Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Что наши знанья в масштабе галактики?

В осмыслении взаимоотношений человека и природы немалую роль играли системы миропонимания, выразившиеся в верованиях, а позднее – религиях. Практически во всех верованиях создание человека напрямую связывается с природой. Изначально все системы верований постулировали всеобщую гармонию мира, единство человека и природы, обожествляли природные стихии и природу в целом. Поэтому вряд ли правомерно делить все верования на библейские – «надприродные» - и «природные», обожествляющие природу.

К основным формам первобытной религии относятся – фетишизм, магия, тотемизм, анимизм и мифология. Религия, как и культура (или цивилизация) зародилась в период дикости. Высшие и поздние цивилизации сохранили традиции и предания предков, в частности, мифологические в искусстве. Культура в первобытном обществе тесно переплеталась с религиозными верованиями, что находило отражение в быту, обычаях, нормах морали, установленных порядках, действиях человека.

Шаманство (шаманизм) - одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Шаманство сохранилось у многих народов мира - в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки и др. Но оно находится у них на разных стадиях развития. Так, в Сибири, шаманство еще в середине XX века существовало в ярких сложившихся формах; в культурах некоторых европейских народов, например у венгров, выявлены лишь его пережитки, а у аборигенов Австралии удалось обнаружить даже его зачатки.

Название этой формы религии происходит из эвенкийского языка, где "шаман", "саман" означает возбужденный, исступленный человек.

Для мировоззрения шаманистов характерен анимизм - одухотворения всего, что окружает человека - предметов, растений, животных; вера в многочисленных злых и добрых духов, способных влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья. Приверженцы этой формы религии убеждены, что влиять на духов, быть посредником между ними и людьми может главным образом шаман, который, находясь в состоянии экстаза, совершает особый обряд общения с духами, получивший название камлания.

В 17 веке в России территория расселения эвенков была огромна: на западе они выходили на Обь-Енисейский водораздел, на севере осваивали значительную часть тундры между Енисеем и Леной и тайгу по бассейнам всех трёх Тунгусок, на востоке: от Лены по тайге до Охотского моря. Конные группы и скотоводы кочевали в степях Забайкалья и Верхнего Приамурья и по правым притокам Амура. В 18 веке отмечается изменение в расселении эвенков, их потеснили более сильные народы – якуты, буряты, позже русские. В конце 19, начале 20 века территория расселения постепенно уменьшалась, примерно такой она сохранилась до 1926-27г. г. Известно, что на территории Амурской области и в частности на территории поселка Магдагачи проживали небольшие племена эвенков, хранящих свои тайны шаманства и мировоззрения.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет три, по существу самостоятельных, но тесно связанных между собой экологических права человека: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Природоохранительное законодательство предусматривает реализацию конституционных прав граждан на здоровую и безопасную окружающую среду, соблюдение принципа обеспечения экономической безопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и экологических требований при принятии управленческий решений, установление научно обоснованных ограничений на антропогенное воздействие на окружающую среду.

Наряду с Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» к основным нормативно – правовым актам, регулирующим отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, относятся Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон «Об экологической экспертизе», Федеральный закон «О недрах» и другие.

В связи с происходящими процессами в жизни общества и экономике страны отношения, устанавливающие и регулирующие вопросы в области охраны окружающей среды и природопользования, должны постоянно преобразовываться, чтобы не тормозить или, наоборот, не сдерживать возможные последствия этих процессов. Для этого законодательство должно постоянно обновляться новыми нормативно-правовыми актами, устанавливающими или дополняющими и изменяющими существующие экологические правоотношения.

Я проснулась от жуткого ощущения, что кто-то сейчас, в сию минуту, придет.

- Тук-тук-тук.

Стук хоть и был совсем слабый, но я подскочила с кровати с бешено колотящимся сердцем и трясущимися от странного предчувствия руками. Долетев до двери, я рывком распахнула дверь и. медленно облокотилась на стену, чтобы не упасть. Передо мной стоял невысокий, коренастый мужчина неопределенного возраста. Его длинные, спутанные волосы обхватывала красная лента с причудливым рисунком. Он был одет в распашной и удлиненный сзади кафтан, а грудь и живот прикрывал отдельный нагрудник с остроугольным нижним краем; все это было расшито бисером – прямоугольным геометрическим орнаментом. За плечами была видна небольшая сумка на длинном ремне, тоже расшитая бисерным узором. За поясом висел нож, судя по виду – о-о-очень древний. В руках он сжимал тонкую, в полтора метра длиной, палку.

- Это не палка, а посох, - с обидой произнес он, когда увидел на моем лице удивление.

Но самое странное было в его глазах, черных и глубоких, хранящих в себе тайны и мудрость. Тонкие губы застыли в дружелюбной усмешке, отчего широкие и острые скулы выделялись, как у мертвеца.

Прийдя немного в себя, я уловила в голове среди всего хаоса мыслей одну: «Это эвенк!». Не знаю, в каком уголке она родилась и застряла и почему именно сейчас вылезла, но я ей поверила. А куда было деваться?

Мужчина протянул ко мне ладонь и, улыбнувшись, сказал:

- Пойдем со мной. Тебе не нужно бояться. Я хочу тебе кое-что показать.

На ватных ногах я попыталась сделать шаг навстречу, но не тут-то было: колени мои опять подкосились, и эвенк еле успел подхватить меня за руку.

- Вы все в этом мире такие слабонервные? Ты что, ни разу не видела шамана?

- Кого?

- И с историей у нас плоховато. – разочарованно протянул он.

- Мне это снится? – с тайной надеждой, уже мысленно моля Бога, спросила я.

«Ну вот, сказал – как отрезал. »

- Куда мы пойдем?

- В лес.

«Еще круче!. »

Эвенк, держа меня за руку легко, словно пушинку, спустился вниз по лестнице и, протянув ладонь по направлению к входной двери (отчего я вообще чуть не упала в обморок), открыл ее, точнее она сама открылась. Как-то.

- Бега.

- Чего?

- Я – Бега из рода Кэптукэ.

- А-а-а. А я – Даша из рода. бр-рр-р. просто Даша.

Эвенк кивнул и прочертил в воздухе круг «посохом». На этом месте образовалась как бы дыра, через нее был виден лес, похожий на тот, что находился через дорогу от нас, но в то же время – другой.

- Ты со мной?

- Т-ту-туда?! – я уже начала заикаться.

- Решай быстрее, у нас мало времени. Либо ты со мной идешь туда, либо остаешься здесь.

Я быстро оценила ситуацию и, хоть мне было, мягко говоря, страшно, но, зная себя, что после меня задушит жаба и совесть плюс мое неугасаемое любопытство, короче, согласилась.

Бега, одной рукой придерживая меня за талию, а другой – закрывая мне глаза, шагнул в дыру в воздухе.

«Где я?» - с трудом открыв глаза, я попыталась рассмотреть, что вертится надо мной. Когда в глазах перестало расплываться и троиться, я увидела склонившегося надо мной эвенка, улыбающегося во весь рот, отчего на уголках его смеющихся глаз образовалась сетка тонких морщин.

- Ты у меня дома. Теперь ты – моя гостья.

