Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Детский взгляд на взрослые проблемы школьного образования

Актуальность темы. Я учусь в 9 классе, главная задача для меня на данный период времени – это найти свою дорогу в жизни, т. е. определиться с выбором профессии. Для этого в прошлом году было проведено в классе исследование наших профессиональных способностей, из которого следует, что я отношусь к категории «Человек-человек», это значит, что я могу себя проявить в профессиональной области, связанной с общением с людьми. Мне ближе всего профессия педагога. Так возникла идея исследовать современное состояние образования, потому что проблемы реформирования средней школы интересуют не только специалистов, учителей, но и школьников. Проект "Школа будущего" — тема моего выступления на районной научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее», я надеюсь, что результаты моей работы над проектом интересны не только для меня; хотя бы, как точка зрения представителя одной из сторон, вовлеченных в процесс образования. Часто слышим мы от взрослых, что «дети – наше будущее». Мне кажется, что пора задуматься, какое же за нами будущее? В настоящий момент проводится модернизация образования, предлагаются новые подходы к обучению и воспитанию. При этом взрослые не считают нужным спросить у нас, детей, какой хотим мы видеть школу, что мы хотим от нее получить. Дети - это такие же члены общества, как и взрослые, отличие лишь в том, что мы - маленькие. Говорят, что школа - второй дом, и, наверное, это так и есть. Мы проводим в ней до 8 часов в день. А раз это так, то в школе должно быть приятно и хорошо, как все стараются это сделать дома. В переустройстве школ, условий обучения, форм, методов и содержания преподавания мы видим один из главных путей нашей борьбы за свои права и требования к обществу. Знания и воспитание, которые мы там получаем, будут определять не только наше будущее, но и потенциал общества, в котором мы будем жить.

Цель: получить новые знания о модернизации образования в интересах растущей личности через выявление детских представлений о будущем школьного обучения для создания условий повышения качества образования и с целью внесения предложений по построению модели школы будущего.

Задачи:

1. Изучить актуальность темы по различным источникам, используя методику самостоятельного поиска необходимой информации: компьютерных баз данных, библиотек, справочников;

2. выявить проблему с помощью социологического опроса и анкетирования школьников;

3. провести конкурс творческих работ среди учащихся на тему «Школа будущего»;

4. результаты социологических опросов и анкетирования оформить в виде диаграмм;

5. предложить пути решения проблемы.

Проблема: в рамках модернизации образования необходимо привлечь к обсуждению вопроса о будущем школы не только общественность, но и непосредственно обучающихся.

Гипотеза. Если в результате проведенных мной исследований, найду пути решения поставленной проблемы, то смогу привлечь внимание ученической общественности к современным проблемам школьного образования и достигну личной цели, а именно смогу помочь себе в выборе профессии и проверить свои силы и возможности.

Методы исследования:

Наблюдение;

Сравнение; анализ и синтез;

Анкетирование социологический опрос творческие работы учащихся (сочинения, рисунки); ученическая конференция

Работая над данной темой, я изучила нормативно-правовые документы, научные и публицистические статьи, посвященные модернизации школы, в Интернете рассмотрела различные точки зрения взрослых и детей на проблему модернизации школьного образования, обзор нормативно-правовых документов, научных и публицистических статей, посвященных модернизации школы, затем провела социологический опрос и анкетирование учащихся и педагогов школы №36, объявила конкурс на детские рисунки и творческие работы.

Каковы тенденции развития образования в новом веке?

