным группам. Это позволяет использовать представление работ учащимися для стимулирования дискуссий, дополнительных доказательств, повышения интереса к теме занятия, к его содержанию.

Индивидуальная работа с учащимися

Индивидуальная работа с одаренными детьми должна быть направлена на удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей учеников и решение проблем, связанных с особенностями психического развития таких детей.

Педагогу необходимо организовать работу всех детей и каждого в отдельности в соответствии с индивидуальным характером развития ребенка. Эта работа включает в себя:

- знакомство детей с новыми играми, заданиями, объяснение правил игр;

- ознакомление учеников с вновь поступающей литературой (книгами, журналами и др. );

- обучение детей определенным мыслительным умениям; сравнению картинок, способам решения задач-головоломок и т. д. ;

- стимулирование выполнения детьми разнообразных заданий;

- обучение формулированию возникающих вопросов и способам их разрешения;

- обсуждение предстоящих самостоятельных исследований, подготовка к представлению ребенком своей коллекции.

Следует отметить, что коллекционирование является важной формой самостоятельного исследования ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В связи с этим очень важно, чтобы самостоятельные индивидуальные достижения учащегося стали достоянием группы. В этом случае решаются не только задачи познавательного, но и личностного развития ребенка: повышение его самооценки, решение проблем, связанных со сферой общения, стимулирование развития самопознания и т. п.

Важным моментом в работе педагога является ведение индивидуальной карты обучения и развития ребенка, что помогает планировать работу с каждым учеником, посещающим центр. Эта карта может состоять из двух частей. Одна часть заполняется психологом школы. В ней содержатся сведения о когнитивных личностных особенностях ребенка, а также рекомендации по развитию его одаренности. Вторая часть заполняется педагогом. В ней педагог фиксирует особенности интересов, поведения и деятельности ребенка во время его пребывания в центре: чем и как долго ребенок занимался (виды деятельности), чем хотел или хочет заниматься в следующий раз, как строятся его взаимоотношения с другими ребятами, посещающими центр, и т. д.

Педагог-консультант должен создать необходимую атмосферу, микроклимат в общении с каждым ребенком, проявлять уважение к его личности, интересам и вкусам, признавать достижения каждого учащегося и поощрять успехи.

Организация помещения многофункционального учебно-исследовательского центра

В помещении многофункционального центра самостоятельного обучения содержится все необходимое для проведения элементарных опытов и исследований; для расширения знании об окружающем мире, развития познавательных процессов: текущая информация, выходящая за пределы изучаемого обязательного содержания; задания для самостоятельной работы; разнообразные познавательные и развивающие игры; подсобные материалы для самостоятельной работы. Вариант организации такого центра представлен на рисунке в приложении.

Краткое описание отдельных разделов многофункционального учебно-исследовательского центра

Настенная игра «Узнай на ощупь» представляет собой закрытый ящик с шестью отверстиями. Внутри ящика расположены полки, на которые учитель заранее раскладывает различные предметы. Около каждого отверстия находится силуэт ладони человека (из пластика) с карманом из оргстекла с одной стороны. В этот карман помешается изображение предмета, находящегося на полке внутри ящика.

Описание игры. В игре принимают участие 2 человека. Один просовывает в отверстие ящика руку, ощупывает лежащий на полке предмет, не доставая его, и сообщает второму ребенку, что это за предмет. Второй снимает силуэт руки, переворачивает его и проверяет правильность ответа первого ребенка,

Стол и стенд с играми-головоломками. Головоломки — это игры, направленные на развитие зрительного внимания, пространственного и логического мышления, где ребенку предлагается проверить свою смекалку, проявить выдержку и настойчивость в решении задачи-головоломки. В кабинете представлены различные виды головоломок: объемные и плоскостные, выполненные из различных материалов.

На стенде развешаны проволочные головоломки, головоломки из гвоздей, а также из «бросового» материала.

На столе расположены плоскостные и объемные головоломки из картона, пластика, дерева и других материалов различной конфигурации.

Игры на развитие различных анализаторов: типа «Кто лучше слышит?», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», где дети развивают слуховое внимание, обонятельные и тактильные ощущения.

Центр коллекционирования. Одной из форм представления результатов самостоятельного исследования является представление своей коллекции детьми 6—10 лет в центре коллекционирования. В этом центре ребенок показывает свою коллекцию, рассказывает о ней по определенному плану не только одноклассникам, но школьникам других возрастных групп, отвечает на их вопросы. Опыт работы специалистов по этой проблеме показывает, что особый интерес вызывают коллекции минералов, игрушечных динозавров, календарей, монет, марок и значков (по различной тематике).