- Где мы? – с трудом приподнявшись на локти, спросила я.

- Тринадцатый день Дункуна, 18 век. Временное поселение эвенков рода Кэптукэ.

- Чего?

- По-вашему – 20 мая 1777 года, деревня.

«Попала. »

- Я, конечно, плохо ориентируюсь как во времени, так и в пространстве, но я так поняла, что мы сейчас в том же месте, только в давно прошедшие времена?!

- Вау! Поразительно.

«Это конец. »

- Нет, это только начало, – невозмутимо ответил на мою мысль Бега.

- Наверное, я сошла с ума, но все-таки ты ведь говоришь по-русски?

- А ты можешь говорить на эвенкийском. Ничего не спрашивай – потом все поймешь.

- Невероятно!

- Сегодня можно все, так как начинается Новый год, и оживает Природа. Я провожу обряд икэнилкэ. Но сначала нам нужно добраться до деревни.

Мы шли уже часа два, я едва поспевала за юркой фигурой моего спутника и уже выбилась из сил, когда Бега, наконец – то, предложил немного передохнуть и сделать небольшой привал. Сказав это, он тут же сел, сложив ноги, там, где был, и пристально взглянул на меня. Не ожидав такого резкого поворота событий, я тоже села, но сложить так ноги у меня не получилось. Шаман был не слишком разговорчив, но тут, кажется, его прорвало:

- Я вырос сиротой, один среди тайги. Меня вырастила сама Природа: деревья и звери. Я научился разговаривать с лесом и всем, что меня окружало. Когда мне исполнилось лет двадцать, я вышел на маленькую деревеньку, обстроившуюся у реки. Так я впервые увидел людей. Они были очень добры ко мне, и я остался жить с ними. Люди не сразу заметили мои способности, сначала они просто думали, что я – удачный охотник, но во время одного из камланий старого шамана, я услышал духов, которые разговаривали с ним и указывали на меня. Тогда мудрый шаман передал мне свое мастерство и ушел в Буни - Нижний мир. Через год я провел свой первый самостоятельный обряд и отправил душу учителя в царство мертвых. Но мне стало настолько одиноко без него, что я решил пробраться туда и повидать старого шамана. В Буни умершие живут такой же жизнью, как и на Земле: охотятся, ловят рыбу, строят жилища, шьют одежды.

Для живого человека, попавшего случайно в Буни, или для шамана, спустившегося туда во время камлания, Буни предстает страной, где солнце светит тускло, небо как туман, а земля как пар. Все хорошее там превращается в плохое, а плохое в хорошее (поэтому похоронный инвентарь - одежду, посуду, охотничье снаряжение специально рвут, разбивают, ломают).

Живой человек в Буни невидим для его обитателей, его слова принимают за треск очага, а проникновение оказывается столь же вредоносным для умерших, как и появление духа среди людей среднего мира. Увидеть его и отправить обратно на землю может только шаман мира умерших. Поэтому, увидев меня, учитель сразу отправил меня обратно, сказав лишь, чтобы я продолжал его дело и не дурил.

Так я прожил много лет, помогал охотникам, охранял природу, соблюдал священные правила и проводил различные обряды в праздники. Но однажды ко мне во сне явился дух из будущего и рассказал о том, что будет с нашим миром через много-много лет, а еще он показал мне тебя, и сказал, что ты поможешь это исправить. Но об этом позже. а сейчас нам пора идти.

Он также неожиданно и быстро встал и пошел, не оглядываясь и не говоря ни слова.

В образовательных учреждениях Амурской области экологическое образование и воспитание реализуется через систему общего и дополнительного образования.

В дошкольных учреждениях, в младшем школьном возрасте обучение и воспитание строится на эмоционально-образном подходе: в 5-9 классах формируется уровень природоохранных, системных, экологических знаний; в 10-11 классах формируется экологическое мышление.

Школьники принимают активное участие в экологических акциях, митингах, конкурсах, а также в озеленении, благоустройстве территорий. В области на хорошем уровне поставлена научно-исследовательская и опытническая работа со школьниками, большую помощь в которой оказывает областной эколого-биологический центр (ОЭБЦ), городские и районные станции юннатов.

Приоритетным направлением в деятельности ОЭБЦ является формирование интереса учащихся к биологическим наукам, исследовательской работе и бережного отношения к природе, создание оптимальных условий для развития и удовлетворения интересов детей.

До деревни мы добрались лишь к вечеру. За это время мы ни разу не поели и не остановились на привал, поэтому я буквально уже ползла, еле передвигая ногами. Но то, что я увидела перед собой, настолько меня поразило, что я забыла и о голоде, и об усталости. Деревня, если её можно так назвать, – это пять чумов, то есть сооружений конической формы из 2-4 жердей, на которые крепился каркас из шестов и покрышек из бересты. Причем они располагались довольно таки близко друг к другу, что делало «деревню» еще меньше. А вот людей там было явно раза в три больше, чем чумов. Старики, мужчины, женщины с детьми, юные парни и девушки- все выбежали встречать нас и с любопытством рассматривать. Возвращению шамана все обрадовались: мужчины обменивались немного странноватыми рукопожатиями, женщины кланялись, а девушки махали руками и посылали воздушные поцелуи и ревнивые взгляды. А вот на меня смотрели с неприкрытым страхом, но тут еще не известно, кто кого больше боялся.

- Довольно! Убирайтесь, оставьте нас! – гаркнул Бега, и люди, послушавшись, не замедлили ретироваться с поля зрения в свои чумы. – Пойдем в мой чум, там и поговорим.

- Я бы с радостью с тобой поболтала, но нельзя ли все-таки сначала перекусить, не люблю что-либо делать на пустой желудок.

- Об этом не беспокойся, пойдем.

Мы зашли в крайнее сооружение, находившееся немного дальше от остальных. В центре чума был очаг, а над ним – горизонтальная жердь, на которой висел котел. Пол был застлан большим ковров с черно-белым орнаментом. Он называется кумалан (как я узнала позже) и считается признаком достатка семьи. Мы сели прямо на него и тут же вошла девушка с блюдом, поставила его, ушла, потом вошла другая, а за ней – еще и еще, и все они приносили по одному блюду.

- Это «порса», это рыбные лепешки, это рыба в сыре, это рагу из овощей с рыбой, это «курчик», - комментировал приношения женщин шаман, - это «пяруй нянь», это «сорганка».

Я придирчиво осмотрела кушанья, брезгливо повела носом, но делать было нечего – есть хотелось просто до ужаса. Я откусила немного рыбную лепешку, которая имела более-менее приличный вид и запах, и не заметила, как проглотила, почти не жуя, еще пять штук.

- Пробуй все, не бойся, это очень вкусно.

Но я уже и так это поняла, поэтому сидела с набитым ртом, пытаясь залить все теплым молоком. Когда у меня это все-таки получилось, и я прожевала последний кусок, Бега засмеялся и дружески постучал мне по плечу:

- Ну, я же говорил!

- Слушай, дай хоть один рецептик, а? Ужасно вкусно, аж пальчики оближешь.

- Тут ничего сложного в готовке нет, главное вложить в блюдо душу: свою любовь и радость, счастье и хорошее настроение, тогда любое блюдо будет вкусным, но если ты так хочешь, то я напишу тебе один рецепт.