По общему признанию, начало 21-го столетия - это период 'глобальных инноваций' во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни. Глобальные инновационные процессы сопровождаются ускорением развития всех сторон общественной жизни, что обостряет и углубляет противоречие между темпами общественного и индивидуального социокультурного развития. Многие научные работы посвящены решению этой проблемы через образование, понимая особую роль образования в создании цивилизованного гражданского общества. Например, в исследованиях Института Критического Мышления (Калифорния) были изучены перспективы развития образования, рассмотрены направления и пути реформирования образования в современном демократическом обществе. В настоящее время во многих экономически развитых государствах существуют различные концепции развития школы как в государственном, так и частном секторе. Конкретным примером тому является разработанная в США накануне нового века и уже внедряемая концепция школы 21-го века (школы будущего), в которой основное внимание уделено развитию мыслительных умений, целостному определению процесса обучения, совместному с учащимися решению учебных задач, в процессе обучения в центре внимания – учащийся, учитель- руководит процессом, всех учащихся учат мыслить (думать). Такая 'Школа будущего' предполагает создание педагогических условий, необходимых для реализации теории критического мышления и внедрения с этой целью инновационных образовательных моделей, в том числе личностно-ориентированной и индивидуально-творческой, так как на современном этапе развития образовательных систем основным является 'индивидуальный стиль' деятельности. В Москве существует несколько частных школ, основанных на принципах, разработанных Д. Ховардом. Так, «Школа завтрашнего дня» в Чертаново пишет о себе: «Мы используем новейшие образовательные технологии. У нас на практике реализован принцип индивидуального обучения. Каждый ученик изучает материал со своей скоростью, добиваясь максимального усвоения предмета, а значит — высочайшего качества обучения. Мы — часть уникальной образовательной системы „Школа завтрашнего дня“, работающей в 110 странах мира». В нашей стране внедряется Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Проблемный анализ: что есть и что должно быть?

Приоритетные направления в области образования, на мой взгляд, своевременны, необходимы для изменения обстановки в современной школе, потому что существует ряд проблем, которые нас, учеников, очень волнуют и нам хотелось бы, чтобы изменения эти произошли как можно быстрее. Вместе с тем многие проблемы в области модернизации российского образования требуют решения. Важно усилить работу по качественному обновлению содержания и форм образования, обеспечить устойчивое развитие всей системы образования в соответствии с современными положительными тенденциями в этой области. Конечным продуктом деятельности школы является модель выпускника. Проблемный анализ показал рассогласованность в вопросе, какой должна быть современная школа, чтобы воспитать современного выпускника, и что есть на самом деле.

Что есть? Что должно быть?

Современный учитель в основном ориентируется на знаниевую парадигму образования и Развитое мышление и интеллект, (а не память). Ученик должен уметь дает учащимся хорошие знания, при этом не развивается личность ученика, последний добывать знания. В современном обществе, в век информационных технологий не умеет самостоятельно добывать знания, не умеет пользоваться справочной и и возрастающих потоков информации, это очень важное умение.

дополнительной литературой

Большой объем, не усваиваемой информации, обучение множеству различных дисциплин, Обучение не собственно предмету, а основным умениям, которые помогут которые пригодятся в будущем только на 50%. Учитель учит тому, что знает сам, ученику получить нужные знания в будущем. Нужно учить находить нужную независимо от того, является ли это актуальным. Учит тому, чего уже нет. Знания информацию и умело ее использовать, а не давать готовый материал.

оторваны от деятельности. Оценки – главнее всего. Развитие самостоятельности. Сохранение здоровья.

Крайняя недостаточность аудио и, особенно, визуальной информации гуманитарного Человек должен свободно или, как минимум, уверенно ориентироваться в плана. Имеющиеся фильмы безнадежно устарели, а на новое, как правило, нет денег. процессах, происходящих в обществе. Для этого ему нужна альтернативная информация из разных источников. Это даст ему возможность осознанно принимать ответственные решения.

Выпускник, владеющий суммой знаний. Творчески развитая личность, способная адаптироваться в условиях рынка.

Современный выпускник должен быть активным, самостоятельным, умеющим выходить из трудных жизненных ситуаций.

Перегрузка учащихся: ученику не хватает времени для работы с дополнительными Физически здоровая личность, обладающая прочными знаниями.

источниками информации, включая компьютер.

