Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Анализ уровня физического развития школьников

Оценка их образа жизни

На каждом этапе индивидуального развития организм детей и подростков представляет собой гармоничное целое с присущими для данного возраста особенностями строения сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и определенными антропометрическими данными.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. 1

Состояние современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Поэтому выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. Многие люди, особенно дети, невнимательны к своему здоровью, не умеют понимать себя и свой организм, своевременно учитывать его запросы, которые всегда объективны (заблуждение – свойство психики, но не организма).

В течение многих веков главной причиной массовых заболеваний были инфекции. К середине XXв. в основном они были побеждены, но выяснилось, что помимо инфекций существуют причины массовых заболеваний, связанные с поведением людей. На первое место в качестве причин преждевременной смерти вышли заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания, а также человеческий фактор на производстве и быту (аварии, устаревшее оборудование, плохое питание, вредные привычки и многое другое). Существенным фактором риска является также гиподинамия и избыточная масса тела. Поэтому, проводя свою исследовательскую работу, мы ставили перед собой следующие цели и задачи:

повысить у учащихся интерес к своему здоровью;

вызвать стремление быть здоровым, вести здоровый образ жизни;

провести анализ уровня физического развития учащихся и научить их самодиагностике своего организма;

дать некоторые рекомендации по укреплению состояния организма;

познакомить с результатами исследований родителей, учителей и самих учащихся

Здоровье-сберегающие технологии, В. И. Ковалько

Развитие человека непрерывный, протекающий в течение всей жизни процесс. Наличие возрастных особенностей в строении сердечно-сосудистой системы или в деятельности отдельных физиологических систем не является свидетельством неполноценности. Рядом подобных особенностей и характеризуется тот или иной возраст. Свои исследования мы провели среди учащихся 8-11 классов, которым соответствует возраст 13-16 лет

Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным

При оценке физического развития обычно используют антропометрические показатели: длину и массу тела, окружность грудной клетки, длину и форму конечностей, жироотложения и др. Методика проведения работы отражена в приложении №1. Мы провели измерения роста учащихся с помощью ростомера, массы тела с помощью медицинских весов, окружности грудной клетки, определили пропорциональность телосложения, нашли весо-ростовой индекс, провели пробы по Бутейко. Данные своих измерений мы занесли в таблицу, там же отразили показатели, характерные для данного возраста и провели оценку результатов, построили диаграммы (Приложение № 13)

змерение роста показало, что нарушений со стороны эндокринной системы нет. Самые большие отклонения от нормы 6-8%. О нарушениях выработки гормона роста можно говорить, если отклонения от нормы более 20%. 37% учащихся имеют средний рост, 35% -ниже среднего, 28% - выше среднего.

измеряя массу тела, мы выяснили, что среди старшеклассников у нас 50% имеют нормальную массу тела, 20% - недостаточную массу (от 4 до 12 кг. ), 30% - имеют избыточную массу тела (от 4 до16)

окружность грудной клетки, характерную для соответствующего возраста имеют 24% учащихся, 54% - больше нормы, 22% - меньше нормы. По результатам экскурсии грудной клетки здоровыми являются 70%, у 30% учащихся здоровье ослаблено

пропорциональное физическое развитие имеют 48% школьников, непропорциональное развитие: более длинные ноги – 30% учащихся, короткие ноги – 20%. По соответствию окружности грудной клетки и роста хорошее телосложение имеют 35% учащихся, сильное – 24%, низкое – 41%

По весо-ростовому индексу нормальную упитанность имеют 54% школьников, выше нормы – 41%, ниже нормы – 5%

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата

Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников.

Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.

Исследование состояния опорно – двигательной системы одно из важнейших исследований, которое можно провести в школе, так как при правильных мероприятиях можно обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать правильную осанку.

Все результаты изучения состояния опорно-двигательной системы записаны в таблице (Приложение 7) и отражены в диаграммах

Мы исследовали гибкость позвоночника учащихся. Оказалось, что хорошие и отличные показания имеют 85% школьников, низкие – 15%.

Проверка на равновесие проводилась следующим образом. Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро другой ноги. Хорошим считается результат, когда испытуемый сохраняет равновесие, около 30 сек. У нас высокие и хорошие результаты показали 67% школьников, низкие 33%.

Прыжок в длину с места показал, что низкие результаты только у 5% учащихся.

Мы проверили и координацию движений. Необходимо было теннисным мячом, ударяя о стену, поймать его попеременно правой и левой рукой. Отличные результаты – 42%, хорошие – 17%, низкие – 41%.