Через пять минут передо мной лежал лист со следующим содержанием:

«Порса.

Мелкую рыбу слегка поджаривают на рожнах и выкладывают в берестяную миску, установленную над костром из сырых бревен. Просушенную и подкопченную рыбу толкут до получения мелкой крошки - порсы. Хранят ее в непромокаемых мешках из кожи налима или берестяных коробах. Зимой из порсы готовят густое варево типа каши или, добавив в муку, пекут лепешки. »

- А теперь лучше лечь спать, чтобы с утра на свежую голову спокойно все обсудить.

Вошли две женщины: принесли шкуры и забрали посуду. Я устроилась у огня, укрывшись шкурой оленя, а шаман ушел к темной стороне чума, где укрылся шкурой медведя.

- Хочешь, я расскажу тебе эвенкийскую сказку, чтобы ты лучше заснула, - не успела я ответить, как шаман продолжил. - В давние времена это было, когда Хэвэки создавал все живое на Земле. Много птиц уже плавало и летало, много зверей обитало в этих краях. А в один какой-то день Хэвэки сотворил белых лебедей. Увидел Харги белых лебедей и захотел сотворить свою белую птицу. Долго лепил он белую птицу, но она получалась некрасивой и не умела плавать, и Харги подбросил ее лебедям. Лебеди увидели белую птицу, подумали, что это тоже лебедь, и приняли в свой род. Вот прошло какое-то время, и один молодой Лебедь решил жениться. Он собрал весь свой род на свадьбу. Белую птицу Харги тоже позвал. На столах было много разной еды, но вся она была из травы. Лебеди едят, а белая птица Харги не может есть траву.

Она пошла к чумам людей, нашла выброшенное мясо и, к большому удивлению лебедей, начала его есть. Когда лебеди покушали и вышли на поляну танцевать, к ним прибежал маленький Лебедь и сказал, что одна белая птица ест гнилое мясо. Лебеди начали уходить со свадьбы. А лебединый Вождь пришел к Хэвэки и сказал:

— Один наш Лебедь ел на свадьбе гнилое мясо. Мы не можем его держать в своем роду. Пусть он уходит от нас.

Хэвэки сказал:

— Правильно. Его сделал Харги. Пусть он не будет Лебедем. Пусть он будет Вороном и навсегда покинет род лебедей. За то, что он ел гнилое мясо на свадьбе, пусть с этих пор он будет черным, и пусть всю жизнь очищает землю от гнили. “Так Ворон стал черным. С тех пор он ест только гнилое мясо — очищает нашу землю и сохраняет природу. И петь Ворон не умеет, а только каркает, потому что его создал злой дух Харги”, — так говорят старые люди.

Уже сквозь сон у меня промелькнула мысль: «Если бы наше поколение так же слилось с природой, как это дикое племя эвенков, экологическая ситуация исчезла бы сама собой, но как это сделать в наше время?»

Активация промышленного освоения территории области, непосредственно связанная с вовлечением в хозяйственный оборот ее природных богатств (стройматериалов, драгметаллов, водных, лесных и земельных ресурсов), вызывает настоятельную необходимость формирования единой научно обоснованной сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Это обусловлено и подтверждается еще и тем, что вследствие жестокости природных условий Амурской области биоцензоры малокомпонентны, поэтому легко ранимы и неустойчивы к антропогенным воздействиям. В связи с этим в 2006 году была утверждена областная целевая программа «Развитие системы особо охраняемых природных территорий Амурской области на период 2002-2006гг. ».

На 01. 01. 2004 на территории области функционируют следующие типы особо охраняемых природных территорий:

1. Государственные природные заповедники - 3

2. Ботанический сад - 1

3. Заказники - 37, в том числе:

– республиканского значения - 2

– областного значения - 35

4. Памятники природы - 149

5. Курортные и лечебно-оздоровительные зоны.

Территориальная форма охраны природы, реализуемая через ООПТ различных категорий, статуса, профиля и уровня является неотъемлемой частью общей природоохранной деятельности и занимает в ней важное и совершенно определенное место. ООПТ органично вписывается в систему рационального природопользования и взаимодействия с эксплуатируемыми территориями, совместно выполняя при этом средозащитные и ресурсосберегающие функции.

Бега разбудил меня очень рано, солнце едва начало вставать, и первые лучи солнца игриво проскользнули сквозь щель в чуме и теперь бессовестно резвились прямо на моих глазах. Проснувшись, я попросила воды умыться, но вместо этого шаман потянул меня за руку к реке, находившейся в двадцати шагах от деревни.

- Лучше умыться в быстрой и могучей реке, чем мертвой водой, которая не придаст тебе ни капли силы.

Умывшись, мне и правда стало так хорошо, и я почувствовала такой прилив сил, что, казалось, могла свернуть горы или пройти много километров пешком без передышки. Тем временем Бега протянул руки к восходу алого солнца ладонями вверх, потянулся, поклонился, постоял в таком положении с минуту, будто молясь, выпрямился и сказал:

- Слава новому дню! Здравствуй, великое Солнце! Дай мне сил на сегодня и обогрей своими яркими лучами наш лес и наших людей. Да соблаговолит с твоего позволения сегодня нам Энекэн Буга – Хозяйка Вселенной, да будут дары ее так же богаты и щедры, как тепло лучей твоих!

Он еще раз поклонился и обернулся ко мне, застывшей сзади:

- Сегодня я буду проводить Обряд Икэнипкэ, чтобы получить священную силу Мусун от Энекэн Буга, то есть, чтобы оживилась Природа и начала способствовать размножению поголовья диких промысловых и домашних животных, и, самое основное, дала здоровье и благополучие всему роду, в том числе и человеческому. Я хочу, чтобы ты помогла нашим женщинам сделать нужные приготовления. Не бойся, они тебе все покажут.

Мы вернулись в деревню, где, к моему огромному удивлению, уже никто не спал, хотя по моим меркам было около пяти утра. Мужчины сидели возле одного костра, чиня примитивное оружие, то есть луки, стрелы, палки с железными наконечниками и тому подобное. Женщины сидели возле другого костра, находящегося поодаль от «мужского». Девушки помоложе чинили одежду или вышивали бисером, женщины постарше возились с котлом, в котором что-то булькало, чавкало и кипело. Детишки бегали вокруг чумов, собирая ветки, кусочки древесины, кору, шишки, - в общем, весь природный «хлам». Бега подвел меня к «женскому» костру, попросил меня сесть, а остальным сообщил, что сегодня я буду им помогать и чтобы они немедленно дали мне дело, не жалея. Женщины, колдовавшие над котлом, фыркнули и отвернулись, а молодые наоборот сели поближе и начали болтать о всяких пустяках их несложной жизни, да так, что я даже не успевала все запоминать и переваривать – так быстро они тараторили. Мне поручили, как они сказали, самое важное дело, то есть вырезать ножом из кусков дерева птиц: орлов, лебедей, гагар, чирков, куликов, кукушек. Я принялась за работу. Нож был очень острый, поэтому дело продвигалось достаточно быстро. Орлы и лебеди выходили очень даже ничего, а вот, что касается остальных птиц, то здесь полная труба: я мало представляю, как они выглядят вообще, поэтому, гагары мало чем отличались от куликов, а кукушки – от чирков, но этого, кроме меня, кажется никто не заметил, и поэтому я смело продолжала стругать бесформенных существ, без всякого художественного вкуса. После легкого завтрака, состоящего из рыбной похлебки, я занялась бисероплетением. Это, конечно, сложно было назвать бисером, но иголку, хоть и с трудом, но удавалось пропихивать. Одна девушка, она представилась Неннэв, заболтала меня, и я рассказала ей о своей жизни в современном мире, она внимательно слушала, после чего покачала головой и сказала:

- Не хотела бы я жить там, не завидую я тебе.