Мы согласны, что необходимо расширить диапазон результатов образования. К наиболее значимым из них следует отнести:

• повышение уверенности учащихся в собственных силах;

• развитие позитивного образа себя и других;

• более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей;

• усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность;

• повышение умения адекватно оценивать себя;

• развитие «командного духа» и «чувства локтя», коммуникабельности, умения сотрудничать с разными людьми;

• обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи;

• развитие исследовательских способностей;

• развитие умения мыслить абстрактно.

Модель выпускника школы:

Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;

Личность, способная к саморазвитию и самоизменению;

Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения.

Модель выпускника разработана с учетом всех требований современного общества. Но соответствуют ли в полном объеме на самом деле наши выпускники этим критериям? Конечно, нет. Остаются нерешенными до конца важные проблемы, решение которых помогло бы приблизиться к идеальной модели выпускника.

Проблемы, с которыми сталкиваются наши выпускники (анализ социологического опроса)

Попробую провести небольшой анализ возникновения чувства неудовлетворенности от результатов обучения и воспитания современных школьников. Что порождает проблемы? На мой взгляд, начинается все с того, что у детей в подростковый период недостаточно формируется умение четко определять жизненную цель: чего хочу от жизни? Что нужно сделать для того, чтобы добиться цели в жизни? Это порождает в свою очередь нерешительность, пассивность, отсутствие самостоятельности, т. к. дети привыкают к тому, что за них все делают взрослые. Кроме того, современный выпускник зачастую владеет суммой знаний, но не умеет применять их на практике. Это приводит к тому, что возникают трудности при получении профессии, затем трудоустройства. Проведя социологический опрос среди одиннадцатиклассников, я выяснила, что 75% выпускников до сих пор не определились с выбором профессии, а значит и с выбором учебного заведения. Кроме этого, опрос выпускников нашей школы показал, что большинство (65%) не верят, что смогут после окончания вузов или средне-специальных учебных заведений найти работу по специальности, получать достойную зарплату. Они не видят собственного будущего. Существует мнение, что достаточно много ответственных за принятие осмысленной молодежной политики людей не то боятся, не то не верят в возможности молодых участвовать в обсуждении серьезных научных, социальных проблем и принятии серьезных решений. Широко распространено мнение, что подрастающему поколению нужно всего лишь усердно учить формулы и правила в школе, затем получить профессиональную подготовку и только после этого с ними можно вести диалог на равных. Однако и в этом случае «на равных» не получается: серьезные работодатели в большинстве случаев при приеме на работу нужного специалиста выдвигают к нему требование опыта работы. Проведенный опрос выпускников, которые уже закончили учебу в ВУЗах и СУЗах, показал следующее: опрошено было 15 человек, из них устроиться на работу по специальности смогли 6 человек, 5 человек устроились на работу, но не по специальности, 4 человека не смогли устроиться на работу по специальности, а работать «где попало» не желают, поэтому пополнили ряды безработных. Об этом факте говорят М. В. Половкова, Н. В. Громыко, составители документа «Стратегическая образовательная инициатива»: «существующая система подготовки (содержание и форма) в школе и профессиональном образовании не готовит молодежь ни к освоению пространства прорывных и передовых технологий, ни к уровню сегодня функционирующего производства». Попробуем на эти проблемы посмотреть с различных точек зрения: ученых, педагогов, детей.

Мнение ученых о проблеме самоопределения молодежи

Неоднозначность мнений и позиций, присутствующих в обществе в целом по оценке ситуации в России сегодня и перспектив разворачивания ситуации транслируется на сознание молодежи. Педагоги, работающие с молодежью и подростками, фиксируют полярные точки зрения на происходящие в стране события и, соответственно, складывающиеся убеждения: от негативного «В России все плохо» до циничного «А мне какое дело?». В это же время благодаря стремительности распространения информации в первую очередь в Интернете о новых научных открытиях, технологических разработках, следующем технопромышленном укладе поколение юных оказывается хорошо осведомлено о прорывных проектах. И все реже и тише звучит вопрос: «А почему у нас этого нет?»

Давайте посмотрим, как на эти детские вопросы можно отвечать по существу, опираясь на наше взрослое понимание и самоопределение.