Книжный уголок. Это место, где собраны научно-популярные книги по разной тематике. Например, «300 вопросов и ответов о животных», «300 вопросов и ответов о птицах», «300 вопросов и ответов о Земле и Вселенной» и т. д. ; книги из серии «Хочу все знать»: «Почему Земля — магнит». «Сколько глаз у стрекозы?» и другие.

В книжном уголке также находятся подборки журналов: «Юный натуралист», «А почему?», «АиФ», «Детская энциклопедия», «Чудеса и приключения» и другие, а также открытки.

Все эти материалы используются детьми для самостоятельной работы по расширению и углублению сведений, полученных на уроках по традиционным предметам и междисциплинарному обучению.

Исследовательская лаборатория. Она представляет собой сдвоенный стол с полками посередине, на которых находятся в пластиковых банках, бутылках и мерных кружках различные сыпучие (мука, соль, стружка мыла, речной песок, сахарный песок и др. ) и жидкие (вода, раствор марганцовки, чай и др. ) вещества. Там же находятся весы, лупы, пластмассовые пробирки и все, что нужно для проведения различных экспериментов (одноразовые прозрачные стаканчики, пластмассовые мерные ложки и т. п. ).

Дети не только ставят опыты в исследовательской лаборатории, но и должны фиксировать результаты экспериментов на специальных рабочих листах, где указывают то, что они делали, и то, что получилось. Заполняя рабочий лист, школьники руководствуются инструкцией, прикрепленной к торцу исследовательской лаборатории. Результаты опытов детей используются учителем в следующей работе.

При выполнении данного проекта были учтены такие запросы заказчика, как:

* выполнение СниП и СанПиН для учебно-игровых помещений детских образовательных учреждений;

* экономичность затрат при реализации проекта;

* наглядность проекта посредством создания компьютерной модели;

* удобство планировки и расположения психолого-развивающих игр в выбранном помещении.

Проект реален к выполнению, осуществлялся в течение сентября-ноября с. г. , учащимся одиннадцатого класса под руководством учителя технологии, строительство многофункционального центра самостоятельного и группового обучения для учащихся начальной школы МОУ «Гимназия №2» по программам Междисциплинарного обучения будет начато по мере изыскания средств.

Организация создания исследовательского центра

Создание многофункционального исследовательского центра связано с определенной трудностью. Чтобы избежать неразберихи в своих мыслях, я составил план действий:

1. Разработка концепции социально-исследовательского центра

2. Составления плана предстоящих работ и расчет себестоимости работ (включая наполнение кабинета оборудованием).

Описание этапов технологии создания центра

1. Демонтаж старых конструкций;

2. Возведение гипсокартонных конструкций (стен) и установка дверных коробок;

3. Подготовка поверхностей к последующей отделке;

4. Отделка поверхностей (полов, стен, потолков);

5. Наполнение кабинета оборудованием;

Экономические расчёты затрат

Для проведения работ мы решили пригласить подрядчика. Желательно, чтобы это была бригада, состоящую из 8 человек, рабочих - универсалов со своим строительным оборудованием, которые будут работать в две смены по 4 человека.

Расчёт численности производственных рабочих

Списочный состав производственных рабочих рассчитывается по формуле:

Nсп = (Nяв*100)/(100-Z), где:

Ncn — списочный состав производственных рабочих, чел. ;

Nяв — явочный состав производственных рабочих в день, чел. ;

Z - плановый процент неявок на работу, %.

Т. к. 2 смены, то Nяв,=4*2=8 чел. ;

Z=0%; Отсюда:

Nсп = (8*100)/(100-0)=8 чел.

Расчёт численности производственных рабочих производится в таблице.

Таблица расчёта численности производственных рабочих

Явочное количество рабочих в смену,Количество смен работы в день Явочное количество рабочих в день,Списочное количество рабочих, чел.

чел. чел.

4 2 8 8

Расчёт расходов на сдельную оплату труда

Расчёт расходов на сдельную оплату труда (Зсд) производится по формуле:

Зсд = V*Рсд где:

V- объём проделанной работы:

V1=36m2;

V2=72м2;

V3=72м2;

Рсд - сдельная расценка за единицу продукции, руб. ;

Рсд1 - за 1м2 конструкций 100руб. ;

Рсд2 — за 1м2 шпатлёвки 150руб. ;

Рсд3 - за 1м2 покраски 75руб. :

Отсюда:

Зсд1 =36*100=3600руб. ;

3сд2 =72*150=10800руб. ;

Зод3 =72*75=5400руб.

