Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Человек в истории России – XX век

«Человеку дана память, запечатлевшая жизнь многих поколений, память, простирающаяся в века.

Только потому он человек, что понимает и ценит, куда уходят корни его дерева, на котором он вырос, и чем они питаются».

Сухомлинский

Родословная семьи Гущиных

Я думаю, что прав Сухомлинский, ибо каждый человек должен знать, куда уходят его корни. С этой целью я и занялся изучением своего генеалогического древа. Выяснилось, что мой прадед и дед участвовали в Великой Отечественной войне, защищая нашу Родину. Поэтому я решил более подробно изучить жизнь близкого мне человека – моего деда Гущина Владимира Алексеевича.

Эта тема актуальна и значима сегодня, как никогда, потому что весной празднуется один из важнейших праздников нашей страны – День Победы России над фашистской Германией. 9 мая 2005 года этот праздник будет отмечать свое 60-летие. О чем говорит эта дата сегодняшнему поколению? Что знаю я об этой войне? Все, что мы знаем, мы знаем со страниц истории. Раньше я думал, что этого достаточно, чтобы ответить на вопросы: «Что такое Великая Отечественная война? Кто в ней участвовал?». Но эта дата – 60 лет – заставила меня пересмотреть свои мысли, мнения, чувства, и по-другому взглянуть на прошлое. Не со стороны боев, развалин, разрухи и пожарищ, а со стороны людей! Людей, которые шли в бой за родную землю. Людей, чьи руки – детские и взрослые, женские и мужские – брали оружие или изготавливали его, веря в победу над врагом. Людей, которые прошли через все ужасы войны, и чьи сердца всегда будут вздрагивать и учащенно биться при произнесении этого слова - «война».

Мне очень повезло, что у меня такой замечательный дедушка. Он прошел через войну и остался жив. О нем я и хочу вам рассказать.

Мой дедушка, Гущин Владимир Алексеевич, был удивительным всесторонне развитым человеком, и его жизнь была интересной и многогранной. Он был геологом, но увлекался еще и альпинизмом, краеведением, искусством и литературой.

Родился дедушка 1 января 1924 года в городе Прохладном Кабардино-Балкарской АССР. Отец и мать его были родом из казаков, хотя дед Владимира – Пахом Васильевич Гущин - был железнодорожным чиновником, и вместе со своим сыном Алексеем воспитывал приемного сына Георгия – бывшего беспризорника. Георгий погиб в 1935 году, неся службу на подводной лодке «Б-3». А Алексей Пахомович женился в 1921 году на терской казачке Фекле Федоровне Загорулько, вдове, потерявшей мужа в 1918 году. У Алексея Пахомовича родились сын Владимир и дочь Бронислава (Алексей Пахомович назвал ее в честь своей первой жены, которая умерла в 1920 году от тифа).

Алексей Пахомович работал помощником начальника станции Прохладная. Подросший Владимир учился здесь же на станции в средней железнодорожной школе № 2.

В 1941 году в сочинении « Мои мечты» Владимир написал: « Я давно мечтал стать геологом-разведчиком. Быть всегда готовым к неожиданным сюрпризам природы, бороться с ней, раскрывая, так бережно охраняемые ею склады полезных ископаемых». Ставя перед собою цель, Владимир Алексеевич всегда ее добивался.

Великая Отечественная война

Когда началась Великая Отечественная война, Владимиру Алексеевичу было 17 лет – он только окончил школу. Вот что он об этом пишет: « По окончании школы я был оставлен райвоенкоматом для работы во всеобуче, наступал ноябрь 1941 года. Немецкие войска остервенело рвались в Ростов, и наши части вынуждены были оставить город. Наша станция забита эшелонами с оборудованием и беженцами. По всему Северному Кавказу начали возводить оборонительные рубежи. Начали возводить укрепления вокруг Прохладной. Мне дали женский взвод в количестве 15 человек. Холода в это время превзошли прошлые, но, несмотря на 30-градусный мороз, люди долбили землю, рыли противотанковые рвы, строили железобетонные огневые точки. Жили там же в холодных землянках. Мои девчата, которые были старше меня на 6-8 лет, работали хорошо, и мне не приходилось краснеть за свой участок. Каждый день мы давали 110-120% нормы».

В 1942 году Владимир Алексеевич был призван в армию и в мае 1943 года, закончив курсы Краснодарского пулеметно-минометного училища, получил звание младшего лейтенанта. Свой боевой путь он начал в мае того года командиром минометного взвода 84 отдельной морской стрелковой бригады СКФ.