ПОНИМАНИЕ. Традиционно ответственность за работу с детьми, подростками и молодежью возлагалась и возлагается на систему образования. Однако в самой системе образования накопился ряд проблем, не разрешив которые мы не сможем обеспечить нашим учащимся ту пресловутую конкурентоспособность, которая включена в модель выпускника практически всех образовательных учреждений.

Первое. В системе образования крайне медленно осуществляется обновление знаний, необходимое для вхождения в перспективные области наук и практик. Разрыв между тем, что можно узнать из всевозможных информационных источников и тем, как это осмысляется и фундаментально прорабатывается в системе образования, является просто колоссальным.

Второе. Укоренившийся в образовании монопредметный, монодисциплинарный подход и классно-урочная система не дают возможности либо крайне затрудняют работу по включению детей в осмысление комплексных проблем современности и попытки культивировать способы их решения. Надо отметить, что передовая практико-ориентированная психолого-педагогическая наука уже выработала образцы такой обучающей деятельности.

Третье. У школьника, как впрочем, и у студента сегодня крайне узок набор способов учебной деятельности. В основном учение связывается с запоминанием больших объемов информации. Важные, культурно значимые и привлекательные для самого молодого человека способы деятельности исследования, проектирования, конструирования, разведки, управления и другие не включены сегодня (или изредка присутствуют) в образовательном процессе.

Четвертое. Школа и многие профессиональные учебные заведения не имеют необходимых институционально-инфраструктурных решений, и, оставаясь замкнутыми, не отражают в своем устройстве и работе возможное богатство связей с бизнесом, властью, промышленностью, финансовой сферой, наукой и т. д. Для молодежи не представляется возможным включаться в прямой диалог и знакомиться с реальными процессами в этих сферах деятельности.

Пути решения проблемы самоопределения и самореализации выпускников школы.

Решение перечисленного выше перечня проблем и вывод практики образования к обеспечению качества, необходимого для реального прорыва в будущее не может быть осуществлен силами одного только образования. Однако именно образование, внутри которого только и могут быть сформированы отсутствующие, но с такой надеждой ожидаемые способности человека мыслить, принимать решения, проектировать, объединять людей, может выдвинуть стратегическую инициативу построения достойного будущего:

- Должна быть разработана и построена Школа Будущего, где бы складывался другой тип работы со знаниями, призванный обеспечить высокотехнологичное перевооружение общества. Построение Школы Будущего связано с отстаиванием простой ценности: школа должна учить мыслить. Всех детей независимо от социального и имущественного положения. Мыслить – значит участвовать в порождении новых знаний, в порождении новых видов богатства, в том числе, собственности на деятельность. А это значит – участвовать в проектировании новых наукоёмких производств и типов занятости. Таким образом, школьники должны овладевать культурой проектирования.

- Употребление и порождение знаний невозможно без понимания учителями и учащимися устройства знания как такового, его отличий от мнения и информации. Они должны обладать моделями, техниками и мыслительными процедурами, позволяющими получать знания. А это связано с вхождением в культуру исследования

- Вокруг школы будущего должна быть выращена специальная образовательная среда, включающая в себя детско-взрослые научно-образовательные производства, банк, киностудию и телевизионную студию, рекламное агентство, укомплектованные детско-взрослые исследовательские лаборатории и т. д.

- Школа будущего должна предоставить ребенку плацдармы, где бы он мог применять те знания, которые у него есть, с тем, чтобы порождать принципиально новые знания, двигающие вперед и науку, и общественную практику в целом. К числу таких плацдармов следует отнести детско-взрослые научно-образовательные производства. В рамках таких производств может быть, наконец, осуществлен технологический синтез науки, образования, промышленности, экономики, политики и экологии. Учащиеся будут участвовать в создании новых прорывных типов знаний, а также смогут сами программировать траектории собственного профессионального роста.