Сдельный фонд заработной платы равен:

Зсд= Зсд1+3сд2+ Зод3; отсюда:

Звд=3600+10800+5400=19800руб.

Затраты на электроэнергию

С – стоимость всей электроэнергии;

Ц - цена за один кВт*ч;

А - расход электроэнергии;

А1 - расход электроэнергии электроперфаратором;

А2 - расход электроэнергии электродрелью;

А3 - расход электроэнергии шлифмашинкой;

N - мощность электродвигателя;

N1 - мощность электродвигателя электроперфаратора;

N2 - мощность электродвигателя электродрели;

N3 - мощность электродвигателя шлифмашинки; t - время работы электроприбора; t1 - время работы электроперфоратора; t2 - время работы электродрели; t3 - время работы шлифмашинки;

N1=0,5кВт*ч

N2=0,5кВт*ч

N3=0,5кВт*ч t1=6 ч.

t2=12 ч.

t3=4 ч.

Расчет расходов электроэнергии производится по формуле:

А= N* t

Отсюда:

А1=0,5 *6 =3 кВт*ч

А2=0,5 *12 =6 кВт*ч

А3=0,5 *4 =2 кВт*ч

Полный расчет стоимости электроэнергии производится по формуле:

(А1+А2+А3)*Ц= С

Отсюда:

(3+6+2)*1,22=13,42руб.

Первоначальный подсчет себестоимости

Стоимость строительного и отделочного материала

Материал Кол-во, шт. Размер, мм. Цена за 1 шт. , руб. Стоимость, руб.

ГКЛ 40 2250*1200*12,5 284 11360

Профиль 10 50*50*3000 78 780

Профиль 50 50*100*3000 92 4600

Саморезы 300 3,5*25 0,2 60

Саморезы 3000 3,8*51 0,50 1500

Шпатлевка 20кг 20 за 1 кг 400

Серпянка 400м 1,4 за 1 м. 560

Краска водоэмульсионная 50л 25 за 1 л 1240

Грунтовка 20л 39 за 1л 780

Итого 14080

Затраты на приобретение оборудования

Стоимость комплекта оборудования может измениться в связи с коньюктурой рынка и разной комплектации, отдельных его элементов (в связи с потребностью функционирования кабинета можно докупить отдельные его комплектующие). Примерная цена всего оборудования будет составлять 378000 руб.

Заключение

Общий анализ проведённой работы.

После разработки дизайн - проекта этой работы у меня сложилось чёткое представление о том, как спроектировать многофункциональный учебно-исследовательский центр обучения для учащихся начальной школы. Я понял, что дизайн-проект важен, потому что он дает точную информацию о том, что мы хотим и как это осуществить. Я рекомендую его на рассмотрения администрации МОУ "Гимназия 2" для последующего претворения в стенах нашей школы.

Приложение к плану – схеме

1 - шкафы:

1а - шкаф с научно-популярной и энциклопедической литературой, материалами для занятий (цветная бумага, картон, пластилин и т. д. );

1б - шкаф с пособиями, необходимыми для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром (биология, физика) и искусством;

2. - Настенная игра "узнай на ощупь";

3. - стол и стенд с играми-головоломками, играми на развитие мелкой моторики рук логического мышления; материалы, необходимые для занятий в подгруппах (ручки, карандаши, фломастеры, ножницы, бумага, линейки и т. д. ) и для самостоятельной работы.

4. - шкаф для подсобных материалов, необходимых для самостоятельной работы и работы в подгруппах (клей, краски, мелки, клеенки и природные бросовые материалы);

5. - стол и стенд с играми на развитие различных анализаторов пространственного мышления; познавательные игры;

6. - угловой стеллаж с игра на развитие внимания, памяти; познавательные игры; игры на развитие логического мышления;

7а - угловой стеллаж (постоянная экспозиция) в котором находятся работы детей;

7б - угловой стеллаж с материалами по коллекционированию;

8 - стол учителя;

9 - классная доска;

10 - видеоаппаратура с угловой тумбой для хранения видеокассет;

11 - вход в исследовательскую лабораторию;

12 - учебные столы (парты) и стулья;

13 - аудиоаппаратура с тумбой для хранения аудиокассет;

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)