Но тихая грусть, промелькнувшая в ее лучистых глазах, так же внезапно исчезла, как и появилась, и она с новым вдохновением начала рассказывать мне о лесе, о зверях, об оленях и охоте, хотя по ее словам, я поняла, что она сама об этом так же мало знает, как и я, потому что девушек, особенно таких юных, не берут на охоту.

Но своим чистым, как ручей, голоском она меня совершенно обворожила, и я сплела ей на память фенечку с ее именем, чему она несказанно обрадовалась, как будто это не простая безделушка, а золотой браслет. Но мне все равно было приятно доставить ей небольшую радость в ее скучной и малообещающей жизни. К часам девяти все вдруг резко закончили свои занятья и собрались возле чума шамана. Неннэв, ловко вскочивши на ноги, схватила меня за руку, и мы побежали в толпу людей, что-то возбужденно обсуждавших.

- Сейчас Бега будет проводить обряд. Шаман - не только посредник, но и прорицатель. К нему обращались в случае болезни, смерти, любой опасности. Он - и философ, и мыслитель, и врачеватель. Его задача - бороться со злыми духами или откупаться жертвоприношениями.

У каждого шамана есть личный дух-покровитель и духи-помощники. В них и заключается его сила. Каждая деталь костюма шамана - подвеска или нашивка - обладают мистической силой. Но его главным ритуальным предметом считается пензер (бубен) с колотушкой. Он символизирует достоинство шамана, его силу, связывает с миром духов.

С помощью бубна шаман камлает. Все камлания проходят строго по ритуалу, но исполнение никогда не повторяется. Каждое шаманское движение глубоко обосновано и предопределено. Все вместе они строги и величественны. Бега – такая душка! Он – гордость нашей семьи, никто не постиг тайн духов так глубоко, как он. Говорят, он даже может воскрешать мертвых и убить взглядом любого! К нам часто приходят другие шаманы и их семьи, чтобы набраться у него мудрости. Однажды к нам пришли с самого севера! Они хотели переманить Бегу к себе, но он остался с нами, не взирая ни на какие богатства и власть, что ему предлагали!

У меня от костров слезились глаза, поэтому я никак не могла разобрать, что творится в чуме. Но вскоре все зашли и сели по периметру, подальше от центра, где я увидела Бегу. Шаман сидел в чухме на коврике - кумалане на Малу (в центре), задумчиво, покачиваясь из стороны в сторону. Рядом - по бокам - два помощника. Помощники шамана в костер подбрасывали багульник и "окуривали" их.

- Они проводят «очищение» шаманских вещей. – шепнула мне на ухо Неннэв, усевшаяся рядом.

Затем они плавно покачивали над костром бубен, слегка постукивали колотушкой, прислушиваясь к голосу. Раскуривали трубку.

– Дым является "кормом" для духов.

Шаман затянулся трубкой.

- Духи хотят есть! - произносит он, зевая, будто ловя духов. Он делает глотательные движения. Помощники дали ему "разогретый" бубен и церемония началась.

Слышны мелодичные, ритмичные удары, которые постепенно усиливаются, ускоряются и переходят в сплошной бой. Шаман вздрагивает всем телом, извивается, трясется и издает длинный протяжный вой, подражая реву самца-оленя во время гона. Подвески на костюме шамана оглушительно гремят, звенят. Это "голоса" духов. Наверное, с минуту продолжается этот танец. Постепенно ритм бубна ослабевает и снова повторяется начало - шаман зовет духов, хватает ртом воздух, якобы глотает прилетевших духов.

Ритм бубна становится спокойным и начинается пение:

Амтыялвун, энтыялвун, мунэ долдыкаллу,

Мугдылдивар, омилдивар сэривулкэллу,

Мунду, мунду, хутэлдувэр бэлэлкэллу,

Сингкечия, кутучия инэ силбакаллу.

Хэгэй, хэгэй, хэгэй-е-е-е.

Этыркэрвун, кунгакарвун демудерэ,

Ичэткэллу, омолгилвун, хунадилвун манавдяра,

Он дюлэски дуннэду бу билденгэвун,

Он итыва эвэдывэ нгэнэвулденгэвун.

Хэгэй, хэгэй, хэгэй-е-е-е.

Амтыялвун, эсалдивар инмэвун су ичэкэллу,

Энтыелвун, серилдивар гэлэнмэвун долдыкаллу,

Энекэн Бугала хоктововун силбакаллу,

Одедэн мунэ, хутэлви, сипкиткаллу.

Хэгэй, хэгэй, хэгэй-е-е-е.

Хэгэй, хэгэй, хэгэй-е-е-е.

Предки, отцы-отцов, матери-матерей, нас услышьте,

Души-тени, души-тела свои разбудите,

Нам, детям своим, помогите,

Счастье, удачу нам укажите.

Хэгэй, хэгэй, хэгэй-е-е-е.

Старики наши, дети наши доходягами стали,

Посмотрите, юноши наши, девушки наши кончаются,

Как на земле этой дальше нам жить,

Как обычаи эвенкийские нам нести.

Хэгэй, хэгэй, хэгэй-е-е-е.

Отцы-отцов, своими глазами на жизнь нашу посмотрите,

Матери-матерей, своими ушами просьбу нашу послушайте,

К Хозяйке Вселенной дорогу найти помогите,

Пусть пожалеет нас, детей своих, шепните.

Хэгэй, хэгэй, хэгэй-е-е.

После такого пения шаман выходит из чума и обходит всю деревню: входит в курекан к оленям, окуривает их, каждое животное гладит колотушкой, становясь перед каждым на колени. Выйдя из курекана, трогает колотушкой Наму (шаманский коврик), животных и деревья. Остальные участники обряда вместе со мной ходили за Бегой попятам, как завороженные. Все, что делал молодой шаман будто гипнотизировало, не возможно отвести даже взгляд.

С пением шаман обходит всю деревню и возвращается в чум, передает бубен и колотушку помощникам, садится. Помощники снова над огнем "разогревают" бубен, слегка постукивая колотушкой. "Разогретый" бубен передают шаману, помогают подняться на ноги. Слышен мелодичный, ритмичный стук, он постепенно ускоряется, движения шамана становятся резкими, быстрыми. Слышен крик ворона, рев самца лося, оленя, рев медведя, звенят подвески - "голоса" духов. Шаман возбужден, он выкрикивает слова: "Дэ-гилим! Дэгилим!" - "Полетеля! Полетеля!" - он раскидывает в стороны руки, машет ими, как птица. Слышны крики лебедей, журавлей, кряканье уток. Шаман прыгает, пляшет, кричит: "Дэгилим!" Один из помощников, стараясь успокоить ею, выкрикивает:

-Аракукан! Аракукан! - "Потихонечку, потише!"