- Ученик школы будущего должен понимать современные формы накопления общественного богатства, владеть новейшими финансовыми технологиями. Создание детско-взрослого банка позволит решить эти задачи. Работая и одновременно обучаясь в нем, дети получат базисные (научные и практические) знания о том, что такое деньги, как они определяют устройство современного мира, что такое прозрачные финансовые схемы и т. д. Обучаясь в банке, дети сами со временем смогут управлять финансовыми потоками и находить инвестиции в прорывные наукоемкие проекты.

- Возврат к индивидуальному обучению. Индивидуальный темп обучения для каждого ребенка по каждому предмету. Учащийся должен находиться на том уровне сложности материала, на котором он может понимать и усваивать этот материал. Учащийся должен ставить разумные цели, которые он может выполнить в предписанный промежуток времени. Учащийся должен находиться под контролем и иметь стимулы для усвоения и практического использования изученного материала. Учение учащегося должно быть измеримо. Учение учащегося должно вознаграждаться.

- На августовском совещании работников образования Министр образования РС(Я) Ф. В. Габышева в своем докладе «Дуальное образование: опыт, проблемы и перспективы» предложила еще один путь решения проблем, связанных с самоопределением и самореализацией выпускников школ. Дуальное образование предполагает теоретическую и практическую мобильность выпускников школы, которые со школьной скамьи выходят, освоив азы профессиональной деятельности. Но, к сожалению, реализация проекта «Концепция дуального образования» рассчитана до 2015 года, наверное, наши дети будут осваивать такую форму обучения.

Взгляд педагогов на школьную реформу

Какой представляется Школа Будущего нашим педагогам? Какой они хотят ее видеть? Итак, школа будущего – это:

Школа развития

Предполагается, что получение знаний ведет к развитию. Современная школа должна стать школой развития и выполнять новую задачу учить учиться, мыслить и творить. Это должна быть школа Деятельности, где в основу обучения и воспитания положен деятельностный подход. Главное— научить ребенка не только усваивать знания, но и уметь их добывать, обрабатывать, применять на практике. В обучении на первый план, таким образом, выходит освоение способов мышления, информационно-коммуникационных и исследовательских умений, овладение разными видами учебной деятельности. В воспитании— освоение разнообразных социальных ролей и имеющейся социально-нравственной практики, включение детей в разработку и реализацию социальных проектов.

Школа личности

Учеников надо перестать воспринимать как объекты обучения, а научиться выстраивать с ними отношения в учебном процессе, помня, что у каждого из них есть свое понимание и восприятие мира. Суть концепции предполагает необходимость предоставления и взрослому, и ребенку разнообразных возможностей реализовать личностный потенциал. Это школа, в центре которой стоит Личность ребенка, его способности, интересы и развитие. На первый план в ней выходит задача индивидуализации обучения и воспитания, основой для решения которой должен стать индивидуально-гуманистический подход, личностно-ориентированная педагогика. Эта школа, где для каждого ученика выстроена своя образовательно-воспитательная траектория

Школа партнерства

Уже сейчас появилось целое движение социально активных школ. Они строят разные модели взаимоотношений между педагогами, родителями, местной властью и обществом. Это должна быть Открытая школа, взаимодействующая со всеми возможными участниками образовательно-воспитательного процесса в обществе; деятельность ее должна быть прозрачной для оценки со стороны социума. Именно школа должна стать центром образовательно-воспитательного пространства микрорайона (населенного пункта и т. д. ). Это должна быть школа-Дом, в которой сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами и являющиеся равноправными участниками учебно-воспитательного процесса.

Школа здоровья

Это должна быть школа Здоровья, в которой, наряду с внедрением здоровьесберегающих технологий в обучение, необходимо формировать ценность здорового образа жизни у всех участников образовательно-воспитательного процесса (учащиеся, родители, педагоги). Речь идет не только о здоровье физическом, но и о здоровье нравственном. Врачи бьют тревогу. Больное поколение наших детей не справляется с учебными нагрузками. Их уменьшают. Добавляют часы физкультуры, много говорят о здоровьесберегающих технологиях. Но есть и такой факт - при всей разнице природных данных одни дети теряют здоровье от школьных уроков, а другие успевают еще в секции и на дополнительные занятия и как будто от этого становятся все румяней и сильнее. Поэтому, несомненно, правильно организованный ритм дня и продолжительность занятий важны.