Из воспоминаний Владимира Алексеевича: « Мне не довелось участвовать в боях 1941 года – года вторжения фашистских орд на нашу землю, но горечь отступления пришлось пережить и мне, когда в 1942 году под ударами превосходящих сил Южной ударной мотомеханизированной группы армий противника, стремящейся прорваться к черноморскому побережью и богатым нефтяным промыслам Кавказа, нам приходилось с боями оставлять оборонительные рубежи».

В ночь с 8 на 9 октября 1943 года, прорвав оборону противника на Голубой линии, северокавказские войска, соединившись с прославленной 18 армией, освободившей Новороссийск и Анапу «выбили фашистов с косы Чушки, завершив тем самым полное освобождение Кубани и Северного Кавказа».

В этом бою Владимир Алексеевич получил сквозное осколочное ранение височной лобной части. На излечении в госпитале станицы Казанской он пробыл два месяца. По окончании лечения Владимир Алексеевич вновь попал в ряды действующей Красной армии и был назначен командиром минометного взвода 85 Гвардейского полка 32 Гвардейской Краснознаменной Таманской стрелковой дивизии.

Судя по записям Владимира Алексеевича, их отправили в плавни севернее Крымска, а после этого они совершили переход к Азовскому морю в район Черноморья.

Войну Владимир Алексеевич закончил в 1944 году в боях под Керчью, попав в госпиталь города Краснодара с малярией.

В июне 1944 года, после зачисления в резерв, Владимир Алексеевич был назначен командиром взвода курсантов 2 Орджоникидзевского Пехотного училища.

Годы учебы в институте

В 1946 году, после окончания курсов усовершенствования офицеров пехоты СКВО в городе Новочеркасске, Владимир Алексеевич поступил в Северо-Кавказский горно-металлургический институт на факультет «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых».

В годы своей учебы дедушка принимал активное участие в спортивных и культурных мероприятиях не только института, но и города.

Увлекающийся спортом, он вступил в спортивное общество «Наука» города Орджоникидзе и уже в 1947 году получил значок «Альпинист СССР». Неоднократно он совершал многодневные восхождения в горы Кавказа.

Из записей Владимира Алексеевича: «Сессия кончается. Скоро начнутся практические занятия по геодезии. 23 июня уже должны приступить к практике, которая кончится к 23 июля. Но сегодня на стене института висит большое объявление, гласящее о том, что 1 июля будет проведено восхождение на вершину горы Казбек. Охота подняться на него, но не знаю, удастся ли нам отпроситься в деканате. Восхождение займет 5 дней

18 июня 1947 года.

Ходили к декану. Преподаватели и декан против нашего восхождения. Хотели договориться с таким условием, что пропущенное время мы наверстаем за счет увеличения часов практики и увеличения темпов съемки. Практика проходит на Тереке. Съемки ведем усиленным темпом с тем, чтобы выиграть время на альпиниаду».

Несмотря на все трудности, это восхождение Владимир Алексеевич все же совершил, как множество других. Сейчас невозможно узнать – каково было количество этих восхождений, походов и экспедиций. Но о некоторых из них можно узнать из дневников походов. Вот некоторые наиболее интересные выписки из дневников походов:

- «Разведка маршрута «Сталактитовая пещера» ( у горы Столовая) 1948-1949гг.

Двинулись в обратный путь. Дорога идет по гребню между двумя боками, по дну которых журчит вода. Уже при выходе на Терскую дорогу встречаем лесника этого района, от которого узнаем, что в верховьях левой балки имеется дольмен, а о пещере ни одного слова.

Так окончились наши поиски в 1948 году. После нас, да и до нас, эту пещеру искали люди бывалые, но она точно канула в воду. Поговаривали, что она завалилась или вообще с ней что-то произошло, но так или иначе, а её не находили. Это уже напоминало легенду».

Но, несмотря на свою неудачу, дедушка и его товарищи продолжают поиски весной следующего года.

«- Иди сюда, - кричит друг, - я вижу пещеру. Мое сердце учащенно забилось. Подойдя, я увидел вход в пещеру в правом склоне горы, то есть в противоположном тому, в котором мы искали.

При ближайшем ознакомлении с нею мы убедились, что это не та пещера, которую мы ищем».

Походы совершались не только в летнее, но и в зимнее время. Например, в 1949 году группа туристов, возглавляемая инструктором Гущиным, совершила поход по маршруту «Малая Санибанская кругосветка», длившийся 3 дня. А в конце января 1950 года подобный поход продолжался 11 дней. Он был организован в честь выборов в Верховный Совет СССР, и его цель состояла в ознакомлении с подготовкой к выборам в горной части Кабардинской и Северо-Осетинской АССР, беседах с избирателями, а так же в ознакомлении с культурой и хозяйственной деятельностью горных районов.