-Аракукан! Аракукан! - кричат остальные эвенки.

Наконец, ритм бубна ослабевает, шаман постепенно успокаивается и начинается пение - просьба к Энекэн Буга - Хозяйке Вселенной дать священную силу Мусун и новые души промысловых зверей и домашних оленей, чтобы наступили благополучные времена. Шаман начинает говорить:

-Энекэн Буга, бэлэкэл мунду.

Все повторяют.

Энекэн Буга, бэлэкэл мунду.

Энекэн Буга, си мевачи, си кутучи окин-да бичэс,

Мунду, хутэлдуви, окин-да бэлэдечэс.

Энекэн Буга, бэлэкэл мунду!.

Энекэн Буга, бэлэкэл мунду!.

Таргиит, угидук, дуннэлэвун ичеткэл,

Гэлодерэв упкат, Мусунавун букэл.

Энекэн Буга, бэлэкэл мунду.

Агиканмун бэйнгэлди кэтэвдедэн,

Орокорвун иринэкит ичевдедэн.

Энекэн Буга, бэлэкэл мунду!.

Ангадякарди, болговденэл, кэхэчэсив,

Сонгоденэл Лулин Бугаду билчэсив.

Энекэн Буга, бэлэкэл мунду!.

Энекэн Буга, мунэ, хутэлви, энэ омнгоро,

Нги-дэ болгиттядатын энэ бурэ.

Энекэн Буга, бэлэкэл мунду!.

Энекэн Буга, Мусуна аникал,

Аят, сингкэчит, индэвун бэлэкэл.

Энекэн Буга, бэлэкэл мунду!.

На русском языке это звучало бы примерно следующим образом:

Шаман начинает:

Хозяйка Вселенной, помоги нам!.

Все повторяют:

Хозяйка Вселенной, помоги нам!.

Хозяйка Вселенной, ты доброй, сердечной всегда была,

Нам, детям своим, ты всегда помогала.

Хозяйка Вселенной, помоги нам!.

Оттуда, с высоты, на нашу землю посмотри,

Просим все, Священную силу нам дай.

Хозяйка Вселенной, помоги нам!.

Пусть тайга наша промысловыми зверями полнится,

Пусть олени наши, как муравейник, шевелятся.

Хозяйка Вселенной, помоги нам!.

Мы как сироты, обижаемые, душами измучились,

Плача на этой Срединной земле существуем.

Хозяйка Вселенной, помоги нам!.

Хозяйка Вселенной, нас, детей своих, просим, не забывай,

Никому в обиду не давай.

Хозяйка Вселенной, помоги нам!.

Хозяйка Вселенной, Священную Силу нам подари,

Чтобы со счастьем, удачей мы жили, помоги.

Хозяйка Вселенной, помоги нам!.

Я сначала растерялась, на все же тоже стала помаленьку подвывать.

После пения шаман снова выходит из чума, снова входит в курекан к оленям, окуривает их, просит у них хорошего приплода, снова, прикасаясь к животным и деревьям, обходит декорацию и удаляется с пением в направлении восхода Солнца, где живет Энекэн Буга. Отойдя немного, он начинает помахивать бубном - начинает "ловить" души зверей и животных, в виде оленьих шерстинок, якобы имеющих Священную Силу. Шаман тщательно собирает шерстинки и возвращается к сородичам. Подойдя к ним, он начинает вытряхивать из бубна души промысловых зверей, при этом, оставляет души домашних оленей, которые тоже рвутся на волю, а ему их надо загнать в курекан. Он издает звуковые сигналы, чтобы олени не разбегались, изображает их ловлю. В это время из чума выскакивают эвенки и начинают помогать ему. Они маутами сдерживают оленей, машут руками, загоняют в изгородь. Женщины открывают ворота ритуального курекана, трясут мешочками из под соли, цокают языками, подманивая оленей. Вот под эти веселые, возбужденные крики, олени, наконец-то, загнаны. Раздаются возгласы одобрения. Я едва успевала понимать, что творится вокруг. Все смешалось в яркий, радужный спектакль. Бешено стучало сердце, сливаясь со звоном бубна и голосов. Все вокруг: деревья, олени, даже статуэтки и идолы - все издавало своеобразные звуки, сливающиеся в одну мелодию, улетавшую в небо. Это было чудесно!

Шаман бьет в бубен и объявляет пройти "очищение" - прохождение через Хичипкан. Все участники проходят между "ног" идола Хичипкана. Последним проходит шаман. Он несет идола Мугдыгрэ. Он проходит три раза. Проходя последний раз, он плюет в рот Мугдыгре и как бы нечаянно оставляет его позади и резко зажимает идола между "ног" Хичипкана и связывает его ремнями. Присутствующие помогают ему свалить Хичипкана со связанным Мугдыгрэ и поочередно бьют его идолом Ментая, приговаривая:

- Ин эрупчу, манавкал! Ин эрупчу, ачин окал!. Жизнь плохая, исчезни!. Жизнь плохая, останься в прошлом!.

Хичипкан вместе с Мугдыгрэ валят в огонь и сжигают. Снова раздаются возгласы одобрения, а шаман, шатаясь, словно пьяный, идет в чум и падает на коврик. Помощники помогают ему сесть, но глаза его закрыты. Шаман просит Духов покинуть его тело, разевает рот, выплевывая их. Помощники подают ему кружку с водой. Он окунает мизинец правой руки в воду, трижды протирает им правый глаз, затем левый. Глаза мгновенно светлеют, у него вырывается вздох:

- Эх-хэ!.

Духи его покинули. И началась основная часть праздника, кульминация, так сказать. Я затаила дыхание, в ожидании чуда.

Начинается "кормление" духа огня – Того Мусун - кусочками жира, смазывают жиром Сэргэ, "кормят" других духов. Культ огня вообще наиболее популярен у многих древних племен. Огонь дает жизнь, свет, еду; духу огня поклоняются наиболее часто, чем другим духам, но и тех не обделяют вниманием. Духам леса - березкам, лиственницам преподносят дары в виде разноцветных ленточек и лоскутков. Этот обряд, на сколько я помню, существовал и у славян, и тоже проводился весной, олицетворяя возрождение природы.

Мужчины закалывают жертвенного оленя, разделывают и раздают мясо всем присутствующим - это обычай Нимат. Из этого же мяса здесь же на кострах готовятся шашлыки, и начинается пиршество. Мне было очень интересно смотреть на этих эвенков: им было весело, радостно, но они упорно хотели выглядеть наисерьезнейшим образом, но, чем больше хотели показать серьезный вид, тем он у них был смешнее, они сами это прекрасно понимали, но того требовал обычай: ведь камлание еще не кончилось.