Школа успеха

Детям, наверное, даже больше, чем взрослым, хочется быть успешными. Надо только научиться помогать им в этом. Это должна быть Адаптивная школа, способствующая социализации личности. Она должна научить выпускника жить и ориентироваться в быстро меняющемся мире, быть готовым к постоянному самообразованию и саморазвитию; сформировать у него толерантное отношение к людям других национальностей и вероисповеданий, уважение к другому мировоззрению и мнению, четкие нравственные ориентиры

В основе Школы Будущего, по мнению педагогов, должны лежать всем понятные непреходящие Ценности: ЧЕЛОВЕК— ГРАЖДАНИН— РОДИНА— ЗДОРОВЬЕ— СЕМЬЯ.

Школа будущего глазами детей

А) Анализ творческих работ детей.

Ребят 3-11 классов попросили написать о том, что и как, по их мнению, может измениться в школе за достаточно большой срок, предположим, за полвека. После проведения творческих работ нарисовалась общая картина видения школы будущего глазами детей. Все как один ребята представляют ее современной, многофункциональной, светлой, просторной, многоэтажной и непременно круглой формы — чтобы углов не было. Главное, чтобы была теплой. Многие желают видеть современный гардероб: номерки, на первом этаже. Школа должна быть оснащена камерами слежения как одним из стимулов дисциплины. На переменах играет тихая спокойная музыка, есть места для подвижных игр. Необходимым условием дети ставят сохранение здоровья и предлагают следующее: мебель должна быть удобной: парты округлые — чтобы синяков было меньше, некоторые предлагают офисные столы, кресла с подогревом и с массажными спинками, окна пластиковые во всем здании, много места для отдыха, иметь несколько тренажерных залов, бассейн, мечтают о том, что учащиеся не будут курить, употреблять алкоголь, иметь личные кабинки для вещей. Многие ребята обращают внимание на питание в столовой: широкий выбор блюд, все очень вкусное, питательное, полезное, а главное – бесплатное. Многие высказались за введение обязательной школьной формы, красивой и удобной. Почти все опрошенные пришли к общему мнению, что необходимо усовершенствовать спортивную работу: построить рядом со школой новые спортивные залы, оснащенные современным оборудованием, расширить услуги в области спорта: разнообразить перечень спортивных секций, например, кикбоксинг, бокс, хоккей, теннис, фитнес, катание на коньках и лыжах, около школы построить детскую спортивную площадку, теннисный и хоккейный корт, иметь зимой каток. Перед школой мечтают видеть приспособленную для отдыха и игр красивую площадь с фонтаном и садом. Внутри школы они помещают вполне реальные для нее объекты: спортивные тренажеры, аквариум, карту звездного неба, живой уголок с птицами и зверьками, оснащенные техникой лаборатории. И главное, чтобы все было экологически чистым. Как видим, многое вполне реально. Конечно, ребята проявили фантазию, и в их проектах есть занятия йогой, пришкольные зимний сад и оранжерея, электронные учебники вместо обычных, подчас тяжелых, Интернет-библиотека, шведский стол вместо столовой, конюшня. Мечтатели добавили Интернет, кафе-мороженое, эскалаторы, сауну и, конечно же, космический корабль и машину времени. В процессе обучения ученики хотели бы, чтобы в школе изменилась оценка знаний (предлагают десятибалльную систему), на уроках применялись информационные технологии и другие современные методы работы. Все мечтают о том, чтобы в школе каждое рабочее место было оборудовано компьютером, связь с учителем осуществлялась по сети. Интернет со всеми своими широчайшими возможностями заменит учебники, тетради, дневники и школьные журналы. Индивидуальное обучение должно прижиться в школе. Писали дети об учебе, учителях и учебных заведениях. Про учителей школы будущего можем сказать только то, что все они будут высококвалифицированными работниками и просто хорошими людьми. Ну а ученики, как были все разными, так такими же навсегда и останутся. Благодаря отсутствию каких-либо ограничивающих рамок, ребята написали так искренно, что ниже мы можем прочесть не только про школу как таковую, а про детские заветные мысли, про то, какие ребята на самом деле, что они думают и о чем мечтают, когда идут или едут в школу или находятся в ней, про то, что взрослые иногда не замечают в детях, а иногда и не в состоянии выполнить для них. Интересно может быть и педагогам-практикам, и директорам, и более высокому идеологическому руководству.