Степень развития мускулатуры плечевого пояса следующая: сильное развитие мускулатуры плеча – 8%, нормальное развитие – 61 %, недостаточное развитие мускулатуры, ее ожирение – 31 %.

Самые плохие результаты были получены при выявлении нарушений осанки. Оно было проведено по двум методикам. В первом случае измерялись расстояния между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами спереди (ширина плеч) и сзади (величина дуги спины) и находился показатель состояния осанки. Поэтому показателю нормальная осанка у 7%, изменения – у 82% и выраженные нарушения осанки у 61% учащихся.

При втором исследовании учащихся вставали к стене так, чтобы пятки, ягодицы и плечи касались стены. Между стеной и поясницей попробовали просунуть ладонь или кулак. У 39% ребят прошла ладонь, значит осанка нормальная, у 61% - кулак. Это свидетельствует о нарушении осанки.

Возникновению неправильной осанки способствуют различные причины: общая функциональная слабость организма, перегрузка ребенка, неправильное сидение ребенка за партой, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка, слишком мягкая и неровная постель и др.

Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении, письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сидения и дифференция. Мы, изучив соответствующую литературу, написали памятки для учителей, родителей и самих учащихся о том, как правильно размещать стул и стол по отношению друг друга, какова должна быть высота стола, стула и др. рекомендации.

Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, которое нередко возникает в результате переутомления и ослабления мышц голени и стопы. Плоскостопие отрицательно влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки, задерживает общее физическое развитие. Сами дети, а также и родители, часто не замечают наличия у них плоскостопия. Поэтому мы провели и это исследование. Из 46 испытуемых 6 имеют плоскостопие. Это составляет 13 %.

Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой (песок, мягкий грунт, эластичный ворс ковровых покрытий) поверхности. Полезны специальные профилактические упражнения (ходьба на носках, на пятках, на внутренней и внешних краях стоп и др. ) Для тех, у кого уже обнаружено плоскостопие рекомендуются другие упражнения

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы

При изучении состояния сердечно-сосудистой системы мы пользовались методиками, изложенными в приложении №3. Испытуемые подсчитывали пульс в разных условиях: сидя, стоя, после нагрузок, мы измерили артериальное давление

Количество сердечных сокращений в состоянии сидя и стоя находится в норме у 52% испытуемых, у 41% - пульс повышенный, у 7% - пониженный. После 20 приседаний хорошие результаты показали только 8% учащихся, низкие – 92%, т. е. у большинства пульс после нагрузки повышается более, чем на 33% от состояния покоя и не восстанавливается через 3 минуты.

При подъеме на 4 этаж результаты оказались лучше: отличный – 26%, хороший – 39%, низкий – 35%. Степень тренированности сердца: хорошая – 26%, средняя – 28%, плохая – 46%.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что в среднем по всем показателям около половины испытуемых имеют плохие результаты. Это говорит о плохой тренированности сердца, о редких занятиях спортом. Многие из учеников курят.

Мы так же измерили артериальное давление и сравнили его с показателями, которые соответствуют определенному возрасту. Оно соответствует норме только у 42% учащихся, у остальных(большинство) – повышенное, у 9% - пониженное. Изучив резервы сердечно-сосудистой системы, мы пришли к выводу, что у 46% резерв сердечно-сосудистой системы низкий, у 28%- средний, у 26% - высокий. Для определения резерва мы использовали индекс Робинсона. Он находится так: частота пульса умножается на систолическое АД и делится на 100.

Всем учащимся понравилось проводить ортостатическую пробу. Для этого все 5 минут находились в положении лежа, затем проводили подсчет пульса. По команде все резко вставали и считали пульс вновь. Результаты: отличные – 13%, хорошие – 85%, низкие – 2%.

Оценка состояния дыхательной системы

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

Первое и важное условие правильного дыхания — дышать нужно через нос.

При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным. Дыхание же через рот в холодную погоду, во время занятий лыжной подготовкой может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь за собой простудные заболевания.

Кроме того, дыхание через рот является поверхностным, поэтому организм получает меньше кислорода.

В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию — дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

Мы провели оценку состояния дыхательной системы.

Подсчитали частоту дыхательных движений в покое и после 20 приседаний, она должна восстановиться в течение 7 – 9 минут после нагрузки. Это произошло у 46% школьников, хорошие результаты у 13%, слабые результаты показали 41% испытуемых. Частота дыхательных движений за 1 минуту должна быть 15, а у тренированных людей 10 – 15. Тренированными оказались 24%. По времени задержки дыхания отличные результаты показали – 60%, хорошие – 14%, слабые – 26%.