После трапезы шаман и участники обряда поблагодарили всех присутствующих, пожелали всем здоровья, благополучия, поздравили с оленятами, с зеленой тайгой, прилетевшими птицами, с эвенкийским Новым Годом. В общем «обращение президента к народу», также пятиминутное, прошло и все завели хороводный танец "Ехорье". Тут я уже не сдержалась и расхохоталась от всей души: так этот хоровод в точности походил на русский народный. Вот и думай теперь, кто у кого культуру перенял.

Дальше - спортивные соревнования молодежи: национальная спортивная борьба, стрельба из лука в цель и на дальность, бег на выносливость, прыжки через нарты, метание топора, маута и т. д. Все это слилось у меня в один разноцветную веселую карусель: не успевала я проследить за лучниками, как тут же появлялись бегуны, убегали они – уже прыгуны покоряют новые высоты и так далее. Все это сопровождалось веселыми песнями и мелодичными песнями, поеданием шашлыков и выпиванием какого-то напитка, который невероятно быстро затуманивал голову. Было довольно - таки весело, могу сказать точно, на каких вечеринках я только не была дома, но эта запомнится мне на всю жизнь. Эвенки – хоть и дикое племя, но очень дружелюбное и веселое. Женщины показывали мне свои скудные, но практичные и надежные наряды, украшались они нашивками оленей, птиц и лосей. Передвигаясь по бескрайним просторам тайги в поисках новых пастбищ и богатых охотничьих угодий, эвенки подмечали краски, узоры и переносили их на одежду, предметы домашнего обихода.

- С давних пор эвенки научились обрабатывать и выделывать шкуры, изготавливать ровдугу - замшу из шкуры оленя или лося. – Объяснила мастерица Томкокон. Кстати ее имя в переводе означает «Ниточка». Символично, не правда ли?

- Ровдугу использовали для изготовления обуви, одежды, гамашей, арканов, покрытия для чума. – Добавила Неннэв.

Эвенки были хорошими кузнецами. Почти в каждой семье были меха - кургэ для раздувания огня и наковальня - таиткит.

- Один человек кует, другой нагнетает воздух мехами. Кузнецы занимаются в основном перековкой изделий из готового металла. Мы можем плавить свинец и олово. Изготавливаем украшения для одежды, амулеты, стойки для костра, крюки, остроги. – Сказал мне один мужчина-эвенк по имени Салтарай. – Я занимаюсь этим с детства, а меня учил отец, а его - его отец. Мы лучшие мастера в своем деле.

И было видно, что он не хвастается.

- Жизнь таежного человека тесно связана с лесом. Из древесины мы строим лабазы для хранения продуктов и вещей, составляем из жердей остов жилища, строим изгороди для оленей. Из мягкой древесины березы и сосны изготавливаем ездовые и грузовые нарты - толгокил, столики на коротких ножках - настол, весла - уливур, ящички для посуды - саводал. Деревянные предметы украшаем узорами, которые наносим ножом, долотом, сверлом. Вырезаем деревянные маски для шаманов, грациозные фигурки животных и птиц, деревянную посуду, детские игрушки - свистульки, кукол. Если бы наша гостья смогла задержаться, я бы лично научил ее нашему мастерству, - не без тайного смысла и тонкого намека внес свою лепту в разговор Бега. - Береста широко применяется в хозяйстве. Ей покрывают чумы, сохраняя прохладу летом, из нее изготавливают легкие переносные лодки дяв и кухонную утварь: большой сосуд для хранения мяса и рыбы, маленький сосуд для сбора ягод, разные табакерки, туеса, в которых взбивали масло из густого оленьего молока. При необходимости мясо сохатого хранят в яме на бересте. Бересту мы используем для каркаса, куда крепим вьючные сумки; для люльки новорожденного, для табакерок и ножен. Детали изделий сшиваем нитями из сухожилий. Для детей мы готовим деревянную люльку - эмкэ, которая передается по наследству в роду. Сначала расщепляют бревно на доски, затем тонко остругивают и сгибают две доски над костром. Концы досок сверлят и стягивают ровдужными ремешками. Мастерицы украшают готовую люльку по верхнему краю тканевыми полосками из бисера, понизу - чехлом из камуса (куском шкуры с ног оленя). Родные новорожденного изготавливают шкатулку, в которую помещали птичку - деревянную или из ровдуги - хранительницу души ребенка. Рога оленя - самый доступный материал для художественной обработки. Эвенкийские мастера изготавливают предметы домашнего обихода и охотничье снаряжение: гребни, пряжки, лопатки, трубки, колотушки для бубнов, лыжные палки и другое. Но ты не думай, что мы зазря губим лес, как вы теперь. У нас для вырубки деревьев есть специальная зона – участок тайги, где не обитают животные. Это место называют проклятым, но из этой древесины мы делаем основные изделия, все, кроме амулетов и идолов, их вырезают из священной древесины из особого участка леса, который в ваше время теперь называется заповедником или что-то вроде того. Мы не охотимся там и стараемся заходить туда только на праздники и священные обряды. В этом месте живут только добрые духи, охраняющие этот лес, мы приносим им жертвы: мясо и молоко, чтобы они разрешили создать идолов. На ветках священных деревьев спят еще не родившиеся души, которых беспокоить крайне опасно.

Незаметно мы оказались в этом самом лесу, и я своими глазами убедилась в правильности его слов. Величественные, шикарные ели и сосны, будто с неприкрытым высокомерием, как настоящие властелины, смотрели сверху вниз. Я почувствовала себя такой ничтожной, по сравнению с этими вечными стволами, и одновременно ощутила благоговение и трепет, будто прикоснулась к мудрости и вечности.

- Они много могли бы рассказать нам, но со своей величественной высоты они не услышат наши жалкие и тихие слова. Они разговаривают только с небом и ветром. Но когда кому-то требуется найти правильный ответ или принять важное решение, он приходит сюда, и верные мысли сами окутывают его. Это место вечных раздумий, вечной мудрости и вечного покоя. Но через несколько поколений сюда придут ваши люди и вырубят наше святилище. Ты не должна допустить этого. В твое время леса уже нет, но ты можешь и должна его восстановить и возродить. Я дам тебе семена, которые передали мне духи этого леса, ты посадишь их ровно на этом месте. Ничему не удивляйся – они будут расти несколько быстрее, чем обычные деревья, но ведь на то они и волшебные деревья, не так ли? – Улыбнулся Бега и протянул мне кожаный мешочек, затянутый плотно тонкой веревкой. – Спрячь и храни, как зеницу ока, как вы говорите. А теперь пройдем в проклятый лес.

Мы зашли глубоко в непроходимые дебри леса, где было темно, и, казалось, было намного холоднее, чем в священном лесу. Вокруг громоздились старые, страшные, порой обгоревшие сосны, несколько дохлых березок, безнадежно пробивающихся сквозь этот хаос. Не мудрено, что не его считают «священным».

- Здесь живут злые и мелкие духи, а иногда души умерших - мугды, которые при жизни были плохими людьми, блуждают здесь и не могут найти выход в нижний мир. А на верхушках самых старых сосен спят плохие души Оми.

- Мрачноватое местечко. – Протянула я.