Вывод: мнение детей вполне реальны и совпадают с мнением учителей и общественности. То, что предлагают ученики во многих школах уже есть, например, в Московских школах проводится эксперимент под названием «Школа Завтрашнего дня», кроме этого наша школа тоже стоит на пути к модернизации: за последние пять лет изменилось очень многое (у нас светлое, большое, четырехэтажное здание, обновляется постоянно мебель и школьное оборудование, имеются компьютеры в достаточном количестве, учителя начали применение информационных технологий. Анкетирование учителей школы показало, что 75 % педагогов школы положительно относится к информатизации образовательного процесса, готовы применять в работе информационные технологии, а 35 % учителей их уже применяют, остальные готовы к обучению новому и видят в перспективе положительный результат от такой формы обучения.

Б) Итоги ученической конференции: Итогом исследовательской работы явилось проведение ученической конференции, в результате которой были разработаны обращение и требования к общественности по поводу школьных реформ.

Обращение. Уважаемые господа! Не наша вина, что, родившись одинаковыми, мы становимся заложниками условий, в которых нас растят и воспитывают: разные возможности семей, сельские, городские условия, национальность и местность оказывают на нас свое влияние. Мы еще маленькие и не можем зарабатывать деньги, чтобы обеспечить себя необходимым, но от того, что мы сегодня имеем, от того, как нас воспитывают, будет зависеть завтрашний день того общества, которое составим мы, став взрослыми. Сегодня мы выступаем гарантами развития общества. Выставляя свои требования, мы хотим, чтобы общество, в котором мы сейчас живем, выступило гарантом нашего детства, наших интересов. Мы понимаем, что требования к обществу являются результатом детского анализа проблем и состояния условий жизни детей. Мы хотим, чтобы наши пожелания были своеобразным путеводителем для работы по модернизации школы, которая находится сейчас на этапе становления. Мы видим борьбу за наши права, как борьбу за все общество, которое разделяет наше мнение в том, что ситуацию с детьми необходимо срочно изменить.

Наши требования:

1. Мы хотим новую школу, учеба в которой доставляла бы интерес и удовольствие в усвоении знаний. В обучении на первый план необходимо поставить освоение способов мышления, информационно-коммуникационных и исследовательских умений, овладение разными видами учебной деятельности. В воспитании— освоение разнообразных социальных ролей и имеющейся социально-нравственной практики, включение детей в разработку и реализацию социальных проектов.

2. Современная электронная технология – основа школы будущего. Школа должна быть оснащена компьютерами для работы; они должны быть доступны для учеников

3. Индивидуальный темп обучения для каждого ребенка по каждому предмету. Система индивидуального обучения дает возможность каждому ученику реализовать свой творческий потенциал, свои способности.

4. Совершенствование содержания образования, пересмотр учебных планов и программ. Школьная программа чрезмерно усложнена. Усвоить ее по всем предметам в полном объеме практически невозможно. Для этого, с учетом занятий в школе, продолжительность рабочего дня учащихся составляет более 10 часов, что в итоге намного превышает уровень 40 часовой рабочей недели, декларируемой Конституцией России.

5. Изменить систему оценок знаний, возможно за основу взять американскую систему, при которой контроль знаний осуществляется постоянно в ходе тестирования учащихся и зачетной формы.