Если после нагрузки время задержки дыхания составляет 70% и более от резервов в покое, то тренированность можно считать высокой, если 50-70% - удовлетворительной, а менее 50% - слабой. У нас получилось следующее: высокие результаты – 43%, средние – 43%, слабые – 14%. В среднем по всем показателям около 30% школьников по состоянию дыхательной системы обладают слабыми результатами.

Оценка образа жизни

Все мы хотим быть здоровыми. Но многие не знают, как этого добиться. Эксперты считают образ жизни самым главным фактором, влияющим на здоровье. Действительно, специалисты говорят, что семь из десяти смертей можно было бы предотвратить простым изменением образа жизни.

Мы провели тестирование учащихся, проверив их образ жизни: отношение к курению, алкоголю, к еде, физическим упражнениям, стрессу, безопасности образа жизни. Набранные суммы мы оценивали по шкале оценки результатов. Оказалось, что курят почти половина испытуемых школьников. Отношение к алкоголю, лекарствам оставляет желать лучшего. Только 2% учащихся задумываются о том, что они едят, разнообразен ли их рацион питания, избегают употреблять излишнее количество жиров, холестерина, сахара. 50%, по отношению к еде, набрали 3-5 очков. Это говорит о том, что ваше здоровье в опасности. 33% набрали всего от 0 до 2%.

К физическим упражнениям учащиеся также относятся негативно. Только 2% регулярно занимаются спортом, следят за своим весом, развивают мускулатуру, участвуют в соревнованиях. 22% набрали самый низкий результат.

Лучше оказались результаты в отношении к стрессу и безопасности жизнедеятельности. Половина школьников, по обоим показателям, набрали по 8-10 баллов. Это блестящие результаты. Они сознают важность правильного отношения к безопасному образу жизни, используют свои знания для избегания стрессовых ситуаций в своей жизни.

Подростковый период развития – это важный этап подготовки человека к полноценной здоровой жизни. Школьные годы – это время становления взглядов на свой образ жизни, формирование отношения к вредным привычкам, к правильному питанию и др. Поэтому очень важно обратить внимание детей на свое здоровье, на то, что его можно не только сохранять, но и улучшать. Но те исследования, которые мы провели, говорят о том, что большинство учащихся не понимают важности сохранения своего здоровья, им кажется, что они хорошо себя чувствуют и не нуждаются в дополнительных занятиях спортом, в ежедневных тренировках. Школьники не обращают внимания на то, чем они питаются (лишь бы им нравилось). Не делают этого и большинство родителей.

Из исследований можно сделать вывод, что здоровье детей напрямую зависит от их образа жизни. Те дети, которые регулярно занимаются спортом, ведут активный образ жизни, избегают вредных привычек, показывают лучшие результаты.

У большинства же детей здоровье ослаблено. Особенную тревогу вызывает состояние осанки учащихся. Поэтому в школе необходимо, по возможности, правильно подбирать мебель, следить за посадкой учащихся на уроках и др.

Плохие показатели имеет сердечно-сосудистая система. Сердце не достаточно тренированно. Ударный объем сердца нетренированного человека небольшой, т. к. сердечная мышца слабая и не может вытолкнуть большое количество крови. Поэтому при нагрузках происходит увеличение сердечных сокращений и сердце долго восстанавливает свой ритм.

Многие учащиеся имеют избыточную массу тела. В основном, это результат неправильного питания и ведение малоподвижного образа жизни. Большинство школьников проводят очень много времени на компьютере, мало бывают на свежем воздухе.

Все учащиеся с удовольствием участвовали в экспериментах и с нетерпением ждали, когда мы проведем обработку результатов. Мы видим, что смогли заинтересовать своих товарищей. Они сравнивали свои результаты с результатами своих одноклассников, радовались, когда их показатели были лучше. И если в этой работе мы отразили результаты в % от испытуемых, то ребятам мы рассказывали об их конкретных показателях, давали рекомендации, как улучшить свое здоровье.

У нас в школе работает лекторская группа, которая сейчас готовится выступить на родительском собрании. Мы выпускаем газету «Школа здоровья», где отражаем результаты своих исследований и рекомендации для укрепления здоровья. Публикуем заметки о вреде курения, алкоголя, о правильном питании и многое другое.

Мы хотим продолжить эту работу и взять для исследований один класс (первый) и проследить за уровнем их физического развития за период обучения в школе. Посмотреть, какие результаты они имеют сейчас, и скакими результатами подойдут к старшим классам.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)