- Зато древесина здесь крепкая. Но сюда мы тоже ходим редко. Души деревьев не мертвы, они просто спят, а тревожить спящих нельзя. Мы собираем ветки, сухую листву и хвою для топки, а на вырубку целых деревьев спрашиваем разрешения у Дуэнтэ или Дуннэ́. Дуннэ мусун - дух-хозяйка земли, тайги, родовой территории. Дуэ́нте - люди-медведи, а также дух-хозяин тайги. Дуэнте представляется в виде старика или огромного медведя, след лапы которого - с кабаргу (животное до одного метра), а глубина следа - человеку по колено. Происхождение медвежьего рода ведется от брака первого медведя с женщиной (родство между ними подчеркивается сходством освежеванной медвежьей туши с телом человека). Согласно преданиям, младший брат женщины, вышедший замуж за Дуэнте, убил его, а затем и сестру, которая завещала брату воспитание медвежат, правила проведения медвежьего праздника, включающего выращивание медведя в клетке, его последующее ритуальное убиение, церемониальные обмены пищей с представителями других родов и проводы души медведя к хозяину тайги, обеспечивающие возрождение убитого медведя. У нас много богов и много легенд, но всех их не перескажешь, некоторые дошли до ваших времен, но это лишь малая часть всей культуры.

Мы постояли немного в тишине и казалось, что неспокойные души и, правда, шуршат где-то неподалеку, тем более, что солнце уже почти село, стало еще темнее и иногда можно было заметить едва уловимые тени, похожие на человеческие фигуры. И вот теперь у меня побежали мурашки, а спина мгновенно покрылась холодным потом. Я не считаю себя трусихой, но либо у меня разыгралось воображение, либо здесь и правда проклятое место, но мне жутко захотелось отсюда уйти к теплому огню, к людям.

- Что- то мы припозднились, пойдем-ка обратно в деревню. – Угадал мои мысли Бега.

Обратно мы почти бежали, а когда добрались, на нас накинулись чуть ли не все эвенки:

- Где вы были? Мы так беспокоились за вас, а вдруг бы что-нибудь случилось? Солнце село еще час назад! – И принялись обнимать то меня, то Бегу, истинно радуясь нашему благополучному возвращению.

«Какие же все-таки классные эти эвенки!» - подумала я, тоже радуясь неизвестно чему.

Бубен простучал «отбой», и все, довольные праздником, разошлись по чумам. Я опять переночевала у Беги. «Какой длинный день. »- промелькнула у меня мысль и, закутавшись потеплее в шкуру, я заснула.

Современное состояние ряда видов фауны вызывает серьезные опасения, как в связи с нарушением состояния отдельных компонентов окружающей среды (водной, лесной), так и среды их обитания в целом. Поэтому в настоящее время актуальна проблема сохранения биоразнообразия, так как экологическое развитие или научно-технический прогресс всегда сопровождается сокращением видового состава флоры и фауны. При охраны фауны особое внимание необходимо уделять видам, имеющим хозяйственную ценность.

Когда я проснулась, было уже позднее утро, в чуме никого не было, но на столе стояла чаша с лепешками и кувшин молока. Я наскоро позавтракала и вышла на воздух. В деревне, естественно уже никто не спал: все суетились, бегали, что-то таскали, точили, в общем, собирались на охоту. Новая охота нового года после удачного камлания предвещала быть грандиозной. Глазами найдя Бегу, я подошла к нему, но опередив мой вопрос, шаман буркнул:

- Извини, женщин мы с собой не берем. Охота – не простое занятие, нужна большая выдержка, хорошая физическая подготовка и развитые навыки. Охотнику также необходимы знание повадок зверей и природная наблюдательность. Ты будешь мешать и только выбьешься из сил, пытаясь только догнать нас. Я думаю, наши женщины не оставят тебя без работы, но не расстраивайся, ты можешь сопроводить нас до леса, где мы поставим первую метку, а потом возвратиться в деревню.

Вскоре последние приготовления подошли к концу, и пять самых сильных и крепких охотников во главе с Бегой отправились в путь. Я угрюмо тащилась сзади.

Когда лес стал гуще, они остановились, вколотили шест в землю так, чтобы он показывал направление дальнейшего похода, причем наклон был не очень большой, что значило небольшую продолжительность охоты; ножом оставили на шесте пять зарубок (по количеству охотников). На этом мое путешествие закончилось, и я повернула обратно. Когда пришла к оставшимся поселенцам, то повсюду ловила сочувствующие взгляды. Ко мне подошла Неннэв (за это время мы уже основательно сдружились) и, пытаясь ободрить, стала рассказывать об охотничьей жизни эвенков:

- Вообще-то искусством охоты обладают у нас в равной степени, как мужчины, так и женщины, но сегодня день особенный – первая охота, поэтому пошли избранные. Мальчиков начинают обучать стрельбе из лука с раннего возраста; с 6-7 лет они уже ходят на охоту невдалеке от стойбища, а в 12 лет могут под присмотром мужчин, заниматься охотничьим промыслом. Также у нас нет письменности, поэтому мы используем особые указательные знаки, один из них ты уже видела. Хочешь, расскажу об остальных?

«А куда мне деваться?»

- Рассказывай!

- Если во время охоты на лис мы пользуемся отравленной приманкой, то обязательно оставляем сообщение об этом: подвешиваем на приметный сучок вырезанное из бересты изображение собачьей головы с настороженными ушами, что помогает другим охотникам уберечь своих собак. К условным знакам относятся также затесы на деревьях (ильконы), которые оставляют по пути следования. Расстояние между ними от 20 до 60 и более километров. Для указания направления пути вставляем в затесы небольшие прутики или ветки. На месте переправы через реку также ставим жердь-указатель (хуву). В зимнее время охотники поступают таким же образом, причем по этим указателям можно получить дополнительные сведения. Например, если охотник уходит от стойбища на большое расстояние, он вставляет в хуву или илькон длинную палку (хонин-хуву), если же предполагал находиться поблизости короткую (умрумкун-хуву). Количество дней, которое рассчитываем провести в походе, обозначаем кольцами, сплетенными из прутьев ивы, черемухи или березы. Одно кольцо, надетое на хуву, соответствует одному дню пути, два кольца – двум дням и т. д. В чаще леса можно увидеть срубленное дерево, в зарубку которого воткнута стрела острием вниз. Это был знак: «я расставляю луки поблизости»; если стрела направлена косо вверх охотник далеко в указанном направлении. Сучок, положенный поперек следа, запрещает идти в этом направлении. Чуть наклоненный в сторону шест, на котором висит кусок бересты с изображением соболя, сообщает о том, что рядом (в стороне наклона шеста) охотятся на соболя.

Информацию также фиксируют с помощью рисунков, сделанных углем на стесанной поверхности дерева. Например, рисуют столько фигурок людей, оленей и собак, сколько ушло на промысел. Но наши ушли ненадолго, думаю, к вечеру они уже вернутся: добычи много, можно далеко не ходить. В обычной жизни мы тоже используем знаки. На протяжении длительного времени среди деревень вспыхивали эпидемии оспы, из-за которой вымирали целые рода; оставшиеся в живых покидали зараженные стоянки. Чтобы предупредить об опасности, на опустевшем стойбище ставят шест, к которому прикрепляют изображение человечка из бересты, покрытого пятнами, а место входа в чум, где прежде лежал больной, обозначают чурбаном. Когда в семье кто-либо заболевает, на затесах углем рисуют человека, лежащего на боку, а если кто-либо умирает, человек изображается лежащим на спине.