Кроме того, что Владимир Алексеевич участвовал в различных походах и вел экскурсии, он принимал активное участие и в художественной самодеятельности института. А в 1951 году участвовал в «Первом городском конкурсе певцов и чтецов» города Дзауджикау (Орджоникидзе), за что получил грамоты.

Работа на Шерловогорском обогатительном комбинате

В июне 1951 года дедушка закончил горно-металлургический институт, где ему присвоили квалификацию инженера-геолога. А в августе 1951 года он приехал в Забайкалье, где был назначен старшим геологом прииска «Северный». Затем был переведен в Даурскую экспедицию, и вскоре уже работал в Шерловогорском горно-обогатительном комбинате. За время работы в ШГОКе, Владимир Алексеевич внес ряд рационализаторских предложений: (записи из трудовой книжки)

➢ рационализаторское предложение № 1080 «Изменение схемы транспортировки вскрышных пород с горизонта 898»

➢ рационализаторское предложение № 1330 «Использование явления сегрегации руд Шерловогорского месторождения для выделения методом сухого и мокрого грохочения промышленной руды из забалансовых руд»

➢ рационализаторское предложение № 1532 «Образование склада полиметаллических руд в Северной части карьера»

➢ рационализаторское предложение № 2076 «Повышение комплектности использования за счет попутного извлечения свинца и серебра в процессе доводки черновых оловянных концентратов».

В поселке Шерловая Гора Владимир Алексеевич познакомился со своей будущей женой – Титовой Галиной Кузьминичной, тогда еще учителем начальных классов. Сюда Галина Кузьминична приехала из города Балея, в который были сосланы ее раскулаченные родственники. Отец Галины Кузьминичны ушел на фронт в 1941 году сразу после рождения дочери. Погиб он в том же 1941 году под Смоленском.

В 1962 году Владимир Алексеевич и Галина Кузьминична поженились.

Владимир Алексеевич, показавший себя отличным певцом на родине, и в Забайкалье не перестает участвовать в художественной самодеятельности Шерловогорского дома культуры – он был одним из активистов хора.

Шефская работа

На Шерловой Горе дедушка, как и многие другие, принимал активное участие в общественной жизни поселка и в жизни подшефной средней школы № 42. Он был руководителем туристического кружка и сотрудником краеведческого музея, созданного на базе этой школы. Ребята с интересом слушали рассказы моего дедушки. Он не раз водил их в походы на Адун –Челон, в Хадабулак и другие районы. А в 1956 году группа ребят и взрослых под руководством Владимира Алексеевича совершила поход по Прибайкальскому маршруту. Этот поход длился с 28 июня по 7 августа, был очень трудным, но интересным, о чем написано в дневнике этого похода и в статье газеты «Шерловогорский рабочий» от 12 августа 1956 года.

В 1972 году Владимир Алексеевич получил путевку «Круиз по средиземному морю». Это была его первая и последняя поездка за границу. Однако он много путешествовал: побывал на Дальнем Востоке и Камчатке, в республиках Средней Азии и на Кубани. По делам службы Владимир Алексеевич побывал во многих городах России, но самым любимым его городом был Ленинград (ныне Санкт – Петербург).

В 1994 году дедушка ушел на пенсию, но, почти сразу, был приглашен главным геологом в АОЗТ «Аквамарин», где и работал до того момента, как тяжело заболел.

Умер дедушка 13 марта 1999 года.

Смерть этого родного для меня человека является огромной потерей не только для нашей семьи, но и для всех, кто его знал. Вспоминая его, я вижу перед собой лицо серьезного человека с печальными глазами. Раньше я не понимал – почему в его глазах печаль. Теперь же мне кажется, что это - последствия войны. Страшной, оставляющей в душах всех, кто к ней причастен, неизгладимые воспоминания, незаживающие раны

Читая рукописи деда, изучая его документы и фотографии, понимаю, что его биография является частью истории не только нашей семьи, но и частью истории нашего поселка и нашего Отечества. В трудные военные годы он вместе со всеми защищал свою Родину от врага. В мирные послевоенные годы он все свои силы вкладывал в развитие геологии нашего поселка.

Сегодня его нет, но память о нем в душах тех, кто его знал, будет жить до тех пор, пока будут биться их сердца. Ведь она – память – нужна не мертвым, а живым, то есть всем нам. А особенно - тем, кто так мало знает и думает о людях, переживших войну, которых остается все меньше и меньше А ведь мы все их потомки и потому обязаны помнить о своих корнях Память Она жива и будет жить в наших сердцах. И мы обязаны сделать так, чтобы она жила и в сердцах наших потомков – сердцах наших детей и внуков.

Память будет вечна, ибо дана она человеку для того, чтобы он «понимал и ценил, куда уходят корни его дерева, на котором он вырос, и чем они питаются».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)