6. Вокруг школы будущего должна быть выращена специальная образовательная среда, включающая в себя детско-взрослые научно-образовательные производства, банк, киностудию и телевизионную студию, рекламное агентство, укомплектованные детско-взрослые исследовательские лаборатории и т. д. , которые позволят решить задачи понимания современных форм накопления общественного богатства, овладения новейшими финансовыми технологиями;

7. Активизация мотивации и стимулирования учащихся к обучению. В школе необходимо введение стипендии за хорошую учебу после пятого класса.

8. Мы считаем недопустимым экономить на образовании. Спортивным залам школ улучшить оснащение. В школах должно быть бесплатное или льготное питание.

9. Внедрить в практику работы дуальное образование, т. к. оно предоставляет возможность получения общеучебных и трудовых навыков, способствующих последующей социализации и непрерывному профессиональному образованию в изменяющихся условиях современного рынка труда.

Основные выводы по представленному проекту:

Сравнение различных точек зрения на проблему модернизации образования не выявило противоречий: и ученые, и педагоги, и дети понимают, что

- Необходимо комплексное всестороннее внедрение в систему школьного образования информационных технологий, но современная школа, работая в условиях недостаточного финансирования, не имеет возможности в полной мере использовать в учебном процессе новые информационные технологии, не в состоянии обеспечить высокий социальный статус учителя, испытывает недостаток квалифицированных кадров.

- в конечном счете, успех реформ, осуществляемых в нашей стране, и не только школьной, будет зависеть от эффективности работы простого школьного учителя. Какими бы современными ни были технологии обучения, связующим звеном между ними и учеником остается учитель, В школе будущего обучающая техника не заменит живого контакта с учителем. Никакой самый совершенный робот не добьется взаимопонимания с учеником. Он останется только накопителем информации, неспособный научить чуткости, отзывчивости, состраданию. Педагог должен быть ЧЕЛОВЕКОМ, личностью. Только одаренный учитель может самосовершенствоваться при помощи дополнительных источников информации, поэтому необходима государственная программа повышения компьютерной квалификации учителей;

- Каковы бы не были технические новинки, как бы не умнели машины, природу человека они переделать не в состоянии. Человека нужно учить, в него невозможно (по крайней мере пока) загрузить некую сумму знаний как в компьютер. Но самое главное его нужно ВОСПИТАТЬ. Воспитание это - если хотите, обучение ученика жизни и правилам в обществе. Это происходит как-то незаметно: в общении с другими, в выборе стиля одежды, при просмотре фильмов и чтении книг, в танцах на дискотеках и в классе во время уроков. С психологической точки зрения ученики не изменятся. Ученики - дети, поэтому они любят играть и будут любить играть. У них будет своя молодежная мода. Они будут стильно одеваться и у них будет свой молодежный сленг.

Образование – основа высокого качества нашей жизни. Оно составляет сердцевину нашей экономической мощи и безопасности, нашей способности к творчеству в области изящных искусств и литературы, нашей изобретательности в науках и, наконец, увековечения наших культурных ценностей. Образование – это ключ, который позволит обеспечить конкурентоспособность России на международном уровне". Если модернизация образования будет проведена успешно, то тогда мы будем соответствовать Модели выпускника образовательной школы.

Школа будущего. Это очень популярный штамп – «школа будущего». При этом имеется в виду, что это такая школа, которая показывает, какими будут школы в будущем. На самом деле есть еще один, на наш взгляд, более содержательный смысл школы будущего. Современная школа должна быть школой, создающей будущее, такая школа – это проект будущего, его модель. Модель тех отношений, которых мы хотим, проект такого управления страной, которое мы хотим, это уровень жизни, которого мы хотим в будущем, качество школьной жизни, это то, как мы хотим жить завтра. Но хотим мы этого или нет, любая наша школа и вся система школьного образования – это школа будущего. Раньше нам говорили: какое общество, такая и школа. Сегодня мы говорим: какая сегодня школа, таким будет завтра общество. Если будет». Александр Адамский.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)