Пока я переваривала информацию, пытаясь представить себе эти знаки, до меня дошло:

- Но ведь Бега дал мне написанный рецепт блюда! Откуда он знает русский язык? – спросила я, изумляясь.

- Бега очень много знает, но никому ничего не говорит, только по необходимости, это его шаманские тайны. Возможно, его научили духи, а может и люди, когда он иногда путешествовал по миру. Никто об этом точно не знает, да и незачем знать-то. Так на чем мы остановились? Ах, да, на охоте. ну, так вот, мы используем множество различных способов охоты:

Охота скрадом предполагает приманивание диких оленей с помощью домашнего. Охотник подкарауливает зверя в засаде и стреляет из лука или ружья.

Для охоты на диких оленей отдельные группы эвенков используют домашнего оленя-"манщика", на рога которого надевают аркан и на длинном поводе отпускают в табун диких оленей. Во время возникшей драки с чужаком рога самцов сцепляются, и тогда охотники убивают зверя пальмой.

Другой способ охоты - гоном на лыжах. Так ведется охота на лося и дикого оленя. Это требует большой выносливости и сноровки. Зачастую преследовать зверя приходится не одни сутки на длинных нешироких лыжах, подбитых камусом или с меховыми чехлами. По насту охотник преследует зверя на лыжах-голицах, а чтобы они не скользили, к ним пришивают костяные пластины. Обожаю этот способ!

Еще охотятся гоном с собакой, загоном в ямы, с изгородями, подкарауливанием у водопоя, у переправы.

На кабаргу, оленя, медведя летом охотятся при помощи деревянного или берестяного манка, издававшего звуки, похожие на рев зверя. Подманив его, охотник стреляет из лука.

Существует также охота с сетью и охота верхом на оленях. Ой, я даже не знаю, как тебе обо всем рассказать, меня саму захватывают чувства, я даже дышать не могу, но я еще молода, поэтому меня всего несколько раз брали с собой, а так я занимаюсь рукоделием, ну ты знаешь, и еще иногда рыболовством. Острога является главным орудием охоты на рыбу. Иногда рыбу добывают с помощью охотничьего лука и стрел, оглушая ее стрелами с тупым наконечником во время ночного лучения с факелом. Зимой занимаются подледным ловом рыбы удочкой. Используются лодки-берестянки, долбленки, дощатые лодки, кожаные лодки. Но это более скучно.

В общем, проболтали мы с ней до самого вечера. Женщины уже что-то варили, шили, вырезали, а на нас, безработных, хоть и посматривали косо и неодобрительно, но ничего не говорили. А потом вернулись мужчины.

Я не знаю, как описать это ликование, всеобщий триумф. Радости не было границ!. И я радовалась вместе с ними: прыгала, хлопала в ладоши, обнимала удачливых охотников. А радоваться-то было не чему! Ну, принесли они парочку диких оленей, и что? Но я понимала одновременно и важность этой охоты: как встретишь новый год – так его и проведешь, то есть как поохотился в первый день года, так его и провел!

Женщины тут же стали разделывать оленей и готовиться к вечернему праздничному ужину. В общей кутерьме я и не заметила, что Бега давно уже ушел к себе в чум и не возвращался. Когда я на секунду забежала в чум за ножом, он лежал на спине и тяжело дышал, по лицу его обильно выступил пот, а лицо исказилось страшной гримасой боли:

- Тебе пора уходить! – с большим трудом произнес он. - Твое время вышло. И мое тоже. – каждое слово давалось ему очень тяжело и сопровождалось хриплым сипением. Бега умирал.

Я ничего не могла сделать. Состояние оцепенения сковало мне все тело, только слезы начали больно и безжалостно душить горло, мысли спутались, и я все смотрела и смотрела, как умирает шаман, нет, ВЕЛИКИЙ шаман.

- Меня зовет мой учитель, мой отец, прощай и помни, что я тебе говорил. – голос был все тише и тише и умолк. Навсегда.

Экологическая ситуация в области в целом остается сложной. Отсутствие на федеральном уровне достаточно реальных условий по оздоровлению окружающей среды, четкой программы обеспечения экологической безопасности населения отодвигают решение экологических проблем на последний план. Главные из этих проблем связаны с загрязнением или разрушением природных сред и систем. В первую очередь это касается водных, земельных, лесных ресурсов, животного и растительного мира. Наметилась опасная тенденция расточительного потребительского отношения к природным ресурсам.

Природоохранные мероприятия в Амурской области из областного и местных бюджетов по –прежнему финансируется неудовлетворительно, а из федерального бюджета не финансируются вообще. С ликвидацией внебюджетный экологических фондов платежи за загрязнение окружающей среды, поступающие в областной бюджет, утратили свою целевую направленность. Действующее законодательство допускает использование такого вида платежей на финансирование расходных статей бюджета, не связанных с работами и мероприятиями природоохранного значения. Таким образом, основным источником инвестиций остаются средства предприятий. В результате большинство промышленных предприятий осуществляют сбросы и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду без очистки. Серьезное негативное воздействие на окружающую среду имеет автомобильный транспорт. Очень серьезной проблемой остается накопление огромного количества отходов производства и потребления и отсутствие предприятий по их переработке и обезвреживанию.

Решение всех этих и других экологических проблем Амурской области требует дальнейших усилий органов государственной власти, природоохранных служб, общественности, ученых, специалистов в различных областях, направленных на обеспечение устойчивого развития региона.

Впервые в жизни я проснулась вся в холодном поту и со слезами на глазах. Подавив рыдания в подушке, уже мокрой, я подумала: «Какой ужасный сон! Я так долго спала или ночь была такой длинной? Кошмар! Чего же я плачу-то, как маленькая?» Но ощущение реальности моих ночных странствий не оставляло меня, я чувствовала наяву эту грусть, скорбь, боль, а когда через полчаса еле как успокоилась, нашарила рукой под подушкой. кожаный мешочек! Я не могла поверить своим глазам! Невероятно, но факт, было бы глупо продолжать надеяться на чудо или гипноз, поэтому я быстро оделась, вылетела на улицу и увидела то самое место, где провела ночь – оно было прямо напротив моего дома: лесок, река – все в точности!.

Я быстро спустилась в то место, где предположительно находился Священный лес. Развязала мешочек и, не торопясь, с чувством и со всей душой, закопала в землю, нет, не весь мешочек, а всего одно семя, просто чтобы проверить.

Весь день я была сама не своя: блуждала по леску и вдоль реки и никак не могла поверить, что это все действительно со мной было.

Я сидела прямо на сырой земле, обняв колени руками и раскачиваясь, кусая до крови губы и руки.

Я рыдала не переставая, во весь голос, ничего не видя от слез, ничего вокруг не замечая. Мне хотелось выть по-звериному, жутко и горько. Солнце утонуло в пурпурной реке, кроваво-красное небо давило еще больше, а последний луч света весело заигрывал с новорожденной маленькой елочкой, гладко расчесывая каждую молодую иголочку и прощаясь с ней на целую длинную ночь.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)